Картина художника Жана Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей». Работа «Картина Фрагонара Счастливые возможности качелей» выполнена Алиной Ердаковой, ученицей 11б класса гимназии 405 Санкт-Петербурга, под руководством учителя Н. В. 1) и картины Жана Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей» (ил.
Герои картины Жана Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей» (ил. Картина Жана-Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей», написанная в 1765 – 1772 годах, является одним из самых известных произведений этого великого художника. Любовные игры Жан Оноре Фрагонар «Счастливые возможности качелей» или «Счастливые случайности качания на качелях» (1767). 1) написана в XVII в. в Италии в стиле эпохи Возрождения, а картина Жана Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей» (ил.
В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. В 1756 г. он стал учеником Французской Академии в Риме. Скончался Фрагонар 22 августа 1806 года и его смерть осталась незамеченной современниками. Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше.
В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. «Игра в жмурки» (Толидо, Музей искусств), «Качели» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Собирательница винограда» (Детройт, Институт искусств) — эти и другие вещи, демонстрирующие рано обретенное мастерство, вместе с тем свидетельствуют об исключительной силе влияния Буше, вплоть до полной художественной «мимикрии». Учился у Буше, который помог развить способному ученику декоративное чутье. Он исключительно отзывчив к разным живописным наречиям: среди его сильных увлечений — Рубенс, Рембрандт, Халс, Рейсдал, Тьеполо (не говоря о собственно французской традиции).
Известно, что он копировал «Данаю» и неоднократно повторял «Святое семейство» Рембрандта (оба оригинала теперь в Эрмитаже). словно по камертону, гармония сближенных тонов. Генрих IV (1589—1610 гг. ) поселил в нижних этажах Луврахудожников и ремесленников, обслуживавшихдвор. Франция.
Круг замкнулся. Краски его портретов образуют «пряные», утонченные гармонии, как в холсте «Маленькая озор ница», где все от театра, маскарада. Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты.
Качели раскачивает обманутый муж красавицы, а любовник наблюдает за полетом ее развевающегося розового платья, обнажающего изящные ножки, обмениваясь с ней лукавым взглядом. В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». Но главное — он наслаждается. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
Движение качелей подчеркнуто легкими тенями. В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. Таковы две луврские картины «Огонь и порох» и «Похищенная рубашка».
Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: Он (заказчик) был в своей холостой квартире вместе с возлюбленной. Диапазон его чрезвычайно широк. Его картины, одновременно реалистичные и откровенно условные, напоминают прекрасную грезу. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. Крошечные изящные фигурки кавалеров и дам придают этим благоустроенным ландшафтам сходство с театром — сходство ничуть не навязчивое, не нарушающее тонкий баланс между разнообразием «естественных красот» и декоративной упорядоченностью композиции.
Как он рассказывал, через несколько дней после появления в салоне его картины «Святая Женевьева», один знатный человек послал за ним, чтобы заказать картину. Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». Культивируя приемы живописной импровизации, он начал вырабатывать энергичную манеру письма, которую современники назовут его именем — «а la Fragonard». Она похожа в нем на бабочку и райскую птицу одновременно. Итальянская живопись 17-18-го веков оказала сильное влияние на его творчество. Но те, кто полагал, что он продолжит успешно начатое производство исторических «махин», сильно ошибались. В мастерской Шардена Фрагонар пробыл всего около полугода.
Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Поистине, качание на качелях дает счастливые возможности.
народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. «Фрагонар покинул Париж талантливым учеником, а вернулся великим живописцем» — этими словами Жан Пьер Кюзен исследователь жизни и творчества Фрагонара, подводит итог его «римским каникулам». Психея рассказала о своем счастье сестрам и показала им дары Купидона. 1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Эту широко известную картину живописца часто именуют просто «Качели».
Понятно, что все это никак не способствовало желанию участвовать в Салонах. предаются безмятежному веселью среди девственной природы молодые люди («Игра и жмурки», 1773- 1775). 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств). Его произведения исполнены неги, наслаждения жизнью («Качели», «Праздник в Сен-Клу», «Купающиеся наяды») пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей («Поцелуй украдкой») или согреты сочувствием судьбе героев.
В отличие от «галантных празднеств» Ватто, в них нет меланхолии — они излучают радость жизни. Здесьцарят скромность и достаток. Осенью 1761 года Фрагонар вместе с аббатом Сен-Ноном возвращается в Париж. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета.
rdquo, 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. А. С. Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо. Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет. подобно зыбкому миражу, вилла с мраморными лестницами.
История создания "Качелей" весьма занимательна. Фрагонар достиг в этом стиле высочайшего совершенства. Связь с рококо проявляется в пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня«). В Лувр были свезенысокровища Версаля и произведенияискусства, конфискованные у Церкви иаристократов, в частности «Мадоннаканцлера Роллена» кисти нидерландскогоживописца Яна ван Эйка и статуи рабов, созданные Микеланджело.
Наследуя традиции галантных «празднеств» у великого Ватто, Фрагонар создает, однако, оригинальный их вариант. Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Он начал с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину.
Однако Буше счел его не достаточно подготовленным и рекомендовал сначала поработать в мастерской Ж. -Б. С. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Дуайен признавался, что подобное предложение его смутило и «заставило буквально оцепенеть». Говоря об этом, надо иметь в виду сильнейшие впечатления, которые он получил в Венеции. Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог. Рассеянные между ними облака так же желты и подтверждают точность сравнения.
В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ноги этого прелестного создания и чем более вы захотите внести веселости в этой произведение, тем будет лучше».
: былвозведён вестибюль в виде стекляннойпирамиды (архитектор Иео Минг Пей). Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лицмоделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр).
Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. На фоне густой растительности сада (само буйство зелени подчеркивает идею плотских земных радостей) парит на качелях круглолицая красавица. Последняяперестройка произошла в 1986—1988 гг. Именно таков сюжет фрагонаровской картины «Прачки» (Амьен, Музей).
Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. Она больше походит не на богиню, а на обычную, земную женщину. Ее лицо можно увидеть только в зеркале, но оно изображено неясно, расплывчато. Впрочем и здесь не обошлось без копий, но это были копии работ самого Буше.
Исходя из подобной расстановки действующих лиц, картину стали называть «Счастливые возможности качелей». Прежде чем сделать такой выбор, он прошел сложный, полный исканий путь. Иногда он создавал произведения, захватывающие широким музыкальным ритмом и подлинно вакхическим, в духе Фрагонар писал много портретов, среди которых выделяется серия с моделями в полумаскарадных «исторических» костюмах. Первым достоверным владельцем являлся сборщик налогов М. —Ф. Давид окончательно и «пристрастил» юношу к исторической живописи.
Не было жанра исключая, может быть, натюрморт, — в котором не работал художник. Они обмениваются лукавыми взглядами. Оставил большое наследие (более 500 картин и 1000 рисунков), работал в бытовом жанре, писал галантные сцены, пейзажи, портреты. Эпоха рококо знает немало примеров самой откровенной демонстрации наготы, но у Фрагонара обнаженное тело предстает не столько предметом изображения, сколько формой экспрессии интимного чувства. Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. Они написаны темпераментно, свободно, с неисчерпаемой фантазией.
Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. Девушка в потоке сияющего солнечного света является средоточием композиции. Эту широко известную картину живописца часто именуют просто «Качели». Оноре поступает в мастерскую знаменитого Ф. Буше, но маэстро отсылает юношу к Ж. -Б. Холст, масло.
Шардена. Однако тот счел его недостаточно подготовленным и отослал в мастерскую Шардена. 81 x 65 см. Вариацией на тему галантного жанра стала эрмитажная картина «Выигранный поцелуй» — замечательный пример свободной живописной манеры Фрагонара.
Грёза. Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б. Не следует преувеличивать и роль сентиментализма, под влиянием которого оказался Фрагонар в семидесятые годы, что биографы связывают прежде всего с женитьбой художника (1769). Той же свободой отмечен ряд живописных вещей Фрагонара. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях.
Нет нужды вдаваться в иконографию сюжета, восходящего и к традиционной теме «художник и модель» и к теме сводничества, которую разрабатывали, например, голландцы XVII века. Венера Веласкеса, скорее, воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции ее фигуры далеки от античной «правильности». «Фрагонар вернулся из Рима Корее и Каллироя — его конкурсная картина. На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур».
1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств). Любовник изображен, лежащим в кустах. Несколько месяцев спустя Фрагонар вернулся к Буше. Он готовился стать историческим живописцем, перед нимоткрывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказыот Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). Вдохновленный старыми мастерами, Фрагонар обратился кБиблии.
Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». Сцены семейной жизни в его исполнении очень далеки от воспитательных уроков Грёза и, за редким исключением, представляют собой своеобразное ответвление «галантного жанра».
Жак Луи Давид в 1793 году так рекомендовал его Конвенту в качестве члена комиссии нового музея: «Пыл и оригинальность – вот что его характеризует. В следующем году он побеждает в конкурсе, организованном правительством. Он готов справиться с любым сюжетом, он остроумно компонует.
Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо. — в особенности от Тьеполо. Кажется именно это думает кавалер, восхищенно наблюдающий за своей возлюбленной артина «Качели» (полное ее название «Счастливые случайности качания на качелях») была написана Жаном Оноре Фрагонаром по заказу крупного финансиста барона де Сен-Жюльена в 1767 году. Данная картина отличается не только своим интересным сюжетом и композицией.
На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». Грёза. Вот таким образом любая из его «домашних сцен» дает представление о его искусстве в целом. «Счастливые возможности качелей», фривольный, яркий, дерзкий шедевр Фрагонара, был написан по заказу барона Сен-Жюльена, который в деталях описал будущую картину художнику. В этом он обнаружил большую смелость изобретательность и тонкий вкус.
Жан Оноре Фрагонар родился в 1732 году в Грассе. В 1815 году Александр становится Кавалером Почетного легиона. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Позднее он стал королевской резиденцией. Творчество художника в этот период отличается особой интенсивностью. Более того, можно и поирони-зировать: эта картина осталась в веках, а о шедеврах Дуайена вряд ли многие помнят.
Темперамент Фрагонара со всей силой проявился в серии работ, условно объединяемых под названием «фантастические портреты» («экспрессивные головы»). Внешне они часто похожидруг на друга (у художника были, вероятно излюбленные типы, которые переходилииз картины в картину). Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительноточно и полно представил стили ихудожественные вкусы эпохи: в первойчасти картины изображены холодные, напыщенные классицистическиепроизведения, во второй — игривые«галантные сцены» и жанровая живопись. Он наблюдает за полетом ее развевающегося платья, за обнаженными ножками. В Европе вряд ли найдется художник со столь пылким воображением».
На картине барышня изображена откинувшись назад. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие. Это действительно прекрасная вещь. А благодаря Шардену благодаря стал первоклассным живописцем. Сперва ученик Ж. -Б. Грёзоднимизпервых начал писать детей так, как онивыглядели в действительности, непытаясь (в отличие от художниковрококо) превратить их в «маленькихвзрослых».
Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Унаследовав великую национальную традицию XVII века, Шарден вместе с тем придал излюбленному им бытовом)—жанру черты интимности, столь свойственные искусству его эпохи. По всей видимости, сначала Сен-Жюльен предложил этот заказ мастеру исторической живописи Габриэлю Франсуа Дуайену. Одна из самых ярких страниц творчества мастера в 1670-е годы — серия «празднеств», протекающих на фоне прекрасных парков, аналогичных итальянским («Праздник в Сен-Клу», «Игра в жмурки», «Театр кукол», «Продавцы игрушек», «Актеры»).
Работал над гравюрой и занимался оформлением книг. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтенного живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Заказчик – барон Сен-Жюльен. На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку.
Или, по крайней мере, можно думать, что здесь сам Фрагонар, возмечтавший об Италии, принес необходимую жертву академическим «идолам». Фрагонар достиг в этом стиле высочайшего совершенства. Впрочем, оба любили наблюдать мирное соседство высокой культуры и простого быта, где, скажем, античный фонтан может послужить «прачечной» и между древними изваяниями сохнет развешанное на солнце белье. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Его яркое дарование определяет французскую живопись последней четверти XVIII века. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой.
Здесь началось приобщение к основам живописного ремесла. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая». По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь».
В картинах «Урок музыки» (ок. Подобно Ватто, Фрагонар открыл свою «Аркадию». Здесь между эстетикой и эротикой можно ставить почти что знак равенства. И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара.
Когда вы в последний раз качались на качелях в разгар пикника. Как. Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. Написание картины было заказано бароном Сен-Жюльеном.
Спервых лет истории Лувра здесь хранилисьпроизведения искусства. На самом деле: точное название картины — «Счастливые случайности качания на качелях». Венок возлюбленному.
Он был в своей «холостой квартире» со своей возлюбленной. Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Этот жанр живописи с его фривольностью и изяществом характерен для периода рококо. На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты.
Он начал с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину. В то же время Фрагонар увлеченно изучал творчество Рембрандта и Рубенса, копировал «малых» голландцев. Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр).
Золото широко, «в протирку» написанного полога, округлые формы и свободные складки постели, чуть холодноватые в тени и сияющие белизной на свету, редкие удары голубого, пятна зеленого и рыжего, рассчитанно нанесенные по контрасту, струящаяся фактура собачьей шерсти и ручейки складок задранной сорочки, восхитительное тело с гладкой упругой кожей, отливающей золотистыми рефлексами, — все это сделано столь искусно и с такой фантастической легкостью, что от раздражения фривольностью сюжета не остается и следа. Да еще и в таком двусмысленном антураже. Язык рококо в версии Буше — с его технической маэстрией, нарядной декоративностью, фривольностью, культом «галантной» мифологии, пасторали и т. п. — стал для Фрагонара первоначальным образцом живописи вообще (хотя, как мы увидим, дело этим отнюдь не ограничилось).
Изначально он обратился к художнику Габриэлю Франсуа Дуайену. Лукавство и страсть соединяет художник в «Качелях». Эту статью могут комментировать только участники сообщества. Он представил ее несколько месяцев томуназад в Академию и был единогласно принят.
Правда, в нем нет ни глубокой завораживающей тайны, ни высокой поэтической меланхолии гениального предшественника. Ему, признанному мастеру высокого жанра, взяться писать содержанку. Однако история расставила приоритеты с точностью до наоборот: имя и творчество Дуайена теперь известны разве что знатокам, в то время как «Качели» Фрагонара воспринимаются как настоящий символ французской культуры. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. В картинах«Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особойэмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическомукостюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма.
Благодаря протекции Давида Фрагонар работает последние годы столетия (с 1794 по 1800 год) в музейной комисии Лувра, формирует его кабинет рисунков затем лишается и этого места. Напротив, даже грустя, он способен внушить ощущение счастья. Нежно-розовое платьекачающейсяна качелях девушки ярко выделяется на фоне окутанного туманной дымкой старого сада. В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII века Бароччо, Солимена, Пьетро да Кортона и в особенности Тьеполо.
Фрагонар учился у таких разных живописцев, как Буше и Шарден. живописи — прежде всего голландской и фламандской.
Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах и написано как-то дрябло. Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости. Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину.
Он блестяще владеет техникой масляной живописи, сангиной, пером он занимается офортом. В 1752 году Фрагонар написал картину на библейскую тему «Иероним поклоняется идолам» для представления ее в Академию художеств и получил премию. Нежно-розовое платье качающейся на качелях девушки ярко выделяется на фоне старого сада изображенного слегка «размытым». И кожа женщины светлая, она не выглядит, как розовые, пухлые итальянские Венеры.
Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Позже Дуайен отказался от заказа и порекомендовал Фрагонара. Нам думается, что едва ли Фрагонар когда-либо лгал нарочно напротив, все указывает на то, что он всегда творил свободно искренно.
Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Прелестная девушка с кокетливой непринужденностью высоко подбрасывает изящную туфельку, раскачиваясь на качелях в великолепном парке. Поверите ли, через несколько дней после появления в Салоне моей картины «Святая Женевьева» один знатный человек послал за мною, чтобы заказать мне картину. Это истинное наслаждение — рассматривать, как вылеплены кистью все детали: руки, погруженные в пенную массу, мыльный клок, свисающий наподобие малой архитектурной формы, мыльный пузырь, прозрачный и все же весомый (как и все у Шардена), сползший чулок и стоптанный башмак малыша Плотная фактура как бы удостоверяет совершенную добротность живописной материи.
Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. Не зная фактов, было бы трудно представить себе, что конкурсная картина — «Иеровоам приносит жертвы идолам» (Париж, Школа изящных искусств) — исполнена той же рукой, которая живописала «Игру в жмурки» и «Качели».
Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам на качелях, которые раскачивает епископ. исполненных незадолго до отъезда из Италии или по возвращении в Париж (1761). Вот что говорил сам Дуайен о том самом заказе, который позже был перепоручен Жану-Оноре Фрагонару: Поверите ли, через несколько дней после появления в Салоне моей картины «Святая Женевьева» один знатный человек послал за мною, чтобы заказать мне картину. Он продолжал работать в разных жанрах, пытаясь модифицировать свой стиль в согласии с требованиями дня, свидетельством чего служат признаки неоклассицизма в композиционном строе поздних его вещей и особенно выспренность его аллегорий («Фонтан любви», «Обет Амуру», «Жертвоприношение розе»). Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. В период пребывания в Италии (1756—1761) былиисполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французскимаристократом, аббатом К. Р. Запечатлено мгновение, минутная ситуация.
Кроме того, Фрагонар не оправдал надежд, возлагавшихся на него после «Каллирои», о чем недвусмысленно сказано в том же отзыве, хотя и по поводу другой работы: «Г-н Фрагонар, тот, кто создал себе имя, должен иметь немного больше самолюбия». Г-н Фрагонар, это чертовски пресно. Такова «Прачка» из собрания Эрмитажа — этот маленький шедевр стоит многих сотен метров раскрашенного холста.
Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Юный пастух целует проигравшую партнершу та кокетливо сопротивляется. ПарижскийЛувр носит имя средневекового замка, построенного в начале XIIIв. Поздние годы Фрагонара, как и многих его сверстников, были омрачены известными событиями. В тени на заднем плане сидит на скамейке обманутый муж и раскачивает качели. Когда вы в последний раз качались на качелях в разгар пикника.
Собрание Уоллеса. Этот жанр живописи с его фривольностью и изяществом характерен для периода рококо. Франциск Iперевёзсюда из загородной резиденции — замкаФонтенбло — коллекцию живописи: лучшиетворения Леонардо да Винчи «Мадонна вгроте» и «Джоконда», доставшиеся емупосле смерти мастера, четыре полотнаРафаэля и другие картины. В легкомысленной альковной сценке Фрагонар поднимается до вершин живописно-пластического мастерства. Но как бы ни были скромны эти сюжеты, каждый холст Шардена представляет собой целый мир, завершенное в себе живописно-пластическое целое, где нет ничего случайного или рассчитанного на поверхностный эффект. Сперва ученик Ж. -Б. Дуайен буквально оцепенел от вопиющей непристойности предложения.
«Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Требование«раскрыть все богатства искусстваперед животворным оком народа» (словахудожника Жака Луи Давида) было выполненолишь во время Великой Французскойреволюции. Он испробовал себя во всех жанрах, разве что кроме натюрморта. Теперь деньги гребу лопатой. Если великолепный парк смотрится слегка «размытым», то фигура девушки, ее платье, нижняя юбка, шляпка детально прописаны сухой кистью, придавая картине слегка «кукольный» легкий эротизм.
Дуайен признавался, что подобное предложение его смутило и «заставило буквально оцепенеть». Шардена, а потом Франсуа Буше. Сверкающие световые блики и такие детали костюма, как колье, лиф платья и кружева, написаны в технике импасто.
Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. Дело, конечно, в самой живописи, в артистизме импровизации, перед которым зачастую блекнут и декоративные излишества Буше и назидательные «постановки» Грёза и надуманная риторика академических «историй». «Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. Резкие, короткие удары кисти сообщают живописи особую энергию.
Этот жанр живописи с его фривольностью и изяществом характерен для периода рококо. Он остается верен излюбленной тематике, хотя на смену прежней «веселости» все чаще приходят элегические настроения. В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р. Девушка в потоке сияющего солнечного света является средоточием композиции. Психея стала умолять Венеру простить ее и вернуть Купидона. Главными достоинства его живописи были свет и воздух.
Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров. Я теперь знаю В 1720 г., за год досмерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывескойантикварной лавки, — «Вывеска лавкиЖерсена».
Прототипами обеих серий служили реальные лица. «КраскиФрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они. Это был известный в свое время художник, член Академии, автор больших церковных картин. Лондон.
Его память переполнена впечатлениями от окружающей жизни, от природы и от искусства. Сестры почувствовали страшную зависть и ревность, символом которой является летящая над их головами Фурия со змеями в руках (отсюда выражение – змеиный укол зависти). Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах, написано пушисто. В 1670-е годы широкое распространение просветительских идей, призывы Руссо и Дидро к естественности, простоте и нравственности, а также изменения в личной жизни Фрагонара (он женится и становится отцом семейства) приводят к переменам в его искусстве. Сами названия портретов «Пение» (1769), «Любовная записка» (1773 -1776), «Маленькая озорница» (1777 — 1779) — говорят о большой доле аллегоризма. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика.
Копирование Рембрандта, конечно, оставило некоторые следы (светотеневые контрасты, реквизит), но композиция в целом, с ее сложной группировкой и пышной архитектурной декорацией, сделана с явным расчетом на внешний эффект. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма.
1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Но Фрагонар блестяще справился с заказом, создав композицию, каждая деталь которой проникнута тонким эротизмом и при этом свободна от порнографической пошлости. Но работает там неохотно его влечет рисование. Как сюжетика, так и стилистика ранних его холстов говорят об этом со всей очевидностью. «Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ.
Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С. Декоративное задание Фрагонар истолковал в свойственном ему чисто живописном духе, создав костюмированные портреты — олицетворения искусств («Писатель», «Актер», «Художник», «Пение»). Рококо. Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа.
Сад окрашен в зелено-голубой цвет и выглядит немного неестественно. В центре композиции «Счастливые возможности качелей» девушка в розовом платье. Но он быстро взял себя в руки и сказал: «Ах, месье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами».
У Шардена можно обнаружить следы голландских и фламандских влияний, но в целом это абсолютно французское явление. Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: «Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами». Но тут же спохватился: нет, это противоречит его принципам. Так как эти амуры малых размеров, на них нельзя смотреть издалека но, так как картина похожа на эскиз для плафона либо для купола, следовало бы повесить ее горизонтально над головой и смотреть на нее снизу вверх.
Однако такое совмещение воздействий — Буше и Рембрандт — само по себе выразительно. Вообще говоря, переимчивость, способность «заражаться» притягательными свойствами чужого дарования и умения самым удивительным образом сочеталась в натуре Фрагонара с творческой независимостью нужно было только время, чтобы «чужое» стало «своим». Юного Оноре устраивают в качестве клерка к нотариусу. Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: «Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами». Если же обратиться к его живописи, то загадка только усложнится.
В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Фрагонар пишет пейзажи, галантные и жанровые сцены, портреты, декоративные композиции и полотна на сюжеты из поэмы знаменитого итальянского литератора Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Он был в своей «холостой квартире» со своей возлюбленной.
король Франциск I (1515—1547гг. ) приказал снести обветшавшуюкрепость. Взлетают качели с нарядной дамой в розовом платье («Счастливые возможности качелей», 1765—1772). На самом деле: точное название картины — «Счастливые случайности качания на качелях». Ее поведал своему знакомому исторический художник Габриэль-Франсуа Дуайен. Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет.
История этого заказа довольно любопытна. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. В Отделескульптуры представлены произведениязападноевропейских мастеров XII—XIXвв.
Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Бок о бок с ним работает Маргарита Жерар, его свояченица и воспитанница (которая внушала художнику чувства более глубокие, нежели предполагает родственная близость).
В середине XVIв. У нее премилое личико со слегка вздернутым носиком и лукавинкой во взгляде. Зелено-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. В действительности они хотели только одного – лишить сестру ее счастья.
В Италии изучал работы мастеров итальянского барокко. Дидро не зря изощрялся в остроумии — работа не удалась. А вы знаете как привлечь деньги в свою жизнь. А вот известный своими игривыми картинами Фрагонар не постеснялся — и создал наполненное светом, воздухом и флиртом полотно, при взгляде на которое невозможно удержаться от улыбки и желания поиграть таким образом со своими кавалерами. Не случайно Эрвин Панофский заключил свое глубокомысленное эссе об элегической традиции ссылкой на рисунок Фрагонара «Могила» (Вена, Альбертина).
эстетических переживаний. На лицо девушки падает тень от шляпки, глаза ее ярко горят, руки демонстрируют изящный жест. О ней много говорили, о ней писал Дидро в «Салоне 1765 года».