Исходя из актуальности данной темы, целью реферата решено обозначить рассмотрение шедевров архитектуры Древнего Египта. Шедевры архитектуры Древнего Египта презентация темы по МХК. Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству немало шедевров.
особым изяществом и совершенством исполнения, свидетельствующим о многовековой шлифовке. «Поучение гераклеопольского царя» — первое известное нам дидактическое сочинение, составленное от имени царя. На коленях лежит развернутый лист папируса, в правой руке кисточка для письма. В стране происходили разные события. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке дон. э.
Шампольона, «Европа, получившая от Древнего Египта начатки науки и искусства, обязана ему еще одним благодеянием — алфавитным письмом». В Новом царстве и позднее их записывали на папирусных свитках илина коже. Египетское искусство воссоздавшее в усыпальницах красоту жизни, живо и по сей день.
Положение Египта как мировой державы создает особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках в Фивах — «Граде Амона», в торжественных надписях фараонов-завоевателей их анналах и одах, в гимнах богам и прежде всего Амону Победоносному именем которого освящались все военные походы. Нередки были грозные народные восстания. в то время Нефертити была еще жива, а «глядящий» бюст мог, по преданию, отнять часть души у живого человека. Говорят раньше на этих ступенях находились оранжереи с цветущими растениями и прудами. В эпоху Древнего царства уже были созданы основные архитектурные формы, воплотившиеся в монументальных сооружениях (пирамида и заупокойный храм, солнечный храм с обелиском) и их компонентах (типы колонн, декор зданий и т. д. ), в сочетании архитектуры, скульптуры и рельефа.
При Дарии I на стенах храма Амона в Великом оазисе (Эль-Харге) был записан один из гимнов этому богу, где он воспевается как божество, тождественное природе («Ты — небо, ты — земля, ты — преисподняя, ты — вода, ты — воздух, пребывающий меж ними»). Рамсес IIПоследний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, а после Рамсеса последовала полоса длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами. Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. После того как Ментухотеп I в 2050 г. до н. э вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив, начала господствовать психология индивидуализма: каждый стал заботиться о собственном бессмертии.
Осирис был мифом но египетское искусство не миф и «река времен» бессильно перед властью незыблемой красоты древних сфинксов и пирамид. В V в. н. э. Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Искусство Древнего Египта не было одинаковым во все времена.
Простые люди чаще жили в домах из тростника или кирпичей из нильского ила с соломой. Мы видим очаровательных танцовщиц с высоко поднятыми над головой руками. Эхнатон же, «враг из Ахетатона», как его заклеймили более поздние тексты, «первый индивидуалист и религиозный гений в истории», по словам Б. А. Тураева, один из самых жестоких египетских владык, творящий «силу против не знающего учения его» и «обрекающий мраку» своих противников, в конце своего правления весьма напоминает не просто отступника, еретика, но и ниспровергателя веры в бога, заслоняющего собственной личностью своего «отца» Атона, несмотря на строгое соблюдение религиозной обрядности в служении Атону. Египетское искусство едино и в живописи и в рельефе и в круглой скульптуре.
В Древнем Египте не обходилось и без живописи. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. Одни из них выполнены по строго установленным правилам: мы видим однообразные мощные фигуры фараонов и богов, одинаково нарисованные сцены. Взойдя на трон мальчиком лет десяти и процарствовав лишь несколько лет (1332-1323 до н. э. ), Тутанхамон вряд ли стал бы заметной фигурой в египетской истории, если бы не одна случайность. Египет древний превратился в миф. Еще задолго до того, как взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака и др. ).
В изобразительном искусстве Нового царства происходят значительные изменения. И это еще цветочки. Воспевание воинских доблестей вырождается в пародию на них («Взятие кошачьей крепости»). Первое что бросается в глаза – это множество колон. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана. Именно тогда появляется 125-я глава «Книги мертвых» с ее идеей нравственного загробного суда и создаются ритуально-магические композиции, доступные первоначально узкому кругу посвященных («Книга Амдуат», «Книга врат», «Книга дня», «Книга ночи» и др. ). датируется последняя иероглифическая надпись.
Египтяне – самый известный народ, который создавал архитектурные шедевры, не для живых, а для мертвых. 1. Широко были распространены также флейты, систры (шумовые инструменты) и барабаны различных типов.
Вторым по величине храмом Египта, после Карнакского является храм Эдфу. «Изобразительное искусство Древнего Египта» «Канон в древнеегипетском искусстве» «Ритуал, миф и искусство Древнего Египта» «Шедевры древнеегипетского скульптурного портрета» «Рельефные и фресковые композиции Древнего Египта» «О чем могут рассказать сокровища гробницы Тутанхамона. » «Живописные и скульптурные украшения саркофагов и гробниц Древнего Египта» «Фаюмский портрет (по материалам коллекции Государственного музея изобразительных искусств им. Уже в «золотом имени» Джосера понятия «золото» и «Солнце» слились в нерасторжимом единстве («Солнце в золоте»).
Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн.
Среди них: колесницы, мебель, светильники и ритуальные украшения. Помещения храма, расположенные по продольной оси, чередовались в следующем порядке: вход в храм открывался в залитый солнцем большой внутренний двор, за которым следовал слабоосвещенный колонный зал — гипостиль, далее располагались внутренние комнаты (или залы), завершавшиеся погруженным в темноту святилищем божества — это была самая важная часть храма. Затем появились большие т. н. Эта преграда делалась из каменных плит с рельефами.
Квибеллом в Верхнем Египте (Нагада) доисторическая культура Египта была на первый взгляд настолько не схожа с культурой фараоновских времен, что ее поспешили объявить неегипетской. Пышная прическа перехвачена белой лентой с разноцветными розетками.
Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. Среди них самая большая египетская Пирамида — Пирамида Хуфу. Была проделана большая работа по его расчистке и восстановлению. Размеры пирамид со временем уменьшаются.
Согласно преданию, некоторые важнейшие ритуально-магические тексты были найдены у подножия статуи этого бога в Гермополе (древнеегипетском Шмуну) еще в эпоху Древнего царства. Он был болезненно худ, непропорционально сложен. В эпоху Древнего царства существовал обычай чтения вслух заклинаний для умершего царя.
Сын Хуфу—Джедефра величает себя «сыном Ра». Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение. Стилизация под египетское искусство будет и в России в эпохи классицизма (например, Санкт-Петербург, Павловск), эклектики и модерна.
Обычно в статуе верно передавалось сходство с человеком, хотя и приукрашалось. Наверху изображены 42 бога. Самое почетное место среди них занимает арфа. Бюст Нефертити.
Архитектура Древнего Египта просто невероятна. Последователи Имхотепа, развивая дальше его идеи, пришли к созданию пирамид так называемого классического типа с гладкими гранями, поражавших воображение современников и далеких потомков. Он привык внимательно слушать, повиноваться и следовать наставлениям своего господина. Таким образом, египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Пропорциональность – одно из важнейших требований канона. Ка – дух человека, существо высшего порядка, божественная жизненная сила.
Местные правители (номархи) стали богаче и самостоятельнее и присваивали себе царские привилегии. Использовались также глина, тростник и дерево. В искусстве Древнего Египта архитектуре принадлежала ведущая роль.
Постепенная утрата завоеванных территорий, растущие внутренние противоречия, усиление коррупции заставляли общество вновь обращаться к всемогущим богам и прежде всего к Амону, недавнему воинственному владыке мира, теперь же всеблагому судье, «приходящему на зов того, кто пребывает в утеснении». до н. э., но она продолжает свою жизнь вплоть до римского завоевания, отражая основные черты культуры этой эпохи: углубление нравственных исканий и в то же время усиление тяги к магическому знанию («Сказания о Сатни-Хемуасе», «Царская книга» — папирус Инсингер), все более обостряющийся интерес к древности идеализированному прошлому и воздействию культур иных народов («Сказания о Петубасте», «Демотическая хроника», «Рассказ о Бокхорисе и агнце» и др. ).
Увещевая сына следовать мудрым писаниям предков, он говорит об особой ответственности, которую налагает на царя его сан и указывает ему, что именно благие поступки правителя — лучшая память о нем среди людей и залог оправдания на суде богов в загробном царстве, где добродетель ценится выше, чем пожертвованный «бык злодея». Всемирно-историческая роль Египта была исчерпана. Египетское искусство воссоздавшее в усыпальницах красоту жизни живо и по сей день. Капители колонн напоминали букет из папируса, пальмовых листьев, лотоса и других цветов. Мастаба (рис.
Среди них: колесницы, мебель, светильники и ритуальные украшения. В 1 половине XVI в. до н. э. Две большие пирамиды Хеопса и Хефрена – причисленны к семи чудесам света. Постепенно в Книгу мёртвых проникают элементы морали. Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей.
Истоки египетской культуры теряются в глубокой древности. В их сопровождении исполнялись гимны, песни, стихи и танцы. в Египетерастет культ бога Амона. В конце V династии в пирамиде царя Унаса впервые высекаются формулы царского заупокойного ритуала и связанных с ним представлений — «Тексты пирамид», пронизанные идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатленного в камне. Соединение традиций Древнего царства с элементами локальных культур дало такие образцы искусства, как росписи из гробниц номархов Антилопьего нома (Бени-Хасан) или заупокойный храм в Дейр-эль-Бахри Ментухотепа. На нежных женских лицах скользит едва заметный румянец.
Слово это стремятся заменить словом «властитель», а знак бога — знаком, обозначавшим фараона. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте.
Это пирамида фараона Хеопса. Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. В этот период сложились некоторые приемы оформления: вогнутые карнизы, орнаментальные фризы (живописные или скульптурные), оформление дверного проема глубоким уступом. В литературе развиваются в основном сложившиеся жанры, в искусстве за образец берутся устоявшиеся художественные приемы. Отныне в мире правят только два царя: Солнце-Атон и его сын Эхнатон — «Угодный Атону».
Египет не только оказал влияние на финикийское письмо и через него — на европейскую письменную систему, письмо синайское и на становление древнейшего алфавита в Африке (мероитское письмо), но и внес определенную лепту в словарный запас соседних народов. Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт. О значимости почитания Солнца (Ра) в связи с обожествленной царской особой ранее этого периода можно судить по тому, какое место отводилось имени Ра и связанным с ним представлениям в титулатуре и именах царей. При XI династии заупокойный храм становится центральным элементом погребального ансамбля он состоит из двух террас, обрамленных портиками и увенчан пирамидой, основание которой служит естественная скала (усыпальница Ментухотепов). Центральное место в «Текстах пирамид» занимает гелиопольская теология, которая ко времени воцарения V династии стала общегосударственной и тесно срослась с сакрализованным культом царя.
Вход в храм украшен статуями Рамзеса II, также на входе можно увидеть огомный обелиск. Однако фараоны XII династий возобновили строительство пирамид. При XII династии, несмотря на возобновление строительства монументальных пирамид, он, тем не менее, сохраняет свою важность в рамках (погребальный комплекс Аменемхета III).
они делались по единому стандарту. Эпоха Нового царства особенно примечательна грандиозным строительством храмов в Египте (Фивы, Абидос) и в Нубии (Абу-Симбел, Бухен, Солеб, Бейт-эль-Вали, Акша) дальнейшим совершенствованием искусства рельефа, росписи, пластики, ювелирного дела развитием многожанровой литературы («Сказка о двух братьях», «Правда и Кривда», «Сказка об обреченном царевиче», «Миф об истреблении людей», «Сказание об Апопи и Секененра», «Взятие Яффы», «Путешествие Уну-Амона в Библ», басня «Тяжба живота с головой», религиозная поэзия, многочисленные автобиографические надписи, наставления писцам, любовная лирика). В Египте существовало множество каменоломень, где добывали различные породы камня. «Град у моря» — Александрия, скорая гибель которого предрекается в «Апологии», еще шлет своих посланцев, несущих культ Исиды и богов ее круга за пределы Египта и на улицах Рима устраиваются в честь «владычицы мира» пышные празднества. Питри и Дж.
Призывая Мерикара с беспощадностью относиться к мятежникам и остерегаться черни, гераклеопольский царь в то же время советует приближать к себе человека за его заслуги, не наказывать несправедливо и творить Маат, заботиться не только о своих вельможах, но и обо всех подданных ибо все люди — «стадо бога», они — «подобия, вышедшие из его плоти». Но теперь централизация не была совершенной, как прежде. Все изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались. Многочисленные намеки на эту идею содержатся в новых заупокойных текстах («Тексты саркофагов»), призванных обеспечить их обладателям бессмертие. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. до н. э. ), которым датирует скульптуру современная наука.
На втором ярусе храма можно лицезреть рельефы, повествующие о жизни царицы. Фигуры детально и тщательно прорисовывались. Эти свитки и получили название «Книги мёртвых»: нагромождение молитв, песнопений, славословий и заклинаний, связанных с заупокойным культом.
В центре зала стоят весы, на которых боги взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей. Это только часть Лучших 10 исторических памятников в Египте, которые Вы должны увидеть. О последних стоит упомянуть в отдельности. Но здесь, как и в «Текстах саркофагов», этический момент кажется растворенным в магических формулах, без помощи которых, видимо, не до конца можно надеяться на загробное спасение. 394 г. н. э. Египетские художники тренировались, рисуя по памяти на обломках камня, на свитках папируса или на глиняных черепках, остраконах. основным строительным материалом был легко разрушавшийся кирпич-сырец. В стране происходили разные события.
Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Здесь, в священных угодьях бога-крокодила Собека, близ новой столицы-крепости, носившей название Ит-тауи (Завладевший Обеими Землями), сооружается заупокойный храм Аменемхета III, названный греками Лабиринтом (от престольного имени царя — Ни-маат-Ра, произносившегося греками как Ламарес). И «нигде, — согласно Евсевию Кесарийскому, — слова евангельского учения, ни над кем не явили столько силы, как в Египте» ибо там за тысячи лет до первых христиан напряженно переживали великую тайну преодоления смерти.
Все скульптурные изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались. «День архтектури Украни») — национальный профессиональный праздник, украинских архитекторов и ценителей архитектурных шедевров страны, который отмечается в Республике Украина ежегодно 1 июля. «День архитектуры Украины» появился в украинском официальном календаре после распада Советского Союза в 1995 году, после того, как 17 июня 1995 года, «в поддержку инициативы архитекторов и градостроителей их творческих союзов, работников проектных организаций и местных органов градостроительства и архитектуры», в столице республики городе-герое Киеве, второй президент Украины Леонид Данилович Кучма подписал Указ N 456/95 «О Дне архитектуры Украины» который предписывал отмечать его в Республике Украина каждый год первого июля. Египетские скульптуры очень легко отличить, т. к. Внешность храмов — настоящий шедевр.
«Подобно гончарному кругу», в этот период «повернулась» не только страна, но и само мировосприятие египтян, поставленных перед целым рядом социально-политических, религиозных и нравственных проблем. Почитание воинственных азиатских богов и богинь Баала, Решефа, Иштар, Анат и др., часто сопоставляемых с египетскими, «семитизмы» в египетской литературе, особенно распространившиеся после походов фараонов в Азию, не изменяя специфического облика египетской культуры, сообщили ей по сравнению с прошлыми временами более «восточную» ориентацию, особенно в северных районах, в области Дельты испокон веков больше тяготевшей к Востоку, чем самобытный египетский Юг. Состав краски был неоднородным— яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы.
В саисскую эпоху обостряется чувство связи с прошлым, проявившееся, в частности, в пробуждении интереса к генеалогиям людей и богов, усиливается синкретическая тенденция в египетской религии, выразившаяся в причудливом слиянии образов самых разных богов, в почитании в одном храме наряду с главным божеством множества иных богов пантеона, которые рассматриваются как проявления его сущности. Именно в эпоху Нового царства столь популярными становятся «песни услаждения сердца», героем в них мог быть теперь даже фараон «Мехи» (Хоремхеб. ), попасть в гарем которого мечтает тоскующая о нем красавица. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Египет, напротив, заимствовал из Азии гораздо больше, хотя и «переплавлял» азиатские элементы культуры в лоне культуры собственной.
Ее преемницами высочайшие каменные сооружения в истории человечества – пирамиды Хуфу (146, 5 м) и Хафры (143 м) в Гизе. В VII веке дон. э. Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами.
Лицо Каапера преисполнено чувства собственного достоинства, гордо поднята голова, взгляд устремлен вдаль. Все это находило отклик в памятниках искусства. Дарий I в угоду этим традициям изображался порой в египетском военном облачении.
А из переписки Аменхотепа III (1390-1353 до н. э. ) с его преемником Аменхотепом IV, сохранившейся на глиняных табличках в Амарне, мы узнаем о широких дипломатических связях Древнего Египта с владыками всего Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока. Само солнце на завершающем этапе реформы мыслится не как бог, а как царь. лет. Расцвет скульптуры малых форм начался в искусстве Среднего царства. Камень применялся лишь как отделочный материал.
Новое царство (1570-1075 до н. э. ) было последней великой эпохой в истории египетской цивилизации. Традиция египетской погребальной маски в сочетании с традициями эллинистического искусства вызвала к жизни такое удивительное явление, как фаюмский портрет. Известно что в зданиях того времени применяются и классические египетские элементы: гипостили, пилоны.
м. Строили пирамиду около 20 лет и на ее сооружение пошло 2 млн. у народов Сирии, Финикии, у хеттов, ассирийцев и др. Вершины своего могущества и благополучия Египет достиг при фараоне-воине Тутмосе III (1479-1426 до н. э. ). Линия преемственности этой идеи тянется далее, в новоегипетскую заупокойную литературу, где она предстает уже окончательно сложившейся, — в знаменитую 125-ю главу «Книги мертвых».
Вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. 1351-1334 до н. э. ). Осирис был мифом, но египетское искусство не миф и «река времен» бессильно перед властью незыблемой красоты древних сфинксов и пирамид. Иероглифическое, т. е. священное, письмо понималось как «слово бога» и важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту — Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов.
Древнеегипетская архитектура является отражением мастерства зодчих той эпохи. Она представляла собой шесть поставленных друг на друга уменьшающихся кверху мастаб. Среди них выделяют так называемый дидактический, например «Поучения Птахотепа», биографический и автобиографический – «Рассказ Синухета», философский диалог – «Беседа разочарованного со своей душой», любовная лирика, фантастические сказки или религиозные гимны. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Знать часть использовала древесину.
Символы царской власти (изображение коршуна и змеи), полосатый головной убор с длинными спускающимися на грудь концами инкрустация золотом, лазуритом, сердоликом и разноцветными смальтами – все передает величие и божественное происхождение фараона. Исключительного совершенства в передаче портретного сходства и индивидуальных черт древнеегипетские мастера достигли в деревянной скульптуре. Для Древнего Египта это еще была и эпоха непрерывных конфликтов с Ближним Востоком – поначалу в качестве великой державы, а ближе к концу уже в качестве жертвы. Как же осуществлялись росписи регистров (горизонтальных поясов стен храмов). По крайней мере в эпоху V династии Ра в «Текстах пирамид» уже фигурирует как единый бог в разных ипостасях — Ра-Атум, Атум-Хепра-Ра, Ра-Хорахте и т. д. На фоне преобладающего на всем протяжении египетской истории политеизма — наследия ранних эпох — возникают такие сложные теологические концепции, как, например, мемфисская, свидетельствующая об особой глубине ума, сумевшего подняться над путаницей политеистических представлений, восприняв всех богов как эманации единого Птаха, создавшего мир силой своего слова, замысленного «сердцем». Глядя на эти грандиозные усыпальницы, невольно всплывает крылатое выражение: «все на земле боится времени, но время боится пирамид».
Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градусов. Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. На закате египетской цивилизации великие пирамиды вызывали у греков и римлян не только восхищение как создания человеческих рук, одно из семи чудес света, но и чувство негодования (усвоенное европейской традицией вплоть до французских просветителей) ибо воспринимались они и как символы жестокости и деспотизма царей, обрекших народ на неисчислимые страдания. Позже возникает еще один тип колонны – в виде связки бутонов лотоса.
Неизменна (она) со времен Осириса и карают преступающего законы». Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила). На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В эпоху персидского правления храмы уменьшаются, сохраняется тенденция использования колон в архитектуре, но при этом делается упор на отработку декора. Глядя на эти грандиозные усыпальницы невольно всплывает крылатое выражение: «все на земле боится времени но время боится пирамид». И хотя из текстов амарнского периода явствует, что единственным создателем «учения жизни» был сам царь, вряд ли бы последнему удалось осуществить свой смелый «эксперимент», не будь создана благоприятная обстановка в ближайшем царском окружении, целиком обязанном Эхнатону своим возвышением и ради мирских благ готовом принять или отвергнуть Атона или Амона.
Пропилеи храма на о-ве Филэ и карнакский пилон Нектанеба (XXX династия), скульптурные портреты из темно-зеленого камня саисского периода, гимны богам, по силе поэзии временами напоминающие библейские псалмы, появление таких литературных текстов, как «Наставление Ани своему сыну Хонсухотепу» (XXI династия) или «Поучение Аменемопе» (XXII-XXVI династии), отразивших несравненно более высокий уровень этических представлений египтян, чем древние произведения подобного жанра, усиление в сфере религии космического дуализма и дуализма этического под влиянием «великого ужаса» иноземного гнета, возрастание роли культа Осириса и богов его круга — все это свидетельствует о далеко не исчерпанных возможностях египетской культуры. Храм разделен на три части, посвященных богам Амон-Ра, его жене Мут и сыну Хонсу. Гробницы вельмож стали располагаться не у подножия царских пирамид, а отдельно.
Хатшепсут – женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. В конечном счёте настоящая фреска не получалась и не использовалась. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н. э. Позже подобные тексты стали записывать и в гробницах египетских вельмож.
Она же дала стране ее самых знаменитых представителей. Вновь звучит мысль о вечности нерукотворных памятников — творений писцов-мудрецов древности, не подверженных разрушению, в отличие от храмов и гробниц («Прославление писцов», XIX-XX династии). И здесь не худо бы вспомнить распространенный у различных народов мифологический сюжет о «сынах неба», которые по совершении на Земле некоей гуманитарной миссии возвращаются на «свою звезду». С одной стороны, в «солнцепоклонничестве» Эхнатона нельзя не видеть традиционную в египетской религии струю солярного монотеизма, связанного с гелиопольской жреческой доктриной, но освобожденного в реформированной религии от мифологического «балласта». В это время появился и новый тип колонн. С другой стороны, полное игнорирование Эхнатоном осирических представлений, ставших центральным моментом веры египтян в загробное преображение, уничтожение в надписях на заключительных этапах реформы самого слова «бог» и знаков, обозначающих бога, придают учению Эхнатона оттенок намеренного богоборчества. В «Поучении» особый акцент делается на нравственные основы власти.
Ее лицо — воплощение женской красоты и обаяния, с нежным овалом, с полуприкрытыми тяжелыми веками глазами, прямым носом — светится одухотворенностью. Спинки кресел покрыты черными иероглифами. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными столбами и с двумя узкими помещениями для заупокойных царских статуй зал переходил в открытый двор, за которым располагались молельни (храм при пирамиде Хафра). Их во множестве находили при раскопках. Он был воздвигнут сыну богини Исиды и Осириса богу Хору.
Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются4. до н. э. ), который изменил свое имя на Эхнатон, что означало «угодный Атону». А вот светское зодчество сохранилось мало, в отличие от религиозного. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под углом 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градуса. Они стоят уже больше сорока веков. Идея загробной жизни получает максимальное развитие в египетской архитектуре. В фиванской скульптуре Нового царства появляются черты индивидуальности.
Сцены изображённые на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки.
Важно также заметить, что египтяне славились своей настенной росписью. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы сделать ошеломляющие фотографии. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин. Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствии с требованиями культа мертвых, «душе» покойного свободно перемещаться в пространстве.
Скульптуры птолемеевского периода в основном также выполнены в традициях египетского канона. Поздний Египет живет лихорадочной жизнью: постоянные смены династий, от упадка и развала — к новым взлетам, кажущемуся возрождению. Этот уникальный ансамбль, занимавший огромную территорию — 72 тыс. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. в стране утвердилась династия Птолемеев. Статуи Хатшепсут и Тутмоса III (Карнак)Существовало также множество изображений Ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились.
В пирамиде Хеопса, если б она была полая внутри, мог бы уместиться весь ансамбль собора св. Петра в Риме. У с т о я щ е й статуи -фигура выпрямлена, голова высоко поднята, левая нога выставлена вперед, руки прижаты к туловищу.
Изображались сцены путешествия в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Искусство времён Эхнатона (его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу в построенный при нём город Ахетатон, близ современной деревушки Амарна) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей и посвящена фараону Джосеру. Египет утратил военную и политическую мощь, а затем и культурное первенство. По словам французского ученого Ж. -Ф. Впрочем, многие традиции уже изживали себя и в формах.
При XVIII династии утверждается классический тип наземного египетского храма (Карнакский и Луксорский храмы в Фивах). Они находятся в пригороде Каира, недалеко от нила. Бюст раскрашен, в один глаз вставлен горный хрусталь.
Сохранилось много резных статуэток. Была проделана большая работа по его расчистке и восстановлению. Их возведение было, по сути, триумфом организации труда в невиданных ранее масштабах.
Они были обращены не столько к миру иному, сколько к подданным, перед которыми, запечатленная в камне, воспевалась мощь новых владык, покорителей Нубии, усмирителей бедуинов пустынь и азиатов, воюющих «со времен Хора». В гробничных надписях появляются уверения в том, что умерший был «любим своим отцом и хвалим своей матерью», что он подавал хлеб и одежды нуждающемуся. Видимо, это было сделано умышленно, т. к. Их строили для властителей страны — фараонов и начинали строить еще при жизни. В ту же эпоху возникает явно пародийное произведение «Спор Хора с Сетом», где боги представлены порой в неприглядном обличье и благородный миф об Осирисе утрачивает свой священный пафос. Древнейшие дошедшие до нас литературные памятники датируются периодом Древнего Царства.
Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Не смея противиться канону, они создавали вполне реалистичный образ правителя. Большой шаг вперед был сделан в искусстве росписей. Обнаруженная в 1894-1895 гг.
Основа – 8 капитальных каменных стен. Это 125-я глава, в которой описывается посмертный суд Осириса (царя и судьи загробного мира) над умершим. Наиболее точно он отобразился в Храме Гора в Эдфу. И в этом смысле в «Поучении Аменемхета I» чувствуется связь с дидактикой смутных времен, с «Поучением гераклеопольского царя».
Сквозь белое платье с широкими лямками отчетливо проступает изящная фигура Нофрет. Патрон древнейшего центра египетского художественного творчества Птах считался творцом искусств и ремесел. Пирамида была построена архитектором Имхотепом в честь фараона Джосера. В плане он представляет собой вытянутый прямоугольник, ориентированный с востока на запад его фасад обращен к Нилу, от которого к нему ведет дорога, обрамленная сфинксами (аллея сфинксов). Надписи XVIII—XIX династий донесли до нас имена выдающихся деятелей культуры: летописца Чанини, свидетеля боевых подвигов фараона Тутмоса III, зодчих Инени, Сенмута, Джхути, Аменхотепа, сына Хапу («предстателя» перед богами, поставленного царем), культ которого существовал до конца египетской истории, скульптора Тутмоса, которому приписывается создание знаменитых портретов Нефертити, архитектора Майа, построившего в Карнаке, главном культовом центре страны эпохи Нового царства, резиденции Амона-Ра, самый крупный по тем временам колонный зал площадью 5 тыс. Пирамида Хеопса, входящая в этот комплекс, является единственным сохранившимся «чудом света».
Археологические раскопки помогают воссоздать и понять жизнь и искусство Древнего Египта. В это время уже не ведется грандиозное храмовое строительство. И действительно, каждая статуя смотрит в неведомую, бесконечную даль, в Вечность.
Степень проникновения египетской культуры в иную этно-культурную среду была различна. За пилоном расположен открытый двор, окруженный по периметру колоннадой (перистиль), который упирается в еще один пилон меньших размеров, ведущий во второй двор, сплошь заставленный колоннами и статуями фараона (гипостиль). Но в этот период в храмовой архитектуре. Здесь многое может рассказать Вам о древних ритуалах и традициях.
Каждый из них запечатлен в строго канонической позе. Памятники монументального зодчества этого периода практически не сохранились, т. к. От этих стен под углом в 45 отходили другие 8 стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Но дальше его линия развития затухает. Многократный переход из одного архитектурного пространства в другое (карнакский ансамбль вытянут в длину более чем на 1 км) несет в себе идею неспешного постепенного приближения верующего в божеству.
Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями— они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Гипостиль непосредственно примыкает к основному зданию храма, состоящему из одного или нескольких колонных залов, святилица со статуями богов и подсобных помещений (сокровищница, библиотека, кладовые). Самая ранняя форма гробницы – мастаба (каменная скамья) – представляла собой массивное прямоугольное в плане сооружение со стенами, наклоненными к центру в подземной части (глубина от пятнадцати до тридцати метров) располагалась погребальная камера с мумией, в наземной – несколько культовых помещений, в том числе (на восточной стороне) молельня и залы для посещений там же находились статуи умершего стены были покрыты рельефами и росписями имевшими информативное (прославление покойного) или магическое (обеспечение его загробного существования) значение.
В некоторых текстах, носящих явный отпечаток Амарны, Амон, подобно Атону, величается даже «единственно-единым со множеством рук» (Атон представлялся в виде солнечного диска с лучами-руками). Древний Египет. А. С. Пушкина» «Египетские мотивы в произведениях русского искусства» «Шедевры древнеегипетской литературы» «Место и значение дневнеегипетской цивилизации в истории мировой художественной культуры».
Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Используются краски, растёртые на растительном клее, яйце или смешанные с известью). Египетские мастера создали множество прекрасных простых и величественных скульптур. Правила изображения египетских богов: бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса – с головой шакала и т. д. Взгляд его широко раскрытых миндалевидных глаз устремлен в Вечность. Лучше сохранились культовые и мемориальные постройки: святилища, молельни и мастабы. Он был воздвигнут сыну богини Исиды и Осириса богу Хору.
до н. э. ), которым датирует скульптуру современная наука. Новые веяния вторгаются даже в такую консервативную область древнеегипетской литературы, как заупокойные тексты: гимны богам, включенные в «Книгу мертвых», как бы оттесняющие ритуал на второй план, совпадают с торжественным настроем официальной литературы того периода. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, такназываемая «фреска a secco». Получает широкое распространение пейзаж с животными и растениями.
Еще издавна для захоронения мумий царей и вельмож сооружались из облицованных кирпичей земляных холмов так называемые «мастаба» (араб, скамья) — прямоугольные гробницы. Толчком к этому в немалой мере послужили гиксосы. Самая ранняя форма гробницы – мастаба (каменная скамья) – представляла собой массивное прямоугольное в плане сооружение со стенами, наклоненными к центру в подземной части (глубина от пятнадцати до тридцати метров) располагалась погребальная камера с мумией, в наземной – несколько культовых помещений, в том числе (на восточной стороне) молельня и залы для посещений там же находились статуи умершего стены были покрыты рельефами и росписями имевшими информативное (прославление покойного) или магическое (обеспечение его загробного существования) значение. Персидские цари на первых порах возводили храмы древним богам Египта.
Одним из редких образцов является дворец Эхнатона в Ахетатоне. Та же тенденция проявилась и при Сенусерте I, который соорудил храм Атуму в Гелиополе и молельню (Белый храм) в Карнаке, посвященную Амону-Ра, даровавшему своему «сыну» Сенусерту «царство Обеих Земель». м. изобретателя усовершенствованных водяных часов Аменемхета. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мёртвых Анубиса— с головой шакала.
«Я — тот, кто говорит благое и сообщает желаемое. Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре и, быть может, в «Геометрии» Герона, в исследованиях дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика VII в. н. э. Анания Ширакского. Гробницы типа мастаба стали излишней роскошью.
Позже эти сооружения стали делать из обработанных каменных плит. Амарнский период внес в изобразительное искусство большие перемены. И в то же время переписывается «Песнь арфиста» из гробницы царя Антефа, разгорается полемика официальной теологии с противоречащими ей идеями и эта полемика проникает даже в заупокойную литературу (175-я глава «Книги мертвых», папирус Ани, XVIII династия). Камбиз был посвящен в мистерии Нейт и, как саисские цари, носил титул «сын Ра, подобие Нейт», поддерживая таким образом, не без влияния египетского жречества идею непрерывности фараоновского владычества. Внимателен и зорок устремленный вперед взгляд писца, подвижны ловкие пальцы.
Не только многие восточные страны, но и весь античный мир черпал из этой неиссякаемой сокровищницы знания и традиции. Несомненно, Амарна была стимулом и для появления множества рукописей светской литературы на новоегипетском языке и среди них — любовная лирика, «песни услаждения сердца».
В самой южной области Египта и на западном берегу Озера Нассер расположен другой известный исторический памятник, который Вы не можете пропустить — храмы Абу Симбела. Самая крупная пирамида была построена в Гизе для фараона Хеопса (Хуфу).
Все эти события придали Новому царству особую атмосферу. Считается, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. пирамиды стали скромнее и меньше размерами. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн. Их окружали гробницы придворных вельмож и родственников фараона, заупокойные храмы и ограды.
Однако в последствии перешли на камень. Конечно, для этого требовались тысячи и тысячи рабов. Внутри пирамиды Хеопса находятся три усыпальницы и погребальные камеры царицы и фараона. Тут нужны были и наблюдательность и практика. Стены храмов и гробниц запечатлели бесконечные сцены пиршеств изображения военных трофеев, торжественных церемоний принятия дани от чужеземных послов, экспедиций в далекий, сказочно богатый Пунт (рельефы заупокойного храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри), сцены приношения жертв, разнообразных даров, скота, пленных египетским богам, делившим военную славу с фараонами-завоевателями. Ему приписывали силу даровать жизнь богам и людям с помощью магических заклинаний.
На скульптурном портрете писца Каи из гробницы в Саккаре запечатлен сидящим, скрестив ноги, человек, готовый записывать каждое слово хозяина. Внешность храмов — настоящий шедевр. кв.
Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. По приказу царя в египетских надписях делаются попытки уничтожить не только имена богов, но и само понятие «бог». Величайшая из них пирамида Хуфу (Хеопса) достигает в высоту 146, 6 м, длина стороны ее основания — 233 м, площадь пирамиды около 50 тыс.
Большинство зданий в основном строилось из кирпича. Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона, в XIV веке дон. э. В понятие «канона» входили также определенность позы (стоящие фигуры с выставленной вперед левой ногой, сидящие на троне или колено преклоненные), четкая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей, Главная задача скульптора заключалась в достижении возможно более точного сходства с портретируемым.
исчезает демотическое письмо. Особое внимание уделяется точной проработке деталей одежды, украшений, пышных париков. Но теперь централизация уже не была столь совершенной, как прежде. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Целые кварталы таких погребений – «город мертвых» – занимали специально отведенные территории.
При V династии появляется новая форма храма – солнечный храм: главный его элемент – колоссальный каменный обелиск, верхушка которого покрыта медью (окаменевший луч Ра) он стоит на возвышении перед ними расположен огромный жертвенник. Столицу из Фив перенесли в Ахетатон (селение, возникшее позднее на его месте, Эль-Амарна и дало название оригинальному стилю в искусстве).
Ее высота – 146 метров, а длина основания каждой грани – 230 метров. А тогда пирамиду строили голыми руками, даже без помощи вьючных животных. В текстах гробниц фиванских жрецов и светских лиц, в молениях служителей фиванского некрополя — «послушных призыву в Месте Правды» — все чаще звучат религиозные мотивы покаяния и по мере упадка государственной религии растет благочестие отдельной личности. Например, портретные изображения Хатшепсут. В наступившую эпоху Античности они «прорастают» в росписях Помпей.
В начальный период Среднего царства (XI династия) возникла новая форма царского захоронения – скальная гробница, расположенная под крытым колонным залом, перед которым находился заупокойный храм (гробница Ментухотепов). Нередки были грозные народные восстания. кв. Согласно античной традиции, в Египте побывали Солон, Фалес, Пифагор, Гекатей Милетский. английскими учеными Фл. Первой пирамидой этого типа была пирамида Снофру в Дашуре (свыше 100 м).
Новый музей (Берлин)Нефертити – «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (ок. Самым распространенным камнем был асуанский гранит. Пожалуй, это одна из самых необычных, самых загадочных, самых ярких культур на земле. А вот облицовочные плиты всем известных пирамид изготовлялись из турского известняка. Постепенно развилось большое количество характерных жанров. Они делались из окрашенного дерева или шлифованного камня.
Закат цивилизации Древнего Египта не означал бесследного исчезновения культуры его народа. Храм окончательно превращается в центр общегосударственного культа фараона. Совсем иначе изображали людей, всецело зависящих от власти фараона.
Её называли «Совершенная» её лицо украшало храмы по всей стране. В скульптуре Позднего царства навыки древнего высокого мастерства скульптуры отчасти угасают. Если вспомнить, как низок был уровень техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство. Вторым по величине храмом Египта, после Карнакского является храм Эдфу. «Столицами» погребального культа с наибольшим состедоточением мастаб можно назвать Мемфис и Абидос.
Канонизация художественных образов была вызвана незыблемостью религиозных представлений. Египетская архитектура фактически не имеет аналогов, в основном на ее формы повлияли климатические условия, а также своеобразная религиозная культура египтян. Он начинается втором по размеру во всем Египте массивным входным пилоном, в открытом дворе, окруженном колоннами, стоит изваяние гигантского Хора-сокола из черного гранита. Для этого времени характерно строительство большого количества святилищ, молелен, мастаб.
Наряду с религиозной, научной и традиционной дидактической литературой в той же библиотеке были обнаружены и шедевры египетской художественной литературы Среднего царства — «История Синухета» — «настоящий роман», по словам Б. А. Тураева, «абсолютно лишенный фантастического элемента» и «Красноречивый поселянин», сугубо книжное сочинение, содержащее обвинительные речи несправедливо обиженного крестьянина, которые он произносит по всем правилам египетской риторики. Они были средней величины (пирамида Сенусерта I достигала 61 м) и не отличались большой прочностью из-за нового способа кладки: ее основой являлись восемь каменных стен, расходившихся радиусом от центра к углам и середине каждой стороны пирамиды от этих стен под углом 45 градусов отходили еще восемь стен пространство между стенами засыпалось песком и щебнем. Например, многое зависело от климатического пояса, в котором находился Древний Египет. К главе иллюстрация: Осирис с короной и жезлом сидит на троне. Расцвет демотической литературы приходится на VII-II вв. Второй портрет — самый известный — Нефертити в полном расцвете расцвете своей красоты, «владычица радости», как ее называли, властительная царица с горделивой посадкой головы, увенчанной высоким синим головным убором.
Официальная идеология эпохи смут стремится возродить политическое и духовное единство страны, порядок и гармонию, утраченные «из-за греховной сущности людей», призывает к восстановлению культов богов и прежде всего почитания Ра, тесно сросшегося с идеей единодержавия, увещевает неукоснительно соблюдать все ритуалы и совершать жертвоприношения. Была проделана большая работа по его расчистке и восстановлению.
Он был воздвигнут сыну богини Исиды и Осириса богу Хору. Отдельные черты египетской культуры прослеживаются в искусстве Ближнего Востока во II тыс. А. С. Пушкина в Москве)» «Музыка и танец в жизни древних египтян» «Экскурсия по египетским залам Эрмитажа» «История создания коллекции египетского искусства в ГМИИ им.
Мумия умершего помещалась в погребальном сооружении – мастаба. Эхнатон словно довел до логического конца восходящую еще к эпохе великих пирамид концепцию о царе как «сыне Солнца» и не менее древнее представление о Солнце как о царе. Изображения древнеегипетских художников отличаются тонкостью и изяществом.
Египетское искусство едино и в живописи и в рельефе и в круглой скульптуре. Настоящая фреска не использовалась, только «фреска a secco» (настенная живопись, выполняемая по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой.
Судя по письменным источникам, политическая жизнь приобрела более сложный характер. По египетским поверьям в статую должна была переселится душа усопшего. 2) – это гробница в форме усеченной пирамиды с подземными погребальными камерами. огласил работу, помогшую читать иероглифы. Их смуглые тела украшены поясами, ожерельями и браслетами, а на головах – диадемы. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами. Во владениях Осириса в Абидосе соорудил себе усыпальницу и знаменитый своими многочисленными путешествиями в далекие страны сановник Уна, дабы быть «чтимым Осирисом».
Древнейшая родина дидактики и мессианских сочинений, любимых египтянами, колыбель басни и исторической повести, сказки и любовной лирики, Египет не мог не питать литературу соседних народов. кв. Скульптура Древнего Египта самобытна и строго канонически регламентирована. В храмовом строительстве начинает широко использоваться колоннада с новой формой колонны (украшенной капителями с рельефными головами богини Хатор) и пилон (ворота в виде двух башен с узким проходом).
до н. э. Отец царя-реформатора в отличие от своих предшественников с особой последовательностью называл себя «образом Ра», доведя до крайности культ своих собственных статуй (проявлений его божественной сущности). Пирамиды являлись центром целого комплекса сооружений. К пирамидам примыкали низкие заупокойные храмы, у подножия рядами располагались гробницы придворных и родичей фараона – мастаба (каменные скамьи).
300 тыс. «Если жив он (Осирис), будет жить и (царь) Унас если не умер он (Осирис), не умрет и Унас», — говорится в «Текстах пирамид». Власть в Древнем Египте становится менее единой, Египтом правят династии различных соседних стран вплоть до захвата Египта Александром Македонским.
В надземной части мастабы располагалась молельня сердаб со статуей. В XXVIII в. до н. э. Такие фигурки делались из дерева, алебастра, более дорогого материала.
Росписи допускали большую гибкость рисунка и богатство цвета. Его называли также Владыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов.
Основу этого сооружения составляет известняковая скала искусно обработанная мастерами. При V-VI размеры пирамид значительно уменьшились (не выше 70 м).
Культура иных народов, какими бы «жалкими» и «презренными» они ни представлялись самим египтянам, оказалась для них вовсе не чуждой и принималась тем легче, чем ближе к закату была слава великой державы фараонов, вынужденной все более считаться со своими новыми политическими соперниками — хеттами, ассирийцами, вавилонянами. Пирамиды олицетворяли границу жизни и смерти. В «Мемфисском богословском трактате», творении жрецов Птаха, восходящем к эпохе Древнего царства, сказано: «Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Конечно же самой известной постройкой того времени являются пирамиды Гизы.
При I-II династиях мастабы служили местом упокоения как фараонов, так и знати, при III-VI династиях – только знати. Вторым по величине храмом Египта после Карнакского является храм Эдфу. Игравшие важнейшую роль в сохранении и передаче письменной культуры «дома жизни», согласно египетской традиции, были созданы богами или пользовались их особым покровительством. Ее высота -146 метров, а длина основания каждой грани — 230 метров.
Египетские пирамиды — это шедевры древнеегипетского строительного искусства. Самое сакральное изображение бога находилась в храме. Ещё одной важной постройкой этого периода является Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (рис. 4).
Давайте начнем с пирамиды Джосера. Одно из древнейших известных нам поучений — «Премудрость Птаххотепа» (V династия) — провозглашает Маат принципом, на котором строятся правильные человеческие взаимоотношения: «Велика справедливость и превосходство (ее) непоколебимо. К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов.
Поскольку египетский храм не являлся законченным целым и существовал как совокупность отдельных частей, он мог без нарушения гармонии быть «продолжен», дополнен новыми сооружениями. День архитектуры Украины» (укр. С образом Осириса связывались понятия о справедливости еще в период V династии. Египтяне переняли у них новые приемы ведения войны (в частности, боевые колесницы) и изгнав ненавистных чужаков, оттеснили их до пределов Палестины и Сирии, превратив Египет в великую империю, размеры которой колебались в разное время. Скульптурный канон Древнего Египта существовал 3 тыс.
Позднее, в эпоху Рамсеса III, арфу покрывали тонкой резьбой, золотом и черепаховой костью.
Все это находило отклик в памятниках искусства. Каждая часть тела имела определенный размер. В росписях показывали сцены из жизни фараонов и вельмож.
Первый двор храма, доступный для всех, отделялся стеной от других частей святилища. Фигуре царевича придан торжественный вид, его лицо индивидуализировано. И это еще цветочки. Также храм славится своим обилием колон. Такие рисунки именее каноничны и более эскизны, чем сами росписи.
Развивается портрет, постепенно в нём усиливаются индивидуальные черты. Искусство Древнего Египта не было одинаковым во все времена. В конце XIX в. стал мертвым языком коптский — наследник древнеегипетского языка, удержавшийся ныне только в богослужении коптов (бохайрский диалект).
Давайте начнем с Пирамиды Джосера. Изучение памятников Египта началось только в 19 веке, после того когда, посетившие его участники, наполеоновской экспедиции выпустили собрание Описание Египта (1798-1801), а Жан Франсуа Шампольён в 1822г.
Подобная картина, но уже не как обобщенное, схематизированное пророчество, а как потрясающий своей исторической достоверностью документ, сохранилась в знаменитых «Речениях Ипувера», несомненно очевидца междоусобицы, который тяжко переживает упадок страны и торжество простолюдинов над знатью и царем. Картины создавались с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. К их числу принадлежит и известная голова царицы Нефертити в синей тиаре. Магия сильнее любого оружия в мире земном и создана богом-творцом изначально ради отвращения всяческого зла, как подчеркивается в «Поучении гераклеопольского царя». Цари Библа часто составляли надписи на египетском языке, молились местной богине Баалат Гебал в облике Хатхор, в честь которой здесь был сооружен один из самых древних на территории Азии египетских храмов.
Эти сочинения, а также «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», отразившая в духе фольклора египетские представления о волшебной экзотике дальних стран Красноморья, были у египтян излюбленным чтением, особенно «История Синухета», судя по количеству сохранившихся фрагментов копий на папирусах. В целом культура древнего Египта, является одной из влиятельнейших культур в истории. Он величался «Солнцем — владыкой Маат» именем, весьма напоминающим свойственное титулатуре Эхнатона имя Живущий Маат. Заинтересованность Египтом началась во времена Ренесанса. Состав краски: яичная темпера, вязкие вещества и смолы.
Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Картины создавались, чтобы улучшить жизнь покойному в загробном мире. Пирамида строилась из плотно пригнанных друг к другу каменных блоков и была ориентирована по сторонам света вход в нее находится в северной части внутри располагались погребальные и разгрузочные камеры (для равномерного распределения давления).
В этой же главе содержится текст оправдательной речи. Строительство заупокойного ансамбля Рамсеса III в Мединет-Абу (XX династия), напоминающего крепость, завершает эту блестящую эпоху храмового строительства.
В той же величественной позе запечатлена жена царевича. В этом можно убедиться, взглянув на рельеф «Поклонение богу солнца Атону», где царь выглядит почти комически. Понятие «Маат» становится центральным в египетской этике. С древних времён Египет привлекал путешествеников, школьников, внешние соседние страны. Между тем, рисованием с натуры египтяне никогда не занимались. Поступки и заслуги в земной жизни, как свидетельствуют «идеальные» биографии вельмож периода V-VI династий, уже могут оцениваться как угодные царю и богам и в этом мире и в загробной жизни.
Роль храмов в духовной жизни эпохи Древнего царства несомненно была велика. Социальные различия подчеркивались размером фигуры.
В эпоху Древнего царства (2600-2150 до н. э. ) Египет достиг вершины стабильности и самоизоляции, надменно не замечая окружающего мира. Шедеврами древнеегипетского строительного искусства были пирамиды.
Изящная голова на длинной стройной шее будто цветок на гибком стебле. Свою цивилизацию египтяне изначально считали созданной богами. Уже тогда, вероятно, в тесной связи с ними возникали особые скриптории — «дома жизни», где составлялись религиозно-магические, литературные, медицинские и другие тексты.