Сегодня в программе «История одной картины» Анна Коликова познакомит нас с полотном Жана Батиста Симеона Шардена «Молитва перед обедом».
Основой шарденовской палитры является серебристосерый тон. Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте). Наконец, воздух, с егоголубоватосерым тоном, окутываетвсе предметы. 1740-е годы — время расцвета жанровой живописи Шардена. Его композиции при полной естественности стройны и уравновешенны.
А. С. Идеализация натуры в произведениях Грёза приводит к слащавости образа (женские и детские головки) более реалистичны и жизненно-конкретны подготовительные рисунки и портреты ("Гравёр И. Г. Билль", 1763 г., Музей Жакмар-Андре, Париж). Словно сжимаяее со всех сторон и удерживая в своихпределах мощное движение фигуры. Шардену удалось достичь в Молитве перед обедом поразительной проникновенности и теплоты. Хогарт выполнил серию из шести картин, получившую название «Карьера проститутки». Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «»).
1740-е годы – время расцвета жанровой живописи Шардена. Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла. Неизвестно, была ли его модель (проститутка, написанная на серии картин) вымышленной или реально существовала.
Жанровые композиции Грёза ("Деревенская помолвка", 1761 г., Лувр, Париж "Паралитик или Плоды хорошего воспитания", 1763 г., Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Дидро. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Шарден (1699 — 1779) — художник чистейшей воды, он только художник и в то же время один из самых первых живописцев всей истории искусства. И это было справедливой закономерностью.
1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (ок. Возможно, его изображение является также символом скульптуры как вида пластического искусства (жанр мифологической скульптуры занимал одно из главных мест в академической системе обучения XVII века). Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности.
Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства «Мальчик с волчком» (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность.
Из всех известных экземпляров только эрмитажный—подписной. Таким образом, роттердамская картина могла быть исполнена и по утраченному оригиналу. В Академию проникали новые течения.
Роттердамская картина – единственный известный в настоящее время вариант имеющий, как и набросок в Каталоге, горизонтальный формат, включающий фигуру слуги и более или менее соответствующий по размерам картине из Салона 1761 (размеры указаны в более поздних каталогах). Но на путь академического искусства Шарден так и не встал. Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. Помпезность идеализированной «парсуны» эпохи рококо вызывала у него глухое неприятие. В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар.
В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Грёз (1725 — 1805) — тоже превосходный мастер, но, к сожалению, отдавший свое искусство на служение литературной программе. а от его декоративных элементов. Передкоторой преклонялись мастера кватроченто.
Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Еще одна Молитва перед обедом хранится в Эрмитаже. Наступил драматический момент. – Красками мы пользуемся, а пишем – чувством».
Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, — «Вывеска лавки Жерсена». Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Что касается исторических картин Рейнольдса, то они значительно уступают его портретам композиция страдает в них принужденностью, недостатком благородства и отсутствием истинной жизни, хотя среди них встречается немало таких, в которых видно мастерство первоклассного живописца, каковы, например, «Смерть кардинала Бофорта» (в Дульвичской коллегии, близ Лондона), «Смерть Уголино и его сыновей», «Амур, развязывающий пояс Венеры» (в лондонской национальной галерее) и некоторые др. Мать ласково смотрит на девочку, произносящую молитву со словами благодарности к Богу за «хлеб насущный». Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве.
Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — «Автопортрет с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) и «Портрет жены» (1776, Чикаго, Институт искусств). Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Достаточно взглянуть, например, на «Портрет графа П. А. Строганова в детстве» (1778 г. ).
К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»). То, что еще вчера считалось низким и недостойным, сегодня увлекает своей новизной. Здесь царят здоровые нравственные устои. Морализаторство и сентиментальность Грёза связаны с идеями Руссо и Дидро.
Шарден и сам не мог похвастаться знатностью происхождения. Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко.
Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению. Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств».
Каза, Н. Н. Малыш доверчиво смотрит на мать, она – с нежностью глядит на него. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Подавал большие надежды ещебудучи учеником Перуджино (1446 – 1523), ведущей умбрийской фигуры школы.
О, Шарден. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Известность приобрели его пасторальная живопись: картины Жнецы, Спящий пастушок и другие. В 1770-х годах Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия.
В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Это говорит о том, что за слепым даже некому присмотреть. В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М.
Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном «Автопортрете» 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Но как бы ни былослепителен блеск виртуозности взнаменитых микеланджеловских «иньюди», он меркнет перед силой творческогодуха, раскрывающейся в композициях набиблейские темы.
Именно в преклонном вцци он пишет жене-Маргариту Пуже-и несколько своих автопортретов. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. «Рукодельница» и «Прачка», «Вернувшаяся с рынка» и «Трудолюбивая мать», «Мойщица посуды» и «Женщина, чистящая овощи» – все они вызывают у Шардена не только жадный интерес художника, но и живую человеческую симпатию.
В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737 «Молитва перед обедом», 1744, обе картины – Санкт-Петербург, Эрмитаж). Однако его картины нельзя назвать нравоучительными (этим отличались работы его последователей, в частности Жана Батиста Грёза). Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы.
Критики всегда отмечали его изысканный колорит и мастерское владение кистью, в особенности характерный метод наложения красок, когда цветовые пятна кладутся рядом друг с другом или в несколько слоев, образуя подобие мозаики. Абсолютной валерной живописью, отличающейся, по словам Дидро, чисто музыкальной гармонией тона и цвета, художник открыл качественное многообразие вещей, красоту обыденного. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. В портретной живописи художник был объективен и прямолинеен, что хорошо заметно в «Портрете капитана Т. Корема» (1740, Лондон, Сиротский приют Корема) и «Портрете Саймона Фрейзера, лорда Ловета» (1746, Лондон, Национальная портретная галерея). Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Персонажи Шардена — люди добродетельные и благочестивые.
В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное – его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741, Стокгольм, Национальный музей). Шарден был ведущим мастером жанровой живописи и натюрморта во Франции XVIII века. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Лучше любых биографов о нём рассказал автопортрет, композиция которого необычна — это «картина в картине». Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (Отдых на пути в Египет, 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург Великодушие Сципиона, 1653, ГМИИ, Москва). В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр).
Шапиро. Шарден строит композиции в неглубоком пространстве, скупо дает выразительные детали, метко характеризующие обитателей. За год до своей смерти он лишился зрения. Он добивается этого, связывая взглядами всех персонажей картины. С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая.
Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. Он жил в Париже, предпочитая изображать людей своего круга, не любил создавать работы по официальным заказам, хотя иметь его произведения стремились Фридрих II, Екатерина II, Густав III, многие представители блестящей европейской аристократии.
В то время посетитель публичного дома мог получить любую женщину, заплатив всего шиллинг. Картины вызывают ответное чувство любования пейзажем и лицами героев полотен. С годами популярность художника растет. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Грёз одним из первых начал писать детей так, как они выглядели в действительности, не пытаясь (в отличие от художников рококо) превратить их в «маленьких взрослых».
Однако в отличие от барочных натюрмортов этих северных художников, натура у Шардена не выглядит столь эффектно и выигрышно скомпонованной. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах («Карточный домик», 1741, «Юная учительница», ок. Шарден не получил академического образования. А с 1655 г. в его стенах жили и работали члены Королевской академии живописи и скульптуры. Неожиданностью было и обращение к портретам. Вокруг нее стоят рюмки на тонких ножках и черная бутыль.
Франция. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортовподобного рода, таких как «Атрибутмузыки». Эта поэтическая атмосфера самых будничных сцен особенно замечательна. Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден. На сей раз дипломатическаянота несла правду. Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен.
Холст, масло. Они просты по композиции, сдержанны по колориту. Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (Пейзаж с Полифемом, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург серия пейзажей Времена года, 1660-1664, Аполлон и Дафна, – все картины в музее Лувр, Париж). Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония.
«Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»). Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре).
Колорит в его картинах несколько приглушенный, свет мягкий и рассеянный, фактура предметов передана очень тонко и виртуозно. Внезапно вся работа предыдущих лет кажется сведенной на нет. Действующие лица всегда заняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Широкая чаша, расписанная цветами, расположена в центре композиции. Дидро писал: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст».
Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Шарден одним из первых ввел социальные мотивы в свое творчество. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). По этим причинам роттердамское полотно было отождествлено с вариантом 1761. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину: «Смерть Кореза» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Успех, выпавший па его долю, позволив ему представить свои работы в Академию.
В 1724 году он приобрел почетноезвание члена этой Академии. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», около 1733, Париж, Лувр). Сильные мира сего от Людовика ХV до Екатерины II с удовольствием давали Шардену заказы на картины, но настоящее признание он получил за то, что воспевал достоинства и благодетели «третьего сословия».
1740, оба – Вашингтон, Национальная галерея искусства «Мальчик с волчком» (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). – А чем же. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. С 1620-х годов художник Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина Смерть Германика, 1626-1627 годы, Институт искусства, Миннеаполис), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита (Ринальдо и Армида, 1625-1627, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Танкред и Эрминия, 1630-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Парнас, 1630-1635, Прадо, Мадрид).
Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. «Молитва перед обедом» пользовалась очень большим успехом у публики. По этим причинам роттердамское полотно было отождествлено с вариантом 1761.
А старцу было удобно и он не так мерз. Микеланджело был на двадцать три годамоложе Леонардо и пережил его на сорокпять лет. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. Ему поручается организация ежегодных выставок.
Одна из последних работ Шардена — знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» — вершина творчества мастера. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием.
Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Не случайно именно ему принадлежит лучший портрет французского философа Дени Дидро (1769 г. ). В 1730—1731 гг. Еще большей беспомощности придает слепому собака-проводник, которая преданно лежит возле своего хозяина. Сюжеты Шардена не отличались разнообразием, часто повторялись в нескольких картинах.
Жизнь вещей на полотне неразрывно связана с жизнью людей. Работа с натуры была основой его творчества. Центральная тема Шардена – натюрморт.
Она является его единственным верным другом. Здесь царят здоровые нравственные устои. Роттердамская картина – единственный известный в настоящее время вариант имеющий, как и набросок в Каталоге, горизонтальный формат, включающий фигуру слуги и более или менее соответствующий по размерам картине из Салона 1761 (размеры указаны в более поздних каталогах). На полотне «Натюрморт с атрибутами искусств» (1760-е, ГМИИ, Москва) изображена группа предметов, среди которых выделяется гипсовая голова Меркурия в центре картины.
Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая. Шарден не получил академического образования. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах («Карточный домик», 1741, «Юная учительница», ок.
Между тем городской глава, продолжая убеждать скульптора прибытьв распоряжение папы, дал ему рекомендательноеписьмо, в котором заверял, что во всейИталии, а может быть и в мире, не найдетсяему равных и что при добром отношениион «способен создать вещи, которыеудивят весь мир». В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Хотя я и служил тремпапам, это было вынужденно».
Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Дочь Шардена умерла в младенчестве практически одновременно с ней умерла и Маргарита. Современники недаром замечали, что нет такой женщины третьего сословия, которая не узнала бы на его картинах своего лица, своего образа жизни. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Леонардо и Микеланджело, другой – навосемь, внедряли в искусство новыекритерии. Здесьон пробыл три года.
В Отделе скульптуры представлены произведения западноевропейских мастеров XII— XIX вв. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имелиогромный успех и открыли перед Шарденомдвери в Королевскую академию, куда онбыл принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». К числу лучших портретов Шардена принадлежат его автопортреты и портретжены, выполненные пастелью (1770-е гг., Париж, Лувр). Следующая серия гравюр — «Карьера мота» — была опубликована в 1735 г., а в 1745 г. появился знаменитый цикл «Модный брак». 1737, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Женщина, чистящая овощи», 1738, собрание Лихтенштейна, Вена «Рукодельница», Национальный музей, Стокгольм «Гувернантка», 1739, собрание Лихтенштейна, Вена «Вернувшаяся с рынка», 1739 «Трудолюбивая мать», 1740, оба — в Лувре, Париж).
Альтгорна, графини Бют, герцогини Бюкклейх, трагической актрисы Сиддонс, Нелли Обрин, леди Гамильтон, леди Кеппель, автопортрет художника, портреты Китти Фишер, «Страуберийскую девушку» (у маркиза Гертфорда), «Девушку с муфтой», «Мистрис Мейер в виде Гебы» (у барона Ротшильда, в Лондоне), «Маленького Самуэля» (в музее Монпелье) и др. Принадлежности для рисования наводят на мысль о высоком предназначении рисунка.
Впервые благодаря Шардену на сцену французской живописи выходит мелкая буржуазия, «третье сословие». XVII в., при Людовике XIV, в собрание вошли картины, принадлежавшие кардиналу Мазарини и остатки великолепной коллекции английского короля Карла I, казнённого во время революции XVII в. В их числе были произведения итальянских живописцев эпохи Возрождения и XVII в. Требование «раскрыть все богатства искусства перед животворным оком народа» (слова художника Жака Луи Давида) было выполнено лишь во время Великой Французской революции. В жанрах, считавшихся низкими, Шарден достиг такого совершенства, что его принимают в закрытую Королевскую академию живописи и ваяния, причем с замечательной формулировкой «художник цветов, плодов и характерных сюжетов».
Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре: самую материю, самый воздух и самый свет берешь ты на кончик своей кисти и кладешь на полотно». Удобное освещение различной яркости позволяет зрителю изучить пластику скульптур лучше, чем при солнечном свете. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. – однажды заметит Шарден своему оппоненту.
Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (ок. На её месте началось строительство дворца, продолжавшееся несколько столетий (архитекторы Пьер Леско, Клод Перро и др. ). Шарден создает лучшиежанровые композиции, впервые вофранцузском искусстве отобразившиесовершенно новый мир – жизнь третьегосословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаясяс рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва передобедом» (1744).
Ярким примером этого является полотно «Молитва перед обедом» (1744, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В скромных жилищах ремесленников художник находил темы для бытовых картин, натюрмортов и портретов. Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности. Почти одновременно он написал вывеску по заказу парижского хирурга, на которой изобразил толпу уличных зевак, стоящих вокруг раненого. В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту.
Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Теперь этоотношение было перевернуто. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы.
В Императорском Эрмитаже имеются три картины Рейнольдса: «Младенец Геркулес, удушающий змей» ( 1391), «Воздержанность Сципиона» ( 1392) и повторение вышеозначенного «Амура» национальной галереи ( 1390).
В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени. Наконец, воздух, с его голубоватосерым тоном, окутывает все предметы. Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению. Видны лишь его пухлые щечки и слегка вздернутый носик. Чувство, а не разум ставят сентименталисты в основе мировосприятия.
– Пользуются красками, – сказал Шарден, – но пишут чувством. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768). Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Весьма просторный ивысокий перекрыт зал пологим сводом.
Многие мотивы этих произведений были взяты из детских воспоминаний Шардена, воспитанного в добропорядочной патриархальной семье. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Лондон. В середине XVI в. король Франциск I (1515—1547 гг. ) приказал снести обветшавшую крепость.
Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Сатирическое изображение жизни эпохи, особенно в сериях «Модный брак» и «Выборы», ставит его в один ряд с великими романистами-сатириками 18 в. Модный брак. В 1743—1745 Уильям Хогарт написал шесть картин из серии «Модный брак» (Лондонская Национальная галерея), остроумно критикующих высшее общество XVIII века. Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо, работал в Париже. По сравнению с луврской картиной здесь добавлена кастрюлька с яйцами на переднем плане. Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро.
Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Такое же обаяние непринужденной интимности Шарден сообщает своему живописному языку. Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».
Лицо молящегося мальчика скрыто от нас. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена – «Скат» и «Буфет» (оба – 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте. Стихи, которыми Франсуа-Бернар Леписье снабдил свои гравюры с этой и парной к ней картин, свидетельствуют о том, что современники видели в этих произведениях Шардена, навеянных голландскими образцами XVII века, наставление в добрых нравах.
Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Дешевые репродукции, развешанныеповсюду, склоняют к сомнению в достоинствахстоль общепонятного, слишком «бесспорного»искусства. В 1728 году Шарден обратил на себя внимание двумя натюрмортами («Скат» и «Буфет», Париж, Лувр), выставленными на площади Дофина под открытым небом, где раз в году молодые художники могли показывать свои картины.
Как одни предметы отражаются в других. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — «Скат» и «Буфет» (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Чтобы справитьсяс наплывом заказов, он нуждался в большомколичестве учеников. Тем не менее его жанровые композиции всегда показывают счастливую семейную жизнь, полную любви и покоя («Ребенок с волчком», 1738 «Молитва перед обедом», 1740 «Утренний туалет», 1741, все — в Лувре, Париж «Маленькая учительница», Национальная галерея, Лондон). Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Другая область творчества Фрагонара — портреты — обнаруживает иные грани его дарования.
На этом пути ихподстерегали опасности – ведь художник, намеренно «исправляющий» природу, легковпадает в манерность и монотонность. В 1764 художник выпустил свою последнюю гравюру «Конец или Бездна». 1740, оба Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность.
В искусстве Хогарта, несомненно, важное место принадлежит юмору. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр). Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. Как на главные произведения Рейнольдса в портретном роде следует указать на «Лорда-изгнанника» (в лондонской национальной галерее), портреты герцога Мальборо с женой и шестью детьми (в бленгеймской галерее), лорда Гитфильда, виконта Дж.
В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное — его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741, Стокгольм, Национальный музей). Простые тарелки и миски, кастрюля с отодвинутой крышкой, яблоки и луковицы, ступка, бутыль с вином — все напоминает о скромной трапезе обыкновенного человека («Банка с оливками», 1760 «Натюрморт», Музей Коньяк-Же, Париж «Трубки и кувшин», «Кухонный стол», «Медный бак», все — в Лувре, Париж). Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине «Мальчик с волчком» и десятилетний Шарль («Портрет Шарля Годфруа», 1738, Париж, Лувр).
Многие считают его величайшим мастером жанровой живописи своего времени. Давидом, лишил его прежней популярности. Но вдруг, неожиданно для всех, он закрылся в капелле и в полномодиночестве стал работать над фресками, которым суждено было «удивлять весьмир», с момента их раскрытия и по сейдень. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. — казначеем академии.
Впрочем, надо сразу сказать, что между обоими художниками и огромная разница. Картина Жан-Батиста Симеона Шардена "Юная учительница". – удивился незадачливый собеседник. «Рукодельница» и «Прачка», «Вернувшаяся с рынка» и «Трудолюбивая мать», «Мойщица посуды» и «Женщина, чистящая овощи» – все они вызывают у Шардена не только жадный интерес художника, но и живую человеческую симпатию. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. присущей аналогичным картинам большинства его современников. Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре.
Последняя перестройка произошла в 1986—1988 гг. : был возведён вестибюль в виде стеклянной пирамиды (архитектор Иео Минг Пей). Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Высказывание Сезанна (от 27 июня 1904 года) относительно свободы, с какой Шарден использовал плоскости для изображения носа, может быть, не сразу понято, но оно хорошо раскрывает близость творческих установок этих двух мастеров. Одним из его учителей стал художник Ж. Б. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».
Генрих IV (1589— 1610 гг. ) поселил в нижних этажах Лувра художников и ремесленников, обслуживавших двор. Когдасмотришь подряд большое количество егоработ их однообразие кажется утомительным. 61 x 66 см. Красочный, написанный энергичными, размашистыми мазками, он не только раскрывает характер, но и показывает глубину творческой одарённости философа, силу его ума, способность к решительным действиям.
Художник учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. Таким образом, роттердамская картина могла быть исполнена и по утраченному оригиналу. Несмотря на преклонный возраст и болезнь, . Родился 16 июля 1723 в Плимптоне в графстве Девоншир.
Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699 – 1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Франциск I перевёз сюда из загородной резиденции — замка Фонтенбло — коллекцию живописи: лучшие творения Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» и «Джоконда», доставшиеся ему после смерти мастера, четыре полотна Рафаэля и другие картины. Шардена, а потом Франсуа Буше. Сперва ученик Ж. -Б.
Уже ходилислухи, что он станет кардиналом, когдаего жизнь внезапно оборвалась. Рафаэль Санти известный теперь миру как просто Рафаэль (1483 – 1520), подавал большие надежды ещебудучи учеником Перуджино (1446 – 1523), ведущей фигуры умбрийской школы. Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король. Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ.
Теперь она находится в Лувре. Этот вариант датирован 1744. 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Этот долгий и трудный процесс описал в «Салоне 1865 года» Д. Дидро: «Лет семи-восьми нам дают карандаш в руки. Он просил уговорить Микеланджеловернуться.
Культ чувства явился, как сильной, так и слабой стороной художественного направления. Полотна написаны в манере русского классицизма с сентиментальной выраженностью. Влажный воздух смягчает контуры, связывает формы с окружающей средой.
Центральная тема Шардена — натюрморт. Популярность Грёза основывалась на вкусах, распространенных во второй половине 18 века. И старшая девочка наблюдает за младшим братом. К этому замыслуотносится сновауходят в землю.
(Когда её купили, то разрезали пополам. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). «Натюрморт с атрибутами искусства» в какой-то мере «автобиографичен» : на длинном столе изображены вещи, связанные с трудом художника. Вскоре в молодой семье появился ребенок.
Лирическая проникновенность («Пользуются красками, но пишут чувством», — говорил Шарден) сочетается в них с артистизмом исполнения и тем изяществом стиля, который характерен для всего искусства того времени. Их хорошо видно и подслеповатым глазам. В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. Основой шарденовской палитры является серебристо серый тон. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици).
Натюрморт был любимым жанром Шардена. В понимании морали и семьи Шарден сближается с Руссо, противопоставлявшим испорченным нравам аристократического общества чистоту совести и сердца искренность интимных чувств и добродетельность, сохранившиеся в среде простолюдинов. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737 «Молитва перед обедом», 1744, обе картины — Санкт-Петербург, Эрмитаж). Эта поэтическая атмосфера самых будничных сцен особенно замечательна. Шарден пытается донести до зрителей все то горе и беду главного персонажа картины.
В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. «Шарманка и птицы» (около 1751), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768) в – особенности с пятидесятых годов, Огромное место в творчестве Шардена, «Надрезанный лимон» (около 1760), занимает натюрморт. Куапеля, Ж. Б. Только изображение ключа в одном из ящиков стола нарушает магическую атмосферу безмятежности и покоя.
В 1753 г. вышел в свет его трактат «Анализ красоты». Художникистали преобразовывать натуру всоответствии с тем идеалом, который онивидели в античном искусстве, то есть«идеализировать» ее. 6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин.
Справа ему соответствует Кумскаясивилла, не отрывающая взгляда от книги. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Ни проникновенный лиризм Ватто, ни изысканная декоративность Буше не прошли мимо него бесследно: ни на минуту не теряя самобытности своего «я», он не забывает и о творческом опыте своих современников и предшественников.
Каза, Н. Н. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Ранним работам Шардена свойственны декоративная эффектность и сюжетная занимательность, но к 1730-м годам Шарден вырабатывает собственную манеру, отличающуюся благородной сдержанностью, ясностью и простотой стиля. Влажный воздух смягчает контуры, связывает формы с окружающей средой. На спинке детского креслица висит игрушка — барабан. Затем последовали другие серии, среди которых — «Прилежание и леность» (1747) и «Выборы» (4 гравюры, 1755—1758). Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Подобное, замкнутое центрическое построение имеет определенную цель.
Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. «Дама, запечатывающая письмо» (1732), Шарден создает лучшие жанровые композиции, «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Карточный домик» «Прачка» (около 1737), (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744) – впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия. Они дышат свежестью и любовью к людям. Куапеля, Ж. Б.
С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730 – 1740-х годов многие свои лучшие полотна: «Возвращение с рынка» (1739, Париж, Лувр), «Гувернантка» (1738, Оттава, Национальная галерея), «Кухарка (Женщина, чистящая овощи)» (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом» (оба – 1740, Париж, Лувр). Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. «Автопортрет» — шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни. Дом его сделался сборным пунктом для выдающихся людей ума, вкуса и таланта.
Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». Через систему световых рефлексов предметы связываются друг с другом и окружающей средой в живописное единство. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.
В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. Быть может, главное, что отличает бытовые картины Шардена -- это достоверность. В 1784 г. пожаловано ему звание первого королевского ординарного живописца. Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению.
Здесь поднимается тема важности женского участия в воспитании у детей возвышенных чувств. Рококо. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека. Тридцатые-сороковые годы – период расцвета творчества художника. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо. Еще недавно это было немыслимо.
С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: «Возвращение с рынка» (1739, Париж, Лувр), «Гувернантка» (1738, Оттава, Национальная галерея), «Кухарка (Женщина, чистящая овощи)» (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом» (оба — 1740, Париж, Лувр). В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже. создал большую часть своих жанровых композиций. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека. В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи.
С первых лет истории Лувра здесь хранились произведения искусства. Однако в картине соединяются два стиля – рококо и сентиментализм. Ученик П. -Ж. Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699—1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей).
Красота формы подчинена дидактической цели. Остались у нас без рассмотрения два французских художника XVIII века — Шарден и Грёз. Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, водворённый во французском искусстве Ж. -Л. Среди наиболее характерных картин Грёза – "Паралитик или Плоды хорошего воспитания" (1763 г., Санкт-Петербург, Эрмитаж) и "Разбитый кувшин" (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Мы видим на этих картинах ярко накрашенную молодую женщину. Поисками этой композиции он занимался в течение многих лет. В картине Слепой очень четко отображена проблема инвалидности. Расцвет творчества Шардена приходится на 1730–1740-е годы. Но это и понятно. Шарден находил поэзию в мелочах домашнего обихода, в изображение которых вкладывал теплоту чувств. На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека («Серебряная супница», «Медный бак», «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», «Стакан с водой и кувшин», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с бриошью», «Серебряный кубок»).
Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Отталкиваясь от голландцев, Шарден обрел в этом жанре полную творческую самостоятельность, достиг той значительности и содержательности, которых не знали его предшественники. Мы долго гнем спину над альбомом, прежде чем нас поместят перед «Геркулесом» или каким-нибудь торсом После того как вы сохли дни и проводили при лампе ночи перед неподвижной и неодушевленной натурой, вас знакомят с живописной природой. Национальная галерея. Современники очень скоро забыли Шардена. Здесь царят скромность и достаток.
Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. «Первое впечатление от автопортрета –ощущение необычности.
У них родились дочь и сын (тоже ставший художником). Блестящий мастер натюрморта Шарден создавал композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры создающие чувство органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека (Трубка и кувшин, около 1760-1763, Лувр, Париж Натюрморт с атрибутами искусств, 1766, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В 1731 году Шарден обвенчался с дочерью купца Маргерит Сентар. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Работа с натуры была основой его творчества. Эмоциональность была творческим кредо мастера.
Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Так, в двух знаменитых гравюрах 1751 г. он противопоставил ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином «Переулок джина», процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву «Пивная улица». Дольки одного из них опущены в чашу.
Мир окружающих человека предметов полон гармонии, торжественности, поражает целостностью живописного видения художника. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Отечноелицо пожилого близорукого человекапередано без всякой идеализации.
Мы начинаем рисовать по образцам глаза, рты, уши, потом ноги и руки. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Наконец, воздух, с его голубовато серым тоном, окутывает все предметы. Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом. Но под его кистью словнопредстали воочию вдохновенные силыбожественного созидания. Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия. – Красками мы пользуемся, а пишем – чувством».
Большим успехом пользовались гравюрные оттиски серии, напечатанные в 1732 году. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную. В старости ухудшение зрения заставило его перейти от масляной живописи к пастели и он исполнил в этой технике несколько автопортретов, а также портреты жены и друзей. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена Скат и Буфет (оба 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Художник учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. Он обращается к новой форме камерного портрета, заменяя лирическое повествование о человеке третьего сословия более глубоким обобщением.
Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). Ученик П. -Ж. Ученик П. -Ж. Но восторг перед художником в самых высших аристократических кругах не должен вводить в заблуждение. Во французском искусстве 18 века Шарден был также одним из создателей реалистического портрета.
Достоинство этих картин — не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия бомжей. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы.
Дени Дидро (1713-1784) одним из первых понял значение Шардена в истории искусства.
В Лувр были свезены сокровища Версаля и произведения искусства, конфискованные у Церкви и аристократов, в частности «Мадонна канцлера Роллена» кисти нидерландского живописца Яна ван Эйка и статуи рабов, созданные Микеланджело. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов.
В том же направлении, что и архитектура, эволюционировала французская живопись: традиция парадного строго академического стиля постепенно утрачивала значение. Он одинок и беспомощен, просит подаяния у прохожих. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», около 1733, Париж, Лувр). Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin Jean-Baptiste Simeon) Французский художник (1699-1779). Пушкина.
Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительно точно и полно представил стили и художественные вкусы эпохи: в первой части картины изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй — игривые «галантные сцены» и жанровая живопись. Впервые онвыставил несколько своих работ навыставке молодых художников в 1728 году. Внешне они часто похожи друг на друга (у художника были, вероятно излюбленные типы, которые переходили из картины в картину). «Кто сказал, что художник пишет красками.
Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Полные искреннего чувства, простые и естественные произведения мастера показывают повседневную жизнь обычного человека, его труд, отдых, семейные взаимоотношения («Прачка», ок. Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению.
В 1730-е — 1740-е гг. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Позднее на его основе образовался луврский Отдел скульптуры. Натюрморт был излюбленным жанром Шардена.
Картины Шардена на тему «Молитва перед обедом» находятся в Лувре, Стокгольмском музее и ряде частных собраний. Она тоже произносит молитву – над краем стола видны ее сложенные руки. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Интересно композиционное решение, найденное художником. Нужно сказать, что и сейчас она является одной из самых известных работ в коллекции Лувра.
Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет», художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Такую «рекламу» с парижской разношерстной толпой, глазеющей на раненого, которому хирург, разумеется, оказывает квалифицированную помощь, Шарден и написал. Шарден же никогда не изменяет своей честной и трезвой реалистической манере. Ричардсона (1665—1745) о живописи определили его настоящее призвание.
На переднем плане лежат лимоны. Французские художник Ж. -С. Однако в Каталоге нет указаний, в чем именно состояло дополнение. Замечательное мастерство художника демонстрирует «Натюрморт с чашей» (1795–1797, Художественный музей Атенеум, Хельсинки). Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать».
В 70-х гг. Считается, что это лучшая работа художника. К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью («Автопортрет») или рисовать карандашом. По инициативе Рейнольдса впервые завелись в Лондоне публичные художественные выставки.