14 июля 1642 года умерла Саския, оставив Рембрандта с девятимесячным сыном Титусом. В 1633 году Саския ван Эйленбюрх стала невестой Рембрандта ван Рейна. Картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. «22 июня 1634 года сочетались браком Рембрандт, сын Хармена ван Рейна, проживающий в Амстердаме и Саския ван Эйленбюрх, временно проживающая во Франекере».
Средства есть: Саския принесла богатое приданое, Рембрандт – дорогой художник. «флора», ранее известная под названием «Саския в образе Флоры»— картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбюрх в образе древнеримской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры. В 1636 году Рембрандт пишет с жены знаменитую «Данаю» и одновременно делает гравюру, которая была очень высоко оценена: на ней Саския изображена в домашнем платье, со спокойной счастливой улыбкой.
Рембрандт встречался с Саскией не только на сеансах, но и на вечеринках, увеселительных прогулках с друзьями. В эти переживания вложено много личного: Рембрандт здесь – Плутон, Аид как и бог подземного царства, он похищает свою невесту, Саскию. Несколько раз Рембрандт изобразит свою Саскию в обличье Флоры — римской богини цветов и плодов.
Рембрандт наряжает Саскию в парчовые ткани и покрытые узором корсажи, придумывает ей широкие шляпы с перьями, покрывает ее сверкающим плащом, увешивает ее шею ожерельями, а руки – звенящими браслетами. Рембрандт сознавал, что за исключением часов, проводимых у мольберта, жить он может только около Саскии. Вечером Саския вернулась в дом своих опекунов при больнице, а Рембрандт – в свою комнату в доме Эйленбюрха.
В знаменитом «Автопортрете с Саскией на коленях» Рембрандт предстаёт влюблённым, любимым, радующимся семейному счастью и полностью им довольствующимся. Несколько раз Рембрандт изобразит свою Саскию вобличье Флоры— римской богини цветов иплодов. Саския ван Эйленбюрх (Эйленбург нидерл. Saskia van Uylenburgh, МФА: 2августа 1612, Леуварден— 14 июня 1642, Амстердам)— жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин, рисунков и офортов. Жена Рембрандта была и его музой, моделью – Даная написана с неё, знаменитый "Автопортрет с Саскией на коленях".
В июле, когда они с Саскией находились во Фрисландии, куда после свадьбы уехали погостить у её замужних сестёр, Рембрандт получил известие о смерти своего брата Геррита. Рембрандт познакомился с Саскией в Амстердаме в доме ее кузена, торговца антиквариатом и художника Хендрике ван Эйленбурга. «жизнь Христа» и «Жизнь Саскии» – два пути, на которые Рембрандт вступил на двадцать седьмом году жизни. Женой Рембрандта была Саския ван Эйленбург. Рембрандт может слегка изменить черты лица, сделать русые волосы Саскии светлее или темнее светлее – бессознательно из желания изобразить ее еще более красивой темнее – намеренно, в соответствии с колористической гаммой картины.
Рембрандт создавал картины, на которых Саския была едина и многолика. Рембрандт сознавал, что за исключением часов, проводимых у мольберта, жить он может только около Саскии. Современем нежные серебристые линии потемнели исейчас портрет предстаёт перед нами вкоричнево-чёрных тонах, но, несмотря наэто, пожалуй, нигде уРембрандта Саския, наряженная влёгкую шляпу для прогулок, невыглядит столь свежей ибезмятежной.
8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Саския ван Эйленбюрх – так звали жену Рембрандта. Саския ван Эйленбюрх (Эйленбур) 1612 — 1642 — жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин и рисунков. В 1633 году Саския ван Эйленбург становится невестой Рембрандта, а в июле 1634 года в церкви Бильдт, в приходе Святой Анны, состоялось бракосочетание.
Рембрандт сознавал, что за исключением часов, проводимых у мольберта, жить он может только около Саскии. «типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, Лейденская коллекция Томаса Каплана, Нью-Йорк) и Софонизба (1634, Прадо)»1. «типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, Лейденская коллекция Томаса Каплана, Нью-Йорк) и Софонизба (1634, Прадо)». Со временем нежные серебристые линии потемнели и сейчас портрет предстаёт перед нами в коричнево-чёрных тонах, но, несмотря на это, пожалуй, нигде у Рембрандта Саския, наряженная в лёгкую шляпу для прогулок, не выглядит столь свежей и безмятежной.
В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином – признак достатка. Они шли проселком.
Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. В Амстердаме у него не оставалось на это времени. Они отдавали должное его таланту с пылом, который был ему приятен. Итогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Подговорив свидетелей, онсумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась вуме иктомуже ударилась враспутство) иупёк её в«исправительный дом для женщин» Спинхёйс— были вГолландии итакие заведения. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете.
Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил». Ноэротические гравюры Рембрандта незаигрывают смифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают«тяжеловесную неуклюжесть животного акта».
Написанный всамом начале брака, онизображал Саскию вкрасной шляпе, строго впрофиль. Детали ее портрета явятся повсюду. Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере.
Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Какая-то невзрачная доска вряд ли могла служить в таком доме украшением, да притом единственным. В новом, еще полупустом доме Рембрандт запечатлел событие на рисунке.
В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Но для нас важно другое. Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии.
Большой, сверкающий красками холст с его удивительным богатством фактуры и колорита полон радости бытия. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее). Местом их встречи стал Амстердам, куда амбициозный Рембрандт приехал, чтобы разбогатеть и прославиться, а скромная Саския — погостить у родни. Так Рембрандт вплетает спираль – символ познания – в естественную систему вещей и натурализирует его, превращая в обыденную вещь – винтовую лестницу.
Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа».
Ибо он хотел показать печаль греха. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. В Амстердаме Рембрандта поджидали все более многочисленные заказы на портреты.
Это была, посути, почти что тюрьма: втусклые стены въелся невытравляемый запах щелока иварёного гороха, натруженные пальцы обитательниц кконцу дня нестерпимого ныли отмногочасовой работы запрялкой, аихдуши иуши годами невоспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Да, поскольку они примеряют на себя образы героев легенд и так же легко с ними расстаются. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде.
Её поступок биографы художника трактуют по-разному. Всего лишь маскарад. Должна ли любовь присутствовать в их игре. Он изобразил ее сидящей с распущенными волосами, с лицом, выражающим решимость и доверие.
Холст, масло. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени.
Мы не знаем, что выражает его лицо. 1669 год. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность.
Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6.
Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. также картину в Метрополитен музее). Поль Декарг считает, что Гертье по-матерински привязалась к Титусу и таким образом пыталась прочнее войти в семью — Рембранд, продолжая спать с нею, жениться явно не собирался: помня о завещании Саскии, он сейчас находился не в том финансовом положении, чтобы от него отказываться. Наверное, это именно он отступил посреди картины. Саския вновь оказалась в положении девушки, которую испытующе изучает мужчина, выбранный ею в суженые, девушки неуверенной и заинтересованной в результате – в том, какой образ выйдет из-под его кисти.
Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Саския бесстрашно подхватила игру. Бесстрастное лицо ничего не говорит о плодородии. А пишут фривольные сюжеты, темы для отдохновения.
Дом становится бескрайним, как мир: художник открывает для себя в спальне, на супружеском ложе, слияние мужского и женского начала их единение в шатком равновесии – едва достигнутое, сразу потерянное и вновь обретенное дуэт голосов, где поочередно преобладает то высокий, то низкий. Однако в данном случае отсутствуют те детали, что считались обязательными в костюме пастушки— декольте, соломенная шляпка. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая.
Если обручиться можно и тайно, то женитьба – уже дело общественное. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе.
Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний. И она в это же время оказалась в этом доме.
Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Саския – блудница, Рембрандт – развратник. В обстановке, в которую он поместил их обоих, он мрачен. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н.
Размеры картины: 161х131. Саския едва улыбается. Через нее просеивается протекающая жизнь. Он занимает первый план.
Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. В ее ореховых глазах поблескивает смех, на полных губах полуулыбка.
Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. На свои деньги эти добрые люди строили себе дома в городе и за городом.
Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры. Оно было далеким от классических норм.
Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. И добавил золотую цепь, прикрепив ее на плече богатым неграненым самоцветом. Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год. Таящие в себе множество нераскрытых загадок, картины, рисунки и офорты этого замечательного художника покоряют проницательными психологическими характеристиками персонажей, философским приятием действительности, убедительной оправданностью неожиданных художественных решений.
Они темные. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах». Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. На этой встрече в отдельном кабинете настоящая любовь не сорвала с них маски. Облокотившись на стол напротив жениха, подперла голову рукой. Художник явно хочет показать хрупкость, эфемерность мифологического существа. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества.
Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста».
Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. Неужели у Саскии такие длинные волосы, что покрывают ее до пят. Преобладают композиции на библейские и евангельские темы. Теперь смеялся он сам играя роль блудного сына, предающегося разврату. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12.
С самой свадьбы они жили у дяди Хендрика Эйленбюрха. Авторы американского каталога картин Рембрандта считают, что в процессе работы над картиной из Эрмитажа художник оставил первоначальный замысел и решил изобразить именно богиню Флору. Все – великие художники. Вот они, разгримированные актеры, снявшие с себя облачение роли. Рембрандт хотел, чтобы она поселилась в его живописи.
Этот рисунок – свидетельство их союза. Но смех Рембрандта донельзя печален. Он вызеленил перо, чтоб оно сочеталось с ее платьем. В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына. Рембрандт, бегло рисующий тушью, сепией, углем, сангиной, выбрал для этого рисунка серебряный карандаш – старая, давно позабытая техника.
Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Это тоже своего рода обручение на всю жизнь. Авот Саймон Шама полагает, наэтот шаг Гертье вынудил сам Рембрандт, которого заело запоздалое раскаяние, что изрук Титуса навсегда уйдут драгоценности его матери, которые посправедливости должныбы достаться ему, анелюбовнице его отца. В 1630—1640-е гг. Чередование покорной и властной Саскии – образ переходящей власти внутри семьи.
Итак, Саския ему позирует. Он знает, что этот цвет не переменится, не сотрется со временем. Теперь он пишет ее маслом. Ее след будет заметен в его творчестве и после ее смерти.
Посулы весны выражены лишь натянувшейся на животе тканью. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Но человек порой задумывается о том, что отвергает художник: например, об утрате смеха.
Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. В 1630—1640-е гг. Эта картина настыке жанровой иисторической живописи сослужит репутации Рембрандта скверную службу: его первые биографы будут опираться втом числе инанеё, живописуя Рембрандта как развратника, кутилу имота, судовольствием игнорируя тот факт, что «Блудный сын» совсем необязательно имел биографическую подоплёку. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Знаменитый дрезденский «Блудный сын» имеющий несомненное портретное сходство сРембрандтом исидящий спиной кзрителю, оборачивается кнам и, весело смеясь, протягивает кубок свином, будто приглашая немедленно разделить его торжество.
Она погляделась в зеркало, рассмеялась и сдвинула берет на ушко. Себе он оставил только шляпу с пером. Точнее, свершится грех чревоугодия и сладострастия. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа.
XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются.
Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Среди тех, что толпятся в глубине, у выхода справа, сразу бросается в глаза ярко освещенный высокий и плотный человек в рабочей одежде и поварском колпаке, широко и нелепо раскинувший руки с растопыренными пальцами, который сейчас упадет навзничь, вглубь пространства офорта. Это ступени одного и того же скорбного пути. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. Вот таким образом в день, когда она пришла к нему в другом платье – на сей раз зеленом, украшенном бахромой и сплошь покрытом шитьем, он надел ей на голову свою собственную шляпу с пером – широкий коричневый берет с прорезями и золотой цепочкой.
Нож лежит на столе. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Лоб Саскии украшала фамильная диадема.
"Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Заготовлены другие бокалы. Её дергали повестками еще и еще.
Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Саския была младшей сестрой, а потому после смерти Скаукье (1619) и последовавшей вскоре смерти Ромбертуса (1624), братья заботились о ней до тех пор, пока она не достигла того возраста, когда смогла получить свою долю отцовского наследства. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь «блудный сын» ушел из богатого дома.
Она украсила себя как могла, спрятав под покрывало уши, которые считала некрасивыми. Вышитый шарф сверкал на поясе, складчатые шаровары понизу обшиты бахромой. Фон черноват паркет – серый. Со своей стороны, молодую женщину поразили искренность и надежность Рембрандта, который стремился опровергнуть обычно приписываемый художникам образ повес и распутников и предстать перед ней серьезным и честным человеком. Они шили себе элегантные костюмы. Он был в моде.
Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Он изобразил гуляку.
Важно, что очень любил. В отдельном кабинете. Налет эпатажа, бурлескности, явно присутствующий в картине, — это последняя вспышка молодого бунтарства, которое характерно для всех произведений Рембрандта 1630-х годов. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Эсфирь была любимым образом протестантов, когда они подвергались гонениям за веру.
Итак, он посадил женщину себе на колени. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты.
Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. У одного усы закручены кверху, у другого козлиная бородка. Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца.
Почетным местом было среднее и оно было занято Христом.
Преобладают композиции на библейские и евангельские темы. На этом документе нотариус отметил, что она находилась «в добром здравии, стоя, была способна передвигаться пешком, в хорошей памяти и полностью владела своими чувствами и рассудком». Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров).
Дома свадьбу отпраздновали по всем правилам. Скоро лето, на солнце уже жарко. Порой, когда Саския хлопотала по хозяйству, он тихонько подкрадывался к полуоткрытой двери и восхищенным взором наблюдал за ней, а затем быстро и безошибочно запечатлевал ее образ на первом попавшемся под руку клочке бумаги, на серебряной или медной пластинке.
Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Мальчика назвали Ромбартусом в честь отца Саскии.
Еёдергали повестками еще иеще. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1.
Грустную.
Позировать ему для нее так же важно, как для него – рисовать ее. За ним подразумевается большое пространство в двух-трех десятках шагов от нас, замыкаемое прямоугольником противоположной стены с тремя светлыми окнами. Впрочем, они бы не ошиблись: Рубенс – величайший из всех. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ).
Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений «блудного сына». Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения.
Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Любил ли он ее, как женщину. Но такой подход что в Амстердаме, что в Гааге отдалял живопись от глубинного смысла ее существования. В перерыве между портретами дам в черном – в шляпке, жабо, без шляпки, с кружевным воротником и господ в черном – в жабо и шляпе, без шляпы, с кружевами и без, Саския пришла и села перед ним, как тогда, когда он рисовал ее серебряным карандашом на пергаменте. Тогда он подносил ей зеркало и оба они, молодые и шаловливые, дружно смеялись над чудесными превращениями, которые он придумывал для нее. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее.
Она важна как с точки зрения высокого искусства, так и с точки зрения истории. Через мгновение все потребности будут удовлетворены – голод, жажда, желание. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков. Неоднократно менялось и название картины. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
Композиция картины по-шекспировски динамична. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. На голове у Рембрандта – большой берет с пером.
Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Не в роли статистки, хотя в его «Проповеди святого Иоанна Крестителя» кисть улавливала сходство – то с матерью в капюшоне, то с Саскией в экзотическом костюме. Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы.
Та хочет, чтобы в углу картины был указан ее возраст (восемьдесят три года), эта попросила, чтобы почетче выписали ее золотую цепь. Безраздельно. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Три дня назад она сказала «да».
Здесь нет ничего, чтобы отворачивало от восприятия образа, наоборот, хочется смотреть, смотреть и смотреть. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Этот щеголь носит кружевные манжеты на икрах и кружевные венчики на башмаках. Они заботились о своих садах, где с увлечением выращивали редчайшие виды тюльпанов. Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников.
Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Рембрандт предложит ей многие другие. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее).
«Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». также картину в Метрополитен музее)1. Она царит в его мыслях. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин.
Живописная техника Рембрандта, наносящею краску широкими густыми мазками, затем завершающего их лессировками, придает сцене дополнительную глубину и серьезность. Любил ли он ее, как модель.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. В темнице его волосы отросли. Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих близких Рембрандту женщин. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне.
Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии.
Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. Предавшая его и теперь убегающая Далила сейчас скроется в глубине слева, откуда на главную сценическую площадку льется голубой, лучезарный свет. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек.
Хвалят его «Урок анатомии доктора Тульпа» в Гильдии хирургов, портрет принцессы Амалии. Стол накрыт. Будущее Саскии абсолютно безоблачно. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске.
Как бы ни спорили искусствоведы и исследователи, но основная суть картины — в автопортретности именно в ней личное начало выступает с такой силой откровенности и с такой энергией самоутверждения. Он не пристал окружающей роскоши. Самое главное, он еще никогда не изображал ничей смех. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Рембрандт изобразил его рядом с огромной раскрытой рукописной книгой.
Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд исмиром отпустили. И первым станет смех Саскии. Среди его родных были ремесленники – мельник, булочник, сапожник. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Не важно.
Его влекло к военному делу. Нужно сказать, что вбогатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал иколлекционировал имелись классические экземпляры эротики— серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди иДжулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище.
Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. В другой – правой – держит цветок, который только что сорвала. Однажды, во время одной из загородных прогулок, садясь обедать с другом своим — бургомистром Сиксом, он заметил, что на столе не было горчицы.
Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Барокко. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. И вот на этой тихой, хотя и людной улице, поскольку здесь проживал важный в Республике человек – Пенсионарий Бореель, родился их первенец, мальчик, которого 25 декабря 1635 года торжественно отнесли в Олдекерк (Старую церковь). Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло).
Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Покупали золотые цепи, китайские фарфоровые сервизы. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его». Кто из них двоих не захотел довести опыт до конца. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Иоганн был знаком с Рембрандтом, который в 1633 году создал гравюру с его портретом.
Позднее, когда Саския ждала ребенка, он писал с нее фигуру плодородия.
Как и в таких работах, роскошный костюм Флоры не имеет ничего общего ни с голландской модой того времени, ни с античными одеждами. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Назидательную. Вещие слова сказаны. Из-под меховой опушки его куртки виднелись белые манжеты рубашки. Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Образ любимой женщины вышел за рамки того, что сама она считала границами своих владений.
Ее распущенные волосы струятся до самого пояса. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Он спрашивает себя, не получится ли так, что его непримиримость, неистовство, бесчинства в искусстве (а на самом деле сила, побуждающая его вкладывать в каждое произведение такое богатство чувств, что изображение всегда становится неоднозначным благодаря соединению страдания и наслаждения), не случится ли, что трагизм его темперамента сделает жизнь Саскии полной опасностей. С таким мужем о скуке провинциальной жизни можно забыть. Возможно, Эйленбюрх хранил нечто подобное в шкатулке среди прочих древностей. Трудно говорить о том, как любят художники. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого.
Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Рембрандт ни в чем не изменил своего образа жизни. Такие художники, как, например, Рембрандт Харменс Ван Рейн, обладая незаурядным талантом, могли с большой достоверностью передать не только внешность, но даже характер и атмосферу.
О случайности говорю потому, что Рембрандт какое-то время проводил в доме двоюродного брата (по другим источникам – дяди) Саскии. Картина отличалась большей простотой ибезыскусностью.
Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей), но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством.
Рембрандт словно не желает искусственно облагораживать эту нынешнюю сторону своего бытия: это просто постель, просто соитие и никаких сантиментов. Его взгляд переходит с девушки на пергамент, с пергамента на девушку. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.
Однако все это купается в свойственной только ему светотени. Красавица. Они оба разыграли сатирическую комедию нравов. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Рембрандт, уже под хмельком, посмеивается.
Впрочем, нравится ей эта игра или пугает, она не может от нее отказаться. Апостолы привстают на цыпочки, нагибаются, вытягивают или втягивают шеи, раскрывают рты, таращат глаза, опускаются на колени. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы.
Но ведь и он прячет бородавку под усами. У одного огромная шляпа, у другого – маленькие брыжи, у этой – большое жабо. Он желал, чтобы у них было лицо Саскии.
Тематика его офортов очень широка. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной». Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную.
Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры». Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Краски лежат на холсте густыми мазками. Только старик Гольций еще использовал ее. Родные Саскии все были адвокатами, управляющими, чиновниками, делопроизводителями.
Следует вспомнить, что тема «блудного сына» появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов. Здесь большую роль играет пейзаж. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях. Он предложил беременной супруге умереть. Саския ван Эйленбюрх – это муза и вдохновительница великого художника. Покаже он, по-видимому, наслаждается страстью— вего гравюрах именно вовремя связи сГертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара испящий пастух», «Монах вполе», «Французская постель»).
Саския – с ударением на первом слоге. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом».
Убранство и костюмы изысканны, но во всем этом чего-то недостает. Возможно, впоследствии Саския сказала ему, что на этом портрете она выглядит печальной. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». А личное состояние молодой женщины оценивалось примерно в 40 тысяч флоринов. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни.
Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»). 175, 5 x 210, 5 см. Освещенная гробница Лазаря справа и затененная каменная плита слева организуют сценическую площадку.
Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией. Еще бы. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
Кто они — неизвестно.
Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Но прежде всего – она его любит. Однако с появлением ребенка потребуется более просторное жилище.
Переодевание. Понимая этот факт, его родители в13 лет отдали Рембрандта учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, который был католиком. Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний. Рембрандт гордо и радостно смеялся.
С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). Неоднократно менялось и название картины. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью.
Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Настоле таверны— жареный павлин, символ безудержной роскоши, анаколенях библейского персонажа (небудем забывать: это всёже нехудожник, аблудный сын ичто сним произойдёт дальше, Рембрандт напишет потом)— блудница слицом Саскии.
Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне находится в Гравюрном кабинете). Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения. Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Поговаривают о заказах, которые он якобы получил от самого статхаудера.
Занавеси скоро будут задернуты. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Причём выбирает те сюжеты, которые дают возможность показать благородные, добрые человеческие чувства— дружбу, материнскую любовь, супружескую привязанность, милосердие. Она молода, доверчива, во всем ее облике ненасытная жажда жизни. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол.
Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Смех для нее, кираса для него – что это, маски. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
Почему они не смеются вместе. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Оно было далеким от классических норм. Еёпоступок биографы художника трактуют по-разному.
Ноположение Хендрикье было куда серьёзнее. Девушка была всего на шесть лет моложе Рембрандта. Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта— «Даная», которая долгое время представляла собою загадку. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей.
Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана».
И это прослеживается в каждой картине, которая написана "с Саскии". Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию.
Череда лиц, окружавших его, – вот и все, что он обрел в Амстердаме. Даже в самых жестоких сюжетах, которые он изображает. Там ватмосфере аскетичной суровости (чтобы несказать жестокости) блудниц ибродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы иограничений веде исвободе.
И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. В то же время не мешало бы и для мастерской подыскать более подходящее помещение. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили.
Это уже настоящее признание. От смеха у нее выбилась прядь волос, появились морщинки у глаз и ямочки на полном лице. Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта – «Даная», которая долгое время представляла собою загадку.
Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году.
Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. Золотистые локоны обрамляют его женственное лицо, руки лежат на столе, пальцы бездейственно сплетены. Вложил ей в руку бумажный свиток – прошение. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято). Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру.
Саския улыбается. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью.
А он влюбился в нее сразу. Большинство сцен, подобно "Снятию с креста", погружено в глубокий мрак предметы выступают, словно вырванные из тьмы ярким лучом, упавшим на тело распятого или потерявшую сознание Марию. Также вдобавок существует рисунок, который хронологически расположен между берлинским рисунком и эрмитажной и лондонской картиной. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. В Амстердаме, у опекунов, ей понравилось быть в «центре всего мира». Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы.
Достаточно потаенного смысла очертаний, тени и света. Встал и пошел к отцу своему.
Нелтье оставалось прожить еще шесть лет. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. «Хендрикье, скромная ипростая служанка, — сообщает биограф художника Мелисса Рикетс, —превратилась влюбимицу Рембрандта, который начал использовать еёвкачестве модели для своих рисунков инекоторых картин, например для картины Женщина впостели.
Конечно, Рембрандт рассказал Саскии историю Софонисбы. Это все термины самого Леонардо. Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. Сын повёрнут к нам спиной. Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта.
Богиня весны и цветов. Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех. Картинная галерея. Он обязался совершить запись о законном браке до опубликования третьего извещения о нем».
Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели. Она являлась, срастущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя— зато, что«живёт вгрехе схудожником Рембрандтом». Нидерланды (Голландия). Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны.
В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Жемчуга и ожерелья – не только украшение ее прелести, но и знак ее могущества. В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной.
При дворе принца, в Гааге, все шло так, как он предвидел. Художник работает с тем, что осталось. На портретах, где ее голова покрыта прозрачным вышитым покрывалом, она – сама нежность их великолепного уютного дома. и искажает его черты, что портрет написан довольно вяло и вообще композиция грешит излишней вольностью. Между тем пышный венок и увитый растениями посох служат здесь, скорее всего, атрибутами Флоры— римской богини весны и цветов.
Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Картина – это сито. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисзона Хофта «Гранида и Даифил». И она – почему, сидя у него на коленях, она так напряжена, так чопорна. Художник пишет ряд больших картин с крупными фигурами, полными драматического напряжения, патетически повествующими о конфликтах могучих стихийных сил. Позднее она стала героиней иезуитов и папистов. Порой ему приходила мысль о необходимости иначе исполнять свой долг. Мать Саскии умерла, когда ейбыло 7 лет, отца нестало, когда девочке исполнилось 12.
Обрисовка обстановки сведена к минимуму.
Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Думая о страдающих людях, Рембрандт воображал их себе людьми из своего окружения, но, отдавая дань своим представлениям о Палестине, где происходит действие, он одел в богатые восточные одежды стоящего спиной к нам рослого человека с посохом в левой руке, на переднем плане. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко.
Неужели в двадцать восемь лет он уже изменил идеалам своей юности. В тени между лицом и цветущим жезлом разверзается бездна – опасная каверна, зияющая тьмой. Саския ван Эйленбург (Эйленбюрх) родилась в городе Леувардене, провинция Фрисландия, в 1612 году в обеспеченной и влиятельной семье исповедовавшей кальвинизм. Один раз любовь к женщине погубила Самсона.
Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих близких Рембрандту женщин. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. В настоящее время находится в Дрезденской галерее. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам.
Офорты середины тридцатых годов отличаются сугубо внешней драматизацией и подчеркнуто зрелищной композицией. Кассель. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Он и его жена Скаукье Озинга произвели на свет восемь детей, четверо из них были дочери.
Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки.
Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Что еще нужно. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины.
В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. На женщине шелк Флоры, бархат дамы в шапке ландскнехта. И по счастливой случайности она еще и жена Рембрандта).