В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий – посланник богов, учитель мудрости, разгоняющий тучи. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин «Святой Себастьян» (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ Смерть Марии. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
Да, есть. В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия— вверх. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки.
Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Для брата Лоренцо Медичи, Джулиано, он расписал знамя для знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. У нас же заборов нети тротуаров На центральной трассе есть. Но там белки орудуют.
У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную.
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Такие подарки были в то время обычным явлением. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св. Зиновия». Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. обе выполнены с грацией и выразительностью».
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Сандро Боттичелли. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. 1477-1478. Франкфурт-на-Майне. Но есть ещё одна, не явная, тайная история. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Месяц считался концом весны и началом лета. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. На самом деле это несколько противоречит истине.
Вашингтон. Сандро Боттичелли. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы». Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску «Благовещение» (Флоренция, Уффици).
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
Она показана простой, тихой и скромной. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Каково же содержание картины.
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Я всю жизнь работаю и ничего.
Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Зато Европу повидала. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Да тут много чего есть. Про каждого писать. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Исследователи предложили несколько толкований.
Лоренцо Медичи. Среди живописцев 15-го века он был одним из самых прославленных, но в рядах поклонников было много разговоров. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Цепко схватил он бегущую влево нимфу.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Весна. Это история Линии, создающей образы. Как войти в мир Линий. С другой стороны нимфа Ора, украшенная миртом, приготовила пурпурный плащ, чтобы укрыть Венеру. Но, это неединственноеповторение в картине.
У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Над богиней парит Амур. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Так и жизнь пройдет. А деньги как приходят, так и уходятЧего их собирать.
Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Просто приятно. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио.
Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. И, конечно, это породило особое искусство.
Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Андреа Верроккьо. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов.
Стоит упомянуть и влияниеАнтонио дель Поллайоло, проявившееся в изображении человеческой анатомии и пропорциях тел. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. И как поэтично показано превращение. Отсюда настроение глубокой созерцательности, благодаря которому входит в картину тема более важная, чем положенная в ее основу аллегория, — тема духовной жизни.
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Также основная фигура выделена аркой из просветов позади Венеры, которые образуют кусты мирта и апельсиновые деревья. Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
И есть ли путь в этот мир. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Движение в картине устремлено справа налево. Популярность мастера подарила ему возможность изобразить другие мифологические сюжеты, которые, кстати изначально не были предназначены для демонстрации большой аудитории и создавались специально для заказчиков.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна». Сандро Боттичелли. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Уффици.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Но искусство – это ОБРАЗЫ. А деньги заработаете. Композиционно полотно делится на три части.
Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
О том, как весной расцветает природа. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Уффици. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.
Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере). Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия.
Всё изменила вечная весна. 1477-1478. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Это произведение готического искусства объединяет в себе аллегорические и мифологические сюжеты, а также содержит многочисленные отсылки на классические и современные тексты, которые до сих пор интерпретируются учеными и историками искусства, зачастую по-разному.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Фигуры расположены волнообразно. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Что касается Меркурия, то он, кроме всего, считался богом ветра и в этом качестве назывался. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Портрет Симонетты Веспуччи (. ). Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Миг.
Флоренция. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Движение в картине устремлено справа – налево. От его полета согнулись стволы деревьев.
«Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»).
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. В 1537 она была перевезена в Кастелло. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам.
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Зефиром. Гимн не Божественному, рациональному, символическому и целомудренному, но живому человеческому влечению, побеждающему нарциссизм и страх собственной смертности». надо А за дом все платят. Это песТня без конца. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Жест заботливый, опекающий. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Так как в больницу поступали, прежде всего зараженные чумой, роспись, вероятно, была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Она стала богиней в пышном одеянии. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Линия в структуре художественной формы. А с правого края художник изобразил и себя. Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян (Берлин, Государственные музеи) выполнена для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре.
Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Картина Боттичелли охватывает всю историю и акцентирует внимание на разности двух женщин с единой историей. На Капри катерком прямо с Неаполя. Если летом, шляпку. Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Очень многие склоняются к религиозному значению, полагая, что символика жестов и поз принадлежит Мадонне, которую угадывают в чертах Венеры. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.
Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ «Смерть Марии». Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Помимо Сандро в семье было ещё два его брата, занявшихся торговлей и один, выбравший призванием ювелирное дело.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы, ассоциируется одновременно и с христианской темой Крещения и с сюжетом «Коронования Девы».
Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Уходящий безвозвратно. Но это не единственное повторение в картине.
Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Портрет Джулиано Медичи (1453-1478). Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.
Боттичелли принадлежат, по крайней мере, одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов». Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Но давайте попробуем.
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чисто внешнего совершенства, художник чувствует другую опасность, которая угрожает уже всему человечеству, — опасность погубить душу.
В XV веке в Грациях видели три разных проявления единого божества – Венеры считали, что Грации – это она сама. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. 1480 г. Национальная галерея искусства. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas).
1480-1485 гг. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
Факты истории культуры и факты истории искусства. Она не просто богиня любви и красоты. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Ритм их падения подобен ритму волн, образуемых движением раковины. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки.
После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. "Весна" Боттичелли – это горечь утраты. Ко времени написания картины уже нет в живых юной Симонетты Веспуччи. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Неоплатоники, с идеями которых Боттичелли был хорошо знаком, наделяли Венеру самыми высшими достоинствами – умом, благородством, милостью и отождествляли с Гуманностью, что было синонимом культуры и образования.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры.
В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. А образы – это чувства и эмоции, а уже потом и только потом, мысли. Это – гимн и природе и человечеству.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Пчёлка Майя, поезжайте в Тиволи. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция.
Крайней левой фигурой является бог Меркурий с его классическими атрибутами – шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. В линиях контуров и складок преобладают диагонали, поднимающиеся влево и почти нет горизонталей. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи.
Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Поезжайте пока молоды. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»).
Фрагмент. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику — папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ — дуб и сочетание желтого с голубым — цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов.
Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. живу. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. От его полета согнулись стволы деревьев. И вдруг осознаёшь – увядание.
В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Венера равнодушна и к охранительным действиям целомудренной Оры (аналогичной Меркурию в Примавере). Меркурий (слева) нарциссически красив. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
Весь СССР обьездила. Но живу дома-в Канаде. Там такой ресторанчик. И вино подают вместо воды. Кому что, я не пью совсем. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Весна. Венера, с телом античной богини и лицом мадонны, остается безучастной к страстному дыханию Зефиров, подгоняющих ее раковину к земле и, способствующих ее превращению из Венеры Урании в Афродиту, то есть в более земное божество (таким образом, они аналогичны Зефиру и Хлоре в Примавере).
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ровным. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Искусство – это всегда воплощённое чувство. Сандро Боттичелли. Сандро Боттичелли.
И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»).
В 1815-м она попала в галерею Уффици. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Грации, спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение.