Поль Сезанн краткая биография французского художника, представителя постимпрессионизмаизложена в этой статье. В своей биографии Поль Сезанн развивал новый тип пространственных образцов.
В середине 1890-гг. старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж).
Дабы слово не расходилось с делом, он в два раза уменьшил его содержание. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». на пленэреПленэр (французское plein air, буквально — открытый воздух), в живописи — воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы., овладел техникой мелкого мазка. Поль получает от отца ежемесячное содержание в 100 франков.
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Долго выдержать такое напряжение было невозможно. Пока его современники Писсаро или Моне писали идиллические виды парижских окрестностей, он создавал эротические и часто страшные полотна, которые смущали и беспокоили его друзей. У мальчика не было друзей из-за того, что его отец пользовался плохой репутацией как человек. Виктории.
Однако, холодная реакция публики по отношению к работам Сезанна на этой и на последующей выставке импрессионистов 1877года заставили его порвать с этой группой художников. Она была старшей дочерью фермера Клода Антуана Фике (1807-1889) и Мари Катрин Депре (или Депрей 1821-1867), отец которой был кузнецом. Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея.
В 1872 году Гортензия родила Полю сына. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). Поль открыто показывал свой характер и свои эмоции в каждом полотне.
Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины Увертюра к Тангейзеру). Он совершенно полностью отрицал Ван Гога и Гогена как художников считая их работы детскими. Развивая мысли Сезанна о геометризации природных тел, они приходили порой к отвлеченным схемам (кубизм).
Я не выношу, когда ко мне прикасаются и идет это с очень давних времен. Он говорит, что для написания пейзажа ему необходимо знание его геологии. Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (Убийство, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа суета сует (Натюрморт с черепом и подсвечником, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (Оргия, 1864-68, частное собрание, Париж). В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство.
В пейзажах Сезанна почти не встречаются совершенно прямые линии: они то изгибаются, то имеют наклон. Как отметил Лионелло Вентури, они то предшествуют картине, то появляются вслед за ней. Произведения Сезанна 60-х гг., с их тяжеловатой вещественностью письма и тёмными тонами палитры, отмечены воздействием Г. Курбе (Печка в мастерской, 1865-68). Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея.
Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-1870, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей д39Орсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициямТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Ярлык был готов. Классицизм прославляет разум – романтизм возвеличивает чувство. Покинув Париж, Сезанн переехал в Прованс.
Нелестный вердикт обрек Ортанс Фике на забвение. Сезанн никогда не вкладывал в своё творчество такие прямые, символические смыслы.
Но при одном только взгляде на такие его монументальные картины, как автопортрет (1879—1885), «Пьеро и Арлекин» (1888), «Персики и груши» (1888—1980), кажется, что художник все заранее просчитал и продумал. Пожилой организм не смог справиться с болезнью и художник скончался в 1906 году. Никаких слухов о ее прошлом до нас не дошло, хотя подобное положение молодой девушки могло навести на любые мысли. Под влиянием Писсарро художник начал писать этюдыЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Сезанн стал в итоге родоначальником живописи форм в европейском искусстве, одним из направлений которой вскоре после Сезанна был кубизм. В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы.
Возвратившись домой, он недолго работал в банке, а потом вернулся в Париж. Здесь мы находим те же предметы, которые Сезанн неустанно живописал в годы творческой зрелости: яблоки, нож с темным черенком, цветастый кувшин с ручкой, голубой фаянсовый сосуд, наполовину пустая бутылка. Композиция Пьеро и Арлекин (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику марди гра последнему дню карнавала перед постом.
3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Семья жила в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
В отличие от импрессионистов, любивших изображать прогулки и пикники на природе, у П. Сезанна никогда в ландшафтах не видно людей его многочисленные пейзажи исполненные в Понтуазе, пустынны более того, в желто-охристых кристаллах домов словно не подразумевается жизнь это некие саркофаги духа среди пышной южной растительности. Он оберегал маленького Поля как зеницу ока. Сезанн в этом отношении уникален. В 1852 году Сезанн учится в колледже Бурбон – богатой гуманистическими традициями гимназии в Экс-ан-Провансе (ныне лицей Минье), где подружился с Эмилем Золя, отец которого создал проект и строил канал и плотину в Эксе и Жаном-Батистом Байлем.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Работал он настойчиво и с большим напряжением. Наис спрашивала о них, как будто произошло нечто невероятное. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. складывается собственно живописная система Сезанна, достигшая зрелости к концу 80-х гг. Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, охристого и голубого) и, естественно, белого.
Это место очень многое значило для сына Луи-Огюста. Исчезают аллегорические и литературные сюжеты раннего периода. Выбирая более интенсивные, чем в реальности, цвета, цвета поэтически-произвольные, Сезанн разрешил одну из важнейших проблем своего поколения.
Он получает премию за живописные этюды фигур. С этой точки зрения у Сезанна в принципе не может быть законченных работ, так что и «Масленица» лишь не выходит за рамки общего для Сезанна правила. После смерти Сезанна она продала несколько холстов и жила ни в чем себе не отказывая. Он становится неким абсолютным эталоном живописи, с которым сверяются такие различные художественные течения, как неоклассицизм и абстракционизм. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал «воплощением», реализацией.
К этому периоду относятся работы «В комнатах», «Девушка у пианино». Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Видимо, этот портретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. В апреле 1861 года Сезанн едет в Париж, где его уже нетерпеливо ждет Золя.
Принцип первый: художник должен заботиться об использовании белизны бумаги между двумя тонами (палитра Сезанна в данном случае включает три: кирпично-красный, пепельно-зеленый и ярко-желтый) ибо этот светонасыщенный посредник усиливает любую краску и приводит ее к гармонии с соседней. С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом. Натюрморты занимают особое место в его творчестве. На самом деле я только переменил желище, а скука осталась при мне. Поль Сезанн родился 19 января 1839 годав городе Экс-ан-Прованс, Франция.
гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище отшельник из Экса. Александрина отличалась обостренной тягой к благопристойности. За двадцать лет Сезанн написал маслом не меньше двадцати четырех портретов Ортанс. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. «Я не доверю это бумаге, но расскажу по возвращении, хотя, впрочем, в этом нет ничего особенного».
«Поль — моя жемчужина», — говорил художник.
Наиболее импрессионистическая картина этого периода Дом повешенного (1873, Музей дОрсе, Париж).
типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-1867, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864-1868, частное собрание, Париж). После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». В Париже она могла дать себе волю — именно это и было поводом для беспокойства. Здесь Сезанн посещает академию Сюиса, часто бывает в Лувре. Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Многие его ученики отзывались о нем как о терпеливом и внимательном наставнике.
В следующем году семья Сезаннов переехала в Овер, а еще через год вернулась в Париж. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. На протяжении многих лет денег вечно не хватало и ей приходилось решать головоломку: как получить их и потратить без выяснения отношений. Сезанн соглашается, но настолько удручен результатом, что уничтожает картину. В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце.
Их общение было сдержанным и насыщенным одновременно. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл раскрашенными китайскими картинками. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Р. Р. Фальк и др. ) и других европейских странах. Он рисовал Сент-Виктуар более 60 раз. «Поговаривают, — сообщает Ревалд, — что его жена не смогла вовремя оказаться в Эксе, так как не пожелала отменить примерку у портнихи». В Москве, в ГМИИ, в постоянной экспозиции выставлены живописные полотна Пьеро и Арлекин, Мост на Марне в Крейтеле, Дорога в Понтуазе и т. д. Вскоре художник решил оставить Париж.
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Сезанн начинает работать на пленэре, палитра его светлеет. Этот взгляд на живопись отличает Сезанна от большинства его современников. Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа.
В их среде Сезанн сразу же стал культовой фигурой. С 1859 года Сезанн начинает посещать вечерние курсы рисования с натуры в Муниципальной школе рисования, которая помещалась в художественном музее Экса, музее Гране, где вновь встречает своих бывших товарищей по колледжу Бурбон Ашиля Амперера, Филиппа Солари и Нуму Коста.
Список можно было бы продолжить. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон».
Он стал как бы импрессионистом наоборот. В семье Сезанна с распростертыми объятиями ее не встретили и дали прозвище La Reine Hortense (Королева Гортензия), но попрекали скорее за меркантилизм и вульгарность, нежели за распущенность: ее подозревали в желании прибрать к рукам его состояние. Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св. Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны.
В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Говорят— работала швеей. При этом она заверила: в присутствии Ортанс нужды нет. В конце 1850-х — начале 1860-х годов Фике перебрались в Париж в поисках лучшей жизни. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. По другой версии, она работала в переплетной мастерской брошюровщицей. Среди них наиболее продуманно выстроены виды города Гардана. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости».
Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства.
С этим коротким периодом странствий связан момент самоопределения Сезанна, как художника. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Она шила платья на заказ и даже после встречи с Сезанном окончательно ремесло не бросила. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро.
Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро.
Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Участвует в Первой выставке импрессионистов, отказывается от участия во Второй (1876) и дает семнадцать картин для показа на Третьей (1877). Он стал как бы импрессионистом наоборот. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания.
Сезанн, —пишет Бернар в своих Воспоминаниях, — был прав. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Он работает в окрестностях Экса, в Гарденне-Эстаке.
После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). Все открылось в 1878 году, когда Луи-Огюст вскрыл письмо жены, адресованное сыну. Ее находчивость была под стать амбициям.
Антония» (1870), «Дом повешенного в Овере» (1872—1873) и «Хижина среди деревьев» (1873). Учитывая предшествующий опыт Ортанс, понятна проявившаяся в ней тяга к хорошей жизни. Работа была для него единственным, что приносило полное душевное удовлетворение. Это «Пьеро и Арлекин», «Фрукты». В числе значительных работ раннего периода Портрет отца (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198 118 см). «Нет живописи ни светлой, ни темной, но только то или иное сочетание тонов.
Именно тогда он встретил молодую натурщицу Ортанс Фике, которой было девятнадцать лет. Не исключено, что так и было, но «подсказать» гипотезу мог графический портрет, выполненный Сезанном, — эффектная и непривычно укрупненная композиция, которую Воллар выбрал в качестве иллюстрации на титульном листе своей книги о художнике, опубликованной в 1914 году. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Знак зодиака — Козерог. Хоть бизнес и шел удачно и денег в семье хватало, Поль рос обделенным любовью и заботой.
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Золя знал Ортанс с самого начала, как и Сезанн — Александрину Мелей, будущую мадам Золя.
Основным среди этих принципов является пространственный, решающий задачу представления трехмерности мира в рамках двухмерной поверхности холста. Ей нравилось одеваться по последней моде. Парижская жизнь оказалась ничуть не легче прежней. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту.
Как она сводила концы с концами, не вполне ясно. С этого времени его авторитет среди художников трудно переоценить. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Вырос в состоятельной буржуазной семье. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе.
Лепка форм становилась лаконичнее, конструктивно обобщеннее. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Ранние работы связаны с увлечением Караваджо, Эль Греко, Делакруа (1860–1872) следующий, семилетний период Сезанн активно сотрудничает с художниками-импрессионистами – Моне, Ренуаром. В первых работах Поля как художника можно заметить мрачность и сдержанность. Посещал Академию Сюиса в Париже (1861-65). Других подобных «неосторожностей» замечено не было. Но если этот язык лаконичен, появляется шанс его выразить в каком-то количестве основных знаков или форм. Нравилось путешествовать.
То же стремление проявляется и в отношении к цвету. Художник любил ее твердые стебли и его как колориста привлекали ее ярко-зеленые листья. Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства. С явным наслаждением упражняются они в поэзии.
В 1886 году эта дружба кончилась резким разрывом. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Разговоры об искусстве почти бесполезны.
Что это за «история», так и не ясно, но он, похоже, не слишком обеспокоился. «Моя жена любит только Швейцарию и лимонад», — полушутя говорил Сезанн. Всё это, вместе взятое: и сюжеты работ и откровенно слабая школа рисунка и живописи, предопределили невозможность как выставить, так и продать эти работы. После 1879 отходит от импрессионизма.
Конечно, самым красивым акварелям мастера из Экса подчас соответствуют одна или несколько картин маслом. Дальнейшее оказалось более хрупким. Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга.
На рубеже 1880-90 гг. И все-таки это невоспитанность. Сезанн работал над ней два года, что отнюдь не было для художника редким случаем. Виктории (1890 г. ).
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Но при этом была лишена права голоса: натурщиц не принято слушать — на них смотрят.
И все же Поль чувствует себя в Париже неуютно и уже вскоре он начинает думать об отъезде. Об этом он снова и снова говорит в своих письмах. На полотне далекие предметы кажутся близкими, а детали переднего плана сдвинуты в глубину. До этого любой «маленький каприз» вызывал трения.
Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость. В кафе «Гербуа» он знакомится со многими художниками-импрессионистами. В попытке привести свою жизнь в порядок художник приобрел небольшой домик в Эксе, который он использовал как студию и школу в которой обучал своих учеников. Сезанн так долго работал над «Масленицей» лишь потому, что хотел ощутить и чувственно воспринять нечто важное для себя. Сезанн принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов. В своей парижской квартире как святыню Брак до конца жизни хранил натюрморт Сезанна.
И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе.
Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника и его художественным устремлениям. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
С 70-х гг. Это означает, что Сезанн сначала пришёл к своим убеждениям самостоятельно, а уже потом осознал, с какой традицией они родственны. Однако не смотря на перемены, общество все еще не принимало молодого художника.
Это «но» – дань импрессионизму и вместе с тем порядку природы, в который он стремился проникнуть и который никогда не подменяет внешним сходством. Противоречия отошли на задний план, а на первый план выдвинулось понимание лаконичности самого языка бытия. Но Сезанн существует как бы вне этого мира страстей. Говорят, что иногда она подрабатывала в качестве натурщицы.
Сезанн Поль (Cezanne) (1839-1906), французский художник. Работы Сезанна время от времени выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании, какого он заслуживал, говорить не приходилось до 1895 года, когда коллекционер Амбруаз Воллар в своей парижской галерее организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). Не оправдались надежды Сезанна выставить свои работы и в знаменитом Парижском салоне, все его попытки были отвергнуты. Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Строя композицию находящегося перед ним пейзажа, он реконструирует реальность: деформирует предметы, усиливает тон, добиваясь весомости, объемности, глубины и гармонии целого.
Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. Творчество этого периода имело ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-1870, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрмортыНатюрморт (французское nature morte, буквально — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д. ).
И вот правда вскрылась. Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать.
В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретамиПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. В ранних работах, часто имеющих вид экспрессивных фантасмагорических сцен (Оргия, 1864-68), Сезанн обращался к приёмам живописи старых мастеров (Веронезе, Тинторетто), а также Э. Делакруа и О. Домье. Он стал как бы импрессионистом наоборот.
Всю жизнь он тянулся к людям и одновременно отталкивал их. «Сезанн вернулся в Париж в начале 1869 года. Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ). В 1861 г., решив посвятить себя искусству, он отправился в Париж.
После завершения школьного образования юноша поступил в «Коллеж Бурбон». Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва). Прованс изображенный Сезанном, – проще и конструктивнее настоящего. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении — излюбленный прием Сезанна.
Ортанс Фике была высокой, красивой брюнеткой, с большими черными глазами и бледным лицом. В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника. Чтобы погасить все долги художнику пришлось продать одну из самых популярных на тот момент картин «Жа де Буффан». Зримо или незримо, она оставалась данностью. Ортанс осталась одна. Спустя несколько месяцев, когда на фоне Франко-прусской войны случился «великий исход», Александрина писала мужу из Марселя: «Три дня назад Мари видела мелькнувшую в окне Буль, а еще от дам из Эстака мы слышали, что Поль там больше не живет мы думаем, что они скрываются в Марселе.
В этом ему помог Камиль Писарро, который оказался неплохим педагогом. Вот таким образом задача, которую ставил перед собой Сезанн, была в принципе невыполнимой, что и предопределило постоянные сомнения художника. Примечательно то, как мало зрелое творчество Сезанна свидетельствует о нестабильности натуры своего создателя: когда мир предавал художника, он находил поддержку в своей живописи. Сезанн стал ограничивать себя тремя цветами: зелёным, голубым и охристым, смешанными, естественно, с белым цветом самого холста.
Он ни в ком не нуждался, не хотел, чтобы его, как он сам говорил, ловили на крючок. Он, например, писал вариации картин Мане: «Завтрак на траве», «Новая Олимпия» и другие.
В 1904 на выставке Осеннего салона ему уже отведен отдельный зал. В 1872 году у них родился сын, при крещении получивший имя Поль. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы.
В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей д39Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Рисование стало всем для Поля. Долгое время Сезанн боялся, что он вообще перестанет давать деньги. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).
Ее место не занял никто. Ему удавалось запомнить сложные тексты на разных языках за короткое время что он в будущем не раз использовал как свой козырь. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). У Александрины (прежде — Габриель) происхождение было почти такое же, как у Ортанс. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Он стал как бы импрессионистом наоборот.
Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. Сезанн, как всегда, пытался в «Масленице» найти ответы на чисто художественные, чувственнные вопросы, ответы, которые не могут быть сформулированы в словах. К ней принадлежало большинство художников, добившихся коммерческого успеха. Даже находясь в одном месте, они не всегда жили под одной крышей.
«Он мог повести себя исключительно агрессивно, если кто-нибудь посягал на его территорию», — отмечал Вальтер Файльхенфельд. Он получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. Художник Поль Серюзье писал за год до смерти Сезанна: Он очистил живописное искусство от вековой плесени, вернув ему цельность и чистоту классических образцов. Это восклицание ребенка стало пророческим. Участвовал (с 1874) в нескольких их выставках.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Подчёркивая структуру предмета, утяжеляя его форму красочной фактурой и чистым цветом, Сезанн выявлял в натюрмортах материальную вещественность и строгую пластическую построенность предметного мира (Натюрморт с драпировкой, 1898-99, ГЭ). В 1859 году отец Сезанна приобрел бывшую летнюю резиденцию губернатора Прованса (поместье Жа де Буффан) и жизнь Поля там становится все более и более невыносимой. Категоричная мадам Золя не особо церемонится, говоря о предполагаемой мадам Сезанн. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны.
В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Самое раннее сообщение о недуге было в письме, отправленном Мари (слишком поздно) и адресованном только сыну художника. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. Сезанн перенес акцент в живописи с предмета изображения на сознание изображающего. Здесь изображен уголок мастерской художника.
Он говорит: «Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение». Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки». Надо было действовать. Мы о них беспокоимся, хотя с какой стати — непонятно». В письме к Эмилю Бернару от 15 апреля 1904 года Сезанн великолепно объяснил, как понимает он изображение пространства: Перпендикулярные линии придают горизонту глубину.
В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). В течение следующих двухсот лет семья ничего выдающегося не достигла. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-70, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей дОрсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж). Представитель постимпрессионизма.
После смерти отца (1886 г. ) Сезанн почти безвыездно жил в семейном поместье в Экс-ан-Провансе, где и умер 22 октября 1906 г. Интерес публики к его картинам возник лишь в последние годы жизни художника. Появиться в Жа-де-Буффане Ортанс не могла ни под каким видом. Усадьба называлась Жа-де-Буффан, по-провансальски Обиталище ветров. В начале 1870-х гг. Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Известно, что предки Сезанна в XVII веке эмигрировали на юг Франции из маленького городка Чезана Туринезе в итальянских Альпах. Эта картина Сезанна имеет и другое традиционное название— «Пьеро и Арлекин».
Если так, то это вполне естественно. Первый период творчества художника, 1860-1872, называется барочным или романтическим. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости»5. А осенью Луи-Огюст умер, оставив сыну большое наследство.
Мы же этих красавцев больше не видели — ни его, ни ее. Как видно, акварель, по мнению Сезанна, должна позволить художнику столь же хорошо передать объем плода, как и свет, омывающий этот объем, — показать среду, которая есть изменчивость и предмет, являющий постоянство (Бернар Дориваль). На рубеже 1860-70 гг. Ортанс, судя по всему, поглощена рукоделием, но ни иглы, ни нити не видно и трудно понять, что она делает, так как средоточие действия, центр рисунка, остается дерзостно пустым. Ревалд не единственный вычеркнул ее из жизни Сезанна: влиятельный Жорж Ривьер, чья дочь Рене вышла замуж за Поля-младшего в 1913-м, через год после смерти Ортанс опубликовал книгу «Поль Сезанн» («Le Matre Paul Czanne»), где о ней не упоминается вовсе, — однако его неприязнь столь велика, что сквозит даже в этом труде.
До тех пор, с точки зрения Ортанс, жизнь была не из легких. «Мане, – объяснял он, – это цветок и корень. На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».
Так не пойдет, решил отец и заявил сыну, что желает от них отделаться. Упорно постигая натуру, Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках устойчивых структурных закономерностей (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар и др. ). начинается тема купальщиц и купальщиков, которая станет важной в последующие десятилетия. Она любила поговорить — причем не о живописи.
Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Этот интерьер был написан Полем Сезанном в его доме у дороги Лов в Экс-ан-Провансе. Перемена в сфере чувств, как видно, не повлияла на его творчество и отношения с друзьями».
Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Сезанн начинает работать над портретами (Портрет А. Воллара, 1899, Пти Пале, Париж Портрет Г. Жеффруа, 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Любой наложенный поверх другого тон так или иначе выцветает. Его подозрения подтвердились.
Ревалд считал Ортанс «грубой и поверхностной особой, которая ничего для Сезанна не сделала — разве что вела его дела, при жизни и потом (за что ей причитались приличная плата и содержание)». Поль встречается с Золя и регулярно занимается в академии Сюиса. На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия.
В натюрморте «Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Сезанн верил в постоянство форм и красок мира и устойчивость отношений между ними. 2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого. Покинув Париж, Сезанн переехал в Прованс.
Он искал спасения в живописи. А с возрастом, разбогатев, она пристрастилась к игре. Герань была одним из любимых цветов Сезанна.
Вместе с Алексисом, Ру и Солари — «бандой из Экса» — он был свидетелем на их свадьбе в Париже в апреле 1870 года. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями.
Сезанн был старше на одиннадцать лет, он влюбился и уговорил ее жить с ним. Образцом будет служить сопоставление, а не наслаивание пятен, что-то вроде охапки цветов. Дома раскладывала пасьянс. За столами в казино Монте-Карло и не только там, она играла в карты и рулетку. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуруНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. Настоящий прорыв произошел после знакомства Поля с Писарро. Порой он использовал приемы обратной и сферической перспективы. Мать же знала обо всем с самого начала и не раз тайно приезжала к обожаемому внуку. Реализацией теоретических воззрений Сезанна стали его знаменитые «Купальщицы». В интерьере видна спинка кровати, комод или стол с характерным ящиком и стопка книг.
В письме другу-художнику от 1885 года Гоген восклицал: Этот непостижимый человек, с натурой по сути своей мистической и восточной (он похож на старого левантинца). Вскоре он стал самым удачливым ростовщиком и крупным банкиром в Эксе. Но было среди них несколько, к которым он обращался чаще, чем к другим. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др. ).
В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретами («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. К этому периоду относится натюрморт «Букет цветов в голубой вазе». Позирование и нравы полусвета волновали их в последнюю очередь. В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс.
На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. Сезанн терпит неудачи при попытках поступления в Парижскую школу изящных искусств (1861 и 1862), однако живопись становится главным делом его жизни. У Ревалда был воинственный нрав.
Это ощущение было столь острым, что в нем развился болезненный страх прикосновения. С юных лет и до глубокой старости он отдавал всего себя, чтобы доказать себе и миру что у него есть талант.
В этой акварели восхищает также непосредственность композиционного расположения. В Девушке у пианино (ок. Представитель постимпрессионизмаПостимпрессионизм (от латинского post — после и импрессионизм) — общее название течений в живописи конца 19 — начала 20 веков, возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному.
Но ничего этого здесь на самом деле нет. Однако она была не просто безмолвным предметом или изменчивым сочетанием красочных пятен. Всякий, кто попадает в эти края, сразу понимает, что все вокруг в каком-то смысле создано Сезанном.
Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Отец вернулся в Юра, где его ждали оставшиеся от жены тридцать девять акров виноградника. Этот подход к выбору цветов был нужен Сезанну, чтобы с минимумом средств добиваться максимально содержательного художественного результата.
Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. В своём творчестве художник попытался ценой титанических усилий примирить классику и современность, Пуссена и природу, законы большого стиля и право на индивидуальный выбор. Подступила бедность.
«Моне – это только глаз, – говорит он и добавляет: – Но какой глаз. ». Ее звали Ортанс Фике. Важным же в этот период для Сезанна было стремление увидеть, как устроен мир в своих пространственных «эйдосах». Проще и точнее всего было бы сказать, что он учил мир новому зрению. должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии. Частым мотивом его пейзажей стала с 1880-х годов гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художникХудожник: 1) То же, что художник. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе.
В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Некогда Габриель позировала Сезанну говорят, что он и познакомил ее с Золя.
И души не чаял в сыне. Сезанн признал отцовство — так же, как некогда его отец.
Сам же Сезанн верил, что формы природы образуют в конечном счёте органическое единство и в конечном счёте в основе всего существующего лежит некое ограниченное количество основных форм. Луи Огюст был оскорблен. Следуя желанию отца, Сезанн после окончания гимназии сначала поступает на юридический факультет университета в Эксе. Вызов предвещал давно назревавший кризис, которого так долго удавалось избежать.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. В 1870-е годы началась серия автопортретовАвтопортрет — портрет художника, выполненный им самим. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Поездки к Сезанну молодые называли между собой «паломничеством в Экс» — надо сказать, что сам Сезанн относился к своим новым поклонникам намного теплее, чем к большинству художников своего поколения.
В апреле 1878 года тридцатидевятилетнему Сезанну пришлось прошагать из Марселя в Экс больше тридцати километров — ему было велено явиться к родителям на ужин. Но они всегда — некий разговор художника с самим собой. Она долго продолжала позировать ему и после того, как они перестали постоянно жить вместе. Пять вариантов композиции Игроки в карты (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея.
Частым мотивом его пейзажей стала с 1880-х годов гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине средствами живописи. Сезанна интересовала не динамика среды и изменчивость цветов в атмосфере, а устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм, материальная предметность природы (Дом повешенного в Овере, 1872-73, Музей импрессионизма, Париж). К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». 1880, частное собрание, Винтертур).
А. С. Пушкина в Москве). Грубо говоря, семейство сочло ее алчной, со всеми вытекающими последствиями. В качестве натуры он использовал своего сына и его товарища. Однако и эта связь не приносит ему желанного освобождения от одиночества. За шитье платили мало позирование помогало сводить концы с концами. Для классицизма основным принципом является структурный для романтизма – цветовой. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого.
Она родилась в Салини, в Юра и жила в Париже с матерью, пока та не скончалась. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Он стремился к созданию классического искусства (лишённого всего преходящего и незначительного), раскрытию неизменного величия и гармонической уравновешенности природы, органического единства её форм как в портрете (автопортрет, 1879-85, ГМИИ) и фигурной композиции (Пьеро и Арлекин, 1888, ГМИИ), так и в пейзаже (Гора Сент-Виктуар, 1900, ГЭ) и натюрморте (Персики и груши, 1888-90, ГМИИ). В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). Наступил второй период в творчестве Сезанна – импрессионистский.
Воспринимая уроки импрессионизма, Сезанн остается самим собой. Понятно, что жесткий контроль до известной степени был неизбежен. Были в ней сапожники, парикмахеры, портные, но выше никто не поднялся. Незадолго до этого в Понтуазе обосновался и сам Писсарро.
Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. В последнее двадцатилетие жизни и особенно после 1888 года Сезанн страстно увлекался акварелью: он считал ее техникой, наиболее пригодной для решения проблем света и пространства. Другим излюбленным местом для Сезанна-пейзажиста были окрестности Эстака. Точнее сказать, Луи Огюст вскрыл адресованное сыну письмо (он поступал так всегда, Сезанн об этом знал) и прочел о «мадам Сезанн и маленьком Поле».
Увлекаясь все более акварельнойАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна.
В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Ортанс тоже не возражала против бриллиантов и белья, но у нее были другие приоритеты. Сезанн желал конструировать мир, передавать его устойчивые, непреходящие черты его не интересовали динамика окружающей среды и изменчивость цвета в атмосфере.
Сезанн и сам признался по секрету Золя, что в 1878 году в Париже у Ортанс «случилась небольшая история». На полотнах все выглядит более отчетливым и плотным. Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Неделю спустя, 22 октября 1906 года, Сезанн скончался от воспаления легких.
Привлекает внимание не «внешний», событийный пласт работы, то есть то, что и кто на ней изображены, а то, как именно это изображено. Как вспоминал правнук художника Филипп Сезанн, предполагалось, что «у Ортанс уже были приключения», а учитывая ее образ жизни, более подозрительно выглядело бы их отсутствие. 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. Да, сплетня злая и так удобно, что в ней умалчивается о роли сестры Сезанна. Учился в коллеже Бурбон, где познакомился с Эмилем Золя, будущим знаменитым писателем.
Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. В 1906 году Сезанн писал известному живописцу Эмилю Бернару: «Я стар, болен и я поклялся умереть за работой». Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция Большие купальщицы (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная. В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Через год они уже жили вместе. Впрочем, Синьяк уже изложил его в своем замечательном труде о Йонгкинде.
В этом смысле он скорее возрождал, нежели разрушал традиции. Она мечтала о семье, респектабельности, приличном обществе. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать.
Через Золя познакомилась с художниками Эдуаром Мане, а также Камилем Жакобом Писсарро, Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и другими будущими представителями импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. В живописи Сезанна весь путь от корня к цветку, здесь вся жизнь». Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье.
От «Автопортрета в фуражке» (около 1874 года, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он перешел к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок. Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного» (1873, Музей д39Орсе, Париж). Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Подобный мотив занавесок с широкими складками встречается в нескольких натюрмортах и портретах, созданных между 1885 и 1895 годами (см. : Venturi, NN 528, 559, 570, 592, 601, 679, 731). Мари Ортанс Фике (1850-1922) родилась 22 апреля 1850 года в деревне Салиньи, близ Безансона, в департаменте Юра. Портреты словно ничего не значили. Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс.
Только в 1886 году он легализует свои отношения с Ортанз и вступает с нею в брак. Когда-то в школьные годы, получив от Эмиля Золя в подарок корзинку с яблоками, он произнес фразу: Яблоками я покорю Париж. В будущем в работах художников, работающих в кубизме хоть и была схожесть с его манерой исполнения, но не было той яркой и живописно классической передачи формы и чувств. Среди кумиров современности Э. Делакруа и Г. Курбе. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. С ранних лет Сезанн тянулся к искусству, но не имел, на первый взгляд, никаких ярко выраженных дарований. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было.
Ни к кому больше он не был так внимателен, когда держал в руке кисть, — разве что к собственной персоне. В течение жизни Сезанн написал огромное количество видов Прованса. Так он перестал быть один, но хранил эту связь в тайне от родителей, а точнее — от отца. Приличия превыше всего.
Поль Сезанн (фр. «Мадам Бремон особо просила сообщить, что отец приспособил гардеробную Вашей матушки под мастерскую и в настоящее время не намеревается ее освобождать, — многозначительно писала Мари, — она хочет, чтобы Ваша мать знала об этом и поскольку ни Ваш, ни ее приезд в ближайший месяц не предполагался, она может задержаться в Париже на некоторое время Ваш отец между тем, возможно, устроит себе другую мастерскую». Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно.
Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Вскоре этот «грубый и жадный» человек — таким он запомнился друзьям детства Сезанна — сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи.
Ортанс обрела бессмертие. И сам назвал рисунок «Швея». Он (не без влияния Писсарро) стал писать в импрессионистической манере. Paul Czanne) (1839-1906) — французский художник-художник. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна.
Уже год он живет с Ортанз Фике (она моложе его на одиннадцать лет), брошюровщицей, с которой он познакомился в Париже, где она подрабатывала натурщицей. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесёнными корпусными мазками, Сезанн обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещённости.
Прочитав это письмо, Бернар неожиданно заметил, как, в соответствии с этой концепцией, один из его натюрмортов — три черепа — почти ежедневно меняет свой цвет и форму. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. В начале 1870-х годов Сезанн Сезанн сблизился с Мари-Гортензией Фике, вскоре у них родился сын Поль (это будущие модели художника).
Все случилось по писанному. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал (Завтрак на траве, 1869-70, частное собрание, Париж Новая Олимпия, Музей дОрсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно Весна и Осень (1859-62, Пти Пале, Париж). На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. Ортанс наверняка тоже присутствовала.