Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки.
«С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду.
Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Это очевидно. Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче.
Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства. На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец. В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
— Ср. За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований.
До 1859 года его неоднократно награждали малой серебряной медалью за успешные заслуги, а в 1859 он удостоился большой золотой медали. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея. Явный протест против классицизма: я, Перов, Маковский К., Седов, Ознобишин, – записывает художник1. Лиловатые прозрачные тени на золотящихся от солнца красноватых стройных стволах, на зеленой хвое кажутся подвижными. 1. Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения.
В двенадцать лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). «Утро» полностью лишено всего этого. Одно из них – Сосна.
По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. Воздух словно напоен теплом. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. Примером таких работ является картина Рубка леса. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Изумрудная трава и сероватая зелень молочая спускаются к мелкому, бегущему по камням и песку ручью. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров. На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи.
Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. Талант великолепного рисовальщика, внимательность и цепкость взгляда помогали Ивану Ивановичу изображать мельчайшие части растений, камней, неровностей почвы в их естественной совокупности, что придавало его полотнам максимальную реалистичность. С особой любовью Иван Шишкин изображал деревья, приобретавшие под его карандашом или кистью уникальную индивидуальность и крайнюю достоверность форм листвы, ветвей, стволов, элементов окружающей местности – хвороста, папоротников, трав, фрагментов почвы. Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. И Шишкин не останавливался на достигнутом. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор.
Мастер смело экспериментировал. В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений. В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. И вместе с тем произведение не носит камерного характера. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
И в этом уже проявляется своеобразие художника. Божия Благодать.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Сосновый бор». В окрестностях Москвы (1866 и 1869).
Внушительные дубы достойны восхищения. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь.
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. Композиционной доминантой является группа деревьев в центре. Широта лесных просторов, увиденных с возвышенности, громадность неба, отразившегося в далеком голубом озере, – вот то поэтическое начало, которое захватывает зрителя. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы.
Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. Горная равнина тянется вдаль, что в сочетании с незаполненным участком каменистой почвы на переднем плане и высоким небом дает ощущение широкого, по-своему сурового простора. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно.
Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ). По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу.
Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сиверская (1883. ). В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие.
В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович.
Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. Художник их штудировал прямо в лесу. Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс.
Впоследствии, оттиски с досок, служивших для этого альбома, подправленных и несколько переделанных, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома господином Марксом. Родственники считали художников «пьяницами и арестантами» и не хотели, чтобы их дитятко зналось с такой компанией.
Свободно, уверенно, в голубовато-зеленоватом тоне написан небольшой натурный пейзаж Папоротники в лесу. Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Случайность.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. К ним относятся Уголок заросшего сада.
Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника. При этом графическое начало, как и во многих работах мастера той поры, явно берет верх над живописным. О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов. В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа.
Многочисленны как всегда у Шишкина рисунки, выполненные графитным карандашом в свободной линейно-штриховой манере. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Первое место занимает Шишкина Рожь1.
Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью.
В его произведениях встаёт дремучая Россия. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. Взору открываются огромные массивы лесов. И еще новое – приближенность изображения к зрителю. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Каждое из них вызывало интерес зрителей. В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Ему уже сопутствовала известность. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Как никогда, возрастает роль света в его пейзажах, обогащается колористическое мастерство, само восприятие натуры становится более задушевным, что отвечало характерному для русского пейзажа того времени тяготению к лиризму. Однажды в Мюнхене Шишкин пировал с приятелями и услышал, как за соседним столом два немца отпускают шутки по поводу России. Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов. Валаам (1858, 59. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию.
Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа».
Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. Колорит здесь играет решающую роль. Он вернулся в отчий дом и каждую свободную минуту посвящал рисованию, вот таким образом родители называли юношу «мазилкой».
Шишкин был членом кружка аквафортистов. Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. В картине 1867 года В церковной ограде.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Мачтовый лес в Вятской губернии". Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. В 90-е гг.
Кроме этого увлекался археологоией историей. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Какая необычайная картина.
Человек Шишкина прикреплён к земле. По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива., создав в ней романтический образ великолепной, одетой ризой снегов сосны на высоком утесе в морозную лунную ночь. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи.
Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Художнику недостало умения передать далекую перспективу лесов, тающих, как у Шишкина, в голубоватой дымке. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев.
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Что впереди.
Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857). Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни. Шишкин не убежденнейший натуралист, знающий природу только по-деловому, количественно, по-хозяйски1, а подлинный реалист, в самом прямом, всеобъемлющем и высоком значении этого понятия. Был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Над землёй летают ласточки.
Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Со словами матери были согласны и преподаватели гимназии, в которой учился Шишкин-младший. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859). По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую.
Линия у него становится еще более подвижной и гибкой, подчас плавной иногда упругой и сильной, нередко легкой, волнистой. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. Богато нюансирован цвет. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала. На другой выставке в 1893 г. демонстрировались произведения, выполненные в течении последнего лета. Возмущенный художник ринулся к молодым людям и потребовал извинений. Художнику как нельзя лучше удалось передать влажность и прохладу еще не очнувшегося от холодной ночи леса.
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года. – взволнованно ответил художник.
Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии. Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
Облик этот был многолик. Впереди художника ждали новые достижения. Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Думается, что можно. Молодой человек получал сплошные «двойки» и даже «единицы», отучился всего четыре класса, а потом ушел из гимназии, «чтобы не сделаться чиновником».
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Помещая в центре могучие стволы деревьев-великанов и уводя их кроны за верхний обрез картины, художник подчеркивает высоту и мощь дубов. Он носит романтический характер. Но детали не нарушают целостности общего впечатления. Сейчас эти мечты стали явью.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Раздолье, простор, угодье. Окрестности Москвы.
Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. Их он стремился передать как можно конкретнее. Этюд Полдень.
Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. Натурализм поднялся здесь до своих вершин.
Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». – Гроза застала меня дома.
В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. В окрестностях Москвы», которую закончил в 1869 году.
Неторопливый подробный рассказ, но рассказ, полный значительности, обилие деталей наряду с выявлением характерного, простота и доступность художественного языка – таковы отличительные черты этого пейзажа, как и многих последующих работ Шишкина, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках Товарищества. Все сковано морозом и погружено в тень.
Мастером пленэра Шишкин не стал, но в то же время он довел до совершенства разработанную им систему, основанную на точном рисунке и цвете, подробно характеризующим натуру. В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день. Парит. Но по сравнению с ними, при всей измельченности штрихов, он лишен какой-либо засушенности, в нем больше чувствуется красота чеканных линий, богаче светотеневые контрасты. В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса.
Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894).
В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане. В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Крамским.
В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Об умонастроении лучшей части этой молодежи можно судить по находящейся среди архивных материалов Шишкина рукописи-черновику статьи Художники и студенты. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Но столь типичен, как всегда, у Шишкина мотив, столь характерен именно для русской природы и так конкретен, что у зрителя невольно возникает впечатление чего-то, словно бы уже не раз виденного и узнаваемого.
Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Его репутация была безупречной. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу.
Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России.
Картина эта называется «Первый снег» (1875). Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Природа выражает музыку человеческой души. К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А.
Все полно жизни. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства.
Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Излишняя реалистичность также сказывалась на общем настроении пейзажей, частично приглушая их эмоциональный фон, отодвигая на второй план колорит и сужая возможности, предоставляемые живописцу широкой цветовой палитрой. Именно вот таким образом талант художникапорой гораздо ярче проявлялся в одноцветных рисунках и офортах. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов.
Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Внимательное штудирование натуры сочетается в нем с широтой видения художника, который, не пренебрегая деталями, в то же время стремится подчинить второстепенное главному, в данном случае поэтическому образу цветущих деревьев.
Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Густые кроны бросают на них тень. Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала. Много работал Шишкин и за границей. Картина Хвойный лес. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Последнюю свою работу он так и не закончил. 1 Точнее, пожалуй, считать эту картину завершающей ранний этап деятельности Шишкина – этап затянувшегося ученичества. Эту технику художник освоил еще за границей.
Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер. К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений.
Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль. Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Невероятная тишина царит в пейзаже.
Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.
Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Они стремились к изображению типичных черт родной земли.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи. Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Копии с него были обязательны в учебной практике не только Академии, но и московского училища.
Знаменательна стала она и для развития пейзажа. Лучшая работа этих лет – Полдень. Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864). Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин.
Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. организованы две выставки работ художника.
Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. «Иван Иванович. Высокое небо со светящимися по контуру кучевыми облаками – не просто фон, а важный компонент пейзажного образа, который имеет выраженный национальный характер.
Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. Это одно из самых совершенных произведений художника.
Чрезвычайно трудная живописная задача – передать соприкосновение и взаимосвязь растительных форм – решается художником с блестящим мастерством. Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора. В живописном плане произведение еще далеко от пленэрности, однако цветовая гамма его естественна и гармонична. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Активно используя цвет и средства построения линейной перспективы, художник добился большой органичности художественного образа. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна.
Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895). Тем более, что остров славился своей живописной природой. Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них.
По инициативе купца и на его же деньги Елабуга обрела деревянный водопровод, который до сих пор частично работает. Самыми знаменитыми его картинами, которые знают практически все – это Утро в сосновом лесу, над которой он трудился вместе с К. Савицким, Сосновый лес, Бурелом и многие другие. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Тогда только картина будет выглядеть достоверно.
Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры.
Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. Шишкин не облагораживал природу. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2.
Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Его восхищение природой с годами не притупляется. Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии».
Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы. Мрачное настроение. Национальное самосознание не могло подразумевать одного-единственного понимания облика русской земли. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Недаром его называли швейцарским Поттером. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь.
Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо. Художник одушевляет деревья. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Может быть, куинджиевские отвлечения в поисках вечной, космической красоты, обращенной к земле, к миру людей, являлись некоторыми попытками создать религию прекрасного и вечного. Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне.
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Это было время тесной дружбы двух художников.
Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений. Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней.
В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Природа – сама благородство. Темные стволы мягко вырисовываются на светлом фоне, чуть выступают очертания задних деревьев.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Рожь. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Однако трактованы они с большей живописной свободой. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891).
Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. В них нет политики и социальной направленности. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался.
Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Благодать. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Рожь. Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев.
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо.
Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы).
Это несомненно. Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Вид на острове Валааме (1860).
Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности. Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890).
К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем. Соотечественники гордятся их картинами как национальными сокровищами, настолько велико обобщённое чувство гражданственности и ощущение Родины в этих реалистических произведениях. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. А их было немало. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста.
Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Но за год до поступления Шишкина в Академию почтенный профессор скончался и теперь на его должность был назначен С. М. Воробьев – художник академического толка, который оказался неспособным отойти от архаических методов преподавания. Вертикали пересекаются косыми линиями. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Характерно, что Куинджи изображавший, как правило, явления природы, не поддающиеся длительному изучению, обходился без предварительных натурных этюдов, в то время как Шишкин считал их первоосновой творческого процесса. Но отрицательные стороны столичной жизни не заслонили Шишкину того ценного, что давало ему пребывание в Петербурге, где в стенах университета в 1855 году защитил свою диссертацию, ставшую манифестом нового искусства, Н. Г. Чернышевский, где издавался Современник, передовой орган, привлекший на свои страницы крупнейших прогрессивных литераторов и критиков, где ширилось революционное студенческое движение. Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман.
Среди долины ровныя. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.
Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. У него были какие-то свои трения с Савицким.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства. Третьяков решил судьбу картины по-своему. В его произведениях появляется цвет, богатый многообразными оттенками, гармонически сливающимися воедино. Лучшей вещи он не писал1.
Этот прием будет характерен для него и в позднее время.
Биография художника зашифрована в его творениях. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей.
Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес. На косогоре (1880). Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869).
Автор словно утверждает значительность темы. В окрестностях Москвы. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза.
В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой, нанося рисунок на металлическую доску даже после травления и дополняя изображение новыми деталями.
Ничуть не бывало. Домотканово (1888). Один из самых совершенных – Берег моря.
Шишкин же впервые выступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Пейзаж построен на противопоставлении безбрежной равнины и словно царящего в ней могучего одинокого дуба. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»).
Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна. У него умерли сыновья. Одна его знакомая вспоминала, как однажды, пробегая в грозовой ливень мимо его дачи, с удивлением обнаружила Шишкина, стоявшего босиком и в абсолютно промокшей одежде посреди лужи.
Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно. Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры.
Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Отца любили и уважали в небольшом провинциальном городке, Иван Васильевич даже несколько лет занимал кресло главы населенного пункта. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень. Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности.
Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса.
Чувствуются глубина оврага, глушь. Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы.
Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь.
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Однако, если Шишкин увлечен и захвачен равноценными для него в конечном счете деталями, любовно им воспроизводимыми из суммы которых как бы складывается общее впечатление, то Каменев подчиняет их целому. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству. Удивительный старик этот Шишкин.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. » «Нет, я вышел под дождь. Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места.
Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Параллельно художник трудился над картиной «Полдень. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника.
Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, — тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность. Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887).
Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875). Его отец был купцом, культурным человеком.
Его походы в кабак частенько заканчивались драками. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства.
Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.
В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Особенный, тихий, погожий выдался день. Активно используя рефлексы и цветные тени, Шишкин добивается непосредственности впечатления солнечного света при безусловной материальности и предметности изображения. Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности.
Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. Он кропотливо изучает натуру. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Легкие тени скользят по коре, падают на землю. В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881). В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Вскоре Шишкин стал покровителем молодого мастера Федора Васильева, который познакомил учителя со своей старшей сестрой. Правда, за границей черты декоративности в произведениях Шишкина явно усилились, появились и элементы однотипности композиционных схем.
Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень.
Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова.
На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Всего лучше вода и вся правая сторона и что удивительно – небо, действительно легкое и светлое небо, – словом, картина хорошая и производит впечатление здоровое. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
Все они были написаны под Петербургом. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку. Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола.
Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Выразительный мотив стелющихся над землей горизонтально расположенных ажурных листьев, как бы создающих верхний невесомый настил почвы, с давних пор привлекал Шишкина и неоднократно им варьировался в рисунках, офортах и этюдах, встречался в его картинах. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель.
На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков.
Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Зимой, когда приходилось работать в помещении, заставлял начинающих художников делать перерисовки с фотографий.
Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым. В изобразительном искусстве шел интенсивный процесс становления новой реалистической школы живописи, захвативший в первую очередь творчество художников-жанристов. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало.
Этот большой тональный рисунок-картина отличается исключительной цельностью и насыщенностью художественного образа, хотя в нем недостает той живой непосредственности, легкости и своего рода трепетности, которые свойственны лучшим натурным графическим работам мастера. У работы было очень много положительных отзывов. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев.
Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. И только колорит пейзажей И. Шишкина отличался изысканностью богатейших оттенков зеленого цвета, в мягкую гамму которых органично включаются коричневые пятна стволов деревьев. В московском училище широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре.
Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает. Но показательно, что, делая выписки из весьма поверхностных статей академического толка, шестнадцатилетний юноша в год выхода из гимназии исполняет копии с иллюстраций Г. Г. Гагарина к Тарантасу В. А. Соллогуба, в которых В. Г. Белинский видел одно из претворений идейно-эстетических принципов натуральной школы. Так в реальной жизни не бывает.
Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). Сочетая мел с графитным карандашом и тушью, Шишкин добивается впечатления стремительно несущейся, пенящейся воды. В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком. Хотя Шишкин работал над произведением в Лисьем Носу в непосредственном контакте с натурой, живописное решение его страдает условностью.
Шишкин стремился к другому.
Впрочем, кто знает, может быть, в те годы получила поддержку склонность Шишкина к своеобразной портретное пейзажных образов. В природе нет для него крупного или мелкого. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость.
Русское богатство. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Иногда бывало так, что художник мог часами искать подходящие места, которые хоть немного напоминали дикие леса России. Поиски разнообразия тонов и верности их соотношений в пределах светотеневой гармонии наблюдаются в ряде произведений Шишкина, свидетельствуя о понимании им принципов пленэрной живописи, о приближении к ним.
Быть грозе. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень».
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания.
Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы.
Этот своеобразный лесной интерьер отличается непривычными размерами: он написан на огромном полотне. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень.
Окрестности Москвы. 1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина. В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой.
В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. К этому призывал и Крамской, к высказываниям которого Шишкин прислушивался с особым вниманием. Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Примечательно, что, добиваясь большей чистоты и звучности цвета, Шишкин даже переписал центральную часть произведения.
В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В окрестностях Москвы.
Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Процесс отбора идет даже на этой стадии. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни.
Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. Чтобы не гневить родителей, художник упражнялся в рисовании по ночам – так обозначились первые его шаги в живопись.
Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией. Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен.
Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень. Сосны придают картине величественное звучание. Не дождавшись их, он отправил в нокаут насмешников, а заодно еще и компанию из 10 человек. Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная.
Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Русское богатство". Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад.
Задний фон мрачен. Они давали богатый натурный материал.
В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились.
Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895). Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа. Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей. На всем словно лежит серый налет.
– Вы тоже попали под дождь. Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883). С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Мери-Хови. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке.
Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. – спросила она.
Изображена Кама близ Елабуги. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину. Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно.
Шишкин же был пока что на пути к этому. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Пейзаж носит пространственный характер. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля. Характерна в этом смысле «Рожь». Окрестности Москвы.
Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Картина также находится вКиевском музее русского искусства.
Он суров, величествен, но доступен. В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы.
«БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Что может быть лучше природы – отмечает он там же2. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи. 60. ). В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
В его картинах – чуткое отношение к деталям. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Он выделяет живописцев, обращающихся к национальной природе, стремящихся отойти от нарочитой эффектности, тяготеющих к натурности изображения, к простоте и обыденности мотивов. Но они вздрогнули от ужаса, когда Иван объявил о своем желании обучаться живописи.