Столица империи представлялась ему землей обетованной. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь.
Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). И я понял: это моя жена.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». В них – неудержимое желание летать.
Над городом в небе летят мужчина и женщина. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. — я тоже.
Там он проучился 2 месяца. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Художественная школа имени Марка Шагала основана в 1990 году. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска.
Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. Специализируется на начальном художественном образовании. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27.
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Она смотрит— о, её глаза.
Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Это мои глаза, моя душа. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Примерно полгода назад я задумался и том, чтобы сделать «выжимку» исключительно практических знаний из тех лекций, которые я читаю начинающим фотографам в рамках своей фотошколы. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Он очень естественно изображал фантастические вещи. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
С 1920 года, по протекции А. М. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением.
Большие, выпуклые, чёрные. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. Это единение с большой Вселенной. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь.
Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
Он написал сотни полотен. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Если вы хотите окунуться в атмосферу старой московской квартиры, послушать музыку 30-40-хх гг.
За полгода существования их прошли более 500 (с отзывами некоторых из них вы можете познакомиться ниже). Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости.
В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Так появились мои интенсивы по мобильной фотографии и мобильной обработке.
Ни один стол в еврейской семье не обходился без знаменитых форшмака, фаршированной рыбы, кисло-сладкого мяса, салата из яиц со шкварками и других блюд. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. У него был один брат и пять сестёр13.
Она молчит, я тоже. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена.
Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. И все же знатоки и ценители поражались. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). На бледном лице сияют глаза. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415.