В 1887 году, 7 июля, появился на свет будущий художник мирового уровня Шагал Марк, картины которого на протяжении всего 20-го века вызывали оцепенение и восторг у посетителей многочисленных вернисажей, на которых выставлялись полотна знаменитого авангардиста.
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Прежде всего он отправляется в Лувр. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой.
Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. Шагал особенно страдал из-за войны в России и свою боль выражал в близких ему образах детства и Витебска, которые часто приобретали огненный красный цвет («НАВАЖДЕНИЕ», 1943 «СЛУШАЯ ПЕТУХА», 1944).
Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». (картина Рождение ребенка 1911 г).
Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). И эта признанность может считаться вполне заслуженной. Однако продержался он не слишком долго. В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. Шагал Марк Захарович (Chagall) (7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Беларусь) — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция), российский, белорусский и французский художник и график. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида.
Шагал Марк Захарович (наст. В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Работы Шагала не иллюстративны. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». Над городом в небе летят мужчина и женщина. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
В 1923 году он с семьей переехал в Париж. Тема выражена через противопоставление собора на дальнем плане и огромного деревянного дома на первом в картинах «СЕРЫЙ ДОМ» (1917) и «ГОЛУБОЙ ДОМ» (1920). Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами. Там синее небо, облака зовут нас (Белла Шагал, Горящие огни). Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства).
Это главное в жизни. После этого Шагал работал ретушером у местного фотографа и учился рисованию у единственного в Витебске профессионального живописца Иегуды Пэна, который был учеником П. П. Шагал обращался к мотивам своих прежних работ («ВЛЮБЛЕННЫЕ И ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ», 1928 «НАЕЗДНИЦА», 1931), а также к образам Витебска («ЖЕНЩИНА И СВИНЬИ», 1926 «ОТЕЦ ЗА СТОЛОМ», 1925 «МОЯ ДЕРЕВНЯ», 1923— 1924). — я тоже. Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни». Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед.
Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года.
Все те работы, что написал в Улье Марк Шагал (картины с названиями: Скрипач, Голгофа, Посвящение моей невесте, Вид Парижа из окна), стали его визитной карточкой. В Париже Шагал поселился в знаменитом «Улье», колонии художников на Монпарнасе, где знакомится с П. Пикассо, Ж. Браком, А. Модильяни, Г. Аполлинером. Набрасывались на краски, как звери на мясо. Как утверждал он сам, вдохновение приходит на несколько минут, важно его не упустить. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда.
В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников». В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. Затем Шагал с Волларом приступили к созданию иллюстрированной Библии. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. Это уже своего рода мировая consecration. В 1922 вместе с семьей уезжает в Каунас, где проходит его выставка, а затем в Германию. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение».
За четыре года в Париже Шагал написал «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Скрипач» (1912), «Париж из окна» (1913) и др. Свободное русское искусство было просто на взлёте. Тогда было принято не просто создавать художественныеполотна, но и защищать новое искусство различными способами, такимикак дискуссии, диспуты, манифесты и т. д. В 1922 году академические художники-реалисты создали АХРР (Ассоциацию художников революционной России), выдвинув против авангардистов политические обвинения.
В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. В 1937 Шагал получает французское гражданство, а 1941 руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке приглашает художника переехать из оккупированной Франции в США и летом 1941 семья Шагала приезжает в Нью-Йорк. И наконец, в 1914 году, в Берлине, прошла его первая персональная выставка в галерее «Штарм», поразившая художественную общественность Германии. Монументальные живописные работы не отвлекли художника от занятий графикой. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Решено. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь. Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов.
Здесь он попробовал себя в качестве театрального художника, создав цикл панно для Еврейского камерного театра С. Михоэлса. По заказу француза в 1923–1930 годах Шагал создает иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя и басням Лафонтена. Бакст. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже.
Такая интерпретация имела национальные корни. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим. Детство Мойши, как его первоначально нарекли родители, прошло в городе Витебске.
Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства. Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер. Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. Женщина в работах Шагала уподоблена ангелу.
Через год после знакомства Белла и Марк стали женихом и невестой. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». В Париже художник знакомится с издателем Амбруазом Волларом. Это знакомство дало начало новому периоду в творчестве Шагала.
Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы. Все это время художник продолжал работать над картинами, задуманными еще в Европе.
В конце 1940-х он освоил новую для него технику лависа (рисунок тушью с размывкой), в которой выполнил цикл иллюстраций к «Декамерону» Боккаччо. У него был один брат и пять сестёр13. Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война».
Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Картина одновременно и реалистична и наполнена разнообразными символами. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887.
Другая серия того же времени посвящена цирку («ГОЛУБОЙ ЦИРК», «БОЛЬШОЙ ЦИРК», «НАЕЗДНИЦА»). Кисточки окунались в краски. По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. С 1950-х гг.
В годы Первой мировой войны Шагалом было написано много пейзажей («ОКНО НА ДАЧЕ. Картины Шагала в это неспокойное время были особенно остросюжетными и реалистичными. Ползал и подбирал. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. Марк Шагал (Витебск, 1887 — Сен-Поль де Ванс, 1985), родился в Беларуси в еврейской семье весьма скромного достатка.
Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Осенью 1923 по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).
Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. На формирование художника большое влияние оказали А. Модильяни, П. Пикассо. Он был человеком тихим, набожным и работящим. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением.
С тех пор ее образ стал часто появляться в творчестве художника: «Вокруг нее» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947). Персонажи его картин, например из серии портретов стариков, сохраняли связь с привычным бытом и в то же время были вырваны из обыденности («НАД ВИТЕБСКОМ», 1914-1920 «ПРОДАВЕЦ ГАЗЕТ», 1914). В это же время Шагал обратился к книжной иллюстрации и создал серию рисунков для «Фокусника» И. Переца и к сказкам Дер-Нистера. Горят синагоги, дома, бегут, спасаясь, люди. Как жадно они рисовали. В те годы Шагал написал такие картины, как «Мертвец» (1908) и «Невеста в черных перчатках» (1909). Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Скорее всего, своим произведением Шагал выразил свои надежды и желания соединить в своей жизни французскую деловую активность и русский уклад, воспоминания о жизни в Витебске и Москве. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда).
Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя. Но запомни: денег у меня больше нет. Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Вспоминая рассказы матери о необычных обстоятельствах своего появления на свет, Марк Шагал писал: «Может быть, вот таким образом я всегда постоянно взволнован».
В то время он был в Европе. Малевич. Помимо живописных он создал в это время большое количество графических работ.
Жить в северной столице пришлось на грани нищеты, перебиваясь случайными заработками. Творчество последнего преломилось у Шагала в своеобразной интерпретации кубизма.
Все издания содержали красочные иллюстрации Шагала. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). У его ног горит семисвечный светильник. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал.
Высылать ничего не буду. В последней части художник заменил фигуру Ленина фигурой Христа, который стал центральным героем его искусства 1920-1940-х («БЕЛОЕ РАСПЯТИЕ», 1938). Действует также Арт-центр Марка Шагала, а при нём – специализированная библиотека. Гоголя, а также басни Ж. Лафонтена, в которых его особенно привлекала тема животных и их величия («ВОРОН И ЛИС», «СОСТАРИВШИЙСЯ ЛЕВ»).
После войны живопись Шагала становится более мягкой, светлой, утонченной и внутренне свободной. Счастье написано на лицах этих двоих. В 1911-ом году Марк Шагал получил стипендию и отправился в Париж, чтобы там продолжить свое обучение и познакомиться с французскими художниками, а также поэтами-авангардистами. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи».
Она смотрит— о, её глаза. В результате в 1948 году были изданы «Мертвые души», в 1952-м – «Басни», а в 1956-м – Библия. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Среди всех авангардистов особенно выходят на передовые позицииКандинский и Малевич, которые в 1918 году становятся главными худож-никами Петрограда. Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. Там он проучился 2 месяца.
В 1958 году художник был приглашен для оформления постановки балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя». Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Произведениям Шагала присущи ирреальные пространственные построения, яркая эмоциональность цветового строя, выразительный, мягко-живописный рисунок (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Над Витебском, 1914, собрание Зак, Торонто). Между ней и Шагалом завязался роман. И я понял: это моя жена.
За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Она молчит, я тоже. В 1967 году участвовал как художник в постановке «Волшебной флейты» Моцарта в том же Метрополитен-опера. Издатель предложил живописцу сделать иллюстрации к французскому изданию произведения Гоголя «Мертвые души». Впоследствии этот храм будет часто появляться в полотнах художника. Постреволюционные настроения, вера в счастливое будущее, романтика молодой любви – все это отражено на полотне.
К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. Ты закружил меня в вихре красок. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
ЗАОЛШЬЕ», 1915, ГТГ). Это мои глаза, моя душа. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал». В 1952 году художник вступает в брак с Валентиной (Вавой) Бродской.
Город стал для него воплощением радости и света. Люди в панике. В Париже Шагал жил в одной из мастерских в «Улье», на Монпарнасе, где работали художники-иностранцы. Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище. Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 году в еврейской семье на окраине Витебска (нынешняя Республика Беларусь).
В 1930-е тематический репертуар искусства Шагала претерпел некоторые изменения. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными.
Так, полотно «ПРОДАВЕЦ СКОТА» (1912) стало откликом на время, проведенное у деда в Лиозно. В Париже художник не забывал о мире своего детства и много писал по воспоминаниям.
И спустя полгода после переезда Шагал имел в своей мастерской несколько полотен, отражавших опыт освоения кубизма. Мать художника Фейга Ита была женщиной энергичной, общительной и предприимчивой. Сам знаешь. (1907-09). Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью.
Затем следует Вторая мировая война. В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане. Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его.
Одна из самых известных работ художника, созданная им в 1918 году. Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. С 1950-х гг.
Таковы панно «ИСТОЧНИКИ МУЗЫКИ» и «ТРИУМФ МУЗЫКИ» для Метрополитен-опера в Нью-Йорке и плафон для парижской Гранд-Опера на тему опер и балетов великих композиторов. В ту пору многое определяла так называемая черта оседлости, обязанность иудеев по законам Российской Империи жить в ограниченных пределах гетто. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия». Такое окружение стало плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве.
В Америке он встретился со многими представителями современной культуры, провел выставку своих работ и оформил балет «Алеко» в постановке Л. Мясина. Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». Не теряя ни секунды, он бросился к мольберту. Кроме того, необходимо было искать средства.
Через два месяца мистер Пэн, пораженный талантом юноши, предложил ему бесплатное обучение в своей школе. Мотивы фольклора, народной фантазии, вроде летающих над родной деревней фигур или одиноких скрипачей, решены в насыщенном колорите, переводящем образы реальности в симультанный поток сновидения (Скрипка, 1912-1913, Государственный музей, Амстердам Акробатка, 1914, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало Раввин, 1914, Музей современного искусства Ка Пезаро, Венеция). Суровая правда жизни внесла в розовые мечты юноши необходимые коррективы: свой первый и последний официальный экзамен он провалил. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ).
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Чисто кубистических, как и чисто футуристических произведений у Шагала немного, хотя они и встречаются на протяжении 1910-х гг. Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию. Она стала одной из лучших в коллекции художника. Особую роль Шагал отводил цвету, который приобретал иногда даже мистический оттенок. Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств.
Находясь на этой должности, Шагал организовал в Витебске Народное художественное училище. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. В 1918 Шагал по рекомендации А. В.
Все, что написал в тот период Марк Шагал, картины с названиями: Святое семейство, Смерть, Рождение, – являются яркими примерами необычного стиля. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком.
Прогулка – картина оптимистичная, полная радужных надежд, персонажи не думают о негативном. В это время Шагал уже выполнил первые полотна «СМЕРТЬ» (1908) и «РОЖДЕНИЕ» (1909). Только сострадание Иисуса смягчает и приглушает боль.
Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Столица империи представлялась ему землей обетованной.
В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. И, как показала дальнейшая жизнь, он выбрал верный путь.
Пролог катастроф на Земле художник видел на Небе и выражением этой метафоры явилось полотно «ПАДЕНИЕ АНГЕЛА» (1923-1947). Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. Это ему не удалось, но он познакомился в Берлине с издателем П. Кассирером, для которого выполнил несколько циклов книжных иллюстраций, в том числе к своим воспоминаниям «Моя жизнь».
Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей. Однако, несмотря на полную ассимиляцию с парижской творческой средой, художник не забывает про родной Витебск и пишет картины: Продавец скота, Я и деревня, Понюшка табаку.
Он возвращается в Париж в 1947 году. Отец мальчика работал грузчиком на рыбном базаре, мать держала мелочную лавку, дед был кантором в еврейской синагоге. В 1977-1978 годах в Лувре, в отступление от правил, проходит выставка в честь здравствующего художника (по случаю 90-летнего юбилея Шагала). В этом был весь Марк Шагал. Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США).
Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20. Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. В 1938 году он завершил работу над картиной «РЕВОЛЮЦИЯ», которую в конце 1940-х разделил на триптих: «СОПРОТИВЛЕНИЕ», «ОСВОБОЖДЕНИЕ» и «ВОСКРЕСЕНИЕ».
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. В 1920-ом году, по рекомендации А. М. Эфроса Шагал отправляется в Москву, чтобы работать в Еврейском камерном театре. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Скорбная еврейская серьезность смыкается здесь с простодушной серьезностью французского примитива (Раиса Мартинен, Шагал или Чарующая буря, 1948). Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет.
С 1953 по 1956 год Шагал много рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск. Сегодня твой день рождения. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112.
Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Шагал снял помещение под собственную студию на окраине Парижа, в Ла Руше, где и проживала местная богема. Именно ее черные глаза смотрят на нас со всех полотен Шагала того периода, она, ее дивные черты, угадываются во всех изображаемых художником женщинах. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме.
Ширма, отделяющая таинство рождения от остального пространства картины, красного цвета – символ женского лона. На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. В 1973 году в Ницце открылся Музей Марка Шагала, а в 1977 году в Лувре появилась персональная экспозиция работ художника. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Большие, выпуклые, чёрные.
Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». В Москве Шагал познакомился с режиссером Камерного еврейского театра А. Грановским. Его освещает яркий луч света. В ихподходах к пониманию живописи и её предназначения были существенные различия. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол.
Эти так называемые «левые» художники занималисьоформлением всех революционных праздников, состояли в аппаратахуправления государственных художественных институтов. Вскоре Шагал перебирается в Улей, своеобразный парижский артцентр, ставший приютом для небогатых приезжих художников. Опыт усвоения живописи фовистов (прежде всего Матисса), с одной стороны и кубизма — с другой, был полностью переосмыслен: картины 1910-х годов отличаются динамичной пространственной структурой и особой метафорической поэтикой, позволяющей видеть в нем предшественника сюрреализма (Поэт, Музей искусства, Филадельфия Я и моя деревня, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Это Божий мир.
Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом. В Париж Шагал влюбился сразу.
Для этого он изучал витражи собора в Шартре. Иисус показан как символ страданий всего человечества. На бледном лице сияют глаза. Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен.
«Продавец газет» — картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. С пяти лет Мовша Шагал, как и всякий еврейский мальчик, посещал хедер (начальную школу), где обучался молитвам и закону Божию. С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
В его картинах нарушается привычный порядок вещей (летающие по небу и кувыркающиеся люди, невероятные ракурсы и перспективы) и одновременно частность (жизнь провинциального городка) вырастает до уровня универсальных обобщений человеческого бытия. Чтят память о великом художнике и на его родине. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее.
Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. С этого момента Вера стала частой героиней его картин, таких как «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «Прогулка» (1917), «День рождения» (1915-1923). В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. Родился в Витебске, в "местечковой" семье.
Часто он писал автопортреты, несколько раз участвовал в парижских художественных салонах. Учился в Петербурге у Л. С. Бакста и др. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена.
С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)». Под личным мироощущением подразумеваются исторические корни художника, будучи евреем, он не потерял связи с национальной историей и бытом. Жена художника, в то же время его Муза, подобно ангелу обладает возможностью возноситься над обыденностью («НАД ГОРОДОМ», 1914— 1918, ГТГ «ПРОГУЛКА», 1917-1918, ГРМ).
Тешимся же мы рисунками детей или любителей, наслаждаемся же мы часто беспомощными изделиями народного творчества — всем тем, в чем действует непосредственный инстинкт и в чем отсутствует регулирующее сознание. А через год Вальден организовал персональную выставку Шагала в Берлине — в редакции журнала Der Sturm. Стой, не двигайся. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. В 1923 Шагал переехал из Берлина во Францию по приглашению А. Воллара.
Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Безысходная нищета. Женщина изображенная на полотне, парит над действительностью, молодой человек тоже готов оторваться от земли. Полотна «СУББОТА», «МАСТЕРСКАЯ» и «УРОЖАЙ» написаны в 1910 по парижским впечатлениям, цвет и свет являлись главными средствами в выражении духовного начала.
Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. Вальден владел популярным изданием Der Sturm и одноимённой галереей и покровительствовал авангардному искусству, в особенности немецкому экспрессионизму. Но его радость была недолгой. Отныне он – Марк Шагал.
В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. В небе горестно причитают евреи. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.
И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. В 1910-14 жил в Париже, где испытал влияние кубизма. В Париже Шагал обращался также к религиозным сюжетам («ГОЛГОФА», 1912). Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города.
Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее: он дарит галерее и ГМИИ им. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. вот таким образом эскизы были выполнены в черно-белом цвете.
Женитьба привнесла в искусство художника тему любви, которая получила воплощение в обобщенных образах влюбленных («"ГОЛУБЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1914 «ТОЗОВЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1916 «"СЕРЫЕ" ЛЮБОВНИКИ», 1917). Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. Шагал писал, что всю жизнь рисовал лошадей, которые похожи на коров или ослов, которых он видел у деда: «Среди лошадей и птиц я их брат и сын». «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция.
Он обращался к образам музыкантов и создавал самостоятельные работы на тему музыки. В 1944 году умерла жена Шагала. Около 1908 г. впервые заявил о себе как художник.
После долгих лет забвения и отторжения имя художника снова вернулось на родину. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года. В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости.
Это и Витебск и Париж одновременно. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. И я не щадил ни себя, ни других.
Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819. Только в конце 1910-х он ненадолго обратился к кубизму («КУБИСТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ»). Шагал принял сначала Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию в России, он радовался освобождению от религиозных и национальных притеснений. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго.
Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. В Париже Шагал много работал в области книги по заказам Воллара. Впоследствии художник добавил к библейскому циклу серию цветных литографий, после чего все произведение в целом переросло жанр книжной иллюстрации и составило комплексное произведение «Библейское Послание». Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. 1-ый парижский период.
Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». Он оказался в ловушке.
В это время в семье Шагалов рождается первенец – Моисей. С 1920 года, по протекции А. М. В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка.
Училища он не окончил, покинув его в период 1904-1905. Репина. Теперь многие его произведения были связаны с Беллой и маленькой дочерью Идой («БЕЛЛА С ИДОЙ У ОКНА», 1916, собрание семьи художника «КУПАНИЕ РЕБЕНКА»). Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
Можно отметить явное портретное сходство фигур с самим Шагалом и Розенфельд, поэтизацию пейзажей Витебска. Не терпелось, чтобы все заработало. В 1910 художник отправился в Париж при содействии поклонника своего искусства и начал заниматься в академиях Гранд Шомьер и Да Палетт. Той же чертовщиной увлекались такие великие мастера живописи, как Босх или старший Брейгель, как Шонгауэр и как Грюневальд, — и со всеми ими у Шагала есть, по крайней мере, то общее, что он всецело подчиняется произволу своей фантазии что он пишет то, что в голову взбредет что он вообще во власти чего-то такого, что не поддается какому-либо разумному определению.
Можешь не рассчитывать». Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Он иллюстрировал «Мертвые души» и «Ревизор» Н. В. И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Шагал уехал с семьёй в Москву. В ранних работах художника уже прослеживалась фантастическая сказочность сюжета и метафоричность образов.
Я все еще держала цветы. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415. К этому моменту были готовы 66 эскизов.
Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год). Но буйство внешнего мира редко волновало влюбленного в живопись, начинающего художника.
А. С. Пушкина свои работы. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. «Весь мой талант таился в ней, в моей матери и всё, кроме её ума, передалось мне», писал Шагал в автобиографии «Моя жизнь».
Она вела хозяйство, руководила мужем и детьми. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Разлетались красные, синие, белые, черные брызги.
В 1910 году он отправился во Францию с намерением продолжить образование. Звягинцевой. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он обучался в Берлине.
Наследие Марка Шагала в равной степени принадлежит художественным школам России и Франции, так как после первой же поездки во Францию художник почувствовал свою глубокую связь с этой страной и «мировой столицей искусства» — Парижем. Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку. Шагал приобрёл известность в Российской империи. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира.
Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). А еще «Прогулка» стала частью триптиха. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм.
отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. В нем появляется образ летящего времени в виде крылатых старинных часов, к которому Шагал возвратился в картине «ВРЕМЯ — РЕКА БЕЗ БЕРЕГОВ» (1930-1939). У художника появились последователи. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве.
Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. В 1948 году он окончательно поселился во Франции. Свадьба казалась для всех делом решенным, но состоялась она лишь спустя четыре года. Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека.
Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. На юге Франции начинается последний этап жизни Шагала.
Всего к 1931 году для «Басен» были сделаны около 100 эскизов. В 1912 году Шагал впервые выставил свои работы на Осеннем Салоне.
Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события.
Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века. Летом 1914 Шагал провел выставку своих работ в редакции немецкого журнала «Штурм», затем отправился в Витебск. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Разумеется, учиться на нелегальном положении было трудно.
Как решить задачу, я не знаю. Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин.
Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. Он делал зарисовки в реалистичном стиле, например «Раввин из Витебска» (1914). Эти произведения были написаны маслом на холсте. Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
Однако в этом и заключается феномен творчества Марка Шагала, он умел микроскопические детали расположить так, что они вдруг начинали доминировать на общем фоне. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. Автор иллюстраций к Мёртвым душам Н. В. Гоголя (офорт, 1923-27) и Библии (литография, 1931-36), ряда декоративных произведений (панно для Камерного еврейского театра в Москве, 1920, ГТГ роспись плафона Гранд-Опера в Париже, 1964). Шагал удостоился премии Карнеги. Течение русского авангарда было многогранно. В Марселе Шагал был арестован гестапо, но американским друзьям удалось спасти художника.
Причина отъезда русского художника за границу заключается в его не принятии беспредметного искусства в послереволюционный период истории России, в годы бунтарства и новаторства. Это всё, что я могу наскрести. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа».
Начиная как бытописатель, художник быстро переходит в сказочные мотивы. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам.
В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Но только божество это, разумеется, не Аполлон. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). И вот их-то я учил рисованию. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Там было человек пятьдесят сирот.
В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. После этого они приступили к новому проекту – изданию «Басен» Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле XVIII века. В этот период его определяют два направления: библейская тема и современная история. И я понял: это моя жена.
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие.
Именно там он впервые ощутил особую связь человека и животного, которую пронес через все свое творчество («Я И ДЕРЕВНЯ», 1911). Среди направлений внутри данного течения можно выделитьследующие: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм и кубофутуризм. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника.
По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно. Для этого театра художник выполнил семь панно, среди которых были «ВВЕДЕНИЕ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР», «ЛЮБОВЬ НА СЦЕНЕ», «ТЕАТР», «ЛИТЕРАТУРА», а также оформил спектакль по произведениям Шолом-Алейхема. В 1944 году он потерял жену Беллу и только в 1945-м смог вернуться к творчеству. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала.
Он стал больше внимания уделять чистому цвету, насыщенному свету, мастер создал целый ряд натюрмортов, которые назвал «Опытами в цвете и свете» («ЦВЕТЫ МУРИЙОНА», 1926). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. В июле 1973 года в Ницце открывается музей «Библейское послание», разместившийся в задуманном Шагалом здании, украшенном его работами. После возвращения во Францию художник создал цикл картин, посвященных Парижу («ПЛОЩАДЬ БАСТИЛИИ», 1954 «ПЛОЩАДЬ ЛА ТУРНЕЛЬ», 1953). Добужинский и Л. С.
Мир, в котором прошло детство художника, хранил национальные обычаи. Он сумел соединить в своем творчестве древние традиции иудейской культуры с новаторскими приемами. Чистякова и другом И. Е. Их переполняют эмоции. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала».
Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. Для творчества Шагала характерно остросубъективное восприятие действительности. Им больше никто не нужен. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня. Или перед нами искупительная жертва. В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. После завершения Второй мировой войны, в 1947 г. художник с новой женой, дочерью бывшего британского консула Вирджинией Макнилл-Хаггард и маленьким сыном Дэвидом возвращается во Францию.
В то же время творческий мир Шагала неразрывно связан с миром его детства, которое прошло в еврейском квартале под Витебском. Характерным произведением этого периода стала картина «Перья и цветы» (1943). Из своего детства и религиозной среды он вынес почтительное отношение к животным, которые приносят себя в жертву человеку («КАНУН СУДНОГО ДНЯ», 1912). Природа стала для художника олицетворением изначальной чистоты и свежести, а воплощением этих качеств природы стали цветы («ЛАНДЫШИ», 1916, ГТГ «ИНТЕРЬЕР С ЦВЕТАМИ», 1918). Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала. Он сам занимался преподаванием, а также привлек своих друзей из Петрограда.
В столице Шагал ищет себя, меняя учителей и художественные школы, перебиваясь случайными заработками. После путешествий в Грецию Шагал открыл для себя мир античности и создал циклы иллюстраций к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» и «Одиссее». Годы на родине были насыщены событиями. С 1922 жил сначала в Берлине, затем в Париже. В 1920 Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Еврейский камерный театр.
Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Однако учёба стала очередным разочарованием: студент хотел рисовать по-своему и его упрямство раздражало многих педагогов. В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции—Большого креста Почетного легиона, а в 1977-1978 к 90-летию художника устраивают выставку его работ в Лувре. Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком.
От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Осенью 1915 Шагал вместе с женой переехал в Петроград, где участвовал в многочисленных выставках («Бубновый валет» в Москве, «Современное русское искусство» в Петрограде). Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. Глава семейства Хацкель Мордухов Шагал работал грузчиком в лавке торговца селедками. Правительство Франции придало этому своеобразному шагаловскому «храму» статус национального музея.
Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил.