Вот таким образом неизвестно точно, как он хотел её назвать. С 1903 г. – член и один из организаторов Союза русских художников.
Одинокие», «В дороге. Хотя я всего месяц здесь, в Париже, но начинаю тосковать – простору нет. Уже на последних курсах Сергей Иванов обращается к острым социальным проблемам. С этим вопросом тесно связана и тема арестантов: «Беглый», «Бунт в деревне», «Отправка арестантов». Главный герой картины «Смута» (1897, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург)— народ. Это большое путешествие по Московской, Рязанской, Владимирской, Самарской, Оренбургской и Воронежской губернии началось весной 1885 года.
В гости» (1907, Третьяковская галерея, Москва). Картина «В дороге.
Реализмом и народностью отмечены его картины на темы русской истории (Поход москвитян. В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о «Беловодье» или «Белой Арапии», навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. С конца 1890-х годов художник работал преимущественно над картинами из русского прошлого. На Новгородском базаре ему удалось приобрести несколько старых вещей, помогли и исторические труды, которые он тщательно изучал: «Сказание Массы и Геркмана о Смутном времени в России» и «Сказания современников о Димитрии Самозванце».
С самого начала направленность его произведений вполне очевидна: история России в прошлом и настоящем. Научные и художественные интересы побудили Иванова серьезно заняться фотографией. Он постепенно, возможно, под влиянием работы на пленэре изменил свой рисунок и палитру. Именно этой мыслью проникнута картина «Поход московитян. Картину после смерти художника обнаружила его жена и показала её на посмертной выставке под названием «Эскиз», хотя это законченная работа.
Писал портреты, плодотворно работал как рисовальщик и литограф. В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о «Беловодье» или «Белой Арапии», навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. На выставках с 1881 г. (Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Товарищество передвижных художественных выставок – с 1887 экспонент, с 1899 – его член).
В центральной части композиции — старик с посохом и связкой баранок. Всегда помогал речи своим жестом, нарочито страстным. Но в том, как переданы отдельные персонажи (например, юная девушка в белом нарядном полушубке, величественный бородатый старик — глава семьи), костюмы и детали, чувствуется искренняя авторская симпатия к героям. В 1903 году С. В. Иванов принял большое участие в создании творческого объединения «Союз русских художников».
Однако поиск иных тем и способов выражения внутреннего состояния продолжался. Здесь он написал одну из лучший своих картин «Семья». Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты («Смута», 1897, Музей-квартира И. И. Бродского) «По приговору веча», 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. Смерть переселенца» (1889), которая принесла художнику известность, была написана в стиле раннего творчества передвижников, но отношение к происходящему уже другое. Множество снимков, сделанных во время путешествий, затем использовались в работе над историческими картинами. Оглядываясь на возок с иностранцами, он тянет за руку дочь, стараясь поскорей увести ее от «дурного глаза» немцев. В книге участников экспедиции – Е. П. Ковалевского и Е. С. Маркова «На горах Араратских» изданной в 1889 году помещены многочисленные рисунки С. Иванова.
После реформы 1861 года возникла необходимость в решении земельного вопроса. XVII век» (1901, Третьяковская галерея, Москва).
Первый сюжет, заинтересовавший художника, был связан с историей смутного времени. Иванов очень много путешествовал. Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты («Смута», 1897, Музей-квартира И. И. Бродского) «По приговору веча», 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. Работать над этой композицией художник начал еще в 1890-е годы. Он писал и стирал уже готовое, неудовлетворенный сделанным.
Он писал: «Вид у него был студента-бунтаря, оборванный, длинные ноги, вихрастая голова. Русский художник Сергей Васильевич Иванов родился в городе Руза Московской губернии. Иногда Иванов трактует исторический сюжет как бытовой. На полотне видны лишь ноги Лжедмитрия, тело которого волокут за веревки по улице. Эти полные поэзии, красочные и эмоциональные работы («В Приказе московских времен», 1907, Русский музей, Санкт-Петербург «В стрелецкой слободе», 1907, Третьяковская галерея, Москва «Новые книги — раскол», Музей революции, Москва «Приезд воеводы», 1908, местонахождение неизвестно) давали прекрасное представление о прошлых эпохах и лучше скучных учебников пробуждали в учащихся интерес к изучению истории родной земли.
Об этой поездке он писал художнику А. А. Киселеву: «Хорошо теперь в России. С 1905 г. – академик. Огромную роль в раскрытии эмоционального строя произведения выполнил пейзаж.
Он оставался художником-реалистом, несмотря на наступившие времена поисков, модерна, отказа от предметного искусства. Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах. Появляется целый цикл картин, посвященных этой сложной трагичной тематике: «Переселенцы. Большое полотно под названием «Смута» было написано в 1897 году, в старинном городе Зарайске.
XVI век, 1903). Иванов выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья— в духе стиля модерн— почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия» (Приезд иностранцев в Москву XVII столетия, 1901) «Царь. Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски «благодатных земель». Но люли, в приступе подданнического чувства уткнувшиеся в снег, не могут оценить «величия момента». Первую известность художнику принесла картина «В дороге. Сразу же после появления «Союза», художник покинул Товарищество передвижных художественных выставок и до конца своих дней выставлялся только здесь. Полотно привлекло внимание публики, его приобрел для своей галереи П. М. Третьяков.
Результатом его стала целая серия рисунков, этюдов и картин о жизни переселенцев, среди них наиболее удачной в живописном отношении явилась небольшой холст «Переселенка в вагоне». Художник обратился к историческому жанру, писал портреты своих близких иллюстрировал книги. Здесь прожил он последние семь лет, построив по своему проекту небольшой дом и мастерскую. Творчество И. посвящено жизни и борьбе крестьянства и трудового люда (серия картин и рисунков Переселенцы, в том числе Смерть переселенца, 1889, ГТГ Бунт в деревне, 1889, Расстрел, 1905, обе – в Государственном центральном музее современной истории России). Воспользовшись его советом, он приступил к самостоятельному копированию, а затем в 1878 году подал документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое сначала посещал как вольнослушатель.
Для выделения главных объектов он традиционно использует световоздушные эффекты. Сорокина, в Академии художеств (1882-1884). Зимний день, по московской улице движется парадный кортеж, во главе которого торжественно шествуют гридни (стражи) в красных кафтанах.
Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах. Смерть переселенца».
Во время революции 1905 года он не только проявил сочувствие восставшим, но, как и В. А. Серов, создал много графических и живописных произведений на эту тему, в том числе картину «Расстрел». Однако поиск иных тем и способов выражения внутреннего состояния продолжался. Через три месяца Ивановы возвратились в Москву. От этой поездки сохранилось множество рисунком и этюдов.
С. В. Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты («Смута», 1897, Музей-квартира И. И. Бродского) «По приговору веча», 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. Оно поражает оптимистическим и жизнеутверждающим настроем.
Первая картина «В дороге. Используя прием «калорированной композиции», художник максимально приблизил изображение к зрителю, как бы создав «эффект присутствия» его внутри. В картине художник активно использовал художественные средства композиции. Об этом рассказывают многочисленные этюды с изображением суровых лиц и бритых затылков. XVI век» (1902), Поход москвитян.
Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски «благодатных земель». Мастер выбрал здесь излюбленный прием — передачу человеческих фигур на светлом фоне. Работа над полотном шла трудно. Любил быть коноводом в затеях, но если не удавалось какое-нибудь предприятие, то унывал.
В другом письме тому же адресату он с печалью констатирует: «здесь нет теперь ничего хорошего и ездить сюда учиться нет смысла». Иванов, неудовлетворенный (по его словам) «милыми сценками», преобладавшими в бытовом жанре передвижников, стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души». Немного позже появились другие этюды и законченные произведения, среди них: «Переселенцы.
Создавалось впечатление, что это полотно, также как следующее – «Царь. Художника интересует не жертва, а многоликая и мощная толпа. Затем переехав в Аткарск, где также содержались заключенные, он поселился в доме напротив тюрьмы и пишет картины «Этап» и «Татарин на молитве». В эти годы художник был связан с передвижниками, выставлял свои картины на их выставках (с 1899 по 1903 год он являлся членом Товарищества), вот таким образом дух передвижничества не мог не проявиться в композиции, посвященной Смутному времени. В 1908-13 годах выполнил 18 работ для проекта «Картины по русской истории». Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1878-1882, 1884-1885) у И. М. XVI век» (1903, Третьяковская галерея, Москва) изображающая спускающихся с горы на лыжах воинов.
Он поистине превратился в одно из главных действующих лиц. XVI век», 1903), красота старинного быта («Семья», 1910). Горячий пылкий человек искренние горячие увлечения. Смерть переселенца» (1889, Третьяковская галерея, Москва), отразившая критическое отношение автора к действительности. Иногда его товарищи за это посмеивались над ним. Страстный характер Иванова, который в буквальном смысле «бросал его на баррикады», отмечали все знавшие его. Он сделал множество эскизов и зарисовок, прежде чем приступил к созданию полотна.
XVI век, 1902, Государственная Третьяковская галерея). Так, в 1901 году он написал картину «Приезд иностранцев. Уже на последних курсах Сергей Иванов обращается к острым социальным проблемам. Некоторые образы написаны с оттенком иронии, гротеска. Прянишникова, Е. С.
Название «Расстрел» картина получила уже при советской власти3. Острые социальные проблемы всегда занимали художника. В 1891 году в течение месяца он ежедневно посещал Саратовскую пересыльную тюрьму.
Этот прекрасный словесный портрет дополняет визуальный исполненный в 1903 году художником И. Э. Бразом. XVI век». «Переселенка в вагоне», по свежести восприятия близкая к этюду, была написана на открытом воздухе, не без влияния Поленова – мастера пленэрной живописи. В 1899 и 1901 его вновь тянет на Волгу. В 1902 голу на выставке «Союза 36» Иванов представил картину «Царь.
Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах о переселенцах. Иванов, неудовлетворенный (по его словам) «милыми сценками», преобладавшими в бытовом жанре передвижников, стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души». ХVII век», которую П. М. Третьяков купил сразу еще до открытия выставки.
Кроме художественных способностей Иванов обладал научным складом ума. С легкой иронией он изобразил важно идущую по снегу большую семью. Многие оставались ни с чем, а другие гибли, так и не добравшись до Сибири.
Картину, о которой пойдет речь, Иванов не показал даже своим близким. В 1907–1910 годах Иванов работал над композициями для цикла «Картины по русской истории» издательства И. Н. Кнебеля. Иванов чутко улавливает живописные искания времени его произведения этих лет приобретают особую колористическую звучность.
Он постепенно, возможно, под влиянием работы на пленэре изменил свой рисунок и палитру. Ходоки», «Обратные переселенцы». Смерть переселенца» была принята на XVII передвижную выставку, проходившую в 1889 году. В 1885 году он покинул училище, даже не приступив к выпускным работам. XVI век» было написано другим автором.
После реформы 1861 года возникла необходимость в решении земельного вопроса. Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски «благодатных земель». Одна из наиболее известных работ Иванова исторического жанра — «Семья.
В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о «Беловодье» или «Белой Арапии», навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. С 1889 года художника на несколько лет захватила тема арестантов. Со временем он собрал любопытную палеонтологическую коллекцию, часть которой была подарена В. Д. Поленову и размещена в усадьбе «Борок». В 1896 году он оказался в Феодосии, а потом путешествовал по Дагестану.
.