На роль Гретель из Панаевского театра была приглашена Надежда Забела. Решение о свадьбе было принято на следующей же неделе после знакомства. Жена с ребенком не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое.
Тогда художник вписывает в картину морских царевен. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи.
Он удивлял своих друзей нелепыми – с их точки зрения – выходками: мог в состоянии неуравновешенности записать прекрасную картину, над которой долго и упорно работал до этого, ничего не значащим изображением цирковой наездницы в порыве гнева он разрывал прекрасные акварельные листы, выбрасывал великолепные наброски. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. В собрании Стычкина хранится эскиз декорации к опере Николаи «Виндзорские проказницы». Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения.
Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками. Он не следовал анатомической правильности. Во время обучения в гимназии Врубель рисовал под покровительством ОПХ. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. Что касается Саввы Мамонтова, то он стал добрым гением Врубеля именно во время «спокойной и плодотворной» жизни в особняке на Садово-Спасской родился «Сидящий демон». Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
Да. Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника.
Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями.
Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». На рисунках Зичи Демон представал хилым, немощным видением. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. На сегодняшний день практически все крупные живописные работы Врубеля (за исключением, возможно, лишь большой живописной «Музы», принадлежавшей в свое время архитектору Федору Шехтелю) находятся в музеях.
Толстой остался вершиной, постичь которую и сейчас стремятся люди во всех частях света. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. В том печальном году ушли из жизни Лев Толстой, Вера Комиссаржевская, Михаил Врубель. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. И все-таки новый владелец был убежден абсолютно в обратном: врубелевская «Натурщица» из Киевского музея стояла перед его глазами. Ради красоты орнаментального начала Врубель прибегает к постановочности сцены.
Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно – «Пан» (1899). «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Многие месяцы он провел в клинике доктора Усольцева.
Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть. Как передать графически этот простой мотив, казалось бы, небогатый оттенками. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы».
В 80-е гг. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты». Здесь у него начался период депрессии, которая отразилась на цикле работ «Демон».
Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Темой для его картины стали «Гамлет и Офелия», но успехом эта затея не увенчалась и художник перешел на другую более реалистичную задумку. Реализм был не важен для него. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга.
Как и другие евангельские сказания, сюжет Сошествия имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Их встреча была такой же внезапной и полной эмоций, как и вся жизнь художника. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. Как художник Врубель сформировался стремительно. В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания.
«Мы очень сошлись. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Врубель загорелся желанием перенести красоту и сияние перламутра на полотно, но это оказалось не так просто. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром.
Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. В отличие от этой, неосуществленнной постановки, опера немецкого композитора Гумпердинка «Гензель и Гретель», написанная по мотивам сказки братьев Гримм, была поставлена. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. 1890-е годы становятся для Врубеля вершиной его творчества, он много работает, создает несколько панно, пишет серию портретов, в 1900 году появляется одна из самых известных его картин Царевна – Лебедь. В этой картине Царевна-Лебедь отражает в себе нежную и хрупкую красоту женской души. В 1901 году в семье Врубеля рождается сын, которого называют Саввой в честь Саввы Мамонтова так помогавшего художнику. Но в 1902 году у Михаила Врубеля появляются первые признаки душевного расстройства и его отправляют на лечение в клинику. Последние четыре года своей жизни Врубель лишился возможности творить, так как стал серьезно терять зрение. Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа.
Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков. Врубелевский набросок оказался одной из первых работ, приобретенных банком еще на заре коллекционерской деятельности — в 1991 году. В последний день своей жизни на него сошло просветление, он был бодрым и веселым, привел себя в порядок и к удивлению врачей, уснул во фраке. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Он творил целыми днями и именно тогда окружающие впервые заметили его психический недуг.
А Врубель еще только вступал в бессмертие. Врубель рисовал членов семьи доктора, больных, врачей, санитаров «Очень ценя и чувствуя всякие проявления искусства и творчества вокруг себя, он совсем не ценил своих произведений, —вспоминал Усольцев. Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст.
Если не было акварели или карандаша — рисовал пером, чернилами, которые тогда были черные. Множество эскизов декораций и костюмов было им исполнено для Частной оперы. Это чувствуется в портретах 1897 г. – К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова. Одной из немногих работ, которые художник пытался изобразить во всей строгости академизма является зарисовка «Пирующие римляне».
«Я научу тебя видеть в реальном фантастическое, как фотография, как Достоевский», — говорил Врубель юному Судейкину. В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу. Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений. Берите все оттуда». У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. «Демон летящий» и «Демон поверженный» стали дополнением к мрачному хороводу демонического творчества.
Следовательно и подпись — обведенная почти что в круг буква «В» — читалась как серовская. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Многие образы Врубеля основаны именно на чертах его супруги. Это борьба с судьбой, угнетающей личность, в конце концов убивающей ее.
«Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон.
Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. По воспоминаниям сына Кончаловского первым из молодых художников его отец пригласил Пастернака.
Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. А свет также дает о себе знать. Оно как бы входит в замысел художника избавляет его от описания конкретных условий пространства и времени.
Осложнения в душевном состоянии художника стало заметно в период его возвращения к циклу работ «Демон». Подобно большинству опередивших свое время мастеров, он был признан только посмертно. Речь шла об Эмилии Праховой. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Занялись мы акварелью.
В 1903 году после выписки из клиники и возвращения домой художник потерял сына. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Помимо декораций к операм Римского-Корсакова, Врубель также выполнил серию скульптур, которая была навеяна ему такими произведениями композитора, как «Берендей», «Морской царь», «Весна», «Садко» и прочие. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика.
Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Врубель одушевляет природу, он наделяет волей цветы, сообщая им способность чувствовать, воздействовать на людей своей завораживающей магией.
В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. 1910 год принес русской культуре невосполнимые потери. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. А вместе с тем он абсолютно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб.
Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. Для работы над полотном «Натурщица» была приглашена известная и подготовленная Агафья которая позировала для многих художников того времени. Врубель еще при жизни снискал себе успех, но к этому времени художник был уже безнадежно болен и почести не были ему нужны. Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. В итоге, «Пана» купил за 200 рублей родственник Врубеля Яков Жуковский, который в 1907 году продал картину галерее за 4500 рублей (4/5 из этой суммы, впрочем, выделялось им в пользу тогда уже тяжело больного художника).
После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Врубелю не так часто приходилось работать над картинами, выполненными масляными красками, то есть в той технике, в которой ему предстояло создать в будущем большинство своих шедевров. Общий красочный строй соответствует не реальному состоянию природы, а состоянию человеческой души: серые, лиловые, синие выражают меланхолию, душевное томление. Сам Врубель называл свою картину иконой. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба.
Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Партию Гензеля должна была петь Татьяна Любатович. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты.
Когда не было моделей, он рисовал себя. Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. «Михаил Александрович совсем не дорожил своими набросками, — вспоминал Николай Прахов. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. В 1890 году художник переехал в Москву. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. Д. и М. И. Арцыбушевых, а также Саввы Мамонтова, все три 1897 все работы – в Третьяковской галерее).
В этих рисунках была заключена целая программа. Герой сопротивляется до конца. У Врубеля начались приступы агрессии, которые чередовались с апатией, не редки были и галлюцинации. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом.
Врубель безо всякого сожаления мог разорвать законченную работу: так было, например, когда жена Адриана Прахова отказалась принять в подарок его акварель «Восточная сказка». На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Эстеты Папмели поддерживали его высоко оценивая любую его работу. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины.
Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь. Передающий этот эпизод Милиоти прибавляет, что в этих словах — символ веры Врубеля-художника. На рисунке из собрания Алексея Стычкина Врубель запечатлел «Воку» — Всеволода Мамонтова, читающим книгу, поместив шуточную надпись: «Вока читает книгу и видит». Надежда Ивановна умерла в 1913 году (ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом. В эти годы он вновь писал демонов. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. И падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства.
Глядя на акварель «Пирующие римляне», видишь, что она действительно склеена из трех кусков. Во время его проживания в Венеции город так сильно вдохновил его что Врубель закрылся в себе и целыми днями писал иконы и полотна повседневной тематики. Вообще же Врубелю специально позировали крайне редко: «портретное сходство с людьми, чем-нибудь привлекавшими к себе внимание художника, получалось само собой, в силу обостренной зрительной памяти». Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Впрочем, заработки у художника все-таки были: он писал панно для построенного Шехтелем особняка Саввы Морозова на Спиридоновке (Шехтель первым привлек Врубеля к художественному оформлению архитектурных сооружений).
Окончив сначала классическую гимназию, 5 лет он проучился на юридическом факультете Петербургского университета и лишь потом – в 1880 г. – поступил в Академию художеств. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй.
«Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» стали последними работами художника. В эти годы они были особенно близки. Демон замер в позе ожидания и созерцания. Реальные плоды этот новый путь начал давать во время работы в Кирилловской церкви в Киеве, где Врубелю надлежало подновить старые фреоновые росписи XII в. и местами создать новые композиции художник один на один встретился с огромными поверхностями стен и потолков. Он болезненно ощущал несправедливость, но специально не искал успеха, его не интересовали художнические дела, он даже не ходил на выставки.
Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи. Образ его смерти – и реквием и своеобразный гимн сопротивлению. Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова (1906), нарисованное углем и сангиной. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.
В 5 лет Михаил начал рисовать. Наиболее ярким моментом в его работе над фресками стало изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов».
(Хорошо хоть какое-то масло gm 5w30 для своих рисунков не применял). Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности. На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году). Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.
Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине.
Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. Случалось, что некоторые места покрывал потом желтоватым тоном. А Демон – это душа, образ борьбы человеческого духа. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то. «Усольцев действовал так успокоительно на больного, что при нем он сейчас же начинал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов болезни», — вспоминала сестра Забелы-Врубель Екатерина.
Да. В 1900 году он, вдохновленный театральными постановками, пишет «Царевна-Лебедь». Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах – в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе.
Позже, вспоминал Николай Прахов, художник наклеил их на бумагу, на которой дописал остальное, — «наклейки были для него привычное дело». Это черта исконно присущая романтической личности. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. Сильное, грозное произведение. Не только любовь к искусству привили ему его новые знакомые, любовь к вину, которого было всегда много на столе гостеприимных знакомых, накрепко засела в жизни Врубеля. Врубель много рисовал, делал акварели-фантазии, портреты и бросал их там, где рисовал».
Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Своими рисунками к поэме Лермонтова «Демон», Врубель сумел открыть абсолютно новую страницу в развитии такого направления, как русская иллюстрация. Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом. Именно после переезда в их имение Врубель начал активно рисовать.
В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание. Это событие в конец подкосило как физическое, так и психическое состояние живописца. Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона. (В собрании Михаила Каменского находится акварельный портрет Татьяны Любатович, сделанный в это же время).
Пастернак посоветовал Кончаловскому привлечь для иллюстраций к «Демону» В. А. Серова. С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества – в 90-е гг. Это уже восхищает и поражает. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.
Его вид совсем не вызывает страха. Для юного дарования стали находкой его знания латыни и юридического дела. В 1899 году Врубель пишет картину, которая в дальнейшем оказывается незавершенной — «Демон летящий», после которой в 1902 году им создается картина «Демон Поверженный», в котором он старается воплотить всю безысходность, тоску и крушение надежд. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года.
В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. Такое поведение привело к его принудительному заключению в клинику для психически больных. Необычайно чувствовавший музыку, Врубель был настолько прельщен голосом Забелы, что сразу же сделал ей предложение. Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника.
Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки. Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр.
Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами. Содержание его символа невозможно определить с исчерпывающей точностью. Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей. Художник умер в Петербурге 1 апреля 1910 года.
Характерный пример тому — история эскиза к «Натурщице в обстановке ренессанса» из собрания Михаила Каменского. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. В его даровании раскрылись универсальные возможности.
Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон». Образ не может быть исчерпан, он остается открытым. дают Богатые градации темного и светлого, очень точно найденные соотношения между ними. Движение руки становилось прямым выражением душевного движения.
И свою картину художник сначала назвал Сатир. Трагическое чувство освобождается от перенапряжения. Замечателен в этой связи эпизод, относящийся к 1904 году, к моменту нового (после киевских этюдов) «возвращения к натуре», к прямым натурным штудиям, когда создавалась «Жемчужина» и поразительные этюды к ней. «Демон поверженный» (1902) – последнее законченное полотно Врубеля – завершает его «демониану». Уже в юном возрасте Врубель проявил себя как человек творческий и самостоятельный.
Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза». Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. Среди «моделей» художника мы находим прекрасные извечно ценные предметы – ковры, раковины, великолепные платья, редкие цветы – азалии или компанулы. Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей.
Пан подобен лукавому лешему. За «Сирень» Илья Остроухов заплатил 400 рублей. Пан согнулся от старости и устал от жизни.
Как и все близкие мамонтовскому кружку художники, Врубель работал для театра. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Родителями Врубеля было принято решение отправить его на юридический факультет. Автопортреты не лишены известной доли самолюбования.
Настоящая страсть к рисованию проснулась у юноши, когда в Саратов на выставку завезли «Страшный суд» Микеланджело. Еще не раз всколыхнет оно эстетическую память и сознание человечества. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Рисование хоть и присутствовало в жизни художника, но играло отнюдь не ведущую роль.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. В этом гимне что-то торжественное, возвышающее. Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости. В 1906 художник ослеп. Это было странно, так как он понимал их значение и говорил: «Это так, это хорошо — я умею».
В дни, когда Россия оплакивала его кончину, Александр Блок писал: «Он уходит все дальше, а мы, отстающие, теряем из виду его, теряем и нить его жизни с тем, чтобы следующие поколения, взошедшие выше нас, обрели ее, заалевшую над самой их юной, кудрявой головой». Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Иногда получались целые сцены – играющие в шахматы, беседующие. Для особняка его кузена Алексея Викуловича Морозова в Подсосенском переулке делал панно на мотивы из «Фауста» Гете, а для жены Михаила Морозова, красавицы Маргариты Кирилловны, писал «Фауста и Маргариту в саду». Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты.
Загнутые черные рога на лысине, седые кудрявые волосы, длинная борода, белые брови и усы, козлиные ноги с шлейфом из пуха Он подобен старому пню, заросшему мхом. В 1880 – 1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства. Может быть, первый шаг к «Летящему Демону» был сделан, когда Врубель вглядывался в рисунки, сделанные художником М. Зичи и готовился делать свои. «Наброски карандашом, так же как и акварелью, Врубель редко доводил до конца. Из этой сцены он извлекает нечто таинственное, почти мистическое. Критики утверждали: «декадентское уродство».
Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри. Все эти заказы он получил не без участия Саввы Мамонтова, в доме которого поселился в декабре 1889 года. Врубель взял на себя окончание оформления спектакля, начатого Коровиным. Единственное завершенное произведение — это «Девочка на фоне персидского ковра» сделанное по заказу владельца ссудной кассы.
Мрачные краски и трагические сюжеты можно увидеть во всех его последующих работах. При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. «К ночи» было куплено Владимиром фон Мекком за 1000 рублей, ему же принадлежал и «Демон поверженный». Цветы часто фигурируют и в картинах мастера.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу. В доакадемические годы в нем уже пробудился интерес к искусству, выявившись в некоторых рисунках, свидетельствующих о необычности его таланта.
Если обратиться к первозданному смыслу этих слов, говорил Врубель, то окажется, что черт – это просто «рогатый», дьявол – «клеветник». Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886). Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии.
Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Горят прекрасные цветы чертополоха. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель.
А при перемене освещения играет совсем по-другому. Художник приходит к выводу, что планы раковины можно передать различными переходами оттенков белого и черного. Михаил Александрович Врубель. Их бесплотность подчеркнута холодным светом, преображающим сцену. Из жизни своей Врубель сам творил легенду. Поздние рисунки относятся к разным жанрам.
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую».
Чуть намечена фигура Нептуна. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. Не все из них согласились.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Художник утверждал, что он стал пророком и точно знает, что ему уготовано. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой.
Это дьявол делает с моими картинами. Карандашный эскиз к акварели «Пирующие римляне» находится теперь в собрании Столичного банка сбережений.
Результатом длительных изысканий живописца становится картина «Демон», образ которого в дальнейшем занимает одно из главных мест в жизни и творчестве Врубеля. В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка. Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве. Имелось в виду, конечно, вовсе не то, что отсюда можно научиться, как нарисовать квадрат льда говорилось об игре, сверкании преломленных лучей — не о предмете, а о колористической феерии, эффекте действия на глаз, то есть о мастерстве «иллюзионировать душу», в котором художник, подражая, соревнуется с природой. Это состояние неподвижности может продлиться долго. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе.
В самом характере искусства Врубеля, в системе его художественного мышления можно найти многочисленные проявления романтической концепции художественного творчества. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. — Моя мастерская, а их натура. В конечном итоге мысли о творческих начинаниях отошли на второй план. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века.
Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же).
Той же ночью 14 апреля 1910 года художник скончался. Это не борьба добра и зла. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. В 1884 году Врубель был приглашен в Киев искусствоведом А. В. Праховым. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы.
А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Свои вещи он продавал чрезвычайно дешево: миллионеру Михаилу Морозову он уступил великолепную «Царевну Лебедь» всего за 300 рублей (просил, правда, сначала 500 рублей, но отдал не торгуясь, при том, что на эту вещь у него были и другие клиенты), Морозов же приобрел и «Гадалку». В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. И «Микула Селянинович» – сила земли русской.
Он все мои картины исказил». Иногда разводил чернила водой, для легкости тона. «Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности. К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. Отныне Врубель целиком и полностью посвящает себя искусству. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной.
Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями. «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб часы досуга проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»).
»Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Все здесь подвержено метаморфозам.
Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу». Именно к академическому периоду можно отнести многие рисунки и акварели художника, такие, как «Портрет З. А. Штукенберг» и «Портрет девочки» (1882). Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. «Обстановка моей работы превосходная — в великолепном кабинете Саввы Ивановича Мамонтова В доме, кроме его сына — студента, с которым мы большие друзья и его самого наездами, никого нет», — писал он сестре.
Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции.
Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Да и название выбрано не случайно.
Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Он чрезвычайно сложен и многогранен.
Именно работа с фресками оказала существенное влияние на Врубеля, как на монументалиста. Обиженный Врубель мгновенно разорвал драгоценный лист на несколько кусков. Болезнь Михаила Александровича загадочна. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную.
Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Сохранилось множество свидетельств о беспечном отношении Врубеля к собственным работам. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега.
Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Духа разума и воли, а не духа видения. Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер. Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное.
Более всего он работал над двумя сюжетами – «Надгробный плач» и «Воскресение» (1887). Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Чередование света и тени еще более усилило эту динамику.
Тогда же он написал две акварели, на которых изобразил Забелу и Любатович в виде детей. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Мало того, осенью 1883 — зимой 1884 годов у Врубеля и Серова была общая мастерская. Но смерти неподвластен гений человека.
По возвращению в Киев художник делает предложение жене своего покровителя Прахова. — Рисовал и писал на чем попало, что первое подвернется под руку. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны.
Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова.
Я принял предложение. Серов согласился выполнить работу, но посоветовал Кончаловскому привлечь к работе над «Демоном» Врубеля, так как он давно работал над образом Демона и Серов об этом знал2. С приходом любви в жизнь художника пришло и вдохновение. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович.
Что касается «Пана», то Врубель был готов уступить полотно Третьяковской галерее за смешную сумму в 150 рублей. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля.