Странно но нешумные Шарден занимал должность казначея академии. Треба надеяться, что неприятным бюрократом Шарден не был. Жан-батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 года в Париже, в семье мастера резчика по дереву, выполнявшего сложные художественные работы. Многое для распространения славы Шардена сделали энциклопедисты, которые противопоставляли его «буржуазное» искусство «оторвавшимся от народа» придворным художникам — мастерам эротических и пасторальных виньеток в духе рококо. Впоследствии живописец настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Лит. : Немилова И. С. Шарден и его произведения в Эрмитаже.
Поздний период жизни Шардена был омрачен самоубийством сына и недоброжелательством нового начальства. Жан Батист Симеон Шарден – великий французский художник XVIII века. Жан-батист Шарден по-особому видел и воспринимал цвет. Шарден был крупнейшим художником реалистом своего времени. Рену в некрологе писал: «Невольно кажется, что он имел глаза, устроенные наподобие призмы, чтобы различать различные цвета предметов, неуловимые переходы от света к тени.
Однажды это обезьяна в тогодишньому наряде, бессмысленно маше кистью (шутка Шардена на тему Проделки обезьян). Шарден был дважды женат. Жан Батист Симеон Шарден (англ. В целом можно сказать, что Шардена открыл бытовой жанр, прославляющий скромный быт простого человека, выявляющий его лучшие черты – трудолюбие, чистоплотность, умение находить радость в простых вещах. Пьер Тейяр де Шарден (фр.
Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи. Говорят, что Шарден никогда не покидал Парижа. 2 ноября 1699 года в парижском квартале Сен-Жермен родился Жан-Батист Шарден.
Жан-батист СИМЕОН ШАРДЕН1699-1779Молитва перед обедом1744 г. Холст, масло. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (автопортрет, 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. Позднее именно по его рекомендации Шарден тоже стал членом Академии.
Лишь после девяти лет со смерти первой жены Шарден женился второй раз с Маргаритой Пуже. Колись семья Шарден и Пуже дружили, теперь и пориднилися. Маргарита Пуже переживет мужа на 12 рокив. Зберигся ее портрет кисти Шардена (1775, пастель, Лувр, Париж). М., 1968 Якимович А. К. Шарден и французское Просвещение. Творчество Шардена оказало большое влияние на расцвет реализма 18 века. Шарден же имел несколько историографов, среди которых и Шарль Николя Кошен (1715-1790), который был другом художника и пережил его.
Шарден обогатил эту традицию он внес в свои жанровые сцены оттенок изящества и естественности. С восторгом и любовью Шарден изображает каждый предмет, как будто это одушевленный образ. Шарден создает поэтический образ быта, где важны не сами по себе, в отдельности, женщины, хлебы, бутыли, а их взаимосвязь. Главная работа Тейяр де Шардена Феномен человека (1938). Лучший портрет Шардена.
В 1743 году Шардена избирают советником Королевской академии, а в 1755 году он стал ее казначеем. Биография Жана-Батиста Шардена очень насыщена и одновременно трагична. Шарден был крупнейшим художником-реалистом своего времени. Дед и отец художника – тесляри. Шарден с ремесленной семьи.
Шарден также был искуснейшим колористом. Расположение Шардена в натюрмортов не разделяли коллеги. По существу, Шарден создал новую живописную систему.
1728 г. – выставка молодых художников, куда Шарден дал натюрморты Скат и Буфет. Устремления и идеалы выражали правдивые, реалистические полотна Жана Батиста Симеона Шардена. Шарден, ЖАН БАТИСТ СИМЕОН (Chardin, Jean-Baptiste Simeon) (1699–1779), французский живописец родился в Париже 2 ноября 1699. Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768).
Картина сподобалась. И Шарден сделал еще один вариант полотна Молодой художник. По-новому Шарден относится и к портрету. Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779)— французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи. В совершенстве владея знанием цветовых отношений, Шарден тонко чувствовал взаимосвязь предметов и своеобразие их структуры.
Творческий путь Шардена известен достаточно полно. У Тейяр де Шардена было много преданных учеников, но, прежде всего, его мысль звала к диалогу. В ряде стран (Франция, США, Нидерланды) существуют ассоциации, посвященные Тейяру де Шардену, выходит журнал, названный его именем.
Начинал Шарден с изображения овощей, фруктов, плодов и разнообразных предметов быта. Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи. Для коронованных особ Шарден и нарисовал свои натюрморты с вещами мистецтв. Це натюрморт Музыкальные инструменты, 1765 г., Художественные атрибуты с головой Меркурия, еще одни Художественные атрибуты 1766 года, что теперь в музее Эрмитаж, Петербург. Шарден как-то напряженно всматривался в свое отражение, а еще больше в будущий мир, где ему уже не придется жить.
В начале своего творческого пути Жан-Батист Симеон Шарден работал в мастерских известных парижских художников. Жан Батист Симеон Шарден (1699 – 1779 гг. )Искусство Франции 18 в. (Ватто, Буше, Шарден, Латур, Фрагонар). Тейяр де Шарден, П. Божественная среда / П. Тейяр де Шарден. Современники Шардена говорили о нем как о продолжателе традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра 17 в. и он, должно быть, хорошо знал творчество этих художников. Запечатлеть реальный момент из жизни – эту задачу Шарден старался исполнить в своем творчестве.
Тейяр де Шарден умер в Нью-Йорке от сердечного приступа 10 апреля 1955 года, в Пасхальное воскресенье. Шарден утверждал в своих картинах ценность и значение материального мира и окружающей реальной жизни. Шарден, т. е.
Слово Божие имманентное природе – это синтезирующая сила, которая «творит, объединяя», приводит элементы во все более невероятные сочетания вопреки тенденции к энтропии. В духе бергсонианства Т. -Ш. авторитет среди зап. Профессор Католического института в Париже (1920—23). Он произнес речь об эволюции, происхождении и судьбе человека. об эволюционной теории как таковой.
Иными словами, эволюционизм Шардена — не только теория эволюции и восхождения низших видов к человеку, это также философия истории, приписывающая человеку «сверхчеловеческие» задачи, то есть чисто духовную жизнь идеал Христа. Его философия внесла оживление в определенные христианские круги, показав, что научное исследование — чисто «материалистического» стиля, — направленное на историю природы, отнюдь не исключает веру. поток, подъем сознания (психизма) перерастает в подъем сознаний. (Точка Омега у Т. вырастает из ноосферы. В. Пасика. И это обращение к разуму ребенка, забота о его нравственном воспитании, о соблюдении им норм поведения характерны и типичны для времени распространения просветительных идей (Молитва перед обедом, Гувернантка)», – пишет Ю. Г.
Идеи Т. получили на Западе широкое распространение (т. Мистическая трактовка Т. материи, феноменов творчества, активности человека, по-видимому, были близки миропониманию христианства, но были излагаемы им сквозь призму своего, глубоко интимного, личностно-окрашенного опыта.
Но Шарден связывает эволюцию не столько со становлением человека (как высшего вида в иерархии животного мира), сколько с реализацией исключительно духовного человека, живой Образ которого представлен Христом. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. t., 1965 Rideau E., La pens. Т. верил в силу союза христианства и гуманизма, призванных сплотить всех людей планеты.
В 20 ст. Его работы нравятся маршанам (торговцам картин) и критикам. Ранним работам Ш. свойственны декоративная эффектность, внешняя занимательность.
За представленные натюрморты был избран академиком (1728). Шапиро. Неожиданностью было и обращение к портретам. Дидро восторженно пишет о нем: "Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени. Это абсурдное предположение не кажется Т. -Ш. Представленные на ней натюрморты («Скат», «Буфет» обе – 1727–28) были исполнены в духе фламандских картин 17в.
Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Как и в случае понятия «биосфера», Т. использует традиционную метафору (гностики, патристика) «жизни на сфере». Мнимая энергия возрастания наукообразно именуется Т. -Ш. форму. Луки, а в 1728 — в Королевскую академию после успеха на выставке его картины Скат (Париж, Лувр).
Этические воззрения Т. д. Ш. На протяжении трех лет войны Тейяр развивал свои мысли в дневниках и письмах своей кузине Маргарите Тейяр-Чамбон, которая позднее издала их в книге «Генезис мысли» (Gense dune pense). Тейяр пытался придать смысл вселенной посредством эволюционного процесса.
Чрезвычайно популярный при жизни, Шарден умер в нужде и безвестности. «Омега» характеризует как первоисход эволюции, так и ее результат («конец истории») ибо, с т. зр. Сочинения: «Человеческий феномен» (1938-1940), «Сердце материи» (1950), «Христово» (1955). В 1937 г. Тейяр написал работу «Феномен духовного» (Le Phnomne spirituel) на борту корабля «императрица Японии». Продвиукение по пути создания общемировой религии и культуры Т. связывает с естеств.
Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь. Культура воспринимается Т. как процесс одушевления, а затем и обожения материи. тейярдизм). Т. верил в то, что неизбежно вступление людей (не без собственных усилий и участия) в мир Божественного совершенства именуемый Т. как точка Омега.
Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Для Тейяра вся материя имеет сакраментальное качество: вследствие инкарнации (т. е. Жизнеутверждающий пафос доктрины Т. создал ему определ.
Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Выступает в защиту эволюционной теории. В то же время тейярдизм привлекает левых католиков, создавая почву для диалога между ними и марксистами. Гл. Член Королевской академии в Париже (с 1728 г. ) и Руанской академии живописи (с 1765 г. ). Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Художник был принят в члены Королевской академии, как «художник цветов, плодов и характерных сюжетов».
Сверхчеловечество нуждается в СверхХристе. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. пер. методологич.
Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Окончил университет в Сорбонне, защитил докторскую дис- сертацию в области естественных наук (геология, ботаника, зоология), профессор кафедры геологии парижского Католического университета. Процесс персонализации и расширения ноосферы происходит на основе «социализации» — объединения людей в более обширные коллективы, усложнения социальных систем, что в конечном счете ведет к формированию единого организма человечества и к завершит, скачку эволюции — высвобождению духовной энергии и воссоединению всех личностей в «точке Омега» (в бессмертной «сверхжизни»). культуры, Т. не считает, что ее достижение произойдет автоматически. Он был четвертым ребенком в семье.
Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон. философ, ученый (геолог, палеонтолог, археолог, антрополог) и католич. доктрины католицизма. Духовность Тейяра во многом была определена влиянием матери. nch., 1965. Его исследования были прерваны первой мировой войной, на которую он был призван в качестве санитара-носильщика.
Тейяр был ведущим защитником ортогенеза идеи, что эволюция идет направленным образом. «Альфа» транспозици-онна точке «Омега», находящейся в бесконечном удалении от поверхности сферы.
Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Прочтение «Творческой эволюции» А. Бергсона стало для него «катализатором огня, который поедал сердце и дух». Т. называет их зонами: зоной мысли и зоной всеобъемлющей любви. Она фиксирует, закрепляет все духовные искания и умств. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств.
Потомок Вольтера, приходившегося двоюродным дедом матери Т. Автор концепции христианского эволюционизма. Член ордена иезуитов с 1899. Наконец, воздух, с его голубовато серым тоном, окутывает все предметы. В то же время тейярдизм привлекает «левых» католиков, создавая почву для диалога между ними и марксистами.
Исходный пункт его культурологич. В Салоне 1737, возобновившемся после 33-летнего перерыва (не считая экспозиции 1725), Шарден выставил 8 картин. Теология должна описать спасение именно такого субъекта. работе Божественная Среда (1926-1927) Т. изложил свои взгляды на значение человека в эволюции Вселенной с т. зр. Его палеонтологические изыскания были продолжены впоследствии во время его жизни в Китае в 20-30-х годах (он был одним из первооткрывателей синантропа), а также в Центральной и Южной Африке. Принципы этики Т. д. Ш. Католич.
В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. На этом этапе отд. Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа. Лишь благодаря культуре становится возможным усовершенствовать человеч.
rinit. Это исследование «промежуточных звеньев» сближает его с диалектическим материализмом в его аспекте науки о природе и истории. ученый-палеонтолог, философ, теолог. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. В современной истории Тейяр пытается усмотреть тенденции к единению человечества, к возникновению коллективного разума и к гармонизации отношений с окружающей средой. Член Парижской академии наук (1950). Т. склонялся к парадигме обновленческого панпсихизма, с его точки зрения:.
Пользуются красками, а пишут чувством. Эволюция Вселенной разделяется им на стадии преджизни, жизни, мысли и сверхжизни. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Т. склонялся к парадигме обновленческого панпсихизма, с его точки зрения:. С 1912 по 1914 гг.
Позднее он изучал их повсюду в Европе. Она тоже развивается и имеет цель единение всего человечества в любви. После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года.
ologie, Nch. радиальной в отличие от обычной тангенциальной. феноменологии», призванной снять противоположность науки и религии. Реакция ведущих католических богословов XX века на тейярдизм была вполне однозначной.
Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. И только так он может вместить в себя человеческую личность. жизни приобретают большее значение, чем жизнь как биологич. Известен как блестящий мастер натюрморта и портретист. Лувр, Париж. позицию как «монизм». Москва.
Он обращается к пастели как более легкой технике и создает несколько великолепных портретов (автопортреты, 1771, 1775 Портрет жены художника, 1775, все — Париж, Лувр), в которых проявляет присущую ему эмоциональную тонкость, но также ранее не проявлявшуюся способность к психологическому анализу. Это и есть точка Омега. французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов (1899), священник (с 1911), мыслитель и мистик.
процесса. В нем эволюция осознает самое себя, ее продвижение осуществляется отныне через сознат. Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). естествознанию, в сб. : Вопросы науч.
Его идеи выражены в его главном произведении «Феномен человека» (1955). С другой стороны, концепция Тейяра близка к эволюционистским представлениям в философии естествознания и созвучна взглядам многих видных ученых (напр., В. И. Вернадского, у которого Тейяр заимствовал термин «ноосфера»). Понимая Омегу (точку слияния человечества с Богом) как высшую цель человеч. Грандиозная интеллектуально-религиозная модель Т., органично включающая в себя идеи сверхжизни, сверхчеловечества, планетизации человечества, позволила ему дополнить чисто религиозные характеристики ноосферы ее подлинно информативным описанием: Гармонизированная общность сознаний, эквивалентная своего рода сверхсознанию. момент отвечать отряд приматов и, в особенности, выделившийся из него род человека.
В 1728г. нужно, чтобы что-то сверхъестественное существовало независимо от людей. 26 мая 1918 г. он принес обеты в ордене иезуитов в Сент-Фой в Лионе. Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. d., P., 1965 Crespy G., De la science.
При завершении этого развития все вещи будут объединены в Боге. В 1765 году художника избирают также членом Руанской академии. А мировая культура подразумевает единую религию. В 1899 г. Тейяр вступил в орден иезуитов, где в течение 12 лет изучал философию и теологию. Т. -Ш. поток, подъем сознания (психизма) перерастает в подъем сознаний. Холст, масло, 114146 см.
M., 1987 Божественная Среда. Одну из гл. В более узком смысле понятие «Альфа» обозначает совокупность элементарных материальных частиц и их энергий, а «Омега» — полюс притяжения радиальных энергий. идеологич. Сначала это будет Дух Земли. Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью.
Конечной целью и вместе с тем регулятором космогенеза является пункт Омега – духовный центр, одновременно имманентный и трансцендентный Универсуму. Лувр, Париж. Даже для представителей ортодоксального марксизма в его наиболее одиозной версии – правящего в обществе атеистического ленинизма – пафос воззрений Т. выглядел приемлемым (по крайней мере на уровне предметного, хотя, разумеется и параллельного диалога).
Каза, Н. Н. Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Новый мир рождается наяву. С внешней, веществ.
Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Т. о., Т. разрабатывал христианский вариант эволюционистской этики. Эволюцию Вселенной (космогенез) он изображает как ряд этапов усложнения единой субстанции – Ткани Универсума, одновременно духовной и материальной. Причем именно «радиальная», т. е. «психическая», энергия влечет мир по пути эволюции. Таким образом, вещество, постепенно увеличивая степень организованности и самоконцентрации, эволюционирует в мысль, а мысль, следуя этим же путем, неизбежно развивается в Дух (сначала это будет Дух Земли, затем концентрированность и соборность желаний всех элементов Духа Земли положит начало Парусии – Второму Пришествию Христа).
В результате последнего процесса эволюция становится подверженной законам не только одной природы – человек уже сам направляет ее. Эволюцию Вселенной («космоге-нез») он изображает как ряд этапов усложнения единой субстанции — «Ткани Универсума», одновременно духовной и материальной. Внес вклад в развитие философии, антропологии, палеонтологии и католической теологии. Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. Технич.
Оптимизм, гуманизм и коллективизм тейярдизма отличают его от господств, течений совр. изысканий объездил все континенты. С т. зр. Подобно тому как сознание предков людей, все более сосредоточиваясь, достигнув точки кипения, превратилось в рефлексию и Земля с появлением человека обрела душу, так и конец света Т. мыслит как внутр.
Ванлоо Шарден был замечен и приглашен к участию в реставрации росписей Королевского дворца в Фонтенбло под руководством Ванлоо. В 1923-46 жил в Китае, с 1951 – в Нью-Йорке. la th. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Профессор кафедры геологии Парижского Католического университета (1920-1925). Опираясь на достижения совр.
В его концепции развития содержатся значительные элементы диалектики (скачкообразность, противоречивость и т. п. ). Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Впервые в ходе эволюции достигает драматич. включается в творчество эволюции и несет ответственность за ее успех. Осн. Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».
Colloque de Venise. материи, достигшей определенного уровня организованности (Oeuvres, t. 2, P., 1956, p. 302). Труд Феномен человека посвящен проблеме взаимоотношения науки и религии, вопросам эволюции и грядущего преображения мира, образу конвергирующей Вселенной изложению оснований видения мира как живого организма, пронизанного Божеством и устремленного к совершенству. Dichtung und religi. форма божеств. В «Феномене человека» Т. была предпринята грандиозная и вместе с тем глубоко романтичная по своей сути попытка создания натурфилософии, стремящейся к раскрытию тайн природы через понимание эволюции.
В силу своей противоречивости этические идеи Т. д. Ш. Важное место в процессе совершенствования мира, к-рое с возникновением человека (как вершины стрелы эволюции, направленной в будущее), согласно Т., осуществляется через сознание и деятельность самих людей, принадлежит науке. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Основная работа «Феномен человека» (1937-1946). Выстраивая схему архитектоники развития планетарного бытия, Т. обозначал ее этапы как преджизнь (или сфера материи – литосфера/геосфера), жизнь (биосфера) и феномен человека (ноосфера).
Для Тейяра раскрывалась от клетки к организму к планете к солнечной системе и всей вселенной. Если вы положите такой плод на стол, свет игра рефлексов от окружающих его предметов придадут его окраске сероватые оттенки. природу, возвысить тварный дух и привести его в глубины Божественной среды. Так, творение мира есть свободное действие Бога. материи, достигшей определенного уровня организованности» (Oeuvres, t. 2, P., 1956, p. 302). Т. различает три последовательные, качественно различные стадии эволюции: «преджизнь» (литосфера), «жизнь» (биосфера) и «феномен человека» (ноосфера)., Rome et Teilhard de Chardin, P., 1964 Сu. И на зону всеобъемлющей любви, оживляющую и выделяющую, чтобы ее завершить, лишь одну часть ноосферы — ту, которая решится «сделать шаг» за пределы себя, в другое».
Т., бесконечный прогресс невозможен, как и «райский период перед концом света». А. С. Пушкина, Москва). Эта радиальная энергия, таким образом и есть психическое свойство всей материи. галерея), Банка с оливками (1760, Париж, Лувр) или заказанных маркизом Мариньи трех декоративных десюдепортах Атрибуты музыки (два) и Атрибуты искусств (все — 1765, Париж, Лувр) Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником тихой жизни, поэтом повседневности, его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. борьбы, к-рую вели его далекие предки с представителями др. – Феномен человека, M., 1965.
beck, 1966. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Она тождественна Иисусу Христу. В дальнейшем, согласно Т. из ноосферы разовьется любовь, высшая, универсальная и синтетическая форма духовной энергии, в которой все другие душевные энергии будут трансформированы и сублимированы, как только попадут в область Омеги. ) Т. сумел обосновать в контексте своей концепции абсолютно уникальную трактовку гуманизма (в измерении не столько степени постулируемого антропоцентризма, сколько в степени минимально предзаданного милосердия): Разве может быть по-другому, если во Вселенной должно поддерживаться равновесие.
Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Работы Шардена, составляющие гордость европейских и американских музеев, пленяют особой естественной простотой натуры, теплом и человечностью, с которой она передана художником. Процессуальное (а не событийное) описание христианской истории тем более необходимо, что оно согласуется с эволюционной теорией происхождения человека. «Божественная среда» (1927), «Феномен человека» (1938-40, опубликовано посмертно) и др. кафедры геологии Париж, католич.
Ради эксперимента. время человечество находится на третьей стадии развития и его задачей является поиск путей вхождения в четвертую, заключит, фазу, к-рая должна привести его к единению с Богом. Последнее возможно лишь при признании эволюции и в рамках динамического (процессуального) представления отношений Бога и мира.
В 1724 был принят в Академию Св. Отрицать его было бы столь же неразумно, как вращение Земли. Затем, в 1899 г. он принял новациат в Обществе Иисуса в Экс-эн-Прованс, где начал свою философскую, богословскую и духовную карьеру. Когда в ходе эволюции материя-энергия истощит весь свой потенциал к дальнейшему духовному развитию, конвергенция космического природного порядка и сверхприродного порядка приведёт к Парусии («уникальному и наивысочайшему событию, в котором Историческое соединится с Трансцендентным»). представлял как основу для соединения веры и науки.
Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. концепция Т. эсхатологична: истоки культуры берут начало от Альфы и завершаются в Омеге.
Их можно рассматривать как неизбежные неудачи развития. преподает в Католическом институте в Париже. Творчество Т. многоуровнево и разнопланово. Их хорошо видно и подслеповатым глазам. С 1931-1932 гг.
Но говорит ли Т. Ш. С появлением человека Земля меняет кожу и, более того, – обретает душу. цивилизации, что является первым значит, шагом в направлении Омеги.
Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Технич. В этой книге, а также в Избр. Это будет последнее эволюц.
сочинений и изгнан церк. В Салоне 1738 года Шарден показал картины «Мальчик половой» и «Мойщица посуды» (обе – 1738), а также два портрета – «Мальчик с юлой» и «Юноша со скрипкой» (обе – 1738). Пьер Тейяр де Шарден родился в Оркине недалеко от Клермонт-Феррана во Франции 1 мая 1881 г. «Де Шарден» – это остаток французского аристократического титула, а не фамилия. Подход Т. связан с идеями неоплатоников об эманации и Николая Кузанского о развертывании Бога в мир и свертывании мира в Боге.
Тейяр де Шарден называет это призвание человека точкой омега. Во время Второй мир. В то Же время прохождение критических точек является обязательным законом эволюции.
В 1913 начинает работать в Париж ин-те палеонтологии человека. нужно, чтобы что-то сверхъестественное существовало независимо от людей. Дальнейшее продвижение эволюции, по Т., возможно только на коллективной основе. Р., 1955-1976 Феномен человека. Создавал жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников.
oulin D., 193 Teilhard de Chardin. Для денег. видов. Философская концепция Т. — христианский эволюционизм— является разновидностью идеалистического пантеизма. тенденцией.
Газета «Нью-Йорк Таймс» представила Тейяра как иезуита, который утверждал, что человек произошел от обезьяны. Дальнейшая эволюция мира (космогенез) происходит посредством сознательной деятельности людей. методологич. Задача эволюционной феноменологии, с т. зр.
Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо. Бог не нуждается в плодах созидат. Из двух традиционалистских моделей изображающих этот процесс (история сама по себе не может состояться для человека: новая сверхъестественная сила будет вынуждена полностью уничтожить старый мир и воздвигнуть Новый Иерусалим история трансформируется в Град Божий лишь как в новую последовательную качественную ступень собственной эволюции) Т. избирает версию светлую, не предполагающую наличия в пути человечества дуализма дороги Христа и дороги Антихриста. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Точка Омега для Тейяра де Шардена есть Бог, который благодаря силе своего притяжения дает направление и цель прогрессивно эволюционирующему синтезу.
С 1908 по 1912 гг. и геол. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок. Так возникает третий слой, лежащий за пределами материи и биосферы, ноосфера.
Одним из идеалов Т. было создание сверх-науки, способной координировать все отрасли знания. бурж. жизней и сознаний. В 1954году провёл два месяца во Франции, в Оверни, в доме своих родителей.
с Абсолютом». Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа.
В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу. Ученик П. -Ж. При его участии в 30х гг., Жан-Батист Симеон (Chardin, Jean-Baptiste Simeon) 1699, Париж — 1779, Париж.
Гл. Физической («тангенциальной») энергии, убывающей по закону энтропии, противостоит духовная («радиальная») энергия, возрастающая в процессе эволюции. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций.
Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. 18 в. Лишь недавно об-во, гл.
Тейяр де Шарден родился в Саране, во Франции и в десять лет поступил в иезуитскую школу. Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло. Вновь он женится только в 1744 году. изложены в соч. Колористом отнюдь не является тот, кто кладет на холст много красок, а лишь тот, кто воспринимает и фиксирует в своей живописи все эти сероватые оттенки. Солнечный блик играет на мыльном пузыре и видны переливы разных оттенков на пене. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека.
Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения. причинности. категориям этики Т. д. Ш.
Результатом явилось процедура изъятия книг Т. из библиотек семинарий и др. Чем более сложной является материя, тем более сознательной. С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака.
Испытав значительное влияние Бергсона, К. Л. Соч. : Oeuvres. Одним из идеалов Т. было создание сверхнауки, способной координировать все отрасли знания. Атрибуты точки Омега – автономность, наличность, необратимость и трансцендентность. Essai de bibliographie (1955–1966), Qu. not С., Pierre Teilhard de Chardin.
В 1925 г. Тейяру было предписано генералом ордена иезуитов Владимиром Ледочовски оставить свое преподавание во Франции и подписать постановление, в котором он отказывался от своих противоречивых утверждений в отношении первородного греха. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. Каждый элемент каждого уровня организации связан с центром сферы, а все сферы — с «солнцем бытия» — мистической точкой «Альфа». Сама же радиальная энергия оказывается естественной формой божественной благодати.
Творчество Ш. знаменует собой расцвет реализма 18 в. В 1920-е г. Т. -Ш. В 1926 г. его освобождают от преподавания в Католическом институте за неортодоксальные взгляды. 24 августа 1911 г. Тейяр был рукоположен в сан священника.
Философская антропология Тейяра коренится в этом завершении и представлена в основном в работе «Божественная среда» (1957). Т. не определяет четко онтологический статус понятия «Омега». культуры, к-рой Т. придает планетарное и космич. Т., заключается в том, что оно с момента своего появления (в результате «совокупного усилия Жизни») «тКет» ноосферу.
властями из Франции. Впервые в ходе эволюции достигает драматич. терминологию, Т. обозначает Бога как Альфу и Омегу космич. Став священником в 1911 г., он поехал в Париж изучать геологию в Католическом институте и палеонтологию в Музее естественной истории. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины. Диалектика сводится Т. к соотносительности категорий (движение — покой, необходимость — случайность, прерывное — непрерывное) без их взаимоперехода. Развитие вселенной (космогенез—христогенез) Т. изображает как ряд этапов эволюции духа, осуществляющейся посредством усложнения материи.
Сын столяра. общности, что дальше они могут расти, лишь взаимопроникая друг в друга. С этого времени художник пишет сцены тихой и уютной семейной жизни («Молитва перед обедом», «Рисовальщик», «Мальчик с волчком», «Девочка с воланом»), варьируя одни и те же сюжеты. В 20 ст. Т. о., Т. разрабатывал христианский вариант эволюционистской этики.
Одновременно происходит движение к более высоким уровням сознания. работ.
(1. 5. 1881, замок Сарсена, близ КлермонФеррана, Овернь – 10. 4. 1955, Нью-Йорк), франц. В противном случае человечество осуществит эволюц. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника.
принцип Т. – идея эволюции. На этом этапе отд. жизней и сознаний. 1737г. ).
теории и создании «науч. Сверхчеловечество нуждается в Сверх-Христе. организации (кристаллизация, полимеризация и др. ), образовало на своей поверхности сначала предбиосферу, а затем биосферу. ясная и сознательная вера в наивысшую ценность эволюции (там же, t. 3, Р., 1958, р. 103).
Тейяр рассматривает творение как эволюцию. Пушкина. Церковные власти так и не дали разрешения на публикацию богословских трудов Т. -Ш. Т. рассматривает сознание как свойство. На человека возложена миссия сознательного продолжения творчества эволюции.
жизнь он рассматривал как некую разновидность биологич. Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы— кухонный бак для воды, старые кастрюли, овощи, глиняный кувшин и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. В августе 1919 в Джерси он написал работу «Духовная сила материи» (Puissance spirituelle de la Matire). Когда он прибыл на встречу, ему было сказано, что это отличие было отменено. Т. -Ш.
Шарден стремился раскрыть сущность искусства. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Его положение в космосе и роль в «космогенезе» служат объективным основанием категории долга. Один из первооткрывателей синантропа близ Пекина (1929). За религ.
антрополог, палеонтолог и теолог-космист, объединивший в своем учении христианство и эволюционизм, автор теории ноосферы (наряду с Э. Ле Руа и В. Вернадским). ученый-палеонтолог, философ и католический теолог, разработавший христианский вариант эволюционной этики. Земля в этом смысле уподоблена испытат. Одним из его учителей стал художник Ж. -Б.
Преобразуя материю, он должен противодействовать злу и способствовать общему подъему духа. Тейяр несколько раз пытался добиться разрешения на публикацию книги «Феномен человека», но получал отказ. «Натюрморт с трубкой», ок. соч. : Божественная среда (1927), Феномен человека (опубликовано посмертно, 1956). В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии.
Шарден (Chardin) Жан Батист Симеон (2. 11. 1699, Париж, – 6. 12. 1779, там же), французский художник. разветвление. философии. мира, в свою очередь развившегося на основе эволюции нсорганич. слиянию с Богом. На каждом этапе действует тенденция, противоположная развитию.
Точка Омега, по Т., является прорывом за пределы собственно человеческой истории: Принятие Бога в сознание самой ноосферы, слияние кругов с их общим центром, не является ли откровением Теосферы. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. Воскреснув, Христос продолжает свое движение как «космический Христос» к последнему полюсу притяжения (Омеге), приводя людей их собственным волеизъявлением в органическое единство друг с другом с центром во Христе. Гегеля, А. Бергсона.
С целью палеонтологич. Пытаясь построить новую (соответствующую, как он полагал, современной науке) теологию, Тейяр противопоставил свою доктрину принятым в католической церкви томистским взглядам, в которых он усмотрел два важных недостатка. неразрывно связанной с богом. Конечная вершина прогресса – «точка Омега», олицетворяющая Христа. По мнению Т., в наст. Его картинам свойственна эмоциональная тонкость, проработка деталей, ясность образа, гармоничность и сочность красок.
А. С. Переход к очередному этапу происходит как нарушение непрерывности, скачок в развитии. французский ученый, философ и теолог (Сарсена, 1881 —Нью-Йорк, 1955). усматривает в каждой точке материи сочетание двух сторон: материи и сознания.
атеизма, вып. интеллигенции. философии. Т. выделяет четыре ступени Божественного промысла: преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь. Основой шарденовской палитры является серебристо серый тон. Слово Божие обнаруживает свою эволюционную мощь в высшей форме – личной любви. В целом же этике Т. д. Ш.
Тейяр изучал богословие в Гастингсе, Сассекс. Во-первых, все построения томизма основываются на статической рациональной схеме, которая не позволяет описать динамику творения, грехопадения и искупления (основных событий, смысл которых должна прояснить христианская теология) как взаимосвязанных и непрерывно совершающихся процессов. Вновь он женится только в 1744 году. Член ордена иезуитов (с 1899), священник (с 1911).
lui, P., 1960 Smulders P., La vision de Teilhard de Chardin, 2. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). 2, М., 1965, с. 80–82 Клор О., Новые тенденции в отношении евангелич. Участвовал в нескольких экспедициях в Южную Африку. Член ордена иезуитов (1899), священник (1911).
Шарден женился на Маргарите Сентар (она изображена в картине «Дама, запечатывающая письмо», 1733). (La Vie Cosmique), где его научная и философская мысль открываются в его мистической жизни. Т. верил в то, что неизбежно вступление людей (не без собственных усилий и участия) в мир Божественного совершенства именуемый Т. как точка Омега. С этой т. зр.
Культурологич. После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года. Значительное место в трудах Т. занимают вопросы модернизации христианства.
Руководство Общества Иисуса запретило ему преподавать (с этим связан уход из Католического института в 1926) и публиковать труды по теологии. Грех и зло являются сначала в неживой материи, а потом трансформируются сообразно этапам эволюции. Результатом явилось процедура изъятия книг Т. из библиотек семинарий и других католических учреждений и указ канцелярии Ватикана от 30. 6. 1962, призывающий охранить католическую молодежь от воздействия его работ. экспедицию в Китай (1923). О существах помимо нас мы заключаем по аналогии с собственным «Я».
немарксистской философии. Умение краской передать материальность каждой вещи вызывало восхищение Дидро. обр., зап. -европейское, начало движение по пути создания общечеловеч. Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи.
французский естествоиспытатель, член ордена иезуитов (1899), священник (с 1911), мыслитель и мистик. Основные сочинения: Божественная Среда (1927), Феномен человека (издана посмертно, в 1955) и др. С этой т. зр. Опираясь на достижения совр. Мастер пишет в технике пастели два замечательных портрета – «Автопортрет с зеленым козырьком» и «Портрет жены» (оба – 1775 г. ). площадке, где смотрят, можем ли мы быть перенесенными на Небо.
взаимозависимости и психич. Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была уличная вывеска. «Умеренные» тейярдисты, выдвигающие на первый план христианские мотивы концепции Т., оказывают влияние на обновление офиц. напряжения противоречие между бессмертием жизни как таковой и смертностью отд.
Человек – вершина стрелы эволюции, направленной в будущее. догмы, Т. был лишен права преподавания, публикации своих филос. -теологич. Процесс эволюции— естественное приготовление к сверхприродному порядку, указанному Христом. История человечества, по Т., — завершающий этап космогенеза. наз. – sett., No 8–9 Polgar L., Internationale Teilhard-Bibliographie, 1955–1965, Freiburg–M. Он много времени провел в Китае, работал в Эфиопии, Южной Африке, США.
Несмотря на небольшие размеры и непритязательность сюжетов, картины Шардена отличаются глубиной замысла и тонкостью трактовки образа. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон.
К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Этим настроением проникнута почти каждая его работа. Он пытается исходить из наблюдаемых феноменов природы и в качестве главного феномена природы он выдвигает «закон сложности/сознания». Ход космогенеза, по Т., осуществляется в соответствии с законом сложности – сознания: усложнение и повышение уровня организации материальных объектов приводит к появлению новых форм одухотворенности (психизма). Чаще всего художник изображал женщин и детей.
Разве повседневная жизнь с привычными предметами, составляющими повседневный окружающий мир менее колоритна и живописна. фр. С внешней, веществ, стороны она представляет собой инструментальную фазу развития жизни.
пытался создать цельное мировоззрение, т. н. Этот замысел заключается в создании вида, к-рый осознал бы свое предназначение. В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано.
Картина«Возвращение с рынка»— она перед вами — свидетельствует об этом. Дальнейшее продвижение эволюции, по Т., возможно только на коллективной основе. Объяснение возрастающей степени совершенства организации материальных образований, находящей наивысшее выражение в человеке – существе, наделенном способностью сознания и самосознания, по Т., призван дать закон сложности сознания.
Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына. заведет в эволюц. После повторного изгнания из Франции жил в США. Используя апокалиптич. В 1743 году Шардена избирают советником Королевской академии, а в 1755 году он стал ее казначеем.
В целом его взгляды были отвергнуты церковной иерархией. Учение Т. противостоит ортодоксальным томистским представлениям о мире и человеке, отмеченным статичностью и невниманием к эволюции Вселенной. С этого момента и до последнего года жизни Шарден — неизменный участник всех Салонов, а с 1759 в Салонах (критических обзорах выставок) работы художника становятся предметом вдумчивой и почти всегда восторженной критики Дидро: Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году.
А старцу было удобно и он не так мерз. мира. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). Жизнеутверждающий пафос доктрины Т. создал ему определ. Свобода воли, предоставленная человеку, должна быть осознанно на это направлена.
Чувственное созерцание проецирует «кажущийся мир» феноменов при помощи априорных форм мышления — времени, пространства, движения. работах Т. утверждается представление о развитии философии как движении ряда по существу неизменных понятий. e par Henri de Lubac, P., 1965 в рус. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin), французский художник.
Именно в преклонном вцци он пишет жене-Маргариту Пуже-и несколько своих автопортретов. Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа. Ход космогенеза, по Т., осуществляется в соответствии с законом «сложности — сознания»: усложнение и повышение уровня организации материальных объектов приводит к появлению новых форм одухотворенности («психизма»).
полемизировал с тезисом о рождении Иисуса девой Марией). Тейяр называл свою работу феноменологией. мыслях и теол. Новый мир рождается наяву. Самые важные изменения в развитии человеч. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов.
Он воздействует на ход вещей посредством радиальной энергии, не нарушая принципа естеств. дис., становится проф. Это приводит к тому, что самые интенсивные краски природы как бы купаются в повсюду разбросанных лиловато серых оттенках, которые видит лишь тонкий колорист и именно наличие такой сероватой гаммы позволяет нам опознать хорошего колориста.
Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака. контакта, экон. В 1920, защитив докт. Близкие и теплые отношения связывают персонажей.
жизни приобретают большее значение, чем жизнь как биологич. института в Париже и долговрем. стороны ее предпосылкой является качественно новый этап возрастания духовной энергии – персонализация, возникновение личности и мысли и образование ноосферы (духовного покрова Земли). слиянием крупинок мысли каждого человека в единую сферу разума – ноосферу. - франц.
Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи. инакомыслие, отвергавшее ортодоксальные церк. авторитет среди зап. На фрагменте контраст между сильно и слабо освещенными зонами придает объемность и фактурность статуе Меркурия, надевающего крылатые сандалии.
Шарден утверждал в своих картинах ценность и значение материального мира и окружающей реальной жизни. воплощения) вселенная находится в процессе «христификации». Тем не менее он до конца жизни оставался иезуитом и подчинялся всем распоряжениям ордена. Таким образом, космогенез отождествляется Т. с христогенезом. Участвовал в экспедиции 1929, в результате которой был открыт синантроп. 1760г. Шапиро.
В Китае активно занимался исследованиями в палеонтологии и антропологии. Доктрина Т. крайне противоречива. Считал, что в основе всего сущего лежит «ткань универсума», обладающая материальной и духовной сторонами в виде «тангенциальной» и «радиальной» составляющих энергии.
После 1733 он обратился также к жанровым композициям. 1881-1955) – франц. Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника.
Подобная связность и непрерывность между теорией жизни (биосферой) и теорией духа (ноосферой) заставляет вспомнить о фило7 софии Бергсона (теория жизни — творческая эволюция — достигает своей кульминации в теорий духа— «Два источника морали и религии»). Les grandes. В итоге радиальная энергия выступает как естеств. 1955) – Франц.
«Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Эта точка Омега подготавливается длительным периодом эволюции человека в рамках ноосферы, когда возросший уровень духовной энергии приводит к «персонализации» усилению значения отдельных личностей, а затем к социализации – образованию крупных коллективов людей.
(и человеч., в частности) развития. ученый-палеонтолог, философ и теолог. Осн. запрета публикаций его филос. Атрибуты искусств, 1765.
(l мая 1881, замок Сарсена, близ Клермон-Феррана, Овернь — 10 апреля 1955, Нью-Йорк) — французский философ, ученый-палеонтолог и теолог. Ее вещество, пройдя ряд последоват. Образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр, Париж) и портреты Ш. (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, 1775, пастель, все – Лувр, Париж) отмечены жизненностью, простотой и задушевностью. С детства у него проявился интерес к геологии.
С 1929 г. в Китае он участвует в раскопках в Чу-ку-тьене (близ Пекина), где был обнаружен синантроп — так называемый Пекинский человек, представляющий собой, наряду с Яванским человеком, самый древний человеческий тип.
течений совр. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Она ничего не дала ему.
Достоинство человека как вида, с т. зр. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены. Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь. Тейяр подписал постановление и уехал в Китай. e catholique. В июне 1912 г. он сформировал команду вместе с Артуром Смитом Вудвардом и Чарльзом Доусоном, чтобы совершить исследования в Пилтдауне, после открытия первых фрагментов так называемого «пилтдаунского человека».
tapes de son. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». (1 мая 1881 – 10 апp. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Эта точка имеет свои атрибуты: автономность, наличность, необратимость.
используются различными социальными группами иногда занимающими противоположные идейные позиции. Тихий и спокойный мир простых домашних предметов и незатейливых повседневных занятий, очищенный от суетной пестроты мелочей, остановленный в движении и помещенный Шарденом в безвременное закрытое пространство, приобрел под его кистью поистине эпическое величие. Т. сумел обосновать в контексте своей концепции абсолютно уникальную трактовку гуманизма (в измерении не столько степени постулируемого антропоцентризма, сколько в степени минимально предзаданного милосердия): Разве может быть по-другому, если во Вселенной должно поддерживаться равновесие.
18811955) – французский философ, ученый, теолог. Профессор кафедры геологии Парижского Католического университета (1920-1925). Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра. Т. оказал влияние на Ницше, в России — на А. Козлова, Е. Боброва и др. Универсум необратимо деперсонифицируется. Бог у Т. — Христос эволюции — представлен в каждой частице ткани универсума в виде особой духовной энергии, к-рая является движущей и направляющей силой эволюции. Основные сочинения: Божественная Среда (1927), Феномен человека (издана посмертно в 1955) и др.
Лишь в этом случае станет биологически возможным образование духа Земли. Теория Т. вызывала и продолжает вызывать мночисленные споры: одни именуют его новым Фомой Аквинским, который в 20 в. вновь сумел отыскать подходы к обретению единства науки и религии другие – характеризуют его учение как фальсификацию веры (Жильсон), подмену христианской теологии гегелевской теогонией (Маритен). вероучения, в коренном преобразовании религии в соответствии с совр. Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты». войны Т. написал вышедшую посмертно (орден препятствовал публикации) книгу Феномен человека. при его жизни. В своей посмертно опубликованной книге «Феномен человека» Тейяр пишет о развертывании материального космоса от первоначальных частиц до развития жизни, человека и ноосферы и наконец его представлению о точке Омега в будущем, которая есть цель движения всего творения. В1731г.
Это и есть точка Омега. Шапиро. В 1765 году художника избирают также членом другой академии – Руанской. Так, на картине «Прачка» изображена женщина, стирающая белье и сидящий рядом с ней мальчик, пускающий через соломинку мыльные пузыри. Сохранилось ставшее знаменитым высказывание Шардена: Кто вам сказал, что пишут красками. Обществ.
интеллигенции. Он выиграл право и обязанность реализации Божественного замысла в ходе долгой эволюц. Мастер вынужден был продать свой дом.
Современник таких выдающихся мыслитетлей как Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Шарден черпал вдохновение не в передовых идеях современности, а в патриархальных семейных устоях так называемого «третьего сословия», к которому принадлежал сам. Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен. У него рано проснулся интерес к палеонтологии. Процесс эволюции подчинен, по Т., своему регулятору и финальной цели – точке Омега.
Один из первооткрывателей синантропа (1929). тенденцией. Разветвления живой массы, определяемые конкуренцией отд. влияний. Бегство от энтропии осуществляется путем возврата к «Омеге», гоминизиру-ется сама смерть, замечает Т. Стремление к «Омеге» означает перерастание феномена человека вфеномен человечества. 1-13.
Этим тейярдизм отличается от ряда др. Несмотря на то что культурогенез у Т. практически сливается с космогенезом, развитие культуры проходит ряд закономерных стадий и имеет вполне опр. С 1899 — член Общества Иисуса (орден иезуитов), в 1911 рукоположен в священники.
Домохозяйки просто, но опрятно одеты, небогатые интерьеры чисто убраны, каждая вещь находится на своем месте. концепциям эволюционной этики. свойственны все методологические пороки, присущие др. На зону мысли, которая никогда не была единой.
В книге заметно влияние идей Демокрита, Николая Кузанского, Я. Беме, Р. Декарта, Б. Паскаля, Г. В. Ф. война была встречей. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Композиции натюрмортов обретают строгую выверенность. Понятия «Альфа» и «Омега» характеризуют развитие как создание нового, прерывание непрерывности. Сверхжизнь характеризуется воссоединением всех людей в едином организме человечества.
Последние годы жизни он провел в США. Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. В 1920-23 – проф. Человек несет ответственность за успех эволюции. В самопожертвовании Христа раскрывается любовь Бога к человеку, призыв отвратиться от греха (эгоцентрического сопротивления божественной объединяющей любви), чтобы сконцентрироваться на Христе истинном «центре всех центров». С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. деятельность людей.
Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Тейяр описывает три состоявшихся этапа эволюции, которые он называет «преджизнь», «жизнь» и «мысль», а также пытается протезировать четвертый этап, называемый «сверхжизнью». Человечество нуждается в деперсонифика-ции всего, чем восхищалось. трансформаций по пути усложнения собств.
Холст, масло, 112140, 5 см. «Омега» отражает то важное обстоятельство, что погружение Бога в вещи, его вхождение в самое сердце материи руководит эволюцией. Т. к.
Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете. Из двух традиционалистских моделей изображающих этот процесс (история сама по себе не может состояться для человека: новая сверхъестественная сила будет вынуждена полностью уничтожить старый мир и воздвигнуть Новый Иерусалим история трансформируется в Град Божий лишь как в новую последовательную качественную ступень собственной эволюции), Т. избирает версию светлую, не предполагающую наличия в пути человечества дуализма дороги Христа и дороги Антихриста. Дидро восторженно пишет о нем: «Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени. (Teilhard de Chardin, Pierre, 18811955). Несмотря на небольшие размеры и непритязательность сюжетов, картины Шардена отличаются глубиной замысла и тонкостью трактовки образа.
Даже для представителей ортодоксального марксизма в его наиболее одиозной версии – правящего в обществе атеистического ленинизма – пафос воззрений Т. выглядел приемлемым (по крайней мере на уровне предметного, хотя, разумеется и параллельного диалога). В человеке оно становится «самосознанием» (человек «знает, что он знает»). M., 1992. истолкование эволюции. Т. декларирует описательный характер своего исследовательского метода («только лишь феномен, но зато уж весь феномен»), противопоставляя свою эволюционную феноменологию неэволюционной феноменологии Э. Гуссерля и М. Мерло-Понти, а также метафизике, традиционно ищущей принципы, начала и причинные механизмы бытия.
пришел к своим эволюционистским идеям под влияние трудов Анри Бергсона. Композиции натюрмортов Ш. приобретают строгую внутреннюю закономерность и ритмичность, подбор предметов ограничивается скромными вещами, повседневно окружающими человека. С течением времени работы Тейяра были постепенно возвращены к употреблению и даже стали цитироваться видными католическими богословами в качестве авторитетных. В исто-рико-филос. Correspondance comment.
К этому времени Шарден уже был известен парижской публике как мастер натюрморта. Тейяр начал встречаться с представителями Конгрегации по вопросам вероучения в отношении трудов «Божественная среда» и «Дух Земли». В наст. Культура является единств, сферой проявления человеч. tique de Teilhard, P., 1965 Truhlov К. V., Teilhard und Solowjew.
Творчество Т. многоуровнево и разнопланово. Второй недостаток традиционной теологии Тейяр видит в том, что она озабочена гл. В 1731 году Шарден женился на Франсуазе Маргерит Сентар и в том же году у него родился сын. Искупление же есть уничтожение греха, т. е. окончательное преодоление тенденции к распаду.
Вступил в орден иезуитов в 1899. Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника.
геологии и палеонтологии Католического института в Париже. 1881-1955) — франц. доктрине католицизма стало причиной отстранения его от деятельности профессора Католич. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта.
Несоответствие взглядов Т. офиц. ученый-палеонтолог, философ, теолог. о. положением индивида, его отношением к Богу, спасением, местом в церкви. наукой. полемизировал с тезисом о рождении Иисуса девой Марией). теологии к совр.
пантеизма и панпсихизма. Мастер вынужден был продать свой дом. Доктрина Т. крайне противоречива. В 1731 художник женился на Маргерит Сентар, в этом же году у него родился сын. Критики всегда отмечали его изысканный колорит и мастерское владение кистью, в особенности характерный метод наложения красок, когда цветовые пятна кладутся рядом друг с другом или в несколько слоев, образуя подобие мозаики.
На Земле создателем и носителем культуры стал человек. Теория Т. вызывала и продолжает вызывать многочисленные споры: одни именуют его новым Фомой Аквинским, который в 20 в. вновь сумел отыскать подходы к обретению единства науки и религии другие – характеризуют его учение как фальсификацию веры (Жильсон), подмену христианской теологии гегелевской теогонией (Маритен). Позднее он признался: «. были открыты останки древних человекоподобных существ синантропа и питекантропа.
Без этих гарантий люди не смогут продвигать эволюцию и сознательно переносить трудности. (1881-1955) – фр. Ключ к пониманию эволюции Вселенной Т. видит в феномене человека. доктрины католицизма. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни.
К школе помпезной и ходульной исторической живописи Шарден был глубоко равнодушен. Момент этого перехода Тейяр называет «точкой Омега». логически вытекают из его теории «космогене-за», согласно к-рой развитие вселенной идет в определенном направлении и в конечном счете сводится к становлению и развитию духа.
Последующие 20 лет Тейяр де Шарден провел в экспедициях в Азии. se Erfahrung, Freiburg – M. nch., P. u. Куапеля, Ж. Б.
благодати или любовь – энергия. Став Членом «Общества Иисуса» в 1899 г. и священником в 1911 г., он преподает теологию и палеонтологию в парижском Католическом институте с 1920 по 1923 г. С 1923 по 1946 г. он путешествует по Китаю, Индии, посещает Бирму, Яву, в 1931-1932 гг. Натюрморт со скатом, 1727–1728. Как одни предметы отражаются в других. За свое бесстрашие он получил несколько наград, в том числе Орден Почетного Легиона.
Шарден – блестящий мастер натюрморта. «Омега» — то, в чем мыслящая жизнь может устойчиво функционировать и развиваться. anski Т., Маrksizm a fenomen Teilharda,, 1967 (библ. ) Сardoletti P., Rassegna teilhardiana, Letture, 1968, ag.
Впервые в истории люди получили возможность не просто знать и служить эволюции, но и любить ее таким образом, они скоро смогут сказать непосредственно Богу, (и это будет звучать привычно и не будет стоить людям никаких усилий), что они любят Его не только от всего сердца и от всей души, но и от всей Вселенной. Графически эволюционный процесс можно изобразить в виде конуса пространства-времени, в основании которого находится множественность и хаос, а на вершине – высший полюс эволюции, точка последнего объединения в дифференцированное единство («точка Омега»). В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки.
Дальнейшее развитие человеч. Т. видел свое жизненное призвание в радикальном обновлении христ.
Но на этом эволюция не заканчивается. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Т. рассматривает сознание как свойство «. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Он устраняет также отделенность Церкви от мира, настаивая на необходимости конечного слияния «града земного» и «града Божия».
Последнее возможно и как личный эгоизм одного человека и как групповой эгоизм некоторого социума (нации, расы, класса и т. п. ). В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. напряжения противоречие между бессмертием жизни: как таковой и смертностью отд. бурж. Учение об эволюции занимает у Т. -Ш. Свои пошлые мысли об эволюции Т. -Ш. задач своего творчества видел в утверждении эволюц.
По этой причине почтеннейшие и честные отцы Священной Канцелярии увещевают всех ординариев, а также руководителей религиозных институций, ректоров семинарий и президентов университетов эффективно защищать умы, особенно молодых людей, против опасностей, представленных в работах о. Тейяра де Шардена и его последователей». Здесь Тейяр написал здесь эссе «Месса в мире» (русский перевод «Вселенская литургия» (La Messe sur le Monde). Адекватно познается лишь само познание, остальные элементы — лишь символически («семиотически»). науки, .
Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена. Оптимизм, гуманизм и коллективизм тейярдизма отличают его от господств, течений совр. тупик. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. – оригинален был модернистский философский язык Т. ). Точка Омега для Тейяра де Шардена есть Бог и символическое обозначение Христа, который благодаря силе своего притяжения даёт направление и цель прогрессивно эволюционирующему синтезу.
Два богословских эссе о первородном грехе («Падение искупление и геоцентризм» (1920), «Заметни о возможности исторического представления первородного греха» (1922) вызвали беспокойство богословов. Из-за противоречивости самой концепции Т. его идеи используют представители различных общественных групп, занимающих иногда противоположные политические позиции. Единство материи и сознания основано на том, что материя есть «матрица» духовного начала. Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. Личность становится тюрьмой из которой следует освобождаться, передавая себя «как дар», «как пламя» обществу целиком.
Мастерство Шардена он называл колдовством. Член Парижской академии наук (1950). Сверх-Христос нуждается в Сверхмилосердии. Осн. Выстраивая схему архитектоники развития планетарного бытия, Т. обозначал ее этапы как преджизнь (или сфера материи – литосфера/геосфера), жизнь (биосфера) и феномен человека (ноосфера). природу и обеспечивает продвижение эволюции вперед и вверх.
Т. д. Ш» мораль появляется на онределенном этапе эволюции жизни и «есть не более чем завершение механики и биологии». шаг, к-рый снова погрузит людей в сверхматерию, т. е. Эволюция мира возможна в силу того, что материи присуща особая форма энергии. Христианство помогает людям осознать связь эолюцив жизни с «духовным и трансцендентным полюсом универсальной конвергенции», к-рый посредством, божественной благодати направляет ход эволюции. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы.
volution, P., Chauchard P., L. tre humain selon Teilhard de Chardin, P., 1959 Gren. Художник пишет обыденные вещи, постоянно окружающие человека: простые сосуды, плоды и овощи, кухонную утварь, ограничиваясь одним («Медный бак», ок. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать».
и католич. Самые удивительные черты эволюции проявляются в области развития человека. Более 20 лет прожил в Китае. t P. -B., Pierre Teilhard de Chardin ou le philosophie malgr. участвует в так называемом «Желтом круизе» (путешествие по Центральной Азии на автомобиле, организованное Ситроеном).
Дерпте (Тарту). Шарден организовал выставку на площади Дофин, которая оказалась успешной. прогресс и развитие экономики — необходимые условия этого процесса, но решающую роль должен сыграть духовный фактор — «. Отвергая как дуализм, так и материализм и спиритуализм, Т. определял свою филос. С внутр. С внутр.
Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Впервые в истории люди получили возможность не просто знать и служить эволюции, но и любить ее таким образом, они скоро смогут сказать непосредственно Богу (и это будет звучать привычно и не будет стоить людям никаких усилий), что они любят Его не только от всего сердца и от всей души, но и от всей Вселенной. История человечества, по Т., – завершающий этап космогенеза. В живой материи сознание обретает психич. В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано. христ. Одухотворенности планеты можно достичь лишь при условии окончат избавления человеч. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками.
Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве. души и мысли. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Здесь он синтезировал свои научные, философские и богословские знания в свете эволюции. В то же время жизнь и сознание, по Т. имманентны Ткани Универсума – этой модификации особой радиальной энергии, к-рая имеет психич. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744).
Утверждал, что эволюция от клеток (эмбрионального мыслящего покрова), опоясавших земную поверхность, через человека, активизировавшего мыслительные возможности вещества и реализовавшего возможность самовоспроизводства мыслящего слоя, сфера разума переходит в охватывающие всю планету «пласты ноосферы», т. е. теолог. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр). Его жанровые картины проникнуты лиризмом и созерцательным спокойствием. Будущий гений натюрморта оставил первые свои опыты неузнанными, под чужим именем Шарден — редкий пример художника, сформировавшегося без учителя.
стороны она представляет собой инструментальную фазу развития жизни. Французский художник. ясная и сознательная вера в наивысшую ценность эволюции» (там же, t. 3, Р., 1958, р. 103).
Лицент выполнил значительную часть работ вместе с миссионерами, которые собирали наблюдения в свое свободное время. Процесс персонализации и расширения ноосферы происходит на основе социализации – объединения людей в более обширные коллективы, усложнения социальных систем, что в конечном счете ведет к формированию единого организма человечества и к завершит, скачку эволюции – высвобождению духовной энергии и воссоединению всех личностей в точке Омега (в бессмертной сверхжизни). В композициях Шардена самые обычные предметы быта – старые кастрюли, кухонный бак для воды, глиняный кувшин, овощи. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами. В 1728 он был избран в Королевскую академию как мастер натюрморта, в 1743 назначен советником Академии, а в 1755 стал ее казначеем эту должность он оставил незадолго до смерти. ун-та. Шарден — это прежде всего ученый. На зону мысли, которая никогда не была единой.
Переходя с уровней геосферы и биосферы, этот закон начинает работать в ноосфере. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им.
Вернувшись в Пекин, он написал работу «Духовная энергия страдания» (LEnergie spirituelle de la Souffrance). цивилизации и культуры, по мнению Т., произошли в кон. Коллектив и Универсум — это то, что прочно в мире. Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768). После этого Тейяр вернулся во Францию, где он оставался бездвижным вследствие малярии. Наше внимание концентрируется на ограниченной, но достойной внимания сфере жизни – на теплоте человеческих чувств, на добром согласии, которые царят в семьях скромных парижан. Философия Т. —своеобразный персонализм, синтез лейбницеанства с идеями Канта и Фихте.
(Точка Омега у Т. вырастает из ноосферы. 1733г. ) или двумя-тремя предметами («Натюрморт с фазаном и охотничьей сумкой», ок. стороны ее предпосылкой является качественно новый этап возрастания духовной энергии — «персонализация», возникновение личности и мысли и образование ноосферы (духовного покрова Земли).
Сверх-Христос нуждается в Сверхмилосердии. Дидро писал: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст». ученый-палеонтолог, философ и теолог, один из первооткрывателей синантропа. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта.
Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына (1774). В 1923—46 жил в Китае, с 1951 — в Нью-Йорке. Большое место в творчестве художника занимают образы детей. В 1902 г. Тейяр получил лиценциат по литературе в Кане. В 1916 г. Тейяр написал свое первое эссе: «Космическая жизнь». Герои картин художника – представители мелкобуржуазного Парижа.
43, No 431–432 Philippe de la. Первые настоящие уроки он получил в мастерской Ноэля Никола Куапеля. Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Атласный домашний халат и нескладно сидящий чепец не умаляют благородного облика красивой в прошлом женщины. принцип Т. — идея эволюции.
Жанровые картины Ш. проникнуты глубоким лиризмом, любовью к миру простых людей, правдиво воссоздают облик и внутренний мир горожан (Разносчица, 1739, Лувр, Париж Прачка, Молитва перед обедом, 1744, обе – Эрмитаж, Ленинград). (Попытки определения подходов к получению подлинно цельного знания не новы для истории философии. Его движущей силой является «ортогенез» — целеустремлённое сознание. В произведениях разных лет и разных жанров, таких как Гувернантка (1739, Оттава, Нац.
Жанровые мотивы теперь исключаются художником.