Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.
Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Сожалея о своем насилии, он превращает ее во Флору, его подарок дает ей красивый сад, в котором правит вечная весна. Она, возможно, была создана по заказу Лоренцо де Медичи в 1477 году или несколько позже Лоренцо или его двоюродным братом Лоренцо Пополано. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо. Но давайте попробуем. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. В 1815-м она попала в галерею Уффици.
Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Зефиром. Хотя, как видно по слегка увеличеннымживотам и удлиненным торсам, они были переработаны исходя из современных представлений флорентийской эстетики. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Композиционно полотно делится на три части.
Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Но, это неединственноеповторение в картине. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май.
Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»).
Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Философские версии связаны с неоплатонизмом. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. От его полета согнулись стволы деревьев. Сандро Боттичелли.
И как поэтично показано превращение. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Это – гимн и природе и человечеству.
Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Это была эпоха зарождения удивительного явления, позднее названного Возрождением или Ренессансом, определившего на несколько веков вперед пути развития философии, литературы, живописи и скульптуры. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Настаджио испугался, но, пожалев девушку, преодолел страх и кинулся помочь ей и, схватив в руки ветвь от дерева, пошел к всаднику. Движение в картине устремлено справа – налево. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Три правые фигуры символизируют первый месяц весны ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали.
Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. О том, как весной расцветает природа. В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица Симонетта Веспуччи, а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины имевшей портретное сходство с Симонеттой. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Картина висела над софой, называемой летуччо.
Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»).
Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»).
В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа.
Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Помимо Сандро в семье было ещё два его брата, занявшихся торговлей и один, выбравший призванием ювелирное дело. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Но в 1537 году они были перевезены на виллу в Кастелло, где их видел и описал в 1550 году Вазари, сообщив при этом, что «. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника.
Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. И так каждый день, в одно и то же время. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Кажется, что движения и жесты в картине забыты в тот же миг теми, кто их совершает или теми, к кому они обращены. Над богиней парит Амур. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»).
Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра.
Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Она не просто богиня любви и красоты. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Прекрасной Симонетты уже давно не было в живых – она скоропостижно умерла в возрасте всего 23 лет. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи.
Жест заботливый, опекающий. Пораженный пламенной страстью к ее красоте Зефир, бог ветра, преследует ее и насильно берет в жены. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе.
Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Исследователи предложили несколько толкований. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон.
Меркурий (слева) нарциссически красив. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. А с правого края художник изобразил и себя. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Она стала богиней в пышном одеянии. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры.
Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
Каково же содержание картины. Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погруженная в созерцание Меркурия. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня.
Но та, словно не замечая, движется к нижнему краю картины и, глядя в сторону зрителя, как будто, занята посевом, опустив правую руку в складки платья, наполненные розами. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Сколь приятна для любования. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах.
Но та, словно не замечая, шествует к нижнему краю картины, глядя на зрителя и жестом сеятеля, берущего новую пригоршню семян, опускает правую руку в складки платья, переполненные розами. От его полета согнулись стволы деревьев. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.
В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. Таким образом, в живописи усиливается ощущение созерцательности, благодаря чему в картине художника появляется более важная, чем положенная в ее основу аллегория — тема духовной жизни. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Месяц считался концом весны и началом лета. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Она показана простой, тихой и скромной.
Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Движение в картине устремлено справа налево. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Фигуры расположены волнообразно. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце.
И, конечно, это породило особое искусство. На самом деле это несколько противоречит истине. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Рисунок фигур изображает бурное напряжение. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). обе выполнены с грацией и выразительностью». Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Композиция двухфигурная. Всё изменила вечная весна. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
Но это не единственное повторение в картине. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало.