Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много "живейших и прекраснейших картин" (Вазари). Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл «Декамерона» Боккаччо. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо». Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: Оплакивание (1495–1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Клевета (ок. Картины «История Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История Лукреции» (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году.
В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии». Один из самых великолепных рисовальщиков XV в., Боттичелли, по словам Вазари, рисовал много и «исключительно хорошо».
Настоящее имя художника – Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. В таком случае ее содержание близко содержанию картины "Венера и Марс". В этом году он написал «Святого Августина» на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Примеры тому – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе в Уффици). Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Находясь на службе у Медичи, художник познакомился с выдающимся математиком Л. Паччоли.
Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио.
М., 1977 Козлова С. Данте и художники Ренессанса // Дантовские чтения. Это изменение стиля было граничит с кризисом мировоззрения художника, глубоко пережившего социальные потрясения во Флоренции: изгнание Медичи, восстановление республики, а особенно обличительные речи Савонаролы против папского престола, «погрязшего в языческом зле». К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где-то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине.
Сандро Боттичелли (итал. Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, конечно же, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини. Был близок двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, "Поклонение волхвов" (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла.
Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. 1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли.
Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь «Лоренцано» за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Milano, 1967 Ettlinger L. D., Ettlinger H. S. Sandro Botticelli. Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен.
Наряду с курортными городами на Комо есть аббатство XI века. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета.
И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: "Покинутая", "Благовещение", "Венчание Богоматери", "Аллегория клеветы". В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного.
У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). По словам некоторых летописцев, среди них был и Боттичелли.
В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Он сделал циклы рисунков к «Божественной комедии» Данте, сочинениям гуманиста Дж. Это давало ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для "штандартов и других тканей" (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало.
Боттичелли Сандро (Botticelli собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi) (1445-1510) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. В 1470-е Боттичелли сблизился с семьей Медичи и «медичейским кружком» – поэтами и философами-неоплатониками (Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолой, Анджело Полициано). Глава семьи Мариано Филипепи хотел, чтобы и младший Сандро пошёл по стопам Антонио. Эрмитажа («Св. Картина "Паллада и Кентавр" (около 1488) была написана для Джованни Пьерфранческо Медичи и находилась на вилле Кастелло вместе с "Весной" и "Рождением Венеры".
Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами. Самые известные работы Боттичелли невероятно пластичны, декоративны и драматичны. Хотя мастеру удалось в этот период создать целый ряд значительных, полных драматизма произведений: «Распятие», «История Виргинии», «Смерть Лукреции», «Рождество Христово» и др., но в этих картинах преувеличенность поз, жестов, мимики была возвращением к уже преодоленной Возрождением культуре готики. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио).
1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. В то же время здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему "Поклонение волхвов", одна из которых (от 1475-1478 годов) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне.
1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». Автор картин на античные и аллегорические темы (Весна, около 1477-78, Рождение Венеры, около 1483-84, – обе в Уффици), алтарных картин (Мадонна дель Маньификат, около 1482-83, Мадонна с гранатом, около 1487, – обе в Уффици), фресок (в Сикстинской капелле Ватикана, 1481-82), а также портретов, отмеченных остротой характеристик (Джулиано Медичи, 70-е гг., Галерея Академии Каррара, Бергамо). Milano, 2003.
Большое произведение Боттичелли Венчание Богоматери (1490) проникнуто уже иным духом. Боттичелли много занимался и тем, что теперь принято называть дизайном. Хоровод ангелов в небе образует своеобразный нимб славы и торжества.
Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Лицо Мадонны на его картинах становится бескровным и бледным, глаза — полными слез.
London, 1978 Baldini U. Botticelli. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Художник заканчивает картину «Весна», начатую до отъезда. М., 1923 Гращенков В. Н. Боттичелли. И вдруг на луг выбегает нимфа Хлорида, преследуемая Зефиром, богом Западного ветра.
Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много «живейших и прекраснейших картин» (Вазари). Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Цветов становится всё больше, они падают на одежду.
Две тайны окружают эту живопись. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470). Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. М., 1967 Кустодиева Т. К. Сандро Боттичелли.
Читайте в статье «Олимпийские боги»). В числе украшавших его картин были «История римлянкиВиргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян».
В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Творческий кризис наступил в жизни Сандро Боттичелли. From Lorenzo the Magnificent to Savonarola. Последней его большой работой, на светскую тему была «Клевета», но в ней, при все талантливости исполнения, отсутствует роскошно украшенный, декоративный стиль, присущий Боттичелли.
Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. Он мечтал, что два брата откроют (пусть и небольшое, но надёжное) семейное предприятие по производству ювелирных изделий. Вскоре после турнира, еще до отъезда художника в Рим тот заказывает ему несколько работ. Савонарола призвал флорентийцев раскаяться в грехах и позволить ангелам спасти их.
Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище «dei Popolani» (Пополанской). Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая "Primavera" («Весна») и "Рождение Венеры" заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Тоска, безнадежность читается в картине Покинутая (ок. Киев, 1915 Бернсон Б. Флорентийские художники Возрождения.
Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г. Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным). У него была своя мастерская неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, дело приносило весьма скромный доход и старый Филипепи мечтал поскорее пристроить сыновей и иметь, наконец, возможность оставить трудоемкое ремесло. Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. А. Пушкина, хранится «Благовещение» великого флорентийца.
1478, Бергамо, галерея Каррара) и Портрет молодой женщины (1475, Флоренция, галерея Питти). Августин, фрески Сикстинской капеллы, Алтарь св. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. 1470, Флоренция, Уффици) и «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (14681469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио.
Вместе с тем картину глубочайшим образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра – «кентавромахию», но «психомахию». Kороль Птолеми реабилитировал живописца и отдал ему Антифилоса, как раба. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. 1475). Боккаччо, многочисленных великих полотен привели к упадку культуры. Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для «штандартов и других тканей» (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.
1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. Этот период творчества отмечен картиной «Коронование Девы Марии», заказанной для капеллы цеха ювелиров. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо.
Иеронима дышит уверенностью и достоинством.
В 1481 Римский папа Сикст IV пригласил живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли в Рим, чтобы украсить фресками стены папской часовни, названной «Сикстинской капеллой «. Кажется, еще мгновение и Мария рухнет к ногам архангела Гавриила, готового самого заплакать. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил «Минерву-пацифику», атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. Л., 1971 Дунаев Г. С. Сандро Боттичелли. В числе украшавших его картин были «История римлянки Виргинии» (Бергамо, Академия Каррара) и «История римлянки Лукреции» (Бостон, Музей Гарднер). В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). Эта картина считается самой важной из последних работ Боттичелли. 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок.
Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера «передового» творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. С. Боттичелли «Весна» (1482). compi.
Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). (Джованни, Антонио и Симоне) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы.
Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. и является её иллюстрацией. Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая Примавера (Весна) и Рождение Венеры заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Начиная с этой еще незрелой работы, где искажение перспективы выглядит оправданным, если картину расположить горизонтально, Боттичелли демонстрирует «софистический», трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари: круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты. Там Боттичелли оставался до начала 1467. Боттичелли принадлежали по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: "Юность Моисея", "Искушения Христа" (напротив) и "Наказание восставших Левитов". Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. С другой стороны — это самое странное Рождество, которое можно вообразить.
Сандро Боттичелли похоронен в фамильной гробнице в церкви Оньисанти. Нимфа спешит накинуть на нее пурпурное, развевающееся от дуновения ветра, покрывало. свойственны черты драматизма и повышенной религиозной экзальтации (Клевета, после 1495, Уффици Оплакивание Христа, после 1490, Музей Польди-Пеццоли, Милан). Это изобразил Боттичелли, показывая два момента времени вместе. Другие произведения Боттичелли: «Мадонна с Младенцем» (ок.
Иероним», «Св. Одно из них – "Покинутая" (1490). Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания. Изображая кентавра, художник пользовался конкретным античным прообразом – фигурой саркофага, хранящегося ныне в Ватиканском музее.
Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. Firenze, 1921 Mesnil J. Sandro Botticelli.
Вначале изящество, порыв, уверенность, мечты: «Юдифь», «Мадонна Евхаристии», два варианта «Поклонения волхвов», «Весна», «Св. И в Весне и в Рождении Венеры линия – мощное средство эмоциональной выразительности. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. В 1493 году Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного.
До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро – "Боттичелли" (бочоночек): возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок.
Большое произведение Боттичелли «Венчание Богоматери» (1490) проникнуто уже иным духом. 1470, Флоренция, Уффици) и "Мадонна с Младенцем и двумя ангелами" (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке – искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане.
Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро «Подагрика». Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Произведениям Б. 90-х гг. Доминик» и «Св.
Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, конечно же, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини. Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. Художник умер в мае 1510 и 17 мая был погребен на кладбище церкви Оньисанти, как сообщают записи «Книги мертвых» Флоренции и такой же книги цеха врачей и аптекарей. Афродиты. Через три года после «Силы духа» Боттичелли создаёт св. «Декорациями» для сцены послужили окрестности итальянской достопримечательности – озера Комо.
Во всяком случае, образы его «Симонетты» (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций «Весны». Иосиф изображён с терновым венком в руке. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. К иллюстрированию Данте Сандро Боттичелли обращался дважды. Еще одним общественным заказом – художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) – было тондо "Мадонна с гранатом", выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория.
(Почти 500 видов цветов, кустов и деревьев учёные определили на картине). 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Действие романа товарища Агаты Кристи по Детективному клубу (и одного из главных соперников писательницы, специализирующегося на убийствах в закрытой комнате) Джона Диксона Карра «Черные очки» начинается в Помпеях.
В работах ощущается беспокойство, возникает некая нервозность. Иоанном Евангелистом».
Её слова вдруг начинают смешиваться с цветами, появляющимися изо рта. Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чисто внешнего совершенства, художник чувствует другую опасность, которая угрожает уже всему человечеству, – опасность погубить душу. собеседование» (ок.
На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (Оплакивание Христа, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан Клевета, после 1495, Уффици). Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. Стремление к красоте определило возвышенный характер его реализма сострадание придало физической красоте одухотворенность и человечность.
Bologna, 1921 Venturi A. II Botticelli interprete di Dante. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа. Весна (Примавера) (ок.
Писатели рубежа XIX-XX вв. В городе – бывшей колыбели гуманистической мысли – звучали революционные речи Савонароды.
Последней картиной светского содержания была «Клевета Апеллеса», сюжет которой посвящен истории о великом живописце, оклеветанном врагами и в качестве оправдания написавшем картину «Клевета». Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. К числу лучших принадлежат алтарь Барди с изображением Мадонны с младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом (1485) и Благовещение Честелло (1489–1490, Уффици). Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св.
Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Он тайно исповедовал христианство.
Еще одно блестящее творение художника – картина «Рождение Венеры». Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). В этот момент Зефир настигает нимфу. Согласно Овидию, дикая страсть овладела Зефиром и он овладел ею силой. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. (Р.
Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, «Поклонение волхвов» (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла. Причудливый ритм струящихся линий объединяет композицию. Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте – рисунок Карта ада (La mappa dell inferno). Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель.
Зиновия». Сандро Боттичелли учился живописи у монаха Филиппо Липпи. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Существует и ещё одна, возможно, самая близка к истине версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и оно обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
Т. 2 Дахнович А. С. Творчество Боттичелли и вечные вопросы. Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его. В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Иероним»), в Москве, в Гос. На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств.
После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. Они кажутся воздушными (вот-вот взлетят) и ничего вокруг не замечают. Варнавы». Смерть Лоренцо Великолепного (1449–1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452–1498), которым сочувствовал Боттичелли, – все это произвело переворот в его сознании.
Себастьян (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Обычно имя Боттичелли вызывает в памяти образ Мадонны. С. Боттичелли «Покинутая» (ок. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в «Рождестве» к душераздирающим мотивам «Распятия» и «Сцен из жизни св.
Они были тем печальным временем дряхлости и неработоспособности, о которых писал Вазари. Это одно из самых живописных мест страны, окруженное горами. Венера становится главным действующим лицом в картине «Венера и Марс» (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. Лёгкость и ясность образов сохранили рисунки Боттичелли к Божественной комедии Данте (1492-97, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека).
материалов о творчестве. Апельсиновые деревья, склоняя ветки, образуют арку, которая ореолом окружает богиню. До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро – Боттичелли: возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. На этой площади Чудес (так переводится название) расположены круглый баптистерий, романский собор Санта-Мария-Ассунта (отдельно стоит музей собора) и старинное кладбище Кампо-Санто. Сандро учился у Липпи, проведя в его мастерской примерно пять лет. Произведение, отражающее непосредственные связи между живописцем и семьей Медичи, Поклонение волхвов (ныне в галерее Уффици) было заказано между 1475 и 1478 годами Джованни (или Гаспаре) да Дзаноби Лами – банкиром, близким к семье Медичи и предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта Мария Новелла.
Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряжённость рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствовали о кризисе мировосприятия художника. В то же время здесь ощущается некоторый отход от «совершенства пропорций» (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Картины "История Виргинии" (Бергамо, Академия Каррара) и "История Лукреции" (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Это прозвище распространилось и на других братьев. Исследователи идентифицируют его с картиной Мадонна с гранатом. С этого времени его творчество, а это период расцвета, граничит с именём Медичи.
Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици). Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив и выходила его. В то же время здесь ощущается некоторый отход от "совершенства пропорций" (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. По возвращении из Рима Боттичелли написал ряд больших картин религиозного содержания и среди них несколько тондо, где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости. Одно из них – Покинутая.
Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные исторические и экзотические. Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры». В числе лучших следует отметить не только эти прекрасные и знаменитые картины живописца, но и более поздние: к примеру, полотно Сандро Боттичелли под названием «Мистическое Рождество», датированное 1501 г. Оно написано в конце долгого периода беспорядков в Италии, началом которых были сожжение Савонаролы и военные кампании Борджиа. Две самые знаменитые картины Боттичелли, так называемая «Примавера» («Весна») и «Рождение Венеры» заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. В этом году он написал "Святого Августина" на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи.
Milano, 1990 Gemeva C. Botticelli: Cat. «Клевета» – последняя картина на светскую тему. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской).
Заказы его были весьма многочисленны. В 1472-75гг. Осенью 1482 Боттичелли вернулся во Флоренцию полный впечатлений и приступил к созданию парной картины к «Весне». Литература о Боттичелли: Вазари 2001.
Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище "dei Popolani" (Пополанской). Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. С 1481 года Боттичелли работал в Риме. Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек». Боттичелли отказывается от традиций распространенного до тех пор профильного портрета.
Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) – отождествляется с Humanitas – комплексом духовных свойств человека, проявления которых олицетворяют три Грации устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака. По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других и Сандро изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно.
М., 1960 Боттичелли: Сб. Иеронима дышит уверенностью и достоинством.
Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли. 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино.
С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние.
Мастерская Липпи находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Затем период безмятежной полноты чувств: «Марс и Венера», «Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Мадонна со св.
Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Четыре листа раскрашены темперой.
Были и те, кто, поддавшись массовому психозу, сжигали свои картины с обнаженными фигурами. И, наконец, в иллюстрациях к «Раю» почти всю плоскость листа заполняют фигуры Данте и Беатриче и их бесконечно повторяющемся диалоге раскрываются тончайшие оттенки чувства: радостный порыв, вера, смущение, укор, восхищение живые, порывистые росчерки линий на ничем не заполненном белом фоне создают ощущение радостной вибрации, заполненности светом всего пространства. Августин», фрески Сикстинской капеллы, «Алтарь св. Иеронима. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: «Юность Моисея», «Искушения Христа» (напротив) и «Наказание восставших Левитов».
25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» Микеланджело. Колокольня Джотто стоит рядом с собором на площади Пьяцца дель Дуомо – величественная, покрытая узорчатым мрамором, столь характерным для тосканской романской архитектуры. Радость, поклонение Красоте навсегда ушли из его творчества. В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. Иоанном Крестителем» (ок.
1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. Холст, темпера. Фра Филиппо – "мастер исключительнейший и редкостный талант" (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли и донесший до нас образ молодого Сандро в своих работах. Художник создал необычную по иконографии сцену. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это «Поклонение волхвов» (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с «двором» Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 7080-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (14491492), которых он собрал при своем дворе.
В эти годы Сандро Боттичелли написал для Медичи несколько фресок на вилле Спедалетто в Вольтерре (1483–84), картину для ниши алтаря в капелле Барди при церкви Санто Спирито (1485) и несколько фресок аллегорического содержания на вилле Лемми. 414 ступеней ведут на смотровую площадку с потрясающим видом на город. Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи – бесспорными правителями Флоренции. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа.
В таком случае ее содержание близко содержанию картины «Венера и Марс». Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Иеронима.
1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. Оно входило в серию «Семь Добродетелей» (остальные исполнены Пьеро Поллайоло) для зала Торгового суда. В его руках жертвенная чаша и кропило. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера.
Последние четыре с половиной года жизни Сандро Боттичелли документально не освещены. На ней были изображены повешенные заговорщики (эта роспись была уничтожена 14 ноября 1494 после бегства Пьеро Медичи из Флоренции). Фра Филипп – «мастер исключительнейший и редкостный талант» (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. 1 Сонина Т. В. Рисунки Боттичелли к «Божественной Комедии» Данте: Традиционное и оригинальное // Книга в культуре Возрождения.
В 1493м году, после смерти Лоренцо Великолепного, скончавшегося в 44 года от подагры. Композиция двухфигурная. К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый Алтарь Сант-Амброджо (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери.
1495). В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. Галерея Уффици (Флоренция)На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. Справа дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатства земные и власть над миром, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, дьяволу. Августин", фрески Сикстинской капеллы, "Алтарь св. Варнавы".
Слева от Весны Флора, спасающаяся от Зефира. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как «Мадонна в розарии» (ок. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. И пока на городских площадях сжигали «суету» (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Венера, богиня любви, появляется из апельсиновой рощи. Варнавы.
23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Раннее утро.
Затем он будет вновь заточен в цепи и мы увидим его поверженным, как представлено в этой картине". Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Считается, что с конца 1480-х Сандро Боттичелли находился под сильным влиянием проповедей доминиканца Джироламо Савонаролы, обличавшего порядки современной ему Церкви и призывавшего к покаянию. Во-первых — это единственная работа, подписанная и датированная автором.
compi. К периоду с 1467 по 1470 год относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый "Алтарь Сант-Амброджо" (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. Боттичелли выступает портретистом не только в Поклонении волхвов. Около традиционных яслей на земле лежит младенец, над ним склоняется молящаяся мадонна. С другой стороны спешит к богине нимфа Ора, торопясь набросить на нее пурпурный плащ. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как "Мадонна в розарии" (ок.
Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. В облике Венеры сочетается чувственная красота и возвышенная одухотворенность. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. В нем видели победу Лоренцо Великолепного над Неаполем, победу Медичи над Пацци, соединение страстей и мудрости у Лоренцо. Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. Большинство его замечательных работ хранятся во Флоренции (Галерея Уффици) ими обладают крупнейшие музеи и собрания Европы, США.
Firenze, 1990 Botticelli. В 1472 художник был принят в гильдию Св.
К тому времени старшие сыновья уже хорошо устроились в жизни и помогали родителям (Джованни и Симоне занялись торговлей, Антонио был ювелиром). Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. 1474, Флоренция, галерея Уффици) является новой композиционной формой портрета и вероятно, первый портрет, выражающий духовную жизнь человека.
Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. Хозяйка этой рощи, Венера отстала, как бы давая свите опередить себя.
Настоящее имя художника – Алессандро ди Мариано Филипепи. С тех пор интерес к его картинам не угасал. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Botticelli. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено.
В 1481 папа Сикст IV пригласил Боттичелли в Рим для росписи Сикстинской капеллы. Фра Филипп – мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) – был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. На первый взгляд, кажется что это простой эпизод "Поклонения пастухов". В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». Если в 1484 – 1489 годах Боттичелли, кажется, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, то «Венчание» свидетельствует уже о смятении чувств, о новых тревогах и надеждах. Сожалея о случившемся, он преобразил её в Флору, богиню цветов.
Настоящее имя Ботичелли – Алессандро ди Мариано Филипепи. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, «того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении» (Шастель). Вып. Большое произведение Боттичелли "Венчание Богоматери" (1490) проникнуто уже иным духом. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние.
Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. Венера становится главным действующим лицом в картине Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. Историки искусства единодушно датируют эти работы 14771478 годами. Тондо художника «Мадонна Магнификат», написанное около 1481 года, принесло Боттичелли известность еще при жизни: об этом говорят многочисленные копии этого прекрасного произведения. Размеры полотна: 172, 5 278, 5 см.
М., 1982 Сонина Т. В. «Весна» Боттичелли // Итальянский сборник. Нимфа, в прозрачной одежде, со страхом смотрит на него.
Согласно мифологии, до берега Афродиту донёс лёгкий ветерок. Итогом его поисков стала картина «Весна» или «Царство Флоры», обессмертившая имя художника (1477—78). потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.
Согласно древнегреческому мифу, Афродита появилась на раковине из морской пены. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок.
Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства. «Весна» положила начало высшему расцвету деятельности Боттичелли, когда его слава вышла за пределы Флоренции и достигла Рима.
Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Конечно, Флоренция – сама по себе огромная многокомпонентная достопримечательность Италии. Ученик Филиппо Липпи. Великолепен профильный Портрет Джулиано Медичи (ок. Приход к власти во Флоренции Савонаролы в 1494, публичное сожжение книг Ф. Петрарки и Дж.
Боттичелли выполнил сюжет по описанию. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном.
1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете. И так каждый день, в одно и то же время. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: «Покинутая», «Благовещение», «Венчание Богоматери», «Аллегория клеветы». По неизвестной причине он их не выполнил, но в соборе Пизы написал фреску «Вознесение Богоматери», погибшую в 1583.
До настоящего времени их дошло очень мало, но о мастерстве Боттичелли-рисовальщика позволяет судить уникальная серия иллюстраций к «Божественной Комедии» Данте. Юношеская Мадонна с Младенцем и ангелом (1465-1467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с двором Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это "Поклонение волхвов" (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи.
Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Один из самых чутких живописцев Кватроченто, Боттичелли чрезвычайно рано ощутил надвигающийся кризис гуманистической культуры Возрождения. Кроме живописи, Боттичелли много занимался книжными иллюстрациями. Города на холмах – словно яркий веер, они опускаются пестрым каскадом к морю.
Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу, Весну – символ живительных сил Природы. Теперь уже можно уяснить себе, что такое «композиция детали». Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти.
Напротив нее, спиной к зрителю сидит святой Иосиф. Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года. Иоанном Крестителем и св. В 1472 году он записался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.
По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». Примеры тому – "Мадонна Магнификат" и "Мадонна с гранатом" (обе в Уффици). В 1490-х у художника нарастают пессимистические настроения. Зиновия.
1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Картина «Рождение Венеры» была написана в 1484 году. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. После небольшого перерыва снова взялся за написание картин.
Атака клонов». Он мчится, сгибая деревья. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св.
К выполнению листов кодекса Медичи Боттичелли приступил после возвращения из Рима использовав отчасти свои первые композиции. Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма. Исследователи идентифицируют его с картиной «Мадонна с гранатом».
В картинах Сандро Боттичелли, которые вы можете увидеть на фото, функция передачи основного замысла художника возложена на линию. И пока на городских площадях сжигали "суету" (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Выполненные на пергамене, эти рисунки предназначались для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Однако Вазари сообщает, что так называли кума отца художника, Мариано, – ювелира, к которому Сандро был отдан в обучение.
28 января 1475 брат Лоренцо Великолепного Джулиано принимал участие в турнире на одной из флорентийских площадей со штандартом, расписанным Боттичелли (не сохранился). Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня.
Венера в картине великого мастера — окончательно сформировавшийся идеал женской красоты. Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». Зефир кажется синевато-зеленым.
В последние годы своей жизни Боттичелли, по всей видимости оставил живопись. Но самым грандиозным памятником архитектуры города считается Дуомо или собор (базилика) Санта-Мария-дель-Фьоре, доминирующий над горизонтом Флоренции. Юношеская «Мадонна с Младенцем и ангелом» (14651467, Флоренция, Галерея Воспитательного дома), была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет («Мадонна с Младенцем», 1465, Флоренция, Уффици) Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию «Мадонны» учителя Фра Филиппа. Волшебные полотна на мифологические, религиозные и античные темы написаны с бесконечной грацией и изяществом. Наиболее известные из гениальных работ Боттичелли: «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Рождение Венеры», «Весна», хранящиеся во флорентийской галерее Уффици. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио.
Находится в галерее Уффици, Флоренция. Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон. Выполнил множество картин по заказам Медичи.
Оно то и передалось всем братьям в семье. Ранние Мадонны излучают просветленную кротость, порожденную гармонией чувств.
Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. М., 1962 Пасло Д. Боттичелли.
Крупнейший представитель флорентийской философии XV века, Марсилио Фичино следовал Платону, переработав при этом платонизм и мистические идеи поздней античности и приведя их в согласие с христианским учением. К периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам запрестольный образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви, но в действительности имевший иное предназначение: возможно, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки – эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Вскоре отец умер и семью возглавил старший брат, зажиточный торговец, которому дали прозвище Боттичелли («Боченок»), возможно из-за округлой фигуры, возможно из-за симпатии к вину. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Одна из самых известных картин – «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре.
Хотя трилогия-приквел «Звездных войн» получила тонны критики, некоторые сцены в ней трогают до глубины души. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. В годы наибольшей творческой продуктивности Боттичелли был довольно тесно связан с "двором" Лоренцо Медичи и многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Рисунки к «Божественной комедии» не всегда находят подобающую оценку. Geneva, 1967 Во С, Mandel G. Lopera completa del Botticelli.
Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов.
Боттичелли выполнил три сцены. Его сюжет, несомненно, взят из Библии: Фамарь изгнанная Аммоном. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро – «Боттичелли» : возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Эти составляющие присутствуют во фреске «Св. Августин» (1480).
Иоанном Крестителем» (ок. Луки. После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние.
Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори (Маggiori), во Флоренции, Появляются прекрасные мадонны излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г исполнил «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи. Berlin, 1954 Salvini R. Tutta la pittura del Botticelli. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер.
Слева танцуют три Грации, всегда сопровождающие Венеру. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Им были написаны фрески «Жизнь Моисея», «Гибель Корея, Дафана и Авирона», «Очистительная жертва прокаженного». Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения. Рождение Венеры (1484–1486, Флоренция, галерея Уффици) продолжает тему Весны. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Рисунки иллюстрирующие песни «Ада», заполненные маленькими, мечущимися фигурками грешников полны тревожной сумятицы линий некоторые из них, где повторяется мотив грандиозной лестницы-свода, соединяющей круги ада, есть подлинное суровое величие.
Но лучшие листы поражают своеобразием и яркостью образного звучания. Первоначально, тема для написания «Весны» была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти). Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как Благовещение (1489--1490), Покинутая (1495--1500) и т. д.
20 января 1474 по случаю праздника св. Его постоянным заказчиком становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи, кузен Великолепного. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил "Минерву-пацифику", атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине – оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель.
Milano, 1958 Argon G. C. Представитель флорентийской школы. Например, романтическое бракосочетание Амидалы (Натали Портман) и Энакина (Хейден Кристенсен) в финале «Эпизода II. Он разрабатывал эскизы вышивок, оформления различных предметов церковной утвари.
После неудавшегося заговора Пацци с целью свержения Медичи (26 апреля 1478) Боттичелли по заказу Лоренцо Великолепного исполнил фреску над воротами делла Догана, которые вели к палаццо Веккио. Кстати, аналогичное поручение в 1440 году было дано Андреа дель Кастаньо, который должен был представить членов семьи Альбицци, устроивших заговор против Медичи, а после его поражения приговоренных навеки остаться обесславленными на стенах Палаццо дель Подеста. Скоро популярность Боттичелли вышла за пределы его родного города. В 1465 году Филиппе написал "Мадонну с Младенцем и ангелами", ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, "Мадонны с Младенцем и ангелом" (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и "Мадонны на лоджии" (Уффици). В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»). В промежутке между 1475 и 1482 годами мастерство художника растет.
Кто она, эта женщина. Сначала, будущего художника, вместе со средним братом Антонио, отдали учиться ювелирному мастерству. Савонаролы, а также отдельные гравюры. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Венера – главное действующее лицо в картине "Венера и Марс" (Лондон, Национальная галерея), по-видимому предназначавшейся для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо – геральдический символ рода. 1470—90-е — период творческого взлета художника.
Hamburg Leipzig, 1893 Supino L I disegni per la Divina Commedia di Dante. С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Иеронима. Это женщины нового времени, много изведавшие и пережившие. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения.
Первая небольшая группа рисунков (не сохранились) была им выполнена, очевидно, в конце 1470-х и по ней Баччо Бальдини исполнил девятнадцать гравюр для издания «Божественной Комедии» 1481 г. Наиболее знаменитая иллюстрация Боттичелли к Данте — рисунок «Карта ада» (La mappa dell inferno). Рубашки распластаны на ступенях как трупы. Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего.
Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Firenze, 1988 Pons N. Botticelli: Cat. Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. Будапешт, 1962 Смирнова И. Сандро Боттичелли.
Но может быть, прозвище возникло по созвучию с ювелирным ремеслом второго брата, Антонио. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и двумя ангелами (1468-1469, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св.
В качестве фона Сандро Боттичелли, картины которого представлены в самых знаменитых мировых галереях использовал готические церкви, стены замков, достигая таким образом живописный романтический эффект. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. Музее изобразительных искусств им. Сюжеты этих полотен, в которых ясно чувствуется воздействие античного искусства и отличное знание классической скульптуры, навеяны мифологией.
В том же году Сандро Боттичелли был приглашен в Пизу для работы над фресками Кампосанто. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Это — еще более знаменитая картина «Рождение Венеры». Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику – папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ – дуб и сочетание желтого с голубым – цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине.
В 90-е годы возникает еще одна значительная работа Боттичелли – его иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Примеры тому – Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо – сыновей брата Пьеро Подагрика. В 1465 году Филиппе написал «Мадонну с Младенцем и ангелами», ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, «Мадонны с Младенцем и ангелом» (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и «Мадонны на лоджии» (Уффици).
Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Paris, 1938 Lippmann F. Zeichnungen von Sandro Botticelli zu Dantes Gttlicher Komdie. Он сумел приобрести в городе много сторонников.
После возвращения из Рима он пишет ряд картин на мифологические темы. Конечно, это одна из самых интересных и прославленных достопримечательностей Италии. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари).
Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. London, 1976 Lightbown R. Sandro Botticelli: Compi, cat.
Иеронима прослеживается уверенность и достоинство. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты – но кто знает это. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года – в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город. Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна». Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине. Это – её свита и Венера (любовь) продолжает свой путь вместе с Весной, наполняющей землю цветами и ароматами. В первой очевидно стремление к реализму: оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли (при всем их великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, лишь в качестве побочных мотивов), но и в том, что композиция строится больше в глубину, нежели на плоскости (в расположении фигур чувствуется искусственность, особенно в сцене справа). Тогда Пилат приказал отдать тело.
Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, – это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Уффици (Флоренция)Картина написана на деревянной доске темперой. Однако его рисунки к Божественной комедии Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.
Одно из них – «Покинутая». Считается, что это лучшие произведения художника. Milano, 1989 Botticelli e Dante. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году.
К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св. По второй версии, у отца семейства был кум – некий «Боттичелло», он занимался ювелирным мастерством. Известный Портрет молодого человека с медалью (ок. М., 2002 Ulmann H. Sandro Botticelli. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св.
В России Боттичелли представлен двумя полотнами в собрании Гос. СПб., 1996. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему «Поклонение волхвов», одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 14811482 года) – в Национальной галерее в Вашингтоне. Можно удивляться, что в такой небольшой картине (62 х 91) заключено столько смысла и таланта.
Художник был силен в написании натюрморта.