Эта миниатюра входила некогда в утраченный драгоценный экземпляр «Регистра св. Так, в сцене «Исцеление» на южной стене церкви изображен прокаженный с лицом изуродованным болезнью. nervus – жила), т. е. В этом грубом теле нет пластической красоты, его анатомия условна.
Георгия в Оберцелле (остров Рейхенау) принадлежит к капитальным созданиям раннего средневековья (Изображение Страшного суда на внешней стороне абсиды церкви св. Воплотить в жизнь раннехристианские задумки мастеров помогала усовершенствованная техника. Рельефы лишены пространственности, причем заполняется вся плоскость: боязнь пустот – также черта, роднящая с миниатюрой. Движение развивается в дрожащем, прерывистом ритме. Церковь св.
Другим примером романского стиля является Успенский храм. В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, Северная Германия, Польша). Главнейшие сооружения (церкви в Кведлинбурге, св. В XI-XII вв.
Фигуры находятся в определенном соотношении и с архитектурными формами, среди которых они расположены. Форма башен была иногда круглой иногда 4-х — 6-и — угольной с чуть заостренной верхушкой. gotico -- непривычный, варварский -- (Goten -- варвары) и сначала использовалось в качестве бранного. Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь— для романской архитектуры, которая не только сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля— круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. Композиция часто строится на основе пересекающихся извилистых линий.
Она продолжалась и в следующем столетии. Фигуры на базельском рельефе, несмотря на известную вытянутость, отличаются гармоничностью пропорций. Михаила— илл.
Алтарь Генриха II имеет на лицевой стороне великолепно сделанное рельефное изображение благословляющего Христа. Здесь царствует та же система линий — внутренних контуров, что и в миниатюре. Вольфганга», Верона). Как правило ими украшали не только интерьер, но и наружные стены базилик. В эту эпоху складывается тип феодального замка.
например, церковь аббатства Сен Жиль, XI-XII вв., церковь Сен Трофим в Арле, XII в. ). Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Хотя подобная планировка была известна ещев каролингском зодчестве (северная Франция, Сен Рикье, 9 в. ), она получила распространение именно в романской Германии: не только в Саксонии, но и в других областях нередко строили церкви с двумя хорами. Особое место в искусстве готики занимал собор -- высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Вот с того времени аббатство и запустело.
Сюда относятся заимствованные у церковной архитектуры стрельчатые арки над дверью, удлиненные формы окон, шпили, конусообразные шапки башен и т. д. Образцом может служить замок Швальбах в Нассау (1368 —1371) с мощной башней около 40 м вышины. Почти равные по высоте, три нефа перекрыты полуцилипдрическими сводами и общей двускатной крышей. Из памятников в долине Рейна собор в Вормсе более других сохранил свой древний облик.
Кириакав Гернроде, св. Этот поворот происходит около середины 12 столетия. Так, например, по церковной утвари (акваманилы) и миниатюрам мы знаем много изображений льва. – это время блистательного расцвета европейского искусства.
Получили распространение также и литье из бронзы, скульптура из дерева и стука, однако далеко не повсеместно. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. для защиты английских владений в Нормандии.
Собственно готические Элементы заметны только в обработке архитектурных деталей. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты. 251). Григория». Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями.
В области монументальной живописи фреска преобладала всюду, за исключением Италии, где сохранялись и традиции мозаичного искусства. Башен было несколько, они служили как украшением, так и убежищем от многочисленных врагов. Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. В строительном и в художественном отношении они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний.
Особенно этим славились церкви Лангедока, Прованса и Бургундии. Высокий, трехъярусный центральный неф был перекрыт коробовым сводом не с полуциркульной аркой, как в большинстве романских церквей, а с легкими стрельчатыми очертаниями. 257 а). Одежды падают красивыми складками, расположенными в определенном стилизованном порядке. Единственный вход открывался изнутри замкового комплекса. В замечательном монументе Генриху Льву, стоящем перед замком этого герцога в Брауншвейге (1166), немецкому скульптору удалось создать оригинальное произведение, полное жизненной энергии и силы обобщения.
К началу 11 столетия эти тенденции сменяются приемами линейно-плоскостного стиля. Романская скульптура подчинялась архитектурным мотивам. При этом используются относительно небольшие обработанные камни. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль. Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. Период XI-XIII вв.
Один из первых примеров – собор в Дерхеме. Склонность к символизму наиболее ярко выражена и монастырских школах Регенсбурга (кодекс Уты), Гильдесгейма (евангелие Бернварда) и Кельна (Бамбергское евангелие). Обобщенная интерпретация фигуры, совершенно условный ритм движения не исключают несколько грубоватой, но всегда реалистической трактовки лиц. В стиле готика использовались различные строительные материалы. Полностью освобождённая от камня скульптура возникает лишь на последних этапах эпохи.
Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Церкви жеставили всегда в центре города. Можно сказать, что готической утонченности предшествует романская строгость. Михаила и св. Начало строительства замков в Германии относится к рубежу 10 и 11 вв. Двор замка, обнесенный стенами имеет форму неправильного шестиугольника.
Скульптурный декор очень редок, в основном это резьба на капителях колонн. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Для укрепления своего влияния она прибегала к особым методам.
существовала настенная живопись, служившая украшением церквей. Италия. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. 1000, Мюнхенская библиотека). Знаменитая церковь Сантьяго-де-Компостела (1078-1128) представляет тот тип базилики, который сходен с типом церкви Сен Сернен в Тулузе. Задачей их было — дать ясное выражение того или иного понятия, той или иной идеи.
Наружные стены романских церквей украшали галереи из небольших арок и столбиков. Ломбардская архитектура сыграла важную роль в разработке сводчатой конструкции и скелета здания. Собор построен на старом фундаменте 11 в. Строительство началось после 1171 г. и продолжалось до 1234 г., когда был закончен западный хор. Традиционными являются также частый ряд устоев-колонн, сохраняющих античные пропорции. В некоторых композициях имеются интересные бытовые детали. Эти храмы похожи на церкви оттоновского периода, т. е.
Особое место в средневековом обществе западной Европы занимала христианская церковь, это предопределило господство средневекового мировоззрения. Попросту говоря, туда стали принимать (вернее, сдавать) лишних бесприданниц голубых кровей. Правда, ее формы усложнились и усовершенствовались. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским».
256, 257 6). Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Сразу бросаются в глаза разные масштабы фигур. Романское искусство Италии развивалось иначе.
Слово происходит от итал. Фрески нижней церкви Сан Клементе в Риме (последняя четверть XI в. ). В каждом прямоугольном поле большей частью помещена только одна фигура.
Для романского периода характерна любовь ко всему фантастическому, необычайному, чудовищному. Франция. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу. Рельефы изображающие Христа, Богоматерь и апостолов, в Гилъдесгейме и Гальберштадте (конец 12 в. ) свидетельствуют о влиянии Византии. Выдающиеся памятники книжного искусства возникли в знаменитом монастыре св. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась.
Кого изображает в действительности эта фигура, отлитая около 1157 г., — сказать трудно. 253), некоторые особенности романского стиля в Германии выступают уже с большей ясностью. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни.
Вход оформлен порталом (от лат. В нем всегда ощущается непорываемая даже в Средние века связь с Древним Римом. Камень в готической архитектуре применялся как для создания конструкции, так и для декоративного убранства. Но сам термин «романское искусство» появился только в начале XIX в., а до этого всё средневековое искусство называли «готикой». Романский стиль делят на ранний (XI в. ) и зрелый (XII в. ).
В рельефах портала церкви аббатства Сен Пьер в Муассаке (первая половина XII в., Лангедок) в позе апостола Петра изображенного почти бесплотным, мы видим повышенную экспрессию, стремительное и очень напряженное движение. Михаила в Гильдесгейме, 1010—1086). существенно окрепла.
Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Пресвитерий заканчивался полукруглым выступом – апсидой. Из литературных источников известно, что в 10—11 вв. Они имеют хорошо освещенные нефы и высокие башни, а общий облик их напоминает скорее крепости, чем церкви: в них выявлена вещественность, подчеркнута материальность камня (церковь Сен-Трините в Кане, XI-XII вв. ).
С XII в. началась регулярная планировка. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Различные школы романской архитектуры решали эту проблему по-разному. Наибольшего расцвета регенсбургская школа достигла при императоре Генрихе II. Складки кожи, как внутренний контур, делят тело на грубо очерченные плотные массы.
На правой стороне был расположен бергфрид, слева — трехэтажный дворец.
При сходной планировке оформление фасадов было различно. Складки одежды становятся все более угловатыми. Они написаны на чередующихся голубых и зеленых фонах с преобладанием плоских красочных пятен (красного, желтого, белого).
Так, например, в сцене «Воскрешение мертвых» толпа по-разному выражает свое отношение к совершающемуся чуду, а те, которые стоят в первом ряду, даже зажимают носы, как бы подтверждая этим, что вставший из гроба только что был смердящим трупом. До второй половины X столетия замки строились из дерева на естественных возвышенностях или насыпных холмах. на каркасе арок, проходящих по контуру и диагоналям свода. В каменных украшениях, разбросанных по подоконникам и галлереям обоих хоров (илл.
Разумеется, он не имел прямого отношения к языческой культуре, напротив, новый стиль полностью формировался на базе христианского вероучения. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Это преимущественно распятия, оклады, ларцы, украшенные эмалью и драгоценными камнями.
Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек, что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм. Материал – бронза, стук или дерево. Центральный (главный) неф был шире, чем боковые и переходил в пресвитерий (святилище). Некоторое представление о внутреннем убранстве подобных дворцов в замках княжеской или правящей императорской династии может дать «Зал певцов» в Вартбурге, подвергшийся реставрации, но сохранивший многие первоначальные черты (В настоящее время замок Вартбург восстановлен в своем первоначальном виде. ). Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Суровая правдивость и ясность архитектурных форм, пафос их незыблемой устойчивости составляют главное художественное достоинство романского зодчества.
Одни из наиболее чистых по стилю – уже упоминавшийся собор в Дерхеме (1096- 1133) и построенный по типу церкви Сен-Трините в Кане собор в Или (вторая половина XII в. ). Парадность древнеримской живописи отразилась здесь, прежде всего, в колорите и утончённости архитектурных построений фона.
Эта миниатюра входила некогда в утраченный драгоценный экземпляр «Регистра св. То же самое можно сказать и об искусстве Германии феодальной эпохи. Интерьер собора сохранил облик XI в. и, как и фасад, обильно украшен мрамором и мозаикой. Романская базилика – это трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. – это время развития рыцарской культуры и становления феодальных отношений. Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля.
К тому же типу памятников примыкают бронзовые двери Аугсбургского собора (середина 11 в. ), не столь массивные, как двери церкви св. В итальянской архитектуре не было стилистического единства. К тому же типу памятников примыкают бронзовые двери Аугсбургского собора (середина 11 в. ), не столь массивные, как двери церкви св.
ожиданием Страшного суда. Несмотря на то, что постройка собора затянулась на длительное время, художественное единство не нарушено и в целом он является прекрасным памятником зрелого романского стиля. Она входит в число самых крупных сохранившихся средневековых крепостей. Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Лимож). Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). Бенедиктинские монастыри были центрами латинской образованности, высокого художественного ремесла, замечательно интересной книжной миниатюры.
Композиция часто строится на основе пересекающихся извилистых линий. В интерьерах саксонской школы господствуют простые и спокойные пропорции. С XII в. появляются нервюрные своды имеющие, правда, еще чисто декоративное значение (просто полосы, выпущенной в швах кладки, без функциональной задачи). Сравнительные пропорции фигур и частей пейзажа уже не вполне зависят от естественных масштабов, а вытекают из символического смысла данной сцены. Сохранившийся цикл фресок на стенах главного нефа церкви св. Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон).
Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Михаила в Гиль-десгейме. Наиболее значительным произведением этой школы являются бронзовые двери церкви св. Как оно так получилось, непонятно, так как в XVI в. бенедиктинская обитель изменила профиль на женский и благородный.
Такое влияние, однако, считается несомненным в стенной живописи хора монастырской церкви Прюфенинг близ Регенсбурга (между 1130—1160 гг. ). Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены.
Гармонично строгим выступает романский стиль в знаменитом базельском золотом алтаре (антепендиуме) Генриха II (1002 —1019, Париж, музей Клюни) — произведении большого художественного достоинства. Не тронули её и санкюлоты, разогнавшие накопившихся к тому времени бесприданниц. Михаила в Гильдесгейме.
Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Ни одного сословия не было свободно от служения религиозным целям. Как уже было сказано, господствовавший в Европе в XI-XII столетиях (а в некоторых странах и в XIII) архитектурный стиль назывался романским от латинского слова Roma (Рим), поскольку мастера того времени использовали некоторые древнеримские приемы строительства. Этот ансамбль, возникший около 1000 г. н. э., отличается торжественной монументальностью.
В соборах рейнской школы допускался только скупой архитектурный декор. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик.
Доминирующим архитектурным моментом того времени становится башня, – донжон. Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. Западная стена: «Страшный суд». Такая планировка вполне логично продолжала мысль, заложенную уже в планировке раннехристианских базилик, начиная с собора св.
На рубеже XII-XIII вв. Восьмигранные боковые башни (по 34 м) возведены над четырьмя абсидами (абсида – примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом). Более всего украшали скульптурами входы в церковь (порталы), а также передние стороны (фасады) и капители колонн.
Центральный неф: «Кто без греха, тот первый бросит в неё камень» между арками – фигуры пророков.
Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Над этим рядом фигур в полукуполе абсиды хора изображен Христос во славе среди небесных заступников, евангельских символов и серафимов. Здесь, на берегах Рейна, происходил живой обмен художественными навыками между Германией и северной Францией. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским».
Фигуры на базельском рельефе, несмотря на известную вытянутость, отличаются гармоничностью пропорций.
ожиданием Страшного суда. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Владимиро-Суздальская Русь славилась своей белокаменной архитектурой. Из рукописей, характеризующих такие искания, особенно известны евангелие Оттона III (около 1000 г. ) и «Книга евангельских чтений Генриха II» (1007—1014) обе в собрании Мюнхенской библиотеки.
Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. Сцены страданий и мученичества соседствуют с фантастическими сюжетами. Архитектура Южной Италии близка ранневизантийскому зодчеству в слиянии с элементами Востока (например, церковь в Палермо). Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг).
Бенедикта величавы и с ритмической правильностью обращены к центральной фигуре Христа. Поражает раскраска фигур воинов и коней: мастер представил их зелеными, синими, розовыми. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Венецианская школа – одна из ведущих в этот период Средневековья. Его сопровождают три ангела и святой-целитель.
Материя то прилипает к телу, то развевается, как бы подхваченная вихрем. Камень заменяет дерево также и в крепостных стенах, окружающих замок феодала (XI в. ). Памятников гражданской архитектуры романского стиля дошло до нас меньше, чем церковных. Фон разделяется на условные горизонтальные полосы.
В 15 в. готический стиль переживает во Франции свой поздний этап, получивший название «пламенеющей готики»: своды становятся очень сложными, в кружеве каменных форм возникает мотив, напоминающий язычок пламени, этот рисунок переходит с оконных проемов на порталы и даже панели стен. В XI-XII вв. Вследствие разрушений и перестроек немногие из них сохранили свой первоначальный облик.
В период ренессанса это было насмешливое наименование, выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, возникшего севернее Альп. Романский стиль достиг полного развития в скульптурах 12 в. Надгробные изображения архиепископа Фридриха фон Веттина (после 1152 г. ) и архиепископа Вихмана (около 1200 г. ) в Магдебургском соборе представляют собой торжество массивной, слабо расчлененной формы. Подножие, на котором стоит «Вольфрам», украшено небольшими фигурками, символизирующими силы тьмы (хищные звери, обезьяны, пигмеи, сидящие верхом на чудовищах), побежденные светом.
Если в мелкой пластике дольше сохранялись традиции каролингского искусства и наследие еще более ранних времен, радостное ощущение красоты драгоценных камней и золота, присущее народному вкусу, то в таких произведениях немецкой скульптуры, как монументальное распятие Кельнского собора (около 970 г. ), некоторые особенности романского стиля в Германии выступают уже с большей ясностью. Две главные особенности характерны для немецкой скульптуры романского периода.
Детски наивные фигурки людей очень живо схвачены их жесты выразительны и эмоциональны. В этот же период необычайно возросло число пилигримов, вот таким образом старые романские базилики, расположенные на самых многолюдных путях, уже не могли вместить всех паломников. Она многообразна по типам, конструктивным особенностям и декору. Две главные особенности характерны для немецкой скульптуры романского периода.
Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. В 11 и 12 веках изобразительное искусство было подчинено влиянию церкви. Там находился алтарь и во время службы сидел капеллан (пресвитер). Главной же характерной чертой романского стиля считается каменный свод. В 11 в. центром трирской школы стал близлежащий бенедиктинский монастырь Эхтернах.
К ним следует отнести, например, бронзовую фигуру мужчины с поднятыми и простертыми в стороны руками из Эрфуртского собора, служившую подсвечником (так называемый «Вольфрам»). Споры в области теологии в XI-XII вв. Изображение, как и текст, делилось на абзацы – визуальные единицы рассказа. Михаила в Гильдесгейме, отлитые между 1008 и 1015 гг.
Как средний, так и боковые нефы в церквах рейнской школы перекрыты вспарушенными крестовыми сводами, то есть такими, где каждая из четырех распалубок, образующих свод, вершиной своей довольно сильно приподнята, образуя небольшой куполок. Скульптурные изображения были иногда несколько неуклюжи, но всегда очень выразительны. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем.
Знаменательно, что в сюжетных композициях место действия характеризуется обычно какой-либо одной деталью, но при этом трактуется как реальное и, главное, близкое, вполне понятное зрителю событие (например, рельефы бронзовых дверей церкви Святого Михаила (Санкт-Михаэльскирхе) в Гильдесгейме на сюжеты Священного Писания, 1015). Наиболее часто встречающейся постройкой того времени являются храм-крепости. Внешний облик рейнских соборов определяется ясно выраженными снаружи членениями внутреннего пространства, большой протяженностью (особенно в Шнейере) и парными башнями, подчеркивающими восточную и западную части здания. В миниатюре из кодекса Гитды фон Мешеде (кельнская школа, около 1030 г., находится в Дармштадте) налетевший шквал, ветер, рвущий паруса, выражение лиц апостолов — все это представлено условными и скупыми графическими средствами (илл.
11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в. — как время «зрелого» романского искусства. Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины нет ощущения расстояния между ними. О внешнем облике вестфальских церквей может дать представление сохранившийся западный фасад собора в Миндене (11 в. ).
Фигуры росписей в Оберцелле моделированы в контрастных светлых и темных тонах. Варфоломея в Надерборне — была построена в начале 11 в., по свидетельству современного источника, «per graecos operaios» («греческими мастерами») вероятно, это были мастера, приглашенные из южной Италии. Внешний порыв превратился в скрытую внутреннюю драму. Южная и Юго-Западная Франция и особенно Прованс сохранили связь с античной культурой.
1230) изображающие истово спорящих пророков и апостолов. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии.
При церквях непременно есть клуатр (дворик, окруженный крытой галереей). Германия страдала от жестоких феодальных усобиц. В 12—13 вв.
Осталась лишь часть здания с южной стороны поперечного нефа вместе с башней, а также фрагменты строений монастыря, среди этих строений амбар, в котором сохранилась капитель (верхняя часть) одной из высоченных колонн базилики. Той же цели служит группировка архитектурных мотивов. В нем характерно полное отсутствие не только скульптурных украшений, но даже ясно выраженных архитектурных членений.
Главнейшие сооружения (церкви в Кведлинбурге, св. 258).
Живописные изображения романской композиции располагаются в пространстве, лишенном глубины расстояния между ними не ощущаются. Для этого произведения, созданного выдающимся художником, характерна не чисто орнаментальная гармония красок, а подлинное живописное единство. Это трех- или пятинефные храмы, с трансептом иногда тоже в три нефа и с так называемым венцом капелл вокруг алтарной части, хранящие разнообразные реликвии (церковь Сен Мартен в Туре, X-XI вв. ). Годехарда в Гильдесгейме). Якоба в Регенсбурге (Германия), Романские церкви в Валь-де-Бой (Испания), Пизанский собор и, частично, знаменитая Пизанская башня (Италия), Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Приорат Серрабоны (Франция), Собор Браги, Кафедральный собор Порто, Старая ратуша Брагансы, Старый кафедральный собор Коимбры, Кафедральный собор Лиссабона (Португалия) и др.
Они имели специальные сторожевые башни, главная из которых – донжон. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Это искусство разительно контрастирует с монументальной живописью церкви св. Но этот коллектив не был единым.
Отличительной чертой испанской сюжетной пластики в этот период является выражение религиозной экзальтации: не следует забывать, что церковь всегда играла огромную роль в жизни испанцев и война с арабами происходила под религиозными лозунгами ("Портик Славы" церкви Сантьяго-де-Компостела, мастер Матео, 1168-1188). Для ранних миниатюр этой школы характерны еще живописные тенденции (кодекс Экберта работы художников Керальда и Гериберта, конец 10 в., хранится в муниципальной библиотеке Трира), которые восходят отчасти к евангелию Ады, но свидетельствуют также о знакомстве с иллюзионистской манерой позднеантичной иллюстрации. Чисто церковные мотивы оттеснялись более свободными и светскими. Безусловно, в XI-XII столетиях ведущая роль принадлежала церковной архитектуре. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.
Беспокойная оживленность каролингского искусства шла на убыль. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Якоба в Регенсбурге (Германия)Архитектура была ведущим видом романского искусства.
Здесь хранили святые реликвии и погребали служителей церкви. Кириакав Гернроде, св. Излюбленными изображениями в манускриптах X-XI вв. nervure, от лат. Первоначальный колорит фресок утрачен, особенно изменились и потемнели телесные тона.
В основном, это были рельефы с изображениями библейских сюжетов из жизни святых. 252) обе в собрании Мюнхенской библиотеки. Все это заставляло зодчих Бургундии решать проблемы разных по размеру храмов. Большое влияние на испанское искусство оказала Франция. – время расцвета монументального искусства, причем как живописи, так и скульптуры.
порта – дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками. Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином «романские языки», введенным тогда же в языкознание).
Вместе с тем в них отсутствуют мистические настроения и экзальтация. Одним из них было строительство на центральных площадях городов величественных храмов. Петра и Павла). 2436 и св. Особенной суровостью, простотой гладких стен, полным отсутствием декора отличаются храмы провинции Овернь, расположенные иногда на почти неприступных скатах, с их боковыми нефами, равными по высоте центральному (церковь Нотр Дам дю Пор в Клермоне 1099-1185).
Или же художники вписывали текст в строгие геометрические фигуры рисунка. Для ранних миниатюр этой школы характерны еще живописные тенденции (кодекс Экберта работы художников Керальда и Гериберта, конец 10 в., хранится в муниципальной библиотеке Трира), которые восходят отчасти к евангелию Ады, но свидетельствуют также о знакомстве с иллюзионистской манерой позднеантичной иллюстрации.
в архитектуре появляются элементы готики. Сохранившийся цикл фресок монастырской церкви Сен Савен сюр Тартан (вторая половина XI в. ) в провинции Пуату свидетельствует о том, что миниатюра имела на нее огромное влияние: то же стремительное движение, плоскостность, отсутствие светотеневой моделировки и при всей условности приемов – живость и яркость рассказа. XI-XIII вв.
Непосредственным прообразом для некоторых сооружений саксонской архитектуры того времени послужила вторая монастырская церковь в Клюни (981 г. ), также имевшая базиликальную форму и перекрытая плоским деревянным потолком. В круг рукописей, украшенных миниатюрами, входят произведения рыцарской литературы — «Энеида» Гейнриха фон Фельдеке, «Тристан» Мейстера Готфрида, «Парсифалъ» Вольфрама фон Эшенбаха. Всё, до чего дотянулись ручки, раскрасили под барокко в жутких розочках.
Главным монастырским зданием была церковь рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами (по-французски — cloitre, по-немецки — Kreuzgang, по-английски — cloister). Главной же характерной чертой романского стиля считается каменный свод. Они имеют форму латинского креста.
Предполагается, что она возведена в 1170-1190 гг. Сохранились памятники XI в. регенсбургской школы. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. Именно в городах, в основном расположенных по Рейну, стали строиться первые романские соборы (Майнц, Вормс и др. ).
Георгия в Оберцелле. В миниатюре из кодекса Гитды фон Мешеде (кельнская школа, около 1030 г., находится в Дармштадте) налетевший шквал, ветер, рвущий паруса, выражение лиц апостолов — все это представлено условными и скупыми графическими средствами. gotico -- непривычный, варварский -- (Goten -- варвары) и сначала использовалось в качестве бранного. Наглядным примером замка в романском стиле может служить крепость Конви (Уэльс, Великобритания). Его сопровождают три ангела и святой-целитель. Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля.
Среди других немецких школ 10—11 вв. «порта» – дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза.
Расцвет кельнской школы относится к 12 в. Миниатюры ее отличаются живописными тенденциями. Посредствующим звеном между каролингской пластикой и ранней ступенью романского стиля в скульптуре, связанной с культурным подъемом оттоновского периода, является круг памятников, относящихся к деятельности уже известного нам архиепископа Экберта в Трире (977—993). В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения.
Как и у большинства фресок романской эпохи, композиция ковра линейно-плоскостная. Она заменяется системой линий, разделяющих форму на отдельные части. По этой причине строительство храмов начинает переживать настоящий бум. Для нейтрализации давления на стены и распора, который дает свод (сначала полуцилиндрический, а затем крестовый), стены и столбы первых романских храмов с каменным перекрытием делались очень толстыми и массивными, проемы – редкими и узкими.
Григория». Иногда из заменяли четырех-или восьмигранные мощные столбы — пилоны. Вся жизнь была насыщенна религиозными представлениями. Тип феодального замка окончательно складывается именно в эту эпоху. Но все это искупается великолепным чувством целого, общей красотой графического комплекса. Наиболее известным примером влияния романской скульптуры Италии является фасад церкви св.
Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания. К собственно трирской школе относится только меньшая и более ранняя группа рукописей, примыкающая к стилю Рейхенау. В изобразительных мотивах аугсбургских церковных врат есть много античных элементов: кентавры, обнаженный человек, борющийся со львом (очевидно, Самсон), красиво задрапированные танцующие женские фигурки. Вопрос о влиянии на живопись Нидерцелле византийских образцов является спорным. Прежде всего углубилась связь искусства с религией и церковностью.
Под пресвитерием находилась крипта, где хоронили умерших и сохраняли реликвии. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов изображений реальных людей и фантастических существ, облик которых почерпнут из средневековых хроник и бестиариев или создан народной фантазией (например, аспиды и василиски – воплощение сил зла). Для интерьера многих романских церквей типично ясное членение стены среднего нефа на три яруса. Монументальной скульптуры романского периода в Германии мало. Бенедикта. А трапезную почему-то не тронули. Так, в скульптуре возникает устрашающее изображение чёрта.
Наиболее часто встречающейся постройкой того времени являются храм-крепости. Манускрипты 10—11 вв. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан (внутреннее поле фронтона) с рельефом изображающим сцену Страшного Суда. в честь обращения области в христианство. Это одно из первых кирпичных сооружений в Дании одновременно с церковью был построен укреплённый замок, позже перестроенный. Величественная церковь Богородицы выстроена из красного кирпича имеет в плане форму греческого креста, включает центральную башню (44 м) и четыре угловые. (Мюнхен, Государственная библиотека), по богатству мотивов и разнообразию форм далеко выходит за обычные рамки.
Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. В саксонских церквах были два хора, два трансепта и, следовательно, два средокрестия. Наконец, окна образуют верхний ярус. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых.
Позы ангелов и св. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ). все большую роль начинают играть города. Хотя в романский период светское зодчество только формировалось, Нормандия сохранила нам и пример крепостной архитектуры – крепость Гайар, построенную с учетом всех новейших достижений фортификации и нововведений, заимствованных на Востоке английским королем Ричардом Львиное Сердце в 1189-1199 гг.
Евангелие аббатисы Уты, созданное между 1002 и 1025 гг. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Центральный неф пересекался поперечным нефом – так называемым трансептом. Расцвет трирской школы падает на XI-XII вв.
Доминирующим архитектурным моментом того времени становится башня, – донжон. Старейшей скульптурной мастерской была тулузская. Примером могут служить рельефы ограды хора Либфрауен-кирхе в Хальберштадте (начало XIII в. ) и особенно рельефы ограды хора Бамбергского собора (ок. Центральная башня поддерживается четырьмя гранитными колоннами, обеспечивающими дополнительную прочность.
Гармонично строгим выступает романский стиль в знаменитом базельском золотом алтаре (антепендиуме) Генриха II (1002 —1019, Париж, музей Клюни) — произведении большого художественного достоинства (илл. Неотъемлимой частью церковного здания была скульптура. Вот таким образом самыми большими и красивыми сооружениями романской эпохи были церкви и монастыри. Строительство православных храмов достигло расцвета при Андрее Боголюбском.
В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Паломничества и Крестовые походы XI-XIII вв. Они проникнуты фантазией, не порвавшей пут первобытного мироощущения. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. В основном архитектура этого периода представлена храмами, монастырями и замками. Для всех этих форм образцами служили привозные изделия прикладного искусства и миниатюра.
Замечательна «Битва архангела Михаила с драконом». В окна храмов вставляли разноцветные витражи, украшающие внутренне сумрачное помещение. Сооружения романского стиля весьма многообразны по типам, по конструктивным особенностям и декору. Одним из достижений романской архитектуры было соединение церковного здания с башнями.
Монастыри стали усиленно строить дороги, мосты, гостиницы, госпитали. Под влиянием церкви аббатства Клюни построен собор Сен Лазар в Отене (1112-1132).
Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормсский собор, 1181 – 1234). В романских церквах четко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. притвор, продольный корпус базилики с его богатой и детальной разработкой, трансепты, восточная абсида, капеллы.
Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества.
Георгия, сильно пострадавшее от времени, по-видимому, более позднего происхождения. ). Это было порой единственное высокое каменное здание, которое было заметно издали. Скульптура в это время развивалась под влиянием миниатюры.
Внутри храм делился обычно на три продольных нефа. Период XI-XII вв.
Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. В самом смысле декора церквей наблюдается существенное изменение. Большим разнообразием отличались миниатюры, которыми иллюстрировали исторические хроники. Одежды падают красивыми складками, расположенными в определенном стилизованном порядке. В разбивке масс достигнута соразмерность.
Появились такие иллюстрированные рукописи, как «Hortus deliciarum» аббатисы Герарды фон Ландсберг (1175, рукопись погибла в 1870 г. при пожаре Страсбургской библиотеки), своеобразная энциклопедия, в которой само содержание требовало от мастера большой наблюдательности и чувства реальной жизни. С развитием торговли и ремесла в XI-XII вв. Во Франции этот стиль получил более точное название «style ogivat» (стиль стрельчатый). Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. Светотень и глубина, столь характерные, например, для некоторых памятников каролингской миниатюры (Аахенское евангелие), постепенно исчезают, уступая место плоскостному, условному изображению с энергичным, сильно выраженным контуром. Пизанский собор и башня (Италия)Сохранилось довольно много архитектурных памятников романского стиля: Аббатство Малмсбери, Даремский собор, Окемский замок, Сент-Олбанский собор, Собор в Питерборо, Собор Или, Уинчестерский собор (Великобритания), Лаахское аббатство, Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце, Либмургский собор, Церковь св.
Бенедикта величавы и с ритмической правильностью обращены к центральной фигуре Христа. Но это только одна зависимость. Существовал даже термин "клюнийская школа". Немного более поздняя роспись в Нидерцелле на острове Рейхенау (около 1100 г. ) отражает новые черты растущего догматизма и систематизации религиозного взгляда на мир.
ранней романики, но имеют одно конструктивное отличие – крестовые своды. Развитие монументальной живописи совершалось в формах, близких к развитию миниатюры. Одна из самых ранних церквей такого типа — капелла св.
По всей видимости, фрески выполнены несколькими местными мастерами под сильным влиянием византийских художников. Побеждают готовая, традиционная схема, механическое подражание, религиозная скованность. Например, на северо-востоке Франции последнюю треть XII в. уже относят к готическому периоду, а в Германии и Италии признаки романского искусства продолжают существовать в качестве основных на протяжении значительной части XIII в. Таким образом, термин «романский стиль» следует относить к искусству Западной и Центральной Европы XI-XII вв., примерно с 1000 г. и до возникновения готического стиля.
Они сформировались на фоне более сложных по своей структуре исторических реалий. Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов, сближение и сопоставление которых часто носит символический характер. Архитектурный облик замков, построенных на вершинах гор, несколько отличен от тех, естественной защитой которых являлась вода рек и озер.
Единой системы скульптурного декора выработано еще не было. В Кельнском распятии резкая выразительность сочетается с тяжелым спокойствием смерти.
К началу 11 столетия эти тенденции сменяются приемами линейно-плоскостного стиля. Только церковь была позже восстановлена как приходская. Годехарда в Гильдесгейме). В искусстве этого периода преобладает линеарно-плоскостное начало.
Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. В живописи лиц видны следы различных стилей византийской живописи, однако одновременно с этим в них присутствуют типично западная жесткость и «орнаментальность» фактуры. Прежде всего углубилась связь искусства с религией и церковностью. Возводились рыцарские замки и королевские дворцы, мосты и городские ратуши. содержали как бы религиозный апофеоз политической власти, опиравшейся на администрацию епископов и союз с католической церковью.
Рассветом этого стиля для скульптуры принято считать XII век. За плечом у него висит рог, которым больные проказой предупреждали о своем приближении. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток. Поперечный разрез до романской базилики (слева) и романского храмаВнешне романские храмы выглядели массивными и геометричными (в виде параллелепипеда, цилиндра, полуцилиндра, конуса, пирамиды). Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.
Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. Здесь были также главные очаги пуританского ордена цистерцианцев. Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении (то немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено), примыкая к римской строительной традиции, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике. В школе Рейхенау (на Боденском озере), где разметалось бенедиктинское аббатство, намечается определенная эволюция от живописного иллюзорного начала к линеарно-плоскостному. Боковые нефы: «Изгнание из рая и жертвоприношение Каина и Авеля».
В каждом прямоугольном поле большей частью помещена только одна фигура. Шедевром трирской школы является миниатюра с изображением Оттона II и четырех фигур, очевидно, также олицетворяющих подвластные императору земли (Шантильи). К эпохе борьбы империи и папства относится живопись церкви в Бургфельдене (около 1070 г. ), близкая по стилю к школе Рейхенау. Слово происходит от итал.
Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). 250). Это резьба купелей, крестов, окладов иногда надгробия, еще реже – статуи. Три красочные зоны светло-коричневая, зеленая и голубая — условно обозначают степень пространственной удаленности.
Здесь царствует та же система линий — внутренних контуров, что и в миниатюре. Расцвет миниатюры предшествовал расцвету монументальной живописи. Своей кульминации этот стиль достиг в первой трети 11 в. В середине 11 в. изображения становятся более монументальными, для них характерна величественность осанки и репрезентативность образа. Среди других немецких школ 10—11 вв.
Жилые и хозяйственные постройки обычно возводились из дерева. В романском искусстве Германии важное место занимает живопись и миниатюра. Вход оформлен порталом (от лат. Германия. 246), а рядом медведица старается удержать детеныша, падающего с подоконника.
Отсюда новые сюжеты: обязательный "Страшный суд", апокалипсические видения история страданий и смерти Христа ("Страсти Христовы"), жития святых – мучеников за веру, причисленных к святым за верность ей, назидательные притчи. С XII в. огромную роль в декоре храма играет скульптура. Для миниатюр этой школы характерна экзальтированность жестов и поз, сумрачность колорита ("Регистр Святого Григория", Трир). Несмотря на отсутствие объемов и перспективы, эти росписи отличаются динамикой и большой выразительностью.
Шедевром трирской школы является миниатюра с изображением Оттона II и четырех фигур, очевидно, также олицетворяющих подвластные императору земли (Шантильи илл. Эмме в Регенсбурге еще в 10 в. («Сакраментарий св. В последних преобладает сумрачная экзальтация. Именно в этот период сформировались современные европейские языки, открылись университеты, были написаны произведения, до сих пор волнующие нас, построены многие города, величественные соборы, родился новый стиль в искусстве – романский.
В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду. Однако о характере его внутреннего убранства мы можем судить по дочерней церкви монтекассинского аббатства Сант Анджело ин Формис близ Капуи (последняя четверть XI в. ). Сочетая классические и варварские элементы, отличаясь суровым величием, она подготовила образование романского стиля, в дальнейшем целеустремленно развивавшегося на протяжении двух столетий. В саксонских церквах связь с раннехристианскими (или позднеантичными) сооружениями выражается в сохранении длинного и широкого продольного корпуса с тремя нефами, причем средний, как и полагается в базилике, поднят над боковыми и имеет ряд окон. Она так же тесно связана с Византией, как и Южная Италия, но сохраняет эту связь дольше, до XVI в. Так, Собор Святого Марка (Сан-Марко) в Венеции строился в 1063-1085 гг., освящен в 1094 г., достраивался в XII, XIII вв.
Последнее еще более определенно выступает в рельефе «Христос с учениками», украшавшем парапет эмпор в монастыре Гронинген. Основным строительным материалом романского зодчества был камень. В Кельнском распятии резкая выразительность сочетается с тяжелым спокойствием смерти. Это в значительной мере обусловлено раздробленностью Италии и тяготением ее отдельных областей к культуре Византии или романской — тех стран, с которыми их связывало длительное экономическое и культурное общение.
Таким образом, рукописи 10—11 вв. Фасады церквей почти не украшены, скульптура размещалась в основном в интерьере. Детски наивные фигурки людей очень живо схвачены их жесты выразительны и эмоциональны. 1170), лирические песни провансальских труверов, первые фаблио исторические хроники. Замок как произведение архитектуры целиком принадлежит-средним векам. Эта каркасная система и ее чрезвычайно важная составная часть – ребристый свод составляют существо готического строительного искусства.
Особенно это относится к выразительной передаче движений. Михаила и св. Михаила в Гильдесгейме, отлитые между 1008 и 1015 гг. Деревянные распятия обычно раскрашивались. Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды.
Ведущим видом романского искусства была архитектура. Из рукописей, характеризующих такие искания, особенно известны евангелие Оттона III (около 1000 г. ) и «Книга евангельских чтений Генриха II» (1007—1014 илл. Взятые в отдельности, эти изображения более художественны, чем рельефы дверей церкви св. В этом грубом теле нет пластической красоты, его анатомия условна.
Гладкая поверхность стен и узкие окна оживляются лишь благодаря аркообразным фризам вдоль карниза. С XII в. донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. Романская живопись предпочитает спокойно-иератические позы, торжественные движения. Они пользовались большой известностью далеко за пределами Германии. Религиозные фанатики целенаправленно уничтожали ее наследие. Движение развивается в дрожащем, прерывистом ритме. Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма.
Для романского стиля вообще характерны отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, тела подчинены абстрактным схемам). Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность, но проявления реализма носят частный характер. В 15 в. готический стиль переживает во Франции свой поздний этап, получивший название «пламенеющей готики» : своды становятся очень сложными, в кружеве каменных форм возникает мотив, напоминающий язычок пламени, этот рисунок переходит с оконных проемов на порталы и даже панели стен. Фигуры в середине тимпана крупнее фигур, находящихся по углам. Иакова в Регенсбурге (вторая половина 12 в. ). Наряду с этими памятниками романского стиля в скульптуре 11 в. дает себя знать временный подъем более искушенного, более утонченного и высокого по своим традициям искусства, связанного с художественными особенностями таких замечательных памятников миниатюры, как евангелие Оттона III и кодекс Григория.
Аббатство Клюни – центр ордена бенедиктинцев – имело влияние и за пределами Франции. Позы ангелов и св. (илл.
Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении (то немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено), примыкая к римской строительной традиции, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. Встречаются и центрические постройки, например, двенадцатигранная церковь Вера Крус в Сеговии (1208). (в частности номиналистов и реалистов), влияние антицерковного и антифеодального движения, принимавшего в ту эпоху форму ересей (например, альбигойская ересь, против которой папа Иннокентий III в 1210 г. даже объявил крестовый поход), – все это привело к тому, что по требованию церкви искусство стремились сделать не только "евангелием для неграмотных" и наставником в вере, но и средством устрашения. Междоусобная борьба охватила всю Германию.
Некоторое представление о впечатлении, производимом такой раскраской, дает скульптурная капитель из Иссуара изображающая тайную вечерю. Затем располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов, трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Для романского стиля характерна базиликальная (продольная) форма.
Начиная с 10 столетия все чаще встречаются золотые фоны. Во Франции этот стиль получил более точное название «style ogivat» (стиль стрельчатый).
Взятые в отдельности, эти изображения более художественны, чем рельефы дверей церкви св. В интерьерах саксонской школы господствуют простые и спокойные пропорции. Круг тем и сюжетов искусства этого времени был тесно связан с миром христианских сказаний. В монументальной скульптуре, прежде всего в декоративном рельефе, особенно тех сооружений, которые воздвигались в освобожденных от арабов областях (и, заметим, часто с использованием самих арабов в качестве зодчих или строительных мастеров), можно наблюдать много ориентализмов. В Вормском соборе (1171—1234 ил.
Книжная миниатюра того периода стремилась к повествовательности. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Бенедикта.
Примером может служить дворец Алькасар в Сеговии (IX в., перестроен в XVI в. ). Кровля на стропилах была относительно легкой, не вызывала бокового распора и не требовала мощных стен это давало возможность расположить под кровлей ярус окон. Наиболее значительным произведением этой школы являются бронзовые двери церкви св.
Замок возвели по указу Эдуарда Первого в конце XIII столетия.
Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Так, Адам, сознавая справедливость наказания, покорно уходит из Эдема, но Ева возмущенно спорит с ангелом. Складки кожи, как внутренний контур, делят тело на грубо очерченные плотные массы. Обычно это рисунок пером, тонко раскрашенный водяными красками.
освободившихся от феодальной зависимости и начавших обширное строительство городских соборов. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Легко угадать, на какой высоте лишние бесприданницы держали духовную планку аббатства. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл).
Михаила и св. В изобразительных мотивах аугсбургских церковных врат есть много античных элементов: кентавры, обнаженный человек, борющийся со львом (очевидно, Самсон), красиво задрапированные танцующие женские фигурки.