Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Однако он остаётся и блестящим мастером формы, этих самых «узоров», чутко воспринимая веяния и импрессионизма и символизма. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Она сразу же получила признание. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Америка—Франция—Россия. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Пятый факт. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Работал весь день, не замечая времени. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Кисть Репина с беспрецедентной энергией воплощает Человека в истории, реально показывая, как эта история делается, слагаясь из человеческих чувств и мыслей. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Все заняты. А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Внимание художника тяготит их. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Казалось, она спит.
Она ушла из жизни в 1931 году55. В эту минуту в комнату вошел Христос. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Берег Волги. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Рассмотрим "ближний круг". Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56.
В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. К тому же и погода благоприятствовала работе. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. «Как. О картине появилось много статей в периодической печати.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Это вы сами. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
— Да это превосходно. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения.
Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе художник выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Убийство свершилось.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Репин никуда не делся. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). За окном летний день. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Знаменитые «Бурлаки на Волге» тоже пишутся как академический заказ.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Первый факт. я работал завороженный. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Так ли это – судить зрителям.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Комната небогатой интеллигентной семьи. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Итогом этих поисков стал новый шедевр – «Крестный ход в Курской губернии». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В детстве он обучался как иконописец. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Л. Н. Толстого».
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Имя Репина стало широко известным. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. «Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов.
Они словно противопоставлены друг другу. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Много учился на написании портретов близких и друзей. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Это лучше всех ваших академических работ.
Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. художественный музей им. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Публике картина понравилась.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Тогда же, по свидетельству одного из современников, государь признал, что назрела необходимость открыть «всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства». Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Общение с прежними друзьями было только заочным. Они воплотили в своем искусстве с огромной художественной силой величие, мощь и красоту великого русского народа, произнесли горячие слова гнева и протеста против самодержавия, против крепостнической действительности тогдашней России, запечатлели образы народных протестантов против ненавистной буржуазной действительности.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Мне минутами становилось страшно».
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Репин—величайший представитель критического реализма в русской живописи, той формы реализма, в которой единственно возможно было плодотворное, поступательное развитие искусства изображавшего окружающую действительность царской России. В его глазах читается печаль, тоска. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Как свидетельствует сам мастер: «окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры». Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Рисунок уверенный, лепка твердая. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Репин считал сам эту картину красивой.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Подобная трактовка образа определила особенности изобразительного языка, характерность живописной пластики художника. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография. В его взгляде осуждение и тревога. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Репин умел показать свои модели в их естественном состоянии, выявить их способ общения с миром. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В силу особенностей исторического процесса в России, ее культура в последнюю треть XIX столетия заняла авангардную роль в мировой культуре. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Жил в Италии и Франции (1873–1876). В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном.
А свеча становилась ниже и тени менялись. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Репин встречал их по средам.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. М. Бунакову.
Труд — вот что определяет и украшает человека. О чем эта история.
Тут больше любви к делу, — пояснил он. Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. -— И. Г. ), они много смеялись». В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев. Художник любил движение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Написан портрет вдохновенно. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей. Картина Репина произвела на него такое впечатление, что он её купил.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Вегетарианцем стал и сам Репин. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Нужно было изобразить на полотне более 80 сановников, присутствовавших на юбилейном заседании, соблюдая при этом строгий порядок в расположении каждого из его участников.
Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. «Вся Русь» как бы сведена тут.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Репин писал и исторические картины. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Не доносчик ли. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Глаза ясные и добрые. Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Ей предрекали провал, но Репин мастерски сумел реализовать навязанное ему задание – заказ последовал от императора и вряд ли художник мог от него отказаться. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Третьяков»109. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. По возвращении в Россию Репин поселился в Москве. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Были две разные версии картины. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Он идет прямо к матери.
Этюд получился превосходный. — сказал Крамской. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Стасов присылает ему все, что он просит. Уже ранние религиозные картины исполненные по академическим программам («Иов и его друзья», «Воскрешение дочери Иаира») являют удивительный дар подчинить все компоненты образа – уроки старых мастеров, рисунок, цвет, композицию – общей драматической задаче. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Репин забыл о конкурсе, об Академии. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Вся центральная часть написана самим Репиным.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.