Биография великого Шишкина показала – слово перед родителем сдержал безупречно. Художник Шишкин, биография и творчество которого хорошо известны и изучены – яркий пример доброй души, божьей искры, трудолюбия и любви к родной природе. Как выглядит биография Шишкина художника.
Биография и эпизоды жизни Ивана Шишкина. Оценивая талант художника, биографы и поклонники Шишкина сравнивают его с биологом – в стремлении изобразить не романтизированную красоту природы Иван Иванович внимательно изучал растения. Вбиографии Шишкинасказано, что художник был дважды женат, причем первым браком на сестре художника Ф. А. Васильева, а вторым браком – на своей ученице, О. А. Лагоде.
Биографы отмечают одну особенность характера Ивана Шишкина. Иван Иванович Шишкин – биография.
Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Примером таких работ является картина Рубка леса. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать.
Характерна в этом смысле «Рожь». В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Для определения лица пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок.
В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Густые кроны бросают на них тень.
На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. В решении колористических задач Шишкин уступал Куинджи, но зато был сильнее его как рисовальщик. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
Тем более, что остров славился своей живописной природой. За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Человек Шишкина прикреплён к земле.
Шишкин был членом кружка аквафортистов. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих.
Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Местность Кукко», которое демонстрировалось на выставке в Академии в 1860 году, была удостоена Большой золотой медали.
Эту картину приобрёл П. Третьяков. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Кроме этого увлекался археологоией историей.
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Разнообразные, выявляющие форму и фактуру мазки подчеркивают мягкость травы, пушистость хвои, крепость стволов. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Все сковано морозом и погружено в тень. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей живописи, срисовывал и писал последних с натуры. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Он пробовал руководить пейзажной мастерской, но занимался этим недолго и вернулся к своей основной профессии. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885).
Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три.
Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Потому он отдал юного Ивана в мужскую гимназию в Казани. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Самая местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры.
Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Иван Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам, через что приобретал все большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
«Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Однако трактованы они с большей живописной свободой. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Здесь его творчество расцвело.
Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Сам он торговал хлебом, но интересовался техникой и историей, увлекался археологией и даже был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества.
На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. В них нет политики и социальной направленности.
Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Будущий художник родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». Невероятная тишина царит в пейзаже.
В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Много работал Шишкин и за границей. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Юноша хотел продолжить своё обучение в Московском училище живописи и ваяния. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. А их было немало. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.
Случайность. Первое место занимает Шишкина Рожь. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В 1860-х гг.
Природа выражает музыку человеческой души. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Шишкин стремился к другому.
Крамской, видя неуклонный творческий рост пейзажиста с начала 70-х годов, особенно радовался его успехам в области колорита, подчеркивая, что эта победа была им завоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении с природой. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером, произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Уже в первый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Богато нюансирован цвет.
Мастер смело экспериментировал. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Крамским. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.
Лесная глушь (1872). Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.
Особо стоит отметить этюды Шишкина, выполненные на пленэре, среди которых «Уголок заросшего сада. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи. Его репутация была безупречной.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким.
Не закончив учёбу, он вернулся домой. — Ср. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства.
Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Чувствуется глубина оврага, глушь. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса.
И в этом уже проявляется своеобразие художника. География работ Шишкина чрезвычайно широка.
Облик этот был многолик. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства.
Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В первый же год своего обучения в Академии он уже был присуждён к двум серебряным медалям, а после выиграл большую серебряную медаль, малую и большую золотые медали за свои картины.
Ведь, у художника была нелёгкая судьба.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Задний фон мрачен. После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора.
В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы.
Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Родители не одобряли страсти Ивана к рисованию, но отпустили сына.
Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Это несомненно. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. В его картинах – чуткое отношение к деталям.
С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник.
Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Эту технику художник освоил еще за границей. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года.
Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Сосновый бор». В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». А рожь наполняет всё полотно золотистыми отливами и только в середине разгибается, чтобы пропустить вьющуюся тропинку с бредущими по ней крестьянами. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания.
Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна.
Особенный, тихий, погожий выдался день. У работы было очень много положительных отзывов. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнёт корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит всё изящней и блистательней». До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Его отец был купцом, культурным человеком. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни.
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»).
Все произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи и как подлинный пейзажист хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Третьяков решил судьбу картины по-своему.
В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания. Ему уже сопутствовала известность. Над землёй летают ласточки. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
«БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Чувствуется глубина оврага, глушь. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника.
Природа – сама благородство. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы.
Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. В это время он активно вырабатывал собственный художественный стиль и живописную манеру. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.
В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным.
Последнюю свою работу он так и не закончил. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени.
Шишкин не облагораживал природу. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Это очевидно. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Быть грозе.
Это было выступление против мёртвого академизма. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья.
У него умерли сыновья. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Иван Иванович Шишкин появился на свет в 1832 г. в семье елабужского купца.
Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток абсолютно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. организованы две выставки работ художника. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Шишкин всю жизнь изображал лес, а здесь одно-единственное дерево на всё безбрежное пространство. К ним относятся Уголок заросшего сада. Ничуть не бывало.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
В окрестностях Москвы. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев.
В академии его картины одна за другой награждались медалями. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции.
Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Там будущий художник скучал.
Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты. Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями: он активно пишет на природе изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Их он стремился передать как можно конкретнее. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Внушительные дубы достойны восхищения. В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885).
С особой нежностью и тщательностью выписана могучая сосна, с накренившимися ветками, устремлённая ввысь. Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. До 17 лет был учеником 1-ой казанской гимназии, затем переехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).
Сосны придают картине величественное звучание. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Уже первые проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, большему постижению жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Иван Васильевич Шишкин занимал пост городского головы и пользовался уважением жителей. Это послужило свою роль в его карьере, как художника.
Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. По окончании учёбы молодой художник отправился в путешествие по Европе. Ему хотелось, чтобы сын получил серьезное образование. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году— малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году— большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург.
Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы.
Что впереди. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Но в изобразительном искусстве конца XIX столетия наблюдалась уже иная, чем прежде, расстановка художественных сил.
После того как было создано Товарищество передвижных выставок, он по большей части выставлял свои начерки пером. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. «Утро» полностью лишено всего этого. Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.
В 90-е гг. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок.
Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов.
Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Мрачное настроение.
Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. Шишкин показывает картину гибели леса, борение жизни и смерти, видимых и скрытых сил природы. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869).
Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой, нанося рисунок на металлическую доску даже после травления и дополняя изображение новыми деталями. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали.
Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Биография художника зашифрована в его творениях.
В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость. Воробьев. Парит. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.
Картина Полдень. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство.
Вертикали пересекаются косыми линиями. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Так в реальной жизни не бывает.
Крамским. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». В его произведениях встаёт дремучая Россия.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы.
Художник вводит в картину медведей, первоначально их было двое, медведи делают картину жанровой. У него были какие-то свои трения с Савицким. Художники практически каждое лето из года в год селились вместе среди природы средней полосы России. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Художник одушевляет деревья. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство».
Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. О его рисунках постепенно узнала вся школа.
Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Лучшая работа этих лет – Полдень. Окрестности Москвы.
Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка – он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка. Судите сами. Осталось свидетельство о разговоре, состоявшемся между Иваном Ивановичем и Ильёй Ефимовичем Репиным.