Сегодня в программе «История одной картины» мы с вами рассмотрим полотноМихаила Александровича Врубеля — «Шестикрылый серафим» («Азраил»), 1904 г. Ведущая программы — Анна Коликова. В 1904 году Врубель пишет Шестикрылого Серафима, по замыслу связанного со стихотворением Пушкина Пророк. Шестикрылый Серафим стал последним большим полотном Врубеля, написанным им в промежутке между приступами тяжелой болезни.
Врубель Картина «Шестикрылый серафим», обычно недооцененная по экспрессии и живописи превосходит «Демона поверженного». «шестикрылый Серафим», писавшийся в клинике для душевнобольных, между приступами тяжелого недуга (поверх неоконченной композиции «Пасхальные голоса»), – последнее крупное произведение Врубеля. Издание М. Врубель, автором которого является Серафим Дружинин, создано издательством Изобразительное искусство. Картина Врубеля Михаила Шестикрылый серафим (Азраил): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Он продолжает свою тяжбу сБогом, смиром, слюдьми. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Сейчас, в середине уже не XIX, а XX столетия, Кирилловские фрески реставрированы по всем правилам современной науки, хотя большая их часть безвозвратно утрачена и лишь некоторые куски старинной росписи в целости сохранились.
Два века русского искусства. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Мужчины проводят время не лучше: еда, спанье и карты».
(1906), необычайно выразительный. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции.
И, наконец, появился последний, «Демон поверженный» – в нем уже лишь злоба и холод. «Врубель был женат (с 1896 г. ) на одной из самых выдающихся русских певиц, Надежде Ивановне Забеле. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Как было его сохранить.
Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Свою картину под названием «Шестикрылый серафим» Михаил Александрович Врубель пишет уже в начале двадцатого столетия. В другой руке, вокруг которой обвивается змея, он держит меч.
Как раз именно у Врубеля он и убедителен. Каждый мазок на холсте излучает сияние. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. На холстах Врубеля отражён мiр его видений, для остальных людей незримый.
Принятые же работы оказались как-то странно связаны с судьбою художника. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств.
В этом художник обнаружил удивительное духовное родство со своим тезкой-поэтом. Милиоти. (В Священном Писании это показано на многих примерах, начиная с неудачной попытки искусить Христа в пустыне и кончая удавшейся попыткой соблазнить богоизбранный народ на распятие долгожданного Мессии и сделать этот народ оплотом анти-мессии, грядущего от сатаны. ) При этом сатана действует не напролом, а подбирает к каждому свой привлекательный ключик. Не устоял Толстой (отлученный от Церкви), решивший, что в конце жизни достиг окончательной мудрости и вправе исправлять учение Христа.
Он недостаточно глубок во многих панно, в декоративных изделиях, в росписях блюд и балалаек, да и в картинах — таких, как Муза (1896), Валькирия (1899), Игры наяд и тритонов (1900). — Аполлон, 1913, 5, с. 15—17). Это один из его несомненных шедевров. Врубель теперь не стремится к условным стилизованным упрощениям, к аппликации — он хочет идти глубже и глубже в недра той пещеры сокровищ, какой представлялась ему природа, натура. Шестикрылый Серафим, один из ближайших к Богу ангелов, является к Поэту. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины.
В колорите картины – контрасты. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). Он считал главной своей задачей будить душу величавыми образами от мелочей обыденности. Недолго работал в главном военно-судном управлении. Эту картину сравнивают со сном бредящего человека. Я видел твою картину, она кружевная, это опасно.
«Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. Болезнь Михаила Александровича загадочна. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Художник Русской частной оперы С. И.
В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Бенуа). Это новый образ в творчестве Врубеля, нисколько не напоминающий Демона даже в облике Азраила — ангела смерти.
Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Художник признавался, что с легкостью уничтожал работы, чтобы на том же холсте воплотить новые замыслы. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств.
Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Холодные цвета мрачно шепчут о скором конце. И «Микула Селянинович» – сила земли русской.
весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Не устоял Блок (соблазненный музыкой революции и попытавшийся облагородить эту сатанинскую музыку).
Когда он познакомился сНадеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и«Микула Селянинович». Это был несомненно дар свыше. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Разумеется, с православной точки зрения такая эстетизирующая трактовка зла (напомним: добровольно избранного, коварного, неисправимого, совершенного зла) ложна и опасна и Врубель не мог этого не знать.
Фигуры полны чувства и поэзии: принц, приподнявшись на ложе, задумчивым и тяжелым взором смотрит на стоящую перед ним с опущенными глазами прекрасную девушку. «Серафим шестикрылый» кажется полным творческим антиподом знаменитой картине «Демон», над которой художник упорно трудился в 1890 году. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
Так как его редкая одаренность оставалась при нем и он умел делать все, то и эти вещи превосходно сделаны и вполне стильны, но менее стильная Богоматерь (1885) для кирилловского иконостаса, созданная молодым еще художником, более достойна гения Врубеля. «Принцесса Грёза» – вечная мечта художников о прекрасном. Я страдал, акогда резал себя, страдания уменьшались». Демон. Она подлинно монументальна.
«После росписей Кирилловской церкви художник творил лишь немногим более десяти лет. У его апостолов были живые прототипы. Академическое жюри работы Врубеля не приняло. Загадочна была уже сама его манера написания картины.
«Верится, что Князь мира позировал ему, – говорил Александр Бенуа. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Причина и суть этого новаторского процесса была в апостасийном разложении общего христианского понимания культуры и жизни, что находило свое выражение и в размывании четких форм искусства, а затем в разрушении их (абстракционизм и т. д. ). Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.
В иконах же его было что-то тревожное и неиконописное, даже Воскресение Христово оказалось мрачным, хотя Врубель хотел «сделать иллюзию Христа наивозможно прекрасною» (как он выразился). Серафим холоден и суров. Пишут, что для Богородицы ему позировала женщина, в которую он был влюблен. Плачевные результаты этого становятся заметны в 1902 году (в 46 лет), когда у художника явно проявляются признаки психического и душевного расстройства. Врубель провел в Венеции около полугода.
С 1905 года художник находится в лечебнице постоянно, но продолжает работать, проявляя себя как блестящий рисовальщик. Этот портрет является полной противоположностью портрету Забелы на фоне березок. ». Посмотрим лист с изображением пелены снега, приближая рисунок к глазам и отдаляя. (Вспомним картину Пророк, где явившийся ему Серафим изображен с демоническими чертами см. Яркое индивидуальное дарование Врубеля, его мастерское владение цветовыми пятнами (в стиле импрессионизма), дополнялись склонностью к фантастическим сюжетам.
Противник-захватчик всегда зарится на самое ценное. И «Микула Селянинович»— сила земли русской. Речь шла об Эмилии Праховой. Знобит от его взгляда.
Когда он познакомился с Надеждой Забелой, разразился скандал по поводу панно «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович». Для него работа во Владимирском соборе была «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Некоторым образом артель (А. Эта большая акварель поразительна. В нем нет примирения и в душе собираются силы для нового восстания.
Но и не только это. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Есть еще незаконченный портрет Усольцева на фоне иконы в золоченом тисненом окладе (1904). К этому же времени относятся интересные автопортреты.
Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. В своих письмах сестре Врубель часто пишет, что ощущает себя «душевной призмой». Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице.
Это дьявол делает смоими картинами. В это время, в конце XIX века, в мiровом искусстве и в российском в частности, резко усилились процессы разрушения классических канонов и форм, названные позже декадентством (в переводе с латыни: упадочничеством). — Панорама искусств.
Реализм был не важен для него. Об этом способе рисования писал Коровин: «Когда он писал на холсте или на бумаге, мне казалось, что это какой-то жонглер показывает фокусы. Мамонтова. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты.
Но его жизнь и творчество (как и Лермонтова) – очень яркая и наглядная иллюстрация борьбы за человека идущей между Богом и сатаной. Заветы Врубеля. Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Рассекает мечом его грудь — и взамен «трепетного» сердца помещает «угль, пылающий огнём». Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики. Руки направлены вверх.
Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. В период болезни тема пророка преследует художника, как навязчивая идея. Например, перламутровая раковина, Жемчужина (1904), написанная пастелью и гуашью, отсвечивает и тонами моря и закатного неба и сиянием радуги и мерцанием тусклого серебра. Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Репина занимался акварелью. Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался к этому образу.
Болезнь Михаила Александровича загадочна. Он очень надеется, что вМоскве унего все сложится по-другому. Александр Бенуа, современник Врубеля, говорил о прямой связи не поддающегося пониманию Врубеля-творца с Фаустом: «Верится, что Князь Мира позировал ему.
Вытянутое худощавое лицо контрастирует с чёрными, как уголь, волосами. Но он по-прежнему находил в творчестве силы, чтобы выполнять главную задачу художника, как он её понимал, — «оторвать душу людей от мелочей будничного величавыми образами». Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел.
В Надгробном плаче, который можно отнести к уникальным произведениям мирового искусства, Врубель органически соединил гармонию и монументальность древнего искусства с экспрессией чувств человека двадцатого столетия. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Меня и Серова поражало это. ».
Главной становится зловещая и прекрасная фигура Серафима, сверкающая холодными красками. И Поэт внимает голосу Бога, который посылает его — Пророка — «глаголом жечь сердца людей»: нести в мир истину и справедливость. В своём искусстве — живописи — Врубель чувствовал себя Пророком. Попытка художника повергнуть демона была слишком запоздалой. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. «Принцесса Грёза»— вечная мечта художников опрекрасном. Не крылось ли здесь что-то более серьезное.
Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. Кажется — вот же как все просто, надо только уметь видеть и уметь нарисовать. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Собр.
Здесь смешались все наработанные навыки Врубеля. В уста Поэта Серафим вкладывает «жало мудрыя змеи». Отсюда все его покаяния, отсюда же и болезненные грезы об искуплении, очищении, после которого ему будут дарованы новые глаза из изумруда и тогда он напишет новые, чистые произведения. Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. М. Эфрос.
У Врубеля много портретов Забелы и это тоже одна из особенных страниц его творчества. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Он пришёл, чтобы предупредить о том, что скоро настанет время возмездия.
В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Грозный Серафим встаёт перед художником в огненных отблесках, в сверкании золота, серебра, самоцветов. Сербского. Академическое жюри работы Врубеля не приняло.
«Шестикрылый серафим (Азраил)»1904г. Холст, масло 131 х 155Государственный Русский музей. пробыл в Венеции, этом странном городе, где все дышит красотою смерти. Чистякова (курс не окончил). Берите все оттуда (В.
Вся меблировка два простых табурета и кровать. Даже решил вылепить Демона из глины: «. Речь шла об Эмилии Праховой. Талантливый человек, наделенный даром Божиим, не может не становиться желанным объектом завоевания для сатаны – противника Бога в попытке отвоевания у Него Божия творения. Сатане редко удается увлечь какого-нибудь художника в столь откровенное (милое ему) безобразие, но сеять разрушительность вполне удавалось: таковы, похоже, были все способы разложения формы (начиная с этого самого импрессионизма, через абстракционизм и до хаоса цитат т. н.
Этот шедевр нарисован маслом на холсте. Был внем большой талант, ав душе бушевали большие страсти. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Почти как Леверкюн в романе Томаса Манна. И это он, уже под занавес, старался внушить молодым. Но в его рисунках, разнообразных и мастерски выполненных, ее образ как будто двоится.
А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. искусство есть чудовищный и блистательный Ад.
Мастер работал над «Шестикрылым серафимом», когда уже был болен. М., 1969, с. 259). «. Сильное, возвышенное вчеловеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой.
В рисунке, вживописи, вглине— развертывается целая галерея демонов, нескончаемая демоническая сюита. Больно, горько до слез. В апреле 1902 года Врубель попадает впсихиатрическую больницу.
Так, пророчески, первые серьезные творческие шаги Врубель сделал там, где закончил свой путь – в клинике для душевнобольных. 1906 г. Врубель ослеп (самое жестокое наказание для художника), но упорно пытался работать наощупь используя уголь и мел. Здесь Чехов ошибся.
Это роковое биографическое событие имеет какой-то странный отсвет в искусстве Врубеля ибо написанный несколько ранее портрет сына (1902), преисполнен недетской прозорливости, которая сближает его личико, подобное лику, с ликом Христа в иконе Богоматерь с Младенцем, выполненной для той же Кирилловской церкви в 1885 году. Врубель же в сорокалетнем возрасте заболел тяжелой психической болезнью (что и есть одержимость бесами) и скончался в психиатрической больнице в 54 года. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. В Похищении Европы (1910) и особенно в Одиссее и Навзикае (1910) он со всей искренностью выразил поэтическое, вечно радующее в греческих мифах.
Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего. сказок и опер Н. А. «Верится, что Князь Мiра позировал ему. У Серафима пронзительный взгляд, в одной руке меч и змея, в другой — кадило, где жарко пламенеет «угль». Врубель писал картину тяжело больным, это — одна из его последних работ.
И это действительно накладывало на его личность печать интригующей загадочности. Тогда он делал десятки разных набросков ичувствовал— не то. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Михаил Александрович был прекрасно образован, закончил Петербургский университет, два факультета – юридический и историко-филологический, причем оба с золотой медалью, говорил на восьми языках.
К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Возможно, Врубель стал ощущать всю опасность своего демонического увлечения и решил избавиться от влияния демона, повергнув его (картина Демон поверженный). Аскетическое лицо, слепой взгляд выражают страдание. Это как бы мистика без Бога. В целом картина очень напоминает фреску.
В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. Конечно, рисковад, да и дорого расплатился.
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. В чём-то убедительно, но и однобоко. Из мрака этого Ада выводит художник свои образы. Римского-Корсакова и pycских сказок (Морская царевна, Тридцать три богатыря, Царевна-Лебедь, К ночи, Пан). Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку».
Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. в 20-ти т. Т. 14. Поздний Микеланджело считается отцом барокко, но был ли он художником барокко. Знобит от его взгляда.
По всему виду серафима сразу становится понятно, что он спустился с небес и напоминает нам о том, что ничто не может быть вечным в этом земном мире. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Пушкин устоял в борьбе – хотя и в последний момент ценою смертного покаяния, Гоголь устоял – ценою огромной жертвы (второго тома Мертвых душ), Достоевский устоял, – хотя и сгорел от огромного напряжения сил. Не только ученики Мурашко, но и Врубель сам впервые встретился в Киеве с византийским искусством.
Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности. Это в самом деле походило на воскресение. После этого отбыл воинскую повинность, получив чин бомбардира запаса. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ).
Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Советское материалистическое искусствоведение в оценке этого процесса проводило позже принципиальное различие лишь между декадентством и реализмом (передвижники), но не в этом заключалась суть явления (например, порнография тоже реалистична). В чем же так мучительно раскаивался несчастный художник.
Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Отмерив размер, держа карандаш или перо или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина. Он не следовал анатомической правильности. О том же говорится и в отрывочных записях самого художника и письмах его жене из больницы.
Одним из памятников привязанности Врубеля к жене, в которой он видел нечто ангельское, является ее портрет на фоне березок (1904). Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа. Местами возникают огненные блики и пятна, которые красного, синего и зелёного цвета. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Сильное, грозное произведение.
часы досуга. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Последней работой Врубеля до наступления слепоты стал Портрет В. Я. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы».
Мучившие художника головные боли усиливаются. Но с1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Судите по законченному "На фоне берёзок".
Общее руководство работами принадлежало Прахову. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. мне было все это видеть.
Ничего демонического во Врубеле не было ивсе же, почему именно Демон. Какими-то сторонами своей личности Врубель был достаточно типическим человеком модерна — эстетом высокой пробы, уайльдовским денди (о дендизме упоминают чуть ли не все, кто его знал), не чуждым суетности и позы. К сожалению, не успел устоять Лермонтов (его не отпевали), возможно, легкомысленно надеясь, что впереди еще для этого будет много времени. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Рассекает мечом его грудь — и взамен «трепетного» сердца помещает «угль, пылающий огнём». Но он по-прежнему находил в творчестве силы, чтобы выполнять главную задачу художника, как он её понимал, — «оторвать душу людей от мелочей будничного величавыми образами».
Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Позже это понятие наполнилось положительным смыслом, поскольку серебро все же благородный металл. ) Целая плеяда его свободных деятелей в разных областях культуры проявила огромный творческий подъем и новаторство, однако все более соревнуясь в оригинальности формы (выдающимся по эстетике стал стиль модерн, претендовавший на художественное оформление всех сторон жизни, в чем-то близкий и Врубелю). Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Тех миров, которые видели они, мы не видим. Его давно оценивают вне и помимо артели, хотя, может быть и на фоне ее.
Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета Морозова — к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки и от вокзала шёл к наречённой пешком. Это бесподобное произведение искусства создавалось мастером в больнице В. П. Он все мои картины исказил. Он касается его глаз и ушей и Поэт начинает видеть и слышать всё происходящее в мире.
Показывая осенью 1886 г. первые наброски отцу, Врубель говорил, что демон – дух «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Казалось, ничего демонического вМихаиле Александровиче Врубеле не было. Полотно Михаила Александровича «Шестикрылый серафим» было написано как иллюстрация к стихотворению Александра Сергеевича Пушкина «Пророк». В одном из портретов (После концерта, 1905) у нее кукольная пластика и неуловимо-странное, даже страшноватое выражение лица, как если бы это была новая Коппелия. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер.
Чтобы писать настоящие иконы, нужна подлинность веры. Казалось бы, что мешает рассматривать его как представителя писателей-бытовиков 1880-х годов — их было немало и у Чехова с ними немало общего. соч. Если искать примеров более близких по времени, то вот пример Чехова. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам.
Прежде всего — глубиной. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Мало кто смог по достоинству оценить весь труд, вложенный художником в образ пророка. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка.
Он говорил Милиоти: Человек ничего не придумает, чего бы не было в природе. Некоторые изображения головы пророка имеют автопортретные черты. И вот какое приоткрытие этих декадентских мiров дано Блоком в статье о Врубеле: «. По когтям можно узнать льва в самом скромном набросочке, в каком-нибудь Дворике зимой (1903—1904), Дереве у забора (1904), Руке, держащей платок (1905).
П. Чехов. Он говорил Судейкину: Милый юноша, приходи ко мне учиться, ты на опасном пути. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте).
Не совсем земные, не очень человеческие. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Шея серафима длинная и прямая. и мы уже предвкушали неудачу художника.
Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал – не то. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Азраила Врубель написал, по-видимому, очень быстро и вдохновенно, в том же 1904 году, что и Жемчужину и портрет жены на фоне березок и автопортрет в интерьере и (немного позже) портрет жены, отдыхающей после концерта: это был период его последнего взлета, когда мастерство его не только оставалось на прежней высоте, но приобрело высшее своеобразие и утонченность. При глубоком изучении полотна, сравнивая чистоту линий и степень экспрессии, можно сделать вывод, что «Серафим шестикрылый» – квинтэссенция художника в поисках образов добра и зла. Брюсов вспоминал эти сеансы вбольнице.
Рождается ощущение первозданности. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Врубель писал картину тяжело больным, это — одна из его последних работ. Я научу тебя видеть в реальном фантастическое, как фотография, как Достоевский (Врубель, с. 294).
Он не следовал анатомической правильности. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Распыление физического мiра, заметное на картинах мастера, — это ещё и предчувствие. Глубиной мысли, глубиной пластического постижения. "Не мир я принёс, но меч" – говорилось Иисусом наверняка без слащавости. В Демоне Врубель выражал, полагаю, не столько богоборчество (допускал же он, что "придётся умилиться"), сколько своё яростное антитолстовство. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Брюсова (1906) – поэта-декадента, кощунственно заигрывавшего с сатаной (И господа и дьявола хочу прославить я. ).
Мамонтова. Но расплата неизбежна – его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель. Врубель сходится сабрамцевским кружком икак-то быстро вписывается вмосковскую жизнь. В облике Шестикрылого Серафима (1904) нарастает грозное испепеляющее, демоническое величие». Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
Очень слаб к элементарным плотским искушениям оказался талантливый Есенин. М., 1980, с. 219, 220). Может быть, в закладе. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление.
Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. В 1884–1889 гг.
Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Замысел писать демона возник именно в Киеве. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Не все из них согласились. Его вывернутое изломанное тело— метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них».
А ведь создавал он их не с натуры, а по памяти или по фотографии. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Однако художественное призвание взяло верх и в 1880 г. Михаил Врубель стал студентом Российской Академии художеств, где сразу выделился среди студентов фанатической работоспособностью и необычностью своего стиля (возникший тогда на Западе импрессионизм в сочетании с врубелевским романтизмом содержания).
И, наконец, появился последний, «Демон поверженный»— внем уже лишь злоба ихолод. Он и сам однажды сказал (в письме одному из них): Всех нас будут звать не Чехов, не Тихонов, не Короленко, не Щеглов, не Баранцевич, не Бежецкий, а восьмидесятые годы или конец XIX столетия. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. – Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах.
Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге.
Следующее десятилетие он уже мучительно умирал в сумасшедшем доме. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. вылепленный, он только может помочь живописи». постмодернизма), называемые развитием современного искусства.
Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. И демон отомстил. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. По совету И. Е. Явления искусства сравнительно второстепенные часто бывают характернее, показательнее в стилевом отношении, чем явления выдающиеся (не отсюда ли и само определение — выдающийся, выходящий из ряда). Конечно, Врубель писал не просто портрет. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить.
Реализм был не важен для него. Но это не помешало ему вложить в свой шедевр всю свою душу. Также «Шестикрылый серафим» знаком под названием «Азраил» и «Ангел с мечом и кадилом». Демон. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Видимо, художнику в облике Серафима являлся кто-то иной.
И эти огромные глаза. Врубель и Лермонтов. И не было никакого покаяния за Кирилловские росписи, да и не могло быть он каялся за то (и это его слова), что, не будучи достоин изображал Христа. А рассекающий грудь мечом и вырывающий сердце Серафим – должен умильно улыбаться. Пушкина художник иллюстрировал его знаменитое стихотворение Пророк.
Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). – Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Рука Врубеля тверда, его неповторимый почерк тот же. Брюсова. Примерный перевод: В течение моих 48 лет я полностью утратил (особенно в портретах) образ честной личности, а приобрел образ злого духа теперь я должен подчиниться суровой обязанности видеть других людей и полноту образа моего бога). В нем поднимался богоборческий бунт. Для него работа во Владимирском соборе была «путем ксвету», путем постижения великих ценностей.
И тогда мы видим чрезвычайно знаменательный возврат Врубеля к своим юношеским опытам. Она до такой степени как настоящая, что чудится, если поворачивать картину под разными углами, то и красочные отливы будут меняться — меркнуть и вспыхивать. Врубель писал картины на темы pyc. В уста Поэта Серафим вкладывает «жало мудрыя змеи». Это вот, эти копны сена. Слишком много физических и душевных сил отдал Михаил Врубель творчеству. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи».
М., 1978, с. 179). «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Чтобы понять эту картину, необходимо вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк», которое вдохновило художника. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было. Но за этот дар в художнике шла духовная борьба.
В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Врубель работал в Киеве по приглашению профессора А. В. Поклонник поверхностно понятого Ницше, ненавидящий Толстого с его Скучной Поляной и докучной нравственной проповедью демонстративно безразличный к социальным проблемам и, по язвительному замечанию А. М. Эфроса, словно просидевший всю жизнь без выхода в волшебной опере — это тоже Врубель (А. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
Отблески от этого огня пронизывают тьму и непроглядный мрак. продолжение. В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева вМоскву. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Он по несколько раз в день мог переделывать сюжет и работал над картиной, порой, по 20 часов в сутки.
Милый юноша, приходи ко мне учиться. После эйфорического подъема работы Врубель впадает втяжелую депрессию. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Сын священника, он хорошо понимал, за что берется. Меня и Серова поражало это. ». К. Суздалев. Критики утверждали: «декадентское уродство».
Т. 5, с. 421). Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Он касается его глаз и ушей и Поэт начинает видеть и слышать всё происходящее в мире. Ему дана власть, за то, что ябудучи не достоин, писал Богоматерь иХриста. Почему-то на протяжении всей своей творческой жизни Врубель возвращался кэтому образу. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы.
Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. В последнем случае художник может стать жертвой (как Ван Гог) или победить (как Пикассо), но все равно остается правым перед своей художественной совестью. Ничего демонического во Врубеле не было и все же, почему именно Демон. величавый». Образ Пророка теперь открыто автобиографичен рисунок Голова Пророка (1905) почти автопортрет. Он выходит из больницы, живет вПетербурге, пишет ирисует.
Мало кто смог по достоинству оценить весь труд, вложенный художником в образ пророка. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
Его Демон остался верен своей натуре. музей русского искусства, Киев). В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».
И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Эта картина – последнее большое полотно Михаила Врубеля. Даже решил вылепить Демона из глины: «вылепленный, он только может помочь живописи». Это дьявол делает с моими картинами. Прахова, где тридцатилетнему талантливому живописцу были доверены реставрация древних фресок и росписи Кирилловской церкви (XII в. ), а также участие в росписи Владимiрского собора. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда.
В 1902 году, уже в начале болезни, приехав в Киев и посетив Кирилловскую церковь, Врубель заметил: Вот, в сущности, то, к чему я должен был бы вернуться имея в виду монументальный стиль своих росписей. Тех мiров, которые видели они, мы не видим». В Академии он работал по двенадцать часов в день.
Рвал, зарисовывал сделанное иначинал все сначала. У Серафима пронзительный взгляд, в одной руке меч и змея, в другой — кадило, где жарко пламенеет «угль». Воспоминания о Врубеле. Врубель увлеченно писал картины на темы опер Н. А. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И.
Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». «Его фантастические разводы по стенам киевского Владимiрского собора – плавные и музыкальные, как сновидения, сплетающиеся дивными линиями, переливающиеся чарующими красочными сочетаниями, – пожалуй, наиболее свободное и художественное явление во всем этом памятнике современного русского искусства», – писал А. Бенуа. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом.
Все это отвечало сокровенным мыслям самого живописца о высоком предназначении искусства. Он все мои картины исказил». Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. «. Самоотдача художника своей работе настолько высока, что высокое Творчество доминирует над разумом Михаила Врубеля.
К такой оценке склонялись первые биографы художника, ее высказывали и позже. Да ведь до них несколько верст. Критики утверждали: «декадентское уродство».
Род. Особенно примечательна акварель Голова Демона.
в конце статьи. ) «Он неотступно преследует мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь избирать все новые материалы и техники для своего воплощения. Врубель винит в беде себя. И Поэт внимает голосу Бога, который посылает его — Пророка — «глаголом жечь сердца людей»: нести в мир истину и справедливость. В своём искусстве — живописи — Врубель чувствовал себя Пророком. Александр Блок (тоже из декадентов, пытавшийся изобразить Христа вождем богоборческой революции и умерший в 40 лет), сказал на похоронах Врубеля: «Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать.
«Иллюзионировать душу» – как сказал о своем мастерстве сам Врубель. Здесь смешались все наработанные навыки Врубеля. Его вывернутое изломанное тело – метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Это Врубель, презирающий профанов, однако охотно беседующий с ними о лошадях, о парижских модах, о том, как повязывается теперь галстук и какие лучшие марки шампанского (Врубель, с. 248), вообще неравнодушный к модам, в том числе к модным поветриям в искусстве и философии.
Сама натура — неиссякаемое чудо, как бы хочет сказать художник. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Санкт-ПетербургЧтобы понять эту картину, необходимо вспомнить стихотворение Пушкина «Пророк», которое вдохновило художника.
Пейзажи Врубеля достоверны и очень декоративны. Жизнь сложнее концепций. И умер он (если быть точными)от умышленной простуды. И нагнетание "демонизма"- дело несложное, но без подтасовок не обойтись. В Кирилловских апостолах нет никаких ненормальностей (и свидетель Н. Прахов об этом писал), и какое там "выражение лица"в еле начатом "После концерта". Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». Все его интересы были за пределами университетских стен. Его «Серафим шестикрылый» с художественной точки зрения превосходит известную работу «Демон поверженный».
Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Его «Серафим шестикрылый» с художественной точки зрения превосходит известную работу «Демон поверженный». Один из критиков отмечает это даже в портретах его жены.
Именно в черном воздухе Ада находится художник, прозревающий иные мiры. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Михаил Александрович вневероятном нервном исступлении работал над этой картиной. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Михаил Александрович в невероятном нервном исступлении работал над этой картиной.
Венок на голове серафима как будто пылает огнём. При глубоком изучении полотна, сравнивая чистоту линий и степень экспрессии, можно сделать вывод, что «Серафим шестикрылый» – квинтэссенция художника в поисках образов добра и зла.
Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» ипортрет поэта Брюсова. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Мощные и большие крылья Шестикрылого серафима сияют от блеска драгоценных камней.
Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». М., 1949, с. 327). Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно.
Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. В нем нет примирения ив душе собираются силы для нового восстания. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами.
В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Времена обострения психического расстройства сменяются ухудожника спокойными периодами.
В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Искусствовед Н. М. Демон низринут в ущелье среди скал.
И персонажи его картин владеют этим качеством в полной мере. Пророк обретает мученические черты.
Это было бы слишком простым объяснением. Мало кто верил, что Врубель выздоровеет и вернется к искусству. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Он был абсолютно равнодушен к юридическим наукам. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора.
Разгневанный Мамонтов строит для этих панно отдельный павильон. Для картины Пророк (1898) Врубель использует сюжет одноименного стихотворения Пушкина: явление смертному шестикрылого Серафима. Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя. Его Демон остался верен своей натуре.
Дмитриев. «Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех ее дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Поздние — начиная с 1904 года — версии Пророка (многочисленные рисунки, эскизы, картина Шестикрылый серафим (Азраил) (1904) и последнее произведение Врубеля — Видение пророка Иезекииля (1906) — очень отличаются от ранних.
Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. К столетию А. С. То, что Врубель одновременно и принадлежал и не принадлежал к новому стилю, не должно удивлять: великие художники редко умещаются в границах определенного направления или стиля, даже если стоят у его истоков как основоположники. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Шестикрылый Серафим, один из ближайших к Богу ангелов, является к Поэту. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.
Не все из них согласились. Каждый мазок на холсте излучает сияние.
Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».
В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. В это время он мало фантазировал — главным образом рисовал портреты врачей, санитаров, больных, знакомых, группы играющих в карты и в шахматы, делал пейзажные наброски из окна, зарисовывал уголки комнаты, простые предметы — кресло, брошенное на стул платье, смятую постель (цикл Бессонница), подсвечник, графин, стакан (1905). И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Раба Божия Михаила, выдающегося художника от Бога, Божественный дар которого был призван осуществить себя в молитвенной иконописи (в ней разгадка тайны и искусства и бытия), врагу рода человеческого (именно при попытке росписи церкви. ), видимо, удалось соблазнить на своевольно-демоническую разгадку этой тайны, затем – соблазнить на постижение и облагороживание зла и закончить гибельным отравлением ядом от соприкосновения с этим злом.
Он все мои картины исказил».