«флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры» — картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбюрх в образе древнеримской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбюрх в образе древнеримской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. Картина Рембрандта Саския ван Эйленбург в образе Флоры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров).
Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру.
Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже.
Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Ее удивление, ее радость приводили его в восторг, однако больше всего он любил заставать Саскию врасплох в ее тихой комнате. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей.
Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Это уже настоящее признание. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника.
В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище.
В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». также картину в Метрополитен музее)1. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. Оно было далеким от классических норм.
С какой радостью, с каким воодушевлением, с каким неистовством ввел Рембрандт Саскию в свой дом на Блюменграхте, где многочисленные ученики заполняли его мастерскую, являясь свидетелями признанного уже мастерства Рембрандта. И всякий раз он торопливыми штрихами набрасывал рисунок, дрожа от нетерпения запечатлеть поскорее игру красок. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие.
Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. Внизу под облаком засветилась река и противоположный берег, а ангел, простирая над ними свои белые крылья, вскинул правую руку к небесам, протянув левую вниз, к внезапно проснувшимся и вскочившим людям, как бы торжественно и в то же время непреклонно успокаивая их: "Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость". Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте. Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта. Здесь большую роль играет пейзаж. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной». Эта мода была вдохновлена публикацией ок.
Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Размер картины 125 x 101 см, дерево, масло.
Стол накрыт. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу.
В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). В иронизирующем, огрублённом и мятежном преображении античной классики в мифологических картинах — в «Купании Дианы» (1632) или в «Похищении Ганимеда» (1635) – Рембрандт, независимо от современных ему образцов, формулирует личных протест, выражающий, как и в увиденных трезвым взором графических изображениях обнажённой женской натуры, неприукрашенную правду повседневности.
Каждый из этих предметов ограничен кривыми или плоскими поверхностями и, кроме того, находится в разных условиях освещенности: падая на различные поверхности, лучи света осветляют их неравномерно. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н.
Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме.
В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Вещие слова сказаны. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье.
Фон черноват паркет – серый. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте.
Это все термины самого Леонардо. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая.
С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Над головой Спасителя плывут облака и космос, проникая через окна в трапезную, мягко обволакивает своими таинственными полутенями всех людей и предметы. Рембрандта же гораздо больше привлекают реалистические изображения обыкновенных людей, в частности, уличных типов человеческого убожества, даже так называемых отталкивающих мотивов. Один из них, погрудный, в собрании Ротермира в Лондоне задуман в прозаическом буржуазном духе, в опрятной одежде с крахмальным воротником и широкополой шляпой.
Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей), но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Неоднократно менялось и название картины. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Это ступени одного и того же скорбного пути.
В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». И подобно этому трагедия Бога стала чисто человеческой трагедией всех собравшихся здесь людей и зрителя. Саския – с ударением на первом слоге.
Во-вторых, фреска Леонардо открыла для европейской живописи абсолютно новую область – область психологического конфликта. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5. Разительным контрастом к этим выразительным, но как бы еще не вполне одушевленным фигурам слева от Христа и находящегося справа от него Фомы, оказывается коленопреклоненный апостол справа на втором плане. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной».
Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости.
Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук.
Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Его влекло к военному делу. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы.
Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне находится в Гравюрном кабинете). Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год.
Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято). Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры».
Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. В 1630—1640-е гг. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее).
В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Три дня спустя после помолвки он создал изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне— Гравюрный кабинет (Берлин). Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске.
1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил». Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. После четырёх вариантов этого мотива художником было создано непосредственное дрезденское изображение в картине «Саския в виде Флоры» (1641), таким же образом возник первый вариант «Данаи» (1636). Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. С большой наглядностью о них свидетельствуют первые же живописные автопортреты, написанные в Амстердаме. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени.
Формальное сходство между рисунком и картинами есть и вдобавок изображена явно пастушка, так как справа можно разглядеть фляжку. Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Неоднократно менялось и название картины. Один раз любовь к женщине погубила Самсона.
Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда.
Рембрандт гордо и радостно смеялся. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисзона Хофта «Гранида и Даифил».
Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. Авторы американского каталога картин Рембрандта считают, что в процессе работы над картиной из Эрмитажа художник оставил первоначальный замысел и решил изобразить именно богиню Флору. Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц.
Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Тематика его офортов очень широка. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. В 1630—1640-е гг.
На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. Композиция картины по-шекспировски динамична.
Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Но если в "Симеоне" он, удалив в глубину людскую группу, противопоставил ее богато детализированному и гигантскому окружающему пространству внутри храма, то в "Неверии Фомы" он, резко снизив уровень освещенности, приближает действующих лиц настолько близко к зрителю, что они, частично загораживая друг друга, занимают, в то же время, почти все видимое внутри рамы картины неглубокое пространство. Построенная пирамидально главная группа, ограниченная по сторонам диагоналями лестниц имеет своим смысловым и живописным центром мертвое тело, которое неловко, с трудом поддерживает забравшийся на самый верх плотный, коротко стриженый мужчина средних лет.
В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах».
Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. В 1630—1640-е гг. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Неоднократно менялось и название картины. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа».
Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. В центре офорта изображен остановившийся в нескольких шагах от нас подвыпивший бродяга неопределенного возраста, весь в каких-то вздутых мешкообразных лохмотьях испещренных заплатами. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя.
Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне— Гравюрный кабинет (Берлин). На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Тем не менее, Хендрикье была для Рембрандта моделью для нескольких картин, в том числе, как предполагают, для Флоры и для Вирсавии.
Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине).
Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества.
В ряде мелких картин, так называемых "философах", около 1633-го года, парижский Лувр, Рембрандт снова, как и в написанном за три года до того "Апостоле Павле", затрагивает тему, которая впоследствии стала у него одной из главных. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана.
С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Он был в моде. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью.
Оно было далеким от классических норм. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Путешествуя вместе с художником по окраинам города, мы попадаем на какую-то загородную, может быть, деревенскую улочку, уходящую в глубину к стареньким, полуразвалившимся одноэтажным строениям. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества.
Работа художника также известна как «Саския в образе Флоры» (не путать с картиной «Саския в виде Флоры», 1641, Картинная галерея, Дрезден). Задача была поставлена Рубенсу так: тяжелое тело, снятое с точки опоры, принято на руки шести участвующих лиц, которые соединены в общем акте действия вокруг своей ноши как колонны, поддерживающие крышу храма – каждый сам по себе связан с другими лишь принятием общего груза. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную.
также картину в Метрополитен музее). Скользящий желтый свет падает на тело Христа в центре картины с напряжением принимает его тяжесть стоящий справа от креста седобородый старец. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Оно было далеким от классических норм.
Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу.
В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Но и картина «Прощание Давида с Ионофаном» (1642) через кажущуюся объективность повествует о глубоко личном (печаль по поводу смерти Саскии), а несколько ранее, в самокритичном высказывании дрезденского «Автопортрета с Саскией на коленях» (около 1635 – 1636) впервые появляется мотив блудного сына. Рембрандт показал, какой огромной силой эмоционального воздействия обладает пейзажный жанр, насколько он способен развить у зрителя чувство красоты окружающей действительности, восприимчивость к миру прекрасного.
Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели. Однако в данном случае отсутствуют те детали, что считались обязательными в костюме пастушки— декольте, соломенная шляпка. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры».
Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения.
Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры». Не довольствуясь изображением этой евангельской сцены как реального события, Леонардо впервые истолковал ее как разоблачение и осуждение предательства. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Но для нас важно другое.
Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Рембрандт исполнил немало так называемых.
Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете.
Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом.
Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1).
Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Флора». Он подхватывал ее на руки и она шаловливо сопротивлялась и, смеясь от неожиданности, крепко прижималась к его груди. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. В темнице его волосы отросли.
Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы.
Обрисовка обстановки сведена к минимуму. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком.