Можно без преувеличения сказать, что творчество Диего Веласкеса – это правдивая передача действительности, которую он виртуозно воплотил в «Сдаче Бреды». Картина Диего Веласкеса Сдача Бреды: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Веласкес чувствовал себя обескураженным после смерти Амброджо Спинолы и стремился узаконить Спинолу, успех которого и храбрость в сражении вдохновили Веласкеса рисовать Сдачу Бреды. Полотно Веласкеса «Сдача Бреды» (307 х 367 см) является частью грандиозного политического проекта, задуманного и осуществленного под патронатом графа Оливареса накануне назревающего военного конфликта между Испанией и ее главным соперником на политической арене — Францией.
Можно без преувеличения сказать, что творчество Диего Веласкеса – это правдивая передача действительности, которую он виртуозно воплотил в «Сдаче Бреды».
Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы. Существуют различные толкования сюжета и жанра картины. Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противник не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому нельзя отказать в сочувствии. «Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV.
В этом и заключается новаторская смелость работы автора и это подтверждает то, что она была написана в переломный, переходный период между представлениями об идеалах, появившиеся в Возрождение (античность) и суровых реалий Нового времени (расцвет науки, связь с религией заметно ослабляется. Именно в таком ключе он писал членов королевской семьи и прежде всего инфанту Маргариту. Изображение частного эпизода перерастает под кистью живописца в эпический жанр. Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634 – 1635 гг. Веласкес же решил подчинить своё полотно главной мысли: выразить уважению к побежденному и, прежде всего, увидеть в поверженном (тот кто проиграл) человека, – и в этом заключается основная гуманистическая мысль этого произведения.
Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны. В ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника.
Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. Веласкес сдача бредыВ разделе Живопись, Графика на вопрос Картина Сдача Бреды Веласкеса. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой.
В картине есть и ритм симметричных групп. Движение двух ключевых фигур, контраст их психологических характеристик художник (дабы не разрушить целостности композиции) «остановил» статическим ритмом копий и крупом коня в правой части картины, подчеркнутостью горизонталей и вертикалей, рифмующихся с форматом — прямоугольной рамой холста.
Двадцать семь полотен, украшавших дворец, должны были в аллегорической (десять картин о подвигах Геракла кисти Сурбарана), документальной (двенадцать сцен побед испанского оружия кисти Веласкеса, Сурбарана, Кахеса, Кардучо, Майно Кастело, Переды, Д. Леонардо) и символической (пять конных портретов королевской семьи работы Веласкеса) форме засвидетельствовать мощь испанского государства и представить царствование Филиппа IV как достойное продолжение военно-политических успехов Испании в Х VI в. Укрепление мифа о непобедимости испанского оружия было, по мнению властей, особенно необходимым в связи с явно ощущаемым духом общего неблагополучия в состоянии дел на внешне- и внутриполитической арене: еще свежи были воспоминания о гибели Великой Армады, Нидерланды жестоко и упорно сопротивлялись в ходе кровопролитной Тридцатилетней войны, маленькая Голландия успешно отражала агрессию Испании и теснила ее на морских просторах. Это свидетельствует о высоком мастерстве художника, так как нужно обладать точным глазомером, грамотно владеть рисунком и руководствоваться законами композиции, «чтобы смело и уверенно, цельно и прекрасно» организовать пространство картины. У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц. К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом).
Картина не вызвала возражений в общественном мнении того времени. Недаром современники Веласкеса метко называли его «художником истины». Действие показано живописцем с объективностью, доступной только кисти гения. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для посвященных (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Каждый защитник города индивидуален: несмотря на значительность момента (передачи ключей) голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет (оружие). Это впечатление подчеркивается характером копий и поворота коня на переднем плане.
Основан в X в. В городе сохранился старинный замок, готическая церковь Гротекерк («Большая церковь» 1400-1470) с колокольной башней высотой 97 м (1468-1702), другие памятники архитектуры. Свой автопортрет (молодой человек в шляпе у левого среза картины) он помещает в общности испанской армии. Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны.
Напомним, что сдача Бреды — только один из эпизодов войны, а не вся кампания в целом.
Все это позволяет говорить о картине как о групповом портрете. Но реально произведение вышло далеко от победного апофиза. Диего Родригес де Сильва Веласкес – один из первых мастеров валерной живописи. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634-1635 гг.
Исходя из того, Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то, что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, встречающиеся на пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени: прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. Веласкес, в силу традиций испанского искусства столь часто поддававшийся соблазну натурализма, например в своих «бодегонес», в данном случае показал себя выдающимся композитором, виртуозом пластического мышления. Они просчитывают свое поведение на театре военных действий точно так же, как они просчитывали свои действия (расходы интриги, демарши и прочее) в области экономики и политики Картина Веласкеса формально изображает триумф испанского оружия в Голландии». Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую в тридцатилетней войне, осадил крепость. За внешне благовидными чертами проглядывала истинная сущность человека.
Рядом с ними был помещен цикл полотен изображающих десять эпизодов из жизни Геракла работы Франсиско де Сурбарана и конные портреты трёх поколений правящей королевской семьи: Филиппа III и его супруги Маргариты Австрийской, Филиппа IV и Изабеллы Бурбонской, а также принца Бальтазара Карлоса, выполненные Веласкесом и его мастерской. «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает глубину пространства. Их позы и жесты оправданны, естественны. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Весь строй картины убеждает в том, что каждое сословие в историческом действе хорошо на своем месте, в рамках отведенной ему функции и между ними лежит непреодолимая граница, которая в картине физически подчеркнута полным отсутствием среднего переходного плана (между первым планам и далями — провал).
Размеры полотна просто поражают (307 х 367 см). Вернувшись из Италии и погрузившись в атмосферу королевского двора, Веласкес пишет одну из самых прославленных своих картин- «Менины». Сцене передачи ключа от крепости изображенной на полотне, предшествовала многомесячная (28 августа 1624— 2 июня 1625) осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для «посвященных» (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Этот новый человек сознает свою зависимость от общественной среды, а в Испании личность даже оказалась более связанной с окружающим её обществом, которое было ещё патриархально монолитным, не знало крайних форм индивидуализма, нередко проявляющихся в эпоху Возрождения в Италии.
На картине Веласкеса «Сдача Бреды», которую принято считать образцом художественной концепции историзма Нового времени, на первый взгляд присутствуют те же компоненты: фигуры полководцев — в центре и на первом плане, поведение Спинолы — образец поведения, согласно рыцарскому кодексу чести, на месте и копья — главный символ знаменитой гражданской гвардии, которой в Испании гордились все, от короля до последнего нищего. К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом). Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды»: свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино. Их роль подобна божественной — быть первопричиной и неподвижным двигателем событий. Молодых фрейлин, с детства служивших у принцессы, называли «менинами», отсюда название картины. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. Это свидетельствует о высоком мастерстве художника, так как нужно обладать точным глазомером, грамотно владеть рисунком и руководствоваться законами композиции, «чтобы смело и уверенно, цельно и прекрасно» организовать пространство картины.
Холст, масло. Дело в том, что в качестве иконографического источника композиции «Сдачи Бреды» Веласкес использовал хорошо знакомую его современникам гравюру на дереве Б. Саломона «Авраам и Мельхиседек». Прадо. Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. Почти все лица присутствующих обращены на зрителя.
Он (а вместе с ним и мы) любуется и гордится высоким трагичным этосом уходящего в прошлое национального мифа о несгибаемой рыцарственной армии. Вглядываясь в черты двух людей, становиться понятно то, что именно гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям. Голландский гарнизон после длительного сопротивления передает испанскому главнокомандующему ключ от крепости. Ключ превращается в некий камертон времени. Испанец, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи.
Причем характер ритма внутри симметричных групп слева и справа различен. В 1581 г. Бреда была захвачена и разгромлена испанцами. Испанские солдаты стоят настолько плотно, что люди загораживают друг друга и стоящие позади изображены как стоящие выше. Они, подобно божественным кукловодам, волей и мыслью передвигают фигуры на «театре военных действий».
В картине Диего Веласкеса композиция предельно ясна и осязательна. Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей. Капитуляция, считавшееся неприступной (которая привлекает, но попасть в нее невозможно) крепости, после многомесячной осады (длительная военная операция, часто в форме блокады города или крепости, с намерением захватить объект последующим штурмом или заставить гарнизон капитулировать) города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы, в 1625 году возвеличилась как величайшее стратегическое достижение времени. Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»).
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Абсолютно естественным образом оно вышло через плавный переход среднего плана на передний и заполнило собою, на равных со знатью и военачальниками историческую сцену. Центр – «ключ» окружён двойными кулисами: с помощью фигур полководцев и солдат (веяние классицизма), происходит акцентирование на этом эпическом событии.
На кого направлены все взгляды присутствующих. Spinola умер осенью 1630 года, спустя только год после того, как Веласкес приплыл с ним на путешествии в Италию. Это заметно по их позам, характеру движений. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
заданный автором Sergei khitushko лучший ответ это Картина Сдача Бреды (1634, Мадрид, Прадо), вошедшая среди других композиций испанских художников в ансамбль зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, — одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с высокой мерой объективности и глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Побежденные обречены смотреть снизу вверх на победителей.
Гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы движущей силой всего полотна становится человечность, а не желание воспеть победы испанского оружия.
Их место — на первом плане, на максимально приближенном к зрителю «Олимпе» истории, возвышающемся в равной степени как над взирающим на картину, так и над самим сражением. Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового. Кроме поразительного портретного сходства заметна общность, формирующая своеобразное «единство тела» испанского воинства. По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Испанец, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи.
Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (16291631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Однако Веласкес в историческом событии изобразил драму людей разных убеждений и верований. Смысловой и композиционный центр полотна – передача ключей. По-прежнему в центре внимания художников находится человек.
Впереди новая борьба. Однако и в таких условиях кисть не изменяет мастеру. «Сдача Бреды» («La Rendition de Breda») — знаменитая картина испанского живописца Диего Веласкеса (1599-1660), написанная им в 1634—1635 гг. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям.
Рассмотрев картину «Сдача Бреды», можно утверждать, что в творчестве Веласкеса с наибольшей полнотой выразилась внестилевая линия, зародившаяся в Новое время. Притворно галантным движениям двух фигур в центре картины в символическом смысле придает вес «лес копий» испанских солдат, который создает образ мощной силы (в сравнении с левой частью картины, лагерем протестантов), что и было угодно заказчику. У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц.
Возьмем тот же коллективный портрет испанской гвардии. Не случайно в Мадриде при короле Филиппе IV картину Веласкеса называли «Копья» (исп. Однако в 1625 г. после длительной осады Бреду снова пришлось отдать Испании. Успешно развиваются рисунок и гравюра.
Испанец дружески приветствует коменданта. Большая часть испанских сил была отклонена к разворачивающейся Тридцатилетней войне.
Вглядываясь в черты двух людей, становиться понятно то, что именно гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы. В чём её основная идея. Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»).
Вопреки сюжету, повествующему о поражении голландцев, как историческое будущее, так и историческая активность остается за ними. При этом на обеих картинах он запечатлен в сходной ситуации принятия ключей от принужденного к сдаче города.
Испанец дружески приветствует коменданта. Но что изображает художник, двойник Веласкеса, на огромном холсте. Их руки никогда не встретятся.
Художник мастерски выстроил композицию: «ключ картины» — он же ключ в материальном смысле — выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между главными фигурами играющими роль кулис. Все они предназначались для зала королевств (исп. Saln de los Reinos) во дворце Буэн-Ретиро (исп. Buen Retiro). Худшей участи для истинного таланта придумать невозможно. Ничего этого на картине нет. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.
Единственную в творчестве художника историческую картину «Сдача Бреды», он написал по сюжету войны испанской монархии с республиканской Голландией. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для «посвященных» (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Показателен тот момент, что художник не стал передавать эту сцену с принятой торжественностью, величественностью победившей стороны: отказавшись от распространённой в живописи парадно-аллегорической трактовки батальной сцены, мастер обращается к идее человечности, гуманности Веласкес положил начало реализма в исторической живописи. Художник «возвышает в ранг события само Событие», художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую «по-настоящему историческую картину в живописи Европы».
Бреда (Breda) — город в северном Брабанте (провинции в центральной части Нидерландов), расположен на реке Марк. Наоборот, судя по присвоенному молвой второму названию картины «Копья» современники Веласкеса восприняли ее как апофеоз испанского оружия — сомкнутого строя непобедимой фаланги, которая вынесла на себе испанскую империю. В 1590 г. принц Морис Нассауский отвоевал город. Мало того, Веласкес осеняет всю сцену и родное ему воинство священным авторитетом Библии.
318 x 276 см. Так, например, лица победителей должны были быть надменными (высокомерные) и торжествующими, а лица и жесты побеждённых – униженными и раболепными (рабски льстивый). Эта группа обрамляет центральную сцену справа.
Изображенная на полотне группа исполнена необычайной грации, а живая игра света и блеск красок придают ей вид изысканного цветника. Да и другие голландцы держат оружие произвольно. В своей картине «Сдача Бреды» Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний. А на это способен только настоящий мастер.
Широта замысла подчеркнута пейзажем, в котором отблески пламени и дым пожара сливаются с серебристым туманом летнего утра. Перед ним в задумчивости застыл художник.
Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Барокко. Все «подсвеченные» лица неповторимы и в то же время похожи друг на друга. Веласкес использует изобретенную Эль Греко пластическую формулу, в которой представленное корпоративное множество обладает портретно трактованными индивидуализированными лицами и как бы единым мистическим телом (люди загораживают друг друга и стоящие сзади изображены как стоящие выше), однако в его трактовке своеобразное «единство тела» подчеркивает не мистическую связь избранного сословия, а вполне реальное единство и сплоченность испанского воинства. Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты.
Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает глубину пространства. Слева голландское войско, справа – испанское, в центре – пустое пространство, пауза.
Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Размеры полотна просто поражают (307367 см). Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц. Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, «Сдача Бреды», написанное им приблизительно в 1634 – 1635 годах.
Для последнего характерно единство пространственно-временного континуума — на базе наполнения конкретным историческим содержанием пространственных (семья, род, этнополитическая общность племени и государства, Вселенная в конечном счете) и временных (прошлое, настоящее, будущее) связей человека. Веласкес не стал образы голландцев умалять, а испанцев – превозносить. Рассмотрев картину «Сдача Бреды», можно утверждать, что в творчестве Веласкеса с наибольшей полнотой выразилась внестилевая линия, зародившаяся в Новое время. Его прототипом является ряд картин Эль Греко, в том числе и знаменитая «Эсполио» («Срывание одежд»), где представлен обобщенный портрет испанской аристократии, связанной мистическим единством высокой духовности и принадлежности к католицизму. В нем обнаруживается бесконечное разнообразие и богатство внутреннего мира, ярче и определённее выступают национальные черты. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой.
И это тоже уже примета Нового времени. Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности. Отношения Веласкеса с Spinola делают Сдачу Бреды особенно исторически точной. «Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов.
Работа выполнена на холсте маслом. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634-1635 гг. В 1567 г. кальвинисты разбивали статуи святых в храмах и уничтожали любые изображения.
Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). Начальное образование Веласкес получил в Севилье в мастерской Ф. де Эрреры Старшего.
Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. А на это способен только настоящий мастер. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. Все они предназначались для (исп. Saln de los Reinos) во дворце Буэн-Ретиро (исп. Buen Retiro). По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Слева изображена часть большого холста, повернутого к зрителю обратной стороной.
В центре живописи, буквально и фигурально, ключ, данный Spinola Джастином Нассау. Нет, голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом. Благодаря этому достигается особенная гармония всех элементов картины. Нет, голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом. Каждый защитник города индивидуален: несмотря на значительность момента (передачи ключей) голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет.
Эта живопись сражения известна своим статическим и сентиментальным качествам. Работа выполнена на холсте маслом. Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового. И это напряженное пятно Диего искусно ослабляет крупом (попа) лошади, тем самым сохраняя гармонический строй картины.
Впереди новая борьба. Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, «Сдача Бреды», написанное им приблизительно в 1634-1635 годах. «Ключ картины» – он же ключ в материальном смысле – выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между главными фигурами играющими роль кулис (художественный приём классицизма) – всё художественное пространство и целостность полотна завязаны на этой церемонии передачи. Позже за севильскими картинами Веласкеса закрепилось общее название «бодегонес» или сценки из повседневной жизни для испанской живописи «бодегонес» Веласкеса явились новаторским опытом, т. к. никогда прежде мастера искусства не затрагивали эту сторону действительности.
«Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. И опять в картине возникает мотив равенства, отрицания превосходства одних над другими. По мнению Ортеги-и-Гассета, «горькая правда состоит в том, что даже истощенная, потерявшая своих великих полководцев, теснимая врагами Испания в то время могла бы выстоять, будь у нее капля прагматического мышления, умения видеть факты, анализировать их и принимать соответствующие решения». При этом оно образовано, движением двух ключевых фигур, контраст которых по отношению к окружающим настолько активен, что художник (дабы не разрушить целостности композиции) «остановил» их ритмом копий и крупом коня в правой части картины. Это создает впечатление малочисленности и слабости войска.
В результате достигается гармония всех элементов картины. В «Защите Кадиса» Сурбарана главными действующими лицами исторического события являются представители высшей знати. Что же касается «Сдачи Бреды», то своеобразие метода художника достигла в ней новой вершины: он стремиться раскрыть в целостном единстве солдат существенные черты характера, душевного и умственного склада каждого человека в их сложности и противоречиях. По мнению А. К.
Исходя из того, Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то, что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, встречающиеся на пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени: прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом. Стены комнаты украшены большими живописными полотнами. «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает «прорыв» в глубину, усиливая пространственность изображения. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространство зрителя (фигура в желтом на обрезе картины).
Что же касается «Сдачи Бреды», то своеобразие метода художника достигла в ней новой вершины: он стремиться раскрыть в целостном единстве солдат существенные черты характера, душевного и умственного склада каждого человека в их сложности и противоречиях. Размеры полотна просто поражают (307 х 367 см). Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространства зрителя (фигура в желтом на обрезе картины). В своей картине «Сдача Бреды» Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний. Недаром, увидев свой портрет, он воскликнул: «Чересчур правдиво. » Впрочем, работой художника Папа остался доволен. Воистину мастер предвосхитил живописцев будущих веков, органично слив воедино традиции своего национального испанского искусства с реалистическими тенденциями.
Среди полотен, размещенных на дальней стене, одно словно светится изнутри. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте.
Во всех портретах цвет и манера живописи помогают сильнее почувствовать обаяние героини. Все они предназначались для зала королевств во дворце Буэн-Ретиро. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов.
Исследование картины в рентгеновских лучах показало, что вначале художник изобразил знамена, но, вероятно неудовлетворенный этим, заменил знамена на копья и это дало больший эффект. Успешно развиваются рисунок и гравюра. Но не только для этого уравновешивает Веласкес две части картины. Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны.
Мадрид. Это благодаря ему все изображенное на холсте, приобрело реальное существование. Серые тона его картины переливаются множеством оттенков, а черные легки и прозрачны. Они существа из разных миров — горнего и дольнего.
Другая фрейлина присела в почтительном поклоне. с мифами о роли чудотворной иконы в отвращении врага на поле брани). «Завоевание Байи» представлено Майно как божественное чудо явления лика/портрета короля Филиппа IV на боевых позициях (ср. Традиционность исторической концепции картины Леонардо «Взятие Юлиера» еще более показательна в связи с тем, что на ней изображен тот же персонаж — испанский полководец Амбросио де Спинола, маркиз де лос Бальбасес, что и на картине Веласкеса «Сдача Бреды».
Дистанция между сидящим на лошади победителем и стоящим на коленях побежденным — огромна. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. Да и другие голландцы держат оружие произвольно. Их позы и жесты оправданны, естественны.
В центре располагается главное событие – передача ключей. Сюжет «Сдачи Бреды» посвящен эпизоду испано-нидерландской войны. Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды": свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино. Художник «возвышает в ранг события само Событие», художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую «по-настоящему историческую картину в живописи Европы».
«Las Lanzas»). Работа выполнена на холсте маслом. Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц. Испания. Военные действия отодвинуты в неизмеримую даль, которая самой своей удаленностью превращает дальний план в подобие топографической карты, увиденной с птичьего полета.
В ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника. На глазах реальные люди превращаются в прошлое фрески, миф копий отступает перед реальностью крепко скроенной алебарды и совсем неэффектного только с виду мушкета, победа обращается поражением. Шаг навстречу своему войску, отступив от передней черты исторической рампы, сделал и Спинола и тем самым обрел физическое, моральное и духовное единство со своими солдатами.
Последний славился также и удивительной проницательностью. Сцене передачи ключа от крепости изображенной на полотне, предшествовала многомесячная (28 августа 1624 — 2 июня 1625) осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц.
Это заметно по их позам, характеру движений. Создавая живописную формулу отношений военного права Нового времени, Веласкес отнюдь не противопоставлял себя и свою концепцию «своему времени» измеряемому национальным испанским хронотропом. И дело тут не только в том, что на основе глубинного анализа доступных ему исторических и изобразительных источников Веласкес передал в самих позах изображаемых фигур суть духовной оппозиции корпоративно-сословной организации испанского общества и индивидуалистически-автономного бытия голландского, а в том, что он на уровне подсознательно воспринимаемых категорий (активное — пассивное, движение — отсутствие движения, объем — плоскость, теплые — холодные цвета) прописывает некий подспудно ощущаемый вектор исторического развития событий в пользу Нидерландов. Следовательно, центр живописи не находится на самом сражении, а скорее согласовании. Успешно развиваются рисунок и гравюра.
Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую в тридцатилетней войне, осадил крепость.