Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Сама эпоха 60-х годов выдвигала перед искусством и художником принципиально новые важные задачи, а жизнь на каждом шагу открывала перед ним богатый, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломки условных и обедненных приемов академической системы живописи, лишенной живого отношения к природе и чувства художественной правды. Много работал Шишкин и за границей. Жил преимущественно в Петербурге.
Парит. Над землёй летают ласточки. Шишкин познакомился с молодой красавицей, художницей Ольгой Антоновной Лагодой. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Художник пейзажист Иван Иванович Шишкин исполнил более ста работ. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Иван Шишкин всегда был окружён вниманием товарищей. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома.
Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Сокольники. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Вместе с ним в Академию вернулись и начали преподавать там другие известные художники — Илья Репин, А. Куинджи, В. Маковский.
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора.
Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Невероятная тишина царит в пейзаже. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Г. Гуркин бросился на помощь к своему учителю, но увы. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Его племянница А. Т. Комарова рассказывала впоследствии: Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Так в реальной жизни не бывает.
До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. В окрестностях Москвы (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето- воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Шишкин замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто лес, но лес из осокорея, вязов и частью дубов (дневник 1861 года) или лес еловый, сосновый, осина, береза, липа (из письма И. В. Волковскому, 1888).
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. На Вторую выставку передвижников художник представил картину Лесная глушь (1872, ГРМ), за которую в 1873 году получил звание профессора пейзажной живописи Петербургской Академии Художеств. Задний фон мрачен. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Сосновый бор». Это несомненно. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине.
Ведь Иван Иванович писал её для Савицкого и подбирал пейзаж для фона, соответствующий замыслу друга, ведь сам он не любил такие глухие места. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Вот таким образом, не окончив гимназию, Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В окрестностях Москвы, но она не была приобретена. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины.
В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи.
Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Знатоки живописи утверждали и утверждают до сих пор, что среди всех русских живописцев «ему, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика».
В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Природа выражает музыку человеческой души. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Ему уже сопутствовала известность, а картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864, ГРМ), написанная в Германии по заказу Н. Быкова и присланная в Петербург, принесла художнику в сентябре 1865 года звание академика. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи.
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Мрачное настроение.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея).
Лучшая работа этих лет – Полдень. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
В 1862-1865 годах он жил в Германии (в Мюнхене и Дюссельдорфе) и Швейцарии (в Цюрихе и Женеве), посещал мастерские известных художников, в том числе немецких анималистов Бенно и Франца Адамов, швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Все эти произведения представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Рисунки пером, виртуозно испоненные мельчайшими, бисерными штрихами, с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор.
Картина Полдень. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Характерна в этом смысле «Рожь». Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
– получали в картинах и рисунках Ш. вид совершенной действительности. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Иван Иванович выбирал такое время суток, когда тень практически отсутствует и выразительность и достоверность достигаются иными способами. Вертикали пересекаются косыми линиями. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Шишкин был и оставался до конца непревзойденным знатоком дерева, художником, не имевшим соперников в изображении хвойного леса. Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. У него умерли сыновья. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней.
На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Манер есть самая внешняя сторона произведения искусства и тесно связан с личностью художника-автора и способом и степенью его понимания предмета и обладания техникою искусства. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Все сковано морозом и погружено в тень. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. После получения столь престижной награды у него выпала возможность отправится за рубеж для улучшения своих навыков. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев.
В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
География работ Шишкина чрезвычайно широка. Выполненные на пленэре, Особо стоит отметить Шишкина, этюды среди которых «Уголок заросшего сада. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением.
К ним относятся Уголок заросшего сада. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве.
Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Эту технику художник освоил еще за границей. Чувствуется глубина оврага, глушь. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом.
Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Его репутация была безупречной. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе.
В 90-е гг. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Березы, дубы и сосны на картинах художника переживали все периоды природного возраста от юности до старости и гибели в буреломе. Иван Иванович стремился передавать природу в момент ее наивысшего расцвета, наполняя полотна летним полуденным солнцем, добиваясь тонального единства и цельности своих картин. Его отец был купцом, культурным человеком. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Излюбленный художником предметный план с папоротниками, сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. В первый же год своего обучения в Академии он уже был присуждён к двум серебряным медалям, а после выиграл большую серебряную медаль, малую и большую золотые медали за свои картины. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме.
Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Мокрицкий говорил: Потерялись мы отличного и одарённого ученика, но надеемся увидеть в нём впоследствии отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. В его произведениях встаёт дремучая Россия. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом.
В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. Он не только вычеркивал рисунок иглой, но и рисовал на доске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливал готовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест.
Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Возможно такую символическую отсылку художник невольно изобразил из-за его постоянного одиночества. Ему уже сопутствовала известность.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих.
Его надежды на возрождение счастья и семьи во втором браке обернулись еще лишь одной трагедией и еще одной смертью близкого и любимого человека. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Творческая жизнь Ивана Шишкина течение в нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И. Н. 3 Раннее творчество Для ранних работ мастера (Вид на острове Валааме, 1858, Киевский музей русского искусства Рубка леса, 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма кулисного построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Уже в первый год пребывания в академии он получил две малые серебряные медали – за картину Вид в окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках под Сестрорецком. В его картинах – чуткое отношение к деталям.
В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
В 1984 -85 г. г. Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь и это мешает целостности образа. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета.
В окрестностях Москвы. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна.
Мастер смело экспериментировал. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство.
Густые кроны бросают на них тень. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Художнику как нельзя лучше удалось передать влажность и прохладу еще не очнувшегося от холодной ночи леса. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. В таких картинах, как «Полдень.
Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Окрестности Москвы. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Тем более, что остров славился своей живописной природой.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. В этой картине всё живёт: и мощные размашистые сосны, освещённые золотыми лучами утреннего солнца и влажный покров земли и сочная листва кустарников и дыхание сиреневого тумана.
Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком.
Их он стремился передать как можно конкретнее. Проходя от картины к картине, дети увидели вековые сосны, простор и раздолье полей, «жителей» леса.
Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). Человек Шишкина прикреплён к земле. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету.
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой – Большой золотой медалью и правом на три года поездки за границу. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник.
Крамской, видя неуклонный творческий рост пейзажиста с начала 70-х годов, особенно радовался его успехам в области колорита, подчеркивая, что эта победа была им завоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении с природой. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Каждое из них вызывало интерес зрителей. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Что впереди. В 1870-х годах Шишкин серьёзно увлёкся офортом. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Первое место занимает Шишкина Рожь. Ребятам рассказали биографию и показали работы художника Шишкина.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Внушительные дубы достойны восхищения. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
А. Беггров создал фотоснимки с угольных рисунков исполненных для него Шишкиным. Художник разработал зрительно убедительную картину, наполненную запахами равнины и прохладой затухающего дня. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств.
«Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам.
Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.
В училище он получил солидную профессиональную подготовку. В это же десятилетие Шишкин создаёт замечательные картины «Среди долины ровныя» (1883), написанную по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова, а также «Лесные дали» (1884), «Дубовая роща» (1887) и «Бурелом. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. И то, что Шишкин показывал на своих персональных выставках не картины, а именно этюды, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была для него эта область художественной деятельности.
Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги».
У него были какие-то свои трения с Савицким. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Кроме этого увлекался археологоией историей. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.
В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Затосковав по отечеству, Иван Шишкин, в 1866 г., возвратился в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
Шишкин стремился к другому. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания.
Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. К ним относятся Уголок заросшего сада. Отправляя И. Шишкина в Академию, А. Н. Наряду с Куинджи в конце 1870-х годов выступает В. Д. Это единство предстает очевидной уже реальностью, в окрестностях Москвы (1869, там же), почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве), прежде всего за счет тонкой композиционной и свето- воздушно-колористической координации зон неба и земли.
Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Воробьев. Примером таких работ является картина Рубка леса.
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Богато нюансирован цвет. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Шишкин не облагораживал природу.
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Тем не менее, работы, выполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.
Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Благодаря интересу к световоздушной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость.
Внимание детей заострили на том, что русский художник, мастер пейзажа, его картины знает весь мир, а у нас на Родине все школьники, так как иллюстрации многих картин есть в школьных учебниках. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Крамским. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). «Утро» полностью лишено всего этого. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Но он был человеком разносторонних знаний – увлекался техникой, археологией историей.
Последнюю свою работу он так и не закончил. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Кстати, последнее со всей наглядностью выявляет исследование произведений Шишкина в инфракрасном свете. Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Детская радость открытия мира пронизывает это произведение, отражая характерные черты национального характера. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Его поместье находилось неподалеку от прекрасного дикого леса, в котором Шишкин проводил почти все свое время. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны.
Это дерево давно должны были спилить на дрова. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. В 1880-е годы художник создает много пейзажей, в сюжетах которых обращается к теме русской природы. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Однако заказчик не захотел, чтобы на картине было указано еще чье-то имя кроме мастера Шишкина и стер подпись Савицкого.
Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в которых проявилась самобытность художника, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно.
Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. И в этом уже проявляется своеобразие художника. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Биография художника зашифрована в его творениях.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Лесная глушь (1872). В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.
Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области).
Это поучение прочно вошло в творчество Шишкина. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки.
Это очевидно. Сосны придают картине величественное звучание. Первое место занимает Шишкина Рожь. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость.
Много картин И. И. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты.
Отец художника Иван Васильевич Шишкин, слывший человеком честным, неподкупным, на протяжении нескольких лет был головой Елабуги. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.
Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Быть грозе. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги».
Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Случайность.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». 5 С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе «Среди долины ровныя» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова 1883, Киевский музей русского искусства), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович.
Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан).
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Ничуть не бывало.
Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Выставка проходила под девизом «Память в сердце храня». Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Третьяков решил судьбу картины по-своему. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт.
Художник одушевляет деревья. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение многих лет (особенно в 1870-х годах) проходила на глазах Крамского. Сам он торговал хлебом, но интересовался техникой и историей, увлекался археологией и даже был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества.
Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Сюжет их – жизнь русских лесов.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке.
Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. В них нет политики и социальной направленности. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Многие его пейзажные работы были выполнены с тоской по дому и очень напоминали русские виды.
«Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Природа – сама благородство. Это было выступление против мёртвого академизма. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Ах, как мешает человечеству идеология, помноженная на безграмотность. У работы было очень много положительных отзывов. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Краткая биография благородного человека, способного идти на компромисс, показана на примере истории с этой картиной.
Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2.
Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. А их было немало. организованы две выставки работ художника. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887).
Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре.
Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью. Но художник не торопится с поездкой, а отправляется в родную Елабугу и только в апреле 1862 года уезжает за границу. На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом.
После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Особенный, тихий, погожий выдался день. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень».
Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
Впоследствии, оттиски с досок, служивших для этого альбома, подправленных и несколько переделанных, были изданы, с прибавкой нескольких других офортов, в виде нового альбома господином Марксом. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Крамским.
Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
Облик этот был многолик.
Эту картину приобрёл П. Третьяков. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. — Ср.