Саския ван Эйленбюрх (Эйленбург нидерл. Saskia van Uylenburgh, МФА: 2августа 1612 (1612-08-02), Леуварден— 14 июня 1642, Амстердам)— жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин, рисунков и офортов. В знаменитом «Автопортрете с Саскией на коленях» Рембрандт предстаёт влюблённым, любимым, радующимся семейному счастью и полностью им довольствующимся. Средства есть: Саския принесла богатое приданое, Рембрандт – дорогой художник. Саския ван Эйленбюрх (Эйленбур) 1612 — 1642 — жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин и рисунков. «жизнь Христа» и «Жизнь Саскии» – два пути, на которые Рембрандт вступил на двадцать седьмом году жизни.
Современем нежные серебристые линии потемнели исейчас портрет предстаёт перед нами вкоричнево-чёрных тонах, но, несмотря наэто, пожалуй, нигде уРембрандта Саския, наряженная влёгкую шляпу для прогулок, невыглядит столь свежей ибезмятежной. В 1636 году Рембрандт пишет с жены знаменитую «Данаю» и одновременно делает гравюру, которая была очень высоко оценена: на ней Саския изображена в домашнем платье, со спокойной счастливой улыбкой. Со временем нежные серебристые линии потемнели и сейчас портрет предстаёт перед нами в коричнево-чёрных тонах, но, несмотря на это, пожалуй, нигде у Рембрандта Саския, наряженная в лёгкую шляпу для прогулок, не выглядит столь свежей и безмятежной.
В 1633 году Саския ван Эйленбург становится невестой Рембрандта, а в июле 1634 года в церкви Бильдт, в приходе Святой Анны, состоялось бракосочетание. Рембрандт познакомился с Саскией в Амстердаме в доме ее кузена, торговца антиквариатом и художника Хендрике ван Эйленбурга. В жизни Рембрандта Саския сыграла решающую роль. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбрюх.
Рембрандт может слегка изменить черты лица, сделать русые волосы Саскии светлее или темнее светлее – бессознательно из желания изобразить ее еще более красивой темнее – намеренно, в соответствии с колористической гаммой картины. Саския ван Эйленбюрх (Эйленбург нидерл. Saskia van Uylenburgh, МФА: 2августа 1612, Леуварден— 14 июня 1642, Амстердам)— жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин, рисунков и офортов. Картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. Рембрандт наряжает Саскию в парчовые ткани и покрытые узором корсажи, придумывает ей широкие шляпы с перьями, покрывает ее сверкающим плащом, увешивает ее шею ожерельями, а руки – звенящими браслетами.
8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Рембрандт сознавал, что за исключением часов, проводимых у мольберта, жить он может только около Саскии. Саския ван Эйленбюрх (Эйленбург нидерл. Saskia van Uylenburgh, МФА: 2августа 1612 (16120802), Леуварден— 14 июня 1642, Амстердам)— жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин, рисунков и офортов. В июле, когда они с Саскией находились во Фрисландии, куда после свадьбы уехали погостить у её замужних сестёр, Рембрандт получил известие о смерти своего брата Геррита.
Рембрандт встречался с Саскией не только на сеансах, но и на вечеринках, увеселительных прогулках с друзьями. Рембрандт создавал картины, на которых Саския была едина и многолика. Рембрандт сознавал, что за исключением часов, проводимых у мольберта, жить он может только около Саскии. Несколько раз Рембрандт изобразит свою Саскию вобличье Флоры— римской богини цветов иплодов.
В эти переживания вложено много личного: Рембрандт здесь – Плутон, Аид как и бог подземного царства, он похищает свою невесту, Саскию. Женой Рембрандта была Саския ван Эйленбург. Рембрандт сознавал, что за исключением часов, проводимых у мольберта, жить он может только около Саскии.
Несколько раз Рембрандт изобразит свою Саскию в обличье Флоры — римской богини цветов и плодов. В 1633 году Саския ван Эйленбюрх стала невестой Рембрандта ван Рейна. Жена Рембрандта была и его музой, моделью – Даная написана с неё, знаменитый "Автопортрет с Саскией на коленях".
Рембрандт трепетно относился к Саскии, окружал ее заботой и теплотой. 8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Саския ван Эйленбюрх – так звали жену Рембрандта.
Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Они темные.
Но человек порой задумывается о том, что отвергает художник: например, об утрате смеха. Эта картина настыке жанровой иисторической живописи сослужит репутации Рембрандта скверную службу: его первые биографы будут опираться втом числе инанеё, живописуя Рембрандта как развратника, кутилу имота, судовольствием игнорируя тот факт, что «Блудный сын» совсем необязательно имел биографическую подоплёку. Позднее, когда Саския ждала ребенка, он писал с нее фигуру плодородия. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Там ватмосфере аскетичной суровости (чтобы несказать жестокости) блудниц ибродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы иограничений веде исвободе. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого.
Художник явно хочет показать хрупкость, эфемерность мифологического существа. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам.
Однако эта гипотеза явно неудачна. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть.
Наклонив голову влево от нас, он слушает стремительного и гневного седобородого Петра, верховного апостола, который, сжимая нож в правой руке, шепчет что-то ему на ухо. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. И первым станет смех Саскии.
Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Безраздельно. Это обращение к чувствам и сознанию одного человека, установление близкого душевного контакта со зрителем заставило художника создать абсолютно новую систему художественных средств и приемов. Он предложил беременной супруге умереть. Преобладают композиции на библейские и евангельские темы. Однако он и тогда не покидает пределов обыденного, распознавая новый смысл в этом обыденном.
Рембрандт ни в чем не изменил своего образа жизни. Его личные качества изящество и уважительное поведение привлекли ее и их встречи становились все более частыми. Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи.
Тематика его офортов очень широка. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче.
Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. В отдельном кабинете. Да и сборники голландской народной лирики сохранили немало вакхических песен тех лет, прославляющих Бахуса, вино и женщин. Убранство и костюмы изысканны, но во всем этом чего-то недостает. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда.
Важно, что очень любил. Мы не знаем, что выражает его лицо.
Он и его жена Скаукье Озинга произвели на свет восемь детей, четверо из них были дочери. О случайности говорю потому, что Рембрандт какое-то время проводил в доме двоюродного брата (по другим источникам – дяди) Саскии. Это все термины самого Леонардо. Написанный всамом начале брака, онизображал Саскию вкрасной шляпе, строго впрофиль. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Саския ван Эйленбюрх – это муза и вдохновительница великого художника. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой.
Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Преобладают композиции на библейские и евангельские темы. Так как картина называется именно автопортретом, всё же многие склоняются к версии, что на картине изображён сам Рембрандт со своей супругой. Еще бы. Дом становится бескрайним, как мир: художник открывает для себя в спальне, на супружеском ложе, слияние мужского и женского начала их единение в шатком равновесии – едва достигнутое, сразу потерянное и вновь обретенное дуэт голосов, где поочередно преобладает то высокий, то низкий.
Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Следует вспомнить, что тема «блудного сына» появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов. Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта— «Даная», которая долгое время представляла собою загадку. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества.
Мать Саскии умерла, когда ейбыло 7 лет, отца нестало, когда девочке исполнилось 12. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Переодевание.
Этот эстамп теперь известен под названием "Трех дерев". В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. В новом, еще полупустом доме Рембрандт запечатлел событие на рисунке. Мальчика назвали Ромбартусом в честь отца Саскии.
Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином – признак достатка. Не важно. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Саския бесстрашно подхватила игру. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех.
Фон черноват паркет – серый. Перебравшись в Амстердам в 1631 г., он становится популярен, картины с характерной динамикой и патетикой сыскали большое количество почитателей таланта. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений «блудного сына». Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук.
Смысл ясен: цветы, вновь зазеленевший жезл, эта женщина, подобная статуе Флоры в парке, – все содержит в себе идею весны. Неужели у Саскии такие длинные волосы, что покрывают ее до пят. Саския вновь оказалась в положении девушки, которую испытующе изучает мужчина, выбранный ею в суженые, девушки неуверенной и заинтересованной в результате – в том, какой образ выйдет из-под его кисти. Кто из них двоих не захотел довести опыт до конца. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана.
Чередование покорной и властной Саскии – образ переходящей власти внутри семьи. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу.
Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Эсфирь была любимым образом протестантов, когда они подвергались гонениям за веру. Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. Порядки и законы, столь нерушимые для амстердамских мещан, не существовали для дружной семьи художника, во главе которой стоял восходящий гений. Теперь смеялся он сам играя роль блудного сына, предающегося разврату.
Образ любимой женщины вышел за рамки того, что сама она считала границами своих владений. Завещание Саскии, которое она составила за несколько дней до смерти, впоследствии создало Рембрандту немало трудностей. Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой.
Это уже настоящее признание. Налет эпатажа, бурлескности, явно присутствующий в картине, – это последняя вспышка молодого бунтарства, которое характерно для всех произведений Рембрандта 1630-х годов. Достаточно потаенного смысла очертаний, тени и света. Он изобразил гуляку. Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны.
Точнее, свершится грех чревоугодия и сладострастия.
Это была, посути, почти что тюрьма: втусклые стены въелся невытравляемый запах щелока иварёного гороха, натруженные пальцы обитательниц кконцу дня нестерпимого ныли отмногочасовой работы запрялкой, аихдуши иуши годами невоспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание.
Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. Что еще нужно.
Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям. Настоле таверны— жареный павлин, символ безудержной роскоши, анаколенях библейского персонажа (небудем забывать: это всёже нехудожник, аблудный сын ичто сним произойдёт дальше, Рембрандт напишет потом)— блудница слицом Саскии.
В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне». Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный.
Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта – «Даная», которая долгое время представляла собою загадку. Мы познакомились с петербургским, несколько измененным вариантом второй картины из этой серии этот вариант выполнен Рембрандтом собственноручно, по-видимому, для себя.
Саския жила под крышей тоодной, тодругой изсестёр имногочисленных кузин, помогала имвести домашнее хозяйство. Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе.
Себе он оставил только шляпу с пером. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало.
Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка. На портретах, где ее голова покрыта прозрачным вышитым покрывалом, она – сама нежность их великолепного уютного дома. Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым.
Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. Автопортреты великих художников прошлого дарят нам потрясающую возможность увидеть любимых творцов практически такими, какими они были при жизни. Размеры картины: 161х131.
Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). А он влюбился в нее сразу. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. Это период его восхождения. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо.
Ее распущенные волосы струятся до самого пояса. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Через нее просеивается протекающая жизнь. Но художник не превращает картину в занимательное и парадное произведение, как это часто бывало у современных ему мастеров итальянского барокко он подчеркивает жестокий и трагический характер событий. Она украсила себя как могла, спрятав под покрывало уши, которые считала некрасивыми.
Но в "Автопортрете с Саскией" (или в "Похождениях блудного сына") основная идея – гимн человеческому счастью. Краски лежат на холсте густыми мазками. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко.
Девушка была всего на шесть лет моложе Рембрандта. Позднее она стала героиней иезуитов и папистов. Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками.
"Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне.
Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»). Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек.
Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд исмиром отпустили. Ее след будет заметен в его творчестве и после ее смерти. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Всего лишь маскарад. Он спрашивает себя, не получится ли так, что его непримиримость, неистовство, бесчинства в искусстве (а на самом деле сила, побуждающая его вкладывать в каждое произведение такое богатство чувств, что изображение всегда становится неоднозначным благодаря соединению страдания и наслаждения), не случится ли, что трагизм его темперамента сделает жизнь Саскии полной опасностей.
Любил ли он ее, как женщину. Сын повёрнут к нам спиной. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. В мае того же года Рембрандт организовал перевозку вещей супругов в новый дом на АнтонисБрестрат. Да и юноши из лучших семейств, мечтающие стать художниками, желают учиться непременно у Рембрандта.
Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Еёдергали повестками еще иеще. Вложил ей в руку бумажный свиток – прошение.
Картина – это сито. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь «блудный сын» ушел из богатого дома.
В обстановке, в которую он поместил их обоих, он мрачен. Богиня весны и цветов. Итак, он посадил женщину себе на колени.
С самой свадьбы они жили у дяди Хендрика Эйленбюрха. Теперь он пишет ее маслом. Но положение Хендрикье было куда серьёзнее.
В то же время не мешало бы и для мастерской подыскать более подходящее помещение. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. Рембрандт, уже под хмельком, посмеивается. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Через мгновение все потребности будут удовлетворены – голод, жажда, желание.
Она важна как с точки зрения высокого искусства, так и с точки зрения истории. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Подговорив свидетелей, онсумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась вуме иктомуже ударилась враспутство) иупёк её в«исправительный дом для женщин» Спинхёйс— были вГолландии итакие заведения. Художник работает с тем, что осталось. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом.
Впрочем, нравится ей эта игра или пугает, она не может от нее отказаться. Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга».
Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии. Он желал, чтобы у них было лицо Саскии. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Должна ли любовь присутствовать в их игре.
Почти так же, как белая повязка на ее голове, бледно ее омертвевшее от страдания изможденное лицо, сомкнуты веки, бессильно поникла ослабевшая кисть тянущейся к сыну правой руки. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Конечно, Рембрандт рассказал Саскии историю Софонисбы.
И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Она царит в его мыслях.
Он вызеленил перо, чтоб оно сочеталось с ее платьем. Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих близких Рембрандту женщин. Детали ее портрета явятся повсюду. Но ведь и он прячет бородавку под усами.
Изображения Рембрандта и Саскии глубоко индивидуальны, портретны по своей сути, хотя не всегда они отличаются полным внешним сходством. И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника.
И она в это же время оказалась в этом доме. Красавица. Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии. Самое главное, он еще никогда не изображал ничей смех. Несомненно, Саския послужила бы идеальным дополнением к восходящей карьере художника, которого ждет оглушительный успех, как, вероятно, говорил стеснительной Саскии Рембрандт. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Саския – с ударением на первом слоге.
Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа).
Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Они оба разыграли сатирическую комедию нравов.
Её поступок биографы художника трактуют по-разному. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Заготовлены другие бокалы.
Он был в моде. Он занимает первый план. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров).
Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Но смех Рембрандта донельзя печален. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. На женщине шелк Флоры, бархат дамы в шапке ландскнехта.
Занавеси скоро будут задернуты. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам.
В темнице его волосы отросли. Однако Рембрандт умел непросто непрерывно пересекать границу между искусством иповседневной жизнью, ноисделать изэтого странствия восхитительно насыщенный смыслами сюжет». В настоящее время находится в Дрезденской галерее. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына». Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Его влекло к военному делу.
А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Однако все это купается в свойственной только ему светотени. Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку.
Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Рембрандт предложит ей многие другие. Наверное, это именно он отступил посреди картины. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. На голове у нее в нежно-зеленом венке из молодых еловых веток целый букет цветов – красных, белых, розовых, а также драгоценнейший и роскошнейший тюльпан, распустившийся над ухом с жемчужной серьгой.
Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Он использует весь живописный арсенал парадной исторической композиции, его насыщение красочными и световыми контрастами. Рембрандт гордо и радостно смеялся.
Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. Нож лежит на столе. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать.
И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. И все же Рембрандт не оставляет ее спокойно торжествовать в зеленых кущах: он нагнетает тревогу. В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной.
Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Ибо он хотел показать печаль греха. Он изобразил ее сидящей с распущенными волосами, с лицом, выражающим решимость и доверие.
Нужно сказать, что вбогатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал иколлекционировал имелись классические экземпляры эротики— серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди иДжулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций.
Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая.
Даже в самых жестоких сюжетах, которые он изображает. Подчас исследователи творчества Рембрандта пытаются увидеть черты той или иной знакомой им модели в картинах, для которых позировала не Саския. Саския – блудница, Рембрандт – развратник.
Стол накрыт. Ноположение Хендрикье было куда серьёзнее. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. Рембрандт хотел, чтобы она поселилась в его живописи. Вещие слова сказаны.
Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Композиция картины по-шекспировски динамична. Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей. Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются.
Он в черной фетровой шляпе, в низком белоснежном кружевном воротнике, в короткой черной куртке с короткими белыми кружевными манжетами, в черных панталонах с белыми кружевными бантами на подвязках ниже колен и такими же бантами на черных башмаках. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. И она – почему, сидя у него на коленях, она так напряжена, так чопорна. Быстрота работы Рембрандта была почти баснословной.
Да, поскольку они примеряют на себя образы героев легенд и так же легко с ними расстаются. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Почему они не смеются вместе.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К. Иоганн был знаком с Рембрандтом, который в 1633 году создал гравюру с его портретом. Саския была младшей сестрой, а потому после смерти Скаукье (1619) и последовавшей вскоре смерти Ромбертуса (1624), братья заботились о ней до тех пор, пока она не достигла того возраста, когда смогла получить свою долю отцовского наследства. Итогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе.
Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Одной рукой обнимая Саскию, Рембрандт другой поднимает бокал, со смехом оборачивается к зрителю, словно приглашая его принять участие в пиршестве. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
Возможно, впоследствии Саския сказала ему, что на этом портрете она выглядит печальной. Ноэротические гравюры Рембрандта незаигрывают смифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают«тяжеловесную неуклюжесть животного акта». В тени между лицом и цветущим жезлом разверзается бездна – опасная каверна, зияющая тьмой.
Назидательную. Он не пристал окружающей роскоши. Встал и пошел к отцу своему. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК.
От смеха у нее выбилась прядь волос, появились морщинки у глаз и ямочки на полном лице. Кто они — неизвестно. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». Трудно говорить о том, как любят художники.
Её дергали повестками еще и еще. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Знаменитый дрезденский «Блудный сын» имеющий несомненное портретное сходство сРембрандтом исидящий спиной кзрителю, оборачивается кнам и, весело смеясь, протягивает кубок свином, будто приглашая немедленно разделить его торжество. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
"Флора" из Эрмитажа – юная Саския, еще почти девочка, которая стесняется своего пышного наряда. Любил ли он ее, как модель. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы.
Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием.
Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Более того, короткие тени, отбрасываемые персонажами, свидетельствуют о том, что дело происходит между полуднем и двумя часами дня. Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника.
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества.
Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, "Автопортрет в шлеме", "Саския в виде Флоры" и др. ). Картина отличалась большей простотой ибезыскусностью. Это ступени одного и того же скорбного пути.
Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Покаже он, по-видимому, наслаждается страстью— вего гравюрах именно вовремя связи сГертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара испящий пастух», «Монах вполе», «Французская постель»). Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
Саския едва улыбается. Жемчуга и ожерелья – не только украшение ее прелести, но и знак ее могущества. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков. Бесстрастное лицо ничего не говорит о плодородии. На этой встрече в отдельном кабинете настоящая любовь не сорвала с них маски. Однако с появлением ребенка потребуется более просторное жилище.
Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ). Грустную.
Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. И добавил золотую цепь, прикрепив ее на плече богатым неграненым самоцветом. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым. Глубоко гуманистическое по своей сути и абсолютное в своей неповторимой художественной форме творчество Рембрандта стало одной из вершин развития человеческой цивилизации.
И вот на этой тихой, хотя и людной улице, поскольку здесь проживал важный в Республике человек – Пенсионарий Бореель, родился их первенец, мальчик, которого 25 декабря 1635 года торжественно отнесли в Олдекерк (Старую церковь). Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих близких Рембрандту женщин. И по счастливой случайности она еще и жена Рембрандта). Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Но для нас важно другое. Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно.
Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Здесь большую роль играет пейзаж. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына.
Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. И это прослеживается в каждой картине, которая написана "с Саскии".
Кажется, что свет "отскакивает" от предметов и фигур, давая отзвуки, как если бы ножом стучать по разным камешкам. 1669 год. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже "восточные" одежды натурщиков. Вот они, разгримированные актеры, снявшие с себя облачение роли. Бургомистр послал за нею в город человека, но, зная медлительность посланного, Рембрандт побился об заклад, что скорее награвирует доску, чем возвратится слуга.
Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров).
Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Картина запечатлела тот момент жизни, когда ее создателя охватывало чувство радости жизни, любви. Один раз любовь к женщине погубила Самсона. Он был отличным рисовальщиком и гравером.
Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо.
На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Рубашка иверхнее платье жены художника была едва намечены инедекорированы такой обильной отделкой, алую шляпу ранее неукрашало перо, аплечи Саскии— меховая накидка. Смех для нее, кираса для него – что это, маски. Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину "Солдат и его девка".
Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). И тогда исследователь задался вопросом, откуда взялась эта доска и что она, собственно, означает. Саския ван Эйленбург (Эйленбюрх) родилась в городе Леувардене, провинция Фрисландия, в 1612 году в обеспеченной и влиятельной семье исповедовавшей кальвинизм.
Она погляделась в зеркало, рассмеялась и сдвинула берет на ушко. Такие художники, как, например, Рембрандт Харменс Ван Рейн, обладая незаурядным талантом, могли с большой достоверностью передать не только внешность, но даже характер и атмосферу. Не в роли статистки, хотя в его «Проповеди святого Иоанна Крестителя» кисть улавливала сходство – то с матерью в капюшоне, то с Саскией в экзотическом костюме.
Посулы весны выражены лишь натянувшейся на животе тканью. Причём выбирает те сюжеты, которые дают возможность показать благородные, добрые человеческие чувства – дружбу, материнскую любовь, супружескую привязанность, милосердие. Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах.
Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). Еёпоступок биографы художника трактуют по-разному. Вообще-то к моменту их встречи она по факту являлась вовсе не избалованной младшей дочкой бургомистра, а вот уже несколько лет — круглой сиротой. Она являлась, срастущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя— зато, что«живёт вгрехе схудожником Рембрандтом».
Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Центральную вертикаль композиции занимает винтовая лестница, ведущая на второй этаж Рембрандт придал ей сложную спиралевидную форму. Когда Рембрандту исполнилось 18 лет, вместе с другом Ливенсом художник открыл собственную мастерскую.