Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. О картине появилось много статей в периодической печати.
Поступив в Академию художеств, Репин все свои академические рисунки показывал Крамскому, указания которого больше ценил, чем указания академических профессоров. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Репин никуда не делся. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович.
— сказал Крамской. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Сходство черт лица и выражение поразительны.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. О чем эта история. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев. Убийство свершилось. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Она сразу же получила признание. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. За окном летний день. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Написан портрет вдохновенно.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Публике картина понравилась. К тому же и погода благоприятствовала работе.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В его глазах читается печаль, тоска.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Внимание художника тяготит их. Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Репин дважды подавал прошения об отставке. В его взгляде осуждение и тревога. А свеча становилась ниже и тени менялись.
Репин никуда не делся. Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Все заняты.
Репин встречал их по средам. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Америка—Франция—Россия. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, дорисовать которую может зритель.
Труд — вот что определяет и украшает человека. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
По возвращении в Россию Репин поселился в Москве. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Это вы сами.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. Имя Репина стало широко известным.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств.
— Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры и вышло удивительно верно и интересно делали, как видели и вышло оригинально». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Репин — бесспорный глава и крупнейший представитель того классического периода новой русской живописи, который характеризуется такими славными именами, как Суриков, Серов, Левитан и др.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Так ли это – судить зрителям. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Какая-то кровавая полоса прошла через этот год.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. И вот уже перед нами не царь, а отец. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891).
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Казалось, она спит.
Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Были две разные версии картины.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства.
Л. Н. Толстого». Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Пятый факт. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения. Берег Волги. художественный музей им. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Глаза ясные и добрые. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Он идет прямо к матери.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Тогда же, по свидетельству одного из современников, государь признал, что назрела необходимость открыть «всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства». Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Вся центральная часть написана самим Репиным.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. «Как.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Не доносчик ли. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
О чем эта история. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. — Да это превосходно. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность. Рассмотрим "ближний круг". Тут больше любви к делу, — пояснил он. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. О работе молодого Репина Бурлаки на Волге упоенно писали газетчики. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. -— И. Г. ), они много смеялись». Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Они жили в Пенатах в течение двух недель. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. В детстве он обучался как иконописец.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Она ушла из жизни в 1931 году55. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Картина Репина произвела на него такое впечатление, что он её купил. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. я работал завороженный. Репин писал и исторические картины.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Они словно противопоставлены друг другу. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Мне минутами становилось страшно».
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Первый факт. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Все эти Замечательные мастера использовав завоевания своих больших и малых предшественников как в русском, так и в мировом искусстве, сумели сообщить русской живописи поистине грандиозный размах, поставить ее в один ряд с другими смежными искусствами — литературой и музыкой, занявшими в это время передовое место в мировой культуре. О непримиримости двух мировоззрений: одного – прогрессивного, гонимого, почти растоптанного, но не сломленного, другого – заскорузлого, костного, меркантильного, утратившего истинность.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. ». Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. М. Бунакову.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Больше 12 лет потребовалось мастеру, чтобы в мельчайших подробностях изучить и отразить разухабистую и удалую жизнь тех, кто, невзирая ни на что, оставался свободным. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В эту минуту в комнату вошел Христос.
В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Третьяков»109. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Этюд получился превосходный.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Работал весь день, не замечая времени. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Репин считал сам эту картину красивой. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Стасов присылает ему все, что он просит. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Репин был очень дружен с Мамонтовым. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Рисунок уверенный, лепка твердая. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Это лучше всех ваших академических работ. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Каждый персонаж переживает что-то своё. Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.