Николай Густавович (Николай Вольдемар) Шильдер происходил из прибалтийских немцев. Небольшой дворянский род Шильдеров на протяжении XIX – начала XX века дал России целый ряд известных личностей, среди которых два художника-академика – Николай Густавович и его сын Андрей Николаевич. Шильдер Николай Густавович (12 марта 1828 Харьков – 13 марта 1898 Царское Село) – живописец, работал в технике пастели.
За период учебы неоднократно отмечался медалями: в 1853 был награжден малой серебряной медалью за картину «Пикет лейб-гвардии Литовского полка», в 1857 — большой серебряной медалью за картину «Искушение» (картина была куплена у автора П. М. Третьяковым и стала одним из первых его приобретений в коллекцию), в 1859 — малой золотой медалью за картину «Ростовщик». Так, в 1860 году Третьяков составил «Завещательное письмо», где указал имена русских художников, произведения которых к этому времени имелись в его коллекции. Свою следующую картину «Семейное счастье» (1858, не сохр. ) Шильдер экспонировал вначале на академической выставке, а затем, как и предыдущую, отправил в Москву на ученическую выставку МУЖВ 1859 года.
С 1846 посещал класс баталиста Б. П. Однако датировка произведения зависела от датировки приобретения.
Шильдер отошел от тональности и тем своих первых картин. Оказывается, работа Шильдера по неизвестным причинам долгое время находилась вне собрания Третьякова. Слова Третьякова о покупке картины «Искушение» в 1856 году, высказанные по памяти спустя 35 лет, но ничем не подтвержденные, опровергаются прежде всего письмом Шильдера. Н. Шильдер». Например: стр. Этим зарабатывал на хлеб и воду, кисти и краски. В 1861годах за картину «Расплата с кредиторами» был удостоен звания академика жанровой и батальной живописи. В книге дочери собирателя А. П.
Судьбы человеческие не всегда бывают предсказуемыми. Третьяковым и положивших начало великому собранию произведений русских художников. Писал на заказ портреты, сцены охоты, копии с картин старых мастеров. Известно, что он набил руку в писании портретов русских императоров и членов их семей. Например, в комментарии к публикации расписки Шильдера содержится версия о том, что «после продажи Третьякову своей картины «Искушение» Шильдер дорабатывал ее и отослал владельцу в июле 1858».
Его имя вообще не встречается в переписке Третьякова ни до 1858 года, ни после. Но в отличие от нее на холсте из Серпуховского музея отсутствует подпись художника.
При сравнении его с образцами почерка Н. Г. Обратим внимание, что в одном из следующих писем к Стасову Третьяков пишет: «Я решил собирать русские картины и начал в 1857 году». Но батальный жанр, видимо, не был его призванием, поскольку уже во второй половине 1850-х годов Шильдер обратился к бытовому, который тогда называли «живопись народных сцен» или de genre. Картина же Н. Г. Могут даже возникнуть сомнения, какая же из работ является первоначальной.
Возможно, здесь сыграло роль то обстоятельство, что Третьяков в это время часто выступал посредником, помогая продавать работы молодых художников (об этом свидетельствует его переписка). В 1859–1860 дважды участвовал в конкурсе на получение большой золотой медали «по живописи народных сцен», дающей право на пенсионерскую поездку за границу, но награды не получил. В 1861 за картину «Расплата с кредиторами» был удостоен звания академика жанровой и батальной живописи. Таким образом, в течение одного месяца дата начала собирательства в памяти Третьякова словно «плавает» между 1856 и 1857 годом.
Виллевальде. Шильдера среди них нет. Об этом свидетельствует письмо художника Н. В. Неврева Третьякову от 24 июня 1863 года, где он предлагает Павлу Михайловичу забрать у его зятя картину Шильдера, которая там «до сих пор гостит». Заметим, что Стасов в своей статье обозначил как точку отсчета истории галереи «начало 1857».
Судя по ранним документам, относящимся к собирательству П. М. В 1850–1861 учился в ИАХ в классе батальной живописи у Б. П. Виллевальде. Художнику испытывающему сильное влияние П. А. сереб.
По завершении выставки она была возвращена Шильдеру в Петербург. Портретные работы Шильдера находятся также в Артиллерийском музее в Петербурге. Он занимался в классе батальной живописи у профессора Б. П. серебром за картину «Искушение», которую я ему продал за 1 50 руб. Он помечает это приобретение в каталоге 1856 годом. Экспертиза, проведенная в 2006 году Л. И.
Отдельные произведения Шильдера не сохранились и известны лишь по описаниям. Федотова. Последний период его жизни прошел в Царском Селе под Петербургом, где художник и умер 13 (25) марта 1898 года в возрасте 70 лет.
Федотова, одним из последователей которого стал молодой художник. Третьяковым для его собрания русского искусства. Только в описи 1895 года, после такого настоятельного совета Стасова, у «Искушения» появляется дата – «1856», которая, как мы полагаем, является ошибочной, так же как и дата приобретения работы. В настоящее время из этих произведений известны его работы 1880-х – начала 1890-х годов – портрет Александра III (ГРМ) и парные овальные портреты Александра III и императрицы Марии Федоровны (Музей Орсе, Париж). С этим связана еще одна загадка.
В марте 1857 года работа «Искушение» была представлена Шильдером Совету Академии художеств и его решением удостоена награды – большой серебряной медали «за успехи в живописи de genre». Был очень беден. Обращался к технике пастели. В 1890-х работал над портретами царской семьи (Александра III императрицы Марии Федоровны, великого князя Николая Николаевича и других). К примеру, в 1858 году Третьяков купил «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А. К. 35.
Федотова, впереди будут залпы представителей критического реализма. Жил в Петербурге. А. Н. Однако на этом загадки не закончились и одна из них – наличие другого «Искушения» Шильдера, считающегося авторским повторением и хранящегося в собрании Серпуховского художественного музея. Третьяков же не помещает названную им дату создания «Искушения» в следующий выпуск «Описи» галереи 1894 года, что было бы логично.
Среди них не было учеников – это хотя и молодые, но уже сложившиеся мастера. Чистый образ девушки (и это подчеркивается художником белой кофточкой героини) противопоставлен сводне, пытающейся соблазнить несчастную браслетом. Ранние работы художника несли отпечаток ученичества. «Искушение» было первой жанровой картиной Шильдера. Через несколько дней Третьяков отвечает критику: «"Искушение Шильдера, думаю, 1856 г., так как это первая картина русская, которую я приобрел (в 1856 году)».
Федотову. Начиная с 1860-х годов художник время от времени исполнял портреты членов царской семьи. Однако несомненно, что картина к этому времени была его собственностью. В этом несомненно сказалось влияние творчества выдающегося русского художника П. А.
Скорее всего, каталог свидетельствует о принадлежности работы экспонировавшему ее автору. По письму Шильдера мы устанавливаем другую дату. Вероятно, это диктовалось материальным положением семьи мастера.
Искушение – одна из них. Николай Густавович Шильдер родился 12 (24) марта 1828 года в Харькове. Шильдер «Искушение» – 1856». Муравьева, написанный около 1864 года. Лампи-старшего, портрет А. В. Виллевальде в Академии художеств.
Периодически принимал участие в выставках в залах ИАХ (1853–1873, с перерывами). Художник пишет: «Милостивый Государь Павел Михайлович. Боткиной «Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве», впервые изданной в 1951 году, работа воспроизведена с датой 1856-1857. В 1850—1861годах учился в ИАХ в классе батальной живописи у Б. П. Виллевальде. Во-первых, она вторая (или первая) из двух картин, приобретенных П. М. За сим свидетельствую Вам глубочайшее почтение, остаюсь покорнейший слуга Ваш Н. Шильдер». Родился в небогатой дворянской семье. Об этом свидетельствует письмо Шильдера Третьякову от 16 июля 1858 года.
Он отметил композиционную параллель, близость произведений в деталях, в том числе в самой теме «мышеловки», которая и у Федотова и у Шильдера имеет аллегорическое воплощение. Национальному художественному музею Республики Саха (Якутия) принадлежит портрет генерала М. Н. Савинов, автор биографического очерка о Шильдере, указал на явственное сходство картины с акварелью Федотова «Мышеловка или Бедной девушке краса – смертная коса». Шильдера, а также П. М. Работал как жанрист.
Малой золотой медалью была отмечена картина Ростовщик (1859), от которой сохранился лишь эскиз. Имя зятя Неврева предположительно Сергей Голиков. По-видимому, Павел Михайлович отметил имя художника Шильдера, так как это был первый художник, которому он сделал заказ». За период учёбы неоднократно отмечался медалями: в 1853году был награждён малой серебряной медалью за картину «Пикет лейб-гвардии Литовского полка», в 1857году— большой серебряной медалью за картину «Искушение», в 1859году— малой золотой медалью за картину «Ростовщик».
Но составление академического каталога требует особой точности в датировках. Похоже, что единственным письмом художника и исчерпывались их взаимоотношения. В 1853 награжден малой серебряной медалью за картину Пикет лейб-гвардии Литовского полка.
Скорее всего, мы так и не узнаем, для кого же мастер исполнил это полотно. В чем заключалась двухлетняя доработка произведения, трудно предположить. 10 апреля 1894 года Стасов написал Третьякову: «Очень желательно было бы, чтоб у многих (если не у всех) картин был обозначен год их написания, хотя бы год этот и не был обозначен на самой картине, но очень твердо известен. Саврасова – тот самый пейзаж, за который художник получил звание академика. Но к 1856 году Шильдер еще не имел времени зарекомендовать себя как жанрист. Худякова.
Уже говорилось, что впервые «Искушение» (под названием «Обольщение» ( 45) и с искаженной фамилией художника – Шильдерн) экспонировалось на выставке МУЖВ, которая проходила с 12 января по 8 февраля 1858 года. Боткина пишет: «Началом своего собрания, первой картиной русских художников, Павел Михайлович называет «Искушение» Шильдера. Почему же все-таки картина не была упомянута Третьяковым в 1860 и 1873 годах в составе его коллекции среди тех, которые он считал основой собрания. В 1857 стал членом-учредителем Художественного общества в ИАХ. Он был третьим сыном отставного корнета, смотрителя Московской коммерческой школы Отто Густава (Евстафия Андреевича) Шильдера.
Создал иконостас церкви в Даниловском уезде Ярославской губернии. «Обольщение» представлено без ссылки на владельца (имя Третьякова вообще в каталоге не встречается). В 1863–1879 являлся действительным членом Санкт-Петербургского собрания художников. При этом почти тельно-официальный характер письма Шильдера мало соответствует предполагаемому двухлетнему знакомству. Это содержание Н. Шильдер получал в Академии вплоть до 1858 года.
А в отборе произведений для себя он был довольно строг. Суворова, картина французского художника Франсуа-Мариуса Гране «Внутренний вид церкви монастыря капуцинов на пьяцца Барберини в Риме». Вот, например, что написал он в 1860 году А. С. Зато зимой 1858 года «Искушение» было показано на ежегодной ученической выставке Московского училища живописи и ваяния, куда некоторые ученики Академии присылали свои работы в расчете на интерес к ним московских коллекционеров. Так был уточнен еще один вопрос, связанный с историей картины.
Некоторые произведения художника являлись откровенным подражанием П. А. Гладковой, существенных доработок на холсте не выявила.