На следующий год у них родилась дочь Ида, впоследствии биограф и исследователь творчества Шагала. Дочь стала биографом и исследователем творчества Шагала, организатором его выставок и самым искренним помощником. Брак с Валентиной стал неоднозначным событием в биографии Шагала.
Биографические рассказы о Марке Шагале иллюстрированы редкими фотографиями, сделанными в разные периоды его жизни и репродукциями его картин. Там в биографии Шагала проходило обучение под руководством Л. Н. Мой мир первая автобиография Шагала, до сего времени лежавшая в рукописи и частично напечатанная на идише в 1925 году, а также несколько воспоминаний о близких ему людях.
Всемирную славу завоевала автобиографическая книга Марка Шагала Моя жизнь. Моя жизнь автобиографический роман, документально-поэтическое повествование, написанное Марком Шагалом, великим художником, чья жизнь волей исторических сдвигов разделилась между Витебском и Парижем, между Россией и Францией. Среди других известных в биографии Марка Шагала работ: «I and the Village» (1911, музей современного искусства, Нью-Йорк), «The Rabbi of Vitebsk» (институт искусств, Чикаго).
Вслед за ним отплыл пароход, транспортирующий его работы общим весом 600 килограммов. В конце концов, отложив дрязги друг с другом, они дружно ополчились на меня. В центре художественного мира Шагала изначально автобиографичного и лирически-исповедального, — семья, дом, любимый Витебск. Сам знаешь. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Можешь не рассчитывать».
Родился Шагал в семье приказчика, был старшим ребенком из девяти детей. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. ШАГАЛ, МАРК ЗАХАРОВИЧ (Chagall, Marc) (наст. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Со временем на первый план выходит тема страстной любви – с художником и его первой женой, Беллой Розенфельд, в качестве главных героев (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Высылать ничего не буду.
Возможно, этим влиянием объясняется появление в искусстве Шагала угловатых и линейных форм (Я и деревня, 1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства), а также мерцающего, причудливого колорита. Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Это мои глаза, моя душа. По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально — экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
В 1920году Шагал уезжает в Москву и по рекомендации А. М. Эфроса устраивается работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Он принимает участие в художественном оформлении театра: сначала рисует настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Согласно другой версии, они познакомились, когда Ида искала для него переводчика с английского (художник в самом деле плохо говорил по-английски). С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище. Работу он получил по рекомендации А. М. Эфроса.
Центральными работами первого парижского периода становятся такие картины, как «Я и моя деревня» (1911. 25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его.
Художник абсолютно оглушён настигшим горем и только спустя девять месяцев берёт в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: «Свадебные огни» и «Рядом с ней». Именно в Париже Мойша Сегал переделал свое имя на французский манер. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. В них – неудержимое желание летать. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
В 1909 пишет «Портрет моей невесты в черных перчатках» (Кунстмузеум, Базель, Швейцария), «Семья (Святое семейство)» (Национальный музей современного искусства, Париж). Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами» (1912. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием.
Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу).
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Отныне он – Марк Шагал.
В 1967 году участвовал как художник в постановке «Волшебной флейты» Моцарта в том же Метрополитен-опера. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить.
В конце мая художник отправляется в Каунас для организации там своей выставки. Официальное открытие учебного заведения состоялось 28 января 1919 года. Белла происходила из семьи состоятельных витебских ювелиров. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год).
Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. В 1923 году он с семьей переехал в Париж. Там было человек пятьдесят сирот. Осенью 1909г.
Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», 1912 (частное собрание, Германия), «Молящийся еврей», 1912-13 (Национальный музей, Иерусалим, Израиль), выведшие Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Отец учил Дэвида рисовать и прививал любовь к искусству, они много раз бывали в Лувре.
Ползал и подбирал. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Но запомни: денег у меня больше нет. Там он проучился 2 месяца.
Марк говорил Дэвиду, что если лист зарисовать целиком, то картина научится летать. И я понял: это моя жена. Но его радость была недолгой. С 1900 по 1905 г. Шагал учился в Витебском четырёхклассном училище. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
Картины Шагала наполнены радостной безмятежностью (Над городом, 1914 – 1918, Третьяковская галерея) или трагическим предчувствием беды, катастрофы (У времени нет берегов, 1930 – 1939, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду. Визионерская (сновидческая) сущность произведений, сопряженная с фигуративным началом, с глубинным «человеческим измерением», сделала Марка Шагала предтечей таких направлений, как экспрессионизм и сюрреализм.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Он предложил Шагалу создать картины специально для очередного Осеннего Салона в Германии. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически-исповедально. По его заказу художник выполняет иллюстрации к Библии (свыше 105), что предопределяет главную тему его позднего творчества — библейскую. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух.
К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). В 1930–1931 начинается сотрудничество Шагала с издателем А. Волларом. В предреволюционные витебские и петроградские времена были созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», все 1914, «Красный еврей», 1915, Русский музей), картины из цикла «любовники» («Голубые любовники», 1914, «Зеленые любовники», 1914-1915, «Розовые любовники», 1916 и др. ), жанровые, портретные, пейзажные композиции («Зеркало», масло на картоне, 1915, Русский музей, «Портрет Беллы в белом воротничке», масло, 1917, Национальный музей современного искусства, Париж и другие).
Как пишет А. Шапиро в книге «100 великих евреев», до Шагала не было великих еврейских художников по причине строжайших религиозных запретов: «Библейский запрет изобразительного искусства подавлял какие бы то ни было творческие порывы изобразить образы живыми красками. Осенью 1945-го она узнаёт, что беременна. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск.
Над городом в небе летят мужчина и женщина. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже, в колонии художников «La Ruche» («Улей»), сблизившись с Г. Аполлинером, М. Жакобом, А. Сальмоном, Р. Делоне и другими авангардистами. Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. В предреволюционные витебские годы художником созданы эпически монументальные типажные портреты («Продавец газет», «Зеленый еврей», «Молящийся еврей», «Красный еврей») жанровые, портретные, пейзажные композиции: «Зеркало» (1915, Русский музей), «Портрет Беллы в белом воротничке» (1917, Национальный музей современного искусства, Париж) и др. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Корова, петух, лошадь или осел, несколько музыкальных инструментов, цветы, крыши домов родного Витебска.
Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. Октябрьскую революцию 1917 года Шагал воспринял с энтузиазмом. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене. И я не щадил ни себя, ни других. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда.
В 1906 занимался в частной школе Ю. М. Пэна. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. К этому моменту были готовы 66 эскизов. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. На бледном лице сияют глаза. Звягинцевой.
Он делал зарисовки в реалистичном стиле, например «Раввин из Витебска» (1914). Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». Талант художника проявился еще в ранней юности.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Летом 1945 Ида наняла для отца сиделку. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма.
-1944), в 1916 году родилась их дочь Ида (1916-1994). — я тоже. Его работы – это еще и десятки витражей в соборах Европы и в зданиях по всему миру, где живет множество людей, которые знают, кто такой Марк Шагал. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. В 1910 году он переходит в школу искусств Е. Званцевой.
Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Они открывали настежь окна и рисовали. Ползал и подбирал. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала. Здесь его приняли, а учил Н. Рерих.
Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Васильевича Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Первое полное издание мемуаров было осуществлено в 1931 году парижским издательством «Сток» в переводе на французский Беллы Шагал.
Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). И вот их-то я учил рисованию. В 1922году вместе с семьей уезжает сначала в Литву (в Каунасе проходит его выставка), а затем в Германию. После этого они приступили к новому проекту – изданию «Басен» Жана де Лафонтена с иллюстрациями Шагала в стиле XVIII века.
С 1953 по 1956 год Шагал много рисовал виды Парижа, не забывая при этом родной Витебск. Очень скоро художник освоился и стал чувствовать себя в Париже как дома. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Все издания содержали красочные иллюстрации Шагала. В Париже художник знакомится с издателем Амбруазом Волларом. В 1915 Шагал женится на Белле Розенфельд и со временем в его творчестве на первый план выходит тема страстной любви: «Над городом» (1914–1918, Третьяковская галерея, Москва), «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «День рождения» (1915–1923) и картины цикла «любовники»: «Голубые любовники» (1914), «Зеленые любовники» (1914–1915), «Розовые любовники» (1916).
Она молчит, я тоже. В 1955 начинается работа над так называемой «Библией Шагала» — огромным циклом живописных полотен, рисунков, эскизов, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). К середине 20 в. его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое звучание.
Характерным произведением этого периода стала картина «Перья и цветы» (1943). Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. На бледном лице сияют глаза. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.
Сам знаешь. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. Это мои глаза, моя душа.
Но начинается Первая Мировая война и возвращение в Европу откладывается на неопределенный срок. Это и керамическое панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и витражи собора в Меце и в синагоге медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима и в церкви Фраумюнстер в Цюрихе и в соборах Реймса, Майнца (Санкт-Штефан) и многих других. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Вдоль забора расположены маленькие деревянные домики и сарайчики, утопающие в лёгкой дымке.
Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Беллой Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. На одной из знаковых работ того периода он изобразил комнату в Витебске, за окном которой виден Париж или, как его назвал художник, «второй Витебск». В конце концов, в 1909 году Шагал решил вернуться в родной Витебск. Она смотрит— о, её глаза.
Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Можешь не рассчитывать».
В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк)— принцип, которому он остался верен до конца жизни. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары».
В тридцатые годы в Европе нарастал антисемитизм. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго) — принцип, которому он остался верен до конца жизни. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887 в семье приказчика. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение. Переехав летом 1922 года из Каунуса в Берлин, Марк Шагал познакомился там с владельцем картинной галереи и издателем П. Кассирером, который решил издать мемуары художника с его собственными иллюстрациями. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
С тех пор жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). С тех пор ее образ стал часто появляться в творчестве художника: «Вокруг нее» (1945), «Свадебные свечи» (1945), «Ноктюрн» (1947). В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция». Она смотрит— о, её глаза. Это единение с большой Вселенной. Издатель предложил живописцу сделать иллюстрации к французскому изданию произведения Гоголя «Мертвые души». Он очень естественно изображал фантастические вещи.
С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Движимый священным рвением, я призывал следовать своему примеру остальных, но они кисли и клевали носами. В 1972-м он изготовил мозаику «4 времени года» для Национального банка в Чикаго.
Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. В Париж Шагал влюбился сразу.
В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». У художника появились последователи. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Автопортрет с семью пальцами, 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма («сюрнатурализмом» назвал его творчество Аполлинер).
В столице, на которую Марк возлагал большие надежды, его ждало разочарование. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. А потом зубоскалили издеваясь над этими ночными бдениями, над порядками в школе, над моими привычками и убеждениями. Творчество последнего преломилось у Шагала в своеобразной интерпретации кубизма. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги— отец швырнул их под стол.
Однако продержался он не слишком долго. Решено. И отец будущего художника, Хацкл-Мордхэ (по-русски Хацкель-Мордух) и его мать, Фейгэ-Итэ, происходили из местечка Лиозно и значительную часть детства Марк Шагал провёл в доме своего деда в этом местечке. Большие, выпуклые, чёрные. Париж Шагал полюбил сразу.
Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Позже художник вспоминал: «Я жил и работал в Америке в то время, как человечество переживало всеобщую трагедию». — я тоже. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни30.
Но запомни: денег у меня больше нет. С 1955 началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. На бледном лице сияют глаза.
Она молчит, я тоже. На все оставшиеся годы Вирджиния переселяется в Бельгию. — я тоже. По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964), а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью – Йорке 2 панно.
Зеленые, красные, желтые краски покрывали всю поверхность листа, но их творения все не улетали. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало, это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Его мобилизовали в армию. До сих пор не существует полного каталога работ величайшего художника, настолько огромно его творческое наследие. Художник подрабатывал ретушёром в студии Жаффа, но денег катастрофически не хватало.
Характерные мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж) включают творчество молодого мастера в круг художников «Еврейского возрождения» 1910-х годов с его пафосом «возврата к истокам», к библейскому наследию. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Впрочем и я терпением не отличался, что правда, то правда. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Это знакомство дало начало новому периоду в творчестве Шагала.
Его учителями здесь были Леон Бакст и Мстислав Добужинский. Освоив различные гравюрные техники, по заказу А. Воллара создал (в 1923–1930) островыразительные иллюстрации к Мертвым душам Н. В. Гоголя и Басням Ж. де Лафонтена. В том же году некоторые его работы были продемонстрированы на организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство» – он оказался в компании таких выдающихся живописцев, как Отто Дикс, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Оскар Кокошка. Большие, выпуклые, чёрные. Она молчит, я тоже. С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Решено. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. отчество Хацкелевич) (1887–1985), художник, один из лидеров мирового авангарда 20 в., шедший в то же время самобытным путем сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. У него был один брат и пять сестёр. Юношу принимает в свою студию знаменитый витебский художник Юдель (Юрий) Пэн.
Столица империи представлялась ему землей обетованной. Кроме того, необходимо было искать средства. Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию. Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости.
Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Документальный фильм Кима Эванса (пр-во ГДР) Мир, оживающий на полотнах одного из самых известных представителей художественного авангарда XX века, открыто обращается к иной реальности. Список насчитывал порядка двух тысяч выдающихся деятелей.
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. С 1950-х гг. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»).
В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам.
В 1944 году умерла жена Шагала. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов», 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
В 1909—1911г. С 1922 жил сначала в Берлине, затем в Париже. Вещи, преображенные кистью Шагала, приобретают как бы человеческие повадки и характерные лица — «Окно в сад» (ок. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда), несколько лет обучался в хедере (начальной еврейской школе), а затем и в обычной школе. Она смотрит — о, её глаза.
Летом 1915 года состоялось бракосочетание Марка Шагала и Беллы Розенфельд (1892. Она молчит, я тоже.
Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен». Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города.
В 1921году художник работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа».
И я понял: это моя жена. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Начинает творить в духе «сверхнатурализма» («сюрнатурализм» — такой термин употребляет по отношению к искусству Шагала Аполлинер).
Она молчит, я тоже. Большие, выпуклые, чёрные. По приказу министра пропаганды фашистской Германии Пауля Йозефа Геббельса в 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Ещё один важный цикл военной поры – «Деревня и война». За четыре года в Париже Шагал написал «Я и деревня» (1911), «Автопортрет с семью пальцами» (1912), «Скрипач» (1912), «Париж из окна» (1913) и др. В результате в 1948 году были изданы «Мертвые души», в 1952-м – «Басни», а в 1956-м – Библия.
Художник с радостью принял предложение и в сентябре 1913 года выехал в Берлин. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Это всё, что я могу наскрести. Вместе с Ю. Пэном он ходил на этюды.
Всего к 1931 году для «Басен» были сделаны около 100 эскизов. — я тоже. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные. Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек — школе Герье в Москве. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
В 1912 Шагал впервые выставляется на Осеннем салоне посылает свои произведения на московские выставки «Мир искусства», «Ослиный хвост», «Мишень». Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Это мои глаза, моя душа.
Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Материнство. Шагал Марк Захарович (наст. И наконец, в 1914 году, в Берлине, прошла его первая персональная выставка в галерее «Штарм», поразившая художественную общественность Германии. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска.
Годы в Санкт-Петербурге он впоследствии назовёт потерянными. Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда – в Германию. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. Экспрессионистом и сюрреалистом, по замечанию современников, художника делает некая «сновидческая» сущность его произведений, сопряженная с глубинным «человеческим измерением».
По заказу израильского правительства он оформил здание парламента в Иерусалиме.
По заказу того же Воллара Шагал выполняет в технике черно-белого рисунка островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя и «Басням» Ж. де Лафонтена. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой.
Шагала стали: «Я и моя деревня», 1911 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим», 1911-12 годы (Национальный музей современного искусства, Париж), «Автопортрет с семью пальцами», 1912 год (Стеделик музеум, Амстердам, Нидерланды), «Голгофа», 1912 год (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и другие. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Затем следует Вторая мировая война. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Семь лет изобилия. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
Решив, что его ученичество окончено, в августе 1910 художник уезжает в Париж, где поселяется в артистической колонии «Улей». Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Так появились полотна «Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Жёлтый Христос». 7 сентября 1941 года семейство, на тот момент осевшее в Марселе, отправилось в США на португальском пароходе, отплывающем из порта в Лиссабоне.
Наряду с другими авангардистами – кубистами, экспрессионистами, примитивистами и многими другими – он был отнесён к так называемым «дегенеративным» художникам. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию.
Он оказался в ловушке. С 1920 года, по протекции А. М. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Шагал придумывал разные уловки, чтобы заинтересовать сына рисованием. Такое окружение стало плодотворной почвой для развития любого направления в искусстве. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
В 1958 году художник был приглашен для оформления постановки балета М. Равеля «Дафнис и Хлоя». Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Произведениям Шагала присущи ирреальные пространственные построения, яркая эмоциональность цветового строя, выразительный, мягко-живописный рисунок (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Над Витебском, 1914, собрание Зак, Торонто). В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон».
Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Город стал для него воплощением радости и света. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Музей современного искусства, Нью-Йорк), «России, ослам и другим» (1911–1912.
Осенью 1923года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уезжает в Париж. Одним из аспектов творчества Шагала была графика, которой он обучался в Берлине. Внес выдающийся вклад и в сценографию (нью-йоркские спектакли по балетам Алеко на музыку П. И. Чайковского в постановке Л. Ф. Мясина (1942) и Жар-птица И. Ф. Стравинского в постановке Дж. Баланчина и др. ).
Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта. Затем Шагал с Волларом приступили к созданию иллюстрированной Библии. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями Шагала — росписями плафона парижской Оперы (1964) и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1965), мозаикой «Четыре времени года» на здании Национального банка в Чикаго (1972) — радикально обновляют язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
На формирование художника большое влияние оказали А. Модильяни, П. Пикассо. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Амстердам, Нидерланды), «Голгофа» (1912. Беременная женщина», «Париж из окна» (обе — 1913) и другие.
Она смотрит — о, её глаза. В 1907 году М. Шагал уезжает в Петербург на учебу. На бледном лице сияют глаза. Все это время художник продолжал работать над картинами, задуманными еще в Европе.
В Москве написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра (1920–1922, Третьяковская галерея), тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. — я тоже. Как-то раз вернувшись из командировки Шагал с удивлением обнаружил на родной школе вывеску «Супрематическая академия». Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями мастера (росписи плафона парижской Оперы (1964) и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (1965), мозаики Четыре времени года на здании Национального банка в Чикаго (1972) и др. ) радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей— единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. В 1907 году Марк отправился в Петербург имея 27 рублей в кармане. На русском языке она была впервые выпущена в 1994 году московской фирмой «Эллис Лак» и проиллюстрирована рисунками и офортами «Дом на Песковатиках», «Улица», «Дом на улице Покровской», «Витебск.
И все же знатоки и ценители поражались. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. С собой он взял картины «России, ослам и другим», «Посвящение невесте» и «Посвящение Христу (Голгофа)». Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Париж Шагал полюбил сразу. Сандрар придумал название для знаменитой картины «России, ослам и другим». Высылать ничего не буду. С тех пор «Моя жизнь» М. Шагала неоднократно переиздавалась на многих европейских языках.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Это мои глаза, моя душа. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой.
Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства. Железнодорожная станция» и др. Шагал Марк Захарович (Chagall) (7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Беларусь) — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция), российский, белорусский и французский художник и график. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). (1907-09).
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно. Но этих месяцев оказалось достаточно, чтобы маэстро полюбил своего ученика. В последний этап своей жизни Шагал все больше и больше работает в монументальных видах искусства, занимался мозаикой, керамикой, шпалерами, скульптурой. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала.
Мне хотелось совместить воедино академию, музей и общественные студии. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Отец объяснял это тем, что жара мешает картинам взлететь. 1-ый парижский период.
Он написал сотни полотен. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары». Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Но настоящим достижением стало открытие Школы искусств.
В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Как и многие другие художники, он с воодушевлением принял Октябрьскую революцию и активно включился в организацию новой культурной жизни России. Не терпелось, чтобы все заработало. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее.
И я понял: это моя жена. 25 июля 1915года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В августе 1944года Шагалы с радостью узнают об освобождении Парижа. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Автор иллюстраций к Мёртвым душам Н. В. Гоголя (офорт, 1923-27) и Библии (литография, 1931-36), ряда декоративных произведений (панно для Камерного еврейского театра в Москве, 1920, ГТГ роспись плафона Гранд-Опера в Париже, 1964). Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).
В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Для творчества Шагала характерно остросубъективное восприятие действительности. Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее.
Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Но постоянные идейные споры с местным руководством вынуждают его переехать в Москву. В 1964году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972). И я понял: это моя жена. С этого момента Вера стала частой героиней его картин, таких как «Двойной портрет со стаканом вина» (1917), «Прогулка» (1917), «День рождения» (1915-1923). Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915). И я понял: это моя жена.
25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Она смотрит— о, её глаза. Центральными работами первого парижского периода М. З.
Свою художническую биографию Шагал начинает с картины «Покойник (Смерть)» (1908, сейчас эта работа хранится в Национальном музее современного искусства в Париже). Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Как жадно они рисовали. Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал». 1985 – Марк Шагал.
Из книги Марка Шагала «Моя жизнь» Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. «Всё покрылось тьмой». С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой.
В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. Это всё, что я могу наскрести. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Шагал уехал с семьёй в Москву. Шагал приобрёл известность в Российской империи. Между ней и Шагалом завязался роман. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». С первыми своими работами Шагал впервые экспонируется на выставке школы в помещении журнала «Аполлон» весной 1910. 1917), «Интерьер с цветами» (1918), — а подчас вырастают до пространственно-временных символов космического масштаба («Часы», 1914). С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза».
Часто он писал автопортреты, несколько раз участвовал в парижских художественных салонах. В 1910-14 жил в Париже, где испытал влияние кубизма. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). А. С. Пушкина свои работы. В 1921 году театр Грановского открывается спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Работа над иллюстрациями к Библии по заказу Воллара (1930–1931) предопределила главную тему его позднего творчества.
Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни». «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие.
Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Для простых, не искушенных любителей искусства картины Марка Захаровича – обычные детские сны. Вишистское правительство постановило, что «Моисей Шагал, художник, российский еврей, получивший французское гражданство в 1937 году интереса для французской нации не представляет». Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Учился в Петербурге у Л. С. Бакста и др.
Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я — вдруг озаряет меня. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
В те годы Шагал написал такие картины, как «Мертвец» (1908) и «Невеста в черных перчатках» (1909). отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Набрасывались на краски, как звери на мясо. К первой годовщине Великой Октябрьской Революции ему поручили украсить город. Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен.
Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. В 1939 году началась Вторая мировая и немцы оккупировали Париж. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.
Так как стипендии хватало в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей» — дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. Большие, выпуклые, чёрные. Марк Захарович Шагал (урождённый Мойше Шагал или в русской транскрипции Мовша Хацкелевич Шагалов) родился 24 июня (6 июля) 1887 г. в еврейской семье в местечке Лиозно близ Витебска (в 40 км к западу) или (по другим данным) в самом Витебске, в черте еврейской оседлости Российской империи.
В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). Светлую мастерскую Шагала на последнем этаже «Улья» посещали в разное время Бакст, Винавер, Блез Сандрар, Гийом Апполинер и на то время никому не известный журналист Анатолий Луначарский. Леон Бакст тогда был самым модным театральным оформителем и Шагал стал частым посетителем его художественной студии. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.
Это мои глаза, моя душа. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. В 1933 году в швейцарском городе Базель состоялась грандиозная выставка произведений Шагала, которая еще больше закрепила его известность в Европе. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался». С 1950-х гг. Отсюда ошеломляющая экспрессия цвета и формы, фантастические метаморфозы предметного мира.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище.
Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. вот таким образом эскизы были выполнены в черно-белом цвете. Шагал как предвестник лучшей действительности, в которой все старое горе преодолено счастьем, летящим на крыльях любви. Художник дарит Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни.
В городе же я стал знаменитостью и успел выпустить не один десяток художников». У него был один брат и пять сестёр. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Летом 1914года художник приезжает в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу.
В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.