Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы. Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа.
6 декабря 1779 г. Шарден умер, оставив после себя свыше тысячи картин. Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. Мастер пишет в технике пастели два замечательных портрета – «Автопортрет с зеленым козырьком» и «Портрет жены» (оба – 1775 г. ). Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Работы Шардена, составляющие гордость европейских и американских музеев, пленяют особой естественной простотой натуры, теплом и человечностью, с которой она передана художником.
Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь. Он ценил крайности, ему нравилось фантазирование, он считал экстравагантность более привлекательным качеством в искусстве, чем холодность. Лувр, Париж. Эти натюрморты заложили ключевую позицию в главной установке искусства XX века – преодолении иллюзии, всякой иллюзорности как таковой. Ванлоо Шарден был замечен и приглашен к участию в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден.
Шарден Жан Батист Симеон (Chardin), французский художник. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Блестящий мастер натюрморта, Шарден создавал композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры создающие ощущение органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека.
Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». А. С. Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден. Куапеля и Ж. Б.
«Натюрморт с атрибутами искусства» в какой-то мере «автобиографичен» : на длинном столе изображены вещи, связанные с трудом художника. Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая. Проникнутые симпатией к этому образу, мы подходим ближе и всматриваемся в картину. Шарден почти не писал портреты, хотя некоторые его жанровые сцены являются по существу скрытыми портретами.
Последнее десятилетие творчества художника было омрачено отставкой в Академии, ослабевшим зрением, меньшим вниманием публики.
Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта.
Но восторг перед художником в самых высших аристократических кругах не должен вводить в заблуждение. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737 «Молитва перед обедом», 1744, обе картины – Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Дочь, родившаяся от второго брака, также умерла. Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов».
Со свойственной ему поэтической силой Шарден писал натюрморты и жанровые сцены, лишенные каких-либо поражающих воображение эффектов и символов. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза.
Среди них — предметы обихода художника. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. Для денег. Ему удалось вывести на первое место в своеобразном живописном табеле о рангах натюрморт и жанровую картину, ранее не пользовавшиеся большой популярностью. Его работы нравятся маршанам (торговцам картин) и критикам. Он любил изображать вещи, прожившие с ним жизнь, ставшие ему как бы близкими друзьями.
На портрете изображена жена живописца Иеронима Куэвас. Шарден всегда шел в них от изображения реального жизненного мотива, придавая ему значительность, ведя неторопливый рассказ о повседневном событии, о предметах, связанных с окружением человека. И это обращение к разуму ребенка, забота о его нравственном воспитании, о соблюдении им норм поведения характерны и типичны для времени распространения просветительных идей (Молитва перед обедом, Гувернантка)», – пишет Ю. Г. «Натюрморт с атрибутами искусства» в какой-то мере «автобиографичен»: на длинном столе изображены вещи, связанные с трудом художника. И это было справедливой закономерностью. Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). В 1743 г. Шарден становится советником, а в 1755 г. — казначеем академии.
В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», около 1733, Париж, Лувр). 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (ок. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (Отдых на пути в Египет, 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург Великодушие Сципиона, 1653, ГМИИ, Москва). Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную.
Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году.
Наконец, воздух, с его голубовато серым тоном, окутывает все предметы. Холст, масло, 112140, 5 см. Не знаешь, на какой из этих картин остановить свой выбор, – они равно совершенны Это сама природа, если говорить о правдивости форм и цвета». Пушкина. Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. В Салоне 1738 года Шарден показал картины «Мальчик половой» и «Мойщица посуды» (обе – 1738), а также два портрета – «Мальчик с юлой» и «Юноша со скрипкой» (обе – 1738). Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств).
Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. Внешне они часто похожи друг на друга (у художника были, вероятно излюбленные типы, которые переходили из картины в картину). Здесь царят скромность и достаток. В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное – его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741, Стокгольм, Национальный музей).
Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. Пуссен Никола (Poussin Nicolas) (1594-1665), французский художник и рисовальщик. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов.
В 1770 г. директором Академии становится могущественный Ж. Б. М. За занятием юноши пытливо наблюдает маленький ребенок, которому это занятие как раз бы подошло. Тридцатые-сороковые годы – период расцвета творчества художника. После 1733 он обратился также к жанровым композициям.
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Сюжеты Шардена не отличались разнообразием, часто повторялись в нескольких картинах. Скончался Жан Батист Грёз 4 марта 1805 года в Париже. Ему поручается организация ежегодных выставок. Куапеля, Ж. Б. Работа с натуры была основой его творчества.
Влажный воздух смягчает контуры, связывает формы с окружающей средой. Обычно это сцены повседневной жизни людей, принадлежавших к так называемому третьему сословию. Написанная очень правдиво, с прямотой и непосредственностью, картина передаст ту неразрывную эмоциональную связь, которая объединяет обе фигуры. Ему не были интересны аллегории или исторические сцены. Одна из последних работ Шардена — знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» — вершина творчества мастера.
Он пишет несколько натюрмортов для замка Шуази, для императрицы Екатерины II создает картину «Натюрморт с атрибутами искусств». Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника. Дидро писал: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст». К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта.
В 1765 году художника избирают также членом другой академии – Руанской. С 1620-х годов художник Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина Смерть Германика, 1626-1627 годы, Институт искусства, Миннеаполис), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита (Ринальдо и Армида, 1625-1627, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Танкред и Эрминия, 1630-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Парнас, 1630-1635, Прадо, Мадрид). Эта поэтическая атмосфера самых будничных сцен особенно замечательна. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Натюрморты Шардена сразу же вспоминаются, когда мы смотрим на большие натюрморты Сезанна, написанные им – знаменательное совпадение – тоже в последний год уходящего века, в 1899 году.
Его усталые широко раскрытые глаза и мутный взгляд намекают на беспорядочный образ жизни. 1740-е годы – время расцвета жанровой живописи Шардена.
Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. Французский художник. Как одни предметы отражаются в других. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо, работал в Париже.
Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). С годами популярность художника растет.
Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты».
Подобные вопросы ускоряли перемены в тематике французской живописи. Натюрморт был любимым жанром Шардена. Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768). Несмотря на небольшие размеры и непритязательность сюжетов, картины Шардена отличаются глубиной замысла и тонкостью трактовки образа. Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности.
Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (ок.
Известен как блестящий мастер натюрморта и портретист. Его композиции отличаются скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры, ощущением органичной связи вещей с интимным и трудовым бытом простого человека (Медный бак, около 1733, Трубки и кувшин, около 1760-63, – оба произведения в Лувре). Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им.
Дидро восторженно пишет о нем: «Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени. Дидро ввел моду на жалостливую чувствительность и он же проложил путь к возрождению неоклассицизма. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. А старцу было удобно и он не так мерз.
Холст, масло, 114146 см. В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. Большое место в творчестве художника занимают образы детей. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Написанная очень правдиво, с прямотой и непосредственностью, картина передаст ту неразрывную эмоциональную связь, которая объединяет обе фигуры.
Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. Художник учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. Каза, Н. Н. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Столь глубокое понимание художественных процессов, какое демонстрирует Дидро, само по себе уникально.
Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Шарден не получил академического образования. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок). Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло.
Шапиро. Его композиции при полной естественности стройны и уравновешенны.
Натюрморт Шардена – это мир домашних, обжитых человеком вещей, ставших частью интимной сферы чувств и мыслей. Каза, Н. Н. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Мастерство Шардена он называл колдовством.
В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония. Наиболее известные между ними – "Карточный замок", "Молитва перед обедом", "Трудолюбивая мать", "Битый заяц и охотничьи принадлежности", "Плоды на мраморном столе" и "Атрибуты искусства" (все – в Луврской галерее), "Три мальчика, пускающие мыльные пузыри" (в гаврском музее), "Кухонный стол с провизией и посудой" (в руанском музее), портрет г-жи Жофрен (в музее Монпелье), "Девушка, читающая письмо", "Возвращение с рынка", "Кухарка, чистящая репу" и повторения "Молитвы перед обедом" (в королевском дворце в Берлине), повторение "Карточного замка" и "Молитвы перед обедом" и "Прачки" (в Эрмитаже), "Молодая женщина, вышивающая ковер", "Служанка, наливающая воду в кувшин", "Битый заяц и медный котел" и повторения "Прачки" и "Молитвы перед обедом" (в стокгольмском музее) и "Мать и дитя" (в галерее князя Лихтенштейна).
Центральная тема Шардена – натюрморт. Персонажи Шардена — люди добродетельные и благочестивые. Учился у К. Варена и других французских художников с 1624 Пуссен жил в Риме (в 1640-1642 – в Париже) испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, Микеланджело изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены.
Шарден приносит в домашние сцены открытия ХV111 века: интимную лирику, непосредственность, свободное изящество, непринужденную простоту. Каждый предмет на его полотнах подан с особой интимной интонацией. Ученик П. -Ж. Шарден был не только создателем прославивших его натюрмортов и бытовых сцен, но и одним из родоначальников новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения.
Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека. Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи. Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. Грёз Жан Батист (Greuze Jean-Baptiste) (1725–1805), французский художник.
Натюрморт был любимым жанром Шардена. Достоинство этих картин— не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия. Персонажи Шардена не занимаются кокетливой любовной игрой и не разыгрывают назидательных сцен, -- не подозревая о присутствии наблюдателя, они поглощены своими повседневными делами. Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности.
Их хорошо видно и подслеповатым глазам. Шарден был ведущим мастером жанровой живописи и натюрморта во Франции XVIII века. 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744).
Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (Аркадские пастухи, около 1629-1630, собрание герцога Девонширского, Чатсуорт Нахождение Моисея, 1638, Лувр, Париж). Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии.
Шарден Жан Батист Симеон (Chardin Jean-Baptiste Simeon) Французский художник (1699-1779). Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения. Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению. Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность.
Шарден стремился раскрыть сущность искусства. Вводя нас в тихую и серьезную атмосферу художественной мастерской, эти предметы должны были в то же время создавать как бы аллегорический образ наук и искусств. Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына (1774). Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св.
Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Французский художник. Она ничего не дала ему. Шарден почти не получил художественного образования. Современник таких выдающихся мыслитетлей как Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Шарден черпал вдохновение не в передовых идеях современности, а в патриархальных семейных устоях так называемого «третьего сословия», к которому принадлежал сам.
Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Ради эксперимента. Шарден – блестящий мастер натюрморта.
Так, например, в картине, названной Шарденом "Разносчица", женщина возвращается с рынка, нагруженная больше, чем следует и на минуту останавливается отдохнуть в коридоре между гостиной и кухней, чуть задумчивая и грустная вместе с нею и мы как бы приостанавливаемся и спокойно ждем и за эту минуту успеваем задуматься о том, на что же мы все-таки смотрим. Благодаря этому зритель вовлекается в сферу видения натуры художником, одухотворенный его чувством. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Солнечный блик играет на мыльном пузыре и видны переливы разных оттенков на пене. В 1755–1756 побывал в Италии. Он никого не пускал в мастерскую, работал очень медленно, вдумчиво.
Такое же обаяние непринужденной интимности Шарден сообщает своему живописному языку. Былая слава вернулась к нему лишь в середине XIX столетия. Чрезвычайно популярный при жизни, Шарден умер в нужде и безвестности.
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Натюрморт со скатом, 1727–1728.
Шарден – блестящий мастер натюрморта. Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «Скат» и «Буфет», художника избирают членом Королевской академии как «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Неожиданностью было и обращение к портретам. Многие считают его величайшим мастером жанровой живописи своего времени. Первые настоящие уроки он получил в мастерской Ноэля Никола Куапеля. Однако его картины нельзя назвать нравоучительными (этим отличались работы его последователей, в частности Жана Батиста Грёза).
Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Шапиро. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Член Королевской академии в Париже (с 1728 г. ) и Руанской академии живописи (с 1765 г. ).
Этим настроением проникнута почти каждая его работа. В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано. Родился 21 августа 1725 года в Турню, Бургундия. Здесь царят здоровые нравственные устои. Шарден же никогда не изменяет своей честной и трезвой реалистической манере.
В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра. Шапиро. Картина«Возвращение с рынка»— она перед вами — свидетельствует об этом.
Из-за ухудшающегося зрения художник вынужден оставить масляные краски и работать пастелью («Автопортрет») или рисовать карандашом. Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была уличная вывеска. Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. В 1730-е — 1740-е гг.
Основой шарденовской палитры является серебристо серый тон. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Ванлоо, работал в Париже.
Шарден испытывает материальные затруднения, он даже вынужден продать свой дом. Современники очень скоро забыли Шардена. Быть может, главное, что отличает бытовые картины Шардена -- это достоверность. Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744).
«Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника.
В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). Натюрморт написан в светлых, легких тонах с поразительным ощущением тончайших оттенков цвета. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную.
В своих жанровых картинах (Паралитик или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дидро. Многие картины Шардена посвящены детям («Маленькая учительница», «Мыльные пузыри», «Карточный домик», «Девочка с воланом»). В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло.
Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью. Художник удостаивается заказов высокопоставленных особ. Гравюры, сделанные с его картин, раскупаются весьма бойко.
Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака. С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов.
Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699 – 1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Созданные Грезом сцены повседневной жизни часто заключают в себе нравоучительный смысл.
В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо. Живописи Шардена присущи единство серебристо-серого и коричневатого тонов, богатство рефлексов и едва уловимых оттенков, гармонизирующих переходы от света к тени.
В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Так, на картине «Прачка» изображена женщина, стирающая белье и сидящий рядом с ней мальчик, пускающий через соломинку мыльные пузыри.
Цвет всеобъемлющ и этим все сказано. К школе помпезной и ходульной исторической живописи Шарден был глубоко равнодушен. Шутникам смешно смотреть на старика в странном шляпке с голубой лентой и шейным платком, который служил галстуком художнику.
Картину «Шарманка» за 1500 ливров приобретает сам король. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр). Учился у П. Ж. Вновь он женится только в 1744 году. Именно в преклонном вцци он пишет жене-Маргариту Пуже-и несколько своих автопортретов.
Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. В 1744 г. Шарден женился на Маргарите Пуже.
У них родились дочь и сын (тоже ставший художником). То, что еще вчера считалось низким и недостойным, сегодня увлекает своей новизной. Шарден создал свои лучшие жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников, людей «третьего сословия» («Прачка», «Разносчица», «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом»). создал большую часть своих жанровых композиций. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок.
Чаще всего художник изображал женщин и детей. Создавал жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников. Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (Пейзаж с Полифемом, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург серия пейзажей Времена года, 1660-1664, Аполлон и Дафна, – все картины в музее Лувр, Париж).
Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению. Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония. Ни проникновенный лиризм Ватто, ни изысканная декоративность Буше не прошли мимо него бесследно: ни на минуту не теряя самобытности своего я, он не забывает и о творческом опыте своих современников и предшественников. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств.
Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины. Атрибуты искусств, 1765.
Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Шарден утверждал в своих картинах ценность и значение материального мира и окружающей реальной жизни. После 1733 он обратился также к жанровым композициям.
На его натюрмортах совсем немного вещей, расставленных тщательно и продуманно: несколько сосудов, несколько плодов, кухонная утварь, скромная пища простого человека («Серебряная супница», «Медный бак», «Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», «Стакан с водой и кувшин», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с бриошью», «Серебряный кубок»). Действующие лица всегда заняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin) (1699-1779), французский художник. В 1765 г. Шардена избирают членом Руанской академии живописи. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы.
Интерес художника к работам голландских мастеров XVII века был закономерен на пути поисков живой и естественной интерпретации натуры. Погиб также и сын Шардена (уже в зрелом возрасте). Лувр, Париж.
Блестящий мастер натюрморта, Шарден создавал композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры создающие ощущение органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека ("Трубка и кувшин", около 1760-1763, Лувр, Париж "Натюрморт с атрибутами искусств", 1766, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В своем творчестве Шарден постоянно обращается к натюрморту.
Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы. Мастер вынужден был продать свой дом. Умение краской передать материальность каждой вещи вызывало восхищение Дидро. Их искусство вдохновляла возвышенная идея. Дочь Шардена умерла в младенчестве практически одновременно с ней умерла и Маргарита.
Картина Жан-Батиста Симеона Шардена "Юная учительница".