Первое описание и толкование «Сада земных наслаждений» дал снова монах Сигуэнца в 1605 году: «Грех, возникший в Раю и охвативший человечество, подвергаются наказанию в Аду». Ответ вы можете найти в продолжении – статье Сад земных наслаждений Босха. Хотя формаСада земных наслажденийхарактерна для алтарей 16-го века, считается, что триптихбыл приобретендля частной коллекции, вероятно, по заказу богатого покровителя.
Одной из самых известных работ голландского художника несомненно является его «Сад земных наслаждений», который вот уже более 500 лет вызывает горячие дискуссии критиков. Сад земных наслаждений является триптихом, а этоозначает, что он состоит из трех частей — центральной панели, к которой прикрепленыпо одному крылу на шарнире с обеих сторон. Лестницы, которыми изобилует триптих «Сад земных наслаждений», символизируют путь к познанию, а познание, как известно, чревато грехопадением. Название ему дали искусствоведы, предположив, что на центральной части изображен сад земных наслаждений.
Прошлый пост был посвящёнобщей концепции одной из самых фантастических картин средневековья Сад земных наслаждений Босха. Поэтому их так много в Саду земных наслаждений. «сад земных наслаждений» – картина, которая не показывает развитые половые органы мужчин и женщин. Но картина Сад земных наслаждений все равно не даёт покоя и так хочется хотя бы частично приблизиться кее пониманию.
Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге. Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии. Это «Сад земных наслаждений», он показывает массырезвящихсяголых мужчин и женщин.
Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку.
Большинство персонажей картины ничем не наслаждается, а наоборот — страдает. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят.
При создании человека Бог вдохнул в Адама душу, но после сотворения Евы этого сказано не было. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению).
И, по идее, должна не ведать стыда. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин.
Это будет один из переходов от Рая к греху. Все же это были люди другой психологии. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, – они хмуры, склонны к меланхолии, бродяжничеству, но также и к наукам. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака.
Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Круглое отверстие в основании – знак Солнца.
И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха.
Многие из них осаждали своими проектами и Фрейзеров. 12. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.
– спрашивает он. Антония». Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Жертва становится палачом, добыча -- охотником и это как нельзя лучше передает хаос, царящий в Аду, где перевернуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки.
Едва ли триптих мог находиться в церкви в качестве алтаря, однако все три картины, в общем, согласуются с другими триптихами Босха. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». На этой картине то, что было лишь намеком в Раю, приобретает зримую явленность, выпуклую телесность, рельефность греха.
Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. – М. : Белый город, 2007, стр. Либо страдает от физического и душевного дискомфорта, либо страдает фигнёй. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву.
Люди еще находятся в догреховном состоянии: они невинны и чисты и потому между Адамом и Евой нет никакой телесной связи. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными).
Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Босх вышел из этой ситуации специфически.
Мы уже рассматривали ситуацию, в которой к общению с человеком принуждается мышь. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. 13. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Это – третий день творения. Ультрацерковный Босх, католик-фанатик, одержимый страхом греха, спорит с Босхом-еретиком, адептом эзотерического учения, прославлявшего утехи плоти и Босхом-антиклерикалом, чуть ли не протопротестантом, который терпеть не мог распутное, алчное и лицемерное духовенство.
Сравнительно недавно необычная конструкция из розового коралла в центре композиции была признана астрологическим символом Рака, эмблемой его созвездия. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов.
По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. По бокам находятся другие сюжеты. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. В центре композиции поднимается Источник Жизни— высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи.
Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. 6.
Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали».
Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений».
Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. По всей картине размещены символы пола и сексуального влечения: раковина-влагалище, лодка-яблоко в форме женской груди. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.
Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
На нем нет ни людей, ни животных. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе.
На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. «Меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой.
Перечисляется в составе коллекции, отправленной Филиппу II Испанскому в 1593 году. В стихах Лоренцо Великолепного, герцога Медичи, правителя Флоренции эпохи Возрождения, звучит призыв к наслаждению жизнью: «Пусть каждый поет играет и танцует. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. 2.
Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Единственный, кто мог по-настоящему наслаждаться всем этим, вероятно, сам Босх. Круглое отверстие в основании – знак Солнца.
Долой усталость. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см.
Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. 15.
Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Современники Босха довольно быстро заметили, кто теперь на хайпе, подхватили волну и начали копировать Иеронима. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
». Это Фонтан Жизни изливающий чистые голубые воды из которых появляются на свет различные животные. К последним относился и Майкл Фрейзер-младший. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство.
Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого.
Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Это вообще был тренд в то время. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней.
Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти.
Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Пусть сердце горит негой. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой.
Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.
Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». На редкость хорошенькая, та была любимицей всех отцовских адвокатов. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия.
Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Возьмем один случай. Но что.
Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад».
Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». 11.
В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Считается произведением зрелого Босха. Здесь, нарисованные Босхом люди, потомки Адама и Евы, резвятся обнаженными в сюрреалистическом райском саду. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии.
Кроме того изображена только что появившаяся растительность. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Всегда приятно видеть товар лицом, чем гадать, что там скрывается под тканью.
«Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Словом, это транскультурный символ, который ничуть не утратил важности за последние 500 лет. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.
Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны.
Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами.
Ничего не понимая в авиации, но хорошо разбираясь в бизнесе, те не пожалели денег, чтобы воочию увидеть в деле прославленные конструкции и выбрать наиболее перспективные для производства. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры.
Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. – М., 1992.
В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Сколько людей – столько и мнений. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Однако реагируют дети по-разному, что стало поводом для нескончаемых теологических дискуссий, которые веками ведут исследователи творчества Босха. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Босх.
Босх. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере. Следует отметить, что эти двое сделали неплохой выбор.
И у неё были на это основания – выглядела она на редкость сексуально. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ».
Астрологический феномен, как недавно было доказано, является основой построения произведения. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.
Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок. 14. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой. Третий же персонаж на этом фрагменте, к сожалению, не участвует в поедании снотворных плодов и вместо этого осуществляет над гигантской земляникой то, что на молодёжном сленге называется «обнимашки».
Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно.
В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец.
Она смотрит прямо на зрителя. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Почему. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества.
На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос. Земляника – знак праведности и трудолюбия. При чем её мужья раз от разу становились все богаче, а сроки замужеств все короче. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления.
Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой толпе. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму.
В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы».
Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. В центре мы видим некое причудливое сооружение. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще.
«Извлечение камня глупости»). Рассохшееся дерево в форме перевернутой воронки — образ, который несет в себе двойную обличительную мощь. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица.
Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. В связи с этим было предложено новое, более актуальное название — «Босх накажет всех».
Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет.
В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Эти непринужденно курсировали и между жаждущими развлечений зрителями из высшего общества и теми, кто столь опасным образом зарабатывал себе на хлеб.
Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках.
Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Впрочем, не все с этим согласны. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию.
Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Это очень тонкая аллегория.
В центре находится гротескная фигура монстра. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит».
Босх – воистину великий комбинатор. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Может показаться, что на картине изображено детство человечества, золотой век, когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Недавно проведённые исследования независимых экспертов в составе всех личностей одного современного искусствоведа, единогласно установили, что название «Сад земных наслаждений» ошибочно. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Завтра – поздно». 15. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей.
Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее.
На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Обратимся к ним. Оно символизирует одну из фаз алхимического процесса, когда при повышенной температуре происходит соединение элементов с противоположными свойствами.
Такими они считаются и сегодня. На правой створке изображён ад. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм.
Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Долой печаль. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи.
Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. С помощью различных, часто трудно понимаемых символов, аллегорий и скрытых сравнений Босх освещает многие человеческие пороки. Они, хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры, но, кажется, тоже в ужасе от происходящего вокруг. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство.
Одни утверждали, что центральная часть может представлять или даже прославлять телесные наслаждения. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений».
Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Он повелел и все создано». Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Скорее всего, триптих был написан в 1504 году или около этого, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака.
Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками).
В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.