Кстати, оценить реальные размеры триптиха Босха «Сад земных наслаждений» можно на фотографии, сделанной в музее Прадо в Испании, где он в настоящее время висит на стене. И сегодняречь пойдёто знаменитом триптихе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений».
Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей. Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали». Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. В изображении Рая присутствуют сцены насилия: рысь несет в зубах добычу, лев нападает на лань, а птица заглатывает лягушку. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
В центре находится гротескная фигура монстра. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. Считается, что цветы и фрукты являются символами временные удовольствия плоти. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты.
Антония». Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет. Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация).
Алтарь «Сад земных наслаждений» -- самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия -- luxuria. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком.
Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Оно символизирует одну изфаз алхимического процесса, когда приповышенной температуре происходит соединение элементов спротивоположными свойствами.
В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку.
Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Лицо женщины отражается в зеркале, прилепленном к ягодицам другого, зеленого демона, -- таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Хотелось бы обратить особое внимание на еще одну интерпретацию.
Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Кто хочет быть веселым – веселись сегодня. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. 11. Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы.
В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно.
Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Босх – воистину великий комбинатор. Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Раз на спине монстра стоит часовенка, значит, как предполагают толкователи, вся эта дьявольская конструкция изобличала алчность церкви.
Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. Она смотрит прямо на зрителя. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. На расшифровке работ Босха и вокруг непосредственно его персоны, было, есть и будет немало спекуляций и домыслов. Ханс Бельтинг в своей книге «Сад радости» изданной в 2002 году в Мюнхене, пишет о том, что «Сад земных наслаждений» создавался не для церкви, а для частной коллекции и называет имя заказчика и первого владельца триптиха – Генриха III, герцога Нассау-Бреда, будущего придворного императора Карла V. Высшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. Господь знакомит пробуждающегося ото сна Адама с Евой.
Ночто. Конечно, всегда можно сказать, что еретический смысл триптиха был доступен только для посвященных, нодля этого уФренгера споследователями явно аргументов нехватит. Босх. На нем нет ни людей, ни животных.
Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Но также вполне вероятно, что стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий три фигуры иллюстрируют нидерландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Действительно, в нескольких комментариях, содержащихся в испанских текстах XVII века, работы Босха называются «entremeses» (закусками). Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих картинах, он предстает в облике Христа, второго лица Троицы и воплощенного Слова Бога. Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Это вообще был тренд в то время.
Некоторые исследователи считают, что Иероним Босх состоял в секте адамитов, члены которой совершали свои обряды нагишом и проповедовали свободу сексуальных отношений, — отсюда обилие обнаженных персонажей в самых затейливых позах. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. В центре мы видим некое причудливое сооружение.
6. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Земляника – знак праведности и трудолюбия. – М., 1992.
Качество постера высокое, на нем отчетливо видны все мельчайшие детали сюжета картины. Алейд ван Акен скончалась через три года после смерти мужа. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица.
Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком музыканта, на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Он повелел и все создано». Это – третий день творения.
В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Да и при всем уважении к прогрессивности средневековых адамитов, трудно поверить, что они были настолько заводными и изобретательными.
Такими они считаются и сегодня. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует.
Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой.
Чтобы уловить настроение автора, нужно понять мышление людей средних веков. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. Дьявольский механизм— вычлененный из тела орган слуха— составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа.
Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.
Босх воплощает текст Ветхого Завета совсем не по канону. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком.
Она выполнена в монохромном стиле гризайль (это было частым явлением для триптихов того периода и предназначалась, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части). Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». То есть здесь так же, как это было в триптихе «Воз сена», Босх берет за основу описания литературного произведения, но изображает их в своей манере, в принципе не противореча тем самым тексту, а лишь дополняя его изобразительными приемами. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек.
Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании.
Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Впрочем, не все с этим согласны. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. Земля уже есть и она нарисована в виде сферы.
Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. – спрашивает он. Едва ли триптих мог находиться в церкви в качестве алтаря, однако все три картины, в общем, согласуются с другими триптихами Босха. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил).
На последней части изображён ад и самые разнообразные муки грешников. Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта.
Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и соответственно носит название «Творение» или «Земной Рай». Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». И, по идее, должна не ведать стыда. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов.
На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм.
Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. Босх вышел из этой ситуации специфически. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. Катары верили, что Князем Тьмы является ветхозаветный Иегова.
Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее.
Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Его изобретательность впечатляет даже нафоне средневекового искусства, которое он обыгрывает ипереигрывает, аоно знало толк ввизуальной игре ипермутации форм: отхищных зверей, вплетенных вгерманский орнамент, додемонов, которые скалились скапителей колонн вмонастырях романской поры, отзвероподобных иантропоморфных гибридов, колобродивших наполях готических рукописей, доуродцев имонстров, вырезанных насидениях-мизерикордиях, накоторые клирики могли присесть вовремя длинных служб.
Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». 12. А некоторые искусствоведы даже предполагают, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».
Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. 15. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. Его способность к визуализации воображаемых пейзажей сделала его таким же популярным, как стал три столетия спустя Сальвадор Дали, который тоже был виртуозным визионером. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны.
Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. Они исповедовали в богослужении и в быту свое толкование первородного греха и изгнания прародителей Адама и Евы из рая участие в недоступных для посторонних религиозных службах, проводившихся, как правило, в одной из многочисленных пещер за городскими стенами, принципиально подразумевало наготу братство также устраивало театрализованные религиозные действа главным блюдом на их ежегодных трапезах был лебедь (откуда и пошло второе название секты). – М. : Белый город, 2007, стр. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.
Похожие кораблептицы известны наантичных печатях, которые вСредневековье ценили какамулеты. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Достаточно важное место в композиции занимает человек-дерево. Этот процесс и образует природу, а человек и природа не разграничиваются ничем, кроме свободной воли человека. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование.
В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся изображает истинный сад наслаждений, где с райским спокойствием движутся загадочные фигуры. По его мнению, Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями.
«Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. 13. Цена копии знаменитого полотна доступная.
Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению). Долой усталость. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство.
Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. История искусства. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы.
Неизвестно. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.
Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму.
Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей.
На первой части триптиха изображён рай. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов.
Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Сколько людей – столько и мнений. Они вынуждены перерождаться в человеческих телах. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички.
Литературным источником босховского Ада музыкантов (так же, как и в триптихе «Воз сена») считается сочинение Видение Тундала изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. 15. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными).
«Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Он не являлся собственником приданного супруги, поскольку подписал брачный договор.
Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». В те времена все жили, руководствуясь текстами Библии. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно.
Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.
Часть из них стала демонами. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. 1460 -1516).
В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порожденные его фантазией. И с наружной стороны есть изображение, по смыслу предваряющее сюжет, расположенный внутри. Если фигура собрана измножества элементов, надовыяснить, какони использовались икактолковались всредневековой иконографии. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной.
Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Иногда Босх берет обычные заказы на портреты. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. На створках закрытого триптиха показан третий день Творения.
Умер художник в 1516 году. 14. По бокам находятся другие сюжеты. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо.
Впрочем, невсе сэтим согласны. Но у некоторых ангелов еще есть возможность спасти свою душу. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Но изображённое в метафорическом ключе.
Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Всвое время много шума наделала теория немецкого искусствоведа Вильгельма Френгера, который изобразил Босха еретиком иадептом тайного сексуального культа. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички.
Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы. Центральная же часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви». Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12.
В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений -- мир, растленный любострастием. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок.
Выгравированная на лезвии буква М обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, слово Mundus (Мир), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Иероним Босх (ок. Долой печаль. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью.
На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, там и сям расставленными в этой толпе. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Вот таким образом вокруг его образов десятилетиями кипят споры историков иконтрастным толкованиям несть числа.
Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Эту теорию развивал Грегори Мартин Г. Мартин.
Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов.
Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Но в его творчестве преобладает духовная тематика. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам.
Главная мысль, которая соединяет не только части этого триптиха, но, по всей видимости и все произведения Босха – тема греха. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Завтра – поздно». Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами.
Все же это были люди другой психологии. Возьмем один случай. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании.
Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей.
В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал.
Окрашенный в сероватые, белые и черные тона, он означает, что нет еще ни солнца, ни луны и создает резкий контраст с ярким миром, когда триптих открывают. В центре композиции поднимается Источник Жизни— высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней.
Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Это очень тонкая аллегория.
Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Жена раздала скудное имущество художника немногочисленным родственникам. Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному.
По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. В «Саду земных наслаждений» очень много птиц. Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее.
Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
В 1947 году была опубликована эпохальная книга историка Вильгельма Френгера. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. Босх— воистину великий комбинатор.
Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Федерико Дзери:Сад земных наслаждений — это изображение Рая, где упразднен естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения.
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. В это общество принимались лишь очень благочестивые люди. Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты.
Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Вот, что пишет по этому поводу известный исследователь творчества Босха Шарль де Тольнай: «Главная цель художника – показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников.
Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.
Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие— торжество сладострастия. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Кувшины на ногах призваны подчеркнуть хромоту, которой Дьявол обзавелся вследствие низвержения с небес. Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще.
«Извлечение камня глупости»). Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени темный фон и делая воду озера багряной, как кровь. Триптих имеет огромное количество деталей, фигур, загадочных существ и до конца не расшифрованных сюжетов.
Две крайние его части являются створками, которые закрываются. Едва ли триптих мог находиться в церкви в качестве алтаря, однако все три картины, в общем, согласуются с другими триптихами Босха. На правой створке изображён ад. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры.
К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Если сам триптих достаточно известен (уж, некоторые его сюжеты точно), то мало кто знает, что у него есть ещё и наружная сторона. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре.
Но что. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток. Птицеголовый монстрПо общепринятому мнению, птицеголовый монстр – это Дьявол, пожирающий души грешников.
Над Землей мы видим Творца, взирающего на своё творение. Босх. Почему. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. На внешней стороне боковых панелей изображена финальная часть «Сада земных наслаждений» — Мир на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.
«Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным.
Пусть сердце горит негой. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений».
Какое утверждение верное. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Рассказы о шедеврах Алтарь «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия — Luxuria. На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Разгадкой этих намёков и иносказаний заняты учёные и искусствоведы уже не одну сотню лет. д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года.
В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. Обратимся к ним.
Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается ее ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. Они считали все материальное проявлением зла.
Возьмем один случай. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с монстром с рыбьей мордой.
Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св.
Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа.
Это будет один из переходов от Рая к греху. По неподтвержденным данным ранний уход из жизни произошел из-за заболевания чумой. На ней уже есть вода из которой выступает суша. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Для средневековой морали половой акт, который в XXв.
Существует несколько объяснений значения прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уединяются пары на центральной створке «Сада земных наслаждений». Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Многие эксперты пытались разгадать, о чем думал автор, создавая полотно. В левой части изображено сотворение Адама и Евы.
Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время. 2. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. По мнению одних – он показал на картине мир людей, которых пока еще Бог не изгнал из рая. И их мнения расходятся.