«утро в сосновом лесу»— картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Картины Ивана Шишкина— совокупность картин русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (13 (25) января 1832— 8 (20) марта 1898), который создал более пяти сотен полотен.
Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея).
Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Кроме того Шишкин отмечал, что бездарный будет ее рабски копировать в то время как "человек с чутьем возьмет то, что ему нужно". Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире.
Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. А она очень «шишкинская», поскольку в ней отчетливо обозначена тема леса и вместе с тем представляет некое исключение ибо в ней отложилось вроде бы не свойственное художнику состояние, близкое «унынию» произведений русских художников 1870-х годов. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Во время учебы его работы неоднократно отмечались наградами: в 1856 г. двумя малыми серебряными медалями, в 1958 г. – большой серебряной медалью, в 1859 г. – малой золотой медалью, а в 1860 г. – большой золотой медалью и пенсионерством для дальнейшего обучения за границей. С 1861 г. по 1866 г. Иван Иванович Шишкин занимается в мастерских известных европейских художников, осваивает технику литографии и офорта, технику рисунка пером. В 1865 г. он возвращается на родину и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присваивается звание академика. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность».
«Иван Иванович. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Ведь, у художника была нелёгкая судьба. У работы было очень много положительных отзывов.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Этот впечатляющий пейзаж с человеческой фигурой является «портретом» окрестностей Петергофа и Ораниенбаума. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. В этой картине художник по-прежнему совершенно точен и «объективен». Детская радость открытия мира пронизывает это произведение, отражая характерные черты национального характера. В этом смысле он далек от нарождавшегося в 1880-х годах в русской живописи «пейзажа настроения».
Картины обладают большой энергетикой, глубиной и выразительностью. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. На аукционе MacDougalls полотно «Сумерки» (Twilight) «ушло» за 2 100 000 фунтов стерлингов (5 июня 2013). А картина «Лесная поляна» (The Forest Clearing) успела побывать на аукционах Christies дважды: в ноябре 2005 г. она была продана за 736 000 фунтов стерлингов, а в апреле 2008 г. – уже за 3 177 000 долларов США. – спросила она.
Коллеги часто упрекали Шишкина за скрупулезность деталировки. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице.
Крамским. Стилистика этой картины вполне в духе романтической живописи Куинджи.
Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Это было выступление против мёртвого академизма.
Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Несмотря на то, что лирика не была стихией Шишкина, он отдал ей дань. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Среди работ Шишкина имеется одна, мимо которой обычно проходят исследователи.
Природа выражает музыку человеческой души. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями.
Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Работа над картиной происходила в 1889 году. Лесная глушь (1872). Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. – родился и вырос в г. Москве. Рожь. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в зажиточной купеческой семье. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Художник удивительно точно изображает растительные формы, тщательно выписывает каждую веточку, каждую травинку. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869).
Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. В том числе:– «Поляна» (The Clearing, 1878) – 289 250 фунтов стерлингов (25 ноября 2008, Sothebys)- «Лесной пейзаж» (Forest Landscape) – 847 400 долларов (15 апреля 2009, Sothebys)– «Ручей» (The Brook) – 722 500 долларов (2 ноября 2009, Sothebys)– «Темное дерево» (The Dark Wood) – 1 217 250 фунтов стерлингов (7 июня 2010, Sothebys)– «Стога, Преображенское» (Haystacks, Preobrazhenskoe) – 397 250 фунтов стерлингов (28 ноября 2011, Sothebys)- «Сосновый бор» (Pine Forest) – 881 250 фунтов стерлингов (26 ноября 2012, Sothebys). Он знал русскую природу и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Шишкин не облагораживал природу. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними.
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885). Его отец был купцом, культурным человеком.
С пятнадцати лет занимается живописью, работает художником в частной студии. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота.
Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Особенный, тихий, погожий выдался день.
Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. В 1867 г. эта картина была показана на Всемирной выставке в Париже. В 1870 г. художник становится членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок, вступает в Общество русских акварелистов. Иван Иванович Шишкин принимает активное участие в выставках в Академии художеств, Всемирных выставках в Париже (1867 г. и 1878 г. ), а также Всемирной выставке в Вене (1873 г. ). В 1873 г. он становится профессором живописи Императорской Академии художеств. Умер Иван Иванович Шишкин 8 марта 1898 г. С 2004 г. по 2014 г. на аукционах работы Ивана Ивановича Шишкина выставлялись достаточно часто. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Шишкин знал русскую природу ученым образом (И.
Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. За эту картину Шишкин получил звание профессора. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Совместная работа с пейзажистом московской школы искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно. К ним относятся "Уголок заросшего сада. Парит. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли.
Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Художник немало путешествовал по России и получил репутацию одного из самых именитых и лучших русских живописцев и пейзажистов. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры.
Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Во время своего управления построил деревянный водопровод, частично действующий по сегодняшний день. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого. Иван Шишкин (1832-1898).
После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Натурализм поднялся здесь до своих вершин. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), «Рожь» (1878), «Среди долины ровныя» (1883), «Лесные дали» (1884). Иван Иванович Шишкин воплотил в своём творчестве величие и безбрежность российских лесных просторов. С легкой руки В. Стасова, открывшего эти поэтические места, Ораниенбаум привлек к себе внимание художников. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.
Русское богатство". Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие.
Задний фон мрачен. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную.
Картина "Полдень. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина.
Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Хочу запомнить и свет и цвет и линии» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу. Бенуа, К. Сомов, Е. Лансере, М. Добужинский). Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина.
Другие картины, воссоздающие величавые лесные массивы – «Чернолесье», «Лесная глушь», «Еловый лес», «Заповедник. Вертикали пересекаются косыми линиями. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Человек Шишкина прикреплён к земле.
Он считал, что только длительное напряженное изучение натуры может со временем открыть путь пейзажисту для самостоятельного творчества. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ". В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Картина находится вКиевском государственном музеерусского искусства.
Эту картину приобрёл П. Третьяков. – Гроза застала меня дома.
Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Он ничего не утрирует, не акцентирует, не преувеличивает.
Получив за картину «Вид на острове Валааме. Картины напоминают красивые, но все же случайно сделанные фотографии. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин. Эту технику художник освоил еще за границей.
Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. На картине изображен не просто сосновый лес. Только на Sothebys за это время было продано 17 картин. Все в ней сыро, мокро, вязко и тоскливо.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Правда их больше интересовали дворцы и памятники садово-паркового искусства. Родился в Елабуге в семье небогатого купца. Ближе всего к зрителю – просторное поле.
В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель И темный лес. Благодать. Таковым является Иван Иванович Шишкин.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению.
Основное направление в творчестве – портрет историческая, жанровая живопись. Андрей Алексеевич Шишкин, 1960 г. р. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы.
Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. «С Куинджи Шишкин был в самых лучших отношениях, обезоруживаемый его уступчивостью Куинджи бывал постоянно у Шишкиных, чуть не каждый день, как свой человек после обеда поднимались разные интересные вопросы, например, об искусстве как религии будущего». Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Лес открывал художнику тайны не только природы, но и человеческого бытия, подтверждением чему служит следующая картина.
Именно это и позволило ему в 1898 году написать подлинно эпический шедевр – картину «Корабельная роща», которая считается одной из вершин творчества художника. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Драматичное действие разворачивается будто на сцене. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
Внушительные дубы достойны восхищения. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя. Над землёй летают ласточки. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Большую часть картины занимают серые облака. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Картиной "Рожь" завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина – пейзажиста эпического склада.
В темной глуши бора случайный луч солнца, который пробивается сквозь тяжелые кроны деревьев, – показатель времени суток, в данном случае – утра. Это было время тесной дружбы двух художников. Облик этот был многолик.
В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
Работал в Германии и Швейцарии, а также посетил Чехию, Францию, Бельгию и Голландию. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Сныть-трава», «В сосновом лесу» и другие. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны.
Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Вне всяких сомнений, одним из самых популярных полотен Ивана Шишкина считается«Утро в сосновом лесу». 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги».
Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Природа – сама благородство. Иван Шишкин рассудил по справедливости и под картиной подписались оба художника. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков.
В его произведениях встаёт дремучая Россия. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Полный деталей, он рассчитан на долгое рассматривание. Подобная тенденция характерна только для работ, где используется большая цветовая палитра.
«Сосновый бор. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Последняя работа автора является наиболее известной.
Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Последнюю свою работу он так и не закончил. В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой».
Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Невероятная тишина царит в пейзаже. Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Картина эта называется «Первый снег» (1875).
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ». Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства).
Между тем помимо "Сосен, освещенных солнцем" и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа "Дубы. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Местность Кукко", демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – "Вид на острове Валааме" (1858).
Это дерево навсегда стало символом русской земли. Замшелые выкорчеванные пни, острые сучья, обломанные ветви создают сложную композицию, отмеченную контрастами света и тени. Картина передаёт состояние природы перед грозой, на это указывают нависшие, скучившиеся над рожью облака.
Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Художник одушевляет деревья. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. – взволнованно ответил художник.
На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). К слову, паломничество художников сюда после этого продолжилось в самом конце XIX века в Ораниенбауме очень любили работать «мирискусники» (А. Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Какая необычайная картина.
У него умерли сыновья. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Шишкин создал целый ряд выразительных, полнокровных пейзажей: «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы» (1887), «Мордвиновские дубы» (1891) и др. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Лучшие холсты художников становятся вехами в развитии искусства страны, в которой они жили и писали. Сосны придают картине величественное звучание. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Вот таким образом, не окончив гимназию, Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом.
Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Настроение создается самой унылой естественностью сырого промозглого леса. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса.
Раздолье, простор, угодье. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. И, как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу.
Более всего он дружил с И. Крамским, который всегда поддерживал и продвигал творческие работы Шишкина. Эта картина – очень светлая и яркая. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Быть грозе. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни.
В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "На песчаном грунте. Сосновый бор», «Лес (Шмецк близ Нарвы)», «Уголок заросшего леса. Соотечественники гордятся их картинами как национальными сокровищами, настолько велико обобщённое чувство гражданственности и ощущение Родины в этих реалистических произведениях.
Художник долго выбирал животное, которое могло бы стать символом русского леса: кабан, лось или медведь. Картина также находится вКиевском музее русского искусства. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина. » «Нет, я вышел под дождь. Мачтовый лес в Вятской губернии". Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. Кажется, что реализм Шишкина достиг здесь апогея.
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычную живописную систему. Таковы «Сосновый бор. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. – Вы тоже попали под дождь.