Жорж-пьер Сёра (фр. Georges Seurat, 2 декабря 1859, Париж— 29 марта 1891, Париж)— французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм» или «пуантилизм». Georges Seurat, 2 декабря 1859, Париж – 29 марта 1891, Париж) – французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм» или «пуантилизм». Жорж-пьер Сёра (фр. Georges Seurat, 2 декабря 1859, Париж— 29 марта 1891, там же)— французский художник-постимпрессионист, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального метода живописи под названием «дивизионизм» или «пуантилизм».
О самой работе нам мало что известно, так как до 1883 года Сера не выставлялся. Ей двадцать лет. Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен. Разум.
Он обращается к трудам известных ученых, в частности к «Эссе об абсолютных знаках в искусстве» (1827—1832) Юмбера де Сюпервиля, который связывал направленность разных линий с выражением эмоционального состояния. При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. Есть и более мрачные толкования отношений зрителя и спектакля в картине «Цирк». Свет вычислен. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения. Гармоничные линии, гладкие тела без признаков старения, привлекательная симметрия композиции, свободная группировка ненавязчиво обнаженных или задрапированных под классику фигур в неопределенном ландшафте «а-ля Пуссен» — здесь представлена не столько утопия, сколько ностальгия по далекому, никогда не существовавшему прошлому, «у-хрония».
В 1879 году Жорж посетил четвертую выставку импрессионистов и был поражен полотнамиМонеиДега. Около этого времени он покинул Школу изящных искусств. Три дня, два дня. Сёра, как и его друг— художник Синьяк, тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. Некоторые аспекты «Гранд-Жатт» можно прочесть как открытое отрицание утопии Фурье или, точнее, утопизма вообще.
Самое главное – как изображать. При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. Это скорее утопия идеализированного желания. Художник Жорж Сёра вышел из обеспеченной семьи министерского чиновника.
В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере». Отказ жюри молчун воспринял как оскорбление. В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка. Следующая картина Сёра, Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт (1884–1886, Чикаго, Художественный институт), была представлена на последней выставке импрессионистов в 1886.
Вот где действует аллегория, вынесенная в заголовок этой статьи («антиутопическая аллегория»). Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием. В отзывах о выставке царил разнобой. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых). Три дня, два дня. Именно это наследие Сёра оставил своим современникам и тем, кто следовал по его стопам. Разум может все. Откровенно фурьеристское содержание этой утопической аллегории подкреплено подписью «Гармония» на постаменте изваяния в левой части полотна, которая отсылает к «государству Фурье и музыке сатиров», а также названием книги «Универсальное общество», в которую погружены молодые ученые (прямая отсылка к фурьеристской доктрине, а также к одному из трактатов Фурье).
Такая работа Пюви, как «Лето» 1873 года, созданная через два года после поражения Франции во Франко-прусской войне и ужасных событий вокруг Коммуны и ее последствий, расколовших общество, представляет один из самых чистых образчиков утопии. Знакомство и взаимное влияние представителей новых направлений живописи помогли Жоржу Сёра найти единомышленников. Блох причисляет «Завтрак на траве» к той же категории, что и «Гранд-Жатт», — это воскресная картина ее «сюжет — временное погружение в мир без повседневных забот и нужды. Адский метроном отстукивает свой счет. Сёра тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов).
Жорж Сера (Seurat Georges), неповторимыйи очень запоминающийся французский художник постимпрессионист известен так же и как график. Дэниэл Рич был абсолютно прав, когда в своем исследовании 1935 года он подчеркивал первостепенное значение новаторства Сёра на уровне формы в том, что он называет «трансцендирующим» достижением «Гранд-Жатт». Большей долей безрадостного уныния картина обязана выбеленному свечению ее световоздушной среды и невыразительной воде воскресной Сены, созерцаемой столь же невыразительно Вместе с миром трудовых будней исчезают и все другие миры, все погружается в водянистое оцепенение. Вся эта борьба длится за подчинение жизни, за то, чтобы увековечить ее в минераловой неподвижности, словно простирающееся под ослепительным августовским солнцем безбрежное море. Как мне кажется, «Гранд-Жатт» и другие произведения Сёра слишком часто включались в «великую традицию» западного искусства, бодрым маршем идущую от Пьеро до Пуссена и Пюви и слишком редко связывались с более критическими стратегиями, характерными для радикального искусства будущего. Два дня.
И все равно Сёра был счастлив. Сложно сказать, подразумевают ли темпорально и географически определенные, подчеркнуто светские названия полотен Сёра («Воскресный день на острове Гранд-Жатт (1884)») антиутопическую критику туманных идеализированных названий Пюви и других классицистов, работавших с аллегорией. Разум может все.
В эти же годы Сера написал несколько портретов. Для его пейзажей (Закат солнца. Несмотря на молчаливость, Сера вскоре стал душой компании. И затем Блох переходит к описанию «Гранд-Жатт», приведенному в начале этого эссе: «Настоящее, даже нарисованное, буржуазное воскресенье выглядит куда менее желанным и разнообразным. Какая деталь обозначает здесь искусство. «Купание в Аньере» художник писал на протяжении года, но картина не была допущена в официальный Салон. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сёра к самостоятельным поискам.
В 1878 году Сёра приняли в Школу изящных искусств. В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка. Здесь он учился у Анри Лемана.
Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сера к самостоятельным поискам. Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. В отличие от Берты Моризо, которая в изображении своей дочери Юлии с кормилицей (1879) создает репрезентацию кормления грудью как такового — фигура у Моризо фронтальна, обращена к зрителю, живо написана и, хотя упрощена до единого объема, создает острое чувство жизненной непосредственности, — Сёра стирает все признаки профессиональной деятельности кормилицы и ее отношений с грудным ребенком, вместо биологического процесса предъявляя нам упрощенный знак. Своей размеренной походкой автор «Купания» дошел до кафе «Монтескье», где собирались художники-бунтари и сообщил о своем решении примкнуть к ним, уплатив положенные одиннадцать франков. Действительно, если посмотреть на критику этого времени, становится ясно, что именно экспрессивно-формальная структура полотна, а не социальные различия, отмечающие подбор персонажей, — или, точнее, беспрецедентное сопоставление рабочих фигур с фигурами среднего класса, которое столь подчеркивал Т. Дж. Так, например, в формальной структуре «Лета» ценность материнства для женщины и работы для мужчины представлена как — по сути, неотделимая — составляющая природного порядка, а не как изменчивый и спорный вопрос.
Папети использует сугубо классическую архитектуру, хотя картина одновременно предполагала, что эти утопические представления направлены в будущее: на ней были изображены пароход и телеграф (впоследствии убранные художником). Жизнь подстерегла Сёра и он оказался в ловушке инстинкта. В 1880 г. вернулся в Париж. Свободой художник наслаждался недолго.
В искусстве вес должно быть сознательным. Он проявил огромный интерес к пуантилизму (или – дивизионизму) Сёра. В 1878 году Сера принял и в Школу изящных искусств. После выставки Сёра с головой погрузился в жизнь, которую вели "независимые".
В течение следующих двух лет осваивал искусство черно-белого рисунка. Антиутопический импульс содержится в самом сердце достижений Сёра — в том, что Блох называл «сложившейся мозаикой скуки», «ничего не выражающими лицами», «невыразительной водой воскресной Сены» короче, «пейзажем с самоубийством, не состоявшимся от нерешительности».
Картина — сложившаяся мозаика скуки, мастерское изображение разочарованного ожидания чего-то и бессмысленностиdolce far niente. Картина изображает остров на Сене неподалеку от Парижа, где средний класс проводит воскресное утро (sic. ) : только и всего и показано все с исключительным презрением. Шестнадцать дней, тринадцать дней, восемь дней. «Изображена, — продолжает Блох, — невероятно французская ситуация, полная истомы, невинности и абсолютной легкости, ненавязчивого наслаждения жизнью и беззаботной серьезности». С ранних лет будущий мастер кисти выделялся не только старательностью и живым интересом к разным художественным течениям, но также независимостью и замкнутостью, порой переходящей в скрытность. На картине Папети утопические идеалы олицетворяют поэт, «воспевающий гармонию», группа, воплощающая «материнскую нежность» и другая, обозначающая светлую детскую дружбу, а по краям — различные стороны любви между полами.
В 1900 году семья художника продала Гран-Жатт за 800 франков, Цирк – за 500 франков, а рисунки – по 10 франков за штуку. Поначалу Сера вплотную занялся рисунком. Вероятно, это и послужило толчком к разработке теории пуантилизма или дивизионизма, характеризующейся отказом от физического смешивания красок и передаче цветовых оттенков с помощью отдельных точечных мазков. В 1883 г. Сёра создает свое первое значительное полотно — «Купальщики в Аньере» (Bathers at Asnieres). В 1884 г. ПарижскиЙ Салон отклонил работы Cёра и художник принимает участие в создании «Общества независимых художников» (Societe des Artist Independentsa). В том же году Сёра начал работу над своим самым известным полотном «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (A Sunday Afternoon on the Island of La Grande Jatte), которую завершил в 1886 г. и выставил на VIII (и последней) выставке импрессионистов. В 1887 г. Сёра примкнул к группе художников-неоимпрессионистов, куда входили Дюбуа-Пилле, Писсарро, Максимилиан Люс. С 1888 г. по 1890 г., художник, проводя летние месяцы на побережье Нормандии, создал несколько морских пейзажей: «Ле Бек-дю-Хок. Для живописцев в это время главной становится работа с натуры. Действительно, Блох считает «Завтрак на траве» противоположностью «Гранд-Жатт», описывая его как «желанную сцену эпикурейского счастья» в самых лиричных выражениях: «Мягкий свет, какой мог написать только импрессионист, струится меж деревьями, окутывает две пары любовников, обнаженную женщину, еще одну — раздевающуюся перед купанием — и темные мужские фигуры».
Как отмечает Клодин Митчелл в своей недавно вышедшей статье, несмотря на узнаваемое изображение далекого прошлого, образная система «Лета» предполагает более общий, даже универсальный временной масштаб — представление о некоторой обобщенной истине человеческого общества. Так началась работа над картиной Воскресный день на острове Гранд-Жатт. Конечно, существует классическая утопия плоти — «Золотой век» Энгра. Ничто не говорит больше о полном отказе Сёра от очарования непосредственности в пользу принципиальной отстраненности, чем сравнение деталей большого предварительного эскиза «Гранд-Жатт» (музей Метрополитен в Нью-Йорке) с деталями оконченной картины. Вся эта борьба длится за подчинение жизни, за то, чтобы увековечить ее в минераловой неподвижности, словно простирающееся под ослепительным августовским солнцем безбрежное море.
Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен. Итак, перед нами — классическая живописная версия утопии XIX века, отождествляющей u-topos (отсутствие места) и u-chronos (отсутствие времени) с туманным временем и пространством античности. Такая акцентуация противоречий является частью его антиутопической стратегии. В словесном описании, столь же восхитительно точном, сколь сама картина, Марта Уорд характеризовала конечную версию полотна как «безликую геометрическую конфигурацию: неправильный четырехугольник, разделенный на две части вклиненным посредине треугольником, а поверх них — замкнутые круги».
Да, мэтр дивизионизма и эта женщина составляли странную пару. Интерес к ней лег в основу экспериментов с регулированием контрастов светотени и цвета в большом пейзаже Купание в Аньере (1883–1884, Лондон, галерея Тэйт). У Сёра, как мы увидим, классические элементы теряют свою гармоничность: они гипертрофированы в своей нарочитой искусственности, консервативности и изолированности. Разум может все. Иронизировал над полотном и Дега. Arachnologies: The Woman, The Text, and the Critic // Miller N. K.
Самой первой выдающейся работой Жоржа Сёра считается «Купальщики в Аньере» (1883), которая была отклонена Парижским салоном, после чего он предпочёл работать с независимыми художниками. Работал в основном Сера в Париже. В таком произведении Ренессанса, как «Афинская школа» Рафаэля, персонажи реагируют и взаимодействуют так, чтобы намекнуть (а в действительности утвердить), что есть некий смысл по ту сторону живописной поверхности, так, чтобы передать некоторое сложное значение, которое и моментально считывается и выходит за рамки исторических обстоятельств, породивших его. (Попробуйте – у вас получится. ) Другой учёный утверждал, что, если разделить цвет на близкие либо контрастные оттенки и расположить их вплотную, ваша сетчатка сформирует из этой комбинации более насыщенные цветовые переливы. Он проявил огромный интерес к «пуантилизму» (или «дивизионизму») Сера. Сердце колотится в пылающей груди.
Но даже здесь, как отмечает Эрнст Блох в той же главе своей книги, остаются утопические эманации. В пейзажах Сёра и его друзей Поля Синьяка, Анри Эдмона Кросса и Максимилиана Люса изображение таких грубых мотивов, как фабричные здания на окраинах Парижа, являет резкий контраст эстетике импрессионистов искавших живописные виды на берегах Сены. Приём используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии. С одной стороны, все это очень льстило художнику, а с другой, - вызывало ревность. В картине «Кабаре» 1889—1890 годов (музей Крёллер-Мюллер) товаризованное развлечение, грубый продукт нарождающейся масскультурной индустрии, показано во всей своей пустоте и искусственности это не мимолетные удовольствия, которые мог бы изобразить Ренуар и не спонтанная сексуальная энергия в духе Тулуз-Лотрека. Короче говоря, Сёра свел фигуру кормилицы к минимальной функции.
Вероятно, название придумал Феликс Фенеон, ставший главным критиком этого направления в живописи. С. 435). На «Купание в Аньере» Сера потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Жорж Сёра (1859-1891) родился в Париже в состоятельной семье юриста Антуана-Кризостома Сёра. В 1878-1879 г. г. Антиутописты par excellence, они, как и Сёра использовали коды современности, чтобы поставить под вопрос легитимность существующего социального порядка.
По сохранившимся студенческим работам Сера тоже видно, как старательно молодой художник копирует линейную манеру Энгра. В отзывах о выставке царил разнобой. Очень важным оказалось то, что Синьяк гораздо точнее и доступнее автора формулировал новаторские идеи Сёра. Это было тело.
Эти места привлекали многих импрессионистов -отчасти своими красотами, а отчасти тем, что добраться туда не составляло труда: регулярно ходил поезд. По мнению Шапиро, столь же ошибочны попытки Рича предложить классицизирующее, традиционное и гармонизирующее прочтение Сёра, чтобы вписать его новаторские идеи в законопослушный «мейнстрим» живописной традиции (как это похоже на историков искусства. ). Овал цирка вычислен. Картина Доминика Папети «Мечта о счастье» 1843 года куда лучше подходит для того, чтобы погрузиться в контекст утопической репрезентации, оттеняющий антиутопическую аллегорию Сёра. Триумфальное шествие полотна «Гранд-Жатт», между тем, продолжалось.
Еще эта ошибка в изображении лошади. На "Купание в Аньере" Сёра потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. Впрочем, тогда эти картины не стоили больших денег: при жизни Сера сумел продать лишь несколько своих работ (по 300 франков за пейзажи и по 60 – за рисунки), а его картина «Натурщицы», которую сам художник оценил в 2500 франков (по 7 франков за день работы) через шесть лет после смерти была продана всего за 800 франков.
Ее часто называют пуантилизмом, но сам автор и его последователи предпочитали термину «дивизионизм». Здесь он учился у Анри Лемана. — Nochlin L. Impressionism and Post-Impressionism, 1874—1904, Source and Documents in the History of Art (Englewood Cliffs, N. J. : Prentice Hall, 1966). Да, мэтр дивизионизма и эта женщина составляли странную пару. Искусство — это гармония. И все равно Сёра был счастлив.
В финальной версии картины ничто не напоминает о роли кормилицы, питающей дитя, о нежных отношениях грудного ребенка и его «второй матери», какими считали тогда кормилиц. — N. Y. : Norton, 1965, c. 131). Он познакомился с изданным в 1885 году «Введением в научную эстетику» Шарля Анри, где излагалась его теория «геометрического изображения экспрессии», утверждалось, что линии идущие слева направо, снизу вверх из глубины наружу, воспринимаются как радостные, стимулирующие, а идущие справа налево, сверху вниз, в глубину – как тревожные, депрессирующие. Еще во время учебы в лицее Жорж посещал школу живописи. В 1878 году Сёра приняли в Школу изящных искусств.
Мейер Шапиро в наиболее глубокой, на мой взгляд, статье о «Гранд-Жатт» рассматривает Сёра как «скромного, работоспособного и умного технолога» из «низшего слоя среднего класса в Париже, выходцы из которого становятся промышленными инженерами, техниками и клерками». "Прошлой зимой в Париже от эпидемии гриппа (ее называли тогда инфлюэнцей) умерло множество людей а недавно доктор де Беллио рассказывал Писсарро о появлении дифтеритной инфлюэнцы. Анри считал, что человек «обладает врожденным математическим чувством», что существуют незыблемые законы гармонии.
Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. Именно это делает произведения Сёра уникальными — и, в частности, эту картину. Два дня. В более ранней версии почти невозможно понять, бежит ли она вообще.
Кнут мсье Луаяля вьется змейкой между тенями и светом. Он проявил огромный интерес к «пуантилизму» или«дивизионизму» Сера. Успеет ли он к сроку закончить «Цирк». Еще эта ошибка в изображении лошади. На происки импрессионизма Школа отвечала тем, что ещё крепче цеплялась за классицизм, но даже такой положительный молодой человек, как Сёра, находил преподавание убогим и занимался самообразованием, делая бесконечные зарисовки в Лувре. Так началась работа над картиной Воскресный день на острове Гранд-Жатт.
Несмотря на молчаливость, Сёра вскоре стал душой компании. В 1878 году Сера приняли в Школу изящных искусств. Он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех «товарищами». Представление о монотонности и бесчеловечной закрепощенности современной городской жизни, этот основополагающий троп «Гранд-Жатт», проникает даже в анализ самого значительного из критиков этой картины, Феликса Фенеона, — анализ, претендующий на непреклонный формализм: Фенеон описывает единообразие техники Сёра как «монотонное и терпеливое ткачество» — трогательная ошибка, наносящая критику ответный удар.
Здесь он учился у Анри Лемана. Разум. Нужно смотреть на природу глазами разума. Тени вычислены. «Купание в Аньере», его первая большая картина, свободой мазка и яркостью красок напоминает работы импрессионистов Камиля Писсарро и Клода Моне. Сёра серьезно потрудился над этим персонажем мы можем наблюдать процесс его упрощения в серии рисунков карандашом Конте — от нескольких вполне прочувствованных набросков с натуры (в коллекции Гудйер) до монументального вида кормилицы сзади («Чепец и ленты», в коллекции Тоу).
Своей размеренной походкой автор «Купания» дошел до кафе «Монтескье», где собирались художники-бунтари и сообщил о своем решении примкнуть к ним, уплатив положенные одиннадцать франков. Сердце колотится в пылающей груди. Позднее свое изображение он уничтожит, заменив его горшком с цветами. Это подтолкнуло Сёра к участию в Салоне отверженных.
Нужно смотреть на природу глазами разума. Грандкамп» (Le Bec du Hoc, Grandcamp), «Порт-ан-Бессен. Картина Синьяка «Во время гармонии», написанная около 1893—1895 года (эскиз маслом для стенной росписи здания муниципалитета Монтрёй), кажется ответом на специфически капиталистическое состояние аномии и абсурда — иными словами, на «время дисгармонии», представленное в самом известном зрелом произведении его друга.
Акцент, который он делал на антигероику, а не на жест на «терпеливое ткачество», подразумевающее механическое повторение, а не нетерпеливые мазки и удары кисти, которые Фенеон называл «виртуозной живописью» на социальную критику вместо трансцендентного индивидуализма, — все это позволяет говорить о Сёра как о предтече тех художников, которые отрицают героику и аполитичную возвышенность модернистского искусства, предпочитая критическую визуальную практику. Сёра метался в бреду, лежа на своей постели в темном углу квартиры. Импрессионисты ополчились на него, кажется, сильнее всех.
Около этого времени он покинул Школу изящных искусств. Первой картиной в стилистике пуантилизм считается «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884), которая и сегодня считается бесценным достоянием мирового искусства. Скорее, «Гранд-Жатт» — полотно, которое активнопроизводиткультурные смыслы изобретая визуальные коды для современного художнику опыта городской жизни.
Для этого Рич использует две схемы, упрощающие и без того схематичную композицию Сёра: «Организация Гранд-Жатт в кривых» и «Организация Гранд-Жатт в прямых линиях» — типичный прием формального, «научного» искусствоведческого анализа того времени. Чем же на самом деле заболел Сёра. Ее звали Мадлен Кноблох.
И все равно Сера был счастлив. Позднее свое изображение он уничтожит, заменив его горшком с цветами. Например, американский художник Теодор Робинсон назвал новую манеру мушиным пометом. Период 1881-82 годов ознаменован его повышенным вниманием к человеческой фигуре.
Видимо, сыграл свою роль и тот факт, что Аман-Жан и Лоран, вместе с которыми он начинал как художник, уже успели не без успеха выставить свои картины в Салоне. Жорж Сёра родился 2 декабря 1859 г. в Париже в богатой семье. Нанесение краски превращается в сухой прозаический акт — почти механическое воспроизведение пигментированных «точек».
Более прогрессивный художник Ренуар тоже создал полуутопическую систему образов современной ему реальности, повседневного городского существования, в основе которого лежат радости здоровой чувственности и молодой joie de vivre (радости жизни), — например, в таких произведениях, как «Бал в Мулен де ла Галетт» 1876 года, где россыпь разноцветных мазков и кольцевой динамичный ритм в своем радостном смешении всего и вся разыгрывают на уровне формы стирание классового и гендерного разделения в идеализированном досуге современного Парижа. Feneon F. Les Impressionistes en 1886 (VIIIe Exposition impressioniste) // La Vogue, 13—20 июня 1886 г. С. 261—75б пер. В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу— огромный живописный холст «Купальщики в Аньере».
Он проявил огромный интерес к "пуантилизму" (или – "дивизионизму") Сёра. А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения. Посещал Школу изящных искусств (1878-1879). После выставки Сёра с головой погрузился в жизнь, которую вели независимые. В искусстве вес должно быть сознательным. Затем служил в армии в Бресте.
Пастель он предпочитал, так как она не крошилась, а бумагу мишле ценил за ее фактуру. Эта работа Ренуара — наиболее отчетливая противоположность язвительному взгляду Сёра на «новый досуг». он занимался в Школе изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts). В 1879 г. Сёра посетил IV выставку импрессионистов и был потрясен работами Поля Гогена, Клода Моне, Камиля Писсарро: впервые он увидел картины, созданные не по установленным жестким академическим образцам. Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием.
Броская фигура речи Фенеона, которая связывает идею терпения и ткачество, конечно, напоминает гендерно окрашенный образ терпеливо вышивающей Пенелопы и целый сонм историй и метафор, включающих женщин и текстиль, — и не в последнюю очередь знаменитое высказывание Фрейда о женщинах и шитье в своем эссе «О женственности» он пишет, что шитье — единственный вклад женщин в цивилизацию (Freud S. Femininity // Freud S. New Introductory Lectures on Psychoanalysis, Trans. В отзывах о выставке царил разнобой. В другом эскизе (в коллекции Розенберга), хотя ребенок наличествует, он превращается в лишенное индивидуальности геометрическое эхо круглого чепца кормилицы, а ее фигура постепенно приобретает симметричную трапециевидную форму, которую мы видим в конечном варианте «Гранд-Жатт».
О самой работе нам мало что известно, так как до 1883 года Сёра не выставлялся. Отдельные цветовые точки создают оптический эффект. Ее звали Мадлен Кноблох.
При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. Ей двадцать лет. Традиционная нагота «трех граций», которых всегда изображают в трех ракурсах— фронтальном, боковом и со спины или великое полотно о современной жизни, служащее им фоном.
Изящная по рисунку, тонкая по цветовым сочетаниям, живопись Сера, с её мозаически-дробной структурой, в целом носит несколько рассудочный, отвлечённый характер. Скамьи амфитеатра на заднем плане лишь намечены.
Твердая, не поддающаяся давлению кисти поверхность дерева, в отличие от вибрирующей натянутой плоскости холста подчеркивала направленность каждого мазка, занимающего четко определённое место в красочной композиционной структуре этюда. В 1883 году Сёра создает свою первую выдающуюся работу — огромный живописный холст «Купальщики в Аньере». C. 110.
Он делал множество набросков и эскизов к картинам, есть у него и самостоятельные рисунки. Как мы увидим, парадоксальное убеждение, что чистая видимость и плоская поверхность холста и есть модерность, совершенно противоположно тому, что показывает Сёра в «Гранд-Жатт», как и в других своих работах. На более материальных основаниях, чем неясный утопический образ Папети, с антиутопическим проектом Сёра соотносится работа его старшего современника Пьера Пюви де Шаванна. «Гранд-Жатт» решительно историчен, он не претендует на вневременность или обобщение и это также делает его антиутопичным.
Настоящий золотой век для них был не в прошлом, а в будущем : отсюда и название «Мечта о счастье». Художник придавал очень большое значение построению композиции своих произведений. На Купание в Аньере Сёра потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Писал большие фигурные композиции и пейзажи.
После возвращения в Париж работал в студии вместе с двумя друзьями студенческого периода, а затем обустроил собственную мастерскую. Разум может все. — N. Y. : Alfred A. Knopf, 1985.
Для его пейзажей («Закат солнца. Эти места привлекали многих импрессионистов- отчасти своими красотами, а отчасти тем, что добраться туда не составляло труда: регулярно ходил поезд. На «Купание в Аньере» Сера потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Несмотря на молчаливость, Сёра вскоре стал душой компании. Свет вычислен.
Сёра, как и его друг — художник Синьяк, тяготел к строго научному методу дивизионизма (теории разложения цветов). В пятницу он, дрожа в ознобе, слег в доме родителей на бульваре Мажента. Обладая яркой, раскрывшейся красотой, Мадлен Кноблох отличалась весьма посредственным умом если Сёра — воплощение рассудка, она — сама плоть. Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен.
Сам Сёра никак не представлен в своем мазке. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сера к самостоятельным поискам. Здесь он учился у Анри Лемана. В картине «Цирк» (1891) речь идет о современном феномене спектакля и сопутствующем ему пассивном созерцании.
J. Strachey. Около этого времени он покинул Школу изящных искусств. Все это акцентировано в «Гранд-Жатт» — поскольку опущено.
Объективное существование картины внутри истории воплощено, в первую очередь, в знаменитом точечном мазке (pointill) — минимальной и неделимой единице нового видения мира, на которую, разумеется, зрители обратили внимание прежде всего. Шестнадцать дней, тринадцать дней, восемь дней. Он не доискивался до причин такого отношения к себе в отличие от стольких отклоненных кандидатов, он не стремился объяснить его теми или иными обстоятельствами.
Один из них, «Портрет Аман-Жана», выставленный в Салоне 1883 года, удостоился сдержанных похвал. Помимо живописи, Сера много читал, жадно интересуясь новейшими теориями и открытиями в области оптики и пытаясь проследить, как использовали законы оптики старые мастера. Красно-желтые цвета возбуждают, зелено-фиолетовые угнетают. Картину показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886 года и на выставке «Группы двадцати», собравшей бельгийских художников-новаторов. Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась и вскоре десятки художников принялись имитировать «пуантилистскую» манеру Сера. Одним из ярко выраженных поклонников пуантилизма (дивизионизма) стал Поль Синьяк, прежде писавший в импрессионистской манере. И все же есть одна деталь, которая противоречит такой интерпретации, — маленькая, но вносящая в смысл картины диалектическую сложность, помещенная в самую сердцевину «Гранд-Жатт»: маленькая девочка, бегущая вприпрыжку.
В отличие от импрессионистов, работавших очень быстро и стремившихся схватить мгновенное впечатление, Сёра трудился над каждым из своих полотен длительное время. При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. Живописный мир Пюви расположен вне времени и пространства — тогда как «Гранд-Жатт» Сёра определенно и даже агрессивно размещен внутри его собственного времени. «Терпеливое ткачество» Фенеона можно также прочитать как антитезу более привычных метафор модернистского творчества, метафоризующих властную силу, спонтанность и эмоциональность творческих практик художника (мужчины) через уподобление его кисти напористому или ищущему фаллосу и подчеркивание, соответственно, либо сокрушительной страстности нанесения краски, либо, напротив, его деликатности и чуткости. Он отмечает, что «современное Сёра развитие промышленности воспитало в нем глубочайшее уважение перед рационализированным трудом, научной техникой и изобретениями, движущими прогресс». После выставки Сера с головой погрузился в жизнь, которую вели «независимые».
Кнут мсье Луаяля вьется змейкой между тенями и светом. Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. Одним из них стал пуантилизм, основателем которого был Жорж Сёра. Он считается основателем течения неоимпрессионизма (дивизионизма, пуантилизма).
Анри считал, что человек «обладает врожденным математическим чувством», что существуют незыблемые законы гармонии. Сёра метался в бреду, лежа на своей постели в темном углу квартиры. Арабеска кнута вычислена. Именно живописная конструкция «Гранд-Жатт» — его формальные приемы — превращает антиутопию в аллегорию.
Ведь на рубеже XIX—XX веков частью исторической парадигмы передового искусства был уход от глобальной, социальной и, прежде всего, негативной объективно-критической позиции, которая воспроизводится в «Гранд-Жатт» (а также на картинах «Парад» и «Канкан» того же автора). Вневременное, внесоциальное, субъективное и феноменологическое — иными словами, «чистая» живопись — утверждалось в качестве основания модернизма. С определенной точки зрения «Гранд-Жатт» можно рассматривать как пародию на «Священную рощу» Пюви, которая ставит под вопрос основания этой картины и ее адекватность современности как по форме, так и по содержанию. Готье превозносил Пюви за уход от необязательного и случайного и отмечал, что его композиции всегда имеют абстрактное и общее название: «Мир», «Война», «Покой», «Работа», «Сон» — или «Лето». На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея. Жорж Сёра сначала изучал искусство с Джастином Лекуином, скульптором. Помимо того что «Цирк» изображает современную ему социальную проблематику, как аллегорическая антиутопия он заключает в себе и пророческий потенциал. Сера (Seurat) Жорж Пьер (2. 12. 1859 – 29. 3. 1891), французский художник и график.
Один теоретик описал явление, случающееся, когда вы пристально смотрите на яркий цвет (скажем, красный), а потом переводите взгляд на белую бумагу и в первое краткое мгновение видите противоположный тон (голубой). Это было тело. В ноябре 1880 года Сёра демобилизовался и возвратился в Париж. Каков же формальный язык Сёра в «Гранд-Жатт».
Кларк в своей последней заметке об этой картине (Clark T. J. Одним из ярко выраженных поклонников пуантилизма (дивизионизма) стал Поль Синьяк, прежде писавший в импрессионистской манере. Картина " Купание в Аньере" была показана на выставке Группы независимых художников в 1884 году в павильоне Тюильри.
Повзрослев, поступил в Школу изящных искусств. Адский метроном отстукивает свой счет. Основатель течения неоимпрессионизма (дивизионизма, пуантилизма). Разум может все. Серия завершается рисунком (коллекция Олбрайт-Нокс), относящимся к окончательному варианту группы кормилицы. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых). Да, он описывает живописную манеру, но приписывает технике пуантилизма «монотонность» и «терпеливость», аллегорически толкуя ее, таким образом, как метафору основополагающих свойств городской жизни.
А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения. Он познакомился с изданным в 1885 году «Введением в научную эстетику» Шарля Анри, где излагалась его теория «геометрического изображения экспрессии», утверждалось, что линии идущие слева направо, снизу вверх из глубины наружу, воспринимаются как радостные, стимулирующие, а идущие справа налево, сверху вниз, в глубину — как тревожные, депрессирующие. В отличие от многих собратьев по искусству, для него живопись была не способом заработка на пропитание, а, в первую очередь, возможностью реализации собственного мироощущения. В литографии для газеты Жана Грава Les Tempes noveux («Новые времена») Синьяк представил свою анархо-социалистическую версию бесклассовой утопии, в которой общая беззаботность и человеческое взаимодействие заменяют статику и изолированность фигур «Гранд-Жатт» в отличие от Сёра, Синьяк подчеркивает семейные ценности, а не затушевывает их и заменяет городские декорации более пасторальными, деревенскими, в соответствии с утопическим характером своего проекта. Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. Жизнь подстерегла Сёра и он оказался в ловушке инстинкта. Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа.
Температура поднималась, пульс учащался. На высвобождающемся пространстве закружились бурные водовороты ярких идей и направлений. Чем же на самом деле заболел Сёра. В ответ на слова Писсарро о достоинствах Гран-Жатт он ответил: О, я заметил бы это, Писсарро, но уж очень она велика, намекая на оптические свойства пуантилизма, при рассмотрении вблизи превращающие картину в цветовое месиво. Напротив, Морис Эрмель назвал это полотно «манифестом живописи и знаменем новой школы». Отказ жюри молчун воспринял как оскорбление.
В пятницу он, дрожа в ознобе, слег в доме родителей на бульваре Мажента. Одну руку он потерял на охоте в результате несчастного случая и пользовался протезом. Разум может все. Красно-желтые цвета возбуждают, зелено-фиолетовые угнетают. После выставки Сера с головой погрузился в жизнь, которую вели «независимые». В «Натурщицах» (в коллекции Барнса), сардонически насмешливом манифесте противоречий современного общества в отношении «жизни» и «искусства», современные модели снимают одежду в мастерской, обнажая свою реальность на фоне картины — фрагмента «Гранд-Жатт», который выглядит более «современно», более социально выразительно, чем они сами.
Короче говоря, это — критическое отношение к модерности, воплощенное в новом художественном средстве ироничном и декоративном и подчеркнутой (даже чрезмерно подчеркнутой) современности костюмов и предметов быта. Чаще всего он рисовал белым мелом или пастелью. Жорж Сёра писал большие фигурные композиции и пейзажи.
Одним из ярко выраженных поклонников пуантилизма (дивизионизма) стал Поль Синьяк, прежде писавший в импрессионистской манере. Он обращается к трудам известных ученых, в частности к «Эссе об абсолютных знаках в искусстве» (1827 – 1832) Юмбера де Сюпервиля, который связывал направленность разных линий с выражением эмоционального состояния. Плотные и компактные, формы отделяются одна от другой.
— N. Y. : Columbia University Press, 1988, c. 77—101. The Painting of Modern Life: Paris in the Art of Manet and His Followers. Художник очень любил сочетание черной пастели с бумагой мишле.
Работая с натуры, Сёра любил писать на небольших дощечках. К 1883 году наука о цвете окончательно пленила Сёра. Однако намерения Сёра были совершенно иными. C. 265—267), — произвела наибольшее впечатление на зрителей 1880-х годов и заставила их счесть «Гранд-Жатт» язвительной социальной критикой.
Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сёра к самостоятельным поискам. Как писал позже один из его друзей, «он с такой силой размахивал своим острым оружием, что мне, сидевшему рядом с ним, постоянно приходилось опасаться за свои глаза», Жорж видел отца только по вторникам, когда тот приезжал обедать в кругу семьи и «исполнять супружеские обязанности». Скамьи амфитеатра на заднем плане лишь намечены. Учился в парижской Школе изящных искусств (1878-1879) работал в основном в Париже.
Температура поднималась, пульс учащался. Жорж Сёра родился в богатой семье и с детства увлекался рисованием. Прошлой зимой в Париже от эпидемии гриппа (ее называли тогда инфлюэнцей) умерло множество людей а недавно доктор де Беллио рассказывал Писсарро о появлении дифтеритной инфлюэнцы. Такой подход требовал значительных усилий. Subject to Change: Reading Feminist Writing.
Тени вычислены. Хотя фигура женщины составлена здесь из нескольких черно-белых прямоугольных и кривоугольных форм, объединенных слабо выделяющейся по тону вертикалью ленты, какие носят кормилицы (и как будто дублирующей позвоночную ось), она сохраняет связь со своим подопечным, толкая детскую коляску. Стремление Сёра к жесткой структурированности и порядку в работе над своими произведениями было противоположно интуитивизму импрессионистов вот таким образом для обозначения созданного им метода возник термин «неоимпрессионизм».
О самой работе нам мало что известно, так как до 1883 года Сера не выставлялся. Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа. Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием. В каком-то смысле «Завтрак на траве» Мане утверждает конец западной традиции высокого искусства как выразительного нарратива: тень утолщается, приоритет поверхности отрицает какую-либо трансценденцию, жесты больше не выполняют свою миссию установления диалога. Еще во время учебы в лицее Жорж посещал школу живописи. Фигура ребенка как символ надежды у Сёра — активный персонаж посреди океана вымороженной пассивности, напоминающий нам об еще одном образе: погруженном в работу юном художнике, спрятанном на картине Курбе «Мастерская художника» (1855), подзаголовок которой — «настоящая аллегория».
В ноябре 1880 года Сера демобилизовался и возвратился в Париж. Воскресенье» (Port-en-Bassin – Sunday), «Онфлер» (Honfleur). Жорж Сёра умер 29 марта 1891 г. Публика отнеслась к картине неоднозначно, но в основном с непониманием, недоумением и скепсисом. Любитель парусного спорта и гребли Синьяк имел свою лодку и часто плавал с Сёра из Аньера на остров Гранд-Жатт. Один из критиков даже назвал работы «независимых» «неудачными, непонятными, ужасными, бессмысленными, анемичными и надуманными». В 1879 году Жорж посетил четвертую выставку импрессионистов и был поражен полотнами Моне и Дега.
Как и «Гранд-Жатт», «Мастерская художника» — работа огромной силы и сложности, в которой неразрывно сплетены утопические и не- или антиутопические элементы и в которой воистину утопическое и антиутопическое показаны как взаимоотраженные диалектические противоположности. В частности, он внимательно изучил творчество Эжена Делакруа. Искусство – это гармония. Действительно, «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» мог выглядеть совсем иначе или не состояться вовсе, если бы в тот самый год, когда Сёра начал работу над этой картиной, он не увидел работу Пюви «Священная роща», выставленную в Салоне 1884 года.
Арабеска кнута вычислена. Около этого времени он покинул Школу изящных искусств. На электронной аналогии этого метода основывается работа растрового дисплея.
Этот мир тишины является также миром фатального одиночества. Над теорией дивизионизма (разложение цвета) и совершенствованием пуантилизма Жорж-Пьер Сёра работал совместно с другим известным французским художником Полем Синьяком (Paul Signac, 1863-1935). И все же утопические концепции Папети и Энгра существенно различаются. Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых). Успеет ли он к сроку закончить «Цирк».
Овал цирка вычислен. Предполагалось, что живопись «выражает», то есть выводит вовне некоторый внутренний смысл за счет своей структурной связности что она функционирует как визуальное проявление внутреннего наполнения или глубины из которых и состоит ткань изображения, — но как проявление поверхностное, хотя и имеющее огромное значение.