Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге. Прошлый пост был посвящёнобщей концепции одной из самых фантастических картин средневековья Сад земных наслаждений Босха. Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя.
Ответ вы можете найти в продолжении – статье Сад земных наслаждений Босха. Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии. Одной из интересных работ Иеронима Босха считается картина «Сад земных наслаждений».
Сайт «Сад земных наслаждений» – только часть более крупного проекта. Сюда также входятдокументальные фильмы «Иероним Босх, тронутый дьяволом и «Босх, глаза совы».
И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Но что. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться.
По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Так, например исходя из фразы: «Слово Божие сильно, как лев», – льва считали символом всесильности христианской веры, потому фигуры львов украшают порталы многих романских соборов во Франции, а в Италии скульпторы XIII – XIV веков ставили львов у подножия церковных кафедр. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта».
В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Чтобы уловить настроение автора, нужно понять мышление людей средних веков.
Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Название картине дано уже в современной литературе, а во второй половине XVI века, когда она попала в собственность короля Филиппа II, ее называли «Многообразие мира», в XVII веке у нее было название «Тщеславие и слава». На левой стороне этого триптиха изображен Рай, на правой – Ад, а между ними помещался образ земного бытия. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.
Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию. Его картины (в том числе и «Сад радостей земных») часто устрашают зрителя противоестественной совместимостью в одном персонаже человеческого и звериного, живого и мертвого и одновременно они могут забавлять. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали».
Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», у подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. В астрологических книгах Сатурн или Кронос часто изображался хромым или одноногим, отсутствующую ногу нередко подпирал знак Водолея в виде кувшина. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
Босховы здания и стеклянные трубки, действительно, слишком похожи на иллюстрации из трактатов по дистилляции, чтобы это сходство было случайным. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно.
Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Ниже, на ледяном озере, человек балансирует на большом коньке, который несёт его к проруби. Огромный ключ, прикрепленный к древку монахом, выдает стремление последнего к браку, запрещенному для представителей духовенства. Беспомощная мужская фигура борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини. В туловище монстра находится таверна, над которой развевается знамя – – все та же волынка, а голова поддерживает диск, на котором под звуки волынки мучают грешников. "В этом ужасе нет спасения для погрязших в грехах " – говорит пессимистически Босх. Лицо человека, в состоянии меланхолии, склонилось над хаосом. Жертва становится палачом, добыча -- охотником и это как нельзя лучше передает хаос, царящий в Аду, где перевернуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки.
Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Но, подобно психоанализу (врач-психиатр Р. Хайкин предлагал даже провести психопатологический анализ творчества И. Босха), сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений:вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любвилодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба – символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом. В нижней части картины молодой человек обнял огромную земляничину. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят.
На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира и посвящена зарождению человека. Бледные цвета закрытого триптиха сменяет буйство красок. Левая сторона «Сада наслаждений» изображает сцену «Сотворения Евы», а сам Рай блестит и переливается яркими, сверкающими красками. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Ноги свои он засунул в пивные кувшины, а на его птичью голову надет котелок.
Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.
Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа.
Уже тогда ее оценили как самое гениальное и искусное произведение, какое только можно себе представить. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
Босх. Это «Сад радостей земных» – одна из самых известных картин Иеронима Босха. Свой триптих «Сад радостей земных» или «Сад наслаждений» (его часто называют самым «босховским» произведением), Иероним Босх создал в 1503 году и в нем его своеобразное видение мира проявилось в полной мере. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах.
Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Возьмем один случай. Вот таким образом вокруг его образов десятилетиями кипят споры историков и контрастным толкованиям несть числа.
Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Первый этап – смешение ингредиентов и соединение противоположностей – в алхимических рукописях представлялся как соединение мужчины и женщины, Адама и Евы. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Долой печаль.
Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Однако при всем множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины. По бокам находятся другие сюжеты.
Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком.
В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ».
Умер художник в 1516 году. Цена копии знаменитого полотна доступная.
Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Перечисляется в составе коллекции, отправленной Филиппу II Испанскому в 1593 году. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок.
Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Музыкальные инструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки. В высоком кресле сидит птицеголовый монстр, карающий обжор и чревоугодников. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.
Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы».
Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Антония».
Сколько людей – столько и мнений. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений».
Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Может быть, потому его и называли «мрачным фантастом», «почетным профессором кошмаров», однако современные сюрреалисты видели в Босхе своего духовного отца и предтечу. Вот, например, одна из таких сцен.
Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Это вообще был тренд в то время. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможАдно, Яна Мостарта), либо — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Пусть сердце горит негой. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор.
Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты.
В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Считается произведением зрелого Босха.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Качество постера высокое, на нем отчетливо видны все мельчайшие детали сюжета картины. Это будет один из переходов от Рая к греху.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. Спрос на произведения нидерландского живописца был столь велик, что в его мастерской изготавливались многочисленные копии его произведений. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Многие эксперты пытались разгадать, о чем думал автор, создавая полотно.
Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха.
Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Некоторые фигуры объедаются ягодами, принимают их от птиц или странных гибридных существ примерно посередине процессия мужчин, езда на различных животных, в сопровождении птиц, вокруг небольшого озера, где купаются женщины. – спрашивает он.
В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры.
6. Земляника – знак праведности и трудолюбия. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех.
Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.
Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий.
Сравнительно недавно необычная конструкция из розового коралла в центре композиции была признана астрологическим символом Рака, эмблемой его созвездия. Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Это – третий день творения. Потом, чтобы выяснить смысл целого – предполагают они, – предстоит сложить значения частей.
Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай».
За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Завороженно вглядываясь в причудливые создания, собранные Босхом из всех мыслимых материалов, в его зверолюдей, древорыб и птицекораблей, размывающих границы между живой и неживой природой, животными, растениями и человеком историки часто их интерпретируют по принципу конструктора.
Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. Но это прекрасное видение обманчиво ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана:на первом плане показаны «различные радости». К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что художник принадлежал к секте адамитов.
Завтра – поздно». Безобидный кролик (на картине он превосходит своим размером человека) в христианстве был символом бессмертия души и изобилия. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. «Иеронимус Босх» – это псевдоним, которым художник подписывал свои произведения, а настоящее его имя Йероен Антонисзаен ван Акен. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира.
Но в его творчестве преобладает духовная тематика. То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Солнце и Луна, таким образом, сходятся в одном созвездии – это событие астрологического и религиозного значения и становится ведущей темой триптиха.
И их мнения расходятся. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Основная тема – хаос, в котором нормальные отношения перевернуты вверх дном и обычные предметы. В центре Ада находится огромная фигура монстра, это своего рода «гид» по Аду – главный «рассказчик». – М. : Белый город, 2007, стр. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах (кот – жестокость, дьявол)Противоречие между спокойным и безгрешным мужчиной и несущей в себе семена греха женщиной воспроизводится и в окружающей их природе.
В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Сфера и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу. 15. Он повелел и все создано».
Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Все же это были люди другой психологии. Кроме того изображена только что появившаяся растительность. А Ева извлеченная из ребра Адама, – это не просто женщина, а еще и орудие совращения. Босх – воистину великий комбинатор.
В те времена все жили, руководствуясь текстами Библии. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует. Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии.
Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу.
Нашим современникам действия персонажей «Сада наслаждений» во многом непонятны, но для современников Босха (как уже указывалось выше) они были наполнены глубоким символическим смыслом. Босх вышел из этой ситуации специфически.
Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. На правой створке изображён ад.
Однако при всем множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины. По мнению одних – он показал на картине мир людей, которых пока еще Бог не изгнал из рая. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории.
Босх. Какое утверждение верное.
судя по всему, обжора— безостановочно изрыгать съеденные лакомства. В центре композиции поднимается Источник Жизни— высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Если мужчина еще может противостоять греху, которым заполнена центральная часть, то женщину ничего от греха не удерживает: души у нее нет и она полна дьявольского соблазна. Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. 2.
Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова. Они считали все материальное проявлением зла. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха.
Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая.
Любовная пара уединилась в прозрачном пузыре. «Извлечение камня глупости»). Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.
Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
У Босха он играет на рожке и опускает грешника головой вниз в адский костер.
В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком. Скорее всего, Босх хотел показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В 1508 году его посетил Лукас Кранах и скопировал триптих Босха «Страшный суд». Однако впоследствии, как это часто случается, Босха забыли и только во второй половине XIX века его картины извлекли из запасников картинных галерей. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.
Часть из них стала демонами. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим.
На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть.
В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».
Парадоксы и злые шутки Босха вполне осмысленны и часто глубоки. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов.
Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Дьявольский механизм -- вычлененный из тела орган слуха -- составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку.
Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником.
Впрочем, не все с этим согласны. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Его картины (в том числе и «Сад радостей земных») часто устрашают зрителя противоестественной совместимостью в одном персонаже человеческого и звериного, живого и мертвого и одновременно они могут забавлять. В свое время много шума наделала теория немецкого искусствоведа Вильгельма Френгера, который изобразил Босха еретиком и адептом тайного сексуального культа. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. «Счастье и стекло – как они недолговечны. ». Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу.
И, по идее, должна не ведать стыда. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Скорее всего художника следует искать среди тех образов, которые несут на его картинах Свет и Добро, недаром он принадлежал к Братству Богородицы. Нашим современникам действия персонажей «Сада наслаждений» во многом непонятны, но для современников Босха (как уже указывалось выше) они были наполнены глубоким символическим смыслом.
Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Неизвестно. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет.
На нем нет ни людей, ни животных. Предметы, ранее служившие греху, теперь превратились в орудия наказания. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Обратимся к ним. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи.
Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Долой усталость. По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Она смотрит прямо на зрителя. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
– М., 1992. Известность Босха уже при жизни художника перешагнула пределы его родного Буа-ле-Дюк – небольшого бельгийского городка. Заказчиками художника были не только жители Герцогенбосха (другое название города) и городской магистрант, но и знатные испанские вельможи. Произведения Иеронима Босха любил и собирал испанский король Филипп II, одна из ранних картин художника – «Семь смертных грехов» – висела в спальне короля, а повторение «Воза сена» – над рабочим столом. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии.
Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.
Но для историков искусства И. Босх оказался очень трудным художником, даже и сейчас нет установившейся точки зрения на трактовку сюжетов и отдельных образов его картин. Для средневековых художников (как и для их зрителей) все предметы и явления имели символическое значение, каждый предмет получал свое символическое истолкование на основе текстов Библии. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия. Bторой план занят пёстрой кавалькадой многочисленных обнаженных всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах – не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений. Третий (самый дальний) – венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев. Все эти персонажи и сцены, происходящие среди замысловатых комбинаций растений, скал, фруктов, стеклянных сфер и кристаллов, объединены между собой не столько внутренней логикой повествования, сколько символическими связями, смысл которых каждое новое поколение понимало по-разному. Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой.
Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод.
В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме.
Центральная часть триптиха – собственно «Сад радостей земных» – представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Такими они считаются и сегодня. Или водят вокруг огромной волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестественном грехе. Вокруг властителя Ада происходит наказание грехов: одного грешника распяли, пронзив его струнами арфы рядом с ним краснотелый демон проводит спевку адского оркестра по нотам, написанным на ягодицах другого грешника. судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства.