Одноимённое уменьшенное повторение картины «На войну», написанное Савицким в том же 1888 году, находится в собрании Пермской государственной художественной галереи14448. Огромный зал в Музее истории Великой Отечественной войны (Минск) отдан под размещение постоянной экспозиции — серии картин художника Савицкого Михаила Андреевича (18. 02. 1922–08. 11. 2010). Картина Константина Савицкого На Войну: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Перегрев моторов и трансмиссии стал главным демаскирующим фактором в этой зимней войне. Участник выставок академических, передвижных, общества русских акварелистов, всероссийских (1882, 1896), Всемирной в Париже (1878). «В картине.
Такие действия были своеобразным аналогом «свободной охоты» улетчиков. Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. В его образно-пластической структуре соединены реальные эпизоды лагерного ада. Впоследствии эта точка зрения стала общепринятой. И в горестно склоненных спинах женщин и в бесшабашно пляшущих новобранцах и в мрачном взгляде бывалого солдата ощущается напряжение последних минут расставания. Он писал, что бытовой сюжет картины Савицкого изображающей проводы отправляемых на войну призывников, представляет собой «широко, содержательно и типично взятое им явление старой жизни», которому художник придаёт «хоровое, народное, обобщающее значение», вкладывая в него глубокий общественный смысл.
Его жена, которую удерживают и успокаивают родные, рвётся к уходящему мужу, она в ужасе от предстоящей разлуки, «её страшный, душераздирающий вопль как бы наполняет картину». В одной из московских частных коллекций (по сведениям на 1955—1957 годы — в собрании К. М. Шишковой) есть ещё один фрагмент — «Плачущая крестьянка и крестьянин у телеги»11. Здесь впервые с небывалой силой проявилось то хоровое начало (В. Картина «Проводы на войну» изображает событие, связанное с началом Русско-турецкой войной 1877 – 1878 годов, – отъезд мобилизованных солдат на фронт.
Перед тем как его поджечь, фашистские головорезы «забавляются» пляской с факелами. Событие, расколовшее мировую историю на «до» и «после», случилось 14 февраля 1945 года. Согласно дневникам государственного секретаря Александра Половцова, 10 июня 1886 года за завтраком художник Алексей Боголюбов рассказал ему, что накануне, представляя Александру III своё полотно «Открытие морского канала», он также показал императору новый вариант картины Савицкого «На войну»2526 (возможно, это был один из эскизов27).
При этом на полотне Савицкого эта трагедия «приобретает оптимистическое звучание», поскольку в народных массах изображённых художником, «таятся большие внутренние силы»38. Умер Савицкий в Пензе 31 января 1905 года. Двигатели тянули, но и грелись немилосердно.
Даже после того как картина «На войну» была представлена на 16-й передвижной выставке и получила там хорошие отзывы, Савицкий продолжал свою работу над ней, откладывая её передачу заказчику. Действительный член ИАХ (с 1895), академик (с 1897), член ТПХВ (с 1878, с 1872 — экспонент). Над картиной «Проводы на войну » Савицкий начал работать в 1880 году.
П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи. В своей основе это антимилитаристское произведение. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину Савицкого «На войну» «явно неудавшейся вещью», но признавал, что по силе выражения она принадлежит к лучшим произведениям, созданным передвижниками. Завтра тащу своё детище на выставку»6. Учился в Петербургской Академии Художеств, где был одним из лучших учеников. Но только на шоссе, а не в рыхлом снегу.
За свою жизнь написал немало превосходных полотен (Ремонтные работы на железной дороге, Встреча иконы, Беглый, Панихида в 9-й день на кладбище, В ожидании приговора суда, Посещение больного сына, Часовой у порохового погреба), но здесь хотелось бы рассказать об одной из самых удивительных картин Игоря Савицкого, которая называется На войну. Но мраморно светятся тела жертв, прекрасны их лица с печатью отрешённого спокойствия. На перроне стоит офицер, перед которым по стойке «смирно» вытянулись два солдата21. Жена художника, Валерия Ипполитовна, вспоминала, что Савицкий «много возился с перспективой, в особенности смущала его фигура пляшущего солдата, где нога в большом ракурсе»21. Могучая самоходка действовала в отрыве от основных сил танковой армии.
Первый вариант картины, оконченный в 1880 году, экспонировался на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)1011, открывшейся в Петербурге 6 (18) марта 1880 года. Савицкий сюжетно выделяет его из общей толпы провожающих.
Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. Жил и работал в Париже, а в летние месяцы в Оверни и в местечке Вель в Нормандии (1874-1875). Шестнадцать полотен этой цельной трагедийной «пьесы» с соответствующими действиями и актами отняли у Савицкого много сил и здоровья. высокая символика и многозначная аллегория. В. Стасов), которое будет свойственно творчеству художника и позднее.
Искусствовед Михаил Сокольников писал, что картина «Проводы на войну» относится к «значительнейшим картинам русской реалистической школы живописи». Его картины «Ремонтные работы на железной дороге» и «Встреча иконы» (обе — в ГТГ) принадлежат к числу самых значительных достижений передвижников в области бытовой живописи. В этой сцене чувствуется «сдержанное и целомудренное горе»36.
Шолохова, академик Российской академии художеств. По словам Сокольникова, в этой «страшной своим драматизмом» картине Савицкому удалось передать психологию народной массы, смятение посылаемых на войну крестьян, которые «не знают, куда их повезут дальше, с кем и за что, за какие интересы пойдут они воевать». Тьма-тьмущая вопросов, которые перебираешь в голове втихомолку и ответа на них нет»21. Его лечил лично «отец психоанализа» Зигмунд Фрейд. В принципе донный взрыватель-инициатор тоже следовало держать отдельно.
Утешение в Боге искали, в церковь ходили, но и там зачастую виделилицеприятие священников. Призывники и их семьи заполнили станционную платформу Николаевского (Московского) вокзала в Петербурге, куда уже подан паровоз с эшелоном. Картина «Встреча иконы» может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому «Крестному ходу в Курской губернии» (1880–1883). Родился в 1844 году в Таганроге – умер в Пензе в 1905 году. Эта группа присутствовала и в первом варианте картины (фрагмент «Группа прощающихся», ГРМ), но там она была расположена не в левой, а в правой части полотна.
И вся картина — это взрывная волна неистовой, накопленной за годы войны боли. Савицкий строит композицию, возможно, не без влияния картины «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова.
На войну – Константин Аполлонович Савицкий. Тяжело всегда было на Руси простомународу жить. В собрании Полтавского художественного музея хранится фрагмент «Солдаты идущие по дебаркадеру»46. Чёрные бараки, полоска зловеще-холодного неба — здесь всё выражает трагедию. Как бы то ни было, окончательный вариант картины создавался по заказу Александра III.
Стасов отмечал, что, несмотря на свой «серенький, синеватенький колорит», эта картина является «важной страницей в истории русского искусства». В основе сюжета лежит антимилитаристское произведение. А рядом, другие призывники, словно олицетворяя широту национальной натуры и неистребимый народный оптимизм, под звуки гармошки лихо отплясывают «русскую». Художник передает многочисленные оттенки личных человеческих переживаний от исступленного отчаяния женщины, разлучаемой с мужем, до безмолвного горя старухи, припавшей к груди сына. Могучая гаубица с грохотом изрыгнула огонь, смертоносную сталь и кое-что еще. Война – это большое горе, раскрывающее переживания персонажей изображенных на картине.
Жил в Динабурге (Литва), Петербурге, Москве (с 1891) и Пензе (с 1897). Родился в Таганроге в семье военного врача. «Смертью смерть поправ» — именно так воспринимается этот художественно-исторический «документ» эпохи. 1888.
Во многом продолжая обличительную линию «шестидесятников», Савицкий в то же время стремился к созданию положительных крестьянских образов. В настоящее время полотно «На войну» выставлено в зале 31 Михайловского дворца, где также находятся картины «Встреча иконы» Константина Савицкого, «Страдная пора» («Косцы») Григория Мясоедова и другие30. Право на жизнь фашистский режим даёт только палачам. Поначалу она экспонировалась в одном зале с полотнами «Запорожцы» Ильи Репина, «Покорение Сибири Ермаком» Василия Сурикова и «Христос и грешница» Василия Поленова там же находились картины художников-академистов — «Оргия» Вильгельма Котарбинского, «Поцелуйный обряд» Константина Маковского и «Грешница» Генриха Семирадского29. Большая группа рабочих с огромными тачками движется в разных направлениях.
Они везут песок. На заднем плане солдаты поднимаются по лестнице к вагонам. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Их не худо было бы издать для народа»18. А в целом ощущается одно чувство – отчаяние. Главная тема этих полотен – судьбы крестьянства.
Изображены проводы на войну идут последние минуты прощания. Другие авторы, наоборот, видели в этой сцене «широту русской натуры и неистребимый народный оптимизм»43. Вернувшись в Россию, в последующие годы художник создал несколько многофигурных картин «Встреча иконы» и «На войну», которые явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 году русско-турецкой войной. Зарево пожаров стало своеобразным ориентиром для тяжелых бомбардировщиков «Ланкастер» 5-й авиагруппы английских ВВС. Достаётся мне это нелегко»28.
И он, не жалея себя, её сжигал. В Государственной Третьяковской галерее хранятся три фрагмента первоначального варианта картины «На войну» (холст, масло, 1880) — «Группа солдат с гармонистом и скрипачом» (29, 5 29, 7см инв. Особенно тогда, когда работал над циклом больших полотен «Цифры на сердце» (1974–1987). По мнению Сарабьянова, картина «На войну» с её положительным образом народа развивает традиции таких полотен, как «Бурлаки на Волге» Репина и «Ремонтные работы на железной дороге» самого Савицкого. «Утро в сосновом лесу» – картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого.
За это академическое начальство отчислило Савицкого перед самым конкурсом на большую золотую медаль, что лишило молодого художника академического пенсионерства и поставило в трудное материальное положение. Лето 1873 г. Савицкий вместе с И. Н. Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где возгорается замыслом картины Ремонтные работы на железной дороге (1874) – первого и одного из наиболее значительных своих произведений. По словам Стасова, «Савицкий не колорист, но у него есть много такого, что всегда заставит забыть тот или другой частный его недостаток»19. Учился в АХ (1862-73) вместе с И. Е. Репиным, дружба с которым, а также сближение с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, И. И. Шишкиным, В. В. Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления художника. Уже в годы ученичества он связал свою деятельность с ТПХВ, стал его экспонентом. В 1955 году в Государственной Третьяковской галерее была организована выставка произведений Константина Савицкого, на которой был представлен второй (окончательный) вариант картины из Государственного Русского музея, а также были собраны 13 живописных и 66 графических произведений, связанных с работой художника над этой темой31.
Неслучайно художника называли «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного». По-видимому, находясь под сильным впечатлением от этой критики, Савицкий решил создать новый вариант картины «На войну». Здесь собрались солдаты, призывники и их семьи. Холст, масло.
Савицкий изображает события времён Русско-турецкой войны 1877—1878 годов2716. Судя по всему, ему многое пришлось повидать на своём веку, вот таким образом он лучше других понимает суть происходящего — вот почему, по описанию Елены Левенфиш, «в его угрюмом взгляде сквозит ненависть, зреющий протест». Именно тогда Гитлер раз и навсегда отказался от мяса. Надеется выжить любой ценой его угодливый помощник — узник из зондеркоманды. По словам Бенуа, даже если в техническом отношении лучшие картины Савицкого, включая «На войну», уступают работам Ильи Репина, всё равно они являются «вполне удовлетворительными произведениями, стоящими значительно выше общего уровня школы». Не теряя собственного достоинства, с суровым напряжением сдерживает он свои чувства его лицо выражает «возвышенное благородство, величавость и внутреннюю значительность»38.
Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах Всемирная иллюстрация, Пчела, Художественный журнал, Север, Артист. Созданные в последующие годы капитальные произведения художника – многофигурные картины Встреча иконы (1878) и На войну (1880-88) – явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной.
Тяжело всегдабыло на Руси жить простому народу, ноне у всех огрубело сердце. Трудового Красного Знамени. Маргарита, Отметили 300 лет трону, трон этот, поди – ветеран, вот только приладить корону –две капли – и тот же Роман. И слуги деяний рутинных, схватив думских кресел уют, чугуном седалищ партийных, все думают думу свою. Все также их мысль бородата, все та же с трибуны вода, но ведь это было когда-то, да только не помню когда. В фаворе банкир и богатый, их яйца манят Фаберже –ну, было же это, ребята, ведь кушали это уже. Вспотевши, придворные слугинароду веревочку вьют, хотят ведь «как лучше» – хапуги, выходит всегда – «дежавю». Все та же таланту неволя, он рвется в чужие края, и крутится русская доляв сортире на круге своя. На этот раз картина была встречена более благосклонно: в частности, художник Илья Репин отмечал, что «Савицкого картина На войну очень хорошо вышла»18, а критик Владимир Стасов писал, что она является «важной страницей в истории русского искусства»19.
Груда сломанных тачек, не выдержавших тяжести, на переднем плане. Присутствовавший при этом великий князь Владимир Александрович возмутился: «Какая дерзость представлять государю пьяных солдат. » Возможно, его реакция была продиктована тем, что он знал о недовольстве конференц-секретаря Академии художеств Петра Исеева, которому не нравилось то, что художники доходят до Александра III не через него, а другими путями. Тем не менее критик из «Петербургской газеты» признавал, что «сцены и типы есть превосходные, экспрессии как в движениях, так и в лицах жизненны, правдивы и глубоко прочувствованы»12.
каменоломни «Кровинки» в Тюрингии, штрафные изоляторы и. наконец, последний круг этого Дантова ада — концлагерь Дахау под Мюнхеном. Тем не менее, отдавая должное мастерству художника, автор статьи в «Новом времени» отмечал, что «отдельные группы и лица полны движения, жизни и выразительности и если остановишься на них, то во многих лицах и позах прочтёшь целую драму»1222. Ленина. Савицкий Константин Аполлонович (1844, Таганрог – 1905, Пенза)Художник, рисовальщик, гравер жанрист иллюстратор.
что автор пережил в гитлеровском плену. В письме к художнику Ивану Крамскому, датированном 22 декабря 1878 года, Савицкий писал: «Много бы дал, чтобы кто-нибудь из друзей по душе побеседовал со мной насчёт картины, которую пишу теперь. Были и положительные отзывы — например, художественный критик Владимир Стасов признавал, что, «несмотря на многие недостатки и в этой картине было много правды и чувства»14. Художник Иван Крамской объяснял недостатки полотна тем, что незадолго до выставки Савицкий внёс значительные изменения в свою картину и «переделки отразились на её живописной стороне в сторону ухудшения»20. Под потолком массивной броневой рубки загудели мощные вытяжные вентиляторы.
Художник работал над этим огромным по размерам полотном почти десять лет. Позднее его образ сравнивали с двумя персонажами изображёнными на картинах крестьянского цикла Крамского, — «Полесовщиком»33 и «Созерцателем»40. Рождался в нищете, жил в страхе и болезнях под плетьюгоспод своих.
В статье, посвящённой картине «На войну» и написанной по итогам этой выставки искусствовед Софья Гольдштейн проанализировала упомянутые 13 живописных работ и разделила их на две группы — произведения этюдного характера, отличавшиеся незавершённостью письма и хорошо проработанные многофигурные композиции. Главной темой этих полотен стала судьба крестьянства, видимо в связи с этими работами Савицкого позднее назовут «Некрасовым в живописи». На этот раз картина Савицкого была более благосклонно встречена специалистами и критиками. Ж-1420, поступил в 1908 году от К. И. Шишкиной)145.
И ем и пью и сплю всё с мыслью о ней». Во многом продолжая обличительную линию «шестидесятников», Савицкий в то же время стремился к созданию положительных крестьянских образов. 4 июля раненый Савицкий оказался в плену. «В картине сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы. », — писал В. В. Стасов.
Показ драматических событий крестьянской жизни, тяготение к созданию больших картин-эпопей, эмоциональная напряженность сцен отличают творчество Савицкого, мастера сложных многофигурных композиции. Преподавал в ЦУТР барона А. Л. Штиглица (1883-1889), в МУЖВЗ (1891-1897) и в пензенском художественном училище (1897-1905). Современники особо выделяли этот персонаж Савицкого и называли его «пахарем-атлетом», «могучим батраком» и «чернозёмной силой»40. В его лице, позе и движениях видна сила и уверенность в себе39.
В бледно-зеленом поле обзора мелькнула россыпь ярких точек. Ж-20, приобретён в 1956 году у А. В. Гордона)10. Широкие гусеницы «ostenketten» струдом разгребали снег, тяжелые машины равно вязли в заносах. Художественный критик Владимир Стасов отмечал, что у картины Савицкого слишком серый фон, хотя и признавал, что, «несмотря на многие недостатки и в этой картине было много правды и чувства»14.
Не случайно Савицкого назовут позднее Некрасовым в живописи, печальником горя народного. Картина Встреча иконы может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому Крестному ходу в Курской губернии (1880-83). Приняв решение изобразить последние минуты перед разлукой, художник получил возможность «показать действующих лиц тогда, когда ярче проявляются все чувства и мысли, обычно скрытые от посторонних взглядов»35.
Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Картина детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля (остров на озере Селигер). Он делает много рисунков на различные темы. Критик Владимир Стасов в статье «XVI Передвижная выставка», опубликованной в номере «Новостей и Биржевой газеты» от 6 марта 1888 года, подробно обсуждал картину «На войну», называя её лучшим созданием Константина Савицкого.
А потом двухсоткилограммовый стальной цилиндр спикировал на цель. А второго марта состоялся первый «Огненный рейд»: девятьсот сорок тонн фугасных бомб развалили оставшиеся немногочисленные дома, а потом сто сорок одна тонна «зажигалок» вызвала страшнейший пожар Дрездена. Помимо высказанных замечаний, в процессе работы над новым полотном определённое влияние на Савицкого могли оказать произведения других художников, в первую очередь многофигурное историческое полотно «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова, представленное на выставке передвижников в 1881 году15. Аналогичный образ крестьянина присутствовал и в варианте 1880 года, только там рядом с ним находилась плачущая крестьянка, закрывшая лицо руками и облокотившаяся о край телеги40 (фрагмент «Плачущая крестьянка и крестьянин у телеги», частное собрание11). Константин Аполлонович Савицкий – великий русский художник, художник. В 1897 году ему было присвоено звание академика живописи.
В сходных сюжетах оба художника представили огромное множество людей, толпу, показав различие характеров и состояний. Но авиация сейчас ограничивалась только разведывательными вылетами, да и то – редко. И стал самым кровавым вегетарианцем в мировой истории. Ещё не только не сдал, но пишу и пишу до одури. Освобождение союзными войсками пришло 29 апреля 1945-го.
Группа пожилых и молодых женщин силуэтом напоминает бурную вскипевшую волну. Первый ее вариант художник впоследствии разрезал на части. Картина «Встреча иконы» может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому «Крестному ходу в Курской губернии» (1880 – 1883). близ г. Нордхаузен). Канал ствола 280-миллиметровой гаубицы «Бр-5» был продут сжатым воздухом. По сравнению с версией 1880 года в окончательном варианте картины Савицкий «опоэтизировал» образ жены солдата изобразил её более стройной и молодой, более нарядно одетой, так что она даже «несколько утратила характерный крестьянский облик».
Во втором варианте полотна (1888) он стремился к решению новой задачи – созданию живописной эпопеи. Судьба первого варианта картины «На войну», оконченного в 1880 году, долгое время оставалась неизвестной.
Чтобы написать картину иногда нужно, по его словам, «сжечь душу». Выдающийся художник, педагог, общественный деятель. Типичные для военных лет сцены проводов на войну трактованы как народное горе.
На полотне представлены различные стадии этого события. Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. 10343, приобретён в 1928 году у Б. С. Петухова), «Группа прощающихся с новобранцем» (48 31см инв.
В 1874 году на III передвижной выставке художник представил картину «Ремонтные работы на железной дороге», сделавшую имя автора широко известным. По словам искусствоведа Михаила Сокольникова, фигура крестьянина образует своего рода центр в правой части композиции, а его «исполинский образ дышит такой мощью и силой, так пластически выразителен, что зритель ощущает в нём символ пробуждающегося к сознанию народа и несгибаемой народной воли»41. Константин Савицкий начал работу над картиной «На войну» во второй половине 1870-х годов. В 1871 году за отличное исполнение картины на библейский сюжет «Каин и Авель» он получил золотую медаль. Ночью девятка английских скоростных бомбардировщиков «Москито» сбросили зажигательные бомбы на стадион Острагехеге в центре Дрездена.
Все-таки огромная разрушительная мощь внутри требовала и соответствующего уважительного отношения к себе. Двое персонажей первого плана (мужчины с гружеными тачками) намеренно выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство, решительность. Появление на выставке полотна Савицкого было встречено рядом критических замечаний.
Снаряд весом в два центнера унесся по пологой дуге в ночное хмурое небо. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов отмечал, что в картине «На войну» главным героем является народ, через трагедию которого «раскрываются противоречия действительности» того времени.
Основатель и директор этого училища (1897) и создатель Пензенского художественного музея (1898). Такое вот тихое и спокойное чаепитие внутри медленно, но уверенно ползущей по заснеженному ночному лесу бронированной громадины. Во втором варианте полотна (1888) художник стремился к решению новой задачи – созданию живописной эпопеи. «Утро в сосновом лесу»— картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Изображены проводы на войну идут последние минуты прощания. Второй, окончательный вариант картины был представлен на 16-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»)16, открывшейся 28 февраля (11 марта) 1888 года в Петербурге1117. повествующем о том.
В ней подчёркивается «драматическая конфликтность действия», которая заостряет переживания героев и придаёт трактовке сцены героизм и напряжение, свойственные таким картинам Сурикова, как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова»51. Пожарные и спасатели начали ликвидацию огня и разрушений, но во втором часу ночи 529 «Ланкастеров» меньше чем за полчаса накрыли смертоносным «ковром» из тысячи восьмисот тонн бомб жилые кварталы Дрездена. Еще через восемь минут отбомбился отставший от строя 224-й самолет. П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи, на вырученные от продажи деньги молодой художник смог выехать во Францию, где Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра («Море в Нормандии (Рыбак в беде)», 1875 «Путешественники в Оверни», 1876). Гвардии капитан Козырев повел объективом слева направо.
Вторым ударом для него стала загадочная смерть любовницы Гели Раубаль. Слёзы и стон словно пронизывают полотно. Главная тема его творчества – судьбы крестьянства. Только и думаю, как бы скорей увидать её совсем установившейся.
За потоки порохового дыма после стрельбы «атомную самоходку» «ИСУ-280АТ» острые на язык танкисты окрестили «паровозом». По мнению искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, к таким произведениям в первую очередь следует отнести картины «Тёмные люди» (1882, ГРМ), «Конокрад» (1883) и «Крючник» (1884)24.
11169, поступил в 1929 году из музея И. С. Остроухова) и «Солдаты, толпящиеся у железнодорожных вагонов» (23, 8 52, 4см инв. Все равно без головного инициатора взрыва не произойдет. Так же серьезно по содержанию и полотно «На войну», Художник написал картину спустя десять лет со времени тяжелой русско-турецкой войны, но память о ней, о понесенных потерях еще была жива в народе.
Автор рецензии, опубликованной в газете «Молва», писал, что если мысленно попробовать «с любой стороны картины отрезать от неё сколько вам угодно или столько же к ней прибавить в том же характере — содержание картины от этого не выиграет и не проиграет». В Государственном Русском музее находится ещё один фрагмент первоначального варианта картины, «Группа прощающихся» (холст на картоне, масло, 70 56см инв. Спасательные работы продолжались всю оставшуюся ночь и всю первую половину дня.
Он думает о тяжёлой жизни без кормильца, которая предстоит его молодой жене и старикам-родителям37. Картина детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля (остров на озере Селигер).
Мастерски выстроенная многофигурная композиция прекрасно передает свойственное позднему творчеству художника «хоровое начало», ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, работающих поленщиками на строительстве железной дороги. Известны некоторые написанные в этот период этюды Савицкого, в том числе с изображением персонажей, не вошедших в окончательную версию картины, такие как «Плачущий солдат»23. В полдень снова появились бомбардировщики – на этот раз американские «Летающие крепости».
При этом императрица Мария Фёдоровна и великая княгиня Елизавета Фёдоровна постарались смягчить перед Боголюбовым «резкость этой выходки» Владимира Александровича25. На следующий день «Летающие крепости» сбросили еще 366 тонн бомб. Франциска Скорины и Андрея Первозванного. Позднее искусствовед Михаил Сокольников отмечал, что полотно Савицкого «На войну» относится «к значительнейшим картинам русской реалистической школы живописи»6.
Вместе с ними Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра. В созданных им во Франции картинах – Море в Нормандии (Рыбак в беде) (1875), Путешественники в Оверни (1876) – он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды. Поезд уже подан. Автор статьи в «Петербургской газете» отмечал, что в полотне Савицкого «всё интересно, но интересно в частностях», а в общем «картины нет или лучше сказать, она не сконцентрирована, не связана воедино». Триста одиннадцать самолетов Б-17 высыпали 771 тонну бомб.
Обозреватель газеты «Новое время» писал, что в произведении Савицкого есть «обильный материал на добрый десяток картин», что явилось причиной того, что «сам художник не мог разобраться в массе отъезжающих и провожающих». Картина «На войну» посвящена тем событиям. Он писал, что в ней хватает «верных людских типов, правды национальной и психологической», «трагических, раздирательных сцен прощанья, беззаботной удали, солдатского залихватства, женской грации и красоты в простой молодой русской крестьянке», а также отмечал «наивность и простодушие в стариках и детях», наполненность движением и жизнью, «разнообразие волнования бедного люда», «разношёрстность интересов» и способов их выражения49. Может быть, Вам уже послали.
В картине. Каждый рабочий перед зрителем отдельно, тут и отчаянный юношу и богатырски сложенный, но также прилагающий неимоверные усилия рабочий, пожилой рабочий не может вытянуть свою тачку, один из рабочих обессилив повис в лямке. Так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов (печи крематориев не успевали справляться с этой задачей), куда тела сгребались бульдозерами.
Именно в этом «обнажении», по мнению Сокольникова и заключался основной смысл полотна Савицкого6. Таков апогей изощрённой фантазии злобствующих мракобесов. В течение последующих восьми лет Савицкий трудился над вторым вариантом произведения, достигнув в нем значительно большего художественного обобщения. Гротесково безобразен хохочущий эсэсовец. С обеих сторон преградой возвышаются насыпи железнодорожного полотна. «Знак Почёта», обладатель многих медалей, грамот и дипломов, почётный гражданин города Минска и — первый среди деятелей национальной культуры — Герой Беларуси.
Картина «На войну» находилась в Зимнем дворце, а в 1897 году была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор12. Карбюраторные двигатели «Майбах» давали возможность развивать этому танку довольно приличную скорость в сорок километров в час. Учился в ИАХ (1862, 1867-1873). Во многом продолжая обличительную линию «шестидесятников», Савицкий в то же время стремился к созданию положительных крестьянских образов. И опять же острословы практически сразу окрестили стреляные гаубичные гильзы, выброшенные за борт, не иначе как «говном мамонта».
По мнению Бенуа, важными преимуществами Савицкого перед другими художниками были объективность и «серьёзное внимание к пейзажу, типам и позам»50. По словам Дмитрия Сарабьянова, «сейчас этим людям всё равно, куда их повезут, что заставят делать, с кем придётся воевать на некоторое время они утопили своё горе в вине, но тем горше будет похмелье»39. После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья – пенсионеры АХ И. Е. Репин и В. Д. Поленов. В то же время это создает ощущение внутренней духовной связи персонажей, чувство массовости и народности, то «хоровое», по выражению В. В. Стасова, начало, которое было вообще столь характерно для лучших работ передвижников.