На полотне изображёнСекст Тарквиний, сынримского царяТарквиния Гордого, который склонился надЛукрециейи хочет сдёрнуть с неё оставшийся край покрывала. Пораженный ее красотой, Секст Тарквиний через некоторое время вернулся в дом Лукреции и надругался над ней, обесчестив имя семьи Коллатина. — супруга Тарквиния Коллатина, которую обесчестил Секст Тарквиний, сын царя, что привело к свержению царской власти и провозглашению Рима республикой.
Он отпустил юношу безнаказанным, бесконечно изумляясь его твердости и мужеству. После свершения казни был отличен раб, раскрывший заговор против Римской республики.
В царскую эпоху ритуал обновления царской власти предположительно означал, что «священный царь» ежегодно защищал обладание титулом в конном состязании. Ту же историю повторяет и Овидий (Ovid.
Вскоре Тарквиний Гордый осадил рутульский город Ардею. По обычаю предков ее убийцей должен стать либо отец (Лукреций), либо муж (Коллатин). н. э. ) для оправдания изнасилованных христианок, которые не покончили с собой.
Рассказ Ливия более красочен. Лукумон-Тарквиний прибыл в Рим в сопровождении своей способной к прорицанию жены Танаквиль, точно так же, как Гордий приехал в столицу Фригии вместе с женой-жрицей. Ему очень захотелось посмотреть тут повозку Гордия и узел на ярме этой повозки. К примеру, со свитками консультировались после поражения римлян в Битве при Каннах. Затем Брут передает нож Коллатину, Лукрецию и Валерию, которые повторяют слова клятвы.
После его убийства в 578 г. до н. э. сыновьями Анка Марция, власть в свои руки взял любимец Танаквиль (жены Тарквиния Приска) — Сервий Туллий. Этот вариант выбора был, возможно, обусловлен тем, что Ливий, как автор истории, был связан в своих предпочтениях требованием сюжета, видевшего в Лукреции не просто пострадавшую женщину, а жертву тирана, которая должна быть отомщена его изгнанием из Рима. Осада угрожала затянуться надолго. Вернер Шуберт подробно рассмотрел сходство сюжета и деталей обеих версий29. Представ перед Порсенной, мужественный юноша назвал свое имя и прибавил: «Как враг, я хотел убить врага и так же готов умереть, как готов был совершить убийство. 3. Он напомнил злодеяние, абсолютное Тарквинием, убившим престарелого Сервия Туллия на глазах у всех, чудовищное святотатство жены его, растоптавшей конями тело собственного отца, все несправедливости, причиняемые царем, тяжелые повинности, которыми он задавил бедняков.
6. После этих дерзких речей на Коклеса обрушился дождь стрел, вонзившихся в щит храбреца. 66—67), Коллатин отсутствовал в домашнем разбирательстве (iudicium domesticum) случившегося с Лукрецией, так что она выглядит подчиненной власти своего отца (in patri potestate), а не мужа38. Тут же его тело переехала колесницей его младшая дочь Туллия. В дом мужа Лукреции прибывают сам Коллатин и ее отец с самыми верными друзьями. Этрусские новогодние ритуалы, которые можно было наблюдать в IV—III вв.
Погибшего Брута почтили пышной погребальной церемонией. Лукреция тут же послала за мужем и отцом, прося их приехать с двумя друзьями. Традиция умалчивает о позиции Церэ в войне Рима с другим этрусским соседом — Вейями.
Основой общественной организации были ритуальные объединения мужчин (курии), выдвигавшие своих представителей в сенат. «Пусть и в будущем не найдется женщины, которая захотела бы жить, лишившись своей чести. » Прежде чем Лукреции смогли помешать, она вонзила кинжал в свое сердце. Насильник Секст был убит.
Тарквиний Гордый проводил активную завоевательную внешнюю политику. Сыновья Тарквиния Приска — Луций и Арун — в то время ещё были младенцами. Блеск времен римских царей и в особенности Тарквиниев, похож на отблеск зари, в котором сливаются очертания предметов на краю горизонта.
Но в римском обществе еще господствовали иные нравы. Разные записанные версии истории могут зависеть от того, что при подготовке и после издания законов Августа обсуждалась проблема соотношения в римском праве прелюбодеяния (adulterium) и насилия (raptus) и, соответственно, наказания— история Лукреции могла использоваться как иллюстрация. «Осквернено мое тело, но сердце мое не знает за собой вины. Особенная легенда связана с латинским город Габии, находящимся в центре Лация, который взбунтовался против диктатуры Тарквиния Гордого. Идея Магделена принимается ныне большинством исследователей57. Ульпиан ссылался на lex Julia de adulteriis coercendis от 18 г. до н. э., согласно которому муж имел право покарать жену, оказавшуюся в руках врагов, за прелюбодеяние только тогда, когда она не подвергалась насилию, в противном же случае ее не могли обвинить в прелюбодеянии (adulterium) или бесчестии (stuprum)45. Ночью он является к Лукреции и угрозами принуждает ее удовлетворить его страсть.
8) и Дионисий Галиканасский (AR. Пока они еще рассуждали об этом, в народном собрании появился и стал с повозкой Мидас вместе с отцом и матерью. Сходным образом и поводом к изгнанию Тарквиниев послужила попытка царского сына Секста Тарквиния склонить к измене мужу добродетельную Лукрецию.
С. А. Жебелева). Спрошенные о том, согласны ли они на это, все они кроме двух выразили согласие благоприятными знамениями но бог Термина и богиня молодости (Juventus) не согласились уйти со своих мест потому их святилища были оставлены среди сооружений нового храма и отказ их был предзнаменованием что молодость римского государства не увянет и границы его не подвинутся назад, пока первосвященник с весталками будет всходить для служения богам на Капитолий. В период республики главным ритуалом Регифугия было жертвоприношение на Комиции, совершавшееся «священным царем» (rex sacrorum), вслед за которым следовало его бегство в неизвестном направлении.
Геродот (III.
Этот феномен интересен тем, что колесницы являются скорее символом высокого положения (возможно, царского) в большей степени, чем приспособлением для войны78. Вступив в брак с Гордием, девушка-жрица именно его отметила как божественного избранника. Шекспир посвятил этой истории целую поэму (которая считается слабой) и упоминает Лукрецию в нескольких пьесах.
С приговоренных были сорваны одежды их долго секли прутьями, а затем отрубили головы. Плутарх рассказывает несколько историй о греческих женщинах, подвергшихся насилию, которые отомстили своему насильнику (Mul. Вот их-то вождем и простатом был Гиппарх» (перев.
Конное состязание на празднике Эквирии позволило Коллатину отстоять свой титул «священного царя». Этрусские правители могли распространить его и в Риме. Этрусский царь Ларс Порсена, на которого Луций Тарквиний рассчитывал больше всего, несмотря на победы над римлянами, вынужден был заключить с республикой мирный договор. Исследователи обратили внимание на сходство между римской триадой (Коллатин, его жена Лукреция и Секст Тарквиний) с. 182 и лидийской триадой (Кандавл, его жена и Гигес), описанной Геродотом28. Перепуганный Гордий пошел рассказать о божественном знамении телмесским прорицателям.
Сыновья Тарквиния Приска — Луций и Арун — в то время ещё были младенцами. Один — это история Лукреции, а другой — это описание ритуала жертвоприношения, связанного с обновлением царских полномочий. В ритуальной сфере, связанной с латинской календарной традицией, высшими полномочиями обладал «священный царь». На Священной улице ей была поставлена статуя изображающая юную героиню верхом на коне.
Луций Тарквиний созвал сенат (это была привилегия царя) и объявил о том, что он, а не Сервий Туллий является законным наследником престола. 47.
По-иному дело представлено у Ливия. Если проверка верности в отсутствии мужа, скромность в поведении и одежде, прядение и намеки на смерть и «отсутствие вины» обыгрывались Теренцием в середине II в. до н. э., то история Лукреции явно была знакома ему и причем в качестве принятого в обществе образца добродетели. Свидетельством этому будет моя смерть. » Тщетно ее утешали и уговаривали.
до н. э. заставляет считать первого консула фиктивной фигурой. Литературная версия этого ритуала сделала его участниками Тарквиниев и их друзей, поместив его в контекст «истории римских Атридов». Ты один на один всегда будешь видеть меч следующего из нас».
Это позволяло связывать урбанизацию Рима при этрусках и реформы Тарквиния Древнего (сына Демарата Бакхиада) и Сервия Туллия с греческим влиянием, тогда как «плохая» политика «тирана» Тарквиния Гордого целиком соотносилась с его этрусским происхождением (сын Танаквиль). Луций Тарквиний воспользовался этим и попытался сместить своего тестя. Родственники и друзья во главе с другом Коллатина, племянником царя Луцием Юнием Брутом вынесли окровавленное тело Лукреции на площадь и призвали граждан к восстанию против Тарквиниев.
Своим самоубийством Лукреция, с одной стороны избавляла родных от этой мучительной (и отжившей свой век) обязанности, а с другой, выражала протест против того жестокого обычая, который сохранился с незапамятной архаики. Как известно, при подготовке и после издания законов Августа среди римских юристов, а следовательно и в обществе, обсуждалась проблема соотношения прелюбодеяния (adulterium) и насилия (raptus) и отношения к ним права. Согласно римской традиции, Тарквинии удерживали титул внутри своей семьи посредством матримониальной политики. Отец Лукреции, Спурий Лукреций Триципитин, при царе Тарквинии Гордом состоял в должности «префекта города» (praefectus Urbi), которая оказывалась альтернативной царской в случае отсутствия царя (imperium in urbe Lucretio, praefecto urbis iam ante ab rege instituto, relinquit — Liv. Предводитель победителей становился царем, а его команда — его священной свитой (целерами).
В изложении Ливия (I. AR. На место погибших сенаторов он не назначал новых. Это делает правдоподобным предположение, что брак Лукреции с Коллатином еще не успели оформить, поскольку в столь древнюю эпоху брак sine manu вряд ли был возможен. Он упрочил союз Рима и латинских городов путём физического устранения тех, кто считал Рим поработителем Лация и созданием родственных союзов.
1—2), должность rex sacrorum была учреждена после падения монархии для исполнения ритуальных функций царя, тогда как его властные полномочия перешли к консулам. За свою невероятную отвагу он был удостоен высокой награды. В это же время происходили и заседания союзного суда.
сыновьями Анка Марция, власть в свои руки взял любимец Танаквиль (жены Тарквиния Приска)— Сервий Туллий. Смерть Кандавла открыла Гигесу путь к браку с его женой и к получению царского трона. Тогда Луций Тарквиний пошел на хитрость — в Габии под предлогом спасения от жестокости своего отца прибыл Секст Тарквиний. Отцом Тарквиния Гордого был пятый царь Рима: Тарквиний Приск.
Никого не удивило, что Тарквиний даже к своим детям был жесток. Взяв оружие, они пошли с телом Лукреции в Рим. Лукреция и сама это осознает, говоря «тело одно подверглось позору, душа же невинна», но она не видит выхода для женщины, подвергшейся насилию: «Что хорошего остается в женщине с потерею целомудрия. ». На трех погребальных урнах I века дон. э. 22. Для разбора тяжб между гражданами разных городов союза или между римлянами и латинами был особенный суд, состоявший из латинов и римлян члены этого суда назывались восстановителями прав (recuperatores).
Коллатин приехал вместе с Луцием Юнием Брутом, которого встретил по дороге.
с. 193 Лукреция в этом ритуале, очевидно играла роль жены «священного царя» (regina). Версии Дионисия и Ливия могли быть своего рода иллюстрацией к ним. Имения осужденных Тарквиний Гордый конфисковал. Но посмотрим на сцену с точки зрения «клятвы консулов», как предлагает Фельдхер. Они составили заговор и убили Аруна и старшую Туллию.
1580) Паоло Веронезе"Трагедия Лукреции», ок. Он сделался центром государственной и религиозной жизни Рима. IV. Античные авторы явно воспроизводили один и тот же образец.
13) называл его inferiores quinque dies, видимо, потому, что эти дни были исключены из нормальной повседневной жизни. с. 200 Окровавленный нож в руках Брута и «оцепеневшие» Коллатин, Лукреций и Валерий в сцене смерти Лукреции выглядят так, будто именно Брут был ее убийцей. Сходный ритуал проявляет себя и в традиционной истории убийства Рема неким Целером (Celer). 2)84. В ней были объединены два разных сюжета, требующих клятвы (в одном — мести, а в другом — верности народу).
Никого не удивило, что Тарквиний даже к своим детям был жесток. Этого он достиг при поддержке римского народа. 6—7). 22.
Но в Лации до эпохи Империи существовал обычай смены царя-жреца Дианы Немейской посредством его убийства, совершаемого преемником108. Этрусский царь Ларс Порсена, на которого Луций Тарквиний рассчитывал больше всего, несмотря на победы над римлянами, вынужден был заключить с республикой мирный договор. Выслушав ее рассказ, они начинают убеждать ее в невиновности: «Все по порядку клянутся, утешают отчаявшуюся, отводя обвинение от жертвы насилия, обвиняя преступника: грешит мысль, а не тело, у кого не было умысла, на том нет и вины» (I. 7.
Исполнявшийся на следующий день Регифугий начинал пятидневный переходный период между двумя годовыми циклами (24—28 февраля). В рассказе Дионисия (IV.
Если Ливий писал первую книгу «Истории» между 27 и 25 гг. Из рук человека в богатой одежде воины получали вознаграждение. Тарквинии переселились в Цере.
1—6, перев. Среди привязанных к позорному столбу знатных юношей особенное внимание привлекали сыновья Брута. Эту же должность занимает и Брут в момент гибели Лукреции. В этой истории право Гордия на царскую власть в Фригии переписано на его сына Мидаса.
С той поры улица эта называлась Проклятой. Точно такой же выбор поставил перед Лукрецией проникший к ней ночью Секст Тарквиний — или быть убитой вместе с каким-либо рабом и тем быть опозоренной (не имея возможности оправдаться) или уступить царскому сыну и затем, когда он унаследует трон, стать царицей. 5) описывает его сражавшимся в битве у Регильского озера (499 или 496 г. до н. э. ).
47. Когда Сервий Туллий (к тому времени уже глубокий старик) явился в сенат для того, чтобы прогнать самозванца, Тарквиний сбросил его со ступенек на каменный помост. Весть о самоубийстве Лукреции облетела Рим и военный лагерь под Ардеей. Храм был построен Тарквинием Гордым на высоком фундаменте в этрусском стиле. Луций Тарквиний воспользовался этим и попытался сместить своего тестя.
Патриции сначала радовались тому, что у плебеев отняты права, но скоро почувствовали и на себе тяжелую руку Тарквиния Гордого. Вот таким образом, кажется, логичной выглядит идея, развитая Аттилио Мастрочинкве, что самоубийство Лукреции было воспето поэтом Акцием (последняя треть II в. до н. э. ) в трагедии «Брут», написанной по сюжету «Электры» Еврипида19. Они с такой силой вонзили свои копья, что насквозь пробили щиты друг друга и получили смертельные раны.
Но вероятно он был заключен несколько позднее, во время войны римлян с латинами и другими соседями. 3), что при Ромуле древнюю кавалерию возглавлял Целер (Celerus) и три центуриона (), возглавлявшие центурии Рамнов, Тициев и Луцеров60. Кристина Пизанская использовала ее образ так же, как Августин.
Секст отличился в вылазках и вскоре ему было поручено командование гарнизоном осаждённого города. Лукреция в этом ритуале, очевидно играла роль жены «священного царя» (regina), тем более, что по матери она была потомком той же царской династии. 2. Подняв народ в Коллации восставшие устремляются в Рим. Единства мнений о подлинности этой истории среди историков Нового времени нет. Когда Сервий Туллий (к тому времени уже глубокий старик) явился в сенат для того, чтобы прогнать самозванца, Тарквиний сбросил его со ступенек на каменный помост.
Согласно Ливию (I. Он был облачен в тунику и пурпурную тогу (как их носят военачальники, празднующие триумф, когда они проезжают через весь город на Капитолийский холм). Fasti.
Греческий прототип встречается также и в истории смещения Тарквиниев. Это имя было известно уже Полибию (III. Впрочем, город не был разграблен. Никого не удивило, что Тарквиний был жесток даже к своим детям. Возможно, брак с девушкой-жрицей (с Танаквиль в римской истории) был связан с получением царского титула26. Они составили заговор и убили Аруна и старшую Туллию.
VI. Они составили заговор и убили Аруна и старшую Туллию. 3)89. Знакомство с греческими понятиями возбудило в римлянах и новые политические стремления. Луций Тарквиний отдал его сыну Сексту в вотчинное владение. Сервий Туллий попытался спастись бегством, но был убит на улице приверженцами Луция. сыновьями Анка Марция, власть в свои руки взял любимец Танаквиль (жены Тарквиния Приска)— Сервий Туллий.
союзное войско было побеждено римлянами. Лишь благодаря счастливой случайности (один из рабов знатного римлянина Вителлия, на сестре которого был женат Брут, заподозрил недоброе и сообщил консулам об измене своего хозяина и его сообщников) заговорщики были схвачены во время трапезы с послами Тарквиния. Отцом Тарквиния Гордого был пятый царь Рима: Тарквиний Приск. II. Некоторые детали в античной традиции указывают на ее «царский» статус.
Его зять Коллатин был ритуальным царем, а «царская» дочь Лукреция, соответственно, «царицей» (regina). 70—71). Вернемся к героям римской традиции, связанной с переходом от монархии к республике. Возможно имело место «превращение истории Лукреции из литературного сюжета в псевдоисторический рассказ о падении древней римской монархии», либо «подлинная в основном история Лукреции была обработана на манер греческой трагедии»1. Вот таким образом логично предположить, что Терминалии завершали 360-дневный солнечный цикл54. Реконструкция Холлемана исходит из представления, что ритуал Регифугия в царскую эпоху исполнялся царем, который совмещал полномочия священного и военного правителя Рима.
Потрясенные свершившимся, молча стояли у постели Лукреции ее отец и муж. В нем было три целлы (cellae — внутренние помещения) посвященные Юпитеру, его жене Юноне и Минерве. с. 194 Холлеман обратил внимание на факт прядения Лукрецией шерсти для изготовления плаща своему «господину» Луцию Тарквинию и сравнивает это с другими случаями изготовления женщинами военных плащей своим мужьям или женихам, например Аретузой для Ликоты у Проперция (IV. 3. Братья согласились между собою поцеловать свою мать в одно время и царствовать вместе. Об этой повозке местные жители рассказывают знаменитую историю: в древности жил во Фригии бедняк Гордий был у него клочок земли и пара волов: на одном он пахал, на другом занимался извозом.
21. Его увидел Аррунс, сын Тарквиния и с воплем «Боги, отомстите за царей. » ринулся навстречу римской коннице. Один из них получал титул «священного царя» (rex sacrorum)73, а два других в ранге преторов возглавляли две трибы.
Потрясенно, Туллия, как говорили, пробежала по трупу своего отца в своей колеснице, брызгая кровью по всей ее одежде (даже женщина, едущая на колеснице, была немыслима для римлян, не считая отсутствия семейного уважения). По другой версии, Рема убил сам Ромул. с. 184 Антонио Гуарино отметил психологическую несовместимость женственности и смиренности Лукреции, с помощью которых она победила в «состязании жен» и которые она продемонстрировала, уступив Сексту Тарквинию и ее упорства и храбрости, проявившихся в героическом самоубийстве на следующий день34. Вот таким образом вряд ли следует переносить их на историческую действительность.
Однако младшая Туллия против воли отца вышла замуж за Луция Тарквиния. Случайно он попал в лагерь во время раздачи жалованья воинам.
I. 59. Это соперничество триад напоминает сообщение Дионисия Галикарнасского (II. После изгнания царской семьи Тарквиниев Лукреций становился интеррексом (interrex), который по обычаю вручал царский титул своему преемнику82. В битве погибли все оставшиеся сыновья Тарквиния. Во многих версиях и римейках этой истории Лукреция символизирует Рим (или, шире, Родину), а насильник Секст Тарквиний — образ тирана (или врага)2. Вели они дела государства по очереди, сменяя один другого каждый месяц.
Царь в это время был занят постройкой храма Юпитера и отказался. Он полагает, что в этрусском Риме обязанность ежегодно предоставлять исполнительницу роли богини Уни для участия в ритуале Священного Брака с царем лежала на этрусской семье Luchre (в традиции она известна как gens Lucretia). Статуя Юпитера была выполнена из терракоты. до н. э., в частности в «Гробнице принцессы» в Кастель ди Дечима77. Сыновья Тарквиния Приска— Луций и Арун— в то время ещё были младенцами.
«Содержание истории у Ливия показывает, что как в обществе, так и в праве различалось отношение к женщине, обесчещенной силой (per vim stuprum, raptus) и той, которая добровольно позволила вовлечь себя в бесчестие (stuprum)»1. Именно в Церэ засвидетельствованы эпиграфические следы семейства Tarchna (CIL. до н. э., то сюжет с Лукрецией, возможно, отражает эту попытку Августа, в программу которого входило наказание женщины за прелюбодеяние и (добровольное) бесчестие. Эти слова напоминают клятву, сопровождающую ритуал106. 20, 22, 24, 26), а у Павсания (VIII. С налету взять его не удалось и войска римлян осадили город.
66. Она рассказала им о происшедшем, заклиная отомстить за нее.
Клелии в Риме был оказан небывалый почет после возобновления договора с Порсенной. Святой Августин использует фигуру Лукреции в своем труде «О граде Божьем» (ок. Так была уничтожена в Риме царская власть.
Однако младшая Туллия против воли отца вышла замуж за Луция Тарквиния. I. 47. Ритуальный царь (rex sacrorum), который ежегодно покидал Форум, постоянно воспроизводил изгнание Тарквиниев, по крайней мере для тех, кто знал эту историю90. Там найдена теперь их гробница.
Правила явно вдохновлялись брачной политикой Августа. Однако младшая Туллия против воли отца вышла замуж за Луция Тарквиния. 10)27.
59). Эту историю рассказывает Арриан (Anab. Остальные свёртки она сожгла. Союзный храм пользовался священным правом убежища. Два первых выглядят пародией на сына и племянника царя Тарквиния, а третий — аналог Брута.
Ричард Бауман обратил внимание, что не только в архаическую эпоху, но даже в III—II вв. 21 (20).
Так, Луций Тарквиний, прозванный Тарквинием Гордым (Superbus, «Надменным»), злодейски взошел на принадлежавший прежде его отцу престол при содействии своих соумышленников патрициев он не спрашивал согласия народа или сената и удерживал за собою власть деспотическими мерами. Оба случая «тестирования», которому подверглись жены, закончились трагически для их участников.
851—854). Однажды, когда он пахал, к нему на ярмо сел орел и сидел, пока он не распряг вола.
Было увеличено и число жриц-весталок: прежде было их четыре, с этой поры стало шесть. 3—4) Брут не присутствовал при самоубийстве Лукреции, так же как и ее муж Коллатин. И это соответствие римского сюжета афинскому не просто совпадение этот несчастный Коллатин происходил из города Коллации (Collatia), а родным демом Гиппарха, сына Харма, был Колит ().
5. И действительно, такое отвращение к царской власти удалось Бруту внушить римлянам, что народ дал торжественную клятву никогда ее не восстанавливать. В противном случае он грозил нарушить мирный договор. Над телом Лукреции был заключен союз мщения. Он предполагает, что в упомянутом Овидием (Fasti.
Муций промолчал. Консул Публий Валерий с состраданием смотрел на муки осужденных юношей, Брут же словно превратился в статую, ни единым движением не выдал он обуревавших его чувств. А Брут, вынув кинжал, обагренный кровью из груди молодой, прекрасной и благородной женщины, поклялся, что будет преследовать царя Тарквиния с его преступной женой и всеми потомками и не допустит, чтобы они или кто-либо другой царствовал в Риме. Остальные свёртки она сожгла.
Вот таким образом в контексте истории перехода от монархии к республике изменение прежнего сюжета, в котором женщина выбирала себе партнера — любовника, царя и героя (как, например, в истории Гигеса и Кандавла у Геродота), было осуществлено достаточно естественно. При Тарквинии Гордом велись войны с латинскими и этрусскими городами. Культ этой богини в этрусском Церэ имел ближневосточные черты, в том числе и ритуал Священного Брака, справлявшийся весной перед началом нового года. Изменники были судимы и приговорены к казни.
Следовательно, можно предполагать, что в III—II вв. Так Лукреция выиграла это импровизированное «соревнование жен», устроенное их мужьями.
20. Царь не только не пополнял его, но и стал созывать как можно реже. 13. Он постановлял, что римляне не должны плавать дальше «Прекрасного мыса» (ныне называющегося мысом Боном) что если их корабли будут занесены бурею или загнаны преследованием врагов дальше этого мыса, то имеют право делать лишь те закупки, какие нужны на продовольствие и жертвоприношения. Согласно архаичному праву, ее поведение могло бы быть квалифицировано как прелюбодеяние (adulterium) и вот таким образом она должна была умереть.
Мы объявили тебе войну. Брут специально пошел другой дорогой, чтобы разминуться с царем. Храм строили из саманного кирпича и обмазывали гипсом. Он получил освобождение, ему было даровано римское гражданство и денежное вознаграждение.
Его святилище имело три отдела со стороны, обращенной к форуму, он имел колоннаду. Можно предположить, что обладатель этого звания (по воле богов как победитель) становился носителем божественного начала (персонификация Марса). С точки зрения греческого варианта истории о двух братьях и похотливой жене одного из них, рассказ о Лукреции представляется как конфликт двух двоюродных братьев, Тарквиния Коллатина и Секста Тарквиния, по поводу жены первого из них10.
Словом, мы видим, что республика получила от Тарквиниев блестящее наследство но скоро она утратила его. Даже ему была ужасна её радость и Луций Тарквиний велел жене вернуться домой. В первый раз ему это не удалось— по легенде, за царя вступился народ. virt.
Автор использовавший образ Лукреции в качестве «приза» для участников весенней новогодней конной скачки, мог ориентироваться как на этрусскую традицию с. 196 участия жрицы богини в обрядах смены годового цикла, так и на традицию, распространенную в Восточном Средиземноморье87. Там ежегодно собирались на союзный праздник латины и римляне. Вероятно, с началом нового года он становился новым «царем священнодействий». Реформы Сервия Туллия имеют абсолютно тот же характер, как законы Солона, введенные в Афинах незадолго перед тем. Именно вот таким образом Лукреция спешила закончить изготовление плаща (gaunacum). Впрочем, город не был разграблен. Царь решил отдать им в супруги своих дочерей: кроткую и ласковую — за гордого Луция, а честолюбивую меньшую — за нерешительного Аруна.
После его убийства в 578 г. до н. э. сыновьями Анка Марция, власть в свои руки взял любимец Танаквилы (жены Тарквиния Приска) — Сервий Туллий. 3). В науке нет единства мнений о подлинности этой истории. Отсутствие Юниев в консульских списках V — большей части IV вв.
На улице, по которой Туллия ехала назад, лежало тело её отца. до н. э. восприятие насилия над женщиной греками и римлянами было различным. Греческая версия этого сюжета, — история Иосифа и жены фараона Потифара, — вероятно, восходит к древнеегипетской «Сказке о двух братьев», которая в свою очередь производна от мифа о богах Анубисе и Бата9. Так Рим утвердился как главный оплот военной и политической мощи в центральной Италии.
Третью трибу возглавлял этрусский предводитель, которого также титуловали претором. VI. Ему объявили, что царь со своей семьей отныне изгоняется из Рима. Народ был недоволен, роптал, но терпел. Лукреция рассматривалась как моральный образец для женщин такого рода. После его убийства в 578 г. дон. э.
Секст Тарквиний решил, что это ей даром не пройдет. Лукреция ждала их в спальне на оскверненном супружеском ложе и, рассказав все, что произошло, стала умолять об отмщении негодяю, опозорившему ее непорочное имя.
В битве погибли все оставшиеся сыновья Тарквиния. 18) и Горацией для Куриация у Ливия (I. Только с начала I в. до н. э. претор стал различать абсолютное по доброй воле (voluntate) и из-за угрозы применения насилия (metus causa) и давать помощь против невыгодных действий, вызванных насилием или принуждением41.
47. II.
Рассказ Дионисия прост и безыскусен. Пребывание его в должности стало пожизненным, тогда как его преторы (консулы) сохранили древнюю годичность должности. Молча внимали они несчастной женщине, задыхавшейся от сдерживаемых рыданий. Родство мужа Лукреции с ее насильником приводит на память древний мифологический сюжет взаимоотношений двух мужчин и женщины. Данте помещает Лукрецию в лимбе, предназначенном для римлян и других «добродетельных язычников» («Ад», IV). Начались болезни и голод, а этрусские войска продолжали держать Рим в осаде.
Содержание истории у Ливия показывает, что как в обществе, так и в праве различалось отношение к женщине, обесчещенной силой (per vim stuprum, raptus) и той, которая добровольно позволила вовлечь себя в бесчестие (stuprum). При них обнаружили письма, в которых Тарквинию были даны заверения о готовности свергнуть республику в Риме и восстановить царскую власть.
А Брут истолковал слова пифии иначе и, сделав вид, что споткнулся, упал и коснулся земли (этой общей матери всех людей) губами. с. 197 Затем Брут передает нож Коллатину, Лукрецию и Валерию, которые повторяют слова клятвы, что будут вести беспощадную борьбу против Тарквиниев и, связав всех обязанностью мести, становится вождем. Идея «состязания жен»— эллинистическая по духу и неоднократно встречалась в греческой литературе а примерное поведение Лукреции (прядение шерсти) явно соответствует политике императора Августа89, во время которого был опубликован текст Тита Ливия. Теренций в комедии «Самоистязатель» (269—299) разыгрывает сцену, которая может рассматриваться как пародия на историю Лукреции, выигравшей «состязание жен».
Мулы попятились назад, правивший ими слуга тянул поводья, чтобы они отступали дальше. Она выглядит так, будто перед нами некий римский ритуал, в соответствии с которым жрец осуществлял жертвоприношение и давал клятву подвернуть изгнанию прежнего «царя» и никогда не позволить ему вернуться. Этим автором, писавшим в 270—260-х годах, мог быть Тимей из Тавромения.
По версии Дионисия (AR. Крыша храма была сделана из дерева с яркими разноцветными украшениями из терракоты. Но город не был разграблен. В его отсутствие обряды проводились под контролем замещавшего царя Лукреция Триципитина. Этот храм, покоящийся на массивном основании длинной 62, а шириной 54 метра, стал символом величия Рима эпохи Тарквиниев.
1 и 64. Центральным актом ритуала, осуществлявшегося в конце годового цикла, было соревнование — конная скачка знатных юношей, призом в которой было звание «Марса». VI. Тарквиний Гордый отказался и на этот раз. Дионисий, пересказывая историю, опускает первую встречу Секста с Лукрецией. К числу этих данных относятся легенды о поселении Целеса Вибенны на Целии, некоего царя Ола (Авла Вибенны —. ) на Капитолии, приход Лукумона, чтобы стать царем Тарквинием, версия о этрусском командире Мастарне, принявшем имя Сервия Туллия, версия о поселении царя Порсенны из Клузия на Яникуле, откуда он управлял Римом.
Римская система мер и весов была основана на греческой. Брут с юношеским пылом бросился навстречу врагу. III.
Граждане Рима были также возмущены совершённым над Лукрецией злодейством. Это нарушение ритуала вызвало возмущение не только ее семьи, но и всего народа, которое привело к восстанию против царя.
Греческие авторы были заинтересованы представить Рим как «греческий полис», а не «этрусский город»100. Победившие в скачке царские племянники получили назначение на должности преторов — Коллатин (rex sacrorum), Брут и Валерий (по традиции — консулы). Жители Габий поверили жалобам Секста Тарквиния, тем более что он, завоевывая расположение граждан, почтительно выслушивал старейших, принимал участие в общих собраниях и настаивал на продолжении войны с Римом и с собственным «отцом-тираном».
7—8 и II. Согласно Эннию, Рем дерзко перескочил через низкую еще стену строящегося только Рима и был сразу же убит возмущенным Ромулом, который воскликнул: «Пусть никто не совершит подобного безнаказанно и так же как ты с. 201 заплатит за преступление своей собственной теплой кровью»105.
Возмущенные толпы народа под руководством Коллатина и Брута двинулись в Рим. Луций Тарквиний созвал сенат (это была привилегия царя) и объявил о том, что он, а не Сервий Туллий является законным наследником престола. Он даже выдал свою дочь за богатого и знатного тускуланца ища союза с его сильной родней. Вследствие этого заговора Гиппарх был убит, но тирания просуществовала еще четыре года. Однако младшая Туллия против воли отца вышла замуж за Луция Тарквиния.
Его родные и приверженцы последовали за ним. При нём был достроен храм Юпитера Лучшего и Величайшего на Капитолийском холме.
При Августе смерть Лукреции получила новое обоснование. Однажды в нарушение обычая царь Тарквиний Гордый выбрал для роли жрицы не девушку, а замужнюю женщину. Проигравшие царские сыновья в соответствии с обычаем удалились из Рима.
История Лукреции была популярной морализаторской «сказкой» в позднем средневековье. Комедия Макиавелли «La Mandragola» основана на истории Лукреции. 54—59). Две половины прежней римской общины были преобразованы в трибы и к ним добавлена третья, населенная этрусками71. Без ведома мужа Лукреции Секст через несколько дней вновь отправился в дом Коллатина.
У Павсания (VIII. Многие были казнены или лишены имущества и выгнаны из города. В этой сцене, конечно, не было места для Лукреции. Идея «состязания жен», эллинистическая по духу, неоднократно встречалась в литературе (например, суд Париса или состязание в красоте на Лесбосе)33.
Брут вскоре сделал еще один шаг и воспользовался возможностью покончить со всем Тарквинианским кланом, включая Коллитинуса (эта версия скорее замалчивает тот факт, что Брут сам был племянником Тарквиния Супербуса). Отцом Тарквиния Гордого был пятый царь Рима: Тарквиний Приск. Охранявшие мост римские воины, увидев, что с занятого неприятелем Яникульс-кого холма на них несется вражеская лавина, в смятении стали бросать оружие и обратились в бегство. 11. Ливий (I.
57—58) и Дионисия Галикарнасского (AR. 20.
Гуарино обратил внимание на правовую оценку ситуации, в которой оказалась Лукреция. Вытащив нож из мертвого тела Брут (по Титу Ливию) клянется: «Этой чистейшею прежде, до царского преступления, кровью клянусь— и вас, боги, беру в свидетели, — что отныне огнем, мечом, чем только сумею, буду преследовать Луция Тарквиния с его преступной супругой и всем потомством, что не потерплю ни их, ни кого другого на царстве в Риме». Пока остальные участники домашнего совета предавались скорби, ошеломленные ее поступком, Брут, держа пред собою вытащенный из тела Лукреции окровавленный нож, говорит: «Этой чистейшею прежде, до царского преступления, кровью клянусь — и вас, боги, беру в свидетели, — что отныне огнем, мечом, чем только сумею, буду преследовать Луция Тарквиния с его преступной супругой и всем потомством, что не потерплю ни их, ни кого другого на царстве в Риме». Он докончил сеть подземных водостоков, проложив главную галерею для спуска воды (Cloaca maxima): она была сложена из громадных туфовых камней без цемента и шла полукругом до самого Тибра. Однако вероятнее иное объяснение. Там он и был убит в отмщение за совершенные им преступления.
II. При них Рим стал главою латинского союза. 426г. Сыновья Тарквиния Приска— Луций и Арун— в то время ещё были младенцами. Тут же его тело переехала колесницей его младшая дочь Туллия. Тарквиний Гордый отказался и на этот раз.
Для того чтобы предупредить своё возможное свержение сыновьями царя-предшественника, Сервий Туллий старался привязать их к себе. virt. 6) написано о безвестной девушке, которая была изнасилована тираном Орхомена и покончила с собой. XLVIII. Услышав об этом, законный царь Сервий Туллий бесстрашно поспешил в курию. Ее просьба собрать как можно больше родственников предполагает не домашний совет для решения ее судьбы, а имеет целью вдохновить всех gentiles и их друзей с. 186 на месть семье насильника. Hal.
IV. Дельфы, царские сыновья поднесли богу Аполлону драгоценные дары. С обеих сторон впереди выступала конная разведка.
Для того, чтобы разрешить спор, разгоряченные вином пирующие вскочили на коней и отправились по очереди в дом каждого. Но грек Дионисий Галикарнасский (AR. В первый раз ему это не удалось — по легенде, за царя вступился народ. Все это в дальнейшем послужило причиной изгнания Тарквиния и создания республики.
IV. Луций Тарквиний отдал его сыну Сексту в вотчинное владение. Чосер пишет о ней в The Legend of Good Women, Джон Гауэр в Confessio Amantis (Книга VII). С введением новых родов в племенные трибы было удвоено число всадников и были назначены сто новых сенаторов, так что сенат с той поры состоял из 300 членов (по 100 членов от каждой трибы).
Его положение в качестве мужа Лукреции, центральная роль в сюжете «состязания жен», соперничество с насильником Секстом — все это указывает на Коллатина как на победителя конного состязания. Гордий же попросил ее пойти вместе с ним и объяснить, как приносить жертву. Но она велела ему гнать колесницу через тело. союзное войско было побеждено римлянами. К ярости Тарквиния ворота Рима были перед ним закрыты. Но появление латиноязычной историографии во II в. до н. э., возможно, породило стремление «прочесть» греческие образцы сквозь призму исконно римских обычаев.
746—748) «господине» (dominus) можно видеть обоих «господ» (domini) Лукреции, мужа и царя, которые носили одно и то же имя — Луций Тарквиний (Коллатин и Гордый) и, таким образом, могли быть одним и тем же лицом, то есть царем. В этот момент его дочь Лукреция могла рассматриваться как суррогатная «царская дочь»83. 2 12. Но в делах, которых не касались союзные обязанности, каждый город и после побед Тарквиния Гордого сохранял свое независимое управление и отрядами союзников начальствовали собственные их полководцы. Исполнив поручение, юноши пожелали узнать и свое будущее. Одна только Лукреция, жена Коллатина, сидела дома у очага и пряла.
После его убийства в 578 г. до н. э. до н. э. ).
У него же (II. Он продолжал строительство храмов и укреплений в городе. В Марсе он видит лишь божество войны, вот таким образом Эквиррии (Equirria) 27 февраля, которые он рассматривает с. 189 в связке с Регифугием, трактуются им как подготовка конницы к началу военного сезона. В этой битве погибли и все оставшиеся сыновья Тарквиния. Архетипичными чертами истории является, в частности, родство между мужем героини и ее насильником (в сказках и мифах мужчины в подобных ситуациях оказываются вообще братьями).
И тот и другой являются в столицу сидя на повозке вместе со жрицей (одному она мать, а другому жена), а, согласно прорицанию, власть царя-примирителя получит тот, кто приедет с. 181 на повозке вместе с ней. Это действительно семейный совет.
Свою дочь он выдал за Октавия Мамилия — царя Тускула. Возможно, Акций, написавший трагедию «Брут», вдохновлялся чтением греческих образцов и вот таким образом он «передал» нож из рук Лукреция (обязанного совершить убийство дочери по римским обычаям) в руки Брута103. В результате образовался целый заговор в пользу восстановления власти Тарквиния в Риме. Вполне вероятно, что именно благодаря поддержке Церэ Рим одержал эту победу. «Не кровожадность, – говорит Нибур, – и не алчность тиранов древности была самым ужасным для их подданных качеством их самовластия ужаснее всего было то, что женщина или девушка, на которую обращалась их беззаконная страсть, не могла спастись от бесчестия ничем, кроме смерти».
Повсюду у Тарквиния были шпионы и народ трепетал их доносов. Поздний источник называет Брута дядей Лукреции по матери (avunculus)81.
С праздником была соединена ярмарка. Благодаря большой военной добыче, Луций Тарквиний занялся активным строительством в Риме. Не опасайся войска, не опасайся битвы. Во время войны с этрусками отличились и римские женщины.
Согласно Помпонию, он был вторым лицом в архаическом Риме. У Дионисия (IV. Имелись в виду женщины, обозначавшиеся как impudicae.
У Дионисия обесчещенная Лукреция отправляется к отцу фактически обреченной, в черной одежде. Лукреция жила во времена Тарквиния Гордого — тирана на троне. Не слушая утешений, она промолвила: «Я не признаю за собой вины, но не освобождаю себя от казни». Тем не менее царь все-таки настоял, чтобы Клелия была возвращена этрускам. XI. Сервий Туллий попытался спастись бегством, но был убит на улице приверженцами Луция.
pol. Кровь брызнула на колесницу Туллии и на её платье. Иначе говоря, рядом с ритуальным царем (rex sacrorum) теперь появился этрусский монарх, державший в своих руках военное предводительство (magister populi)74.
Были подавлены сабиняне и этруски.
Однако эта скачка имеет важное значение в сюжете истории, поскольку заканчивается фатальной встречей Лукреции и Секста Тарквиния, результатом которой стала последовательность событий «исторического» значения: безудержное желание Секста, приведшее к самоубийству Лукреции и, как ни странно изгнанию царя Тарквиния Гордого. Напрасно находившийся среди них воин по имени Гораций Коклес пытался сдержать бегущих. Реконструкция Холлемана основана на параллели между образом Лукреции и культом богини Уни (Юноны) в Церэ, где она отождествлялась с Астартой и Левкотеей. Между тем экс-король был вынужден искать прибежища со своим зятем Октавием Мамилюсом, диктатором латинян (согласно одной версии легенды), который искал, весьма невероятно, учитывая давнее соперничество между Римом и латынью городов, чтобы восстановить на престоле Люциуса Тарквиния. Плутарх (Mul.
Варрон (LL. Очевидно, что римская история была сконструирована по афинской модели, в сюжете которой уже имелось готовое место для Лукреции (обиженные Гармодий и его сестра)22.
Громовой голос бога провещал из леса: «В битве пало одним этруском больше – победа на стороне римлян». 9). II. Во время своего правления (534–509доР. Х. ) последний (седьмой) царь Рима Тарквиний Гордый отменил все права, данные народу Сервием Туллием, запрещал гражданам собираться на религиозные праздники, отменил равенство граждан, восстановил отдачу в рабство за неуплату долгов. Но внутри палка была выдолблена и в нее вставлена золотая сердцевина. Лукреция и Тарквиний. Симон Вуэ (1590 – 1649). В 509 до н. э. во время осады Ардей на пиру у старшего сына царя Секста Тарквиния вышел спор о достоинствах жен пирующих. Об этом использовании остракизма рассказывает Аристотель (Athen. Мать Агамемнона и Менелая, Аэропа изменила мужу Атрею с его братом Фиестом, за что Атрей бросил ее в море.
Луций Тарквиний отдал его сыну Сексту во владение. Более драматическая версия этих последних сцен излагается Ливием (I. В конечной версии «жертвоприношение» оказалось сдвинутым с 24 на 27 февраля, с Регифурия на Эквиррии, так что роль его исполнителя перешла от «священного царя» к трибуну целеров.
К этому времени город уже владел морским берегом от Остии и вниз до Терацины. Ночью, угрожая женщине оружием, он обесчестил её, после чего – скрылся. Брут, окруженный ликторами, ехал в первых рядах отряда. Рядом сидел еще один этруск в более скромном одеянии. Ритуал, справлявшийся на Марсовом Поле, мог стать фольклорно-литературной аналогией описания военной осады вражеского города (Ардеи).
26. Народ восстал: добровольцы окружили царский дворец, на Форуме сошлись жители города. Луций Тарквиний был вынужден спасаться бегством. 67.
Но ворота города были заперты. Парящий в небе орел неожиданно спикировал и сорвал с головы Лукумона его головной убор.
В битве погибли все оставшиеся сыновья Тарквиния. Функции сената фактически заменил совет приближённых царя.
Но исследования нынешних ученых показали, что предание, о коринфском и этрусском происхождении Тарквиниев несогласно с фактами. 12)80. Луций Тарквиний был вынужден спасаться бегством.
Кто были лица, давшие Риму его учреждения, мы не может определить. 3626 3627), которые в период формирования исторической традиции о раннем Риме (Тимей, Фабий, Цинций) послужили прообразом римских Тарквиниев. 58. Мидаса поставили царем. 34.
По словам Полибия, римляне заключили (509) с карфагенянами торговый договор очень скоро по изгнании Тарквиния Гордого, – в том же самом году. И, наконец, нет каких-либо определенных данных о ритуале Священного Брака в раннем Риме.
Но греческий автор, создававший историю Тарквиниев (их происхождение от коринфского Демарата представляется свидетельством того, что это был греческий автор), смотрел на вещи проще. Оба упали мертвыми с коней. Обращают внимание на сходство между рассказом о проверке Лукреции и описанной у Геродота историей о Кандавле, который решил похвастаться своей обнаженной женой перед Гигесом. Тарквиний Гордый абсолютно похож на греческих тиранов.
Словно не замечая, что его живая плоть горит, причиняя ему нечеловеческие муки, Муций спокойно сказал, обращаясь к оцепеневшему от ужаса царю: «Вот тебе доказательство, чтобы ты понял, как мало ценят свое тело те, которые провидят великую славу. » Порсенна, опомнившись, приказал немедленно оттащить юношу от алтаря и велел ему удалиться в Рим, повторяя в смятении, что Муций поступил с собой еще более бесчеловечно, нежели собирался поступить с ним, Порсенной. Другая история (II. Высказывалось предположение, что роль Брута получила развитие в римской исторической традиции только с конца II в. до н. э. Возможным источником его возвышения называют трагедию Л. Акция (Accius, Attius) «Брут»93, которая оказала большое влияние на творчество Л. Кальпурния Пизона94. Они составили заговор и убили Аруна и старшую Туллию. Есть версия, что поэт Акций в несохранившейся трагедии «Брут» (последняя треть II века дон. э. ), написав пьесу как перепев «Электры» Еврипида, воспел там самоубийство Лукреции.
Царь в это время был занят постройкой храма Юпитера и отказался.
В статье Дайаны Мосес также рассматривается проблема: как относилось право конца республики и начала принципата к бесчестию (stuprum), которому подверглась женщина44. союзное войско было побеждено римлянами. В подземном склепе его хранились сивиллины книги, пророчества сивиллы кумской, писанные на греческом языке Тарквиний Гордый купил их за дорогую цену у неизвестной старухи, которая во время торга два раза сжигала часть их, так что уцелело меньше, чем погибло. Но знай, царь, я лишь первый из длинного ряда римских юношей ищущих той же чести. Люциус Тарквиний Супербус («Тарквин гордый») был традиционно седьмым и последним королем древнего Рима, прежде чем стал республикой.
Вот таким образом она выбирает смерть: «а себя я, хоть в грехе не виню, от кары не освобождаю и пусть никакой распутнице пример Лукреции не сохранит жизни. ». 1.