Учился в Академии художеств (1759-1767) у А. Презинотти. Изобретателем данной техники является работавший в Касселе (Германия) голландский художник-самоучка Людвиг фон Зиген, который выполнил в 1642 году свою первую гравюру в этой технике. Однако ограниченность художественных возможностей резцовой гравюры (например, в передаче световоздушной среды, живого многообразия природы) и её исключительная трудоёмкость привели в 17 в. к торжеству в гравюре техники офорта и его разновидностей. В России (после кратковременных опытов в книжной орнаментике в 16 в. ) техника резцовой гравюры развивалась благодаря украинским гравёрам (И. Он так и не смог побороть это влияние. При декоративности панно в целом в нем сохранен видовой характер изображения. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой. Одна из картин (самого большого размера) украшает экспозицию музея.
— Малый энциклопедический словарь, т. 12 (СПб., 1901 г. ), стр. Обращение Щедрина к изображению водной стихии было не случайным. В зависимости от профиля заточенного конца каждый резец имеет свое назначение и название. Этот способ был нами описан со слов П. А. Шиллинговского. Очевидно, художник каждый раз писал вид с натуры в различное время дня.
В картине «Грот Матроманио на острове Капри» (1827, ГТГ) художник мастерски передал контраст насыщенных теплых тонов внутренности грота с размытым высветленным колоритом дальнего плана. Картина «Неаполь. Некоторые произведения позволяют думать, что Щедрина тянуло выйти порою за узкий круг парковых мотивов на природу русской деревни. П. Н. Петров, "Сборник материалов для истории Имп.
Резцовая гравюра возникла на основе украшения резьбой различных металлических изделий. Зритель словно чувствует их шум. Зимним морозным днем в старинной дворянской семье родился Сильвестр Щедрин. Такова, например, гуашь «Мельница в Павловске» (1792, Третьяковская галерея) с ее сочетанием красно-рыжих, яркозеленых и бирюзовых тонов. Только в 1818 году художнику, наконец, удалось выехать в Италию.
Махаева (1716 – 1770) внесшего в свои петербургские виды уже некоторые черты пейзажности. С этой целью на каждую доску наносится только та травленная поверхность, которая должна печататься тем или иным цветом. В России прошла только молодость живописца. Золотая медаль давала выпускнику разные привилегии, в том числе и возможность обучения за рубежом в пансионе.
В отличие от внутреннего убранства середины XVIII века, в котором золоченая резьба или лепка на стенах сливалась вместе с живописью (чему способствовала прихотливая, криволинейная форма панно) и вся декорация как бы растекалась по стене, вилась по ней как фантастические золотые вьющиеся растения, ее окутывала и оплетала, прорываясь то окном, то зеркалом с его перспективным отражением, убранство классицизма основано на ясном расчленении и на подчеркивании плоскости стены. Но работы Щедрина пользовались таким успехом в Италии, что он решил задержаться здесь. Если они к нему и прибегали, то всегда заканчивали доску все же в приемах резца. Семен Щедрин обучался сначала гравированию, а затем орнаментальной скульптуре. Однако живописное решение демонстрирует стремление художника приблизиться к подлинной натуре. Еще более усилилось влияние Щ. на дела Академии при императоре Павле, который относился к нему весьма благосклонно.
292. Если регулярный сад был местом торжественных церемоний и пышных празднеств, то пейзажный парк предназначался для мечтательных прогулок, во время которых, созерцая «красоту натуры», люди предаются размышлениям о природе, морали, чувствах. Это делало его творчество самостоятельным и по сюжетам и по внутреннему содержанию. В следующем году за успехи в живописи его наградили уже малой золотой. Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство.
В старой резцовой гравюре оригинальные творческие произведения встречались редко. Кроны деревьев изображаются в условно-декоративной манере. Он был назначен рисовать виды дворцов и парков Екатерины Великой, которые привели к возникновению таких работ как «Вид острова Большого пруда в Царскосельских садах» (1777), «Сельский двор в Царском Селе» (1777).
Одной из последних работ пейзажиста, в которой он еще строго следует классицистическим канонам, является картина с символическим названием «Старый Рим» (1824), также приобретенная П. М. СПб. : Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. 37 (отдельное приложение, стр. 629). Пейзажи различаются не только деталями композиции, но и особенностями цветового решения.
Итальянские пейзажи Щедрина во многом изменили традиционный классицистический ландшафтный образ, господствовавший в отечественной пейзажной школе со второй половины XVIII века. В картине усиливается острота колористических сочетаний. Любимый сюжет художников-романтиков – море и горы. После чего отправляется в Италию, в Рим, где изучает классиков в музеях. И лишь на последних годах обучения он попал в класс общей живописи по направлению «ландшафтное художество». Самая известная картина на этот сюжет – «Веранда, увитая виноградом» (1828).
Поэтическое чувство природы было всегда свойственно русским людям. Летом 1825 г. Щедрин переехал в Неаполь. Остроухова, который, в свою очередь, купил картину у сына петербургского коллекционера Н. Д. Быкова11.
— А. Сомов, "Картонная Галерея Имп. По их типу трактовал он и природу сельских местностей. Жаркий итальянский полдень.
Вытравленные указанными нами способами доски можно отпечатать в одну или несколько красок. В Иркутском художественном музее хранится его Пейзаж с коровами. Уже в первой рукописной описи его собрания, составленной в 1873 году, значатся девять картин прославленного мастера8. В приеме акватинты вполне уместно присутствие иглы. В его творчестве впервые для русского художника природа стала самостоятельным предметом художественного изображения.
Отсюда вышел ряд превосходных граверов и литографов: Галактионов, братья Ческие, Ухтомский. Название и композиция пейзажа вполне соответствуют его «историческому» содержанию (на среднем и дальнем планах изображены Колизей и сооружения Римского форума). пишет Сумароков. Родоночальником русского пейзажа по праву считается Семен Щедрин.
Последними твоими картинами здесь еще более довольны, нежели теми, которые находятся в Эрмитаже, в русской галерее» 6. Кульминационным моментом его карьеры были 1790-е годы. Педагогическая деятельность Щедрина была длительна и плодотворна.
Ему отлично удается передавать эффекты освещения, атмосферу и воздух. За долгие годы преподавания в Академии Щедрин воспитал немало пейзажистов. В 1787 Щедрин стал инспектором живописных классов, а в 1798 — адъюнкт-ректором. При печати такая доска («заготовка») даёт сплошной чёрный тон. В следующем году создается под его «распоряжением» граверный пейзажный класс для исполнения в гравюре видов дворцовых парков.
Пейзажи Щ. находятся в Большом Детскосельском дворце, в Красногвардейском (бывш. Панно в «Стольном» заполняют простенки и связаны с их форматом. Семён Щедрин родился в 1945 году в Петербурге. Стоит отметить, что Щедрин был одним из первых выпускников Академии. В Париже они были представлены послу, князю Голицыну и знаменитому энциклопедисту, теоретику и критику искусства Дени Дидро (1713-1784), которому Академия поручила руководство пенсионерами. Возможно вот таким образом ландшафт Щедрина сохраняет свойства академического «сочинения».
Попросту говоря — портрет. В Риме русский художник подпадает под влияние нарождающегося классицизма (поправки реальности элементами античности). Геометрическую правильность прямых аллей сменяют прихотливо извилистые дорожки, как бы протоптанные гуляющими. Любопытно, что современники Щедрина относились к его таланту хотя в общем и доброжелательно, но все-таки значительно строже, чем позднейшие историки живописи. Гравюры А. Г.
I. С. -Пб. Сохранилось лишь одно изображение в гравюре – «Русский флот на якоре в Буюк-Дере». В 1811 году Щедрин закончил учебу с Золотой медалью, получив право на пенсионерскую поездку за границу, которую в связи с войной 1812 года пришлось на время отложить: лишь в июне 1818 года он, наконец, отправился в Италию, еще не зная, что уезжает навсегда. Вначале он поселился у поэта Константина Батюшкова. В более поздних гуашах с видами Гатчины (1798, Русский музей) тона несколько сближаются, но переливчатость остается. Тем самым панно приобретало содержательность и идейность.
Светлые пятна воды эффектно контрастируют с темными массами зелени. М., 1970, т. 1. Сербов Н., .
Щедрин, Семен Федорович (1745-1804) – художник-пейзажист один из родоначальников русского пейзажного жанра. Он написал несколько ночных сюжетов изображающих море, залитое тревожным лунным сиянием. Древнейшая разновидность металлической (преимущественно медной) гравюры. Всех их отправили в Париж. Здесь он находился четыре года. На фоне зелени эффектно звучат у него зачастую белые пятна пенящейся воды каскадов и фонтанов, освещенных солнцем (фонтан «Ева» в Петергофе). В этом случае обычный покрывной лак заменяется более жирным и мягким по составу лаком.
Именно в Неаполе созданы знаменитые полотна «Набережная в Неаполе», «Набережная Санта Лючия в Неаполе», «Неаполь. Щедрина и не требовалось. Композиция строится в соответствии с правилами академического классицизма: «кулисы-деревья – на первом плане (в коричневатых тонах) архитектура среди природы – на втором, центральном (в зеленых тонах) дали, обычно неглубокие, – на третьем (в голубых тонах).
Такая награда давала выпускнику право на поездку в Италию для знакомства с богатой натурой и шедеврами классического искусства, так называемого «пенсионерства». С 1765 года он учился «ландшафтному художеству» и так преуспел, что уже через два года (1767) получает за «программу» (дипломную работу) вторую золотую медаль и право на заграничную командировку. Граверы могут, конечно, решать всю свою творческую задачу иглой и без травления.
Прянишников, И. Е. 1866, т. III, Н. П. Собко. Зернение — процесс длительный и весьма трудоёмкий.
Третьяковым. Щедрин жил некоторое время в Неаполе, затем в Риме.
Настоящим певцом итальянской природы становится Сильвестр Щедрин. Дядя, Семен Федорович, был профессором Академии и вел свой класс. Подобные картины и эстампы можно было видеть в собрании Академии художеств. Художник повторял его неоднократно на протяжении нескольких лет, поскольку «произведение сие так понравилось в Риме, что многие желали иметь его» 14. В результате на доске получится изображение, напоминающее карандашный рисунок.
Чацкий в «Горе от ума» упоминает о помещике, у которого «дом зеленью расписан в виде рощи». В начале девятнадцатого столетия специфической разновидностью подобной гравюры была контурно-линейная, «очерковая» резцовая гравюра, распространявшаяся в виде иллюстраций (преимущественно к произведениям античных авторов) и создавалась по рисункам художников классицизма (например, резцовая гравюра итальянского мастера Т. Пироли по рисункам англичанина Дж. Щедрина для совершенствования мастерства живописи в Париж. В Париже он изучал работы старых и современных художников. — А. Н. Андреев, "Живопись и художники главнейших европейских школ" (СПб., 1857), стр.
Первым выдающимся русским видописцем был А. Ф. Русский пропагандист пейзажных парков А. Болотов писал: «Садовое место можно почесть полотном, на котором устроитель сада малюет свою картину». Реставрировал кар тины в Эрмитаже. Акватинта — прием используемый для получения мягких «акварельных» переходов в травленной гравюре.
Большая часть картин Щедрина была приобретена особами Императорского Дома. По окончании рисунка бумага снимается с доски. — М. : Терра, 2001. Парк должен походить на естественный красивый ландшафт.
Нессельроде, просил принять все меры, чтобы наследие художника вернулось на родину. Вместе с тем стенопись становилась более иллюзорной. Богдановича «Душенька» по собственным композициям, 1820-1833 г. ).
Словарь русскихъ художниковъ, Т. III, вып. Еще в 1977 г., в результате проведенного исследования, специалисты Государственного Русского музея обнаружили на картине плохо различимые подпись Щедрина и дату «1816». «Он дал ей возможность развития», – сказали бы мы о Щедрине, перефразируя оценку Белинским исторической роли Жуковского для русской поэзии.
В ней, как и в других изображениях подобного рода, Щедрин сочетает «интерьерное» пространство самой террасы на первом плане и бескрайние морские дали в глубине. Картину можно условно разделить на три части. Мастерство создания резцовой гравюры развивалось в 15 веке в работах анонимных мастеров орнамента, применявшегося в «серебряном деле» и достигло особого совершенства в работах итальянских гравёров А. Мантеньи, М. Раймонди, А. Поллайоло, в Германии – в творчестве А. Дюрера, в произведениях М. Шонгауэра. Щедрин решается поехать в Париж, а затем в Рим. Картины пейзажиста находились в собрании Эрмитажа и Академии художеств.
В этом случае игла употребляется на травленной уже поверхности доски и носит наименование «сухой иглы». В обнаженных местах во время травления кислота будет активно действовать. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. Снискал титул поэта пригородов Петербурга. Художники народов СССР. Щедрин начинал в рамках классицизма, но быстро отошел от него. В наследии Щедрина насчитывается несколько картин, носящих название Веранд или Террас.
— "Семен Щедрин", некролог ("Северный Вестник", 1804 г., ч. 4, стр. Однако там назревали революционные волнения и оставаться было небезопасно. Травлёный штрих — гравюра на металле, офортная манера именуемая также штриховым игловым, чистым, классическим или даже просто — офортом. Вероятно, благодаря этому вид Ривьеры ди Кьяйя во многом сродни жанровой картине.
Все это придает панно Михайловского замка особую свежесть и живую трепетность. Вновь художник переселяется в Неаполь. Щедрин совершил большое завоевание, сумев объединить прогрессивные тенденции декоративного пейзажа с тем видовым началом, которое складывалось, начиная с петровской эпохи. С 1780-х Семен Щедрин занимался еще и реставрацией картин в Эрмитаже, а в 1799 дополнительно возглавил новый, гравировально-ландшафтный класс в АХ. Путешествуя по побережью, Щедрин чаще всего любил бывать в Сорренто. На набережной Ривьера ди Кьяйя». Сильвестр Феодосиевич Щедрин умер в Италии 27 октября 1830 г. Зрелые пейзажи художника характеризуются яркой цветовой палитрой и теплыми тонами, а в более поздних работах («Лунная ночь в Неаполе» и «Ночь в Неаполе») можно заметить растущую тенденцию к романтической эмоциональности и более сложным световым эффектам. Картины Сильвестра Феодосиевича Щедрина экспонируются в Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее. (Обычно художники на пленэре делали эскизы, а над картиной работали уже в мастерской).
— Энциклопедический словарь Брокгауза, полутом 79 (СПб., 1904), стр. В творческой наследии Щедрина важное место занимают его монументально-декоративные работы. Третьяковым, под названием «Водопад в Тиволи». В том же году истекал срок пенсии Академии художеств, пришло время возвращаться на родину.
Следует отметить, что данную работу часто путают с картиной имеющей похожее название «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в Петербурге», созданную в 1815 г. ). Из-за военных действий в Европе Щедрин отправился в Рим только в 1818 г. В это время в Риме жил и работал Орест Адамович Кипренский, а с 1822 г. и Карл Павлович Брюллов. С середины 1820-х годов, Сильвестр Феодосиевич Щедрин впервые в русской живописи начал писать картины маслом непосредственно на пленэре. Композиционно картины были близки друг другу и пользовались большим успехом и художнику поступали просьбы писать их снова и снова. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. — М. : Издательство «Искусство», 1962. Этот прием, применяемый преимущественно как вспомогательный, называется лависом.
Основным классом являлась историческая картина. Известно, что им были написаны фрески с пейзажами в загородном доме графа Я. А. В собрании ГТГ находятся несколько пейзажей с видами Малой гавани в Сорренто. Предварительно полированная поверхность металлической доски подвергается зернению — покрывается с помощью «качалки» (гранильника) множеством мельчайших углублений, приобретая характерную шероховатость. За пять лет напряженной работы мастер создал множество видов Неаполя и расположенных неподалеку (на побережье и островах) поселений известных еще с античных времен: Сорренто, Амальфи, Вико, Капри.
Художник, пораженный кипучим темпераментом неаполитанцев, увлеченно описывал их жизнь. Как на более выдающиеся из многочисленных произведений Щедрина можно указать на его Пейзаж со стадом и пастухом, Гатчинский вид, Вид Аполлонова каскада, Вид Монплезира в Петергофе, Вид дворца в Павловске, Вид Строгановой дачи, Пейзаж с животными, Полдень, три Вида Каменного острова (один очень удачный), наконец, ряд видов загородных дворцовых садов при Александровском царскосельском дворце лучшей картиной считается Вид Монплезира. На набережной Ривьера ди Кьяйя» (1819, ГТГ), возможно, является одним из тех видов, которые были исполнены по заказу великого князя Михаила Павловича. «.
А в 1812 году Щедрин окончил Академию с присуждением большой золотой медали за полотно «Вид с Петровского острова». Щедрин, пожалуй, первым из русских художников предпочел изобразить не парадный «фасад» города, а одну из его окраин. Изображая ночной город, художник сочетает два источника освещения – призрачный свет луны, окруженной клубящимися облаками и яркий красноватый свет пламени костра, разожженного рыбаками на берегу. СПб.
и 4 доп. Большая часть картин Щ. была приобретена особами Императорского Дома. К приему мягкого лака возможно допустить применение акватинты. В 1787 году Щедрин стал инспектором живописных классов, а в 1798 — адъюнкт-ректором. В декорациях спектаклей и особенно в декоративных панно, украшавших стены залов с мифологическими или «галантными» (любовными) сюжетами встречались и пейзажи.
Расцвет резцовой гравюры в Нидерландах произошёл в 16 в. (Лука Лейденский), а во Франции – в 17 в. (Р. Замок Святого Ангела» (1823) имевшая большой успех и породившая массу подражаний. Значительным достижением художника стала картина «Новый Рим. Таковы его лучшие из павловских пейзажей: «Долина Славянки у Большого каскада» и «Каскад Аполлона и дворец» (1791 – 1792).
Еще один автопортрет пейзажиста присутствует на картине «Водопады в Тиволи». — 40 726 стр., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи (под редакцией Е. В. Сын солдата. 29 октября 1799 года во времена императора Павла I при Кабинете Е. И. В. Учился в Академии художеств (1760—67) в Париже и у Казаковы в Риме.
1899 г. В местах, соответствующих светлым частям рисунка, доску выскабливают и выглаживают, достигая постепенных переходов от тени к свету.
До нас дошли стенные росписи дачи Доннауэрова на Охте в Петербурге (конец 1790-х годов), в имении «Стольное», Черниговской области (1801 – 1803) и большие панно, писанные между 1799 – 1801 годами по заказу императора Павла для только что построенного Михайловского замка. Сын солдата лейб-гвардейского Преображенского полка. Он писал родным: «Это лучшее время моей жизни, что я нахожусь в чужих краях, между хорошими художниками всех наций, между товарищами и приезжающими русскими» 1. По словам Щедрина, она была «похожа на театр, в котором множество лиц действуют, а еще большее число смотрят» 10.
Замок святого Ангела». Стоит ли говорить, что с такими одаренными родственниками судьба мальчика была предрешена. До того, пейзажу в молодой Академии художеств не уделяли серьезного внимания: не было не только специального класса, но и преподавателя. Можно сказать, что изображения террас и гротов стали в творчестве Щедрина своеобразным символом края вечного полдня, в котором реальность кажется прекрасной грезой. Его деятельность в Петербурге как художника выражалась главным образом в писании видов с императорских загородных садов и дворцов.
В следующем году под его «распоряжением» был организован граверный пейзажный класс для исполнения в гравюре видов дворцовых парков. Щедрин был сыном солдата лейб-гвардии Преображенского полка. Щедрина и не требовалось. Отсюда происходит само название «пейзажный парк». 515, 516.
Пергола по-итальянски – веранда или аллея под крышей, покрытая вьющейся зеленью. «Сорренто – земля прелестнейшая», – писал он Гальбергу. Телегина и С. Ф.
В Третьяковской галерее находятся три из них15. В 1823 году он создал свою самую известную картину – «Новый Рим. К примеру, в деле Ф. И. Расцвет его творчества приходился на 1790-е.
Мягкий лак. Он так и не смог побороть это влияние. Семен Щедрин попал к славившемуся батальными и ландшафтными картинами художнику Казанове. Дальнейшее развитие изображение видов получило в гравюрах М. И. В игловом приеме красочные переходы получить труднее.
Это особенно ясно видно в больших панно для Михайловского замка. С. Ф. Произведения были отправлены брату живописца А. Ф. Автор статьи: А. А.
Всех их отправили в Париж. (Во многих литературных источниках указывается, что молодой художник был награжден большой золотой медалью за картину «Вид с Петровского острова в Петербурге». — Русский энциклопедический словарь Березина, т. IV, СПб., 1879 г. ), стр. Естественно вот таким образом, что часто в таком парке для большего эффекта устанавливались живописные декорации изображавшие прекрасные аллеи с непогрешимо правильными линиями, фантастические гроты, «пещеры драконов» и т. п. Это было первое официальное признание «ландшафтного художества». По его мнению, продажа картин в Неаполе могла бы стать «большою потерею для России». В результате получается изображение, напоминающее работу водяными красками в оДин тон.
Остроухов, Н. Д. Бурно взлетает вверх вода фонтанов (панно «Итальянский фонтан в Петергофе»). Оленин, обращаясь к вице-канцлеру К. В.
Здесь он работал каждое лето начиная с 1825 года. В ГТГ хранится один из самых ранних из известных ныне пейзажей Щедрина исполненный в 1815 году, – «Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский остров в С. -Петербурге».
Академик с 1779, директор Академии в 1798—1800. В 1811 году Щедрин был удостоен большой золотой медали за исполненную живописную «программу». и К. В. Щедрин занимался еще и реставрацией картин в Эрмитаже, а в 1799 г. дополнительно возглавил новый, гравировально-ландшафтный класс в АХ. Расцвет его творчества приходился на 1790-е гг. Это были главным образом замечательные парки Павловска, Гатчины, Петергофа.
«. Ландшафтной живописи учили «заодно» с прочими, причем в качестве образца брали модный тогда условно идиллический пейзаж. Щедрину, передавшему часть из них в собрание Академии7. На всех них ясны следы влияния его учителя, Казановы. Привычный образ Вечного города оказался созвучным новой, романтической эпохе.
Пунктирная манера. Люди здесь не просто статисты, каждая фигура выразительна и неслучайна. И добавлял: «Жизнь ландшафтная ни с чем сравниться не может» 16. Предпочтение отдавалось портретам и историческим полотнам.
Таким образом, строя свою картину в основном еще на декоративных композиционных основах, Щедрин уже включает в нее видовое начало. Как в картинах Щедрина сильно декоративное начало, так и в его панно начало картинное. Его картины пользовались большим успехом, воспроизводились в гравюрах. Несомненно, более совершенная гармония в красках может быть получена на доске исполненной приемом акватинты, который позволяет достигать постепенных и очень нежных переходов благодаря мелкому зерну, полученному при травлении. Один из первых русских пейзажистов.
1878. С раннего детства будущий художник был «погружен» в мир искусства. Мы кратко повторим здесь его описание. Скончался он 1 сентября 1804 г. и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.
Щедрин уделяет много внимания изображению света и его игры на воде. Первый и средний планы пейзажа заполнены сценками из жизни горожан. 1808 год принес студенту первую, малую серебряную медаль за рисование с натуры. Среди них особое место занимает «Автопортрет» исполненный 26-летним художником в 1817 году, незадолго до отъезда в Италию и находившийся в семье Щедриных. Панно Щедрина вот таким образом являются и декорацией и картиной. Представи тель сентиментализма в пейзаже.
Печатанье производится обычным способом. Быков, К. Т.
Каждый штрих имеет тонкое начало и завершение (за исключением коротких штрихов, выполненных стиплем). 51. В нем всякий элемент, составная часть декорации (пилястры, тяги, карнизы, панно и т. д. ) имеет ясные границы и самостоятельное значение. Изобразив на стене вид Гатчинского парка, Щедрин на первом плане рисует колонны, являющиеся как бы частью архитектуры зала. Ческих, И. Д.
Ивановой, Н. Ю. Но в них мы не найдем реальной природы. Этим путем можно достигнуть особенного эффекта в гравюре. Он работает исключительно с натуры, что для того времени было революционным ходом.
Также этот вид гравюры называется классической. С. Ф. Биография художника в основном связана с Италией, здесь он создал свои лучшие полотна. Да этого от С. Ф. В наиболее завершенном и ясном виде композиция, сочетающая воедино декоративное и видовое начала, выступает в картине «Вид на Каменоостровский дворец» (1800, Русский музей). Гатчинском) музее, в Русском музее в Ленинграде и в Третьяковской галерее в Москве.
Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791-1830) родился в городе Санкт-Петербурге. mezzo — средний, tinto — окрашенный) — вид гравюры на металле (гравюры глубокой печати). Пространство вида обрамлено растительными «кулисами», на фоне одной из которых можно заметить фигурку живописца с папкой рисунков в руках. Щирскому и другим) в конце семнадцатого века и применялась при оформлении печатных изданий (работы А. Трухменского и Л. Бунина). В архиве ГТГ хранится несколько писем к П. М.
В передаче пространства главную роль играют световоздушные средства. Президент ИАХ А. Н. В 1800 году Щедрина-младшего приняли в Академию художеств, где он учился у М. М. Дата рождения: 1745Дата смерти: 1804 Имя Семена Федоровича Щедрина напрочь граничит с «детскими» годами русской пейзажной живописи.
В следующем году под его «распоряжением» организован граверный пейзажный класс для исполнения в гравюре видов дворцовых парков. Из писем следует, что расстаться с семейной реликвией, значительно уступив в цене, Е. И. Русская художественная культура подарила миру подлинные шедевры паркового строительства. Рубежным в творчестве Щедрина признан «Вид на замок Святого Ангела», получивший впоследствии второе название – «Новый Рим».
Меццо-тинто служит и для цветной печати. Колорит масляных картин Щедрина чаще всего холодный и светлый. Выше шла речь о цветной печати только с офортных досок.
Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. В Риме Щедриным был написан вид Колизея, помещенный по повелению императора Александра I в галерее русских художников в Эрмитаже («Колизей в Риме», Государственный Русский музей). Ухтомского, И. В. Биобиблиографический словарь.
Художник вновь поселился в Риме. Для граверов ландшафтного класса (включая Н. Уткина) технический прием офорт не был основным. Об Этом говорят народные песни, былины и сказки.
Подобное изображение можно было оттискивать на бумаге. В окрестностях Петровского острова он много работал на натуре. Такие росписи получили чрезвычайно широкое распространение в загородных дворцах и домах конца XVIII – начала XIX века.
Пластичная «осязаемость» каменных стен террасы, погруженной в глубокую тень, контрастирует с залитым солнечным светом и кажущимся почти нереальным водным и воздушным простором. Щедрин любил помещать в свои пейзажи животных, которые должны были усилить впечатление «сельской простоты». Для печатания в несколько красок пользуются приемом набивания краски различными тампонами.
Методом резцовой гравюры, вплоть до девятнадцатого века выполняется изображение городских окрестностей (ведут), научных репродукций и иллюстраций (в листах большого размера), географических карт, живописных, скульптурных и архитектурных произведений для альбомных изданий (т. Но из-за войны с Наполеоном путешествие пришлось отложить. Меццо-тинто, «чёрная манера» (итал. В настоящее время известно восемь вариантов исполненных Щедриным в 1823 – 1825 годах. Бернардаки. Щедрин, Семен Федорович // Русский биографический словарь : в 25-ти томах.
— СПб. —М., 1896—1918, Статья о художнике Тамары Караченцевой. С 1785 занимал пост советника ИАХ. Галактионова по живописным полотнам Сем. Зубов (1682 – 1744) гравер петровского времени, автор знаменитой «Панорамы Петербурга» (1719). Они красивы и эффектны. Николаева) ОЛМА Медиа Групп, Москва 2011 г., Мировое искусство (500 мастеров живописи), ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2006г, А. А. Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. Академии Художеств", ч. I ("Каталог произведений русских живописцев"), стр.
Мы не знаем, семья это или случайные попутчики. Свет и цвет играют основную роль в изображениях знаменитых «террас», наиболее полно воплощающих творческое кредо Щедрина, стремившегося связать воедино естественность натуры и возвышенность художественного идеала. Так, например, мы видим сочетание темных пятен деревьев со звучным белым цветом воды в «Большом каскаде в Павловске» или в красивых маленьких картинках изображающих фонтаны петергофского Монплезира и Нижнего парка. «От маленьких твоих картин все в восхищении» 5, – писал в Италию брат художника Аполлон. Третьяковым в 1868 году у петербургского коллекционера Д. Е.
Один из них находится в Петербурге, это «Неаполь в лунную ночь» (1829). 328—330). Цветков, И. С. Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углубленные борозды с поднятыми заусенцами — барбами.
Однако это не так. В панно «Каменный мост в Гатчине у площади Конетабля» (Третьяковская галерея) мы видим столь же выразительную и импозантную трактовку архитектурного мотива. С 1779 г. – академик за картину Полдень. Наиболее старые образцы резцовой гравюры – выполненные в примитивном стиле игральные карты, листы с изображением евангельских святых, религиозных сцен, Богоматери и пр., которые распространялись вдоль реки Рейн (главной торговой артерии Западной Европы), в областях Швейцарии и Германии, в Нидерландах и Эльзасе.
Эта картина по праву считается одной из жемчужин коллекции. Важно, что, достойно проучившись в Академии художеств (1759—1767) и пройдя стажировку во Франции и Италии, своему отечеству явился не только создатель красивых, ладно скроенных, чрезвычайно популярных русских пейзажей, но и замечательный учитель пейзажного класса Академии художеств, передавший не одному поколению учеников свою любовь к ландшафтной живописи. (1745—1804) — художник.
Конкретность наблюдений проступает за традиционной классической схемой в деталях картины. Об увлечении такими росписями свидетельствуют стихи Державина и многочисленные воспоминания, например знаменитые «Рассказы бабушки» Д. Благово.
Наиболее известные его работы этого периода это виды парков и дворцов в Павловске, Гатчине и Петергофа: The Mill and the Peel Tower at Pavlovsk (1792), «Вид Гатчинского Дворца с Серебряного Озера» (1798), «Вид Гатчинского Дворца с Длинного острова» (1798), «Каменный мост в Гатчине» (1799—1801), «Вид Каменноостровского Дворца через Большую Невку со стороны Строгоновсого берега» (1803). Это особенно ощущается в видах Петергофа (например, «Вид Марли от Средней аллеи», дошедший до нас в гравюре). Природа рассматривалась в основном как фон для размещения модели или военных баталий.
Но далеко не все ученики «обладали вольным контуром фигур», то есть им не удавалось рисовать людей. Благодатная тень чередуется с золотистыми солнечными квадратами, на втором плане синеет море. Пишу все с натуры, отчего много требуется времени» 2, – сообщал он матери в Петербург. Толстой (иллюстрации к поэме И. Ф.
С 1782 занимался реставрацией картин Эрмитажа. Теперь стремятся уже к «кажущемуся беспорядку природы». Вид в окрестностях озера Неми (ГРМ). В коллекции музея хранятся несколько видов острова Капри, в том числе картина «Большая гавань на острове Капри» (1827 – 1828), приобретенная П. М.
Таким учеником был и Семён Щедрин. По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс, UABBestiary, 2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия Мастера мировой живописиСПб, ОООСЗКЭО, 2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал Русская живопись от А до Я, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. Но они не дошли до нас.
На этом холсте художник решает сложную задачу: объединить в одной композиции холодный лунный свет и теплое пламя пылающего костра. Наиболее известными работами мастера этого периода были виды парков и дворцов в Павловске, Гатчине и Петергофа: «The Mill and the Peel Tower at Pavlovsk» (1792 год), «Вид Гатчинского Дворца с Серебряного Озера» (1798 год), «Вид Гатчинского Дворца с Длинного острова» (1798 год), «Каменный мост в Гатчине» (1799—1801 годы), «Вид Каменноостровского Дворца через Большую Невку со стороны Строгоновсого берега» (1803 год). Педагогическая деятельность Федора Семеновича была длительна и плодотворна. После того, как чернила высохнут, всю доску покрывают лаком, пользуясь валиком.
В поздних сериях художника («Гавани в Сорренто» (1828-1830), «Лунные ночи в Неаполе» (1828-1829) начинают преобладать элегические настроения, возможно, вызванные болезнью и предчувствием безвременной смерти: солнечные пейзажи сменяются ночными мотивами, освещенными тревожным светом луны, проглядывающей из-за облаков. – пенсионер Ака демии художеств за рубежом. Много внимания молодые мастера уделяли передаче эмоционального восприятия природы, как естественного окружения человека, хотя в самом построении художественного образа «простого» пейзажа они придерживались четкой классицистической схемы, сказывавшейся в кулисности композиции и продуманной декоративности рисунка. Третьяковым.
Один из них – «Лунная ночь в Неаполе» (1828) – находится в собрании ГТГ. Такова композиция гатчинских пейзажей, например «Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова» (1796, Третьяковская галерея). Но в живописи это чувство природы долгое время выражалось условно и даже символически.
Высочайшим Указом Семён Фёдорович Щедрин был также назначен рисовать виды дворцов и парков Екатерины Великой, в результате чего появились такие работы как «Вид острова Большого пруда в Царскосельских садах» (1777 год), «Сельский двор в Царском Селе» (1777 год). Как на более выдающиеся из многочисленных произведений Щ. можно указать на его "Пейзаж со стадом и пастухом", "Гатчинский вид", "Вид Аполлонова каскада", "Вид Монплезира в Петергофе", "Вид дворца в Павловске", "Вид Строгановой дачи", "Пейзаж с животными", "Полдень", три "Вида Каменного острова" (один очень удачный), наконец, ряд видов загородных дворцовых садов при Александровском царскосельском дворце лучшей картиной считается "Вид Монплезира". Обширная коллекция произведений Сильвестра Феодосиевича Щедрина (1791-1830), одного из самых обаятельных русских пейзажистов первой трети XIX века, хранится сегодня в Третьяковской галерее.
И все же главную роль в развитии индивидуальности пейзажиста сыграл не Рим, а Неаполь, куда Щедрин впервые приехал летом 1819 года, чтобы исполнить заказ великого князя Михаила Павловича, пожелавшего иметь «тамошние виды». Композиция строится в соответствии с правилами академического классицизма: кулисы-деревья – на первом плане (в коричневатых тонах) архитектура среди природы – на втором, центральном (в зеленых тонах) дали, обычно неглубокие, – на третьем (в голубых тонах). Видно, что они устали от изнуряющего зноя.
Таким образом, художник рисует на бумаге привычным способом. Щедрина. Из «террас» или «перголат», как называл их сам мастер, наиболее известна «Веранда, обвитая виноградом» 1828 года, купленная П. М. Лавис обычно применяется как дополнение в игловом офорте (например, в обработке неба, прокладки мягких теней и пр. ).
Прекрасный небольшой «Пейзаж с животными» (1796, Третьяковская галерея) показывает, что он мастерски умел их изображать. Иванова. Кроны деревьев изображаются в условно-декоративной манере. В 1825 году, после того как закончился срок пенсиона, Щедрин вновь приехал на побережье Неаполитанского залива.
Оба начала – декоративное и видовое – выступают здесь в неразрывном гармоническом целом. Это особенно ясно видно в росписи гостиной в Жерновке. Семен Щедрин попал к славившемуся батальными и ландшафтными картинами художнику Джованни Баттиста Казанове (1732-1795). Преподаватель (с 1776), адъюнкт-профессор, адъюнкт-ректор (с 1798), руково дитель гравировально- ландшафтного класса (с 1799) Академии художеств.
Нантёй и другие). Не стал исключением и Павел Михайлович Третьяков. Академии Художеств за 100 лет ее существования", т. I (СПб., 1864 г. ), стр. Печатание производится обычным путем.
Важно, что, достойно проучившись в Академии художеств (1759—1767) и пройдя стажировку во Франции и Италии, своему отечеству явился не только создатель красивых, ладно скроенных, чрезвычайно популярных русских пейзажей, но и замечательный учитель пейзажного класса Академии художеств, передавший не одному поколению учеников свою любовь к ландшафтной живописи. Мотив зеленых беседок и террас был одним из любимых в период зрелого творчества Щедрина. На всех них ясны следы влияния его учителя, Казановы. тт. Начиная с 70-х годов XVIII века интерес к регулярным садам сменяется увлечением так называемыми «пейзажными парками».
Он активно работал на натуре, добиваясь в своих пейзажных сериях («Водопады в Тиволи» (1821-1823), «Новый Рим» (1823-1825), «Гавани в Сорренто» (1825-1827), «Террасы в Сорренто» (1825-1828) все более живых пленэрных впечатлений. Резцовая гравюра (по-немецки stich, по-французски gravure au burin, по-английски engraving). Слева городские постройки и лодочный причал, где греются у огня рыбаки. Солдатенков.
Федоров-Давыдов. После Рима Щедрин отправился в Неаполь. В своих картинах сочетал видовое и декоративное начала (Вид на Гатчинский дво рец с Длинного острова, 1796 Каменный мост в Гатчине у пло щади Коннетабля, 1799-1801, обе – в ГТГ). Но если для него благородным может и должен быть только дворянин, то Карамзин открывает человека уже и в простолюдине: «и крестьянки любить умеют», – доказывалось в его «Бедной Лизе». В 1768 году Академия направляет С. Ф.
В 27 лет Щедрин попадает в Рим., П. Печатание производится обычным путем. Но они являются, несомненно, основными и ведущими. В практике работы граверов в прошлом и настоящем встречаются примеры совмещения углубленной печати (офорт) с выпуклой печатью (гравюра на дереве или линолеуме) и даже с плоской (литография и монотипия). Группа людей остановилась отдохнуть в прохладе террасы.
Скончался он 1 сентября 1804 г. и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Вершиной карьеры художника оказались 1790-е годы. Брат Ф. Ф. Щедрин многого ожидал от Вечного города. Чернильная манера — прием, редко применяемый, но дающий особый эффект.
Но вместе с тем он уже намечает построение глубины планами. Эффекты, достигаемые меццо-тинто, невозможно получить другими «тоновыми» манерами. Сам он называл его «Перголата». С 1798 — адьюнкт-ректор.
— "Памятник искусств", сборник, т. 2 (СПб., 1843). Романтическое мироощущение ярко проявилось в ночных видах Неаполя исполненных в последние годы жизни пейзажиста. В следующем году представил в Совет ИАХ картину «Полдень» (Вид в окрестностях озера Неми), за которую был избран академиком и назначен «в кабинет Ее Императорского Величества писать виды дворцов и парков». В Россию он больше не вернется.
н. увражей). Вторая половина 1820-х годов – время блестящего расцвета творчества живописца. Они представляли собой систему расположенных по строго вычерченному плану прямых, часто расходящихся веером аллей, образованных зелеными стенами искусно подстриженных деревьев и кустарников большую роль здесь играли газоны (называвшиеся «зелеными коврами»), водоемы, красочные, как бы инкрустированные цветники.
Расцвет его творчества приходился на 1790-е гг. Существуют и другие, в том числе за счёт травления, способы зернения доски. 149. Флаксмена) в России особого мастерства в данной разновидности резцовой гравюры достиг Ф. П. Глядя на картину, зритель сам попадает в это жаркое итальянское лето.
Размножение этих оттисков имевших первоначально значение образцов для оружейников, «золотых и серебряных дел» мастеров и привело (очевидно, в 1-й половине 15 в. ) к появлению собственно резцовой гравюры. — Т. 1.
Их можно воспринимать и как часть убранства и как самостоятельное изображение. В 1767-1776 гг. Справа темное море с силуэтами лодок. Композиция всех его работ одинакова и соответствует правилам академического классицизма. Полученная доска с изображением представляет собой форму глубокой печати. Постепенно положение будет меняться, но уже в творчестве его учеников и преемников.
Террасы и газоны (партеры) Заменяют естественными лужайками по скатам невысоких холмов, стены подстриженной зелени – красиво расположенными группами деревьев с живописно раскинувшимися кронами. Академию юноша закончил в 1767 году с Малой золотой медалью, которую получил за картину «Вид поля с протекающим по нём источником». Брюса. Прудам и озерам придают прихотливые очертания, увлекаются журчащими ручьями, через которые перекидывают мостики. При печатании необходимо соблюдать порядок и точность наложения печатаемых досок.
Щедрин был не только их изобразителем, но и их поэтом.