А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. В работах художника прослеживаются черты как сюрреализма, так и экспрессионизма. Ты закружил меня в вихре красок. Город стал для него воплощением радости и света.
Как решить задачу, я не знаю. В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. (картина Рождение ребенка 1911 г). В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. И вот их-то я учил рисованию. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго.
Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Это уже своего рода мировая consecration.
Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Марк говорил Дэвиду, что если лист зарисовать целиком, то картина научится летать. Скорбная еврейская серьезность смыкается здесь с простодушной серьезностью французского примитива (Раиса Мартинен, Шагал или Чарующая буря, 1948). В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Но вот эта новая демонстрация упражнения с ограниченным количеством реквизитов не только меня не огорчила, но она пленила меня, а, главное, не получилось от этого сеанса впечатления трюкажа или хотя бы до полного бесчувствия зазубренного фокуса. Люди в панике.
Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Также Марк Шагал создал мозаики для здания Парламента в Израиле, два живописных панно для Метрополитен-оперы в США. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». Отец учил Дэвида рисовать и прививал любовь к искусству, они много раз бывали в Лувре.
Несколько мужиков в другом углу комнаты ведут разговор, они ярко освещены – на них снизошло озарение. Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Как-то еще досвадьбы Белла пришла кМарку надень рождения сбукетом цветов иэто настолько вдохновило художника, что онтутже сделал набросок будущей картины.
В Петербурге в те годы выпускались авангардистские художественные журналы, проходили выставки современного западного искусства. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Прежде всего он отправляется в Лувр.
Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства).
И эта признанность может считаться вполне заслуженной. Однако продержался он не слишком долго. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников». Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». Иисус показан как символ страданий всего человечества. С 1950-х гг.
Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. В Париж Шагал влюбился сразу. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Среди знакомых Шагала – известные мастера живописи и слова А. Модильяни, Г. Аполлинер, М. Жакоб. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной.
Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными.
Это всё, что я могу наскрести. Ползал и подбирал. Решено. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». В это же время завязывается сотрудничество с руководством Еврейским камерным театром – так он впервые занялся сценографией. Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы.
Звягинцевой. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни».
Эти так называемые «левые» художники занималисьоформлением всех революционных праздников, состояли в аппаратахуправления государственных художественных институтов. Набрасывались на краски, как звери на мясо. Она смотрит— о, её глаза. Тогда было принято не просто создавать художественныеполотна, но и защищать новое искусство различными способами, такимикак дискуссии, диспуты, манифесты и т. д. В 1922 году академические художники-реалисты создали АХРР (Ассоциацию художников революционной России), выдвинув против авангардистов политические обвинения. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге.
На бледном лице сияют глаза. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом».
В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. Это главное в жизни. В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж.
Только сострадание Иисуса смягчает и приглушает боль. Но запомни: денег у меня больше нет. Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида.
Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек.
В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. Шагал — художник подлинный и то, что он со всей искренностью еще скажет, будет всегда значительно и интересно. Нет в них ни стройной мелодичности, ни налаженной гармонии, нет и какой-либо задачи, проведения какой-либо идеи. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение.
В Париже Шагал заново для себя открывает живопись. Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. С 1950-х гг.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. И все же знатоки и ценители поражались. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. В еврейских местечках искусство не жаловали, но мать Шагала, видя художественные способности мальчика, отдала его учиться живописи Иегуди Пэну, ученику Ильи Репина.
Марк Захарович Шагал родился 7 июля 1887 году в еврейской семье на окраине Витебска (нынешняя Республика Беларусь). Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. Течение русского авангарда было многогранно. Шагал придумывал разные уловки, чтобы заинтересовать сына рисованием.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. У него был один брат и пять сестёр13.
Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. 60-е годы ознаменовались поворотом к монументальным искусствам: от керамики и витражей Шагал перешёл к скульптуре, мозаике, шпалерам.
На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Затем в жизни Марка произошел целый каскад событий и все они были связаны с его переездом в Петербург. Там было человек пятьдесят сирот.
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819. Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. Среди всех авангардистов особенно выходят на передовые позицииКандинский и Малевич, которые в 1918 году становятся главными худож-никами Петрограда.
Там синее небо, облака зовут нас (Белла Шагал, Горящие огни). И я понял: это моя жена. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала.
Но его радость была недолгой. Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. Это и Витебск и Париж одновременно.
Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». Короче говоря, они влюбились друг в друга с первого взгляда. Шагал работает над портретом супруги «Белла вЗеленом», 1935г. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало. После освоения азов образования в школе, до начала Первой Мировой войны, начиная с 1907 по 1910 год он успел немного поучиться живописи в Петербурге. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства. Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов.
Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос.
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. В то время он был в Европе. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. В 1919 году Шагал открывает Витебское художественное училище.
Можно отметить явное портретное сходство фигур с самим Шагалом и Розенфельд, поэтизацию пейзажей Витебска. В 1914 он возвращается в Витебск где женится на Белле, которая станет его музой. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415.
Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. По приказу министра пропаганды фашистской Германии Пауля Йозефа Геббельса в 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме. Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку. Не терпелось, чтобы все заработало. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет.
Счастье написано на лицах этих двоих. Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище.
Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Как жадно они рисовали. Шагал уехал с семьёй в Москву.
Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». С 1950 года начал работать в керамике, в 1951 году сделал первые скульптурные работы, с 1957 года занимался витражами, с 1964 года – мозаикой и шпалерами. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии.
Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине.
Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург.
Умер во Франции в возрасте 98 лет. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. У его ног горит семисвечный светильник. В 1948 он окончательно перебрался во Францию.
Долгое время о семилетних отношениях Шагала с Хаггард умалчивалось, во многом стараниями его второй жены Валентины, фактически наложившей табу на одно лишь упоминание греховного романа. Они открывали настежь окна и рисовали. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно.
Это единение с большой Вселенной. Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал». Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год). Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира.
С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом. Кроме того, необходимо было искать средства. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Высылать ничего не буду. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь.
Осенью 1945-го она узнаёт, что беременна. Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Там он проучился 2 месяца. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов.
В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно. Ивнезапно тыотрываешься отземли итянешь меня засобой.
(Явсе еще держу цветы) Тыбросаешься кполотну, дрожащему под твоей рукой. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить.
Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. Настоящее имя Мойше Сегал. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события.
Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20. После этого он переезжает в Петербург, но постоянно наведывается в родной город.
В небе горестно причитают евреи. Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). Затем следует Вторая мировая война. В них – неудержимое желание летать. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже.
В августе 1910 года Марк уехал в Париж. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Картина одновременно и реалистична и наполнена разнообразными символами.
В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Белорусско-еврейско-французский художник. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете.
Это мои глаза, моя душа. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. Похоронен на местном кладбище. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие.
Шагал Марк Захарович (наст. Белла вспоминала отом дне: «Недвигайся, стой, где стоишь. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Он очень естественно изображал фантастические вещи. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году.
Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Обмакиваешь кисти. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30. Свободное русское искусство было просто на взлёте.
Семь лет изобилия. Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме. И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Но, несмотря на это жизнь молодого Шагала в столице была часто сопряжена с трудностями и лишениями.
Шагал познакомился с ней еще в 1909 году в Витебске, спустя несколько лет парижских скитаний, о которых мы уже писали, женился и прожил с ней три десятка лет, вплоть до ее смерти в 1944-м. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь.
Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». Горят синагоги, дома, бегут, спасаясь, люди. Их переполняют эмоции. Но буйство внешнего мира редко волновало влюбленного в живопись, начинающего художника.
Первая выставка в Беларуси состоялась в 1987 году. Живописная система Шагала формировалась под влиянием различных факторов, парадоксально, но органично переосмысленных и образующих единое целое. И я понял: это моя жена. — я тоже. Можешь не рассчитывать». Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам.
Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств. У художника появились последователи. Марк Шагал (1887-1985). Я все еще держала цветы. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж).
Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Шагал удостоился премии Карнеги. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала.
Шагал приобрёл известность в Российской империи. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала. Но только божество это, разумеется, не Аполлон. Марк Шагал — библейский художник даже не потому, что часто обращался к сюжетам Священного Писания, а так как сохранил его дух в своих произведениях — дух славословия и молитвы, дух созерцания и хвалы, дух притч и псалмов.
Шагал больше не мог оставаться в оккупированной фашистами Франции, вот таким образом принимает приглашение руководства Музея современного искусства в Нью-Йорке переселиться в Америку в 1941-ом году. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением.
Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
1-ый парижский период. Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека. Он оказался в ловушке. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Столица империи представлялась ему землей обетованной.
Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи.
Художник продолжал иллюстрировать книги, писал фрески и делал витражи для соборов и синагог. Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию. Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. С 1906 года учился живописи у другого белорусско-еврейского художника Юделя Пэна. Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса.
Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Нам хочется наволю, сквозь оконные стекла. Сам знаешь. Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед.
Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос».
Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой. Между ней и Шагалом завязался роман. Он написал сотни полотен.
Одна из первых работ мастера в стиле кубизма. С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование. Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. Она молчит, я тоже. Это Божий мир. А еще «Прогулка» стала частью триптиха.
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Хотя он проучился всего 2 месяца, но это обучение стало точкой отсчета творческой деятельности Шагала.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Рассматривая картины Шардена, Фуке, Рембрандта, он намечает для себя новый путь. Сегодня твой день рождения. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Его освещает яркий луч света. День рождения, 1915г. Безысходная нищета. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим.
Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. Отец объяснял это тем, что жара мешает картинам взлететь. В 1922 году художник перезжает в Литву, затем в Германию, а в 1923 году – в Париж. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27.
Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. Стой, не двигайся. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен».
Там синее небо, облака зовут нас». Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Они поженились 25 июля 1915 года, Белла была для Шагала не только верной и любящей женой, но и музой, дающей силы на новые подвиги. В этой и ряде других работ схожей тематики этого периода, отчетливо присутствует драматичный красный цвет, звучащий как пророческое предостережение.
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Большие, выпуклые, чёрные.
Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. «Продавец газет» — картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом.
Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи». В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали. Кисточки окунались в краски.
Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия». Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года.
На все оставшиеся годы Вирджиния переселяется в Бельгию. Хлещет красный, синий, белый, черный. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины.
Тызакружил меня ввихре красок. Им больше никто не нужен. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам.
Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами. С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)». И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня.
Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу.
Любовью инежностью переполнена картина «День рождения». К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут.
Или перед нами искупительная жертва. Работы Шагала не иллюстративны. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». И я не щадил ни себя, ни других. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества.
Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Внем настоящее искусство: вот все мое мастерство ився моя религия».
С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». В ихподходах к пониманию живописи и её предназначения были существенные различия.