Лекция включает в себя следующие вопросы: особенности Итальянского Возрождения, биография Сандро Боттичелли, художественный метод мастера – мифологический и религиозный сюжет, анализ тондо «Мадонна с гранатом» и «Мадонна Магнификат», символы история, стиль. Искусство Сандро Боттичелли мы рассмотрим через два шедевра мастера – «Мадонну с гранатом» и «Мадонну Магнификат». Один из ярчайших представителей Ренессанса – живописец Сандро Боттичелли написал картину «Мадонна Магнификат» около 1481 года.
XV в. : «Юдифь с головой Олоферна» (1470-1472, Галерея Уффици. Его правая рука с большой кистью и длинными нервными пальцами протянута к Марии и Мария, словно слепая, словно в забытьи, протягивает навстречу ему руку. 1472-1474, там же).
Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения. Картина «Святой Себастьян» (1474, Картинная галерея, Берлин-Далем), выполненная для ц. Санта-Мария Маджоре, отличается от композиции Поллайоло вниманием, сфокусированным на фигуре мученика и отсутствием др. 1482, «Рождение Венеры», ок. Мастер отказывается от сюжетов на светские темы и посвящает себя религ. В семье из четырёх сыновей он был самым младшим. Луки как самостоятельный художник с нач.
Гармония стиля Б. основана на сложном, неск. 1476–1477 гг. Подтверждением тому выступает работа (ставшая отражением общения художника с семьёй Медичи) «Поклонение волхвов», заказанное в промежутке межу 1475 и 1478 годами Гаспаре (или Джованни) да Дзаноби Лами (банкир, приближенный к семье Медичи). Она одна обращена к зрителю. Подобно многим жителям этого района, его отец был дубильщиком.
По распоряжению Сикста IV Боттичелли был назначен главным по выполнению работ, в настоящее время фрески мастера считаются более ценными по сравнению с произведениями других художников. 1476–1477 гг. Некоторое время Боттичелли учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Верроккьо. Для Сикстинской капеллы он пишет три фрески: «Сцены жизни Моисея», «Исцеление прокаженного», «Наказание Корея, Дафана и Авирона».
аллегория силы как христ. После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Возрождение. Флоренция) «Нахождение тела Олоферна» (ок. Его кличка «Botticella», что в переводе «бочонок» перекочевало к его известному брату. Некоторые отождествляют «Мадонну Магнификат» с тондо из церкви Сан-Франческо-аль-Монте, упоминаемым Вазари, но и эта точка зрения встречает возражения.
Растерянный Бьяджо молча выслушал комплименты, проводил клиента, не понимая, в чем дело, а когда вернулся, картина висела на том же месте и никаких капюшонов на головах ангелов снова не было. И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. Но берегитесь: весна – пора опасная.
После 1500 года художник редко брал кисть в руки. от Луки I: 46). Точные обстоятельства создания картины неизвестны выдвигалась гипотеза, что «Мадонна Магнификат» аллегорически изображает семейство Пьеро Медичи, но многие историки это мнение оспаривают.
живописи. 1483–1485 гг.
В 1474 году для старейшей церкви города Санта Мария Маджоре он создает одну из самых замечательных своих картин – «Святой Себастьян». Художник много пишет по заказам Лоренцо Медичи и его родственников. 70-х гг.
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Представитель Раннего Возрождения. Наиболее отчетливо эти идеи проявились в мифологических картинах кон. Фрагмент картины «Поклонение волхвов». Благовещение.
Все происходящее на картине лишь ее окружение. В работе «Коронование Богоматери» (ок. Одновременно, в данной работе чувствуется отрешение от совершенства в пропорциях (быть может вследствие этого, работа и не была столь успешна), увеличивается величественное напряжение, которое характерно только для внутреннего мира героев, происходит усиление резкости цвета, который становится всё более самостоятельным. Боттичелли стремился к познанию большей степени драматизма, что характерно для таких произведений автора как «Покинутая».
Единственным исключением являются графические иллюстрации к «Божественной комедии» Данте (90-е гг. (Галерея Уффици. Раздираемая противоречиями душа Боттичелли, чувствовавшая красоту мира, открытого Ренессансом, но боявшаяся ее греховности, не выдержала.
Таким образом, роли Весны оттенены космологически-духовным характером. Работы 1500-х гг. «Распятие» (Художественный музей Фогга. Эта новая тенденция в соотношении фигур и пространства характерна также для иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, выполненных пером в великолепном манускрипте.
Около 1477–1478 годов Боттичелли пишет для виллы в Кастелло, принадлежавшей двоюродным братьям Лоренцо Великолепного – Лоренцо и Джованни ди Пьерфранческо Медичи, – одну из самых своих известных картин – «Весна». чередование групп персонажей и отдельно стоящих фигур задает особый танцевально-муз. Композиция, приобретшая классическую стройность, обогащается прихотливой игрой линейных ритмов («Мадонна дель Маньификат», около 1482 – 83, «Мадонна с гранатом», 1487, – обе в галерее Уффици, Флоренция). Одним из самых ярких произведением Боттичелли является "Алтарь Сан Марко" ("Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием"), написанный около 1488-1490 годов для принадлежащей ювелирам капеллы в церкви Сан Марко. Ко времени смерти отца Филипепи владели значительным имуществом. (Галерея Уффици.
В ранних работах Б. заметно влияние сиенской школы живописи, унаследованное от Липпи («Мадонна с Младенцем и ангелами», 1465-1467, для флорентийского Воспитательного дома «Мадонна Евхаристии», 1472, Музей Гарденер. Флоренция)Мадонна Магнификат. В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева.
Он держал двери своего дома открытыми и охотно принимал там своих друзей. Испытующе смотрит на нас Флора. Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. Просьба пизанцев заключалась в росписи фресок в цикле росписей Кампосанто.
Сандро Боттичелли, (итал. И. Долгополов не скрывает своего восторга от этого произведения: «Всмотритесь пристальней в лицо Весны. В них особенно можно отметить в качестве шедевра только «Лоренцано» – сплетение необыкновенной жизненности и портрет молодого человека, выражающий выдающуюся экспрессию интерпретации формулировки любви. Летом 1470 года Боттичелли пишет для Торгового суда картину с изображением аллегории Силы. Таким образом Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Россели и Доменико Гирландайо – 27 октября 1480 года были направлены в Рим для росписи стены новой «великой капеллы» Ватикана, которая была сиюминутно возведена по приказу папы Сикста IV (именно вот таким образом получила своё название Сикстинской).
Бостон). (Галерея Уффици. искусству.
Свое имя прозвище Боттичелли («бочонок») Алессандро получил от старшего брата. В 1475 году он расписывает по случаю турнира знамя для Джулиано Медичи. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. 1484 – все в Галерее Уффици, «Венера и Марс», ок. С 1481 года Боттичелли работал в Риме.
Флоренция)Автопортрет.
В 1458 году Мариано Филипепи указал, что у него четыре сына: Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро «учится читать, мальчик он болезненный». Берлин Ватиканская б-ка). 80-х гг. персонажей. Настоящие имя и фамилия: Алессандро ди Мариано Филипепи.
Массачусетс, США), «Мистическое Рождество» (1500 (1501. ), Национальная галерея. В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста. В близкой по времени "Мадонне Бенуа". галерея. Полотно «Рождение Венеры» воспринимали как аллегорию возникновения humanitas, совокупности духовных и физических достоинств человека. В доме, который принадлежал Ручеллаи, он снимал квартиру. Родился в семье дубильщика кож.
Будучи хозяином мастерской близ моста Санта Тринита ин Ольтрарно он не был обеспечен, так как дело было не особо прибыльным. линия как основа динамического контура и композиции – черта, усвоенная Б. у Поллайоло. XV в., Гравюрный кабинет.
Сандро снова подвержен переживаниям в данном случае в качестве гонца моральной красоты: «Покинутая», «Венчание Богоматери», «Благовещение», «Аллегория клеветы». Лондон). В это время Боттичелли становится известным и как портретист.
Заказы Боттичелли получает главным образом во Флоренции. Выражение чистоты и невинности дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Период 1467-1470 год охарактеризовался знаменитым образом Сандро именуемым «Алтарь Сант-Амброджо». Прозвище Botticelli («бочонок») перешло к Сандро от его брата-маклера, который был толстяком. Флоренция)Благовещение.
Флоренция)В кон. Что то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки, усыпанной цветами. Картина «Весна», в которой персонажи наделены определенной символикой, может быть прочитана как рассуждение о человечестве: Зефир является воплощением духовного начала, Венера – земного, Амур – животворящей силы, Меркурий – здравого смысла. 203 x 314 см. XV в. руководил собственной мастерской. (Галерея Уффици.
С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. 1489–1490 гг. Даже его учитель Липпи привел к нему своего сына Филиппино. Одна из известных картин этого времени, «Покинутая» (1495–1500) изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами. В картине Венчание Богоматери (1490) в лицах ангелов видна суровая, напряженная одержимость, а в стремительности их поз и жестов – почти вакхическая самозабвенность». Семья Филипепи обладала внушительными доходами (были хозяевами домов, владельцами земель, лавок и виноградников) и занимала высокое положение в обществе.
В попытках осознания своих чувств мастер переключается с растроганности в «Рождестве» мотивам, раздирающим душу в «Распятии» и «Сцен из жизни святого Зиновия». 1485, Нац. 1483–1485 гг. Фигура – воплощение женственности, чувственной грации и красоты» (О. М. В 1469 г. Б. пишет декоративную панель «Сила», одну из 7, заказанных худож. В 1462 году он начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет. Хотя он был уже пожилым человеком и оставил живопись, с его мнением продолжали считаться.
Данилова. Единогласно историками вынесены даты данных работ – 1477-1478 года. А однажды он даже запечатлел своих заказчиков в виде волхвов на картине «Поклонение волхвов» (1475–1478) Здесь же можно найти первый автопортрет художника. В 1483–1484 годы Боттичелли создает свою знаменитую картину «Рождение Венеры».
Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. «Уже в картине Благовещение (1489–1490) художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность, – отмечает И. Е. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. 1489–1490 гг. художник, представитель флорентийской школы живописи.
Фрагмент картины «Поклонение волхвов». В воспоминаниях современников Боттичелли предстает жизнерадостным и добрым человеком. Единственное подписное его произведение начала шестнадцатого века – «Мистическое рождество». (Галерея Уффици.
По своей специальности Мариано был кожевником. 1490, Галерея Уффици) Б. отказался от прямой перспективы и единого масштаба изображения. Вместо хрупкой бестелесности – четкие, обобщенные объемы, вместо изысканных сочетаний блеклых оттенков – мощные красочные созвучия, где в контрасте с темными суровыми тонами особенно патетически звучат яркие пятна киноварного и карминно красного цвета». Умер Боттичелли в безвестности. Дуновением Ветров раковину несет к берегу, где Венеру ожидает Нимфа. Начинается наиболее плодотворный период в творчестве Боттичелли. Самые известные картины Сандро («Примавера» и «Рождение Венеры»), которые были заказаны семьёй Медичи, стали воплощением культурной атмосферы, свойственной для медического круга.
1480, «Паллада и Кентавр», ок. Сандро Боттичелли родился в 1445 году во Флоренции. Он всегда стремился влить душу в новые живописные формы. В созданных Сандро Боттичелли картинах на античные и аллегорические темы («Весна», около 1477 – 78, «Рождение Венеры», около 1483 – 84, «Паллада и кентавр», около 1485, – все в галерее Уффици, Флоренция) поэтически обобщённые чувственные языческие образы проникнуты возвышенной одухотворённостью. Таким образом, круг от мечтательности юноши заканчивается проповедью пророка. Наиболее значительны Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи (1474-1475), портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам.
В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. Мадонна Магнификат. нервном восприятии мира в сочетании с отстраненной идеальной красотой.
В картине «Благовещение» (до 1489-1490, Галерея Уффици), написанной для ц. Санта-Мария Маддалена деи Пацци, резкие движения Богоматери и ангела изломы складок одежд делают контуры неустойчивыми, внося в сюжет смятение и тревогу. ритм произведения. Однако по неизвестным причинам эта поездка не состоялась.
Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Кеймбридж, шт. Его двор становится центром флорентийской культуры. «По зыбкой поверхности моря скользит раковина с золотоволосой богиней.
Они были так убедительны, что парень чуть не поверил. 70-х гг. Флоренция. Дерево, темпера.
По крайней мере, это прослеживается потенциально в его мужских портретах. Она принесла молодому художнику известность в городе.
в 1472 г. упоминается в «Красной книге» гильдии св. Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью. К тому же времени относится «Святое собеседование», где еще просматривается влияние Липпи и Верроккьо. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций.
Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии. Галерея Уффици.
Сандро Боттичелли (1 марта 1445 — 17 мая 1510), был глубоко религиозным человеком и работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле в Риме. Флоренция) Сандро (1444, Флоренция – 17. 05. 1510, там же) итал. Интерес к объему и пространству свидетельствует о влиянии Верроккьо. Прозвище Боттичелли (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком. В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим.
Ок. Антонио Поллайоло, для украшения кресел трибунала торгового суда. Амур с завязанными глазами находится над Венерой (центр композиции), отожествлением с Humanitas (созвездие духовных свойств человека, олицетворяющих три Грации), Меркурий, глядя ввысь, рассеивает облака своим кадуцеем. Боттичелли трактует миф, который несёт в себе особую атмосферу выразительности: сцены идиллии помешены на фоне апельсиновых деревьев, которые густо сплетаются ветвями, подвластные единому гармоническому ритму. О степени влияния его стиля на Б. говорят картины нач. В его искусстве начинают звучать мистические ноты, появляются нервозность и драматизм.
70-80-х гг., выполненных по заказу Пьерофранческо Медичи («Весна», ок. Он покинул ее в 1467 году. В 1472 году Сандро поступает в Гильдию Святого Луки.
Ок. Он вместе со своей семьёй жил в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. Он умер в октябре 1469 года, а уже в следующем году Сандро открыл собственную мастерскую. Вероятно, этот вид работ давался художнику меньше из-за его постоянной необходимости в движении и совершенстве ритма, которых портрет по грудь (характерен для XV века) не мог дать. Конечно, нельзя и обойти вниманием возвышенный характер реализма Сандро. (Галерея Уффици.
Фигуры ассоциируются со шпалерой за счёт чёткой манеры изображения на фоне глухой листвы. Капелла была посвящена их покровителю Святому Элигию. Италия.
В 1482 году художник вернулся во Флоренцию и больше не покидал ее. Автопортрет. Персианова) Среди многочисленных изображений мадонн знаменита «Мадонна во славе» известная под названием «Магнификат».