Работа в одиночестве, вдали от друзей начала томить Савицкого и по возвращении в Петербург он с большой радостью вошел в дружную среду художников, близких ему по своим творческим устремлениям. Огромный зал в Музее истории Великой Отечественной войны (Минск) отдан под размещение постоянной экспозиции — серии картин художника Савицкого Михаила Андреевича (18. 02. 1922–08. 11. 2010). Памяти Михаила Савицкого посвятил свою персональную выставку художник из Литвы Анатолий Стишко, считающий себя учеником и другом белорусского мастера56. И прежде чем пригласить вас в картинную галерею я просто обязан вспомнить ещё одного Савицкого – сына художника, который пойдет по стопам отца и станет Академиком художеств СССР.
Константин Аполлонович Савицкий – выдающийся русский художник, академик живописи, педагог и первый директор пензенского художественного училища. Но для многих будет открытием, что мишек дорисовывал другой художник – К. А. Савицкий. Константин Аполлонович Савицкий (6 июня 1844, Таганрог— 13 февраля 1905, Пенза)— российский художник, академик живописи.
Человек в полосатой робе военнопленного с биркой на шее встал перед нами, сжав кулаки. И вся картина — это взрывная волна неистовой, накопленной за годы войны боли. И на костре.
— Но вот что тебе надо знать: я расскажу правду и пусть твоя дума не отступит от правды». Смотришь па это полотно и думаешь: вот что может искусство, если оно дерзает. В. Стасов), которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Основные живописные произведения художника: «Последний день Трои. Узнаваемый и неповторимый авторский стиль Захи Хадид (знаменитой «королевы кривой») виден в каждой линии, в каждом изгибе – от основных конструктивных решений до скамеек в залах ожидания. В 1874 году на III передвижной выставке художник представил картину «Ремонтные работы на железной дороге», сделавшую имя автора широко известным. Расстояние в одиннадцать лет, отделяющее «Партизанскую мадонну» от другой «партизанской мадонны», которую художник нарек «минской», не столь значительно, чтобы первую работу отнести к раннему периоду, а вторую — к позднему.
Греков был инициатором коллективного труда — создания панорамы и серии диорам, отражающих историю боев за Перекоп после его смерти организованная им группа художников выбрала своим руководителем Савицкого. И держит она на коленях их совместного сына. А как мадонна минская. В качестве основного конструктивного материала использован железобетон.
Главной темой этих полотен стала судьба крестьянства, видимо в связи с этими работами Савицкого позднее назовут «Некрасовым в живописи». Медведей-то Савицкий дописывал. Особенно тогда, когда работал над циклом больших полотен «Цифры на сердце» (1974–1987). Нет, это не просто групповой портрет, по-своему талантливо написанный и скомпонованный («Композитор. » — говорили о Савицком еще в институте), это нечто такое, что хочется назвать принципом.
Главная тема этих полотен – судьбы крестьянства. Художник иллюстрировал классические произведения литературы: «Маленькие трагедии» А. С. Таков апогей изощрённой фантазии злобствующих мракобесов.
Его картины построены на началах полного жизнеподобия и содержательной наглядности. каменоломни «Кровинки» в Тюрингии, штрафные изоляторы и. наконец, последний круг этого Дантова ада — концлагерь Дахау под Мюнхеном.
Над картиной «Проводы на войну » Савицкий начал работать в 1880 году. Умер Савицкий в Пензе 31 января 1905 года. Выдающийся художник, педагог, общественный деятель. В 1871 году за картину «Каин и Авель» художник получает малую золотую медаль.
Мне особенно дорога эта картина у Шишкина и вот по какой причине. Вы взгляните, какую необыкновенную, яркую плеяду людей собрал этот человек вокруг большого революционного дела. Самыми известными картинами великого русского живописца, стали: «На войну» (Государственный Русский музей), «Ремонтные работы на железной дороге» (Государственная Третьяковская галерея), «Встреча иконы» (Третьяковская галерея), «Тёмные люди», «У мирового судьи», «Панихида на кладбище» и многие другие. Первый ее вариант художник впоследствии разрезал на части. Камни были испещрены надписями, при этом и русскими.
И слава пришла к художнику с этим произведением. «Смертью смерть поправ» — именно так воспринимается этот художественно-исторический «документ» эпохи. За время учёбы в Академии награждён семью медалями: в 1868 году три малые серебряные за картину «Шарманщик», в 1869 году большая серебряная за эскиз «Распинание Христа», в 1870 большая серебряная и большая поощрительная за картины «Посещение больного сына» и «Часовой у порохового погреба». В картине.
Рождался в нищете, жил в страхе и болезнях под плетьюгоспод своих. Сострадание к человеку, к мукам, которые он принял в этой войне, нигде, пожалуй, не достигает такой силы у Савицкого, как в картине «Отбор». Более десяти лет продолжалась работа Савицкого над картиной «На войну». В 1868 получил три малые серебряные медали за картину «Шарманщик», рисунок и этюд, в 1869 — малую и большую серебряные за этюды, в 1870 — малую серебряную медаль за эскиз композиции «Распятие», большую серебряную медаль за рисунок и большую поощрительную медаль за картины «Посещение больного сына» и «Часовой порохового погреба». Это обстоятельство стало причиной отчисления Савицкого из Академии художеств в 1873 году.
У меня нет прямых указаний, но думаю, что это автопортрет. Шестнадцать полотен этой цельной трагедийной «пьесы» с соответствующими действиями и актами отняли у Савицкого много сил и здоровья. Умелое построение композиции передает напряженность и ритм труда простых людей. После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья – пенсионеры АХ И. Е. Репин и В. Д. Поленов.
Драматургическим ядром каждой картины является факт, в котором заложены и действие и мысль завидной силы. Савицкий написал эту картину после развода Репина.
Тяжело всегда было на Руси простомународу жить. С обеих сторон преградой возвышаются насыпи железнодорожного полотна.
После посещения художественных академий Дрездена и Дюссельдорфа, жил и работал в Париже, увлекался гравюрой по металлу. Есть в картине и неотразимость жизни: это не герб, это бытие, прерванное на полуслове.
Ужас смерти, выплеснувшийся на лица. В 1862 посещал Рисовальную школу Общества поощрения художников. Большая группа рабочих с огромными тачками движется в разных направлениях. Именно так мы понимаем «Поющих коммунистов». Обучался в Императорской Академии художеств в классе исторической живописи.
Но вот о чем подумалось: если это Савицкий, то художник увидел себя из сегодняшнего дня. Художник продолжал участвовать в выставках передвижников до 1903 года. Родился в Таганроге в семье военного врача. Однако, когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину.
Во многом значительное влияние на его становление как художника окажут В. В. Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах Всемирная иллюстрация, Пчела, Художественный журнал, Север, Артист. Созданные в последующие годы капитальные произведения художника – многофигурные картины Встреча иконы (1878) и На войну (1880-88) – явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Сильнейшая сторона этой живописи — лица обреченных. И это уже голос всеобщий, голос народа-воина, давшего бой супостату и повергшего врага. Но коммунисты ноют.
Есть нечто необоримое в том, как художник входит в сознание народа. высокая символика и многозначная аллегория. Но мраморно светятся тела жертв, прекрасны их лица с печатью отрешённого спокойствия. За это академическое начальство отчислило Савицкого перед самым конкурсом на большую золотую медаль, что лишило молодого художника академического пенсионерства и поставило в трудное материальное положение. Лето 1873 г. Савицкий вместе с И. Н. Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где возгорается замыслом картины Ремонтные работы на железной дороге (1874) – первого и одного из наиболее значительных своих произведений. Тяжело всегдабыло на Руси жить простому народу, ноне у всех огрубело сердце.
Не будь картина Савицкого гимном мужеству, как все гимны патетическим, она, быть может, потребовала бы от художника иного решения. В конце 1930-х годов работал над диорамами и панорамами («Штурм Перекопа», 1934-38), батальными полотнами и большими панно, для павильонов ВСХВ, несмотря на утилитарность данных произведений, в них видны неизменные черты манеры Георгия Савицкого. Гротесково безобразен хохочущий эсэсовец. Человек способен обратить взгляд не только в прошлое, но и в будущее. Они везут песок.
П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи, на вырученные от продажи деньги молодой художник смог выехать во Францию, где Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра («Море в Нормандии (Рыбак в беде)», 1875 «Путешественники в Оверни», 1876). И за интересный рассказ.
что автор пережил в гитлеровском плену. Он делает много рисунков на различные темы. Они на грани развода. Пронизанные движением, стремительные по живописи эскизы Бега и Скачки уравновешиваются центральной частью триптиха (Маневры), построенной как церемониальное шествие с мерным чередованием силуэтов, с ритмически ясным расположением цветовых пятен.
Немногих враг взял в плен. Конечно, Савицкий мог показать Ленина и в иной сфере его многогранной деятельности (и он показал ого. ), но картина «Первые декреты» дает нам образ вождя в таком историческом идейном и конечно же человеческом аспекте, какой раскрывает сущность революции и в ретроспекции и, конечно, в перспективе, сохранив со великий смысл и масштабность. Группа пожилых и молодых женщин силуэтом напоминает бурную вскипевшую волну.
За границей Савицкий пишет картины «Путешественники в Оверни», «Море в Нормандии (Рыбак в беде)». Среди изуродованных мёртвых тел — жертв лагеря смерти — женщины опознают своих сыновей, мужей, братьев.
В 1871 году за отличное исполнение картины на библейский сюжет «Каин и Авель» он получил золотую медаль. Идею картины подчеркивают и выбранные оттенки: коричневый, сине-серый, желтый, серый. Крамской, И. Е. У Савицкого есть картина «Узник 32815».
«В картине. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Третьяков. И все-таки некоторая разница в манере, какой писаны эти мадонны, есть.
Для всех картин, пожалуй, самое характерное: смерть, ужас смерти. Картина Кожевники (1924) посвящена прославлению труда, На страже и стройке обращена к ленинской теме, Советский порт представляет собой индустриальный пейзаж. В 1871 году за программу «Каин и Авель» награждён малой золотой медалью, после чего отправлен Академией за границу, где по 1874 год получал стипендию Императора Александра II.
В этой грандиозной работе им вместе с В. Ефановым и Н. Христенко выполнен главный эскиз Штурм Перекопа. Его вдохновляли вольнолюбивые люди, не желающие подчиняться произволу сильных и богатых, привлекали независимые характеры, волновала красота простых тружеников, образы которых созданы художником в таких произведениях, как «Аннушка» (80-е годы) и «Крючник» (1884). Вместе с ними Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра. В созданных им во Франции картинах – Море в Нормандии (Рыбак в беде) (1875), Путешественники в Оверни (1876) – он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды. Детские годы Константина прошли в Таганроге. Казалось и казнь не остановила дыхания жизни — и живые и мертвые проклинают убийц. «.
Ленина. Но, спустившись к воде, я сумел рассмотреть отвесные камни и даже войти в пещеры. Естественное освещение и вентиляция, солнечные батареи и геотермальный тепловой насос позволили добиться высокого уровня энергоэффективности и экологичности нового транспортного терминала. Но тут, что называется, воля народа. В картинах Декабрь 1905 года (1925), Стихийная демобилизация старой армии в 1918 году (1928), Первые дни Октября (1929), Поход Таманской армии (1933) отражены важные эпизоды и вехи в истории страны.
На картинке бульдозер со зловещими фарами символизирует тот безупречно налаженный механизм уничтожения, каким был каждый лагерь смерти. На меня наибольшее впечатление произвела первая из картин: «Убийство семьи партизана». Во втором варианте полотна (1888) художник стремился к решению новой задачи – созданию живописной эпопеи. Перед тем как его поджечь, фашистские головорезы «забавляются» пляской с факелами. Первым произведением, принесшим художнику широкую известность, стало полотно «Ремонтные работы на железной дороге».
Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. Стасов, И. И. Шишкин, М. М. Уже в этой работе виртуозно передано «хоровое начало», присущее картинами Савицкого. И особенно нарасхват шло "Утро в сосновом лесу".
Чёрные бараки, полоска зловеще-холодного неба — здесь всё выражает трагедию. Мой дед прошел всю войну, а вернулся инвалидом.
«Знак Почёта», обладатель многих медалей, грамот и дипломов, почётный гражданин города Минска и — первый среди деятелей национальной культуры — Герой Беларуси. Впереди был ад немецкого плена, ад злой неволи. Самое интересное в художнике, — развитие его художнической мысли, зримые формы его поиска, его внимание к первооснове изобразительного — рисунку и колориту. Особое значение придает Савицкий одиноко стоящему возле своей телеги крестьянину.
За плечами было двести пятьдесят дней севастопольской страды, впереди. Блокада», «Плач о павших героях», «Витебские ворота». Картина «Встреча иконы» может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому «Крестному ходу в Курской губернии» (1880 – 1883). Образование баталиста художник получил по ходу работы, сотрудничая с основателем советской батальной картины М. Б. Грековым (совместно ими выполнен эскиз диорамы Бой под станицей Егорлыкской). Не случайно Савицкого назовут позднее Некрасовым в живописи, печальником горя народного. Картина Встреча иконы может рассматриваться как своеобразная параллель репинскому Крестному ходу в Курской губернии (1880-83).
Надеется выжить любой ценой его угодливый помощник — узник из зондеркоманды. Большое Вам спасибо за комментарий. В ряды же Товарищества Савицкий вступил в 1878 году. Что он говорит им, что может сказать: «Я расскажу, а ты думай, — может сказать художник. И дара, данного природой и более чем жестоких мук, которыми одарила художника жизнь, оказалось недостаточно, чтобы задача была решена. К. А. Савицкого, Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), Институте русского реалистического искусства, Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее, Переславль-Залесском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Самарском художественном музее, Угличском художественном музее, Центральном музее Вооруженных сил, Луганском областном художественном музее, частных российских собраниях.
В это же время он создал ряд произведений: «Темные люди» (1882), «Поймали» (1883), «Беглые в Сибири» (1891). Нам скажут: безумные. В 1871 отмечен малой золотой медалью за исполнение программы «Каин и Авель». близ г. Нордхаузен). Если преемниками Джордано Бруно и Галилео Галилея стали коммунисты, граница света и тьмы легла с точностью математической.
Родился в семье военного врача, отец художника Г. К. Савицкого. Судак» (1925), «Кавалерийская атака», «Затравили», «Портрет отца» и другие. По обе стороны «моста» располагаются необыкновенно эффектные входные зоны, а прямо над путями – большой центральный атриум с кафе, магазинами, залом ожидания. Изображены проводы на войну идут последние минуты прощания. В 1873 году Константин Аполлонович экспонировал несколько своих работ на Второй передвижной выставке, вызвав тем самым огромное недовольство Совета Академии художеств, который в том же году исключил Савицкого из учебного заведения, придравшись к первому подходящему поводу (не сданный в срок из-за женитьбы экзамен).
Право на жизнь фашистский режим даёт только палачам. Смерть Приама» (1915), «Псовый двор» (1917), «1919» (1921), «Раненая амазонка Камилла» 1922, «Кожевники» (1924), «Стихийная демобилизация старой армии в 1918 году» (1928), «Поход Таманской армии» (1933), «Улов» (1934), «Всеобщая железнодорожная забастовка в октябре 1905 года» (1934), «На манёврах» (1938), «Портрет жены художника» (1941), «По следам врага» 1942, «Первые дни Октября» (1949). Здесь впервые с небывалой силой проявилось то хоровое начало (В. Однако самое важное тут: кого собрало имя и знамя Ленина. Двое персонажей первого плана (мужчины с гружеными тачками) намеренно выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство, решительность.
Во Франции он изучает живопись, знакомится с работами французских художников. Тип углубленного в свои мысли крестьянина Савицкий выводил и раньше — в картине «Встреча иконы». В его образно-пластической структуре соединены реальные эпизоды лагерного ада. Думаю, что не ошибусь, если скажу: народ узнал Савицкого по «Партизанской мадонне». К. А. Савицкий родился в 1844 году в Таганроге. За время учёбы в Академии получил семь медалей.
В 1873 оставил занятия в Академии. Только подумать: через четыреста лет после неистовства инквизиции в центре Европы взметнулись к небу ее костры. Это позволяло войскам, как бы отходя все дальше в море, оставаться на суше. Рано осиротел, воспитывался в частном пансионе Голандера в местечке Биркенруе в Лифляндии.
Вот художник и отсёк своё изображение, чтобы укоротить злые языки. Севастопольские баталии заканчивались в Херсонесе. «Утро в сосновом лесу» – картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Народный художник СССР, народный художник Беларуси, лауреат Государственной премии СССР и трижды — Беларуси, лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства.
Но, как показало дальнейшее, внутреннее развитие Савицкого привело его к совсем другой живописной судьбе. Изображены проводы на войну идут последние минуты прощания. Ему присуща тяга к монументальным решениям, тенденция к укрупнению картинных форм. Какой смысл можно внести в эту формулу. В 1871–1874 получал стипендию императора Александра II. Именно здесь будет формироваться мировоззрение Савицкого.
А может, он сотворил все это именно потому, что прошел через этот ад. Проект победил на конкурсе ещё в 2003 году, но строительство началось только в 2015. Примером того, чем может одарить это могучее средство зрелого художника, может служить работа Савицкого «Мать партизана», работа неожиданная по замыслу, во всех отношениях оригинальная, одна из самых сильных у Савицкого по степени воздействия на зрителя, а возможно, даже сильнейшая. Но труд этот во сулил художнику легкой удачи.
Ему присуща тяга к монументальному укрупнению живописных форм. Шолохова, академик Российской академии художеств. Ситуация, абсолютно невозможная в России сегодня. Картина детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля (остров на озере Селигер). В детстве мальчик увлекся рисованием.
Чтобы написать картину иногда нужно, по его словам, «сжечь душу». И он, не жалея себя, её сжигал. Многих погубила жажда — вода рядом, но питьевой нет. Более 20 лет он отдал педагогической деятельности, работая в художественных училищах Петербурга, Москвы, Пензы.
И дело не только во внешнем сходстве. Слёзы и стон словно пронизывают полотно. 4 июля раненый Савицкий оказался в плену.
И именно так, как нам представляется, понимает подвиг коммунистом художник. Это была его воля. Утешение в Боге искали, в церковь ходили, но и там зачастую виделилицеприятие священников. Груда сломанных тачек, не выдержавших тяжести, на переднем плане. О «полной» репродукции картины я откажусь. Антокольский, И. Н. В 1897 году ему было присвоено звание академика живописи. Первые дни Октября этой наглядностью близки плакату — столь символичны для времени фигуры солдата, матроса и рабочего и откровенная риторика обращенного к зрителям патетического жеста (в композиции явны следы академического канона) подчеркивает плакатное начало в станковом полотне.
Освобождение союзными войсками пришло 29 апреля 1945-го. Но прежде об ином. Насколько мне известно, картину не «разрезали», а сам Константин Савицкий отсёк своё изображение.
Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. Как приверженец ахрровскокого понимания искусства Савицкий проявляет чуткость к социальным типажам в своих произведениях — так, в картине Всеобщая железнодорожная забастовка в октябре 1905 года (1925) он умело выделяет среди толпы отдельные лица, весьма определенные и разнообразные по социально-психологическим характеристикам. На деньги, вырученные от продажи полотна, художник отправляется за границу. Истинно, жертвы инквизиций гибнут, смерть поправ. Потому пусть будет так, как желал этого сам художник. Специальная тема и, к слову сказать, тема, вызывающая немалый интерес: ранние вещи об отчей белорусской земле, такие, как «Стелют лен», «На картофельном поле», «Девушка с капустой», «Урожай», «Хлеб» и, конечно, «Льноводы» (вещь для той поры неожиданная), отозвались на вещах более поздних: «Сказ о хлебе», «Зерно», «Хлеб нового урожая», «На покосе», «Колыбельная», «Жатва», «Мужики». Картины на сюжеты античной мифологии, отмеченные влиянием эстетики модерна (Раненая амазонка Камилла, 1922), создаются им в то же время, что и бытовые зарисовки, с репортерской точностью схватывающие событие (1919, 1921).
Мастерски выстроенная многофигурная композиция прекрасно передает свойственное позднему творчеству художника «хоровое начало», ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, работающих поленщиками на строительстве железной дороги. П. М. Третьяков приобрел ее для своей галереи. В том же году поступил в ИАХ, занимался до 1873 (с перерывами) в классе исторической живописи у Ф. А. Бруни, А. Т. Маркова, П. П. Чистякова пользовался советами Л. Ф. Лагорио и А. Е. Бейдемана. Константин Аполлонович Савицкий родился 25 мая (6 июня) 1844 года в Таганроге в семье военного врача.
Одну из картин он не продал, оставил у себя. Розовое в желтых отсветах небо и следующие одна за другой черные виселицы. Учился в Петербургской Академии Художеств, где был одним из лучших учеников.
Фигура старой женщины, опершейся в неизбывной скорби на руку (жест нелегкой думы, жест муки тяжкой) и старика с винтовкой говорят: обратившись к вашему сознанию, мадонна взывает и от их имени. Дело в том, что женщина на картине — это супруга художника. Подобные образы помогали Савицкому определеннее выявить идейный смысл своих произведений.
Горе сковало девушек, но каждая из них стремится возобладать над этим горем по-своему. К конкурсу на большую золотую медаль допущен не был в связи с участием во Второй выставке ТПХВ (1872/1873) и «неисполнением всех постановлений ИАХ». В 1878 году вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Вернувшись в Россию, в последующие годы художник создал несколько многофигурных картин «Встреча иконы» и «На войну», которые явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 году русско-турецкой войной.
Маргарита, Отметили 300 лет трону, трон этот, поди – ветеран, вот только приладить корону –две капли – и тот же Роман. И слуги деяний рутинных, схватив думских кресел уют, чугуном седалищ партийных, все думают думу свою. Все также их мысль бородата, все та же с трибуны вода, но ведь это было когда-то, да только не помню когда. В фаворе банкир и богатый, их яйца манят Фаберже –ну, было же это, ребята, ведь кушали это уже. Вспотевши, придворные слугинароду веревочку вьют, хотят ведь «как лучше» – хапуги, выходит всегда – «дежавю». Все та же таланту неволя, он рвется в чужие края, и крутится русская доляв сортире на круге своя. Так на жаргоне эсэсовцев назывались ямы для сожжения трупов (печи крематориев не успевали справляться с этой задачей), куда тела сгребались бульдозерами. Мы сказали: проглянет своеобразно. Быть может, ответить на этот вопрос помогут мадонны Савицкого.
Я был на Херсонесе на другой день после того, как его покинул враг. Не силой ли своей скорби женщина вызвала в памяти образ сына, казненного через повешение. Во втором варианте полотна (1888) он стремился к решению новой задачи – созданию живописной эпопеи.
В них всё пронизано стремительным движением, в живописном отношении эскизы «Скачки» и «Бега» уравновешиваются статичной центральной частью триптиха – «Маневры». В том, что он для нее остался малышом, — материнское видение: ей хочется видеть его таким.
Михаил Андреевич Савицкий был среди этих последних. В каком смысле — своеобразно. повествующем о том. И это очень точно передали полотна Савицкого, воссоздающие жизнь и революционное дело Ленина и, на мой взгляд, лучшее из этих полотен — «Первые декреты». Мне кажется, что сравнение этих двух периодов в творчестве Савицкого дает немалый материал для раздумий о нынешнем этапе поисков художника.
Основной злодей этой картины — отвратительный жирный поп, с трудом вылезающий из дорожной кибитки. Да, в будущее, к тем, кто идет за ним и еще придет. Картину приобрел для своей галереи П. М.
Первый обращен к партизанской летописи — это «Убийство семьи партизана», «Клятва», «Партизаны. Учился в АХ (1862-73) вместе с И. Е. Репиным, дружба с которым, а также сближение с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, И. И. Шишкиным, В. В. Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления художника. Уже в годы ученичества он связал свою деятельность с ТПХВ, стал его экспонентом. Трудового Красного Знамени. В 1871 году Савицкий был награжден золотой медалью за картину «Каин и Авель».
Франциска Скорины и Андрея Первозванного. И художник отыскал эту деталь, отыскал со свойственной ему решимостью, не выказав робости, не убоявшись упреков, которые, конечно, тут были и — не надо огорчаться — будут ибо себестоимость нови всегда была дорога: мы говорим о женщине-знаменосце с древком, увенчанным багровым стягом, которая осенила своим кумачовым штандартом родной народ, а вместе с ним его мужество, скорбь и слезы. Свыше 20 работ хранится на родине художника в Пензенской картинной галерее: «Портрет брата», «Автопортрет» (1945), акварели «На пляже.