Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Все теневые части головы, согласно академической традиции, жидко протерты жженой сиенной, света нанесены густыми кроющими красками.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ).
О чем эта история. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. По возвращении в Россию Репин поселился в Москве.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. В эту минуту в комнату вошел Христос. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ).
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. А за Ларькой – старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. А свеча становилась ниже и тени менялись. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Публике картина понравилась. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Они словно противопоставлены друг другу.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Комната небогатой интеллигентной семьи.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. М. Бунакову. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре.
Имя Репина стало широко известным. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Рисунок уверенный, лепка твердая. Стасов присылает ему все, что он просит. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Это вы сами. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Все творчество Репина пронизано глубочайшим демократизмом, величайшими симпатиями к трудовому народу и его заступникам — представителям труда духовного. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Репин считал сам эту картину красивой. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Репин писал и исторические картины. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Эта работа имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Л. Н. Толстого». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ).
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Америка—Франция—Россия. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Были две разные версии картины.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Тут больше любви к делу, — пояснил он. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Третьяков»109.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Много учился на написании портретов близких и друзей. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Тогда же, по свидетельству одного из современников, государь признал, что назрела необходимость открыть «всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства».
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Вегетарианцем стал и сам Репин. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. — сказал Крамской. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Она ушла из жизни в 1931 году55.
м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Все заняты.
Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала. Сходство черт лица и выражение поразительны. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. За окном летний день. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. В его взгляде осуждение и тревога. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
«Как. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства». Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Рассмотрим "ближний круг". Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. К тому же и погода благоприятствовала работе. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Это работа, которую они делают по привычке из сезона в сезон, – чрезвычайно тяжелая изнурительная, забирающая здоровье, а, порой и жизнь, но позволяющая прокормить семью. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее.
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
художественный музей им. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Имя Репина стало широко известным. Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Мне минутами становилось страшно».
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Портрет производит яркое и сильное впечатление. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.
Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Большая светлая комната с высокими окнами, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Это лучше всех ваших академических работ.
Илье Репину принадлежит авторство многих портретов, которые стали неотъемлемой частью его художественного наследия. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Глаза ясные и добрые. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Так ли это – судить зрителям. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Убийство свершилось.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Каждый персонаж переживает что-то своё. Картина Репина произвела на него такое впечатление, что он её купил.
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.
Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Она сразу же получила признание. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Шесть лет потратил Репин, чтобы композиционно выстроить сюжет: практически сливающаяся с темнотой спина священника и освещенное лучами восходящего солнца лицо сидящего на постели революционера. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Общение с прежними друзьями было только заочным. Они воплотили в своем искусстве с огромной художественной силой величие, мощь и красоту великого русского народа, произнесли горячие слова гнева и протеста против самодержавия, против крепостнической действительности тогдашней России, запечатлели образы народных протестантов против ненавистной буржуазной действительности.
Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Труд — вот что определяет и украшает человека. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В детстве он обучался как иконописец.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. -— И. Г. ), они много смеялись».
Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. О картине появилось много статей в периодической печати. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В его глазах читается печаль, тоска. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Написан портрет вдохновенно. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Возник сюжет этой картины, по признанию самого художника, у него на реке Неве, когда он увидел праздных и веселых господ, а неподалеку от них издыхающих от непосильного груза бурлаков.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Репин дважды подавал прошения об отставке. Внимание художника тяготит их. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Репин никуда не делся.
Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Он идет прямо к матери.
Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Лучшие портреты Репина представляют передовых людей русского общества – писателей, деятелей культуры, ученых.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Не доносчик ли. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Пятый факт. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. — Да это превосходно. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Этюд получился превосходный. Репин встречал их по средам. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. Первый факт. Работал весь день, не замечая времени.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Вся центральная часть написана самим Репиным. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Конечно историки не дают точного ответа на вопрос, был ли факт сыноубийства.
я работал завороженный. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
О картине появилось много статей в периодической печати. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Берег Волги.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Казалось, она спит. Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств.