во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. 1917), «Интерьер с цветами» (1918), — а подчас вырастают до пространственно-временных символов космического масштаба («Часы», 1914). Марк на картине в правой опущенной руке держит птицу, в то время, как в левой ухватил «журавля» – Беллу. Она смотрит — о, её глаза.
Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Этот мир проникнут духом национальной религиозной традиции, ощущением неразделимости быта и бытия, делающей образы родного дома и всего мироздания взаимозаменяемыми. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Как Макаренко, наравне со всеми пёк хлеб, дежурил на кухне, качал воду из колодца.
В 1912 Шагал впервые выставляется на Осеннем салоне посылает свои произведения на московские выставки «Мир искусства», «Ослиный хвост», «Мишень». Первый период пребывания в Париже (1910–14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм, бесспорно, оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Кроме разнообразной продукции чисто живописной, вроде портретов, пейзажей, цветочных и фигуративных композиций, особое место занимала Библейская тема, которая сопровождала его на протяжении всего его творчества. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция». В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Она смотрит— о, её глаза. Учитель признавал талант юноши и оплачивал его обучение искусству. И лишь в 1973 году Шагала пригласили в СССР, где в Третьяковской галерее была организована выставка художника. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище.
Картина написана в первые два года жизни с женой Беллой Розенфельд. Можешь не рассчитывать». Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
его работы экспонировались в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине. Теперь, в 1914-м, он как будто бы заново влюбился в неё — и во сто крат сильнее прежнего. Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни». Это мои глаза, моя душа. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы».
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В августе 1944года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа. И я понял: это моя жена. Раскрывается извечная тема любви. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Можешь не рассчитывать». Композиция и цветовая гамма этих работ восходит к русской иконе, но Иисус изображается в таллите, а все атрибуты картины связаны с иудаизмом (свитки Торы, менора) ландшафт и персонажи возвращают зрителя к Витебску и хасидам. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В августе 1910 года Марк уехал в Париж.
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958–60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960–62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Но постоянные идейные споры с местным руководством вынуждают его переехать в Москву. После этого они приступили к новому проекту – изданию «Басен» Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле XVIII века. «Перелётной птице» будто подрезали крылья — поселившись с Вавой на вилле Коллин в небольшом средиземноморском городке Сен-Поль-де-Васе километрах в двадцати от Ниццы, он больше никогда никуда не переезжал (если, конечно, не считать рабочих поездок).
Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Но планы в жизнь не воплотились. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Он очень естественно изображал фантастические вещи. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. В те годы Шагал написал такие картины, как «Мертвец» (1908) и «Невеста в черных перчатках» (1909).
Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозно близ Витебска (40 км на запад) или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи. В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане. Большие, выпуклые, чёрные.
Все четыре года разлуки жених с невестой переписывались. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Как и многие другие художники, он с воодушевлением принял Октябрьскую революцию и активно включился в организацию новой культурной жизни России. Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Материнство.
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. И снова он рисовал себя и свою Беллу летящими в небе, свободными и влюблёнными. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Осенью 1909г. У него был один брат и пять сестёр. Решено.
Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). И я понял: это моя жена. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Она смотрит— о, её глаза. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
1-ый парижский период. Сам знаешь. По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена.
В конце 1930-х гг. И я понял: это моя жена.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. А когда в 1916 году родилась дочь Ида, стал рисовать и её. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
Полотно изображает своеобразный лирический полет, в котором передается желание взмыть ввысь, подальше от быта, революции. Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом. А над официальными учреждениями развевается знамя с изображением человека на зелёной лошади и надписью: «Шагал — Витебску».
У художника появились последователи. Приехав в Париж, я был потрясен переливами света». Большие, выпуклые, чёрные. С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом.
В 1967 г. в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». В 1948 г. Шагал вернулся во Францию, поселился недалеко от Парижа (в 1952 г. женился на Валентине Бродской). В такой суматохе и появился гений. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы.
В 1915 Шагал женится на Белле Розенфельд и со временем в его творчестве на первый план выходит тема страстной любви: «Над городом» (1914–1918, Третьяковская галерея, Москва), «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «День рождения» (1915–1923) и картины цикла «любовники»: «Голубые любовники» (1914), «Зеленые любовники» (1914–1915), «Розовые любовники» (1916). Он делал зарисовки в реалистичном стиле, например «Раввин из Витебска» (1914). Высылать ничего не буду.
И я понял: это моя жена. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1911году Шагал на полученную стипендию едет в Париж, где продолжает учиться и знакомится с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Его дочь Ида все время повторяла: «Надо что-то сделать иначе он покончит с собой. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира.
Вещи, преображенные кистью Шагала, приобретают как бы человеческие повадки и характерные лица — «Окно в сад» (ок. На формирование художника большое влияние оказали А. Модильяни, П. Пикассо. На этой почве Шагал рассорились с Пикассо. Столица империи представлялась ему землей обетованной. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем.
Но запомни: денег у меня больше нет. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. вот таким образом эскизы были выполнены в черно-белом цвете. Кроме того, символика, которая всегда играла большую роль в произведениях Шагала, была особенно тщательно продумана в монументальных произведениях художника на религиозные темы. У него был один брат и пять сестёр.
Просто в Витебске ему не у кого было по-настоящему учиться живописи. В Париж Шагал влюбился сразу.
Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра и т. д. Первые годы после возвращения в Париж были самыми спокойными в жизни и творчестве Шагала. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства. — я тоже. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк.
Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Она молчит, я тоже. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Решено. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. — я тоже.
Ползал и подбирал. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. В 1967 году участвовал как художник в постановке «Волшебной флейты» Моцарта в том же Метрополитен-опера. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Над городом в небе летят мужчина и женщина. При этом Бакст сразу осадил Шагала – его творчество не приживется в России. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. Шагал занимался в основном графикой — книжными иллюстрациями к «Мертвым душам» Н. Гоголя (1923–27, опубликовано в 1948 г. ) и «Басням» Ж. Лафонтена (1926–30, опубликовано в 1952 г. ).
Как грача или журавля осенью. В июле 1941 года, когда над ним нависла угроза концлагеря, Шагал с семьей перебрался в США, проведя несколько лет в Нью-Йорке или его окрестностях. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже — Х. Сутин и другие. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. В предреволюционные витебские годы художником созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», «Красный еврей») жанровые, портретные, пейзажные композиции: «Зеркало» (1915, Русский музей), «Портрет Беллы в белом воротничке» (1917, Национальный музей современного искусства, Париж) и др.
Старый друг Марка Захаровича Яаков Бааль-Тшува рассказывает о том времени: «Мы беседовали между собой на идише, но стоило нам на улице поравняться с кем-нибудь из французов, как Шагал тут же переходил на французский». Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм. -1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). И всё же сюжеты его картин не изменились. Там было человек пятьдесят сирот. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Это и керамическое панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и витражи собора в Меце и в синагоге медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима и в церкви Фраумюнстер в Цюрихе и в соборах Реймса, Майнца (Санкт-Штефан) и многих других.
Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. В 1917 г. Шагал снова уехал в Витебск. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Большие, выпуклые, чёрные. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал».
Это мои глаза, моя душа. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30. Большие, выпуклые, чёрные. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
Летом 1914года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. По заказу того же Воллара Шагал выполняет в технике черно-белого рисунка островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). А ещё Белла была одухотворенной и воздушной. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Уже в первых самостоятельных работах Шагала отчетливо проявляется визионерский характер его творчества: реальность, трансформированная фантазией художника, приобретает черты фантастического видения. С 1950-х гг. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. В 1911–13 гг.
Но запомни: денег у меня больше нет. «Твоих работ в России тоже не видно, — ответил Шагал, — а ведь ты как-никак коммунист. » Пикассо рассмеялся: «Я знаю, почему ты не выставляешься в России: ведь там нельзя заработать. » Насчёт России Пикассо был не прав — через несколько лет Шагал поехал туда и подарил Пушкинскому музею 75 своих бесценных литографий, чего с ним долгие годы не случалось (раньше-то Марк Захарович много работ раздаривал, но Вава считала это непростительным мотовством). Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
В начале 1919 г. организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу, куда пригласил в качестве преподавателей И. Пэна, М. Добужинского, И. Пуни, Э. Лисицкого, К. Малевича и других художников. «И погасили мы Луну, И свечек пламя заструилось, И лишь к тебе моя стремилась Любовь избрав тебя одну» — написал Шагал вскоре после свадьбы. Высылать ничего не буду. С первыми своими работами Шагал впервые экспонируется на выставке школы в помещении журнала «Аполлон» весной 1910.
Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Она смотрит— о, её глаза. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Эти иллюстрации наименее «еврейские» во всем творчестве Шагала в них чувствуется увлеченность старым европейским искусством, которая проявляется во всем: другие, по сравнению с прежними работами, типажи, другая иконография, обнаженные фигуры меняется сам характер графики. в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру (1953, Турин и Вена 1955, Ганновер 1957, выставки графики — Базель, Париж 1963, в нескольких городах Японии 1969, 1970, 1977–78, 1984, Париж 1984, Ницца, Рим, Базель и другие).
Он написал сотни полотен. Неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы необъяснимые «внутренние часы» Марка Захаровича не показали, что пришло время совершить новый «перелет». Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Художник дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им.
Экспрессионистом и сюрреалистом, по замечанию современников, художника делает некая «сновидческая» сущность его произведений, сопряженная с глубинным «человеческим измерением». С 1953 по 1956 год Шагал много рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск. Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала они часто сочетаются с черным иногда составляющим фон («Париж сквозь мое окно», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк «Пьющий солдат», 1911, там же «Любовная пара», 1913, Центр Помпиду, Париж). Эту картину очень ценит папа Римский Франциск.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. В 1955 начинается работа над так называемой «Библией Шагала» — огромным циклом живописных полотен, рисунков, эскизов, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза».
Это мои глаза, моя душа. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Так во всяком случае считали его друзья.
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция». Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок.
В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. В 1958 году художник был приглашен для оформления постановки балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя». Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.
Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Иисус показан как символ страданий всего человечества.
В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол.
Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Это мои глаза, моя душа. В том же 1973 г. Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 г. для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. По его заказу художник выполняет иллюстрации к Библии (свыше 105), что предопределяет главную тему его позднего творчества — библейскую. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи».
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). «Мои русские картины были без света, — писал Шагал из Парижа. И это было поразительно, так как Белла была красавицей, а Марк не слишком хорош собой.
Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами» (1912. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Художник абсолютно оглушён настигшим горем и только спустя девять месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней». Она молчит, я тоже.
Может быть, вот таким образом я постоянно испытываю потребность куда-то уехать». Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Также в этой картине обыграна пословица «Лучше синица в руках, чем журавель в небе». Часто он так её и рисовал — безмятежно парящей в небе.
Им больше никто не нужен. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Она смотрит— о, её глаза. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. В 1948 г. на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру.
Целый год после этого Марк Захарович ещё проживет в России, с увлечением работая учителем рисования в детских трудовых колониях «Малаховка» и «III Интернационал». С 1950-х гг. В свое время Пикассо, смотря на картины Марка Шагала сказал: «У тебя все хорошо в жизни, но слишком грубый красный».
Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». В 1910 г. Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Начало Первой мировой войны, закрытые российские границы. Характерным произведением этого периода стала картина «Перья и цветы» (1943). «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Беременная женщина», «Париж из окна» (обе — 1913) и другие. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Однако вскоре между ним и Малевичем возникли принципиальные разногласия относительно задач искусства и методов преподавания. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Художник, наверное, хочет сказать, что выбор приходится делать не всегда.
В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. В 1906 г. учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Ю. М. Пэна, затем переехал в Петербург (его отец «швырнул под стол 27 рублей») и в течение двух сезонов занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих.
Жил Марк на улице Данциг, неподалёку от бульвара Монпарнас, в круглом кирпичном здании — это было общежитие художников под названием «Улей». У него был один брат и пять сестёр. Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары».
По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. В Берлине художник обучился новым для себя печатным техникам – офорту, сухой игле, ксилографии. Она молчит, я тоже. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим».
Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. На бледном лице сияют глаза. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники — светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров — давала художнику дополнительные возможности.
У них выросла дочь Ида, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала. Творчество последнего преломилось у Шагала в своеобразной интерпретации кубизма. Часто он писал автопортреты, несколько раз участвовал в парижских художественных салонах.
Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. С этого момента Вера стала частой героиней его картин, таких как «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «Прогулка» (1917), «День рождения» (1915-1923). За четыре года в Париже Шагал написал «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Скрипач» (1912), «Париж из окна» (1913) и др. И все же знатоки и ценители поражались. — я тоже. У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник.
С тех пор ее образ стал часто появляться в творчестве художника: «Вокруг нее» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947). Большие, выпуклые, чёрные. Также Шагал учился в частной художественной школе Зайденберга, в школе Званцевой, директор которой Лев Бакст побудил Шагала ехать в Париж. Тематика и стилистика Шагала разнообразны — от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914–18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе — Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). По личному приглашению Амбруаза Воллара, торговца картинами, который поддерживал многих одаренных художников, Шагал с семьей в 1923 г. переезжает в Париж, где в 1937 г. получает гражданство Франции. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк.
Это мои глаза, моя душа. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. «Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт.
В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. — я тоже. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. В 1944 году умерла жена Шагала.
)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). Но его радость была недолгой. Почти до конца 1920-х гг. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда), несколько лет обучался в хедере (начальной еврейской школе), а затем и в обычной школе. В 1914 г. при содействии Г. Аполлинера в галерее «Дер штурм» состоялась первая персональная выставка Шагала. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года. Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями Шагала — росписями плафона парижской Оперы (1964) и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1965), мозаикой «Четыре времени года» на здании Национального банка в Чикаго (1972) — радикально обновляют язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. В центре художественного мира Шагала изначально автобиографичного и лирически-исповедального, — семья, дом, любимый Витебск. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Но запомни: денег у меня больше нет. И вот их-то я учил рисованию. В 1942 г. Шагал оформил балет на музыку П. Чайковского «Алеко» в Мехико, в 1945 — «Жар-птицу» И. Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке.
И вот роженицу отнесли дальше от пожара. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. И наконец, в 1914 году, в Берлине, прошла его первая персональная выставка в галерее «Штарм», поразившая художественную общественность Германии. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Решив, что его ученичество окончено, в августе 1910 художник уезжает в Париж, где поселяется в артистической колонии «Улей». Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. По приглашению М. Дизенгофа Шагал посетил Эрец-Исраэль во время поездки он много работал, написал значительное количество эскизов «библейских» пейзажей.
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Кроме того, Шагал принимал участие в выставках художественных объединений в России («Мир искусства», 1912, Санкт-Петербург «Ослиный хвост», 1912, Москва «Мишень», 1913, Москва и другие). В 1920году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию. Это всё, что я могу наскрести.
Горожане в широкополых шляпах, с бантами в петлицах несут плакаты: «Да здравствует революция слов и звуков. » Какие-то дамы вышли на парад на ходулях. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало, это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Но хуже всего то, что Марк Захарович стал слишком мало думать о творчестве и слишком много — о благосостоянии семьи.
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. «Всё покрылось тьмой». Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена.
Тогда же побывал в Египте. Вот один из них, от 16 октября 1918 года: «Всем лицам и учреждениям имеющим мольберты, предлагается передать таковые во временное распоряжение Художественной комиссии по украшению г. Витебска к первой годовщине Октябрьской революции». Это мои глаза, моя душа.
Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. После выставки в Германиихудожник Марк Шагалвозвращается в Витебск. Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. В Петербурге в те годы выпускались авангардистские художественные журналы, проходили выставки современного западного искусства.
Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). В 1916году у них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца. Умер художник 28 марта 1985 года в Провансе Франции, поднимаясь в свою мастерскую.
В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Это единение с большой Вселенной. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни.
Это мои глаза, моя душа. В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Отсюда ошеломляющая экспрессия цвета и формы, фантастические метаморфозы предметного мира. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
И я понял: это моя жена. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Решено. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов.
В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма. А. С. Пушкина свои работы. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. И я понял: это моя жена.
Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. Шагал Марк Захарович (наст. — я тоже. Она молчит, я тоже.
Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. У него был один брат и пять сестёр. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Сам знаешь.
Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Именно тогда он получил стипендию от Максима Винавера и поехал в Париж. Летом 1914года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь.
Но он вернется», — объясняла она. В 1916году них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В 1920 году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
— В России всё сумрачно и имеет серовато-коричневый оттенок. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Как жадно они рисовали. Все это время художник продолжал работать над картинами, задуманными еще в Европе. Как говорил Шагал, он сам не сразу осознал значение своего «грубого» красного.
В 1921–22 гг. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен.
С 1950-х гг. Увы, она была обыкновенной женщиной и не устояла перед парижскими соблазнами. В 1920–1922 он делает первый значительный шаг к монументальному искусству: пишет ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, где в 1921 проходит его персональная выставка, а в 1922 — совместная с Н. И. Альтманом и Д. П. Штеренбергом. Около 1908 г. впервые заявил о себе как художник. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
Для Шагала это была большая драма, он даже подумывал о самоубийстве. На бледном лице сияют глаза. Счастье написано на лицах этих двоих. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Она смотрит — о, её глаза. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете.
Эта картина демонстрирует отношение М. Шагала к своей первой жене — Белле, а также показывает, насколько влюбленные люди становятся лучше, внимательнее, проявляют больше доверия. Все издания содержали красочные иллюстрации Шагала.
На бледном лице сияют глаза. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие). («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США).
Он даже был назначен уполномоченным по делам изобразительного искусства в Витебской губернии, занимался оформлением празднеств, организацией художественного музея и шкоды, различных выставок, а в 1919 – 1920 годах руководил художественным училищем. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. Кроме того, символика, которая всегда играла большую роль в произведениях Шагала, была особенно тщательно продумана в монументальных произведениях художника на религиозные темы. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально.
Центральными работами первого парижского периода М. З. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. Психоаналитически у Марка Захаровича была неистовая любовь к красному цвету. Такое окружение стало плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Его освещает яркий луч света.
Набрасывались на краски, как звери на мясо. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Большие, выпуклые, чёрные. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985.
Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. В 1930–1931 начинается сотрудничество Шагала с издателем А. Волларом. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Тем не менее, все ирреальные образы — скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди — не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение».
В иллюстрациях к «Дафнису и Хлое» Лонга Шагал вернулся к более характерной для себя манере. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой.
Высылать ничего не буду. Через несколько лет автор «Чёрного квадрата» вытеснит Шагала из Витебска, обвинив его в консерватизме. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые.
Можешь не рассчитывать». Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Можешь не рассчитывать». Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол. В 1920году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Он принимает участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары».
принимал активное участие в еврейской художественной жизни — был членом Художественной секции Култур-лиге в Москве (совместная выставка с Н. Альтерманом и Д. Штеренбергом, организованная секцией, состоялась весной 1922 г. в Москве). То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Но при этом критики отмечали, что работы авангардиста отличаются от «надменных» полотен кубистов. Их переполняют эмоции. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию.
Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. На бледном лице сияют глаза.
Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. И художник подчинился. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. Так как стипендии хватало в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Затем следует Вторая мировая война.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Амстердам, Нидерланды), «Голгофа» (1912. С 1950-х гг. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Это всё, что я могу наскрести.
Она молчит, я тоже. В 1944 г. скончалась жена Шагала Белла ее мемуары «Горящие свечи» с иллюстрациями Шагала были изданы посмертно в 1946 г. В 1946 г. состоялась ретроспективная выставка Шагала в Нью-Йорке, а в 1947 г., впервые после войны, в Париже за ней последовали выставки в Амстердаме, Лондоне и других европейских городах. Ползал и подбирал. Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал». «Париж, ты мой Витебск. » — это, по мнению Шагала, было лучшим комплиментом. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. В 1973 г. в Ницце был открыт заложенный в 1969 г. Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределённый срок. Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. Она молчит, я тоже. Центральными работами первого парижского периода становятся такие картины, как «Я и моя деревня» (1911.
Великий испанец спросил его, почему Марк не выставляется в советской России. — я тоже. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Внешне она была очень похожа на самого Шагала. Звягинцевой.
Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Это всё, что я могу наскрести.
Это всё, что я могу наскрести. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров. Основные темы этого периода — художник и искусство, с одной стороны и фантастически-реальный еврейский мир, с другой («Посвящение Аполлинеру», 1911–12, Художественный музей Ван Аббе, Эйндховен «Горящий дом», 1913, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С. М. Зайденберга и школу Е. Н. Званцевой. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. Учась в «Academie de la Palette», на Шагала оказал влияние кубизм.
Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он обучался в Берлине. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут.
В 1909 пишет «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж). Париж Шагал полюбил сразу. В них – неудержимое желание летать. Она молчит, я тоже. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Мотивы фольклора, народной фантазии, вроде летающих над родной деревней фигур или одиноких скрипачей, решены в насыщенном колорите, переводящем образы реальности в симультанный поток сновидения (Скрипка, 1912-1913, Государственный музей, Амстердам Акробатка, 1914, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало Раввин, 1914, Музей современного искусства Ка Пезаро, Венеция).
Свою художническую биографию Шагал начинает с картины «Покойник (Смерть)» (1908, сейчас эта работа хранится в Национальном музее современного искусства в Париже). Потом Ваве, хоть она и сама принадлежала к «избранному народу», захотелось, чтобы творчество Шагала перестало ассоциироваться с еврейством. В 1964году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». И, что поразительно, тех же нескольких дней хватило, чтобы Шагал подчинился ей полностью. На бледном лице сияют глаза.
Состоялись также две персональные выставки Шагала (1919 г., Петроград и 1921 г., Москва). Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим» (1911–1912. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Люди в панике.
Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Но запомни: денег у меня больше нет. Далее была частная школа Елизаветы Званцевой, где он брал занятия у Льва Бакста. Начинает творить в духе «сверхнатурализма» («сюрнатурализм» — такой термин употребляет по отношению к искусству Шагала Аполлинер).
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Париж Шагал полюбил сразу. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». Издатель предложил живописцу сделать иллюстрации к французскому изданию произведения Гоголя «Мертвые души». Надо ему кого-то подыскать». Вот что писала в 1951 году подруга семьи Шагалов — Марина Антоновна Деникина (дочь знаменитого белого генерала): «Ирландка вдруг сбежала от Шагала с художником — то ли шведом, то ли норвежцем — и сына захватила с собой.
Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Из книги Марка Шагала «Моя жизнь»: Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Высылать ничего не буду.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно.
Родился Шагал в семье приказчика, был старшим ребенком из девяти детей. С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырехклассном училище.
И я понял: это моя жена. Теперь Марк даже не понимал, как мог столько времени жить вдали от Беллы, дарившей ему ощущение покоя и полёта, всё понимающей, всё чувствующей. Для начала перестал рисовать раввинов. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу).
Опыт усвоения живописи фовистов (прежде всего Матисса), с одной стороны и кубизма — с другой, был полностью переосмыслен: картины 1910-х годов отличаются динамичной пространственной структурой и особой метафорической поэтикой, позволяющей видеть в нем предшественника сюрреализма (Поэт, Музей искусства, Филадельфия Я и моя деревня, Музей современного искусства, Нью-Йорк). По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». Осенью 1923года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. В Париже художник знакомится с издателем Амбруазом Волларом. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
Неподалеку от дома, где он собирался появиться на свет, загорелись здания. Талант художника проявился еще в ранней юности.
Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Её звали Белла Розенфельд. Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва и другие). Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества.
Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол. К этому моменту были готовы 66 эскизов. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет.
Она смотрит— о, её глаза. В 1921году художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. С 1920 года, по протекции А. М. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Шагал писал в автобиографии, что «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видеть все незашоренным взором ребенка.
Он продолжал участвовать в выставках (1-я Государственная свободная выставка произведений искусств, 1918, Петроград 1-я Государственная выставка картин местных и московских художников, 1919, Витебск). В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В то время он был в Европе. В 1915 году Марк Шагал смог осуществить свое давнишнее желание – женился на Вере Розенфельд, дочери богатого витебского торговца.
Это был небывалый, уникальный праздник, совсем не похожий на те, которые когда-либо где-либо устраивала советская власть: дома покрашены белым, а по белому разбегаются зелёные круги, оранжевые квадраты, синие прямоугольники (дело рук Малевича, которого Шагал пригласил из Москвы). Через год после знакомства Белла и Марк были женихом и невестой. Осенью 1909г. На бледном лице сияют глаза. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу).
Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы — четыре группы по три витража в каждой — продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Шагал даже издавал декреты.
Оторвавшись от палитры, я умчался в Питер». С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Те, кто знал их с Беллой, пришли в изумление.
Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). Марк Шагал (Витебск, 1887 — Сен-Поль де Ванс, 1985), родился в Беларуси в еврейской семье весьма скромного достатка. На бледном лице сияют глаза. Ползал и подбирал.
Большие, выпуклые, чёрные. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
В 1914 г. Шагал возвращается в Витебск. Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище. Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год). Сам знаешь.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. А она сама хранила спокойствие. Начиная работать над библейскими рисунками, Шагал в 1931 г. отправился на Ближний Восток.
Сам знаешь. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Искусствоведы связывают развитие немецкого экспрессионизма в те годы в том числе с живописью Шагала.
Это знакомство дало начало новому периоду в творчестве Шагала. Решено. Там он проучился 2 месяца. В 1909—1911г. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В результате в 1948 году были изданы «Мертвые души», в 1952-м – «Басни», а в 1956-м – Библия. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
Осенью 1909г. Ползал и подбирал. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда.
В 1922году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. Отныне он – Марк Шагал. В 1909—1911г. В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой.
Одну из квартир там занимал в то время Амедео Модильяни, другую — Фернан Леже Все обитатели «Улья», как и положено настоящим художникам, бедствовали и даже голодали. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк.
Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Всего к 1931 году для «Басен» были сделаны около 100 эскизов. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
— я тоже. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. В 1923 году он с семьей переехал в Париж. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.
Затем Шагал с Волларом приступили к созданию иллюстрированной Библии.