Поль Сезанн краткая биография французского художника, представителя постимпрессионизмаизложена в этой статье. В своей биографии Поль Сезанн развивал новый тип пространственных образцов. Картина «House of the Hanged Man» (1873-1874, Лувр) характеризует данный период в биографии Сезанна.
В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Прожив в Париже пять месяцев, Сезанн все же вернулся в Экс. Нелестный вердикт обрек Ортанс Фике на забвение. Этих живописцев объединяет темпераментность стиля, что и было привлекательно для молодого Сезанна, отличавшегося резкими сменами настроения.
Подчёркивая структуру предмета, утяжеляя его форму красочной фактурой и чистым цветом, Сезанн выявлял в натюрмортах материальную вещественность и строгую пластическую построенность предметного мира (Натюрморт с драпировкой, 1898-99, ГЭ). Были в ней сапожники, парикмахеры, портные, но выше никто не поднялся. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. В первых работах Поля как художника можно заметить мрачность и сдержанность.
Сезанн и сам признался по секрету Золя, что в 1878 году в Париже у Ортанс «случилась небольшая история». В середине 1890-гг. Ему часто приходилось оставаться в одиночестве в поместье и изучать науки или различные виды искусства. «Поль — моя жемчужина», — говорил художник. Этот интерьер был написан Полем Сезанном в его доме у дороги Лов в Экс-ан-Провансе. Возвратившись домой, он недолго работал в банке, а потом вернулся в Париж.
Сезанн соглашается, но настолько удручен результатом, что уничтожает картину. Большое влияние на творчество Сезанна оказал Камиль Писсарро. Чуть менее лично упрек звучит в заключении к написанной Ревалдом биографии, где речь идет о смерти художника. На полотнах все выглядит более отчетливым и плотным.
Но они всегда — некий разговор художника с самим собой. Ортанс осталась одна. Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс. Точнее сказать, Луи Огюст вскрыл адресованное сыну письмо (он поступал так всегда, Сезанн об этом знал) и прочел о «мадам Сезанн и маленьком Поле». Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства.
По временам он менял направление мазка не только в разных работах, но и на разных участках одной картины, но всегда строго следил за тем, чтобы внутри каждого участка мазки сохраняли одинаковую форму и ложились в строго параллельном направлении. Прошли те времена, когда его пинали все, кто мог, когда газета «Ле Пти Паризьен» позволяла себе следующие высказывания: «Это своенравный, вспыльчивый, поистине непримиримый художник. Вскоре этот «грубый и жадный» человек— таким он запомнился друзьям детства Сезанна— сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».
В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретамиПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Среди кумиров современности того времени — художник и график Эжен Делакруа и художник Гюстав Курбе. Сезанн сближается с Мари-Гортензией Фике, вскоре рождается сын Поль (это будущие модели художника). В своей парижской квартире как святыню Брак до конца жизни хранил натюрморт Сезанна.
Paul Czanne) (1839-1906) — французский художник-художник. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Эта мнимая незавершенность обнаруживает глубину открытого им метода, о котором он говорит, что находится только на самой начальной его ступени. Возможность развития и совершенствования этого метода в найденном им пути преодоления противоречия между стремлением к самовыражению и верностью натуре, между идеальной гармонией искусства и реальностью с ее собственным порядком.
Посещал Академию Сюиса в Париже (1861-65). Говорят— работала швеей. От «Автопортрета в фуражке» (около 1874 года, Эрмитаж) с его некоторой «диковатостью» и «японизацией» изображения глаз он перешел к созданию обобщенных образов («Автопортрет», ок. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями.
Появиться в Жа-де-Буффане Ортанс не могла ни под каким видом. Сезанна интересовала не динамика среды и изменчивость цветов в атмосфере, а устойчивые закономерности цветовых сочетаний и форм, материальная предметность природы (Дом повешенного в Овере, 1872-73, Музей импрессионизма, Париж). Век за веком сначала римские рабы, затем наемные рабочие «срезали» землю, уходя все глубже и создавая причудливый пейзаж из ущелий, образованных пластами вырубок. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом.
Здесь мы находим те же предметы, которые Сезанн неустанно живописал в годы творческой зрелости: яблоки, нож с темным черенком, цветастый кувшин с ручкой, голубой фаянсовый сосуд, наполовину пустая бутылка. Более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар, стремясь достичь в них, по словам историка искусства Готфрида Бёма, «синтеза постоянства и изменчивости»5. По другой версии, она работала в переплетной мастерской брошюровщицей. Он ни в ком не нуждался, не хотел, чтобы его, как он сам говорил, ловили на крючок.
Вскоре он стал самым удачливым ростовщиком и крупным банкиром в Эксе. Участвовал (с 1874) в нескольких их выставках. Антония» (1870), «Дом повешенного в Овере» (1872—1873) и «Хижина среди деревьев» (1873). Представитель постимпрессионизма. Драгоценности, китайские безделушки, прекрасный шелк не прельщали его.
В 1897 году художник потерял мать, хоть они и не были близки, он скорбел по ней и некоторое время не брал в руки кисть. Работа, которая помогает человеку достичь успеха в своём деле, является достаточной компенсацией за непонимание, проявляемое глупцами. Особенно это сравнение становится очевидным, когда оказываешься в карьерах Бибемю. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания.
Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. В их среде Сезанн сразу же стал культовой фигурой. После легкого и беззаботного образа жизни, который она вела, за ней тянулся длинный шлейф различных задолженностей. Сезанн, как всегда, пытался в «Масленице» найти ответы на чисто художественные, чувственнные вопросы, ответы, которые не могут быть сформулированы в словах. Однако она была не просто безмолвным предметом или изменчивым сочетанием красочных пятен. В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника.
Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Импрессионизм зародился в 1860-х годах, во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Герань была одним из любимых цветов Сезанна. Она родилась в Салини, в Юра и жила в Париже с матерью, пока та не скончалась.
Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику «марди гра» — последнему дню карнавала перед постом. Частым мотивом его пейзажей становится с 1880-х гг. Поль получает от отца ежемесячное содержание в 100 франков. Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника.
Как видно, акварель, по мнению Сезанна, должна позволить художнику столь же хорошо передать объем плода, как и свет, омывающий этот объем, — показать среду, которая есть изменчивость и предмет, являющий постоянство (Бернар Дориваль). «Отшельником из Экса» Сезанна прозвали его современники. «Мадам Бремон особо просила сообщить, что отец приспособил гардеробную Вашей матушки под мастерскую и в настоящее время не намеревается ее освобождать, — многозначительно писала Мари, — она хочет, чтобы Ваша мать знала об этом и поскольку ни Ваш, ни ее приезд в ближайший месяц не предполагался, она может задержаться в Париже на некоторое время Ваш отец между тем, возможно, устроит себе другую мастерскую». Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Это место очень многое значило для сына Луи-Огюста.
Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. В Париже она могла дать себе волю — именно это и было поводом для беспокойства. В заключении несколько слов хочется сказать о том, где можно увидеть его работы. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. «Эскизы сплошным потоком» спускаются с потолка до самого пола, где, скопившись, образуют «оползень брошенных вперемежку полотен».
Он стал как бы импрессионистом наоборот. До тех пор, с точки зрения Ортанс, жизнь была не из легких. Луи-Огюст пошел на компромисс, разрешив сыну оборудовать в Жа-де-Буффан мастерскую. Чего только не приходилось им сносить от этого нелюдима, грубияна.
Сезанн принял участие в первой (1874) и третьей (1877) выставках импрессионистов.
Зримо или незримо, она оставалась данностью. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби». Сезанн, —пишет Бернар в своих Воспоминаниях, — был прав. Какой уж тут отшельник. В 1861 году, когда Сезанн впервые приехал учиться в Париж, французская живопись была представлена тремя сильными противоборствующими течениями: неоклассицизмом, романтизмом и реализмом.
Однако не смотря на перемены, общество все еще не принимало молодого художника. Вкусы буржуазной публики в значительной мере определялись чрезвычайно влиятельной и несокрушимо консервативной художественной верхушкой этой эпохи, сплотившейся вокруг Академии изящных искусств. 63 картины, созданные Полем Сезанном в 1861-1879 г. г. Раздел 2.
Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. Работал он настойчиво и с большим напряжением. должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии.
Его учителем была сама природа. Вот названия некоторых самых известных его картин: Мост в лесу (1880 г. ), Дома в Провансе близ Эстака (1882 г. ), Море в Эстаке (1885 г. ), Портрет мадам Сезанн (1887 г. ), Вид Гарданны (1886 г. ), Гора св.
Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. Неделю спустя, 22 октября 1906 года, Сезанн скончался от воспаления легких. Посещение карьеров Бибемю лучше всякого учебника по истории искусства показывает, как Сезанн придумал свою уникальную палитру: сочетание различных тонов охры и красного с синевой и зеленью. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
Казалось бы, ему открывается весь мир и он 151 провинциал 151 должен его покорить. Сезанн признал отцовство — так же, как некогда его отец. Литератор выражает себя абстракциями, тогда как художник конкретизирует свои ощущения и восприятия посредством рисунка и цвета. На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия. Ревалд не единственный вычеркнул ее из жизни Сезанна: влиятельный Жорж Ривьер, чья дочь Рене вышла замуж за Поля-младшего в 1913-м, через год после смерти Ортанс опубликовал книгу «Поль Сезанн» («Le Matre Paul Czanne»), где о ней не упоминается вовсе, — однако его неприязнь столь велика, что сквозит даже в этом труде. Исступленный, галлюцинирующий, озверелый, он либо проклинал живопись 151 «это собачье ремесло», либо в хмельном порыве безудержной радости заявлял: «Когда я пишу, у меня такое ощущение, точно я сам себя щекочу». Он совершенно полностью отрицал Ван Гога и Гогена как художников считая их работы детскими.
Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Но при одном только взгляде на такие его монументальные картины, как автопортрет (1879—1885), «Пьеро и Арлекин» (1888), «Персики и груши» (1888—1980), кажется, что художник все заранее просчитал и продумал. Но ничего этого здесь на самом деле нет.
Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна. Здесь все транспонировано—выцветшая стена фона, раздвинутые занавески с их желтыми, красными и зелеными тонами, едва намеченный пол. «Я не доверю это бумаге, но расскажу по возвращении, хотя, впрочем, в этом нет ничего особенного».
Творчество этого периода имело ярко выраженный романтический характер: сцены насилия («Убийство», 1867-1870, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрмортыНатюрморт (французское nature morte, буквально — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д. ). Именно тогда он встретил молодую натурщицу Ортанс Фике, которой было девятнадцать лет. Категоричная мадам Золя не особо церемонится, говоря о предполагаемой мадам Сезанн. Как вспоминал правнук художника Филипп Сезанн, предполагалось, что «у Ортанс уже были приключения», а учитывая ее образ жизни, более подозрительно выглядело бы их отсутствие.
Как будто и не прошло ста лет. Проще и точнее всего было бы сказать, что он учил мир новому зрению. Картины Сезанна напоминали всем экспериментаторам, что связь между классикой и современностью составляет основу для того, чтобы искусство красок и форм не утратило в процессе своего развития критерии художественности, заменив их полным произволом живописцев, ставящих во главу угла исключительно своеобразие вместо законов гармонии и красоты. Творчество этого периода имеет ярко выраженный романтический характер: сцены насилия (Убийство, 1867-70, Галерея Вильдштейн, Нью-Йорк), натюрморты типа суета сует (Натюрморт с черепом и подсвечником, 1865-67, частное собрание, Швейцария), эротические видения (Оргия, 1864-68, частное собрание, Париж). К тому же кубизм для Пикассо был лишь этапом, сознательным экспериментом, художественной игрой, а не поиском основ бытия, вот таким образом и внутреннее содержание работ Пикассо эпохи кубизма намного беднее содержательности лучших работ Сезанна. Мать же знала обо всем с самого начала и не раз тайно приезжала к обожаемому внуку.
(«Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей д39Орсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Почему из Экса 151 понятно. Пушкина. В четырех разделах коллекции представлено 245 произведений Поля Сезанна.
Семья жила в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна «малая столица импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Я стараюсь наполнить свои полотна деталями, чтобы работать правдивее и совершеннее. 70 картин, созданные Полем Сезанном в 1880-1890 г. г. Раздел 3. Поль Сезанн.
С этого времени его авторитет среди художников трудно переоценить. Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. Участвует в Первой выставке импрессионистов, отказывается от участия во Второй (1876) и дает семнадцать картин для показа на Третьей (1877).
В интерьере видна спинка кровати, комод или стол с характерным ящиком и стопка книг. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»). Он стал как бы импрессионистом наоборот. Под влиянием Писсарро художник начал писать этюдыЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя.
В 1899 г., 1901 г. и 1902 г. художник вновь начинает выставлять свои работы в Салоне Независимых, а в 1904 г. в Осеннем салоне была организована большая выставка его картин. Поль Сезанн умер 22 октября 1906 г. На Осеннем салоне 1907 г. с успехом прошел ретроспективный показ работ художника. Картины живописца есть во многих самых знаменитых музеях мира: Вашингтонской Национальной галерее искусства, Нью-Йоркском музее современного искусства, Фонде Барнса, Метрополтен музее, Чикагском художественном институте, Собрании Бюрле, Художественной галерее Йельского университета, Музее Орсе, Лондонской Национальной галерее, Галерее Тейт Британ, Музее Фицуильяма, Государственном Эрмитаже, ГМИИ им. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками».
Они показывают его неуверенность в себе, преклонение перед великими. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Исследователи пожимают плечами. Работы Сезанна время от времени выставлялись в Париже и других городах, но об истинном признании, какого он заслуживал, говорить не приходилось до 1895 года, когда коллекционер Амбруаз Воллар в своей парижской галерее организовал большую персональную выставку Сезанна (около 150 работ). В Девушке у пианино (ок.
В 1872 году Гортензия родила Полю сына. Сыграла ли тут свою роль любовь матери Поля к романтической живописи и сюжетам типа «Поцелуй музы» или влияние друга детства Золя, который раньше уехал в Париж делать свою судьбу и понял, как там процветает современное искусство. Наис спрашивала о них, как будто произошло нечто невероятное. Он получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам.
Одна многолетняя дружба с Эмилем Золя чего стоит. Дома раскладывала пасьянс.
Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. Только в 1886 году он легализует свои отношения с Ортанз и вступает с нею в брак. Прованс изображенный Сезанном, – проще и конструктивнее настоящего. С явным наслаждением упражняются они в поэзии. Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл раскрашенными китайскими картинками.
Позирование и нравы полусвета волновали их в последнюю очередь. «Он мог повести себя исключительно агрессивно, если кто-нибудь посягал на его территорию», — отмечал Вальтер Файльхенфельд. Характерно в этом смысле принципиальное отличие пейзажей Сезанна от пейзажей Писарро. Так или иначе, Поль просит отца оплатить ему курс живописи в местной художественной школе. Имя Сезанна постепенно приобретает известность.
Любой наложенный поверх другого тон так или иначе выцветает. Через год они уже жили вместе. Но довольно цифр, хоть и убедительных, ведь речь идет об искусстве. Среди кумиров современности Э. Делакруа и Г. Курбе.
1880, частное собрание, Винтертур). Однако и эта связь не приносит ему желанного освобождения от одиночества.
Мы о них беспокоимся, хотя с какой стати — непонятно». С 70-х гг.
Увлекаясь все более акварельнойАкварель (французское aquarelle, от латинского aqua — вода) — краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею. «Нет живописи ни светлой, ни темной, но только то или иное сочетание тонов. Он работает в окрестностях Экса, в Гарденне-Эстаке. Сезанн никогда не вкладывал в своё творчество такие прямые, символические смыслы. Долго выдержать такое напряжение было невозможно. Порой, не сдержавшись, он швырял их, полуодетых, на приготовленную для них подставку, а потом возвращался к мольберту и, сжигаемый внутренним огнем, «укладывал их на ложе своих картин».
Ортанс наверняка тоже присутствовала. Он здесь родился, вырос, учился, работал, умер и был здесь же похоронен. поле, так что отдельные перспективные зоны как бы наплывают друг на друга, сливаются. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила.
После завершения школьного образования юноша поступил в «Коллеж Бурбон». Они многомерны, что само по себе свойственно многим выдающимся работам разных эпох, но многомерность в эпоху свободных художественных поисков приобретает особенный смысл. Знал бы Сезанн, каким баснословным эквивалентом оценивают потомки его талант. Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Об этом он снова и снова говорит в своих письмах. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство.
Они работали вместе в 1872-1873 годах. Сезанн Поль (Cezanne) (1839-1906), французский художник. Желание учиться в нем не убывало, а его трудоспособность казалась неистощимой.
Семья живет в Понтуазе и Овере близ реки Уазы, где складывается, помимо Аржантея, еще одна малая столица импрессионизма тут работают Писсарро и Гийомен. Парижская жизнь оказалась ничуть не легче прежней. В приеме ему было отказано, но это не обескуражило молодого художника. Живопись Сезанна в определённом смысле стала возрождением в искусстве древних пифагорейских традиций, хотя Сезанн, безусловно, лишь ощущал совпадение своих итоговых взглядов с этой традицией, а не следовал пифагорейству сознательно.
После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Ей нравилось одеваться по последней моде. В течение следующих двухсот лет семья ничего выдающегося не достигла. А в «Руководстве по инвестированию на рынке предметов искусства» компании Kunst Asset Management GmbH натюрморт Поля Сезанна «Занавес, кувшин и блюдо с фруктами» (18931511894 годы) стоит на шестом месте в списке 500 самых дорогих произведений искусства, проданных за последние 20 лет. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
Он искал спасения в живописи. При этом она заверила: в присутствии Ортанс нужды нет. Примкнул к их движению и стал участвовать в их выставках.
Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Краски Сезанна — это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, охристого и голубого) и, естественно, белого.
Прямой взгляд, прямое впитывание и передача ответа природы на полотне были для него естественным подходом к живописи, которую Сезанн считал способом непосредственного соприкосновения с истиной, не укладывающейся в рамки мыслей и слов. Поль Сезанн (фр.
Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. Рисование стало всем для Поля.
Вот таким образом работы Гогена Сезанн называл «раскрашенными китайскими картинками». Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. И вот правда вскрылась. Получив отказ в приеме в Школу изящных искусств, глубоко потрясенный, в сентябре он вновь возвращается в Экс и поступает в банк отца, одновременно вновь посещает рисовальную школу в Эксе.
Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Пожилой организм не смог справиться с болезнью и художник скончался в 1906 году.
Всю жизнь он тянулся к людям и одновременно отталкивал их. Я не выношу, когда ко мне прикасаются и идет это с очень давних времен. С 1861 года художник начинает периодически жить в Париже, снимая здесь мастерскую и знакомясь с новыми явлениями в живописи. Они слеплены из той же живописной субстанции, что и природа в пейзажах и предметы в знаменитых сезанновских натюрмортах. Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна.
«Мане, – объяснял он, – это цветок и корень. Если так, то это вполне естественно. На полотне далекие предметы кажутся близкими, а детали переднего плана сдвинуты в глубину. Он, как говорится, звезд с неба не хватает». Покинув Париж, Сезанн переехал в Прованс. Разговоры об искусстве почти бесполезны.
Сезанн верил в постоянство форм и красок мира и устойчивость отношений между ними. Чтобы погасить все долги художнику пришлось продать одну из самых популярных на тот момент картин «Жа де Буффан». Правда, понять искусство реформатора тогда смогли лишь избранные. Он сделал это по настоянию отца. Лепка форм становилась лаконичнее, конструктивно обобщеннее.
Так он перестал быть один, но хранил эту связь в тайне от родителей, а точнее — от отца. У Александрины (прежде — Габриель) происхождение было почти такое же, как у Ортанс. «Моне – это только глаз, – говорит он и добавляет: – Но какой глаз. ». Видимо, этот портрет должен был доказать отцу, что художник окончательно утвердился в выборе своей профессии.
Ортанс обрела бессмертие. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, Пьеро и Арлекин, 1888, Персики и груши, 1895, — все в ГМИИ, Москва). Самое раннее сообщение о недуге было в письме, отправленном Мари (слишком поздно) и адресованном только сыну художника.
Постепенно Сезанн выработал свою систему единообразных прямоугольных мазков, спускающихся по диагонали полотна (обычно от верхнего правого угла к нижнему левому) и покрывающих весь холст. Перемена в сфере чувств, как видно, не повлияла на его творчество и отношения с друзьями». Отдельные перспективы в пейзажах Сезанна словно наплывают друг на друга. Как отметил Лионелло Вентури, они то предшествуют картине, то появляются вслед за ней. Виктории (1890 г. ).
Порой они становятся как бы генеральной репетицией, порой возвратом, повторением, сделанным для того, чтобы продвигаться дальше. Ранние работы связаны с увлечением Караваджо, Эль Греко, Делакруа (1860–1872) следующий, семилетний период Сезанн активно сотрудничает с художниками-импрессионистами – Моне, Ренуаром. Есть более пикантная версия: Сезанн переспал с ней первым, но это кажется малоправдоподобным. На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. Даже находясь в одном месте, они не всегда жили под одной крышей. Вместе с Алексисом, Ру и Солари — «бандой из Экса» — он был свидетелем на их свадьбе в Париже в апреле 1870 года.
Таковы главные герои сезанновских композиций. По системе Сезанна учат студентов, а знаменитые художники, от абстракционистов до гиперреалистов, создают ему «Hommage» 151 посвящения и преклоняются перед даром гения. После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвратился в Париж, посещал так называемую академию Сюиса (1862-1865), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуруНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. Почти все они были приверженцами неоклассицизма или вялого романтизма и общественные вкусы находились под их четким контролем.
С этой точки зрения у Сезанна в принципе не может быть законченных работ, так что и «Масленица» лишь не выходит за рамки общего для Сезанна правила. Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция Большие купальщицы (1898-1905, Музей искусств, Филадельфия), призванная завершить большой цикл и ритмически строго выверенная.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. Она мечтала о семье, респектабельности, приличном обществе. Он говорит: «Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение». старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж).
И все-таки это невоспитанность. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Так уж вышло, что их совместная жизнь началась с испытания терпением: в тесной парижской квартирке они учились уживаться и растили Поля.
Несмотря на некоторое непонимание и здесь, работал он настойчиво и с большим напряжением. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Понятно, что жесткий контроль до известной степени был неизбежен.
Бедные натурщицы.
Пейзаж Тополя, написанный около 1879–1882 в Провансе, позволяет видеть, как Сезанн обретает свою собственную манеру письма. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. В 1906 году Сезанн писал известному живописцу Эмилю Бернару: «Я стар, болен и я поклялся умереть за работой».
Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. За столами в казино Монте-Карло и не только там, она играла в карты и рулетку. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Как уже было сказано, Сезанн имел мало привязанностей, он был мизантропом избегал людей, новых знакомств и женщин. Мы же этих красавцев больше не видели — ни его, ни ее.
Подобный мотив занавесок с широкими складками встречается в нескольких натюрмортах и портретах, созданных между 1885 и 1895 годами (см. : Venturi, NN 528, 559, 570, 592, 601, 679, 731). Вскоре этот «грубый и жадный» человек — таким он запомнился друзьям детства Сезанна — сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе. В детстве Сезанн имел слабое представление о хорошей живописи, но во многих других отношениях он получил превосходное образование. Сезанн начинает работать на пленэре, палитра его светлеет. В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198х118 см). Принцип первый: художник должен заботиться об использовании белизны бумаги между двумя тонами (палитра Сезанна в данном случае включает три: кирпично-красный, пепельно-зеленый и ярко-желтый) ибо этот светонасыщенный посредник усиливает любую краску и приводит ее к гармонии с соседней.
2) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства. В течение жизни Сезанн написал огромное количество видов Прованса. Она шила платья на заказ и даже после встречи с Сезанном окончательно ремесло не бросила.
Но влияние Писарро не привело к появлению в живописи Сезанна сферы главных интересов импрессионистов: света и воздушной среды. И каждый год все без исключения работы Сезанна отвергались. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. картины, созданные Полем Сезанном в 1890-1906 г. г. Раздел 4.
И сам назвал рисунок «Швея». Он оберегал маленького Поля как зеницу ока. В своем добровольном изгнании Сезанн превратился в великого художника. Все случилось по писанному. Она была старшей дочерью фермера Клода Антуана Фике (1807-1889) и Мари Катрин Депре (или Депрей 1821-1867), отец которой был кузнецом. Она любила поговорить — причем не о живописи.
Там он завоевывал художественную сцену, а жил и творил на родине, в Эксе. Он (не без влияния Писсарро) стал писать в импрессионистической манере. Серия автопортретов, написанных в разные годы, 151 лучшее «пособие» по изучению отношения художника к себе и миру. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон».
К ней принадлежало большинство художников, добившихся коммерческого успеха. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе.
В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (Горшок с геранью и фрукты, 1890-1894, Метрополитен-музей Натюрморт с драпировкой, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1852 году Сезанн учится в колледже Бурбон – богатой гуманистическими традициями гимназии в Экс-ан-Провансе (ныне лицей Минье), где подружился с Эмилем Золя, отец которого создал проект и строил канал и плотину в Эксе и Жаном-Батистом Байлем. Пока его современники Писсаро или Моне писали идиллические виды парижских окрестностей, он создавал эротические и часто страшные полотна, которые смущали и беспокоили его друзей. Подступила бедность. типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-1867, частное собрание, Швейцария), эротические видения («Оргия», 1864-1868, частное собрание, Париж). После смерти отца (1886 г. ) Сезанн почти безвыездно жил в семейном поместье в Экс-ан-Провансе, где и умер 22 октября 1906 г. Интерес публики к его картинам возник лишь в последние годы жизни художника.
Среди них наиболее продуманно выстроены виды города Гардана. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна.
В основе живописи художника лежат рисунок, цвет и контрасты, при помощи которых он мастерски лепил объемы, добиваясь ощущения их плотности и весомости. Она долго продолжала позировать ему и после того, как они перестали постоянно жить вместе. Ведь немногим более ста лет назад сам мастер считал большой удачей, если продавал свои холсты по 40 франков (для сравнения: 20 франков в месяц тогда, в конце XIX века, стоила комната в Париже, а за 10 франков в месяц художник мог обеспечить себя красками и холстами). В 1904 на выставке Осеннего салона ему уже отведен отдельный зал.
Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. Его современники 151 барбизонцы и импрессионисты 151 давно уже забыли про музеи и работают на пленэре, стараясь уловить «впечатление» (impression), а Сезанна вдохновляют классицисты и романтики, Пуссен и Делакруа. Упорно постигая натуру, Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках устойчивых структурных закономерностей (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар и др. ). Французский художник, представитель постимпрессионизма. Рисование было обязательным предметом и в школе Святого Жозефа и в Коллеж Бурбон, а с 15 лет он начал посещать свободную академию рисунка.
Порой он использовал приемы обратной и сферической перспективы. Он действительно являлся настоящим трудоголиком, посвятившим всю свою жизнь живописи. Их общение было сдержанным и насыщенным одновременно. Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года.
Натюрморты занимают особое место в его творчестве. Вот, например, место рождения картины «Красные скалы» (1900). Напротив, его всегда окружали родственники и друзья.
В природе все лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Но это отнюдь не значит, что Сезанн был одинок и несчастен. Луи Огюст был оскорблен. Так, в своей мастерской на улице Ботрейи он жил «среди ужасающего беспорядка. Не исключено, что так и было, но «подсказать» гипотезу мог графический портрет, выполненный Сезанном, — эффектная и непривычно укрупненная композиция, которую Воллар выбрал в качестве иллюстрации на титульном листе своей книги о художнике, опубликованной в 1914 году. Его картины были представлены на Всемирной выставке в Париже. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Без сомнения, самым удачным натюрмортом раннего периода являются Черные часы, картина, которую Сезанн подарил Золя.
Ортанс Фике была высокой, красивой брюнеткой, с большими черными глазами и бледным лицом. Пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-1892, возможно, 1890-1896) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Грубо говоря, семейство сочло ее алчной, со всеми вытекающими последствиями. Ревалд считал Ортанс «грубой и поверхностной особой, которая ничего для Сезанна не сделала — разве что вела его дела, при жизни и потом (за что ей причитались приличная плата и содержание)». Обстоятельства кончины неоднократно пересказывались и не всеми воспринимались как пустая сплетня история заняла заметное место в мартирологе художника и стала сущим наказанием для Ортанс — платой за вероломство или никчемность, кому как нравится. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой.
Он былединственным сыном властного отца и вырос в тихом Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции, в 15 милях вглубь страны от Марселя. Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, самоуверенный и напористый, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу. Видимо, этот портретПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. складывается собственно живописная система Сезанна, достигшая зрелости к концу 80-х гг. Он пользовался особенно большой популярностью у молодого поколения художников.
И души не чаял в сыне. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. В письме другу-художнику от 1885 года Гоген восклицал: Этот непостижимый человек, с натурой по сути своей мистической и восточной (он похож на старого левантинца). Сезанн в этом отношении уникален. В 1886 году эта дружба кончилась резким разрывом.
Сезанн пошёл своим, особым путём, продиктованным его личными особенностями. Именно вот таким образом творчество Сезанна остаётся своеобразной «художественной кладовой» для современных художников. Но интересно отметить, какие художники в этот период влияли на Сезанна. На самом деле я только переменил желище, а скука осталась при мне. Поль открыто показывал свой характер и свои эмоции в каждом полотне. Сезанн запрещает подметать у себя «из боязни, как бы пыль не осела на еще влажные полотна».
А. С. Пушкина в Москве). Ее находчивость была под стать амбициям. Он рисовал Сент-Виктуар более 60 раз.
На рубеже 1860-70 гг. Композиция Пьеро и Арлекин (1888, Музей изобразительных искусств, Москва) сюжетно посвящена празднику марди гра последнему дню карнавала перед постом.
Спустя несколько месяцев, когда на фоне Франко-прусской войны случился «великий исход», Александрина писала мужу из Марселя: «Три дня назад Мари видела мелькнувшую в окне Буль, а еще от дам из Эстака мы слышали, что Поль там больше не живет мы думаем, что они скрываются в Марселе. Произведения Сезанна 60-х гг., с их тяжеловатой вещественностью письма и тёмными тонами палитры, отмечены воздействием Г. Курбе (Печка в мастерской, 1865-68). на пленэреПленэр (французское plein air, буквально — открытый воздух), в живописи — воспроизведение изменений воздушной среды, обусловленных солнечным светом и состоянием атмосферы., овладел техникой мелкого мазка. В этой акварели восхищает также непосредственность композиционного расположения.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Долгое время Сезанн боялся, что он вообще перестанет давать деньги. Исчезают аллегорические и литературные сюжеты раннего периода. Поль Сезанн (1839-1906) родился во французском городе Экс-ан-Прованс. С 1852 г. Поль учится в колледже Бурбон (Collge Bourbon), где встречает Эмилем Золя и заводит с ним дружбу. В 1856 г. Сезанн поступает в местную школу изящных искусств.
В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. За шитье платили мало позирование помогало сводить концы с концами. С этим коротким периодом странствий связан момент самоопределения Сезанна, как художника.
В следующем году семья Сезаннов переехала в Овер, а еще через год вернулась в Париж. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать и каждая новая картина становилась и опровержением и подтверждением этого. Он стал как бы импрессионистом наоборот. Ее место не занял никто. Краски Сезанна это градации (по его словам, модуляции) трех основных цветов (зеленого, голубого и охристого) и, естественно, белого.
Это «но» – дань импрессионизму и вместе с тем порядку природы, в который он стремился проникнуть и который никогда не подменяет внешним сходством. Здесь слишком многое опирается на повествование и слишком мало связи с формой. Настоящий прорыв произошел после знакомства Поля с Писарро.
Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесёнными корпусными мазками, Сезанн обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещённости. Все эти и многие другие пейзажи написал великий Поль Сезанн. Образцом будет служить сопоставление, а не наслаивание пятен, что-то вроде охапки цветов. Список можно было бы продолжить. Именно на этом этапе возникли лучшие, самые глубокие и содержательные работы Сезанна.
После кратковременного пребывания на родине и работы в банке вновь возвращается в Париж, посещает т. н. академию Сюиса (1862-65), где за небольшую плату можно было рисовать обнаженную натуру. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
Сезанн перенес акцент в живописи с предмета изображения на сознание изображающего. «Моя жена любит только Швейцарию и лимонад», — полушутя говорил Сезанн. Поль встречается с Золя и регулярно занимается в академии Сюиса.
В натюрморте «Ваза с фруктами» (1878, частное собрание, Париж) зритель видит вазу как бы в профиль и одновременно несколько сверху. Невозможно одновременно утверждать и свободу и каноны.
Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др. ). Она сложена из того же камня, что и все вокруг. Сезанн начинает работать над портретами (Портрет А. Воллара, 1899, Пти Пале, Париж Портрет Г. Жеффруа, 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. Он стремился к созданию классического искусства (лишённого всего преходящего и незначительного), раскрытию неизменного величия и гармонической уравновешенности природы, органического единства её форм как в портрете (автопортрет, 1879-85, ГМИИ) и фигурной композиции (Пьеро и Арлекин, 1888, ГМИИ), так и в пейзаже (Гора Сент-Виктуар, 1900, ГЭ) и натюрморте (Персики и груши, 1888-90, ГМИИ).
В 1872 году у них родился сын, при крещении получивший имя Поль. Но Сезанн существует как бы вне этого мира страстей. Но вместе с тем открыл новую: его зрелые произведения произвели необратимое воздействие на формирование художественного видения в современной живописи. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро.
В том же году Сезанн оформил свой брак с Ортанс. Но вернемся к растущему Полю. В начале 1870-х гг. В 1895 году после большой выставки, организованной сугубо для работ Сезанна, на него обратили внимание несколько молодых рисовальщиков которые захотели быть его учениками. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией.
Некогда Габриель позировала Сезанну говорят, что он и познакомил ее с Золя. Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки». В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Разумеется, в родном Провансе. И какие.
В качестве натуры он использовал своего сына и его товарища. Наиболее импрессионистическая картина этого периода Дом повешенного (1873, Музей дОрсе, Париж). На рубеже 1880-90 гг.
Виктории. Впрочем, Синьяк уже изложил его в своем замечательном труде о Йонгкинде. После смерти Сезанна она продала несколько холстов и жила ни в чем себе не отказывая. У Ревалда был воинственный нрав.
Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. Природа выступает сама по себе, как могучая и полная скрытой энергии сила. Эта выставка была первой из восьми выставок импрессионистов, прошедших в период 1874 г. по 1886 г. Кроме первой, Сезанн принимал участие только в третьей (1877 г. ), на которой экспонировались шестнадцать его картин. После 1877 г. Сезанн постепенно перестает общаться с импрессионистами и работает уединенно в своем доме в Эксе, что объясняется двумя причинами: во-первых стилистически он все сильнее отдаляется от импрессионистов, а во-вторых он удручен неприятием его творчества арт-критиками и публикой.
Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного» (1873, Музей д39Орсе, Париж). В этом смысле он был даже не постимпрессионистом, а подлинным реалистом. Нравилось путешествовать. В апреле 1861 года Сезанн едет в Париж, где его уже нетерпеливо ждет Золя. Когда в жизни Поля происходит перелом к творчеству. Но было среди них несколько, к которым он обращался чаще, чем к другим.
В живописи Сезанна весь путь от корня к цветку, здесь вся жизнь». Вместо этого он днями сидит в Лувре, копируя классиков. Его подозрения подтвердились. В начале 1870-х годов Сезанн Сезанн сблизился с Мари-Гортензией Фике, вскоре у них родился сын Поль (это будущие модели художника).
Лепка форм становится лаконичнее, конструктивно обобщеннее. Работа, как и многие другие ключевые работы Сезанна, по сути, не закончена, хотя это почти не отражено в её внешнем слое: сюжет выражен, композиция вроде бы завершена.
Незадолго до этого в Понтуазе обосновался и сам Писсарро. Внимательно следил за художественной жизнью, посещал знаменитое кафе Гербуа, в котором часто собирались художники. Его не влекла, в отличие от многочисленных представителей академической школы, фотографическая точность воспроизведения зримого мира.
Золя опубликовал роман «Творчество», главный герой которого, художник-неудачник, был списан с Сезанна. Это восклицание ребенка стало пророческим. «Поговаривают, — сообщает Ревалд, — что его жена не смогла вовремя оказаться в Эксе, так как не пожелала отменить примерку у портнихи». В рейтинге самых «ценных мастеров» художник занимает четвертое место после Пикассо, Клода Моне и Ван Гога.
Сезанна абсолютно не интересуют разные планы пространства. После окончания средней школы он посещал школу Святого Жозефа, а затем с 13 до 19 лет учился в «Коллеж Бурбон». Сезанн работал над ней два года, что отнюдь не было для художника редким случаем. Да, сплетня злая и так удобно, что в ней умалчивается о роли сестры Сезанна. Знак зодиака — Козерог. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно.
Отец вернулся в Юра, где его ждали оставшиеся от жены тридцать девять акров виноградника. Уже год он живет с Ортанз Фике (она моложе его на одиннадцать лет), брошюровщицей, с которой он познакомился в Париже, где она подрабатывала натурщицей. Работа была для него единственным, что приносило полное душевное удовлетворение. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.
Воспринимая уроки импрессионизма, Сезанн остается самим собой. Золя знал Ортанс с самого начала, как и Сезанн — Александрину Мелей, будущую мадам Золя. Пять вариантов композиции Игроки в карты (1890-92, возможно, 1890-96) инспирированы картиной Караваджо на такую же тему из местного музея. Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи.
Приличия превыше всего. Ран ние работы Сезанна были написаны в драматической романтизма. Развивая мысли Сезанна о геометризации природных тел, они приходили порой к отвлеченным схемам (кубизм). Где же он берет эту природу.
Здесь изображен уголок мастерской художника. Хоть бизнес и шел удачно и денег в семье хватало, Поль рос обделенным любовью и заботой. 3) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством.
Многие его ученики отзывались о нем как о терпеливом и внимательном наставнике. Он продолжал учиться на примерах своих кумиров – Пуссенна, Энгра, ног и творчество импрессионистов не было ему безразлично. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Р. Р. Фальк и др. ) и других европейских странах.
Если с вами на выставку пришла женщина «в интересном положении», ни на секунду не задерживайтесь у «Портрета мужчины» кисти господина Сезанна. Совмещение разных точек зрения на объект при его изображении — излюбленный прием Сезанна. Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе.
Поездки к Сезанну молодые называли между собой «паломничеством в Экс» — надо сказать, что сам Сезанн относился к своим новым поклонникам намного теплее, чем к большинству художников своего поколения. А с возрастом, разбогатев, она пристрастилась к игре. Однако Сезанн 151 не только пейзажист. И все же в 1869 году он встретил девушку, к которой по-настоящему привязался.
Достаточно увидеть «Автопортрет в фуражке» 18731511875 годов из Эрмитажа, «Автопортрет на розовом фоне» 1875 года или «Автопортрет» 18771511880 годов (оба из музея Орсэ), чтобы почувствовать силу его личности. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. В 1859 году отец Сезанна приобрел бывшую летнюю резиденцию губернатора Прованса (поместье Жа де Буффан) и жизнь Поля там становится все более и более невыносимой. Уроки Писсарро были важны и потому, что он уделял большое внимание пространственной организованности пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Этот взгляд на живопись отличает Сезанна от большинства его современников. Здесь Сезанн посещает академию Сюиса, часто бывает в Лувре.
Реализацией теоретических воззрений Сезанна стали его знаменитые «Купальщицы». Вечером, с 7 до 10, он снова рисовал в Ателье Сюисс. Дальнейшее оказалось более хрупким. Так не пойдет, решил отец и заявил сыну, что желает от них отделаться. Характерно, что в это время Сезанн начал интересоваться геологией. А осенью Луи-Огюст умер, оставив сыну большое наследство.
Почему отшельник. Там же можно увидеть, как выглядел Поль Сезанн – Автопортрет в каскетке, написанный художником между 1873-1875 гг., тоже находится в Эрмитаже. Мари Ортанс Фике (1850-1922) родилась 22 апреля 1850 года в деревне Салиньи, близ Безансона, в департаменте Юра. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Покинув Париж, Сезанн переехал в Прованс. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др. ).
Признание пришло к Сезанну уже около 1900 года. В середине 1890-годов Сезанн начал работать над портретами («Портрет А. Воллара», 1899, Пти Пале, Париж «Портрет Г. Жеффруа», 1895, Музей дОрсе, Париж), которые требовали многочисленных сеансов (порой до ста) и все же оставались незавершенными. По сюжетам их можно отнести к романтизму, но сам выбор сюжетов определённо связан с серьёзными психическими проблемами автора. В кафе «Гербуа» он знакомится со многими художниками-импрессионистами.
Как бы ни был закомплексован Сезанн, какие бы, судя по письмам, сомнения ни терзали его душу, на автопортретах он уверен в себе и значителен. Художник не должен быть чересчур скрупулезным или чересчур искренним или чересчур зависимым от натуры художник является в большей или меньшей степени хозяином своей модели, а главным образом — своих средств выражения». Другим излюбленным местом для Сезанна-пейзажиста были окрестности Эстака. Трудно сказать при этом, что Сезанн не пришёл бы к этому без Писарро.
Привлекает внимание не «внешний», событийный пласт работы, то есть то, что и кто на ней изображены, а то, как именно это изображено. Все как у обычного человека. «Сезанн вернулся в Париж в начале 1869 года. Ему исполнилось 23 года и он был в самом начале пути. С тех пор Сезанн и Золя никогда больше не разговаривали и не виделись друг с другом. Он все больше удаляется от семьи и отец, наконец, отказывается от своего жесткого запрета и разрешает сыну покинуть Экс. Сезанн был старше на одиннадцать лет, он влюбился и уговорил ее жить с ним.
Учился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. (Другое дело, что его самого «сливки» парижского арт-мира признали не сразу. ) В какой-то момент Сезанн и сам заводит семью: его натурщица рожает ему сына. Ортанс тоже не возражала против бриллиантов и белья, но у нее были другие приоритеты.
Александрина отличалась обостренной тягой к благопристойности. В этот период он увлекся натюрмортом.
Частым мотивом его пейзажей стала с 1880-х годов гора Сент Виктуар, видная из окон и с террасы его мастерской в пригороде Экса, где художник жил до конца жизни, получив прозвище «отшельник из Экса». Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Совершенно прямые линии редки в его картинах: они то изгибаются, то наклонны. начинается тема купальщиц и купальщиков, которая станет важной в последующие десятилетия.
Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-1870, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей д39Орсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициямТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. На листе большого формата, редко встречающегося в акварели, Сезанн старался выявить эффекты света на предметах и передать свои впечатления посредством неожиданных красок.
Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени.
Все открылось в 1878 году, когда Луи-Огюст вскрыл письмо жены, адресованное сыну. Что это за «история», так и не ясно, но он, похоже, не слишком обеспокоился. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал (Завтрак на траве, 1869-70, частное собрание, Париж Новая Олимпия, Музей дОрсе, Париж), Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно Весна и Осень (1859-62, Пти Пале, Париж).
В 1861 г., решив посвятить себя искусству, он отправился в Париж. Лувр, – писал Сезанн позже, – это книга, по которой мы учимся читать. У самого Сезанна никаких теорий никогда не было.
Его заинтересовали не изменчивость, а устойчивость сочетаний цветов и форм в природе. Биография Поля Сезанна была бы неполной без короткого рассказа о его личной жизни. На рубеже 1860-1870 годов началась тема «купальщиц» и «купальщиков», которая стала важной в последующие десятилетия. На рубеже 1880-1890 годов Сезанн все больше увлекся так называемыми фигурными жанрами. Через Золя познакомилась с художниками Эдуаром Мане, а также Камилем Жакобом Писсарро, Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и другими будущими представителями импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Творчество исцеляло Сезанна и от неуверенности в себе. Важным же в этот период для Сезанна было стремление увидеть, как устроен мир в своих пространственных «эйдосах». Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, отправился в Париж учиться шляпному ремеслу.
В «Девушке у пианино» (около 1869, Эрмитаж) изображены сестра и мать художника, пустующее кресло должно напоминать об отце. Через Золя познакомилась с художниками Эдуаром Мане, а также Камилем Жакобом Писсарро, Клодом Моне, Пьером Огюстом Ренуаром и другими будущими представителями импрессионизма. Художник любил ее твердые стебли и его как колориста привлекали ее ярко-зеленые листья. И хотя супруги были достаточно разными людьми по своим привычкам и восприятию мира и по большей части жили раздельно (Сезанн – в своем имении в Провансе, а Гортензия – в Париже), все-таки эта женщина осталась единственной в жизни маэстро. Классицизм прославляет разум – романтизм возвеличивает чувство.
Эта картина Сезанна имеет и другое традиционное название— «Пьеро и Арлекин». Эта хижина и сейчас встречает гостей. Как она сводила концы с концами, не вполне ясно. И все же Поль чувствует себя в Париже неуютно и уже вскоре он начинает думать об отъезде.
Поль Сезанн родился в Экс-ан-Провансе во Франции в семье шляпника и ростовщика, который ко всем окружающим относился холодно и надменно. Основные качества живописи акварелью — прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета. То же стремление проявляется и в отношении к цвету. Говорят, что иногда она подрабатывала в качестве натурщицы.
У самого Сезанна никаких теорий никогда не было. Учитывая предшествующий опыт Ортанс, понятна проявившаяся в ней тяга к хорошей жизни. Ее звали Ортанс Фике. В конце 1850-х — начале 1860-х годов Фике перебрались в Париж в поисках лучшей жизни.
В манере Сезанна появились устойчивость и обдуманность. Даже более того, со стороны история жизни Сезанна выглядит подозрительно спокойной. Мари, большую часть своей жизни благочестиво порицавшая всех и вся, строго осуждала Ортанс. Всё это, вместе взятое: и сюжеты работ и откровенно слабая школа рисунка и живописи, предопределили невозможность как выставить, так и продать эти работы. Портреты словно ничего не значили. В этом смысле он скорее возрождал, нежели разрушал традиции.
Он, например, писал вариации картин Мане: «Завтрак на траве», «Новая Олимпия» и другие. Других подобных «неосторожностей» замечено не было. До этого любой «маленький каприз» вызывал трения.
В ранних работах, часто имеющих вид экспрессивных фантасмагорических сцен (Оргия, 1864-68), Сезанн обращался к приёмам живописи старых мастеров (Веронезе, Тинторетто), а также Э. Делакруа и О. Домье. Дабы слово не расходилось с делом, он в два раза уменьшил его содержание. Он продолжает пребывать на вершине художественного Олимпа. Так же как в личной жизни сюжет «отец151сын» становится для Поля Сезанна постоянным лейтмотивом, так и в творчестве он удивительно постоянен.
Та же скала справа, проем, деревья на заднем плане. Усадьба называлась Жа-де-Буффан, по-провансальски Обиталище ветров. Сезанн любил эти карьеры. Это Паоло Веронезе, Тинторетто, Эжен Делакруа и Оноре Домье. Он получает премию за живописные этюды фигур. В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ века (другое название картины — «Увертюра к Тангейзеру»).
Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Как и Мане, вариации на темы картин которого он создавал («Завтрак на траве», 1869-70, частное собрание, Париж «Новая Олимпия», Музей дОрсе, Париж), Поль Сезанн хотел следовать традициям старых мастеров, Пуссенн был его постоянным кумиром, а именем Энгра он даже подписал два декоративных панно «Весна» и «Осень» (1859-1862, Пти Пале, Париж). В скромном провинциальном интерьере звучит романтическая музыка Вагнера, культ которого характерен для Франции второй половины ХIХ в. (другое название картины Увертюра к Тангейзеру).
Для классицизма основным принципом является структурный для романтизма – цветовой. Сезанна и Золя сближало и увлечение литературой. Ярлык был готов. О его жизни можно судить по творчеству.
Надо было действовать. Скорее всего, пришёл бы, но, возможно, значительно позже и не столь решительно. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита). В числе значительных работ раннего периода Портрет отца (1867 (. ), частное собрание), довольно большого размера (198 118 см). Может, облик, манеры и траты Ортанс и не были королевскими, но она отличалась своенравием и бережливость не была сильной ее стороной. И семья, в которой он вырос, была отнюдь не маленькая.
Это ощущение было столь острым, что в нем развился болезненный страх прикосновения. В пейзажах Писарро Сезанна привлекало умение их автора организовывать пространство. Он говорит, что для написания пейзажа ему необходимо знание его геологии. Он писал множество этюдов обнаженной натуры, почти ничем не отличавшихся друг от друга. Сезанн терпит неудачи при попытках поступления в Парижскую школу изящных искусств (1861 и 1862), однако живопись становится главным делом его жизни.
Яркая сюжетность этой работы Сезанна давно уже вызывает у искусствоведов и непрофессиональных зрителей желание приписать ей какую-то особую идею или особый смысл. Порой он использует приемы обратной и сферической перспективы. Свой творческий принцип, выработанный им во 2-й половине 1870-х годов, он назвал «воплощением», реализацией.
Конечно, самым красивым акварелям мастера из Экса подчас соответствуют одна или несколько картин маслом.
После 1879 отходит от импрессионизма. Он снова и снова писал яблоки. Эта черта оказалась родственна внутренним устремлениям самого Сезанна. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость. В период становления художника особенно остро ощущается коллизия между свежим непосредственным восприятием мира и стремлением его структурировать, упорядочить исходя из теоретических предпосылок.
За двадцать лет Сезанн написал маслом не меньше двадцати четырех портретов Ортанс. Маршрут «Париж 151 Экс» становится для него также постоянным. Сезанн так долго работал над «Масленицей» лишь потому, что хотел ощутить и чувственно воспринять нечто важное для себя. Представитель постимпрессионизмаПостимпрессионизм (от латинского post — после и импрессионизм) — общее название течений в живописи конца 19 — начала 20 веков, возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Но при этом была лишена права голоса: натурщиц не принято слушать — на них смотрят. Кроме Поля в доме росли две сестры, с которыми он поддерживал теплые отношения.
Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Вызов предвещал давно назревавший кризис, которого так долго удавалось избежать. В семье Сезанна с распростертыми объятиями ее не встретили и дали прозвище La Reine Hortense (Королева Гортензия), но попрекали скорее за меркантилизм и вульгарность, нежели за распущенность: ее подозревали в желании прибрать к рукам его состояние.