Также огромное развитие получила наука. Подлинными её носителями были учёные писцы и жрецы. Он стремился, чтобы наблюдателя сразу поражал взгляд огромных глаз с цветными камнями. Площади террас занимали сады с искусственным орошением.
Храмы являлись средоточием знаний. Все это делало храм праздничным и нарядным. Фигуры статичны, сама техника изготовления рельефа грубее. Интересно, что эти статуи имели пять ног. Они верили, что околдованное животное само позволит убить себя. до н. э. ). Город Вавилон был в свое время центром мирового значения.
На спине или на плече такой небольшой скульптуры обязательно было выбито имя заказчика. Однако боги просчитались. Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации и теоретической (то есть чисто интеллектуальной) деятельности. 2300 до н. э.
В древнем Египте, например, покланялись быку, шакалу, козлу, крокодилу и другим животным. (души) из тела. Мардуку удалось одолеть Тиамту и убить ее.
С вершины зиккуратов жрецы вели наблюдения за планетами и звездами. Ашшурбанапала (669 – ок. Первые вотивные надписи также по существу фиксирую передачу имущества, посвящение его богам. В дальнейшем территория Месопотамии входила в состав Ассирии (IX-VII вв. Среди торговых документов встречаются путевые схемы и графики, своеобразные путеводители. Другим очень важным культомбыл культ небесных светил. Богу-покровителю посвящался центральный храм города.
В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии. С IV тыс. Это были гении-хранители царя и его дома. в Месопотамии была изобретена письменность.
3500 г. до н. э. ) и колесной повозки (ок. Шамаш величественно восседает на троне, похожем на вавилонский храм с нишами и выступами. до н. э. шумерский был уже мёртвым языком.
Всего на воротах около 575 изображений животных. до н. э.
Действие разворачивается по вертикали снизу вверх. Подавали два блюда: "основное" и "второе". В шумерской версии содержалось гораздобольше подробностей о причине потопа и строительстве ковчега. Эти карты содержат также текст с необходимыми комментариями.
Мощные, поднимающиеся уступами стены с зубцами башен придают ему вид крепости. Но разгневался на Энкиду бог солнца и обрек его на смерть.
Широко известна стела царя Хаммурапи. Прекрасным произведением аккадского искусства эпохи Саргонидов является известная «Стэла Нарамсина», на которой изображён аккадский царь Нарамсин, подымающийся на гору во главе отряда воинов. Туда допускались только посвященные жрецы. Это только лики-маски. На полках книги размещались по определённым отраслям знаний.
Ни о каких портретных чертах говорить не приходится. У входа в храм — две статуи львов из дерева. Этой же идее, вероятно, была подчинена разбивка стены вертикальными выступами и нишами. Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.
Пять ног нужны для того, чтобы зритель воспринимал фигуру одновременно стоящей (вид спереди) и идущей (вид сбоку). Ок. Сцены полны внутреннего напряжения и динамизма, величавого пафоса и несокрушимой мощи. Известняк.
до н. э. Власть переходит к семитскому городу Двуречья – Аккаду. В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись – самое характерное и важное для нас из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией. Часть рельефов содержит также сцены охоты ассирийских царей. Внутри этой башни не было ничего, кроме ложа и золоченного стола. Множество источников упоминает о культуре городов, являющихся важными центрами общественной жизни Шумера.
Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Со времен появления шумеров и до падения Нововавилонского царства на территории месопотамской низменности проживало 10 населения всей Земли. В период нового возвышения Вавилона столица государства превращается в цветущий город-крепость.
до н. э., но затем и там его место занял аккадский. Эти работы имели плоскую заднюю сторону и располагались вдоль стен. Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света. Другой формой первобытной религии была магия или колдовство. Таковы, например изображения из дворца Саргона II.
до н. э. Образование Шумеро-Аккадского царства. В Древнем Мире Вавилон был синонимом Мирового Города.
При общей площади города в 18 га, дворец занимал 10 га. Помещения находились вокруг открытых дворов. до н. э. Сплошные сырцовые террасы были разного цвета: опора, усеченная пирамида – черная (обмазка битумом предохраняла нижний ярус от наводнений), средний ярус – красный (облицовка обожженным кирпичом) и верхний – выбеленный. Успешно развиваются другие ремесла — ткацкое, камнерезное, кузнечное. Шумер, Аккад, Ассирия, Элан, Вавилон, Урарту, Палестина – эти древние цивилизации сыгравшие исключительную роль в многотысячном процессе формирования мировой художественной культуры. Высокого уровня достигла шумерская металлургия.
до н. э. В III-II тыс. Сыном Энлиля считался бог Луны Нанна, покровитель пастухов. В IV – I тыс.
Население Двуречья приписывало происхождение ремесел богу вод и мудрости Эа. Понял Гильгамеш, что не сможет победить смерть. Вначале Мардук был одним из самых незначительных богов. Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. II тыс. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Некоторые покаянные псалмы и плачи вавилонян также находят параллели в библейских псалмах.
Если австралиец принадлежал к тотему кенгуру, то он говорил об этом животном: «Это мой брат».
Стремительно мчится колесница. Древнейшие образцы шумерийской скульптуры отличаются примитивностью, которая со временем в некоторых случаях превращается в определённый художественный стиль, созданный длительной традицией, навыками художников и религиозным мировоззрением того времени. вступили в железный век. На стеле изображена победа царя, расширившая пределы его государства. «поклонение», «обожание»). Главную роль творца в шумерском варианте играл бог Энлиль, в аккадском – бог Мардук.
Дворец Зимри-ЛимаЗимри-Лим был царём Мари. Вся общественная жизнь такого города-государства концентрировалась вокруг храма. Они растут только в горах, от куда пришли шумеры. Более того, тот факт, что «зиккураты» были частью шумерской храмовойархитектуры, тоже указывает на это. При царе Саргоне Древнем Аккаду удаюсь подчинить своей власти весь Шумер.
Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими пологими пандусами. 800 г. до н. э. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Или царь возлежит на пышном ложе в саду под тенистыми пальмами.
Такой была иассирийская действительность. до н. э. Возвышение Вавилона. Одним из чудес света греки считали знаменитые «Висячие сады» царицы Семирамиды. Вавилонское (собственно, Древневавилонское) царство объединило север и юг — области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Пружинисто сгибающиеся под тяжестью всадников мчащиеся по пустыне верблюды.
Разгромить Персидскую державу (Кира, Дариев) удалось Александру Македонскому. Впоследствии тотемное животное разрешалось убивать, но голову, печень и сердце есть запрещалось. Для защиты территории от вторжения неприятелей, города и другие поселения укреплялисьоборонительными стенамисложной конструкции изначительной толщины. В конце III тыс. В большом смущении от этого боги собираются на совет. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХV. У входа в храм – две статуи львов из дерева.
Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. воинственными ассирийцами была создана могучая империя. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. Одна из древнейших мировых культур – культура Месопотамии (междуречья рек Тигра и Евфрата), является вторым после Египта очагом древневосточной культуры, создавшая огромные художественные ценности и по всей древности не уступавшая египетской.
Сушествуют мифы, в которыхговорится о сотворении пищи и одежды. Позднее ее место заняла Инанна, любимица бога Анна. Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 дон. э. ). Вавилонский зиккурат- монументальное сооружение высотой около 90 метров, на вершине которого находилось покрытое голубой глазурью святилище Мардука. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия.
до н. э. Усиление мощи Ассирии, одержавшей верх над Вавилоном. Обнаружены целые библиотеки клинописных табличек. Здесь были собраны тексты исторического содержания (анналы, хроники и др. ), судебники, гимны, молитвы, заговоры и заклинания, эпические поэмы, научные тексты (сборники примет и предсказаний, медицинские и астрологические тексты, рецепты, шумеро-аккадские словари и т. п. ), сотни книг, в которых отложились все знания, весь опыт древнемесопотамской цивилизации. письма. Клинописью писали на глине имевшейся в изобилии в Междуречья. Т. к.
Так возникли первые, лепившиеся сначала в ручную кирпичи. Большого мастерства достигли жители Месопотамии в строительном деле. Дворец был выстроен на искусственной террасе, часть дворца выступала за городскую стену. Это были бог неба Ану, бог земли Энлиль (аккадцы называли его также Белом) и бог вод Энки или Эа. Террасы зиккурата, окрашенные в разные цвета, соединялись лестницами или пандусами, стены членились прямоугольными нишами.
Говоря об ассирийской культуре, нельзяне упомянуть знаменитую библиотеку царя Ашшурбанипала (VII век до н. э. ). Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. Община же постепенно превращается лишь в организационную единицу, выполняющую сельскохозяйственные и ремесленные работы и уплачивающую установленные налоги и сборы. Как и в других странах эллинистического Востока, в Месопотамии эллинизация проходила (проводилась и принималась) сознательно и затрагивала в первую очередь верхи местного общества, а затем уж распространялась на низы.
Она оченьдекоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Центральное место занимает гигантская фигура царя в божественной рогатой короне-шлеме.
Но не только хорошее приписываюит ему. до н. э., сформировавшему древние города-государства: шумерские города Киш, Урук (библейский Эрех), Ур, Лагаш, Умма, семитский город Акшак, аморейский/шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Ассирия и в начале II тыс. В искусстве древности традиции Ассирии, особенно в области монументального рельефа, еще долгое время привлекали к себе внимание. Только в мифологическом плане считалось, что боги обитают в космологических пространствах. Гильгамеш был царем города Урук. Фигуру покрывает туника, доходящая до ступней и полностью скрывающая тело.
В то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран изучая художественные принципы чужеземного мастерства. Пирамидальная конструкция террас положила начало традиции разведения садов на их ступенях. С конца 4-го тысячелетия до н. э. Запись представляла собой сложное сочетание знаков-клиньев.
Шамаш величественно восседает на троне, похожем на вавилонский храм с нишами и выступами. Бог воды Эа сжалился над ним и предупредил о надвигающемся потопе. Возница с силой держит поводья, пришпоривая лошадей. Около 2100 г. до н. э.
Тип государства и общества определял особенности архитектурного стиля ассирийской империи. Энлиль – (Бел – акк. ) – Бог земли и воздуха изобретатель мотыги и плуга, покровитель города Ниппур, сын Ану, "царь богов и людей". Индией, государствами Малой Азии. По предположению, это покровительница города богиня Инанна (начало III тысячелетия до н. э. ). до н. э.
Часть рельефов содержит также сцены охоты ассирийских царей. Потребности жизни и хозяйства способствовали развитию науки и научных знаний. Ассирийское искусство I тыс. Еще больше людей было в Вавилоне (по-видимому, около 200 000), который в значительной мере был перестроен при Навуходоносоре II в VI до н. э. и занимал площадь в 404, 8 га. Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими пологими пандусами.
погибло государство Аккад. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным.
В предметах, найденных в храме Тиль Барсиба (совр. По сторонам входов во дворец стояли пятиметровой высоты статуи крылатых быков «шеду» с головами людей и крыльями орлов. В стелле царя Нарам-Сина (рис. Стены дорожки украшают около 150000 барельефов львов. В молитвах Таммуза и Иштар частоизображают как мужское и женское хвойное дерево.
Аллату приходит в ужас от ее появления. На голове у Иштар — рогатый головной убор, типичный атрибут богов в иконографии народов древней Передней Азии. В XXIII в. до н. э. Была создана звездная карта и на ней отмечены все небесные тела, видимые простым глазом.
Круглая скульптура играла в ассирийском искусстве незначительную роль. Там говорится как Энке, побывав сначала у шумеров, проехал по всемусвету, раздавая «таблицы судеб». При слове Египет мы сразу представляем пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов.
Ведущим родом искусства в Ассирии была архитектура. В Месопотамии с живым интересом относились к своему далекому прошлому. до н. э. Господство в Месопотамии греко-македонских завоевателей.
Еще более впечатляющими были успехи математиков. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Немного позже в Месопотамии появилась уникальная техника эмалированного кирпича, которую внедрили касситы. Они знамениты своими великолепными рельефами из цветного глазурованного кирпича с изображениями львов и драконов.
Насколько можно судить, древнейшие тексты – это описи полученных или выданных продуктов и имущества или же документы, регистрирующие обмен материальными ценностями. Там же представлены еще двенадцать пленников. Бога, "поглощающего пищу", скрывали занавесями от людей, в том числе и жрецов. Люди верили, что они неразрывно связанны со своим тотемом.
Когда подросли дети Ан и Ки они вступили в брак. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Первоначально это было пиктографическое письмо. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной. Наследницей шумеро-аккадскойцивилизации была Вавилония. При школах-академиях (эдубба) создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали частные собрания глиняных книг. В результате схематизации и упрощения начертания значков появились клинопись (письменность, знаки которой состоят из группы клинообразных чёрточек на глиняных табличках). Эти знаки помимо декоративной выполняли еще и коммуникативную функцию: заменяли письмо.
Они высоко вздымались к небу, были массивными и прочно стояли на земле, напоминая людям горы («кур» означает «гора»). в производстве посуды применяется гончарный круг. Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) письмо, постепенно заменённое сложными геометрическими знаками. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь ипобеды завоевателей.
Во время торжественных богослужений по пандусам храма поднимались к святилищу процессии жрецов. Там обнаружены две глиняные скульптуры бизонов, а вокруг них точно так же уцелели отпечатки босых ног. Все эти цвета соответствовали символическому обозначению небесных светил.
Подобный же музей находился и в летнем царском дворце Навуходоносора II в Вавилоне. Фигура изрешечена круглыми дырками. Хаммурапи прославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб»). АССИРИЙЦЫ. Крылатый бык. В ней находилась золотая статуя Мардука. до н. э. На седьмой день буря утихла.
В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Этот вид искусства являлся специфическим для данного региона. Разрушались дворцы, храмы, города. «Висячие сады Семирамиды».
Именно в таком, «официальном» стиле выполнена базальтовая стела царя Хаммурапи из Суз. Город прозвали Вавилоном, т. е. Любое изображение содержит в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. Разъяренный дикий лев встал передними лапами на колесницу. В I тыс. кирпич – материал недолговечный, кирпичные постройки почти не сохранились.
Первый их этих мифов с давнихпор известен как миф о том, как Иштар спустилась в подземное царство исуществовав в виде отдельных фрагментов однако благодаря усилиям профессораКрамера этот миф теперь известен в своей полной форме как миф о Димузи иИнанне.
Стела царя Хаммурапи — символ месопотамской цивилизации. до н. э. называют старовавилонским, т. к. Огромные, железные, пудовые. Они отправились в путешествие и пережили множество приключений.
В 90 км к югу от Багдада, близ современного города Хилла находятся развалины Вавилона. Стены платформ наклонены. Не менее примечательны архитектурные сооружения Вавилона времен Навуходоносора II (605 – 562 гг.
VII-VI вв. Как правило, комнаты располагались вокруг центрального двора. Междуречье (Древняя Месопотамия) относят к одному из древнейших очагов цивилизации в IV-III тыс. На верхней площадке зиккурата располагалось святилище, то есть «жилище бога», где находилась статуя божества.
Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии. до н. э. ). В столицах царства Нимруде (основан Ашшурнацирапалом II), Хорсабаде (основан Саргоном II) и Ниневии (основан Ашшурбанапалом) главными сооружениями были царские дворцы. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем») — древнейшая на земле эпическая поэма. Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. К числу древнейших относятся и учебные тексты – списки знаков, слов и так далее.
Энке гостеприимнопринимает у себя свою дочь и устраивает в честь нее грандиозный пир. Изображения богов создавались в специальных мастерских, после этого они освящались. Использовался приём-изображение пяти ног, чтобы можно было видеть «стража» ворот одновременно и в покое и в движении. В качестве несущих опор использовались колонны с каменными базами и деревянными стволами. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город Вавилон и башню до небес, чтобы «сделать себе имя».
Уту – (Шамаш – акк. ) – Бог солнца и сын Нанны. Важное значение имело также скотоводство. Это уже не схема, а произведение искусства.
От блистательной эпохи Навуходоносора II сохранилось крайне мало памятников. до н. э. Во II тыс. В 612 г. до н. э. была разрушена столица Ассирии Ниневия, в 605 г. до н. э. в битве под Каркемишем погибли остатки ассирийской армии. Он похвалялся перед богами своим могуществом и боги разгневались на гордеца. --У этих статуэток есть общие черты.
В Вавилоне имелись улицы протяженностью в пять и более километров. С ним вместе умирает и цветущая весенняя растительность. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. Стела была найдена в 1901 году французской археологической экспедицией в Сузах (столица Элама), ныне хранится в Лувре в Париже.
покровительница города Урука. до н. э. Самыми важными были двенадцатиметровые ворота богини Иштар, напоминавшие по форме триумфальную арку, сложенные из бирюзового глазурованного кирпича с орнаментом из 575 львов, драконов и быков. Уже в начале III тыс. Стены домов часто были толщиной двух метров. Они вели наблюдение за движением Солнца, Луны и звезд.
Семитские завоеватели перенялиу шумеров клинопись и адаптировали ее к семитскому (аккадскому) языку, которыйсовершенно не похож на язык шумеров. Именно вот таким образом для ранней эпохи гораздо более характерен глубокий рельеф. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. У них родился могучий Энлиль (бог земли и воздуха). Он поразительно воспроизводит ту страшную боль, которую испытывает раненое животное. Царь очень дорожил своим сокровищем, а вот таким образом хранил «книги» в ящиках в сухом помещении на втором этаже.
Через века до нас дошла слава о прекрасных «висячих садах Семирамиды» – одном из семи чудес света. Рядом домами богачей площадью до 1600 кв. м. Адорантов обычно дарили храму. Их приходилось привозить издалека и изделия из них были крайне дороги.
Скульптура. Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). А хвойные деревья не растут вдельте Тигра и Евфрата. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах – горельефы лежащих бычков. XXVII-XXV вв.
Так Инанна, желая распространить блага цивилизации на свой город Урук, отправляется вЭриду, где живет Энке, в руках которого находятся «ме» — шумерские слово, означающее ту же силу и власть, что и «таблицы судьбы». А самое запоминающееся в них – это глаза. Аккадский язык вытесняет шумерский и становится главным на всей территории Месопотамии.
Всюду лицо царя сурово, величаво, без индивидуальных черт. Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса. На воротах, однако, не было изображений львов – зверей богини Иштар, эти вестники богини шествовали на стенах, окаймлявших «Дорогу процессий» до ворот. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик — «жилище бога». Боги ели, пили, но не могли насытиться.
Царь (его фигура, как правило, намного больше остальных) восседает на троне в окружении множества вооруженных телохранителей. Однако в росписях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы и яркие цветовые пятна и даже попытки передать глубину пространства. Ассирия — мощное, агрессивное государство, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива. В развалинах ассирийского царяАшшурбанипала (VII в. до н. э. ) вНиневии ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, котораянасчитывала десятки тысяч клинописных текстов. Рядом домами богачей площадью до 1600 кв. м. Архитектурных памятников дошлодо нас гораздо меньше, чем, например египетского. Для них характерна особая физическая мощь, проработка мощной мускулатуры.
Это сплошь прославление царя, его деяний. Фигура человека всегда изображалась с носом в профиль, ногами сбоку, а глазами спереди. Именно в Шумере в конце IV тыс. В ней находилось святилищебога, его «жилище», где бог гостил по ночам.
Затем таблички обжигали. Чужая сложная грамота доставляла этим писцам немало мучений: на некоторых табличках из Телль-Амарны (древний Ахетатон) видны следы краски. Большой популярностью пользовались бог солнца Уту (в аккадской мифологии он носит имя Шамаш), бог луны Наннар (по-аккадски Син), считавшийся сыном Энлиля, богиня любви и плодородия Инанна (в вавилонском и ассирийском пантеоне – Иштар) и бог вечно живой природы Думузи (вавилонский Таммуз), олицетворявший умирающую и воскресающую растительность.
Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н. э. ). Но не они определяли лицо города. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи (годы правления 1792—1750 до н. э. ) сделал его столицей своего царства.
Иученым предстоит еще много сделать, чтобы отличить правду от вымысла. Город и земля вокруг него принадлежали богу, от имени которого правил царь-жрец. Сами двойные ворота представляли собой выдающееся произведение зодчества. Самая высокая статуя имеет рост около тридцати сантиметров. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. Огромный интерес представляют старовавилонская Поэма об Атрахасисе, повествующая о сотворении человека и всемирном потопе и культовый космогонический эпос Энума элиш (Когда вверху).
Слова -- «анимус» -- дух). до н. э. ). в производстве посуды применяется гончарный круг. 2500 г. до н. э. ), сооруженная в честь победы над г. Уммой.
Царь аккадцев Саргон Древний (Великий) легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе централизованное государство — царство Шумера и Аккада, которое просуществовало до конца III тысячелетия до н. э. Завоеватели бережно отнеслись к исконной шумерской культуре. Тем не менее, многиеобрядовые и храмовые термины сохраняют свою шумерскую форму. Статуи устанавливались в храмах и предназначались для воздаяния почестей. Строительная деятельность в Двуречье началась очень рано. При последнем из них Энлиль разгневался на людей и устроил потоп. Такая письменность называется клинописью. Товары перевозились на ослах, мулах, лошадях и верблюдах. Они были так глубоко посажены, что они сохранились на века.
Верховным богом Ассирии был племенной бог этой страны Ашшур. Так возник культ сильной царской власти, дарованной богами. По легенде она нисходит в подземный мир для того, чтобы воскресить любимого ею Таммуза. Энлиль часто изображается божеством коварным злобным, жестоким.
Здесь он построил дворец, посмотреть на который приезжали даже из соседних государств. Даже своим вассалам в Палестине фараоны пишут не по-египетски, а по-аккадски. В Сирии хурриты, по-видимому, составляли меньшинство населения.
Писали на «дощечках» по мягкой глине, тщательно очищенной от всяких примесей. Из самоцветов, слоновой кости и перламутра в сочетании с бронзой, серебром, медью и золотом древние мастера изготавливали настоящие произведения искусства. Все они стоят в одинаково застывших и неподвижных позах и обращены к нам лицом. в древнем Уре. до н. э. Одни из самых ранних произведений – небольшие (до 30 см) статуэтки с изображением людей, совершающих обряд почитания божества, так называемые адоранты (лат. Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли уходом духа.
Воины горизонтально держат копья, подталкивая ими идущих впереди пленников. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог».
Они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков. Это первое в мире систематизированное собрание, где книги-таблички подбирались по сериям имели заглавия, порядковый номер и размещались по отраслям знаний.
Вот таким образом Тиамту решила погубить всех богов. Энлиль произвёл на свет «всё полезное» – изобрёл мотыгу, сотворил деревья и злаки, – установив на земле процветание. Вокруг него на глиняном полу сохранились отпечатки босых человеческих ног.
Здесь строили не только храмы, но и дворцовые комплексы, крепости. Многие из них – даже в развалинах – поражают своими размерами и роскошью. Месопотамская цивилизация – одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Шесть дней и ночей носился его корабль по бушевавшим волнам.
В это время царь натягивает лук, готовясь поразить животное. В конце XXIV в. до н. э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Позже при строительстве стали использовать глину, смешанную с соломой. Вавилонское (точнее — древневавилонское) царство объединило север и юг — области Шумера и Аккада, став наследником культуры древних шумеров. Гордая львиная ярость и бешеный конский бег. Своего наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н. э. ). Перед ним – поверженный и молящий о пощаде враг.
Самый высокий зиккурат находился именно в Вавилоне.
до н. э.
В 612 г. до н. э., завоеванная Мидией и Вавилоном, Ассирия пала. Еще больше людей было в Вавилоне (по-видимому, около 200 000), который в значительной мере был перестроен при Навуходоносоре II в VI до н. э. и занимал площадь в 404, 8 га. Ок.
Она произвела сына и дочь – Ан (небо) и Ки (землю). самым важным политическим центром Месопотамии в это время был Вавилон. Каждый новый месяц начинался вечером приисчезновении лунного серпа. Основными элементами этой архитектуры быликупола, арки, сводчатые потолки, ритм горизонтальных и вертикальных сеченийопределял в Вавилонии архитектурную композицию храма.
К началу II тыс. XXIII-XXI вв. С середины III тыс. И в то же время поражает холодная жестокость в изображениях сцен пыток и казней. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Упадок и конечную гибель месопотамской цивилизации следует объяснять не столько причинами экономическими и экологическими (засоление почв изменение русел рек и т. п. ), в полную меру сказавшимся, очевидно, лишь в Сасанидскую эпоху (227-636 гг.
В композиции «Большая охота на львов» художник выбрал один из самых напряженных моментов охоты на львов. Пространные тексты составляли целые серии, включавшие иногда до 150 табличек. Животное, которое считалось тотемом -- было священно -- его запрещалось убивать.
А какие мускулы на руках и ногах царя, вельмож и его воинов. Город был неприступной цитаделью. Причину смерти видели в перевоплощении человека в тотема. Культура России XVII в. XIV.
Греции. В центре верхнего яруса – крупная фигура царя. Это приводило к образованию общин. Ввавилонском искусстве почти нет изображений погребальных сцен.
633 г. до н. э. ), насчитывавшая более 30 тыс. до н. э. Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Через 100 лет Вавилон захватили касситы (древние племена с Западного Ирана), которые образовали III Вавилонскую династию и правили около шестисот лет (XVIII-XII вв. В древневавилонских надписях он обычно упоминается вместе с Шамашем.
В III тыс. из числа неподвижных звезд или, как их называли, «спокойно пасущихся небесных овец», выделили пять ярких звезд имеющих самостоятельное движение (планет) и довольно точно определили их сложный путь.
Некоторые мифы шумеров — о сотворении мира, всемирном потопе — оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские. Культуру, религию и искусствоВавилонии заимствовали и развили ассирийцы. В IX-IV тыс. Кодекс законов содержит 282 статьи, но на стеле сохранилось только 247 статей. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина. Все ворота носили имена почитаемых богов, от них начинались главные улицы города. Из глины создавались храмы, дома и крепостные стены.
до н. э. ), Нововавилонского царства (VII-VI вв. В VIII-VII вв.
Центральное место занимает гигантская фигура царя в божественной рогатой короне-шлеме. Древнейшая на Землеписьменность принадлежит этому же народу – это шумерская клинопись. до н. э.
Широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере. Применение асфальта разнообразно: он зачастую даже заменял камень. Это была вера в то, что человек якобы может воздействовать на природу различными «чудодейственными» приемами и заклинаниями. до н. э.
Иштар изображена стоящей на спине льва (лев — анималистическая форма самой богини). Не позднее IV тыс. Она состояла из семи разноцветных этажей. Традиция не менять место и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловили появление зиккурата – многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объёмов, причём каждый последующий объём был по объёму меньше предыдущего. На плече каждой фигурки – имя того, кого она должна представлять в храме.
После этого кирпич снова обжигали. Слева к нему направляется процессия с царской колесницей, оруженосцем и мальчиком-слугой. Однако с угасанием одного центра и возвышением другого главное божество пантеона менялось. Жрец, приносивший жертву, прочитывал историю Иштар, которая ищет в подземном мире потерянного супруга и освобождает его оттуда. В Вавилоне имелись улицы протяженностью в пять и более километров. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. На это же время падает деятельность великих астрономов Набуриана и Кидена. Там же представлены еще двенадцать пленников.
Так пиктография превратилась в клинопись. Мысль данного произведения была такова: царская власть и его деяния поддерживались богом. до н. э. ), создатель свода законов, подходит в молитвенной позе к богу солнца Шамашу.
Именно в IV тысячелетии в Двуречье произошли великие общественные преобразования, которые влекло за собой первое общественное разделение труда. Помещения коридорообразные, узкие, стены их украшены рельефами и росписями. Классическим примером ассирийской архитектуры является дворец VIII в. до н. э. царя Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад). Колеса боевых колесниц имеют форму цельного диска без спиц и составлены из двух половинок. В архитектурном плане они представляли собой пирамиду, состоявшую из 4 ярусов-платформ. «Шедевры художественной культуры Древней Передней Азии» «Месопотамия: географические особенности и характер цивилизации» «Лучшие достижения архитектуры Месопотамии» «Символика архитектуры зиккуратов» «Аскетизм и красочность ансамблей Вавилона» «Образы древневосточного эпоса (Сказание о Гильгамеше)» «История изобретения письменности» «Изобразительное искусство и музыка Древней Передней Азии» «Ассирийский рельеф, его источники и эволюция», «История создания коллекции произведений искусства Древней Месопотамии в собрании Эрмитажа».
Затем таблички обжигали и хранили в течение длительного времени. Постепенно сформировался государственный аппарат. Особым великолепием отличались царские дворцы ассирийцев, в VII в. до н. э. Вавилонский храм. Мотив потопа очень схож с библейским преданием.
С угрозами требует она, чтобы ее впустили. Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н. э. ). В более позднее время, когда стали строить семиэтажные зиккураты, вводились желтые и голубые («лазуритовые») цвета.
Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Это указывает на то, что Таммуз – солнечное божество. Слева направо движутся животные, сначала шагом, затем рысью и галопом. Вавилонский царь Навуходоносор II (605 – 562 г. до н. э. ) для борьбы против главного врага – Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с царем Мидии, который был упрочен женитьбой Навуходоносора II на дочери мидийского царя Семирамиде. Туда допускались только посвященные жрецы.
Уже в начале III тыс. Хотя хурриты основным населением Митанни, там проживали и индоарийские по языку племена. В то же время греческая культура не могла не прельщать многих из неконсервативно настроенных вавилонян. Ученые предполагают, что в этих пещерах первобытные охотники совершали магические танцы и заклинания, чтобы околдовать животное. А в изобразительном искусстве появилась большая раскованность и индивидуализация.
до н. э. Ставпьяным от вина, он обещает ей грандиозные подарки, в том числе и «ме». В ассирийской столице, по всей вероятности, обитало более 170 000 человек.
Ирак (конец 3 тысячелетия до н. э. ) – лучший пример зиккурата – Двуречье. По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Двуречья. Ещё одна достопримечательность Вавилона – висячие сады Семирамиды. до н. э. Он, подобно египетскому Осирису, становится царем мира мертвых, разрывающим узы смерти.
Вавилонские астрономы. Гигантских размеров ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей. В отдельных районах Армянского нагорья хурриты сохранялись ещё в VI-V вв. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой значками-рисунками.
Внутри стен находилось множество комнат, где жили священники и работники храма. до н. э. ) и посвященные главным божествам города — богу Ану и богине Инанне. Шумеры – авторы первых идревнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов. Процессии двигались по широким и длинным сходящимся лестницам.
Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. Три его громадные сужающиеся кверху террасы с тремя маршами лестниц и сейчас производят величественное впечатление. Создавалось впечатление лёгкой ограды, перевитой цветами.
Пережитки тотемизма встречаются в религиях многих народов древнего Востока. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения. до н. э. по 12 октября 539 г. до н. э. («падение Вавилона»).
Аккадское государство подверглось завоеванию со стороны северного племени гуттиев. В I тыс. Из соединения элементов культур различных народов (шумеры, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, хуриты, арамеи) – выросла месопотамская цивилизация.
Немногочисленные скульптуры царей передают спокойствие, могущество власти. Божества олицетворяли стихийные силы природы и часто отождествлялись с космическими телами. XIX-XII вв.
Этот дворец занимал площадь свыше 2, 5 га, насчитывал более 260 помещений. Чтобы утешить её, Навуходоносор II и приказал возвести висячие сады. Именно он определял религиозное мировоззрение человека Двуречья. Таким образом, аккадские вариантышумерских мифов отражают как изменившуюся политическую ситуацию (завоеваниешумеров семитами), так и абсолютно иную ментальность семитов. Этот миф, текст которогоразрознен и труден для общего понимания, описывает процесс сотворения человека. Хотя по содержанию шумерские мифы существенно отличаются от вавилонского «Эпосао творении» их объединяет одинаковое понимание цели, ради которой был созданчеловек.
Особое место в шумерском культурном наследии принадлежит глиптике — резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. государствами Малой Азии). Произведений изобразительного искусства Древней Месопотамии сохранилось мало.
В изобразительном искусстве важную роль играла пластика, рельеф, настенная живопись. Силы Гильгамеша и Энкиду оказались равными. Постепенно перешли к более рациональному письму – слева направо. Шумеры называли ее Инанна. В Ниневии была обнаружена знаменитая библиотека царя Ассирии Ашшурбанипала (669 – ок.
Бог Энлиль (владыка ветра и воды) – один из величайших божеств, который был сыном бога неба Ану и богини земли Ки. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. И здесь художники Ассирии достигли подлинного мастерства.
Междуречье заселяли шумеры – умелые земледельцы изобретатели гончарного круга (ок. Около 2400 г. до н. э. 720 до н. э. Ворота Иштар были особенными, улица, проходившая через них являлась «Дорогой процессий», посвященной главному божеству Вавилона богу Мардуку. Не известно случая, чтобы какой-нибудь греческий философ или историк изучил клинопись.
Иштар отождествлялась с планетой Венера. Стела Нарам Суэна (внука Саргона Аккадского). до н. э. и до XIII в. н. э. здесь находились крупнейшие города и городские агломерации. Даже детали головы (нос, рот, уши и волосы) сводятся к треугольным формам. Нововавилонское царство, особенно его столица Вавилон, пережило много взлетов и падений.
Оба храма — прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Гильгамеш безутешно оплакивал смерть друга. Hа внутренней стене через каждые 50 метров стояли сторожевые башни. Царство мертвых берет его себе, но оно не в силах его удержать.
Их позы грациозны и естественны, а силуэты изящны. Когда клинопись была окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура. Постепенно перешли к более рациональному письму – слева направо. В непосредственной связи с культом Таммуза и его оплакиванием находится вавилонская заклинательная легенда о хождении Иштар в царство мертвых.
Представитель государственной власти был первоначально также главой храмового жречества. в производстве посуды применяется гончарный круг. Особого выделения заслуживают XXIV-XXIII вв. Правда и здесь мастер еще не отрывается от стены.
От его времени остались два значительных памятника. до н. э. было одной из крупнейших держав Ближнего Востока.
Однако самым популярным среди них был эпос. Многие события, города, цари исторические и религиозные деятели древних стран упоминаются в Библии, что привлекало к культуре Древнего Двуречья внимание ученых. Еще в III тысячелетии до н. э. жители Месопотамии знали путь в Индию, а в I тысячелетии до н. э. – также в Эфиопию и Испанию. Под копытами лошадей в муках корчится раненый зверь.
Тыльная часть головы срезана и приспособлена для крепления на плоскости. Период с XX по XVII вв. Памятник изображает монарха с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы). Характерная особенность шумерской скульптуры — в условности изображения.
Созданноеамореями Вавилонское царство изначально было небольшим и занимало территорию вдоль каналов Арахту и Апкаллату (западные ответвления Евфрата). Нововавилонское искусство. Они умели ориентировать стены городов и башен на 4 стороны света первые в мире небоскрёбы (Вавилонская башня) соединили судоходными каналами Тигр и Евфрат точно по 33 параллели. Стены домов часто были толщиной двух метров. На великолепных фризах было изображено шествие фантастических львов и грифонов – хранителей города. Религиозные верования древнихобитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. Однако, несмотря на все неудобства, клинопись для своего времени имела большое значение и оказала влияние на развитие письменности народов Востока.
Вавилон был разрушен иранскими племенами касситов. Шумерские Поучения Шуруппака (середина III тыс. Нанна (р) – (Син – акк. ) – Бог луны, сын Энлиля, почитался в Уре. Он осуществлял грандиозное храмовое, оборонительное и ирригационное строительство. Зиккурат – многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии и Эламе, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектур. Зиккурат представляет собой башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид от 3 у шумеров до 7 у вавилонян, не имевших интерьера (в верхнем объёме находилось святилище).
Еще одно важное сооружение – ворота богини Иштар. В612 г. до н. э. Художник искусно соединил массовую сцену изображающую войско, подымающееся в горы, с главным сюжетом — триумфом обожествлённого царя над врагами. Каждый знак означал слово или несколько слов.
Уровень развития первобытной личности можно назвать дорефлексивным. Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н. э. ). Основная тема ассирийского искусства — охота, сражения, расправанад пленными. Нергал – Бог болезней, войны и смерти. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. По Библии, эта башня осталась недостроенной.
Одновременно и параллельно с цивилизацией Египта в междуречье Тигра и Евфрата возникли и развивались центры других древнейших культур. Еще с древних времен вавилоняне воздвигали многоэтажные (обычно семиэтажные) башни-зиккураты. В храме Урука богов кормили два раза в день (утром и вечером).
С анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. Когда таким образом «поражали» бизона, все окружали его и, размахивая ножами, делали вид, будто снимают с него шкуру и расчленяют тушу. Позднее зиккурат в Уре перестроили, увеличив число ярусов до семи. Реконструкция. владевших всей Передней Азией и Египтом.
Хаммурапипрославился как автор первого в мире свода законов (откуда до нас дошли, например, выражение «око за око, зуб за зуб»). Традиционные месопотамские представления и ценности оказались устаревшими и не могли удовлетворить запросов критического и динамического сознания эллинов и эллинизированных жителей месопотамских городов. Многими их изобретениями и научными открытиями мы пользуемся до настоящего времени. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. до н. э. ) проводил завоевательную политику и значительно расширил границы государства.
Это уже не схема, а произведение искусства. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия – как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. В целом можно сказать лишь о наиболее характерных внешних чертах месопотамского зодчества.
В северной Месопотамии хурриты создали государство Митанни, которое в середине II тыс. Люди перестали повиноваться богам и своим поведением вызвали их гнев. Одной из ее ипостасей, как "владычицы битвы", была война. Каркас выполнялся из пучков тростниковых стеблей и покрывался циновками. Люди, управлявшие сложным храмовым или царским хозяйством, планировавшие крупные строительные работы или военные походы, лица, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма и обучением смены – будущих администраторов и учёных, первыми вырвались из вечного круга безрефлексивного, почти автоматического сравнительно ограниченного набора традиционных шаблонов и образцов поведения.
Даже религия Шумера была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей (драконов) и быков. Шумер и Аккад. IX-VII вв.
Керамика получает развитие со времени оседлости. С III тыс. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Новоассирийская держава считается первой империей в истории человечества.
Он представлял собой сооружение из трех поставленных одна на другую усеченных пирамид. Третьим основным мифомявляется миф о потопе. При общей площади города в 18 га дворец занимал 10 га.
Существовали также боги земные, подземные и надземные. Каждый знак означал слово или несколько слов. В таком виде они могли храниться в течение длительного времени. до н. э. ) в качестве столицы Ассирии.
Вавилон сохранял положение одного из величайших городов мира. Левой рукой богиня держит льва на поводке.
С развитием политеистического культа встало на ноги жреческое сословие, торговлю двигали купцы и ремесленники, грамотой же ведали писцы. РАННЯЯ ШУМЕРСКАЯ КУЛЬТУРАГлавными центрами шумерской культуры были города Ур, Лагаш, Киш и Урук (библейский Эрех), в которых начала появляться монументальная архитектура, представленная, в основном, культовыми сооружениями, посвященными богам Месопотамии – храмами. Вавилонские боги былимногочисленны. Как правило, комнаты располагались вокруг центрального двора.
Энки – (Эйа – акк. ) – Бог подземных пресных вод и мирового океана, бог мудрости и хранитель человеческих судеб, главный бог города Эреду. 11:1-9). Над всем городом господствовала грозная цитадель – дворец царя. Таммуз называется возлюбленным юности Иштар, а также ее супругом.
Ступени пирамиды раскрашивали в разные цвета (черный, синий, белый), символизирующие стихии природы. Важное значение имело также скотоводство. В мифе также объясняется причина создания человека и его назначение – служить богам".
Простые люди никогда туда не допускались, там могли находиться только цари и жрецы, наблюдавшие за небесными светилами. до н. э. Необходимость в самих фишках, таким образом, отпадала – достаточно было одних оттисков. Писали на «дощечках» по мягкой глине, с этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. до н. э. до и. э. ).
Вторым памятником является базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса. Военные успехи персов были велики им покорились все народы Ближнего Востока, Египта. Постепенно шумеры заняли всю территорию Месопотамии (на севере – от района, где находится современный Багдад, на юге – до Персидского залива). Таким образом создавалась иллюзия движения навстречу зрителю.
Город окружала стена, которая имела пятнадцать ворот. В частности, они оказали сильное влияние на скульптуру Древнего Ирана.
XXIV-XXIII вв. Она была одним из лучших конструкторских решений в месопотамской архитектуре. То же можно сказать и о мелкой пластике и об изображениях на цилиндрических печатях. Горы и деревья тоже изображались условно и симметрично.
Первые строения, которые должны были защищать от непогоды, солнца и служить жилищем, были из тростника. Для чего нам это необходимо знать.
Последний миф, касающийсяустройства мироздания, связан с деятельностью богини Инанны (или Иштар). Некоторые сочинения представлены в этой библиотеке в пяти-шести экземплярах. Обе фигуры смотрят друг другу прямо в глаза.
Так разделились небо и земля. Изготовление идола было важнейшим моментом в его существовании. На обороте бог Нингирсу держит сеть с захваченными пленными. В основном это были обсидиан, кремень, базальт, алебастр, мрамор, гранит. В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас.
Недавние враги превратились в друзей. Это и есть вершина ассирийского искусства. По мнению большинства востоковедов, шумеры – родоначальникивсей вавилонской культуры. В этом крылатом быке с человеческой головой соединены сила животного и разум человека. Определенных успехов народы Месопотамии достигли в научном познании мира.
Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. до н. э.
Все это — далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры. Вскоре, обнаружив пропажу, Энке посылает своего слугу Исимуда вернуть священные«таблицы судьбы». В библиотеке Ашшурбанапала найдены карты, охватывающие территорию от Урарту до Египта. Всвоем дворце в Ниневии, столице Ассирийского царства, Ашшурбанипал собралграндиозную (особенно если учесть, что клинописные тексты писались на глиняныхтабличках) библиотеку. Они создавались, как полагают, по специальным трафаретам.
до н. э. Изображение на барельефах в большей степени отвечало их воинственному духу, т. к. Постепенно от него стали отпадать желавшие самостоятельности области Двуречья. Культура России XVI в. XIII. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает (впервые в мире. ) горечь потери друга и неотвратимость смерти. В отличие от Древнего Егип та, человек Месопотамии не слишком беспокоился о загробной жизни, гораздо больше его прельщали сиюминутные радости земной жизни. Скотоводство, земледелие и строительство ирригационных сооружений (каналов, шлюзов, колодцев, водоподъемных устройств и плотин) требовало организационного сотрудничества больших групп людей.
И боги решили погубить род человеческий. Участники танца, держа в руках оружие, надевали на себя бизоньи шкуры и маски. Древний Аккад подчинил Шумер (III тыс.
Оба стиля изображения причудливо соединились в росписях дворца в Мари — крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона, в XVIII в. до н. э. завоеванном и разрушенном Хаммурапи. Руины Вавилона расположены у окраины современного города Эль-Хилла (Ирак). Особая роль среди месопотамских божеств принадлежит Дуузу (Таммузу).
Рельефы вырезали на тонких каменных плитах, которыми облицовывали стены из кирпича. От последнего берут начало греческий и соответственно более поздние алфавиты. до н. э. ) и Ашшурбанапала (668-633 гг. до н. э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Широко использовалась керамическая плитка для облицовки зданий. Позднее ему стали приписывать роль стража владений различных богов.
Иногда тотемом считалось растение или какой-либо предмет. Блюда, побывавшие у божества, отсылались царю. Это были гении-хранители царя и его дома.
Вавилонский царь Хаммурапи (1792 – 1750 гг. Вначале писали справ налево, но это было неудобно, так как правая рука закрывала написанное. Кирпичи могли окрашиваться в разные цвета, а некоторые части рисунка делались объемными, чтобы производить на зрителей большой эффект. Это выпуклые, округлые скульптурные изображения, вырезанные, как правило, на камне (печати, перстни, вазы, посуда, барельефы) изготовленные по канонам. до н. э. в низовьях двух больших рек Тигра и Евфрата (Месопотамия или Двуречье, Междуречье), а также на всей территории Передней Азии жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основами математических знаний и делением часового циферблата на двенадцать частей. Верхняя часть храма использовалась как площадка для наблюдений за звездами. Важное значение имело также скотоводство.
Периодизация истории Древнего Междуречья IV тыс. Семь ярусов вело к этому святилищу: нижний ярус был светлый, второй ярус высотой 18 м был черного цвета, верхние ярусы чередовались по цвету — красный, синий, красный, серебристый и голубой с золотом. Подобная находка была сделана и в пещере Тюк дОдюбер (Франция). Одним из немногих является стела законов Хаммурапи. Их культурные достижения велики и бесспорны: шумерысоздали первые в человеческой истории поэмы – о «Золотом веке» написали первыеэлегии, составили первый в мире библиотечный каталог. А поделочные, полудрагоценные и драгоценные камни применяли и в ювелирном деле. вступили в железный век. Энлиль – бог плодородия.
до н. э. – время наибольшего влияния месопотамской цивилизации на окружающий мир. Каждому божеству приписывались особые функции. Сначала знаки шумерской письменности располагались вертикально сверху вниз. Думузи – (Таммуз – акк. ) – Бог вечно живой природы. Смысл данного произведения искусства заключался в том, что скульптура должна была иметь ритуальный характер (молиться за своего заказчика). вступили в железный век.
Все это делало храм праздничным и нарядным. В середине III тыс.
В рельефах и росписях ассирийских дворцов преобладают не культовые, а светские сюжеты. С древнейших времён на севере Месопотамии жили хурритские племена. Месяц Таммуз носит также название "месяца странствий Иштар".
Своего наивысшего расцвета Вавилон достиг в VI веке до н. э. Инанна – (Иштар – акк. ) – Богиня любви и плодородия, дочь Нанны, богиня Урука. Писали на «дощечках» по мягкой глине, тщательно очищенных от всяких примесей тростниковыми или деревянными палочками, заточенными таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Столь же примитивны и неподвижны изображения людей и животных на рельефах, как, например, на знаменитой «Стэле коршунов» Эаннатума.
Нингирсу – (Нинурта – акк. ) – Бог войны, почитался в Лагаше. Под их копытами – тела побежденных врагов. Шумеры и вавилоняне называли страну и племена хурритов Субарту.
О Вавилоне сложено много легенд. 3250 г. до н. э. ). Она возникла за удивительно короткий срок и существовала на протяжении трёх тысячелетий.
Изучая религиозные представления разных народов, мы сможем лучше понять особенности мировосприятия данного народа и, глубже осознать особенности того, с чем данный народ вошёл в историю мировой культуры (особенности архитектуры, литературы, живописи, музыки)- с которыми познакомимся на следующем уроке. По-видимому, автор при создании этой древней скульптуры преследовал определённую цель. В целом религия, искусство и идеология Древнего Вавилона били реалистичными. В комплекс дворца входили святилище с башней-зиккурат из семи уступов.
В аккадском варианте эти боги имели имена: Инанна – Иштар, Нанна – Син, Уту – Шамаш. Представление о нем может дать дворец царя Саргона II вДур-Шар-рукине (VIII в. до н. э. ). Все эти демоны изображались в виде полулюдей, полуживотных.
до н. э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. На некоторых картах изображены Вавилония и соседние страны. Развиваются ремесла: ткацкое, камнерезное, кузнечное. Стены дворца имели до 5 м в высоту. На земле Двуречья камень встречался редко.
3)композиция строится не как линейное повествование. Успешно развиваются другие ремесла – ткацкое, камнерезное, кузнечное. Путь к городу вел через ворота, посвященные богине плодородия и земледелия Иштар.
Таким образом история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами. Ассирия – древнее государство в Северном Междуречье (на территории современного Ирака). Первоначально рельефы раскрашивались. до н. э. ), Саргона II (722-705 гг. Смерть представлялась неизбежной и закономерной, после нее не оставалось ничего. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землёю».
Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия, расположенные в плодородной долине, Сиро-Финикия и Палестина на западе на побережье Средиземного моря, Хеттское государство в горных районах, Древнее Закавказье в центральной части Малой Азии, Урарту на Армянском Нагорье – эти древние цивилизации сыграли исключительную роль в многотысячелетнем процессе формирования мировой культуры. табличек.
Они навсегда застыли в позах смирения и покорности. Значительная их часть посвящена придворной жизни царя и его приближенных. до н. э. Возвышение шумерийских городов-государств.
Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Всю природу человек в своем воображении населил духами. В ассирийской столице, по всей вероятности, обитало более 170 000 человек. Самым знаменитым произведением эпоса Междуречья является «Эпос о Гильгамеше», повествующий о дружбе и приключениях и имеющий глубокий философский смысл. Лучше всего сохранился тронный зал дворца, стены его были декорированы великолепно стилизованным глазурованным кирпичом. III тыс.
Камень использовали в скульптуре. В сказании о нисхождении Иштар в ад заключается и заклинательная молитва. Совершенствование древнемесопотамской системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их осталось чуть более 300), схематизации и упрощения начертания, в результате чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков, оставляемых концом трёхгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно узнать исходный знак-рисунок.
И надо всем городом господствовала грозная цитадель — дворец царя. К этому времени относят полное этническое слияние шумерийцев и аккадцев. Эти сооружения до настоящего времени не сохранились.
1400-600 гг. Они стоят прямо, во весь рост и сложили на груди свои руки. Справа воины несут трофеи и ведут раздетых обезоруженных пленников. Тем не менее шумерские традиции сохранились. Художники были как бы не в силах оторваться от стены искали в ней опору.
В конце VII в. до н. э. Ассирию уничтожили ее давние противники — Мидия и Вавилония. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. Фигуры людей и животных переданы в экспрессивном движении – охота уже началась. Вытеснение шумерского языка вовсе не означало физического уничтожения его носителей. глиняных табличек с клинописью. Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра.
Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов. Именно шумеры стали основоположниками письменности страны. Среди подобных предметов искусства следует особо отметить штандарт из Ура – трехъярусную мозаичную плиту, сюжет которой посвящен теме военного сражения и одержанной победе. От его времени остались два значительных памятника.
Бронзовая голова из Ниневии воплощает в себе новые достижения аккадских ювелиров. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. до н. э. ) в качестве столицы Ассирии.
– II тыс. Естественно, в соответствующем шумерском мифе Мардук, бог Вавилона, вовсе не упоминался и героем-победителем чудовища был Энлиль. С середины III тыс.
Его размеры определял масштаб окружающего мира: колоссальные горы, долины, реки. Здесь переплелись культуры различных народов. Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. В Вавилоне был построен самый большой зиккурат (90 м высота, у основания – квадрат, 90х90 м), названный Вавилонской башней, на вершине которой был храм бога Мардука. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев, вывезенных из далекой Мидии. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Успешно развиваются другие ремесла — ткацкое, камнерезное, кузнечное.
Индией, государствами Малой Азии. Ок. В XXIV – XXII вв. В литературе шумеров мы встречаем изложение мифа о потопе.
Пластика отличается декоративностью (инкрустация золотом, медью, драгоценными камнями и дорогими сортами дерева), тонкой работой, высоким мастерством исполнения и отделки. Замысел зодчих отводил храмам второе место после царских дворцов. Искусство отражало не реальность, а принятый канон, определенную традицию искусства. Сами двойные ворота представляли собой выдающееся произведение зодчества.
Из ее тела он сотворил небо со звездами, землю, растения, животных и рыб. Зиккураты сооружали на высоких холмах (природного или искусственного происхождения). Клинописные таблички. Наиболее ранним единым пантеоном богов следует считать шумерский. В длинном введении, начертанном на стеле он перечисляет свои заслуги относительно всех городских богов, от Эриду до Ниневии включительно и говорит о победе над врагами. Каждый бык имелпять копыт.
Черты лиц идеализированы, мощь тела преувеличена. Каждый их зубец представлял собой уменьшенную модель зиккурата. Жрецы регулярно приносили жертвы богу и воспевали его в гимнах. Идет широкая торговля (Египет, Иран, Индия и др. В VII в. до н. э. они научились предсказывать лунные затмения.
до н. э. ). образовался ведущий слой. Мы не найдем здесь замечательных образцов пластики, тем более монументальной, как в искусстве Древнего Египта. Часто эти изображения схематизированы, как, например, на вазе Энтемены. Они разработали изаписали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делившийся на 12месяцев по 29 и 30 дней каждый. до н. э. ). Первые письменные документы принадлежат шумерам. Большинство их имен известно только из специально составлявшихся списков богов.
В середине II тыс. Цветная гравюра голландского художника XVI в. Мартена ван Хемскерка (на заднем плане – Вавилонская Башня)В летнем дворце находились когда-то знаменитые «Висячие сады Семирамиды» (одно из семи чудес света), то есть зелёные насаждения на искусственных террасах, поддерживаемых сводами. Она занимала 728, 7 га земли и была расположена в форме вытянутого треугольника. Двухметровая стела, получившая название «Кодекс Хаммурапи» содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. Ан – (Ану – акк. ) – Бог неба, отец Энлиля, бог Урука.
Эта находка оказалась своего рода ключом ко всей ассиро-вавилонской культуре. Часто в мифах говорится, чтоэти таблицы были украдены или отняты у богов силой. Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения.
ста лет. Церемониал, характер и число блюд отражает обычаи вавилонского двора. Такими были ассирийские владыки в жизни. Миф этот вавилоняне заимствовали от шумеров лишь с незначительными отклонениями.
Площадь храмовой земли была порой весьма значительной. Важный политический, экономический и культурный центр Древнего мира, один из крупнейших городов в истории человечества, «первый мегаполис». Оно же является главной причиной для нисхождения Инанны в подземныймир. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от лат.
сопровождалось переселением на земли ДревнейМесопотамии многочисленных полукочевых общин амореев (кочевой западносемитский народ древней Передней Азии). В период правления Навуходоносора (604-562 г. до н. э. )Вавилон достигает особого блеска и становится центром мировой торговли с населением свыше 1 млн. На верхней площадке зиккурата располагалось святилище, куда и нисходило божество. Глина широко использовалась и в гончарном деле.
Клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью. Искусство Древней Передней Азии внесло немалый вклад и в развитие мелкой пластики. На территории Месопотамии возникает Вавилонское царство (II тыс. Исключением из общего правила является мраморная скульптура женской головы из г. Урука. Тогда Эа посоветовал Энлилю создать людей, которые приносили бы богам жертвы.
В царских охотах и битвах замечательны изображения животных. позволяло увековечить собственные победы в военных походах. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах — горельефы лежащих бычков. Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом.
Ур, Лагаш, Урук были богатыми торговыми и культурными центрами. Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Так, в сцене охоты лев мог быть крупнее лошади. Архитектура. Такие же магические обряды совершали и североамериканские индейцы племени манданов. Чтобы их раскрасить использовали ограниченную гамму чистых и ровных тонов.
В конце XIX — начале XX вв. Знания в области математики поражают своей полнотой и точностью. Даже царь здесь — не столько сакральная фигура, скольковоеначальник. Храмы Двуречья по своим масштабам сравнимы с великими пирамидами долины Нила. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. до н. э. – Вавилония.
В аккадский период возникает новая форма храма — зиккурат. Печати хранили, как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.
древнейшей столицей Месопотамии — объединенного государства Шумер и Аккад — становитсягород Ур. до н. э. Безжизненная материя превращалась в "сосуд божественного присутствия". Еда для жрецов шла отдельно. Полагают, что в ранней пиктографической (рисуночной) письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Зиккурат был не только культовым сооружением, но и своеобразной обсерваторией древности. Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии гастрономии и математике.
Особого выделения заслуживают достижения Вавилонии гастрономии и математике. 35 были выскоблены, очевидно, по приказу эламского правителя. Общую картину архитектурного облика зиккурата дополняли сады, разбитые на террасах. Прислуживающие богу питались с его стола, но за одним столом с ним никогда не сидели. до н. э. заняли всю южную Месопотамию.
Жрецы и родовая аристократия представляли высший социальный слой. Согласно их представлениям, Ану создал ануннаков (подземных духов), злаки, скот. С середины III тыс. до н. э.
Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Человек стал поклонятся солнцу, земле, воде огню. Тематика настенных росписей – культовые сцены. Уже в начале III тыс. Город окружала стена, которая имела пятнадцать ворот. Эти полосы отличались сочетанием геометрических и зооморфических фигур.
Воины во главе с царем штурмуют горные высоты Загроса в походе против племени лулубеев. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик – «жилище бога». Верхняя башнязаккурата нередко была увенчана золотым куполом. Древнейшая культура Двуречья –шумеро-аккадская. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия — как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления.
до н. э. Но откуда шумеры пришли в Месопотамию, выяснить пока не удаётся. Представление о нем может дать дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине (VIII в. до н. э. ). Главное место занимают торжественные процессии.
Посреди ограды высилась 90-метровая ступенчатая башня, которая вошла в историю под названием «Вавилонской башни». В процессе таких многовековых наблюдений возникла вавилонская математическая астрономия. Ассирийская империяВавилония (Вавилонское царство) – древнее царство на юге Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале II тыс. Перед ним поверженный и молящий о пощаде враг. Фасадная стена тронного зала одного из дворцов была облицована глазурованным кирпичом с изображениями по тёмно-синему фону ряда стройных колонн с золотисто-жёлтыми стволами и закручивающимися на две стороны спиралевидными завитками (волтами) капителей, между которыми свисали гирлянды лотосов, а выше находился фриз (обрамляющая декоративная композиция) из бело-жёлтых пальметок (растительный орнамент) и бирюзово-голубых ромбов. В шумерском мифе о сотворении мира бог Ан упоминается вместе со своей женой Ки (Земля). В начале II тыс.
У них благоговейно сложены руки пышные и тщательно завитые бороды огромные, обращенные вверх, как бы застывшие в изумлении глаза уши, напряженно улавливающие любое желание божества. Слуги навевают на него прохладу опахалами, веселят игрой на арфе. до н. э. ) и посвященные главным божествам города – богу Ану и богине Инанне. до н. э. Объединение Месопотамии под властью Вавилона. В руках того, кто таким путем приобретал власть над оросительными сооружениями, оказывалась и власть над всей областью.
Даже прошлое Двуречья, судя по всему, не вызывало у греков особого интереса. История Шумера знала несколько взлетов и падений.
до н. э. Время распада первобытнообщинного строя. Шумерский пантеон. Так сельская община пришла на смену родовой.
Большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. Одолел Восток, правда Восток уже не вавилонский, а арамейско-иранский. Их сушили на солнце и обжигали в печах, так что по прочности они не уступали камню.
Большое развитие получила литература, которая была весьма богата разнообразными жанрами. Воины во главе с царем штурмуют горные высоты Загроса в походе против племени лулу-беев. Его имя означает "молодая ветвь, поросль". Основная идея мифа заключается в том, что боги решают уничтожить человечество.
Жрецы Междуречья разработали сложную схему устройства мира. Чаще всего изображались реальные и фантастические священные животные, растения, орнаменты. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Тиль Барсиб) археологической миссией Лувра.
шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. Шумерская поэма о Гильгамеше повествует о герое, который отважился бросить вызов богам. «смешение».
Образцом такого стиля может служить и знаменитая «Стела корушнов» из г. Лагаша (ок. до н. э. При Селевкидах старая месопотамская культура сохранялась в державшихся старины общинах, объединявшихся вокруг наиболее крупных и почитаемых храмов (в Вавилоне, Уруке и других древних городах). 630 гг.
В XXIV—XXII вв. Созданный богом Эа слуга богов имя которого "Свет его светит", посылается к Аллату. Издавна известно, что библейскаяистория о потопе основана на вавилонском мифе. По свидетельству Геродота на вавилонских стенах могли свободно разъезжаться две колесницы.
Движения фигур динамичны и пластичны, размеры пропорциональны, тщательно проработана мускулатура. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. По сторонам входов во дворец стояли пятиметровые статуи крылатых быков «шеду» с головами людей и крыльями орлов. Рельефы располагались фризами. Зиккурат – «дом горы» – это архитектурное сооружение в виде ступенчатой пирамиды, на вершине которого помещалось святилище. Стихия и бесконечные войны разрушали созданное человеком.
Эрешкигаль – Богиня подземного мира мёртвых. Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона. все Двуречье объединилось под властью царей города Аккада. Во 2-й пол. Поскольку шумерские знаки выдавливались палочкой на глине, они походили на клинья. Его жена Нинлиль, была богиней с необычной красотой и умом.
Но самое главное они изобрели – ПИСЬМЕННОСТЬ, которая позволила нам прочесть историю Древней Месопотамии. IV-II вв. Она занимала 728, 7 га земли и была расположена в форме вытянутого треугольника. Из клинописи вышли алфавитные системы 29.
до н. э. Новое возвышение Вавилона, Нововавилонское царство. до н. э. ). Четвертое место занимала богиня Нинхурсаг, мать всего живого". Утнапиштим построил корабль, погрузил на него свое семейство, домашних животных и имущество. Это легендарная башня, которой посвящено библейское предание книги Бытие (Быт. Со своей супругой Нингаль он родил сына – бога Солнца – Уту.
Вавилон был огромным и шумнымвосточным городом. Ни одна черта не выступает из цилиндрической структуры этой статуи, представляющей сплошную неподвижность и культовость.
Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии. Из глины были созданы замечательные образцы мелкой пластики и керамики. И перед нами образ прекрасной и грозной богини. до н. э. вступили в железный век.
В середине II тысячелетия до н. э. В Библии упоминается грандиозная Вавилонская башня, Божьим наказанием за строительство которой стало смешение всех языков. Вероятно, это следы дротиков.
Она шла вдоль стен цитадели к стенам храма Мардука. По свидетельству Геродота, на вавилонских стенах могли свободно разъезжаться две колесницы. Согласно учению вавилонскихжрецов, люди были созданы из глины, чтобы служить богам. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Бог войны, болезней и смерти Нергал отождествлялся с планетой Марс, верховный вавилонский бог Мардук – с планетой Юпитер, Набу (сын Мардука), считавшийся богом мудрости, письма и счета, – с планетой Меркурий.
до н. э. Новое усиление шумерийских городов Ура и Лагаша. 539 г. до н. э. Завоевание Вавилона Киром – персидским царём. Город окружали глубокий ров и двойное кольцо мощных стен с укрепленными семью воротами. Пространство между первыми двумя стенами в свое время было заполнено землей, превратившей две стены в один неприступный и абсолютно непробиваемый крепостной вал, егоширина позволяла свободно разъехаться двум колесницам. ближневосточные народы подвергаются нападению со стороны молодого Персидского государства. Этот сказочный сюжет широко представлен в мировом фольклоре (тип 1538 по системе Аарне-Томпсона).
Розовый песчаник. Индией, государствами Малой Азии. (В настоящее время сохранились лишь два этажа из первоначальных трех его террас. ) Высота этого сооружения достигала 60 м. Стены ступеней, сложенные из необожженного кирпича имели трапециевидную форму и были наклонены к центру сооружения. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В Месопотамии обожествлялись небесные светила, вода и другие природные силы.
Чтобы утешить ее, Навуходоносор приказал возвести "висячие сады. Он пытается сделать это семь раз, но каждый раз ему мешаетНинбуш, визирь Инанны. С середины III тыс. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Благодаря этому из Месопотамии дошло множество письменных памятников.
Телеги и повозки применялись для перевозки людей и больших и тяжелых предметов. окончательно сформировался союз племен, под руководством династии Ахеменидов. В VII до н. э.
Оба храма – прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Небо было помещено на вершину горы, а земля – к её подножию. Дело в том, что бог, обладающий «таблицами судьбы», получает власть над миропорядком.
Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия — как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Это египетские писцы при чтении пытались разделить на слова (подчас неверно) сплошные строки клинописных текстов. Позже сцены на рельефах располагаются уже строго по поясам, раскрывая фазы какого-то общего сюжета.
Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. Высокие зубчатые башни с арочным проходом были украшены великолепной мозаикой из разноцветных изразцовых плит. при Навуходоносоре II (604-562 гг. Ступенчатый храм царя III династии Ура Ур-Намму. Все основные интересы былисосредоточены на реальной действительности. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой.
Действие разворачивается по вертикали снизу вверх. Из этого рассказа не видно, какова была причина смерти Таммуза, но в эпосе Издубара говорится, что причиной этой была дикая, чувственная страсть Иштар, соединенная с жестоким наслаждением, доставляемым ей умерщвлением любовников, которыми она пресытилась. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха.
Мировоззрение их определялось необходимостьюпостоянной борьбы с окружающими племенами. Убивая тотема, люди просили у него прощения или старались возложить вину на другого. Особое положение в религиозной атрибутике занимали мифические животные, такие как мушхушшу (лев-змея-орел) и кусар-икку (коза-рыба), которые сопровождали и охраняли богов.
покровительница города Урука. И хотя счет в то время производился довольно примитивным способом, но жители Междуречья уже могли использовать дроби. Впоследствии государства сменяли друг друга на территории Двуречья. С рождением цивилизации отмеченная симпрактичность преодолевается и возникает теоретическая текстовая деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление, учёт, планирование и т. п. ).