Картина Тициана Сельский концерт : описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Так и в «Сельском концерте» одна из них — со свирелью в руках, подобная своему далекому прообразу – обнаженной флейтистке на рельефе изваянном на Троне Людовизи и V веке до н. э. и другая — с кувшином у водоёма – составляют единое целое с пейзажем. 1555 г., Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Даная» (ок. Страсть к Виоланте художник запечатлел в полотне «Флора» (около 1515, Галерея Уффици, Флоренция), являющемся настоящим шедевром молодого Тициана. В «Мадонне семьи Пезаро» (1519—1526, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), отказавшись от традиционного центрического построения алтарного образа, Тициан дает сдвинутую вправо асимметричную, но уравновешенную композицию, полную яркой жизненности.
Ярко реалистичен героический конный портрет Карла V (1548, Мадрид, Прадо) в рыцарских доспехах, на фоне пейзажа, озаренного золотыми отблесками заходящего солнца. Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти. Вода в кувшине девушки – символ возможного очищения всего живого. Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам — в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах. (Ок.
В «Благовещении» божественные эфирные вихри сгущаются до мощного атмосферного разряда – тут гром и молния и голубь-буревестник В «Распятии Христа» все грозы уже позади и свет растерял золотистую тональность. Своего рода продолжением предыдущего произведения является полотно «Прерванный концерт» (около 1510, Палаццо Питти, Флоренция), основная идея которого также состоит в том, что в возвышенный мир искусства, красоты и любви всегда может ворваться действительность в самом неожиданном образе. Но ни об одной картине мастера не было написано так много, как о первой. Скорее всего, — это Муза. Но радость длилась недолго. То наполняют они кувшины плещущей влагой, То выливают ее.
В основе «Любви небесной и Любви земной» (около 1515, галерея Боргезе, Рим) – «Азоланские нимфы» Бембо и роман «Любовные битвы в снах Полифила», которые горячо обсуждали в венецианских салонах. Вероятно, ее отец был против союза из-за большой разницы в возрасте. В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Нужно отметить, что, несмотря на почти полное авторство, Тициан не подписал ее своим именем и ни в письмах, ни в разговорах с друзьями никогда не пытался это сделать. Церковь была переполнена простыми людьми и именитыми гостями.
Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. В каталоге к выставке Тициана в Пушкинском увидела я его «Спящую Венеру» из Дрездена и стала искать десять различий со спящей же Венерой Джорджоне – есть у меня каталог Дрезденской галереи времен реституции, 1956 года. Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. Скорее всего, – это Муза. Действительно, с именем художника связано много неясного.
В большей мере, чем другие произведения Джорджоне, «Сельский концерт» как бы подготавливает появление Тициана. Боккаччьо, П. Бембо, А. Полициано. Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать. Это неожиданное «вторжение» создает впечатление столкновения разных начал. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Мужчина выглядит очень самодостаточным, уверенным в себе и знающим жизнь.
Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. «Мадонна с младенцем в нише» – возможно, все-таки копия с Джорджоне или подражание Беллини.
Галерея Академии. Однако существует также версия, что это автопортрет Тициана. Между прочим, реставрировал ее Павел Корин. Скорее всего, — это Муза. Образ абсолютной возвышенной красоты и поэтичности получает свое идеальное воплощение в «Спящей Венере» (ок.
Сейчас бы написали «Тициан, при участии Джорджоне». Разразился громкий скандал. На переднем плане буквально светятся фигуры Марии и Христа.
Фарисей с вызывающим видом протягивает Христу динарий. В полотне «Вакх и Ариадна» (1520–1523, Национальная галерея, Лондон) Тициан показывает победоносное возвращение Вакха из Индии на остров Наксос, где тоскует в одиночестве Ариадна. Вне зависимости от того изображают ли одетая и обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры (эпизод из литературной аллегории «Сон Полифема», написанной в 1467г. ) или, что менее вероятно, символизируют любовь земную и небесную — ключ к пониманию содержания этого произведения лежит не в расшифровке сюжета.
«Любовь земная и небесная» (1510-е гг. Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции. Джорджоне приступил к своей части гораздо раньше, выбрав для «поля действия» главный фасад здания, смотрящийся более выигрышно. Думаете речь о Тициане.
В «Венере, завязывающей глаза Амуру», женский эротизм имеет тройное дно – все три изображенные женщины отводят глаза сильно в сторону от зрителя и я никак не могла понять, почему от этой типичной аллегории у меня ощущение почти физиологическое. Мироощущение художника полнокровно, знание жизни глубоко и многогранно. Нагота – до сих пор главный костюм принятого в культуре женского маскарада. Примечательно также плавное, как бы замедленное движение нимфы, завораживающее изяществом и неясностью («то наполняют они кувшины плещущей влагой, то выливают ее. ») и магическая тишина природы: лютнист еще не коснулся струн, а свирель еще не поднесена к губам нимфы.
И, конечно, фирменный рыжеватый локон на белоснежной коже плеча. В сцене «Введения во храм» (1534—1538, Венеция, галерея Академии) изображена маленькая Мария, поднимающаяся по широкой лестнице к первосвященникам. Со старыми полотнами чего только ни бывало. Тициана же за густым лесом не было видно вовсе. Холст. В великолепном «Портрете мужчины с перчатками» (1520–1522, Лувр, Париж) изображен типичный представитель интеллигенции, близкий по духу самому Тициану.
Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. Портрет этот оказал громадное воздействие на сложение барочного портрета 17— 18 вв. Тициан.
На самом же деле ее живопись первоначально отличалась уравновешенностью общего тона. 1500 г. ) Источник на картине Джорджоне осеняет дерево лавра — символ поэтической славы. 1554 г., Мадрид, Прадо). На левой (земной) половине изображен дом, к которому стремится всадник, наверняка, у ворот его ждет любимая и любящая жена.
Позже они начнут совместную работу по росписи Немецкого подворья в Венеции. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Конечно, один закончил работу раньше, другой гораздо позже. Она представлена па фоне сельского пейзажа, погруженная в мирный сон. В Пушкинском есть, конечно, свой Тициан, даже два, но оба проблемные. На ветру развивается накидка обнаженного Вакха, который вот-вот соскочит с колесницы.
Тициану поступало множество предложений покинуть Венецию, но мастер их всегда отклонял, поскольку очень любил этот город. На противопоставлении двух характеров строит Тициан композицию «Динарий кесаря» (1515—1520, Дрезден, Картинная галерея): благородство и возвышенная красота Христа подчеркиваются хищным выражением лица и уродливостью стяжателя-фарисея. Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне одежд (золотистая желтизна колорита — результат времени) создают впечатление спокойной радости. В этом виден «почерк» Джорджоне (темой его другой прославленной картины «Спящая Венера» также является параллельное существование двух миров: материального и духовного, мысленного).
Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. 1538, Флоренция, Уффици) образ чувственной обнаженной красавицы низводится с поэтических высот введением на втором плане фигур служанок, что-то достающих из сундука. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Сюжет разворачивается на фоне пейзажа – высокого дерева изображенного в центре холста, справа по холму «бежит» тропинка к домам, вдали виднеется море.
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. Женщины на заднем плане роются в сундуках, подбирая Венере гардероб. Мальчик-сатир, на которого лает собачка, тащит по земле телячью голову.
Один из них поднял над головой ногу теленка, а другой пытается вырваться из объятий удава. Художник был в ярости, но боролся до конца. В 1530—1540 гг. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Возрождение.
Италия. 1570 г., Ленинград, Эрмитаж), «Пьета» (1573—1576, Венеция, галерея Академии). Создавать фрески Немецкого подворья художники начали весной 1508. Мир воспринимается в изменчивости и движении.
К этой теме Тициан еще вернется в своей более поздней работе «Аллегория времени и разума», к которой мы обратимся в следующих главах. Спустя несколько лет Тициан повторит фигуру нимфы в картине «Любовь земная и любовь небесная», а также отчасти настроение джорджониевских «поэзий» и тему источника. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
Чувственность женщин Тициана избегает демонстрации (разве что питерская Даная немножко не избежала). Господь знает помыслы каждого, так как Он – Всевидящий и ответ Его прост, но глубок: «Отдавайте кесарево кесарю, а Богово Богу». В «Крещении Христа» происходит нечто подобное, то есть золотой свет проливается с небес, но уже без намека на монетизацию – чистым эфиром. Так, под кистью живописца «Спящая Венера» обрела вторую жизнь. Силы прогресса в Италии продолжали существовать и давали себя знать в области культуры (Кампанелла, Джордано Бруно), но социальная база их была слишком слаба.
Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). 1508—1510, Дрезден, Картинная галерея). В полотне «Сельский концерт» (около 1510, Лувр, Париж) прекрасно передано удивительное слияние человека с природой в тихий и прекрасный предвечерний час. Уже в раннем портрете «Юноши с перчаткой» (1515—1520, Париж, Лувр) образ приобретает индивидуальную конкретность и вместе с тем в нем выражены типические черты человека Возрождения, с его целеустремленностью, энергией, чувством независимости, юноша словно задает вопрос и ждет ответа. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). Вода в кувшине девушки — символ возможного очищения всего живого.
В этот период было создано полотно «Динарий кесаря» (1516, Картинная галерея, Дрезден), написанное богатой сочной палитрой, благодаря которой изображение выглядит рельефно. Перед зрителем — двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. Себастьян» (ок. Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне. Тихий «беллиниевский» пейзаж символизирует гармонию (сравн.
Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. На заднем плане сидит старец с черепами в руках. Но Иисус стыдливо прикрывает свою наготу саваном, произнеся «Не прикасайся ко Мне ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». В его произведениях 1518—1530 гг.
Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара. «СЕЛЬСКИЙ КОНЦЕРТ» (итал. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Сжатые губы, блестящие глаза, контраст белого и черного в одежде обостряют характеристику. Произошло ее второе рождение для истории искусства».
Все были в восторге и, по многочисленным свидетельствам, живопись Тициана произвела наибольший фурор. Девушка часто бывала в его мастерской, позируя тогда уже известному живописцу. В 1779 году мы (в смысле русский царь) купили «Портрет мальчика с няней» Тициана из английской коллекции Уолпола. Мощные удары света заставляют сиять и переливаться краски. В этот период в Венеции были опубликованы труды философа Платона. Но бурная история любви не имела продолжения. Венец Венере у зеркала подает маленький, обрюзгший и порочный чиновник.
В начале творческого пути художник первостепенную роль отводил пейзажам. Зато глаз невозможно оторвать от груди (вот где «дыхание цвета». ).
Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Потрясенный этой смертью, Тициан не находил себе места. У Джорджоне чувственная радость мотива смягчена мечтательной созерцательностью, подчинена ясной, просветленно уравновешенной гармонии целостного взгляда на жизнь.
Манящий взгляд Виоланты наполнен чувственностью. «Святая аллегория). С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). 82 x 73 см.
Или множество копий. Беллини, друга и наставника Тициана, музыканта и поэта. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». В традиционном библейском сюжете художник заключил глубокие философские мысли.
Неудивительно, что очень долго эта работа приписывалась его кисти. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз. Сюжет этой аллегории, так же как и ряда картин Джорджоне, не имеет единого толкования. Работы живописца копировались бесчисленное количество раз.
Поразителен по раскрытию утонченного духовного мира портрет Ипполито Риминальди (конец 1540-х гг., Флоренция, галерея Питти), бледное лицо которого властно притягивает сложностью характеристики, трепетной одухотворенностью. На переднем плане изображены фигуры двух прекрасных женщин, сидящих возле источника. Однако со временем мастер стал отдавать предпочтение жанру портрета.
«Вознесение Марии» являет собой новую страницу в истории венецианской живописи, в которой никогда ни до, ни после Тициана не было создано подобных произведений, отличающихся настолько мощным эмоциональным воздействием. С тем же подозрительным золотистым свечением тела, что у «Флоры» и с букетом в той же руке. Торжественно-звучны глубокие красные и синие тона.
Тициану же досталась задняя часть подворья, которая выходила на узкую улочку, всегда переполненную людьми. Тициан долго не мог забыть возлюбленную, ее образ появляется в полотнах «Любовь небесная и Любовь земная», «Молодая женщина с зеркалом», «Портрет молодой женщины» («Прелестная кошечка»), «Саломея» и других. К образу Христа Тициан будет обращаться не раз. полностью граничит с художественными идеалами Высокого Возрождения. Неслучайно Тициан урезает фигуру Фарисея.
II если не следует преувеличивать «свобод» Венецианской олигархической республики, то все же сохранение светского характера культуры, сохранение до поры до времени некоторой доли экономического благополучия оказывало свое положительное влияние на развитие искусства, хотя в целом общий рост и усиление реакции давали себя знать и в Венеции. Джорджоне. В «Данае» он проливается вниз, материализуясь в монеты. Однажды художник написал письмо-обращение правителям, в котором предлагал свои услуги в сложной работе по расписыванию зала Большого совета, на которую никто не решался.
Причем питерская коллекция уходит корнями в известную коллекцию Барбариго, то есть в дом самого Тициана. Потемневший от времени лак придал картине теплую, почти жаркую золотистость колорита. Еще одной ранней картиной является «Не прикасайся ко мне» («Noli me tangere», около 1512, Национальная галерея, Лондон). Трудно поверить в существование Папы такого непапского вида (может, все дело в головном уборе. ). «Сельский концерт» (ок.
Теперь это Пьетро Марискальски из Фельтре. Таково «Вознесение Марии» («Ассунта», 1518, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), где мощное дыхание жизни ощущается в самой атмосфере, в бегущих облаках, в толпе апостолов, с восхищением и удивлением взирающих на фигуру возносящейся в небо Марии, строго-величавую, патетичную. Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать. Впрочем, неважно на самом деле, кто именно изображен на холсте, поскольку внимание здесь нужно обратить именно на манеру письма молодого художника и мастерство исполнения. Прекрасно выписана ткань одежды мужчины, смотрящего на зрителя немного надменным взглядом.
На долгие годы определило пути развития венецианской школы живописи искусство ее главы — Тициана (1485/90—1576). Еще нет. Фигура пастуха со стадом в правой части картины является одновременно напоминанием об античных пасторалях (пастухи первыми приносили дары лесным нимфам) и приметой материального мира, а музыка, неслышно пронизывающая картину, — мира идеального, воображаемого (или снящегося).
Джорджоне поддерживали в работе друзья, которые то и дело подъезжали к этому месту, хвалили его работу, поднимая тем самым творческий дух. Его стремительность пугает Ариадну, стоящую в левой части композиции. Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока не знают и беззаботно спят. С поэтом Людовико Ариосто художник был очень дружен. На переднем плане буквально светятся фигуры Марии и Христа. Тонкие нюансы золотистого топа передают теплоту обнаженного тела.
Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Одна из нимф, с флейтой в руках, присоединилась к юношам, чтобы принять участие в импровизированном концерте, другая склонилась над облицованным плитами источником. В 1540—1550-х гг.
Обнаженные тела нимф моделированы с помощью тончайших градаций света и тени, напоминающих знаменитое «сфумато», прозрачную дымку, окутывающую формы в картинах Леонардо да Винчи. Цель Тициана — передать определенное душевное состояние. Полным ходом шла работа для алтаря и, наконец, наступил долгожданный для всех момент – открытие алтарного образа «Вознесение Марии» («Assunta», 1516–1518, Церковь Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция).
Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). На картине явно представлена античная мифология, но – без указания конкретного сюжета, как бы «в настроении», в обобщённом виде. «Молодую женщину с веером» Рубенса от «Портрета девушки с веером» Тициана можно различить только если рядом поставить. Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. И усталое, я бы сказала, циничное выражение его братца Антероса. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения.
Цветовая гамма, сохраняя звучность, становится сдержанной и глубокой. С 1508 начался «золотой век» Возрождения.
Еще одной ранней картиной является «Не прикасайся ко мне» («Noli me tangere», около 1512, Национальная галерея, Лондон). Но Иисус стыдливо прикрывает свою наготу саваном, произнеся «Не прикасайся ко Мне ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». Возможно, основная мысль картины созвучна с той, что выразил Платон в своих «Законах»: «самое прекрасное искусство как раз то, которое воспринимается лишь избранными». Фигура Иисуса на темном фоне излучает свет, который разливается по всему холсту.
Творчество Тициана до 1540-х гг. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии.
Напрасно. Сюжет разворачивается на фоне пейзажа — высокого дерева изображенного в центре холста, справа по холму «бежит» тропинка к домам, вдали виднеется море. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). 1570 г., Мюнхен, Пинакотека), «Св. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
свой «Сельский концерт». Произведение «Три возраста мужчины» (1512, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург) требует особой трактовки и читать его необходимо справа налево. Лишь спустя четыре года он официально занял эту должность.
Он углубляет характеристики портретируемых, подмечая своеобразие осанки, движений, мимики, жеста, манеры носить костюм. Среди многих гипотез о содержании картины наиболее убедительной является «музыкальная». 1508—1510, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Ноги и грудь обнажив, лазурные носятсянимфы.
Холст написан удивительно яркими цветами, передающими праздничное восприятие жизни и мира. К образу Христа Тициан будет обращаться не раз. В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи.
Влюбленный заказчик был очень доволен этой необыкновенной картиной. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Около 1515 была создана картина «Мадонна с вишнями» (Художественно-исторический музей, Вена), с которой связана интересная история, доказывающая, что персона художника и его работы были под очень пристальным вниманием публики. Джорджоне был очень ярким художником, внесшим большой вклад в развитие живописи. Лаврентия» (1550—1555, Венеция, церковь Иезуитов), «Кающаяся Магдалина» (1560-е гг., Ленинград, Эрмитаж), «Коронование терновым венцом» (ок. Тициан родился в 1477 (согласно другим источникам – в 1480-е) и происходит из старинного рода, живущего в небольшом городке Пьеве ди Кадоре, расположенном в Альпах.
Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело.
Один из них вот-вот коснется струн лютни, другой приготовился его внимательно слушать. Тициана больше всего привлекали люди с богатством и сложностью своего внутреннего мира. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Картина написана в последние годы жизни художника (преждевременно скончавшегося от чумы), в 1508 – 1509 гг., вероятно по частному заказу.
Теперь вот справедливость восторжествовала – вроде все-таки Тициан. Читаю А. Чегодаева в каталоге: «Это сокровище поступило в Дрезденскую галерею еще в XVII веке, но, по иронии судьбы, двести лет картина пребывала в запаснике, определенная каким-то невеждой тех лет как «плохая копия с Тициана». Перед зрителем – двое молодых людей в ярких одеждах нежно-зеленых и красных цветов. Да, он может заполнить полотно (зло может полностью овладеть миром), если бы не Христос на его пути. Позади него стоит мужчина в возрасте, который прикасается к его плечу, пытаясь остановить. Думала, как с «Дианой и Каллисто» или с «Положением Христа во гроб» – существует множество версий. С 1508 начался «золотой век» Возрождения.
Венеция. Пейзаж справа включает церковную колокольню, горы вдали, озеро и стадо с пастухом. Как своеобразный документ эпохи воспринимается групповой портрет в рост папы Павла III с племянниками, кардиналами Алессандро и Оттавио Фарнезе (1545—1546, Неаполь, Музей Каподимонте), обнажающий эгоизм и лицемерие, жестокость и алчность, властность и подобострастие, дряхлость и цепкость — все то, что связывает этих людей. Автором картины здесь признан «таинственный художник, умерший в тридцатидвухлетнем возрасте, о жизни которого до сих пор почти ничего неизвестно». В центре композиции молодой человек увлеченно играет на музыкальном инструменте. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана.
Расположенная в правой части картины фигура пастуха со стадом служит одновременно и намёком на античные пасторали (дары лесным нимфам первыми приносили пастухи) и знаком физического мира. Тихо журчит струйка воды в фонтанчике, на который облокотилась вторая женщина. Великий Джорджоне скончался неожиданно в возрасте тридцати пяти лет. Колорит картины изящен, мазки легки, композиция проста и гармонична. Так, некоторые искусствоведы считают, что это полотно оказало огромное влияние на немецкого художника Альбрехта Дюрера, который почти полностью повторил его композицию и общую тональность в своей работе «Мадонна с чижом» (1506, Государственный музей, Берлин). Вообще оно несколько напоминает цветную фотографию на паспорт, нет.
На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном два младенца. Или наоборот. Фресковые росписи оценивала специальная комиссия во главе с Беллини. Позже портрет сменил название на «Сын Тициана с няней», а еще позже сменил и автора. Руки Папы выписаны так, что напоминают о недавней, всех удивившей идее Дэвида Хокни насчет специальных луп, которыми в подобных случаях тайком пользовались старые мастера.
В глубине виднеются также крыши домов, в которых живут люди, не подозревающие о существовании такого райского уголка природы. Она даже прикрывается рукой, повергнутая в шок от всего происходящего. Несмотря на некоторую неопределенность, в нем ярко выражена активная позиция. В этом пейзаже «дриады, наяды и нимфы одушевляют собой источники, леса, поля и луга.
«Concerto Campestre») — шедевр мирового искусства, картина венецианского живописца Джорджоне да Кастельфранко (1476 – 1510), ученика Дж. Наш настоящий Тициан в Эрмитаже. Потом картина приписывалась (как говорят, без веских оснований) Себастьяно дель Пьомбо. История создания этого шедевра, фабула или сюжет остаются невыясненными. Взгляните на обнаженную «Венеру Урбинскую» из галереи Уффици. Социальный кризис в Венеции наступил позже, чем в других областях Италии, приобрел иные формы.
Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы.
Из-под земли едва-едва пробивается молодая трава. Серьезная роль в картине принадлежит пейзажу. В картине «Венера Урбинская» (ок.
Купидон в центре занят вылавливанием из воды лепестков роз. Во время одного из пожаров горела также его работа «Спящая Венера», которую все-таки удалось спасти. Джорджоне был очень ярким художником, внесшим большой вклад в развитие живописи. Среди ранних работ особенно следует выделить «Портрет мужчины в платье с синими рукавами» («Людовико Ариосто», около 1510, Национальная галерея, Лондон), на котором герой опирается на парапет с инициалами «T. V».
А спустя три с половиной столетия другой художник использует композицию картины Джорджоне для выражения собственных живописных идей (картина «Завтрак на траве»). Публика восторгалась и негодовала, мнения были самые разные, но больше хвалебных. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Образ спящей богини позже появится в его собственной работе «Венера Урбинская». В самой жизни он находит идеал полнокровной зрелой красоты, воплощенной в мифологические образы, — «Венера перед зеркалом» (ок.
Могучее дерево делит холст на две части. Предполагают, что картину мог завершить Тициан. Не говоря уж о многочисленных копиях «Флоры». Так случилось, что в 1513 Совет правительства все-таки принял предложения Тициана. Музыка же, которая раздаётся на картине отовсюду (музыкален пастух, музыкальны молодые люди на переднем плане одна из нимф играет на флейте, другая издаёт журчащие звуки, выливая воду из кувшина), символизирует мир невидимый идеальный.
Он постигал основы изобразительного искусства в мастерской Джованни Беллини, который познакомил его с уже известным тогда живописцем Джорджоне. Купидоны у Тициана бывают странные.
Нагота героев выглядит весьма гармонично, поскольку является частью окружающей природы и важной аллегорией выражения целомудренных чувств. В 1517 Тициан, наконец, был утвержден официальным художником республики Святого Марка. Сюжет картины до сих пор представляется загадочным.
Тициана еще при жизни называли «королем живописцев и живописцем королей», а его открытия в области изобразительного искусства оказали огромное влияние на творчество художников в последующем. В этом улавливается своеобразный авторский почерк Джорджоне, который и в другой своей знаменитой картине «Спящая Венера» также изображает сосуществование двух миров – материального и духовного. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. Между прочим, Александр Бенуа считал его «хорошим подражанием Тициану». находятся с ними в различных мирах.
«Портрет кардинала Антониотто Паллавичини», в Москве прописанный с 1928 года, Тициану приписан только в 2002-м.