Ответ вы можете найти в продолжении – статье Сад земных наслаждений Босха. Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений». Сад земных наслаждений и самое загадочное из творений Босха. Прошлый пост был посвящёнобщей концепции одной из самых фантастических картин средневековья Сад земных наслаждений Босха. Сайт «Сад земных наслаждений» – только часть более крупного проекта. Сюда также входятдокументальные фильмы «Иероним Босх, тронутый дьяволом и «Босх, глаза совы».
Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии. Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге. Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. Вместе соСнежаной Петровой прогуляемся по«Саду земных наслаждений» Босха ипопробуем разобраться вэтом бестиарии.
Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим. Во главе ее бес в митре и мантии священника, рядом с ним – олень в красном плаще.
1х3. Они считали все материальное проявлением зла. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует.
«Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Раз на спине монстра стоит часовенка, значит, как предполагают толкователи, вся эта дьявольская конструкция изобличала алчность церкви. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».
Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. – нидерландский художник, один из крупнейших представителей Северного Возрождения. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Алтарь «Сад земных наслаждений» – самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия – Luxuria. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости.
Босх— воистину великий комбинатор. Для того, чтобы легче было разобраться можно посмотреть более детально фрагменты. Иоанна.
Есть две версии: первая – что это Всемирный потоп, посланный Богом, чтобы очистить землю от поглотившей ее скверны и вторая – что это третий день сотворения Богом мира, когда он создавал моря, сушу и растения. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Он утверждал, что Иероним ван Акен был членом Братства свободного духа— секты, которая впоследний раз упоминалась вНидерландах вначале XV века. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Антония». Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит».
12. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Впрочем, не все с этим согласны. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее.
Из всех средневековых описаний Ада в 171Видениях Тунгдала187 они наиболее изобретательны. На закрытых створках изображен земной шар в прозрачной сфере, символизирующей хрупкость Вселенной. Вот и сюжет центральной панели триптиха, где толпы мужчин и женщин придаются любви и странным играм.
Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. 13. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Дьяволица является святому обнаженной, стыдливо прикрывая ладонью лобок.
На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Правая сторона – это Ад. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться.
Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. По бокам находятся другие сюжеты. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Долой печаль. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное.
Многие эксперты пытались разгадать, о чем думал автор, создавая полотно. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512). Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят.
Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны.
А вот фигура на первом плане слева в Восхождении на Голгофу и голова человека дерева яйца в триптихе Сад наслаждений (оба считаются автопортретами художника) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте.
Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток. В этой ранней работе уже проявляется страсть автора к морализаторству.
В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Ивоспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин.
Долой печаль. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали». – М. : Белый город, 2007, стр. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Популярность тем Смерти и Ада в эпоху «осени Средневековья» Хейзинга объясняет кризисным мировосприятием средневекового человека, остро ощущавшего жизнебоязнь, страх перед красотой, поскольку, в его представлении, с ней связаны боль и страдание.
Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве.
Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой.
Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. И, по идее, должна не ведать стыда. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора.
Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. Типичная черта искусства позднего Средневековья – смешение священного с мирским.
Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Так как в сознании средневековых христиан в отношении урожая по-прежнему были живы языческие представления. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов.
Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. Астрология связывала определенные периоды жизни человека с семью планетами. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растленный любострастием. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Змеи обовьют тех, кто нецеломудренно обнимал женщин, а стол, за которым азартные игроки играли в кости и карты, превратится в западню. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом.
Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях.
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет.
Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Свидетельств того, что Иероним Босх водил дружбу с бутылкой или, напротив, состоял в хертогенбосском обществе трезвенников, до нас не дошло.
Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Всеже это были люди другой психологии. Завороженно вглядываясь впричудливые создания, собранные Босхом извсех мыслимых материалов, вего зверолюдей, древорыб иптицекораблей, размывающих границы междуживой инеживой природой, животными, растениями ичеловеком историки часто ихинтерпретируют попринципу конструктора.
То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времен Александра Македонского. Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.
Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Завтра – поздно.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Возьмем один случай. Долой усталость. Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается ее ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом.
Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Главное действующее лицо в левой створке триптиха – сам святой, которого братья-монахи ордена Святого Антония (антониты) поднимают после падения с неба. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. Многие детали явно были нужны для создания демонического антуража икалейдоскопа форм, анедля скрытой игры всимволы. На первом плане показаны различные радости. буквально рай удоволствия или наслаждения).
Босх на центральной створке своего псевдоалтаря изобразил Золотой век – воспоминание об утраченном единстве человека и природы, о состоянии всеобщей безгреховности (то есть незнании греха) и противопоставил идеальный золотой род людей современному, худшему железному роду, которому присущи все возможные пороки. Мало того, что оннеустраивал истерик оплагиате, ондаже курировал копиистов. Именно такими и считались работы Босха при его жизни.
Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Традиционно считалось, что дистилляция состоит из четырех основных этапов. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет.
Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.
Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. Стеклянная сфера, вкоторой предаются ласкам любовники истеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье истекло— как они недолговечны». Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.
Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. 6. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. История искусства. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой.
В Вульгате (Библии, переведенной на латынь) этот сад называется paraisum voluptatis (т. е. Но что. Его изобретательность впечатляет даже на фоне средневекового искусства, которое он обыгрывает и переигрывает, а оно знало толк в визуальной игре и пермутации форм: от хищных зверей, вплетенных в германский орнамент, до демонов, которые скалились с капителей колонн в монастырях романской поры, от звероподобных и антропоморфных гибридов, колобродивших на полях готических рукописей, до уродцев и монстров, вырезанных на сидениях-мизерикордиях, на которые клирики могли присесть во время длинных служб.
Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Вот и сюжет центральной панели триптиха, где толпы мужчин и женщин придаются любви и странным играм. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой.
Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. – спрашивает он. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. И их мнения расходятся. Часть из них стала демонами.
Вокруг центра происходит экзекуция падших людей: кого-то распяли, кого-то прибили гвоздями, кого-то пожирают адские твари. Впрочем, невсе сэтим согласны.
Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло— как они недолговечны» Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Картина Несение Креста обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм.
Современники Босха довольно быстро заметили, кто теперь на хайпе, подхватили волну и начали копировать Иеронима. Какое утверждение верное. В свое время много шума наделала теория немецкого искусствоведа Вильгельма Френгера, который изобразил Босха еретиком и адептом тайного сексуального культа. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.
А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Семь смертных грехов по идущей от Античности традиции также соотносились с семью планетами (Сатурн – леность, Марс – гнев, Венера – сластолюбие и т. д. ). Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны: тут и трехголовая птица и крылатая рыба и морской конек-единорог и даже существо с рыбьим хвостом, читающее книгу. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Всвое время много шума наделала теория немецкого искусствоведа Вильгельма Френгера, который изобразил Босха еретиком иадептом тайного сексуального культа.
Онродился вголландском городе-муниципалитете Хертогенбос, вероятно, между 1450 и1455 годами (как имногие аспекты жизни Босха, его точная дата рождения неизвестна). Главная мысль, которая соединяет нетолько части этого триптиха, но, повсей видимости ивсе произведения Босха— тема греха. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. Венский 171Страшный суд187 Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках.
Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Среди современников художник слыл респектабельным и очень религиозным человеком, он состоял в братстве Богоматери при кафедральном соборе Святого Иоанна.
Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей. Вот таким образом музыкальные инструменты стали орудиями пыток: один грешник распят на арфе, на ягодицах другого раскаленным железом выжжены ноты, третий привязан к лютне. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует.
Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории.
Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Такими они считаются и сегодня. Босх.
которую Бог уготовил человечеству. Так, соединение Марса, Юпитера и Сатурна в 1484 году в зодиакальном знаке Скорпиона было истолковано как указание на рождение ложного пророка (это послужило впоследствии поводом для противников Реформации исправить дату рождения Мартина Лютера с 10 октября 1483 года на 22 октября 1484 года с целью присвоения ему титула Лжепророка). Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. 15.
Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Это – третий день творения. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи.
Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят.
Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. Семья ван Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее.
Он должен был служить для украшения алтаря. «Извлечение камня глупости»).
В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен) – 1450-1516 гг. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.
Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Полемизируя с итальянскими гуманистами, Босх показывает, что за все краткие радости жизни люди заплатят вечным муками в Аду. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Возможно, оба триптиха являются оригиналами.
В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения. Пылали костры инквизиции. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: между 1488 и 1492 годами он распишет створки главного алтаря, около 7 февраля 1492 года сделает на старых простынях рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями (1503-1504), руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря (1508-1509) изготовит форму для медного канделябра и распятия (1509 и 1511-1512).
Пусть сердце горит негой. Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Кроме того изображена только что появившаяся растительность. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще.
Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – 171Блудный сын187. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12.
Американский историк искусств Лоринда Диксон пошла еще дальше и попыталась доказать, что алхимия — это ключ ко всему «Саду земных наслаждений». Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия. Композиция «Несение креста» с особой силой обнаруживает дар Босха живописать человеческие страсти. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя.
Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Цена копии знаменитого полотна доступная.
Но что. По своему содержанию искусство Босха во многом совпадает с положениями труда Эразма. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Почему. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности.
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Умер художник в 1516 году. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной.
Чтобы выяснить смысл какой-то детали, важно проследить ее генеалогию – но этого недостаточно. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы.
На нем нет ни людей, ни животных. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Вполне возможно, что свои 171Видения загробного мира187 Босх создал на основе этой книги.
Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. 14. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. На правой створке изображён ад.
Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. 9 м), самый знаменитый и загадочный из всех триптихов Босха. Это особенно видно по изображению преисподней. Сколько людей – столько и мнений.
Там Иероним прожил всю свою жизнь – насколько известно, он никогда никуда не уезжал. В основе Итальянского Возрождения – утверждение ценности земного мира и человека, «венца всех творений природы». Самый ранний из них, вероятно, Воз сена. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии.
Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» – история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Молодая пара объединилась в прозрачном пузыре. То была эпоха разрушения тысячелетнего миропорядка Средневековья. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Неизвестно.
Центральная часть. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Но в его творчестве преобладает духовная тематика.
Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой.
Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Босх вышел из этой ситуации специфически. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто).
Обратимся к ним. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с регентом – монстром с рыбьей мордой. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. В центре мы видим некое причудливое сооружение.
Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Сад земных наслаждений состоит из 3-х частей. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Полагают, что он автор фрески «Распятие» в соборе Св.
Однако, в главе 2. 8 Книги Бытия говорится, что «Господь в восточной части Эдема разбил сад и поместил туда им сотворенного человека». Кажется, его ничуть не тревожит тот факт, что его древесное тело высохло и растрескалось, а в чреве у него пирует компания разудалых социопатов. По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. «Меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Все же это были люди другой психологии.
Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами.
На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист – прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны и тогда разразится последняя решающая битва между силами Добра и Зла. Это очень тонкая аллегория. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной.
Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Первый этап— смешение ингредиентов исоединение противоположностей— валхимических рукописях представлялся каксоединение мужчины иженщины, Адама иЕвы. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также братьями лебедя, ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.
Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор. Прежде, чем приступить к детальной характеристике картины, несколько слов о художнике. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца.
Эта победа – главная тема правой створки триптиха. Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто. Качество постера высокое, на нем отчетливо видны все мельчайшие детали сюжета картины. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.
д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. Она смотрит прямо на зрителя. 15. Кажется, его ничуть не тревожит тот факт, что его древесное тело высохло и растрескалось, а в чреве у него пирует компания разудалых социопатов. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ».
Церковьже подогревала (впереносном смысле напроповедях ивпрямом— накострах) веру людей внеминуемость наказания занарушение закона божьего. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.
Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца. Босх – воистину великий комбинатор. В композиции выделяются три плана: на первом показаны «различные радости», на втором кавалькада всадников и, наконец, третий – на котором люди летают с помощью птиц и собственных крыльев.
По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. В те времена все жили, руководствуясь текстами Библии. Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Всего сохранилось 25 картин и 8 рисунков.
Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.
Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. В своих описаниях триптиха, наполненного «мужчинами и женщинами, черными и белымив различных позах и с различными жестами, птицами, всевозможными животными изображенными с большим реализмом, такими завораживающими и фантастическими деталями, что их просто невозможно описать тем, кто этого не видел», Беатис ничего не говорит о его названии.
Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет.
Он идет в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Наконец, четвертый этап — очищение ингредиентов в воде, которое уподоблялось христианскому воскрешению и очищению души. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью.
Здесь, нарисованные Босхом люди, потомки Адама и Евы, резвятся обнаженными в сюрреалистическом райском саду. Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений».
Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец.
Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Ночто. На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос.
Художником был и брат Иеронима Гооссен, которому Антонис оставил мастерскую. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло160— как они недолговечны» Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок.
Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. Источники: Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен) – 1450-1516 гг. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла.
Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец.
Во главе ее бес в митре и мантии священника, рядом с ним – олень в красном плаще. ». Но он описывает некоторые интересные детали окружающей картину обстановки.
В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений».
Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Возьмем один случай. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо160— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники.
Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.
Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Его живопись – отражение средневековых тайных эзотерических доктрин: алхимии, астрологии, черной магии. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Кто хочет быть весёлым – веселись сегодня. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву.
– нидерландский художник, один из крупнейших представителей Северного Возрождения. Чтобы уловить настроение автора, нужно понять мышление людей средних веков. Земляника – знак праведности и трудолюбия. Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально.
Какие обстоятельства окружавшей его жизни питали возбужденную фантазию художника. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Некоторые ученые хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму ее тщеты и образы земной любви, другие -- торжество сладострастия. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме.
Такова страшная участь. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. «Страшный суд» (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, «Сад земных наслаждений» – Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков.
В центре находится гротескная фигура монстра. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Это вообще был тренд в то время. Их последовательность, по мысли Гибсон и определяет структуру «Сада». «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод.
11. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей.
Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. 171Страшный суд187 (не сохранился) заказал художнику герцог Бургундии Филипп I Красивый, 171Сад земных наслаждений187 – Генрих III, герцог Нассау-Бреда, будущий придворный императора Карла V, а работа 171Семь смертных грехов187 висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, яростно преследовавшего еретиков. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны.
За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад».
Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих.
Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Центральная часть. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками).
Заходил вмастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Босх вышел изэтой ситуации специфически. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику.
Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет. Босх. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Это вообще был тренд втовремя. В эти годы в братстве состояли 353 члена, что свидетельствует о его влиятельности.
Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Обнаженная женщина под импровизированным шатром – грех вожделения и прелюбодеяния.
Третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев. Так, Корреджо создает фресковые росписи в одном из залов монастыря Сан-Паоло в Парме (1518), который некогда входил в апартаменты аббатисы, братья Карраччи – декор виллы Фарнезе для кардинала Одоардо Фарнезе (XVI) и т. д. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека.
В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Искусствоведы предполагают, что таким образом голландский художник показывает истинную природу человека, в которой также есть животное начало. Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц.
Завтра – поздно». Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Нам известно, что Босх не испытывал недостатка в средствах (он платил большие налоги) прежде всего благодаря заключенному между 1478 и 1481 годами браку с Алейт Гойартс ван дер Меервенне, девушкой из богатой и знатной семьи, принесшей в приданое солидное состояние и передавшей мужу право им распоряжаться.
Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. 12. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе.
По мнению одних – он показал на картине мир людей, которых пока еще Бог не изгнал из рая. Это будет один из переходов от Рая к греху. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. 2.
В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Левая внешняя створка 171Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду187.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – «Блудный сын». Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Складывается впечатление, что Босх, задумывал его как абсолютно новую форму светского триптиха, который функционировал как домашний кинотеатр, включенный на канале Ренессанс, дома у богатых заказчиков. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола.
Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. И «сады наслаждений» существовали в действительности, к примеру, в Ферраре, у семьи Эсте, в Мантуе (знаменирый Чайный Дворец Гонзага). В композиции Сада радостей земных выделяются три плана.
Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными).
Дед Босха Ян ван Акен, умерший в 1454 году, выполнял заказы Братства Богоматери. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. О технике живописи Иеронима Босха. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами.
судя по всему, обжора – безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали».
Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ».
Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно.
Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. Он повелел и все создано». В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами.
В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин). Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. – М., 1992. Слушаюший лес и смотрящее поле Триптих «Сад земных наслаждений» Этот триптих самый крупный (2.
Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем— как на смертный грех.
Таинственное действо вокруг стола символизирует грех разгульной жизни. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Он идет в детских ходунках, на голове у него прикреплена вертушка. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение).