Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. Мировой шедевр, картина «Весна» была создана художником Сандро Боттичелли в конце 70-х годов. Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли.
«весна» (Primavera) – одна из самых известных картин эпохи Возрождения и одна из самых знаменитых работ великого итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510).
Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. И все персонажи размещены в пространстве между передней частью сцены и декорацией на заднем плане, представляющей апельсиновый сад с деревьями, усыпанными цветами и зрелыми плодами. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Три правые фигуры Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца.
Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. И как поэтично показано превращение.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Сколь приятна для любования. Вместе с дыханием с открытых губ нимфы слетают цветы, они сыплются из-под ее руки, покрывают мелким узором ее подол. Что уж говорить о младшем Джулиано, влюбленном по уши.
Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Однако вскоре странные повадки начали проявляться и в поведении самого Джулиано. Одной из самых примечательных работ этого времени является так называемый «Алтарь Барди» (1485, Государственный музей, Берлин), полное название которого звучит как «Мадонна с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом».
«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
Что их связывает. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую.
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Её основную роль на картине можно определить по тому, что Венера стоит в центральной части отдельно от всех. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. И после его укуса Симонетта действительно стала выздоравливать. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. – воспылал любовью к искусствам. Они даже устраивают рыцарские турниры в ее честь. В некотором отдалении от нее на фоне темной зелени изображена изящная фигура Венеры. Изображая на этом полотне различные растения, художник был предельно точен исследователи «опознали» в картине свыше пятидесяти видов цветов и трав.
Хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. А к лету по Флоренции поползли слухи. При виде Симонетты этот молчун вздыхает и рассыпается комплиментами. Платье Паллады украшено эмблемами дома Медичи.
Все сочиняют, рисуют, философствуют. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Однако Боттичелли вернулся во Флоренцию, не исполнив взятых на себя обязательств. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра).
Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Вся эта компания любителей искусств называет себя «странниками в садах Медичи» и свои творения посвящает Симонетте, величая ее Прекрасной Дамой. Этот инцидент наложил на характер мастера заметный отпечаток.
В 1815-м она попала в галерею Уффици. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. И, конечно, это породило особое искусство. От его полета согнулись стволы деревьев. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
Художник изобразил каждое растение и каждый цветок с фотографической точностью, так что работу можно показывать ещё и как пособие по ботанике. Джулиано даже не успел вскрикнуть. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Долгое время ее не выставляли и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции. Десятки кинжалов вонзились в его тело. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е 8212 о весеннем цветении природы.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Не прошло и нескольких месяцев, как жизнь семейства Марко Веспуччи разительно изменилась. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Что касается Меркурия, то он, кроме всего, считалсябогом ветра и в этом качестве назывался Зефиром.
Нужно отметить, что современники оценили выполненные художником композиции «Три искушения Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов» превыше всех других работ. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Крайней левой фигурой является бог Меркурий с его классическими атрибутами – шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
Все герои изображенные на ней, являются мифологическими персонажами. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). А просвет среди деревьев, волнообразной полосой проходящий через всю картину, в правой части ее показывает небо там, где ожидалось бы увидеть продолжение поверхности луга. Около 1473 художник по заказу банкира Джованни (Гаспра) ди Дзаноби Лами создал одно из прекраснейших произведений «Поклонение волхвов» (Галерея Уффици, Флоренция), предназначенное для украшения капеллы заказчика, которая находилась в церкви Санта Мария Новелла. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).
На самом деле это несколько противоречит истине. Джулиано увидел опасность первым. Из этого числа работ наиболее примечательны «Алтарь святого Варнавы» (другое название — «Мадонна на троне со святыми Екатериной Александрийской, Августином, Варварой, Иоанном Крестителем, Игнатием и Михаилом Архангелом», около 1487, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна Магнификат» (другое название — «Величание Мадонны», около 1483–1485, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с гранатом» (около 1487, Галерея Уффици, Флоренция). Благодаря этим элементам композиции, полотно получило свое название Примерно в 1473 Боттичелли создал картину «Святой Себастьян» (Государственный музей, Берлин) для церкви Санта-Мария Маджоре. Фигуры расположены волнообразно.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо — одухотворенность. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. обе выполнены с грацией и выразительностью». Такие подарки были в то время обычным явлением1. Композиционно полотно делится на три части. Как будто Боттичелли специально исключил из картины категорию пространства да и, пожалуй, времени тоже.
В правой части картины Боттичелли изобразил крылатого Зефира. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Поговаривали, что он тоже превратился в вампира.
Боттичелли продумал не только ритмическое решение композиции в целом, но каждую деталь. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Произведение имеет удлиненный по горизонтали формат. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим.
Даже серьезный не по годам Лоренцо начал рифмовать строчки. Она не просто богиня любви и красоты. Пораженный красотой нимфы Хлорис, бог ветров настигает ее, чтобы насильно взять в жены.
Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти).
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики.
Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Он стал бояться солнечного света, перестал встречаться с друзьями. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Но, это неединственноеповторение в картине. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Меркурий (слева) нарциссически красив. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
Фигуры Мадонн максимально приближены к зрителю (за исключением «Мадонны в розарии» имеющей классическое построение). Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные событияhellip В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичеллиhellip Они называли себя членами «Платоновской академии» – вольного общества людей, любивших античную культуру. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины).
Якобы, узнав о болезни возлюбленной, Джулиано послал за неким Домеником Салкедо. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Джулиано изменился до неузнаваемости. Замыкает композицию группа отступников, поглощаемая землей.
По его желанию, картина была выполнена как аллегория «золотого века» медичейской Флоренции. Может быть, вот таким образом Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду.
У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Богиня любви 8212 в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). К тому же оба брата буквально завалили Симонетту дорогими подарками.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Меркурий (слева) нарциссически красив. Вот таким образом образ богини исполненный красоты, художник противопоставляет Кентавру. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. И не казнить их надо было, а вознаградить.
Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Медичи даже забросили государственные дела.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Над богиней парит Амур.
Этот факт говорит о том, что мастер приобрел славу в родном городе. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Месяц считался концом весны и началом лета. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. В фантастическом, почти райском саду фигуры или их группы размещены независимо друг от друга. Знания, полученные у разных учителей, Боттичелли блестяще воплотил в таких работах, как «Мадонна на лоджии» (около 1467, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна в розарии» (около 1470, Галерея Уффици, Флоренция), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1469, Музей Каподимонге, Неаполь).
В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица Симонетта Веспуччи, а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины имевшей портретное сходство с Симонеттой. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. (Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине). Жест заботливый, опекающий. Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. «Сила», созданная Боттичелли, не несет в себе никакой мужественной энергии. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Но, это неединственноеповторение в картине.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Но это не единственное повторение в картине. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Помимо Сандро в семье было ещё два его брата, занявшихся торговлей и один, выбравший призванием ювелирное дело.
Зефиром. Сюжет этого произведения достаточно типичен для того времени и представляет собой тип композиции «Поклонение Младенцу». Красота Симонетты приносила большие проценты, чем ее громадное приданое. Другие считают, что Меркурий— это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Каково же содержание картины.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Она стала богиней в пышном одеянии. Но давайте попробуем. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.
Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены.
А уж если эта упрямица вобьет что в голову – никто не переубедит. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению.
Его поза, жест указывают на то, что он является проводником к Разуму, царящему в небесных сферах. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры).
Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. И поскольку Меркурий, покровитель искусств, был рожден Майей, то ему посвящается весенний месяц май. Очевидно именно Лами представил Боттичелли ко двору Медичи, чтобы тот смог вписать в композицию их «скрытый» групповой портрет. Апельсиновые, деревья склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Интересно отметить, что в этой работе так же, как и в «Поклонении волхвов», Боттичелли изображает своих современников, которые, по его замыслу, являются свидетелями происходящего очищения.
Даже повеса Анджело Полициано, год назад на спор пролежавший весь день в городском фонтане, теперь пишет изысканные поэмы о любви. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Только взгляд его метнулся по церкви и ударил прямо в глаза Лоренцо.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Интересна внутренняя интонация этой работы. Движение в картине устремлено справа – налево.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Но эту дурочку не поймешь.
Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Прекрасной Симонетты уже давно не было в живых – она скоропостижно умерла в возрасте всего 23 лет. Картина Весна была начата художником до отъезда в Рим и закончена после его возвращения В 16-м столетии слово Primavera (так назвал картину Боттичелли) использовалось как приход весны, праздник Весны. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии.
Будто хотел этим плавным жестом унять их злобу. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. А с правого края художник изобразил и себя. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
В этой картине действительно, как известно, зашифрована некая музыкальная фраза, которая пластически выражена в танце трех Граций. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Красный и черный цвета в костюме портретируемого создают сильный цветовой аккорд.
И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи.
Месяц считался концом весны и началом лета. Так как все влюблены. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Каково же содержание картины.
Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. И тот понял – Джулиано шагнул к смерти сознательно. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
«Она, — отмечает Фичино, — есть нимфа красоты великой, рожденная небесами и более от всех отмеченная любовью Богом Всевышним. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. О том, как весной расцветает природа. Три правые фигуры символизируют первый месяц весны ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом.
От его полета согнулись стволы деревьев. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. В произведении нельзя не отметить явного влияния Верроккьо. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Пусть лучше она тоже станет вампиром, зато не умрет, ведь вампиры живут лет по триста. Под впечатлением от проповедей Савонаролы Боттичелли создал два алтарных образа «Оплакивание Христа» (один — около 1495, Музей Польди Пеццоли, Милан другой — около 1500, Старая Пинакотека, Мюнхен). Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям.
Исследователи предложили несколько толкований. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Исследователи предложили несколько толкований. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.
Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Жест заботливый, опекающий. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги.
Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Людей нельзя приманивать иной наживкой, кроме Гуманности, вот таким образом будь внимателен, не пренебрегай ею». В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Движение в картине устремлено справа налево. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Синьор этот служил в тайной должности при дворе Медичи: он был ловцом вампиров. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Этот родственник Великолепного получал тогда тщательное образование, дружеское участие в его воспитании принимал и глава Платоновской академии Фичино. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов.
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. В первом сюжете, расположенном верхнем левом углу, он просит Христа превратить камни в хлеб и слышит ответ: «Не хлебом единым будет жить человек» в центре композиции, стоя на крыше храма, уговаривает Сына Господня бросится вниз а в третьем сюжете изображенном в правом верхнем углу, Дьявол просит поклониться ему. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Она показана простой, тихой и скромной. Раскинув руки, он шагнул на заговорщиков. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. В 1467 Боттичелли в возрасте двадцати двух лет покинул мастерскую своего учителя, где постиг точность и изысканность рисунка, воспринял «манеру передачи чувств». Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема). И это привело к трагедии. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
Нас ждут встречи с потрясающими полотнами мировой живописи – Леонардо да Винчи, Яна Ван Эйка, Диего Веласкеса и других Во Флоренции, в галерее Уффици, среди многочисленных шедевров живописи итальянского Возрождения хранится одна из самых знаменитых в мире картин — «Весна» Сандро Боттичелли. Это – гимн и природе и человечеству. Но, тем не менее, в ней уже появляются собственные «художественные находки» молодого мастера: некоторая удлиненность пропорций, особая грациозная пластика движений, деликатность в моделировке лица. Часто молился – просил Бога забрать его к Симонетте. Марко заключил уже немало выгодных сделок по рекомендациям Медичи. Вот что значит выгодно жениться. Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ.
Выполняя полотно «Весна», художник черпал вдохновение в поэтическом календаре Овидия «Фасты». Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины.
7 февраля 1497 воинствующий монах устроил «судный день» для Флоренции. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
Движение в картине устремлено справа – налево. Стал необщителен и молчалив. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами. Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что картина отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному.
Об этом говорит тот факт, что их виртуозно написанные одежды развиваются в разные стороны. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Собрал вокруг поэтов, музыкантов, художников, философов.
Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.
Сад плодовитыи цветет на полях, мне в приданое данныхhellip Сад мои украсил супруг прекрасным цветочным убором, Так мне сказав: «Навсегда будь ты богинеи цветов. » Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, Я никогда не могла: нет и числа их числуhellip Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая, Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. обе выполнены с грацией и выразительностью». Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. К сожалению, росписи не сохранились. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Ведь это был его долгожданный путь к Симонетте.
Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Больше всех драгоценностей ей оказались дороги надушенные бумажки со стихами. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Фигуры расположены волнообразно. Всё изменила вечная весна.
Будто бы красавица Симонетта умерла вовсе не от чахотки. Салкедо доставил во дворец отловленного где-то вампира. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы.
Картина написана на основе древнеримской мифологии. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.