Это позволило ему создавать объемные фигуры и помещать их как бы в трехмерном пространстве. Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым. Первым ее применил Ф. Брунеллески в двух видах Флоренции. Новой была форма фасада.
Вслед заживописью освободилась иархитектура, скульптура имузыка. Вазари приписывает разработку общего замысла цикла художнику Сандро Боттичелли. Самым первым значительным живописцем эпохи Раннего Возрождения стал Мазаччо.
Это был первый конный памятник эпохи Возрождения. Похожий на райский, сад потрясает своей необычностью и неземной красотой. По словам самого раннего биографа мастера Антонио Манетти, Брунеллески «обновил и ввел в обращение тот стиль зодчества, который называют римским или классическим», тогда как до него и в его время строили лишь в «немецкой» или «современной» (то есть готической) манере.
Петра в Риме, до сих пор остающегося самым крупным католическим храмом в мире. Художнику удалось создать проникновенный образ человеческой муки и скорби. Центральное место в композиции отведено Венере. Младенец ест черный виноград – символ причастия. Это была его личная драма.
Вершиной творчества Гиберти явились восточные двери флорентийского баптистерия (1425—52), обессмертившие имя мастера.
Фрески алтарной стены выполнялись самим художником, а эпизоды из жизни Св. Вершиной выражения религиозного фанатизма художника стала картина под названием «Оплакивание Христа». Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Его картина «Смерть Олоферна», написанная в 1472 – 1473 гг., – изображение момента, когда уже всё свершилось и Юдифь покинула шатёр, унося отрубленную голову царя.
В общей сложности на создание дверей понадобилось 50 лет. Изысканный, утонченный колорит его становится менее насыщенным. Ренессансное движение проникало сюда медленно и постепенно. Альберти был также теоретиком возрожденческой живописи.
Сразу над парапетом видно небо. К числу его первых шедевров относится скульптурная группа «Оплакивание Христа». С гением Леонардо соперничал не менее великий художник Микеланджело Буонарроти (1475-1564), звезда которого начала восходить на рубеже веков.
Сандро Боттичелли воплотил в своем творчестве языческие образы. Фоном служит изображение сада с темной листвой. Его перу принадлежат знаменитые трактаты «Десять книг о зодчестве» (1449—52), «О живописи», «О статуе» (1435—36).
Конечно, публике понадобился целый век, чтобы догнать художников впонимании визуальной музыки иперестать считать людей вроде Ван Гога «сумасшедшими». В его кострах сгорели некоторые картины выдающегося итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510), написавшего всемирно известные картины «Рождение Венеры», «Весна» и др. Крупнейшим мыслителем итальянского Возрождения, который внёс неоценимый вклад в развитие как исторической, так и политической мысли, был Никколо Макиавелли (1469-1527). Среди сюжетных росписей Мазаччо выделяются фрески «Изгнание Адама и Евы из рая» (1427 – 1428) и «Чудо со статиром» (1427 – 1428) в церкви Санта-Мария дель Кармине. Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377—1446) — архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.
Другая монументальная композиция «Чудо с динарием» передает евангелиевскую легенду, в которой рассказывается о том, что сборщик податей, остановив Христа идущего с учениками, потребовал у него подать. ИвГильдии Святого Луки (Guild ofSaint Luke), основанной вАнтверпене ивпервые упоминаемой в1382 году (затем подобные гильдии открылись вомногих северных городах иодной изкрупнейших была гильдия вБрюгге— городе где жил Ван Эйк) тоже были мастера изготавливающие зеркала. Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377 – 1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы. Леонардо да Винчи работал подмастерьем в мастерской Верроккьо.
Когда в 1434 году Леон Баттиста Альберти приехал во Флоренцию, он был поражен появлением художников, не уступавших «кому бы то ни было из древних и прославленных мастеров искусств». Его картина «Смерть Олоферна», написанная в 1472 — 1473 гг., — изображение момента, когда уже всё свершилось и Юдифь покинула шатёр, унося отрубленную голову царя. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства Раннего Возрождения.
Однако победу одержал Лоренцо Гиберти (1381—1455). Одно из ранних произведений – «Святой Георгий» – принесло автору известность и славу. Всемирно известный «Портрет четы Арнольфани» (1434) считается первой жанровой картиной в нидерландской живописи и первым парным портретом в европейском искусстве.
Творчество Пьеро делла Франческа вышло за пределы местных живописных школ и определило развитие итальянского искусства в целом. Любое из сохранившихся произведений Ван Эйка выдающееся явление в мировой живописи. В 1533 году папа Климент VII хотел получить Микеланжело написать на боковых стенах Сикстинской капеллы фрески «Страшный суд» и «Падение ангелов».
О них можно судить по работам трех разных художественных школ: фрескам Пизанелло в Мантуе (Палаццо Дукале), Пьеро делла Франческо в Ареццо (росписи хора церкви Сан Франческо) и триптиху Паоло Учелло Битва при Сан-Романо. Эпоха Возрождения объединила их. Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации (т. е.
Мазаччо. Противопоставляя себя Средневековью, гуманисты обращались как к своим прямым предшественникам к мастерам древнего мира, а тысячелетие между своим «новым» временем и античностью обозначили как безымянные «средние века». Неизбежность смерти, вознаграждение за покаяния и наказание за грех было подчеркнуто в ряде фресок, отличаются мрачным изображение страданий и их сюрреалистическими образами мук Ада. Мазаччо прекрасно передает перспективу и объемы, владеет светотеневыми эффектами. Так, на известном полотне «Поклонение волхвов» изображены члены семьи Медичи и дан автопортрет художника.
Расцветают локальные художественные школы имеющие длительные традиции. Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является дом детского приюта (госпиталя) Оспедале дельи Инноченти на площади Сантиссима Аннунциата (1419-1445). Это знаменитое здание исследователи относят к так называемому этапу венецианской готики. Однако победу одержал Лоренцо Гиберти (1381—1455). Вот таким образом популярной становится почерпнутая у Витрувия идея о подобии здания человеку.
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Эпоха Возрождения также параллельна началу великих западных открытий.
К следующему этапу венецианского Раннего Возрождения принадлежит палаццо Вендрамин Калерджи (1481—1509), созданный Пьетро Ломбардо (ок. Мазаччо создал в фреске «Троица» перспективное построение. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Микеланджело называл эти двери вратами Рая. В культуре того периода формируется культ красоты, прежде всего красоты человека.
Петра», «Мадонна со змеей» и др. ), вызвав осуждение церковников.
В переходное время Проторенессанса был подготовлен будущий взлет искусства, зародился неподдельный интерес к Античности, возникло восприятие человека как сознательной и мыслящей личности. Так родился абсолютно новый подход к периодизации истории, принятый и в настоящее время. Помогали они и добиваться единой цветовой тональности. С точки зрения практического использования линейной перспективы большой интерес представляет творчество художника Паоло Уччелло (1397 – 1475). В свои религиозные картины художник вводит античные образы. В искусстве Венеции еще долго господствовали византийские традиции и готическое влияние.
Он прославился также как ученый и инженер. Медленно сползает с материнских колен безжизненное тело Христа. Но главным призванием Альберти была архитектура.
Мазаччо трактует эти образы как реальные исторические лица. В XV в. гуманистическое движение распространяется из Флоренции по всей Италии. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Донателло, по словам Вазари, заслуживает всяческой похвалы за то, «что он работал столько же руками, сколько расчетом», не уподобляясь художникам, чью «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают абсолютно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте». Исключительно чуткий и искренний, Боттичелли прошел сложный и трагический путь творческих исканий — от поэтического восприятия мира в юности до мистицизма и религиозной экзальтации в зрелом возрасте.
Они положены крупными пятнами и создают мистическое освещение. Обращаясь к религиозной тематике, он наделял святых человеческими страстями, воспевал прекрасное и трагическое («Видение Савла», «Мученическая смерть св. Кватроченто (или Раннее Возрождение) стало временем экспериментальных поисков. Еще одним важным моментом была материальность изображения этого металлического предмета.
Они собирали богатые библиотеки, редкие рукописи, антиквариат. Наряду с понятием «Возрождение» широко используется понятие «гуманизм», производное от латинского humanis — человеческий. Большую часть жизни Мантенья прожил в Мантуе, где создал самое известное свое произведение – роспись «Камеры дельи Спози» в загородном замке маркиза Гонзага. 3.
В картине изображены 12 апостолов, разбитых на 4 группы. Около танцующих граций стоит вестник богов Меркурий, поднимающий вверх жезл — кадуцей. Отом, что онзапросто мог увезти секрет гильдии Святого Луки— зеркало— ссобой, воФлоренцию, вкоторой, как считается втрадиционной истории иначался Ренессанс, ахудожников изБрюгге (исоответственно идругих мастеров) считают «примитивистами».
Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе. Искусство стало выполнять роль универсального познания окружающего мира. Мазолино успел расписать своды (росписи не сохранились).
Он писал натюрморты, большие полотна на сложные темы, сцены из повседневной жизни («Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик» и др. ). Здесь очень многое напоминает сцену из средневекового рыцарского романа. Каков в таком случае истинный замысел художника. В этот период свои творения создавали многие замечательные художники. Петра.
В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472 – 94). Для итальянской живописи 15 в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии. 1440 – 1504). palatium отсюда произошло и русское слово «палаты»). В искусстве Венеции еще долго господствовали византийские традиции и готическое влияние.
Во второй половине XV в. становятся обязательными рисование с модели и натурные наброски. Уже в другую эпоху замысел композиции использовал Э. Мане в своем знаменитом «Завтраке на траве». Её торжественно установили перед зданием городского совета. В Византии никогда не порывали и с античной культурой. Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было граничит с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь.
Перспектива и живописи была известна ещё в античные времена, это была античная перспектива используемая художниками не для всех предметов картины и нерегулярно. Задняя сторонаже зеркала незатемнялась. В дальнейшем он не раз писал ее в образе Мадонны («Коронование Марии», 1447 «Мадонна под вуалью»).
Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485). Но, несмотря на это, Италия в целом осталась религиозной, преимущественно католической страной. Она обнажена. Филиппо Брунеллески (1337-1446) – один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Необычайный расцвет искусства кватроченто имел много причин.
Может быть, потому, что она больше напоминает спектакль. Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто. Общая площадь фрески 600 кв. Альберти создал новый тип городского дворца (палаццо Ручеллаи). Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора.
Поистине и в рубище почтенна добродетель. Особую ценность и интерес представляет, безусловно итальянская живопись эпохи Возрождения, однако не стоит упускать из внимания и французских, немецких, нидерландских мастеров. Они расписывали храмы фресками, писали на религиозные сюжеты. В этот период написано самое узнаваемое произведение искусства в мире – «Мона Лиза» (1503-06) Леонардо да Винчи.
Особое место в живописи Раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли (1445—1510), современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело. Они оспаривали другу друга возможность пригласить лучших художников работать у себя. Зиновия», хранящееся в настоящее время в Дрезденской картинной галерее в Германии.
Урсулы», «Битва при Заре»). Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Все в этой фигуре весомо и материально. Цецилии до сиенских мастеров во главе с Амброджо Лоренцетти.
Одним из них является знаменитый «Гентский алтарь» (1432), многостворчатый складень, находящийся в капелле св. С помощью света и цвета он уверено лепит формы предметов.
Они даже не замечают друг друга. Картины этого периода проникнуты некоторой долей мистицизма («Введение Марии во храм», росписи в здании братства св. По словам итальянского художника, архитектора и историка Джорджо Вазари (1511-1574), растет не только уважение к искусству и классической античности, но и желание учиться у природы, подражать ей.
Города добились самоуправления и почти полной независимости от феодалов. В это время происходит перемещение центра итальянского искусства в Рим из Флоренции. Позднее в той же капелле появилась его знаменитая фреска «Страшный суд». Караваджо открывал новую страницу в истории искусства. Однако победу одержал Лоренцо Гиберти (1381 – 1455).
Среди множества картин, созданных Боттичелли, есть несколько прекраснейших творений мировой живописи («Рождение Венеры», «Весна»). Позднее творчество Донателло стоит особняком во флорентийском искусстве 50-60-х годов. «Рождение Венеры» Боттичелли написал в 1482- 1483 гг. Так современники называли Джотто ди Бондоне (1266/ 1267.
Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид», а как архитектор став проектировщиком и руководителем строительства основной части здания собора Св. Художник Джотто использовал светотени для создания формы.
Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев. Мистер Арнольфини— Флорентиец иболее того, онпредставитель банка Медичи (практически хозяева Флоренции времен Ренессанса, считаются покровителями искусства того времени вИталии). Особое место в живописи Раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли (1445—1510), современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело.
1440 — 1504). Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. В искусстве особое внимание уделяется пластической проработке форм и рисунку. Основными заботами для Макиавелли являлись «общее благо» народа и «государственный интерес». Мазолино присоединился к работе в 1427 году. Их действующими лицами были реальные люди, которых писали узнаваемо. Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории.
Представитель раннего Ренессанса Мазаччо и его «Троица с Девой, святого Иоанна Богослова» (ок 1425-27 / 28) в базилике Санта-Мария-Новелла во Флоренции демонстрирует возрождение интереса к человеку исключительно в божественном, религиозном смысле. Впервые с древнейших времен благодаря точному применению линейной перспективы эта фреска словно изображена в трехмерном пространстве, оставаясь при этом на плоской поверхности. Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Во фреске «Троица» (1426 – 27), созданной для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, впервые в настенной живописи Мазаччо применяет полную перспективу.
Он принимал участие в сооружении собора Св. В 1508 году римскому папе Юлию II удалось добиться согласия скульптору Микеланджело продолжить росписи Сикстинской капеллы. Удлинённые, слегка изломанные в своём движении, «готические» фигуры скользят над землёй, едва прикасаясь к ней.
В Италии и за ее пределами Альберти снискал себе славу выдающегося теоретика искусства. По многогранности своей деятельности эта идеальная «ренессансная личность» сравнима лишь со всемирно известным мыслителем и художником Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Первым среди этих художников он назвал Брунеллески.
Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Его образы цельные и ясные.
Кругом безмолвно и пустынно. Специфика развития английского искусства такова, что начиная с эпохи становления в XVI веке портрет считался ведущим жанром. Вероятно, он сводился к привычным экспериментам с перспективой. Работа вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности.
Обаятельный мастер, автор многих алтарных композиций, среди которых лучшей считается картина «Поклонение Младенцу», созданная для капеллы в палаццо Медичи — Риккарди, Филиппо Липпи сумел передать в них человеческую теплоту и поэтическую любовь к природе. Среди фресковых циклов кладбища наиболее значительными являются «Страсти Христовы», «Вознесение Христа», «Триумф Смерти». Они словно идут рука об руку, дополняя друг друга и взаимодействуя. Леонардо отказался от традиции помещать Иуду отдельно и изобразил его среди апостолов.
Бавона в Генте. Рокко). Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков.
Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Особое место в живописи Раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли (1445 – 1510), современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело. Примером является его картина Благовещение Пастухам в капелле Барончелли в церкви Санта-Кроче, Флоренция2.
Да, это условие по-прежнему оставалось одним из главных, но все же не менее важным было воспроизведение «второй реальности», созданной по законам гармонии. Центральной фигурой композиции является Венера, только что вышедшая из вод синего моря. В ней заложена идея христианства о рождении души из воды во время крещения.
У художника отсутствуют изображения большой пространственной глубины. — «школа») — здание религиозного благотворительного общества, служившее для просветительских целей. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм.
«Эпоха Возрождения и новый взгляд на мир и человека» «Образ Человека на фресках Джотто капеллы дель Арена в Падуе» «Драматизм человеческих страстей в творчестве Джотто и Данте» «Творческие искания мастеров Раннего Возрождения» «Устойчивые мотивы и образы в творчестве художников Раннего Возрождения» «Какой переворот в искусстве живописи совершил Мазаччо. » «В мире художественных образов Боттичелли» «Женский идеал в творчестве Боттичелли» «Жизнь, время, судьба одного из художников Раннего Возрождения» «Возвышенная героика скульптурных произведений Донателло» «Традиции и новаторство в творчестве Донателло». Ломбардо и Кодуччо строили в Венеции и культовые здания. Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью.
Илюбой физик знает, что такое зеркало при отражении проецирует картинку отражаемого. Художник столкнулся стем, что такую сложную штуку сложно нарисовать вперспективе. Природа как будто вторит чувствам и настроениям человека.
Живопись была высокооплачиваемой работой иестественно, все секреты бизнеса хранились встрожайшей тайне. В настоящее время роспись находится в плохом состоянии. Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. «Свидетельство моей честности и верности — моя бедность», — писал Макиавелли в подтверждение своих выводов. В облике Девы Марии нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки. Урсулы» изображен мягко освещенный интерьер, где спит молодая девушка.
– 1337) – величайшего мастера Проторенессанса, предтечу Возрождения. Микеланджело прославился как скульптор и архитектор, художник и поэт. Георгия с драконом», а около 1427—1428 гг. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, он создал величественные полотна, среди которых наиболее известны «Тайная вечеря» и «Джоконда». Фреска «Афинская школа» посвящена апофеозу философии и изображает встречу образованных древних афинян, собравшихся вокруг центральной фигуры Платона, которого Рафаэль лихо скопировал с образа Леонардо да Винчи.
Стены этих галерей два с половиной века украшались фресками. Поиски Джотто в передаче пространства, пластики фигур, выразительности движения сделали его искусство целым этапом в эпохе Возрождения.
Центральный пояс свода включает девять эпизодов из Книги Бытия от истории о сотворении мира до опьянения Ноя. Итальянские дворцы называются палаццо (от лат. Термин «Возрождение» обозначает весь комплекс явлений культуры, характерных для данной исторической эпохи.
В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила». Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда. Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет.
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация (Контрреформация (лат. Одна только стеклянная ваза на картине могла привлечь внимание художников. Все в этой строгой композиции восхищает тщательной продуманностью и мастерством. Одно из самых глубоких и потрясающих произведений Боттичелли – картина «Пьета» («Оплакивание Христа»). Исчислять продолжительность периода стоит в зависимости от страны.
Искусство для Леонардо было средством познания мира, познания человека. В этом конкурсе участвовал Филиппо Брунеллески, ставший впоследствии знаменитым архитектором.
И все же этому замечательному художнику не суждено было забвение. Микеланжело же успел сделать наброски задуманных композиций. Тема черной смерти призывает зрителей сосредоточить внимание на необходимости перед наступлением смерти совершить покаяния и отпущение грехов. 1435 — 1515), главой семьи венецианских архитекторов и Марко Кодуччо (ок. Его многочисленные эксперименты воспринимались современниками как обыкновенное чудачество.
Среди множества картин, созданных Боттичелли, есть несколько прекраснейших творений мировой живописи («Рождение Венеры», «Весна»). По модели мастера был отлит флорентийский герб с изображением льва, стоящего со щитом на страже города. Декорация дверей включает десять квадратных композиций из позолоченной бронзы, своей необыкновенной выразительностью напоминающих живописные картины.
Своих вершин живопись итальянского Возрождения достигла в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). Религиозное сознание по-прежнему определяло особенности художественного творчества, но это было уже иное осмысление христианской истории, наполненное новым содержанием. Иоанна собора св. В росписях капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425—28) — главном творении своей недолгой жизни — Мазаччо придает изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих персонажей, мастерски передает эмоциональное состояние психологическую глубину образов. 5. В росписях капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425—28) — главном творении своей недолгой жизни — Мазаччо придает изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих персонажей, мастерски передает эмоциональное состояние психологическую глубину образов.
Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Еще одно открытие кватроченто — прямая перспектива. С одной стороны, в свободных позах художник передает столь ценимую Возрождением естественную пластику человеческого тела, но, с другой, — сложность поворотов фигур и разнообразие ракурсов доведены им до такой степени, что они уподобляются отвлеченным, музыкально-выразительным формам. На стенах комнаты играют световыми эффектами светотени.
Черты ее лица искажены от горя. Чистые, почти прозрачные краски, насыщенные светом, образуют единую тональную гамму. Среди художественных достижений Рафаэля — роспись парадных залов Ватиканского дворца. В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи.
В течение долгого времени живопись не занимала в культуре Британии ведущее место. В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный перелом. Собственный портрет Рафаэлы находится справа, возле своего учителя, Перуджино26. Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание. Авторство цикла до настоящего времени оспаривается. Темой фресок был выбран рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)25. Обнаженная фигура Давида (c. 1440-42) Донателлодемонстрирует одно из лучших творений эпохи Классицизма. В этот период Донателло использует древнегреческую и римскую технику литья, чтобы создать форму из бронзы.
Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция. Характерным для Боттичелли произведением этого времени является «Покинутая», ныне хранящаяся в собрании Паллавичини в Риме. Одним из них был Леон Баттист Альберти (1404-1472), написавший «Десять книг об архитектуре», в которых излагалась новая архитектурная теория, основанная на творчестве античных зодчих. В эпоху Возрождения классика все чаще ассоциируется с Возрождением.
Победу одержал Гиберти. Лучшие произведения этого жанра – «Портрет Джулиано Медичи», «Портрет молодой женщины» (предположительно Симонетты Веспуччи), «Портрет юноши». На фреске Мазаччо все фигуры, представляющие Бога и человека, объединяются в образ мира, созданный человеческим разумом. Живопись Флоренции первой трети XV столетия богата контрастами. На потолке образовалась идеальная поверхность для росписи на тему двенадцати Апостолов.
На ней изображены Бог-отец, Святой дух в виде голубя и распятый Христос. Например, построенная ими небольшая церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481 – 89), стоящая на тесной площади у края канала, напоминает драгоценный ларец. Сознавая ценность художественной неповторимости, творцы произведений начинают подписывать свои творения, Так, на дверях флорентийского баптистерия написано: «Чудесное произведение искусства Лаврентия Чоне де Гиберти».
Главное, что поражает в памятнике – совместное энергичное движение коня и всадника. великий итальянский архитектор позднего Возрождения и маньеризма. (Маньеризм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейскийлитературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Больше ненужно было создавать исключительно реальные изображения, художник стал свободен. 1386 – 1466).
И, видимо, не случайно, так как итальянское Возрождение уже завершилось. Папы Юлий II (1503—1513 гг. ) и Лев X (1513—1521 гг. ) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент. В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др. ) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира. Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы. Произведения этих мастеров проникнуты идеалами гуманизма.
Донателло принадлежит одна из первых конных статуй в искусстве Возрождения. Караваджо считается основателем стиля барокко. Данный период, в который произошло пышное развитие стиля, приходится на 1500-1527 гг. По силе экспрессии эта фреска не имеет аналогий в искусстве своего времени. Это полотно — «Весна», ныне хранящееся в галерее Уффици во Флоренции.
Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. 4. Портрет строится на светотеневых контрастах. Статуя Георгия – одна из вершин творчества Донателло.
Эти циклы связывают с Чёрной смертью— эпидемией чумы в Италии в 1348 году. Аэто говорит очем. Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер.
Один из них воплотился в деревянной статуе «Кающаяся Мария Магдалина», которую принято было изображать красивой молодой женщиной. Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в. ) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. Он сделал это в картине Терра-Верде («Зеленая земля»), оживляя её композиции с добавлением киновари. Глубокие складки плаща позволяют художнику играть со светотенью, что тоже создает особенный зрительный эффект.
Некоторое время на службе у него находился знаменитый Микельанджело Буонаротти. За его спиной высятся величественные городские постройки, у ног лежит античная колонна. Определяющим в культуре становится светское начало.
В 1416 г. ее использовал друг Брунеллески, скульптор Донателло в рельефах «Битва св. Петра и два библейских сюжета «Грехопадение» и «Изгнание из рая». Двери имели огромное влияние на развитие флорентийской живописи. Слева картины изображены апостолы Варфоломей, Андрей, Иаков Младший. Причиной использования обратной перспективы было неумение художников изображать мир, каким его видит наблюдатель, впоследствии обратную перспективу использовали как традицию письма.
жителей в XV веке) итальянского города Флоренция. Колорит отличается необыкновенной легкостью, воздушностью. По сторонам от Мадонны – Иоанн Креститель и Мария Магдалина. Появление архангела столь неожиданно, что Мария пытается спастись бегством. Изобретение фотографии— это самое лучшее, что случилось сживописью завсю ееисторию.
Известный историк искусства Виппер сказал: «Мазаччо — один из самых независимых и последовательных гениев в истории европейской живописи, основатель нового реализма» Продолжая искания Джотто, Мазаччо смело порывает со средневековыми художественными традициями. Художник Филиппино Липпи сохранил стилистические особенности манеры предшественников. Один из таких конкурсов — на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия (1401) — считается знаменательным событием, открывшим новую страницу в истории итальянской ренессансной скульптуры.
В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла. Вернувшись на Родину, Джентиле Беллини создал серию картин Чудеса Венеции для Скуола ди Санта-Кроче и его более знаменитого брата Джованни Беллини, одного из самых значимых живописцев высокого Возрождения Северной Италии218. До сих пор загадкой остается сюжет картины «Весна», где на цветистой лужайке, огороженной деревьями с оранжевыми плодами на ветвях, расположились различные мифологические персонажи: Меркурий, три грации, Венера, над которой парит Амур, богиня весны и цветов Флора, лесная нимфа и бог легкого ветра Зефир.
Все композиции выстроены единообразно по размерам фигур, облику персонажей. Они погружены в мир раздумий, сосредоточенно прислушиваются к своему внутреннему голосу. В основе двух самых прославленных картин Боттичелли лежат образы мифологии и поэзии – это «Весна» и «Рождение Венеры» (1480-е гг. ). Это своеобразная сюжетная кульминация портрета, ее главный смысловой центр.
Темами росписей была обычная семейная жизнь людей. Всемирно известный «Портрет четы Арнольфани» (1434) считается первой жанровой картиной в нидерландской живописи и первым парным портретом в европейском искусстве. Во фреске «Изгнание из рая» художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры.
Непримиримым противником флорентийских гуманистов выступил настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции Джироламо Савонарола (1452-1498). Во фреске «Изгнание из рая» художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры. На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской». Одним из них является знаменитый «Гентский алтарь» (1432), многостворчатый складень, находящийся в капелле св.
На фреске «Изгнание из рая» Адам и Ева идут, охваченные безысходным отчаянием, покорные судьбе их преследует парящий ангел с мечом в руке. Причем свет, как и в «Изгнании из Рая», падает соответственно направлению естественного освещения источником которого являются окна капеллы, расположенные высоко справа. Европейцы исследуют новые морские пути, осваивают континенты и создают новые колонии. Главным принципом своего искусства Гиберти считал равновесие и гармонию всех элементов изображения.
Живопись становится ведущим видом искусства и художники стремятся изобразить прекрасных, совершенных людей. Сто лет спустя Вазари будет утверждать, что великий флорентийский зодчий явился в мир, «чтобы придать новую форму архитектуре».
С 1404 года Брунеллески участвует в составлении проектов купола. Художник словно раздвигает стены храма, создавая иллюзию углубленного пространства. Микеланджело избрал другую схему.
3. Пользовавшееся огромной известностью искусство Мантеньи оказало влияние на всю северо-итальянскую живопись. В практику художественной жизни начинают входить заказы богатых ремесленных и купеческих кругов на украшение общественных зданий проводятся художественные конкурсы. Во фреске «Троица» (1426—27), созданной для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, впервые в настенной живописи Мазаччо применяет полную перспективу. В этой картина художник вводит световые эффекты изобразив в затененных местах две ночные сцены— «Благовещение Захарии» и «Благовещение пастухам».
С именем Ван Эйка связывается выдающееся новшество в европейском искусстве – распространение живописи маслом (до этого преобладала темпера). «Исторический жанр» был важным шагом в эволюции «монументального портрета», в нём художники изображали реальные события. Статуя Давида – первая в ту эпоху круглая скульптура. Идеи купольного сооружения, заложенные в старой ризнице Сан Лоренцо, получили дальнейшее развитие в одном из самых прославленных и совершенных творений Брунеллески – капелле Пацци (1430-1443). В «Сельском концерте» — своей последней работе — Джорджоне не успел дописать пейзаж на заднем плане и это сделал за него Тициан. Резкие морщины на лице – свидетельство многих раздумий, обеспокоенности человека, взирающего на будущее из глубины веков.
Мадонна протягивает перо, чтобы вписать слова в книгу с началом молитвы в свою честь. Этот призыв часто воспринимается как оправдание безнравственной политики, не брезгующей никакими средствами для достижения своих целей, для обозначения которой даже изобрели понятие «макиавеллизм».
Среди множества картин, созданных Боттичелли, есть несколько прекраснейших творений мировой живописи («Рождение Венеры», «Весна»). «Все, кто стремился научиться этому искусству, постоянно ходили в эту капеллу, чтобы по фигурам Мазаччо усвоить наставления и правила для хорошей работы», – писал Вазари, приводя длинный список изучавших фрески Мазаччо, включая Леонардо, Рафаеля и Микеланджело. Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессансного реализма, существенно отличавшегося от того «реализма деталей», который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто. Он значителен, спокоен и уверен в себе.
Процесс разрушения начался ещё при Леонардо, что отчасти граничит с использованием в росписи фрески смешанной техники с преобладанием темперы. Его политическим завещанием стали слова: «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо». Еще в античности геометры основывали оптику на предположении, что глаз соединяется с наблюдаемым предметом оптическими лучами. Фреска Леонардо «Тайная вечеря» представляет собой одну из вершин в развитии всего европейского искусства, а «Джоконда» — одну из его величайших загадок.
Известный историк искусства Виппер сказал: «Мазаччо — один из самых независимых и последовательных гениев в истории европейской живописи, основатель нового реализма» Продолжая искания Джотто, Мазаччо смело порывает со средневековыми художественными традициями. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям.
Какая тайна скрыта в картине «Гроза», на которой под грозовым небом, среди деревьев и обломков античных колонн мы видим сидящую молодую женщину, которая кормит ребенка, а поодаль прогуливается юноша. Давид увенчан лавровым венком победителя. Во многих городах власть сосредотачивалась в одних руках, появились синьории. В конкурсе 1418 г. на возведение купола собора Санта-Мария дель Фьоре выиграл Брунеллески (1377-1446) — архитектор, математик и инженер. Мазаччо первым применил эти законы в живописи.
Есть в этой статуе постановке фигуры изгибе торса, движении рук – и отзвуки готики. Ломбардо и Кодуччо строили в Венеции и культовые здания. Свою будущую жену, Лукрецию Бути, художник похитил из монастыря. Его мастерство делает его одним из самых оригинальных художников эпохи Возрождения. Его портрет представлен строго в профиль. Лоренцо Великолепный приглашал к своему двору знаменитых писателей, поэтов, художников, скульпторов и архитекторов со всей Италии. Повествуя о чудесах, Мазаччо лишает изображаемые им сцены всякого оттенка мистики.
Хокни распирало любопытство. Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации (т. е. По существу, в качестве основателя искусства Высокого Ренессанса выступил один мастер, Леонардо да Винчи и глубоко симптоматично, что он, как никто другой, оказался во всеоружии высших достижений материальной и духовной культуры своего времени во всех ее областях. Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год.
«Весна» положила начало высшему расцвету деятельности Боттичелли, его слава достигла Рима: посреди цветущего луга стоит Венера — богиня любви, представленная в виде нарядно одетой девушки. Ренессансное движение проникало сюда медленно и постепенно. Памятников этого светского жанра осталось мало и самыми традиционными являются батальные. При этом художники стали активнопользоваться фотографиямивкачестве «справочного материала».
За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Формы здания уподоблялись пропорциям человеческого тела.
Первым теоретиком в области живописи и архитектуры выступил Леон Баттиста Альберти (14041472). По многогранности своей деятельности эта идеальная «ренессансная личность» сравнима лишь со всемирно известным мыслителем и художником Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. В росписях капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425—28) — главном творении своей недолгой жизни — Мазаччо придает изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих персонажей, мастерски передает эмоциональное состояние психологическую глубину образов.
В произведениях зрелой поры творчества художника преобладает сочетание яркости образов с внутренней тревогой и надломленностью картины Боттичелли наполнены каким-то скрытым трепетом при их красочности и нарядности, созданные, чтобы радовать взор: и Мадонны и цветущая флора и Венера овеяны грустью, взгляд их выдаёт затаённую боль при наличии черт утончённого декоративизма. 3.
Это было время профессионалов, мастеров высочайшего класса. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. ) Основоположник палладианства (Палладианизм или Палладиева архитектура — ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580). Микеланджело Буонарроти (1475—1564) Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Спокойно, почти небрежно он поднимает жезл.
Однако папа умер в 1534 году. К следующему этапу венецианского Раннего Возрождения принадлежит палаццо Вендрамин Калерджи (1481 – 1509), созданный Пьетро Ломбардо (ок. Они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело.
«Рождение Венеры» — это отнюдь не языческое воспевание женской красоты. Его картины отличаются глубоким колоритом, фигуры кажутся плотными и удивительно живыми. С легкой руки Микеланджело восточные двери флорентийского баптистерия стали называть «Вратами рая».
Большую часть жизни Мантенья прожил в Мантуе, где создал самое известное свое произведение — роспись «Камеры дельи Спози» в загородном замке маркиза Гонзага. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508-1512). В 1460-е годы в Италии также возникли академии в Риме и в Неаполе. Завершился продолжавшийся с 1378 по 1417 гг. Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный Суд».
Также непонятно, что хотел сказать художник изобразивший на полотне под названием «Сельский концерт» двух обнаженных женщин в компании двух музыкантов, расположившихся в тени дерева. Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. 1. Е. Данилова). Например, построенная ими небольшая церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481—89), стоящая на тесной площади у края канала, напоминает драгоценный ларец. Каким образом писать картины больше размера 30квадратных сантиметров. Возрождение прошло через несколько этапов.
Событие не столь реальное и достоверное, сколько рыцарски-утонченное, почти фантастическое. Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII – XIV века – Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит. ) XV век – раннее Возрождение (Кватроченто) конец XV – начало XVI века – Высокий Ренессанс.
Такова его знаменитая композиция «Мертвый Христос», поразившая современников своей эмоциональностью. Именно о них в контексте временных периодов Ренессанса далее и пойдет речь в статье. Но главным призванием Альберти была архитектура. Начиная примерно с 1450 года, когда итальянские художники познакомились с творчеством Фламандского художника Рогира ван дер Вейдена, а возможно и раньше, в обиход художников вошла масляная краска.
Итальянские дворцы называются палаццо (от лат. и создавшего серию рисунков к «Божественной комедии» Данте. Так, например, воздвигнутое в первой половине XV в. изысканное палаццо Ка дОро (Золотой дворец), получившее свое название по той причине, что часть убранства его фасада была позолочена, — еще сохраняет множество готических черт. Вот тут срасчетами иисследованиями ипомог Дэвиду Хокни его знакомый физик Чарльз Фалко.
В этом портрете ему удалось в полной мере достичь поставленной цели. «Портрет мужчины» с медалью с профилем Козимо Медичи – одна из самых совершенных работ Боттичелли. Она представляет собой художественную иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира. В свите кардинала находился и молодой Пикколомини.
Микеланджело избрал для фрески нетрадиционную иконографию. В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—94). Творчество Донателло (ок.
Леонардо да Винчи был наиболее яркой личностью, явив миру идеал «универсального человека» Возрождения. Основное внимание он уделял ракурсу со сложными разворотами многочисленных фигур. Это период с 1420 по 1500 гг. Один из таких конкурсов – на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия (1401) – считается знаменательным событием, открывшим новую страницу в истории итальянской ренессансной скульптуры. Великим живописцем раннего Возрождения был Мазаччо (1401 – 1428 гг. ) – художник, в картинах которого лаконичность, энергичность развития действия, выразительность мимики и движений оппонировали прежнему неторопливому многословию изобиловавшему вставными эпизодами рассказа. Так итальянский художник Раннего Возрождения Витторе Карпаччо в картине «Король мавров прощается с послами» уделял главную роль не фигурам, а эффекту солнечного света, льющегося слева через открытую дверь и освещающего бедного писца, в его картине «Сон Св. Четыре человека и собака располагаются возле низкого и очень приближенного к передней плоскости изображения парапета, остальные сидят на парапете, на ветвях дерева.
Композиция фрески включает триумфальную арку с уходящим в глубину сводом. Во Флоренции работал художник Филиппо Липпи.
Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). Огромная роль, которую в архитектуре Раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо (1401—1428). Доменико Гирландайо в кратчайшие сроки написал свою собственную версию картины12. Позднее на произведениях Мазаччо («Изгнание из рая», «Чудо с податью») учились такие великие мастера Высокого Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.
В эпоху Возрождения понятие «гуманизм» обозначало также комплекс знаний о человеке, о его месте в природе и обществе. Боккач- чо писал, что, «когда люди смотрели на творения Джотто им изменяло зрение и они принимали живопись за действительность». Брунеллески принадлежит заслуга первого практического осуществления прямой перспективы. В XV в. итальянское Возрождение вступает в период кватроченто, когда основные принципы «нового стиля» становятся господствующими. Может они пользовались той самой камерой-люцидой. «Оставьте меня, – говорил Уччелло своим близким, – нет ничего сладостнее перспективы».
Известный историк искусства Виппер сказал: «Мазаччо — один из самых независимых и последовательных гениев в истории европейской живописи, основатель нового реализма» Продолжая искания Джотто, Мазаччо смело порывает со средневековыми художественными традициями. Кабот, А. Веспуччи — были итальянцами. Эту картину еще иногда так и называют — «Джаконда». Но главным типом архитектурного сооружения в этот период становится уже не церковное, а светское здание — палаццо (дворец). В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу.
Наиболее известны его картины «Весна» и «Рождение Венеры». Обаятельный мастер, автор многих алтарных композиций, среди которых лучшей считается картина «Поклонение Младенцу», созданная для капеллы в палаццо Медичи – Риккарди, Филиппо Липпи сумел передать в них человеческую теплоту и поэтическую любовь к природе. Теоретики архитектуры также видели связь зодчества с гармонией мироздания.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Творения этой залы отличаются изяществом и величием. «Тайная вечеря» Леонардо, роспись в трапезной монастыря в Милане, стала эталоном для картин с религиозным сюжетом следующей половины тысячелетия.
Английское искусство даже в XVIII веке было мало известно европейцам. Огромная роль, которую в архитектуре Раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре – Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо (1401 – 1428). Во фресках капеллы представлены эпизоды истории апостола Петра, а также два библейских сюжета – «Грехопадение» и «Изгнание из Рая». Перед итальянскими художниками открылся новый мир возможностей.
Понятие перспектива включает в себя изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест. Развитие живописи Раннего Возрождения происходило неоднозначно: художники шли собственными, подчас разными путями. Мадонна сидит на алом кресле под балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа.
На лице застыла гримаса гнева и напряжения. Начало 15-го века знаменито рассветом эпохи Ренессанса. Бавона в Генте. С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах.
В образе отважного полководца переданы сила воли и уверенность в победе. В своем увлечении перспективой Уччелло порой забывал о реальной жизни. Ярким образцом этого стиля является капитальная постройка ученика Брунеллески и его одаренного последователя Микелоццо ди Бартоломмео (1396—1472), придворного архитектора семьи Медичи, — палаццо Медичи — Риккарди (1444—60), послужившее образцом при строительстве многих флорентийских дворцов. Позднее он обратился к библейской тематике. В памятнике кондотьеру Гаттамелате запечатлен величественный образ простого человека, снискавшего славу и уважение благодаря множеству побед, одержанных для Венецианской республики. Огромная роль, которую в архитектуре Раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо (1401—1428).
Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404 – 72). Многие работы Мантеньи пронизаны глубоким драматизмом.
Полюбивший еще в доме Скварчоне искусство античного Рима (в эпоху Возрождения в Италии еще не знали об искусстве Древней Греции), художник использовал в своих произведениях его образы, придав им героико-романтические черты. Три пня, оставшиеся от только что срубленных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. Его скульптура — это красота человеческого тела, сила духа, такое единство присуще античной культуре. Мы видим гибкое тело Давида, лёгкий асимметричный баланс композиции демонстрирует классическую технику Ренессанса под названиемконтрапост (приём изображения фигуры, при котором положение одной части тела противоположно положению другой).
Он родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. Новый заказ на фреску «Страшный суд» он получил от папы Павла III Фарнезе.
Социальная база итальянского Возрождения расширилась. Тинторетто работал непрерывно, напряженно и самозабвенно, нередко бесплатно. Роспись Леонардо была закончена в 1497 году. Подлинной жемчужиной Раннего Возрождения стала созданная Брунеллески по заказу богатого флорентийского семейства капелла Пацци (начата в 1429). Это знаменитое здание исследователи относят к так называемому этапу венецианской готики. Легендарный образ воина стал воплощением надежды на защиту города от завоевателей. С Флоренцией связано творчество замечательного художника Алессандро Филипепи Боттичелли (1445 – 1510), работавшего рядом с другими величайшими мастерами итальянского Возрождения.
Автор все чаще обращается теперь к христианским сюжетам, забыв об античности. Ярким образцом этого стиля является капитальная постройка ученика Брунеллески и его одаренного последователя Микелоццо ди Бартоломмео (1396 – 1472), придворного архитектора семьи Медичи, – палаццо Медичи – Риккарди (1444 – 60), послужившее образцом при строительстве многих флорентийских дворцов. Иеще один момент, теперь изображение было не«широкоугольным», апримерно нормального аспекта— тоесть примерно таким, какое оно сегодня при фотографии слинзой сфокусным расстоянием 35-50мм. Действие разворачивается на фантастическом нейтральном фоне. В скульптуре (Л.
Так, например, воздвигнутое в первой половине XV в. изысканное палаццо Ка дОро (Золотой дворец), получившее свое название по той причине, что часть убранства его фасада была позолочена, – еще сохраняет множество готических черт. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»). Красивое выразительное лицо молодого человека обращено к зрителю. В сентябре 1425 года Мазолино уехал в Венгрию и Мазаччо продолжил росписи самостоятельно.
Блестящий стилист, Альберти оставил многочисленные труды на латинском и итальянском языках. 3.
Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Темой изображения было «Жертвоприношение Авраама» в виде рельефа. метров.
Значение Веронезе огромно. Любое из сохранившихся произведений Ван Эйка выдающееся явление в мировой живописи. Художники Чимабуэ, Дуччо и Пьетро Каваллини из Рима предприняли шаги в сторону большего натурализма2. Итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса. Он открывает новую главу в истории архитектуры формирование стиля Возрождения. – «школа») – здание религиозного благотворительного общества, служившее для просветительских целей. В эти годы его особенно привлекали сюжеты и образы исполненные сурового драматизма.
«Гуманизм» представляет собой систему взглядов, сформировавшихся в ренессансную эпоху, согласно которым признаётся высокое достоинство человеческой личности, её право на свободное развитие и проявление своих творческих способностей. В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Оно тесно граничит с понятием «Возрождение», но не равнозначно ему. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства.
Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник. Альберти создал новый тип городского дворца (палаццо Ручеллаи). Великим живописцем раннего Возрождения был Мазаччо (1401 — 1428 гг. ) — художник, в картинах которого лаконичность, энергичность развития действия, выразительность мимики и движений оппонировали прежнему неторопливому многословию изобиловавшему вставными эпизодами рассказа.
После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новым типом венецианского общественного сооружения стала Скуола ди Сан-Марко (scuola в переводе с итал.
Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада. Мазаччо стал родоначальником нового направления в итальянской живописи XV в. он возродил традиции Джотто, отказавшись от многословности, характерной для живописи конца XIV – начала XV в. Индивидуальный художественный стиль Мазаччо наиболее ярко выражен в его фреске «Троица». Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. Во фреске тесно сплавлены черты позднеренессансного стиля и новые идеи Понтормо. Известный историк искусства Виппер сказал: «Мазаччо – один из самых независимых и последовательных гениев в истории европейской живописи, основатель нового реализма» Продолжая искания Джотто, Мазаччо смело порывает со средневековыми художественными традициями. Италия сказала практически все, что могла сказать.
Вершиной творчества Гиберти явились восточные двери флорентийского баптистерия (1425 – 52), обессмертившие имя мастера. Тема мученичества св. В перспективе она завершается еще одной аркой с такой же парой колонн.
Неслучайно его величайшим шедевром признана потрясающая воображение «Сикстинская мадонна». Известна и другая прекрасная скульптура Донателло – статуя воина, полководца Гаттамелата. Искусство Мазаччо опередило свое время. Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Эпоха Возрождения прошла в Нидерландах и Германии другим путем. Позднее фреска Луки Синьорелли и композиция Гирландайо «Вознесение Христа» погибли от рухнувшей части архитрава. В то же время ее хрупкие руки с кроткой готовностью тянутся навстречу вестнику.
Одна из знаменитых картин религиозного содержания — «Величание мадонны», созданная в 1483-1485 гг. Во фреске «Изгнание из рая» художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры. Свои сюжеты Тинторетто черпал главным образом в античной мифологии («Вакх», «Спасение Арсинои», «Ариадна», «Венера и Вулкан», «Происхождение Млечного Пути», «Меркурий и три грации» и др. ). 1420 – 1492). Одно из лучших творений Боттичелли – картина «Благовещение».
Наиболее распространенной темой картин являлась «Мадонна с младенцем». Боттичелли стал художником этого переходного периода. Эти три эпизода представлены в пределах одной фрески: в центре – Христос в кругу учеников и преграждающий ему дорогу сборщик слева – апостол Петр вынимает из рыбы динарий справа – Петр вручает сборщику деньги. В 1483 году росписи были завершены и капелла была освещена папой Сикстом IV. Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи. Оплотом республиканского строя на Апеннинах были города Венеция и Флоренция.
Он выразил это в виде "квадратуры круга" и "витрувианского человека". Мечтая об искусстве живописи, он постигал душу родного города. Какие новые задачи стояли перед художниками. Одним из наиболее трогательных образов, созданных Джотто, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (фрески капеллы дель Арена в Падуе, 1304-1306). В основе двух самых прославленных картин Боттичелли лежат образы мифологии и поэзии — это «Весна» и «Рождение Венеры» (1480-е гг. ).
(1401-1428) – человек, одержимый искусством, безразличный ко всему, что лежало за его пределами, беспечный и рассеянный и за эту рассеянность его и прозвали Мазаччо, что в переводе с итальянского означает мазила. Обаятельный мастер, автор многих алтарных композиций, среди которых лучшей считается картина «Поклонение Младенцу», созданная для капеллы в палаццо Медичи — Риккарди, Филиппо Липпи сумел передать в них человеческую теплоту и поэтическую любовь к природе. Среди лучших творений художника фреска «Оплакивание Христа», рассказывающая об одном из самых драматических событий Священной истории.
Бернардино работали в древней традиции иконописи6. Богиня прекрасна, насколько может быть прекрасным неземное существо, сошедшее с небес. В конце концов, он получил заказ на выполнение работы становится руководителем. Они были объединяющим фактором источником гордости художников города. Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404—72). В 70-е гг. Он ввёл термин "золотое сечение" для гармонического деления отрезка известного ещё в античности и узнанного в средневековой Европе из арабского перевода "Начал" Евклида.
Деятели Возрождения искали его образцы прежде всего в античной культуре, ее возрождении (отсюда и название). Одна из самых знаменитых его картин — «Св. В 1475 году во Флоренцию прибыл огромный запрестольный образ «Поклонение Пастухов». Мадонна изображена на троне в окружении ангелов с младенцем Христом на коленях.
В этом конкурсе участвовал Филиппо Брунеллески, ставший впоследствии знаменитым архитектором. Слегка заостренный огромный (диаметр — 42 м) купол состоял из двух оболочек, основной каркас — из 8 основных ребер и 16 дополнительных, связанных между собой погашающими распор горизонтальными кольцами. Иоанна собора св. Этот итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения получил образование в Падуе изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме.
Впервые в истории итальянского Возрождения с такой классической ясностью была решена проблема устойчивой постановки фигуры. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд»: «Многих это моё искусство сделает дураками». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности. Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др.
Одной из наиболее ярких фигур итальянского Возрождения являлся Леонардо да Винчи (1452-1519), который соединял в себе множество талантов — живописца, скульптора, архитектора инженера, оригинального мыслителя. Гиберти выиграл конкурс. Впервые на его полотнах появляется изображение толпы как части композиции. Из-под его резца рождались произведения, способные удивить и восхитить современников. Своим близким, умолявшим его прервать эти занятия, он отвечал: «Оставьте меня, нет ничего сладостнее перспективы».
Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы. Вполне вероятно, что Боттичелли вложил в изображение подтекст, взятый из неоплатонизма.
Иоанн и св. В верхней части стен между окнами были написаны портреты пап. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры. Среди живописцев этого времени наиболее знаменит Андреа Мантенья (1431—1506) — мастер станковой и монументальной живописи, рисовальщик и гравер, скульптор и архитектор. По своему тону эта зелень контрастирует с нежно-зеленым, светлым небом. Но это было внешней причиной.
Масштаб работы, которую он выполнял в одиночку, за исключением некоторой помощи, был титаническим и занял почти пять лет. Она была запатентована в1807 году Вильямом Хайдом Волластоном. Это в первую очередь относится к знаменитым флорентийским художникам Джотто (1266-1337) и Мазаччо (1401-1428). В этом, по словам историка искусства Б. Р. Виппера, «застывшем орнаменте отчаяния и скорби» Боттичелли предстает уже зрелым мастером. Беспристрастным взглядом анатома он постигал механизм движений человеческого тела. Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности.
Огромную симпатию художника вызывали страстные проповеди монаха Савонаролы (1452 – 1498), обличавшего тиранию Лоренцо Медичи и призывавшего вернуться к демократическим порядкам и аскетизму Средневековья. Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения. Большой простор для художника открывали батальные сцены.
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. 1435 – 1515), главой семьи венецианских архитекторов и Марко Кодуччо (ок. Справа от Венеры три грации ведут хоровод. С именем Ван Эйка связывается выдающееся новшество в европейском искусстве — распространение живописи маслом (до этого преобладала темпера). Леонардо, к тому времени уже прославленный по таким работам как «Витрувианский человек» (около 1 409) и«Тайная вечеря» (1495-98), берется за написание портрета жены местного купца Франческо дель Джокондо.
Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Возрождения. Боттичелли прожил нелегкую, полную испытаний жизнь.
В настоящее время цикл работ включает в себя 12 композиций. Ему принадлежит трактат «О живописи», где он сформулировал теорию искусства живописи, опираясь на античное наследие и достижения своих современников. Во фреске «Троица» (1426—27), созданной для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, впервые в настенной живописи Мазаччо применяет полную перспективу. Творчество Донателло (ок. Величайший представитель венецианской школы — Тициан Вечеллио (ок. Достаточно ли было только зеркально отражать действительность.
Главная трудность, которая встала перед мастером, была вызвана гигантским размером пролета средокрестия (свыше 48 метров), что потребовало специальных усилий для облегчения распора. Наувеличенном фрагменте видно, что зеркало накартине «Портрет Четы Арнольфини» выпуклое. Особенно в этом преуспели знаменитые Медичи, правители Флоренции. У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы. Одним из крупнейших живописцев Венеции был Якопо Робусти, по прозвищу Тинторетто (1518—1594), создавший свой художественный стиль, Его сложные композиции с обилием фигур и действием больших масс, находящихся в стремительном движении, полны динамизма и экспрессия («Процессия св.
Она была заказана в качестве алтарного образа для капеллы одной из церквей Флоренции. Одними лишь средствами живописи он создал здесь роскошный ренессансный интерьер, место для торжественных приемов и праздников. Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. Раннее Возрождение характеризуется возникновением и подъемом различных территориальных художественных школ их активным взаимодействием и борьбой. отсюда произошло и русское слово «палаты»).
Колорит строится на чистых, диссонирующих между собой красках. Стиль картин Джорджоне сходен со стилем работ Винченцо Катены и Джованни Беллини. Прожив там два года в качестве живописца и военного советника, Беллине Джентиле создал серию картин, в которых пытался соединить эстетику итальянского Ренессанса с традициями восточного искусства (наивный декоративизм, плоскостность, фронтальность). В более поздних работах индивидуальность мастера проявляется глубже. «Троица» – одно из совершенных творений художника, в котором была предложена совершенно новая трактовка сюжета ветхозаветной Троицы.
На севере Италии развитие ренессансного искусства шло иными путями. итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель.
Наиболее известные работы Тициана: «Кающаяся Магдалина», «Любовь земная и небесная», «Венера», «Даная», «Святой Себастьян» и др. На севере Италии развитие ренессансного искусства шло иными путями. В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Донателло не побоялся ввести такую деталь, как пастушеская шляпа – знак его простого происхождения.
Если возможно, да минует Меня чаша сия". Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон. Батальные композиции раннего Возрождения до нас не дошли. Азначит были изеркала наоборот— вогнутые. Более поздние произведения поражают виртуозной передачей световоздушной среды — считается, что Доменико Венециано одним из первых стал изображать ее на своих полотнах.
Размещены они не в абстрактном пространстве, а на фоне конкретного пейзажа. по заказу Лоренцо Медичи. Интенсивный голубой цвет неба оттеняет нежные тона одежд людей, оплакивающих Христа.
Воздухом и светом пронизан спокойный пейзаж, на фоне которого изображен Себастьян. Центральной фигурой живописи стал Джотто. Наступила очередь североевропейского Возрождения.
Подробную теоретическую разработку принципов перспективы дал Альберти в «Трактате о живописи». Во фреске «Изгнание из рая» художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры. Уже в ранних его работах («Поклонение волхвов», 1434) ярко проявляется колористическое дарование художника. Наибольшее место в творчестве Понтормо занимают глубоко трагические образы, выразившиеся прежде всего в его церковных росписях и картинах, В созданном в 1525-1528 годах «Положении во гроб» для церкви Санта Феличита во Флоренции все новые художественные идеи, которые мы заметили во фреске Поджо-а-Кайяно, достигают своего полного развития. О его жизни существует множество легенд. Во фреске «Троица» (1426—27), созданной для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, впервые в настенной живописи Мазаччо применяет полную перспективу. Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль.
В середине XV в. живопись Центральной Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить творчество Пьеро делла Франческа (1420—92), крупнейшего художника и теоретика искусства эпохи Возрождения. Петра, а в 1516 г. был назначен главным смотрителем всех римских древностей. Франциска, видимо, членами его мастерской. Новые исследования происходят и в других областях, относящихся к науке, природе и миру. Среди полотен с религиозным содержанием наиболее заметными являются «Мадонна на троне» (1484) и «Мадонна во славе» («Магнификат»). Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно.
Предполагаемый учитель Мазаччо – флорентиец Мазолино. Когда Савонаролу вели на костер, Боттичелли нес в огонь свои картины. С легкой руки Микеланджело восточные двери флорентийского баптистерия стали называть «Вратами рая». Динамика создается именно за счет изображения движущихся в хороводе граций.
Первым шагом в этом познании было ясное, трезвое видение мира, постигающее природу вещей. В Италии и за ее пределами Альберти снискал себе славу выдающегося теоретика искусства. Правители украшали города прекрасными палаццо (дворцами), храмами, капеллами, построенными по возрожденческим архитектурным концепциям. Символический образ Венеры в темперных картинах Боттичелли был создан в 1480-х годах для племянника Козимо, Пьерфранческо Медичи в картинах Боттичелли Весна и Рождение Венеры. В XV в. гуманисты дважды занимали папский престол.
В середине XV в. живопись Центральной Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить творчество Пьеро делла Франческа (1420 – 92), крупнейшего художника и теоретика искусства эпохи Возрождения. Подлинный расцвет английской живописи наступил лишь в середине XVIII века. Впервые столько внимания уделено изображению гибких и сильных рук, сжимающих медаль с профилем Козимо Медичи. 4.
Да, не очень-то привлекательная внешность. Флорентийская культура первой половины и середины XV века разнообразна и богата.
Перспектива предполагает передачу светотени и тонально-цветовых отношений. При жизни Тициан получил признание в Европе. Себастьян» (1476). Излюбленным образом художника всегда оставалась Богоматерь, символ материнской любви. Новаторская роль мастера была отмечена еще его современниками.
Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе – композиционный центр картины. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе. Неестественно удлиненный разрез глаз, бережный жест ласковых рук подчеркивают безысходность свершившейся трагедии. Роспись Капелли Сасетти включала в себя четырёх сивилл (пророчиц и прорицательниц), шесть фресковых композиций на тему жизни Святого Франциска и алтарную картину «Поклонение пастухов».
При этом Джотто сумел передать спокойствие Христа в соединении с ясным осознанием предначертанной ему судьбы. Его взор обращен к небу, где на облаке видна группа ангелов. Искусство и наука для Леонардо существовали нераздельно. Среди живописцев этого времени наиболее знаменит Андреа Мантенья (1431 – 1506) – мастер станковой и монументальной живописи, рисовальщик и гравер, скульптор и архитектор. Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации (т. е.
Использовав двери Флорентийского собора как естественную раму, Брунеллески поставил перед ними проекцию баптистерия (здания крещальни, расположенной перед собором) и эта проекция на определенном расстоянии совпадала с силуэтом здания. Для Боттичелли не существовало непроходимой грани между античностью и христианством. У художника отсутствуют изображения большой пространственной глубины. Правда русская академическая школа живописи застряла вовремени исегодня досих пор вакадемиях иучилищах считается позором использование фотографии впомощь, авысшим подвигом считается чисто техническое умение рисовать как можно более реалистично голыми руками. Турецкие завоевания лишили венецианцев традиционных рынков, включив их в орбиту собственно итальянских интересов.
Одним из самых прославленных произведений Мазаччо в капелле Бракаччи является «Изгнание из Рая». В XV в. появился целый ряд научных трактатов об искусстве. Появляются новые центры ренессансной культуры, такие как Рим, Неаполь, Венеция, Милан. Онраздобыл копию такой люстры ипопытался нарисоватьеё.
Однако благодаря ее спокойному и одухотворенному взгляду у зрителя не возникает ощущения неловкости. Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. Особый вопрос представляет отношение гуманистов к религии. Алтарь сиял интенсивными красными и зелеными цветами. Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа.
Вершиной творчества Гиберти явились восточные двери флорентийского баптистерия (1425—52), обессмертившие имя мастера. Сущность и закономерности архитектуры определяются для теоретиков XV в. ее служением человеку. Опираясь на традиции античной и средневековой скульптуры, в создании собственных произведений Донателло выступил как подлинный новатор.
В XV в. были открыты законы перспективы. Подлинными шедеврами стали также скульптурные изображения библейского героя Давида. Произведение было написано после прочтения художником одного из стихотворений Полициано. Он выступал против правления Медичей, обличал папство, призывал церковь к аскетизму. Тогда, может быть, они пользовались другим оптическим устройством— камерой-обскурой. Эпоха культурного расцвета, как ее принято называть, началась в Италии в XIV в., а уже затем распространилась по всей Европе и достигла своего апогея к концу XV века. Фрески Мазаччо в капелле Бракаччи проникнуты трезвым реализмом. Образы-аллегории представлены на фоне чудесного лесного пейзажа.
Кроме того, падениеКонстантинополя – столицы Византийской империи – заставило многих греческих ученых эмигрировать Италию, вместе со своими классическими идеями и важными текстами. Своим творчеством Джотто освободил живопись от канонов и влияния византийской иконописи.
У художественных традиций Венеции была собственная логика развития до конца 1570-х годов там работали Палладио (настоящее имя Андреа ди Пьетро). Изрезанные берега отдаленной реки четко повторяют очертания фигуры портретируемого. Архитекторы пытались выстроить модель идеального храма.
Один из таких конкурсов — на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия (1401) — считается знаменательным событием, открывшим новую страницу в истории итальянской ренессансной скульптуры. С историей искусства Флоренции тесно связано имя величайшего мастера Донателло (ок. На земле лежит тело умершего Христа, к нему нежно склонилась Мария. В состоянии исступленного горя она не обращает никакого внимания на происходящее вокруг. Россия была едва ли ни единственной страной, где английскую культуру знали и уважали. Его перу принадлежат знаменитые трактаты «Десять книг о зодчестве» (1449 – 52), «О живописи», «О статуе» (1435 – 36).
В период Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в. ) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения. Огромная роль, которую в архитектуре Раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо (1401—1428). Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г». Позднее Возрождение (большая часть XVI в. ) — период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе.
Если в эпоху Проторенессанса художник работал, основываясь на интуиции, то время Раннего Возрождения выдвинуло на первый план точные научные знания. В росписях капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425 – 28) – главном творении своей недолгой жизни – Мазаччо придает изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих персонажей, мастерски передает эмоциональное состояние психологическую глубину образов. Работа над новой фреской была закончена в 1541 году. «Георгий» Донателло – гибкий, стройный юноша в легких латах, небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи, он стоит уверенно, опираясь на щит. Двери стали местом работы многих художников Флоренции.