Ультрацерковный Босх, католик-фанатик, одержимый страхом греха, спорит с Босхом-еретиком, адептом эзотерического учения, прославлявшего утехи плоти и Босхом-антиклерикалом, чуть ли не протопротестантом, который терпеть не мог распутное, алчное и лицемерное духовенство. Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора.
И двустворчатая раковина, символ супружеской неверности, – тоже. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием. На нем нет ни людей, ни животных.
Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый.
Художники Возрождения рыдали бы, увидев ее. Еще до начала рисования. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. И редко венчала здесь. Направой створке «Сада» какраз изображена пылающая преисподняя сдесятками различных пыток.
Антония». 1460 -1516). Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички.
Это следование в лоб второго из первого. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. и т. п. Он повелел и все создано». И мне лично это даже импонирует. 6. Проблема лишь донести до нас, зрителей, в столь же накаленном виде.
Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных вдокументах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), — это сплошное белое пятно. В свое время много шума наделала теория немецкого искусствоведа Вильгельма Френгера, который изобразил Босха еретиком и адептом тайного сексуального культа. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. Возьмем один случай. И средневековая жестокость и несвобода, в частности, вызывала ереси.
Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно.
Нагие люди кажутся столь радостными ибеспечными, так как неведают, что творят. Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще. Когда мы сталкиваемся снепонятным, переглядеть иногда так же вредно, какинедоглядеть. А оно есть. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно.
Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом.
Любой художник исозданный им образ существует вкаком-токонтексте. Вмадридском Музее Прадо продается паззл из9000 элементов. Никто не знает, как названа картина Босха «Сад земных наслаждений», фотография которой здесь представлена, самим художником. Эрвин Панофский, один изкрупнейших искусствоведов XX века, писал оработах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий вдвери закрытой комнаты, ноключа кней, кажется, так инеподобрали».
Все это вполне возможно ивСредневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается изсуммы десятков элементов, каждый изкоторых что-нибудь дасимволизирует. Я венчала немногих и только тех, в ком была уверена. Но сегодня, я думаю, вы увидите тот класс обcлуживания, который сделал «Фантазию» знаменитой. Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной.
Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит втом, что переднами вовсе нерайский сад, аиллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (сосластолюбием воглаве) слепая радость грешников, которые обрекают себя напогибель, — направой створке триптиха какраз изображена уготованная им преисподняя. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться.
На ней лежали два сияющих золотых кольца. – Это подарок от «Фантазии», – улыбнулась Харбо. – Лизард, наденьте кольцо на палец Джеймсу и повторяйте за мной: «Я, Лизард Тирелли, беру тебя, Джеймс, в мужья». Тогдашние супермены, адамиты (секта возникла в 13-м веке) имевшие часовню, – пишет Роуландс, – в церкви, которую украшал витражами Босх исповедовали вседозволенность. Однако это незначит, что уБосха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом иужтем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Самостоятельно я смог узнать только гибискус и темно-малиновый амарант.
Вот таким образом на первый план в это время выходила тематика «низа» (гениталий), символизировавшая материнское лоно земного начала. В нижней части картины можно заметить молодого паренька, который сношает землянику. И, по идее, должна не ведать стыда. Она смотрит прямо на зрителя. Надеюсь, вы понимаете и не имеете претензий к тому, что обстоятельства данного полета необычны и экипаж находится под известным прессом, стараясь выполнять требования экспедиции.
«Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта».
Ночто значат оставшиеся детали: насекомые ножки ихвост, синий вогнутый щит, накотором это сооружение может катиться, стоящая унего наверху готическая часовня и, наконец, демон (аможет быть, человек), который спомощью веревки заталкивает мелкую рыбину впасть большой. Проблема вдругом: сходство деталей еще неозначает, что весь «Сад земных наслаждений»— это огромная алхимическая метафора. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте.
Но уже на этой картине присутствует предзнаменование грядущего грехопадения. По бокам находятся другие сюжеты. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Иероним Босх (ок.
Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия.
В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Если переднами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), тоон всредневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, авжитии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета вобразах разных зверей игадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов. Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку инеискоренимую греховность мира, конкурирует сБосхом-скептиком, который скорее насмехался надглупостью илегковерием человечества (какписал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел вкарикатурах начертей, хотя сам вних неверил). В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св.
Запоследние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Внутри корабля пылает огонь изкоторого вдыму вылетают крошечные птички. И она, по-моему, натуралистична.
В изображении кактуса за Адамом Ж. Комбе видит своеобразное древо жизни. Сейчас здесь ваши личные интересы возвышаются до интересов семьи.
Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. И тот, что под ногой человека на правой башне и тот (с зеленой кожурой), что на его голове, может, действительно натуралистичны. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». Иеронима Босха (1450-1516) можно считать предтечей сюрреализма, настолько странные создания зарождались в его сознании. В 1593 г. его приобрел испанский король Филипп II, которому нравились работы художника.
Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Там их полно. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Босх по своим моральным принципам ну никак не мог опускаться до натурализма голых тел.
Все эти лики Йеруна ван Акена— некоторые изних фантастичные (какБосх-еретик), адругие (какБосх-моралист или церковный Босх) скорее близкие кправде, — невсегда исключают друг друга илегко сочетаются вразных пропорциях. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Сколько людей – столько и мнений. Если б художник лица снабдил бы ресницами и бровями, он бы должен был изобразить и волосы на лобках.
Для нидерландского мастера XV–XVI века, писавшего восновном нахристианские темы (аБосх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен иобразов святых-аскетов), — это средневековая церковная иконография сее традициями латинская церковная премудрость (отбогословских трактатов досборников проповедей) литература нанародных языках (отрыцарских романов доскабрезных стишков) научные тексты ииллюстрации (откосмологий ибестиариев дотрактатов поастрологии иалхимии) итак далее. Это будет один из переходов от Рая к греху. Дирк Бакс, один изсамых авторитетных толкователей Босха, давно показал, что многие его образы строятся какбуквальная иллюстрация кфламандским пословицам или идиоматическим выражениям, своего рода визуальные ребусы или материализованная игра слов— его первым зрителям она, вероятно, была ясна, аотнас чаще всего ускользает.
Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Если художественно только то, что выражено не в лоб, т. е. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие.
Французский искусствовед Юргис Балтрушайтис всвое время показал, что этот странный гибрид, какимногие другие, придуман задолго доБосха. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.
Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Босх – воистину великий комбинатор.
Но что. В сущности, это единственная гарантия, которая делает супружество возможным. Но стоит приглядеться и можно увидеть, что первоначальное впечатление весьма обманчиво. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов.
На правой створке изображён ад. Какпредполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля.
Благодаря Бахтину, мы знаем, что мир средневековой культуры – это мир двойственный и энантиоморфный, в котором одна противоположность переходит в другую или отражается в перевернутом виде (карнавализация). Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны». Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время.
Вот, что пишет по этому поводу известный исследователь творчества Босха Шарль де Тольнай: «Главная цель художника – показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. д. Все они— персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (поназванию родного города— Хертонгебоса), написал вскоре после 1500года. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего вгороде католического Братства Богоматери, получал заказы отцеркви, авXVI веке несколько его работ, втом числе ифривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив ивряд ли бы стерпел усебя вЭскориале алтарь еретиков-адамитов.
В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем— как на смертный грех. Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, вкотором потомки Адама иЕвы могли бы жить, если бы ихпрародители несогрешили инебыли изгнаны изЭдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто небыло бы) иприроде, которая была бы щедра кчеловеку. И я благодарна возможности показать это вам и вашему генералу. Пальма со змеем – древо познания добра и зла. Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство.
В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Четверо стюардов несли бело-голубую хулу, еврейское свадебное покрывало. НЕ ограниченное нарисованным (а есть еще нечто, стоящее как бы ЗА нарисованным), то – логически – может ли предложенная выше установка Босха породить художественное в принципе. Неужели ты погубишь праведного с нечестивым. Его чувство меры в изображении голых мы б и не оценили. На переднем плане, около Дерева познания, Бог показывает Адаму сотворенную Еву. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Сейчас здесь ваши личные интересы возвышаются до интересов семьи.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Я удивленно посмотрел на Лиз. Можно спасение нежизнью, духом – выразить изображением жизни, плоти.
Босх, каквозражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей иалхимических влюбленных, непрославляя, акритикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный идьявольский) или используя алхимические символы какстроительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Там и другое, негативно символизировавшее в Средние века сладострастие, есть – ежевика. Пользуясь недостатком у того художественного вкуса. Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет.
Ключевыми моментами этой картины является переворачивание и фрагментация. Беря супруга, вы создаете семью. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки— это скорее насмешка надтщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать ихспомощью технических ухищрений иуподобиться Творцу. Напомним, что в западноевропейском искусстве земляника была символом девственности.
– В неприятии этого мировоззрения Босх и применил сплошную наготу людей на триптихе. Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Босх, который изэтого мира вышел, явно внего неукладывается ицеликом кнему несводим. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Позади струнный квартет «Фантазии» (Шон – на скрипке) начал играть медленную, но веселую интерпретацию баховского мотета «Иисус, моя радость».
Беря супруга, вы создаете семью. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой. Давно замечено, что многие детали на работах Босха, от странного вида фонтанов до стеклянных цилиндров, от полупрозрачных сфер до причудливых округлых зданий из которых виднеются всполохи пламени, до боли напоминают сосуды, печи и прочий алхимический инвентарь, который изображался в трактатах по искусству дистилляции. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров).
Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Никто не присутствовал при заказе. В центре находится гротескная фигура монстра.
В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Существо глотает – головой вперед – очередного человека. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному.
Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Ее адепты, каксчитается, мечтали вернуться ксостоянию невинности, вкотором Адам пребывал догрехопадения (отсюда ихназвание— адамиты) иполагали, что смогут его достичь черезлюбовные упражнения, вкоторых видели нераспутство, амолитву, прославляющую Творца. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи.
Возьмем один случай. Словом, это транскультурный символ, который ничуть не утратил важности за последние 500 лет. «Извлечение камня глупости»). Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны.
Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Дьявол для такого рода ересей являлся равным по силе Богу, если не превосходил его, на земле, по крайней мере. И тем не менее большая часть его работ находится в Испании. И падает это дерьмо в круглую бездну.
Левая створка (Рай) представлена сценой сотворения Евы. Для средневековой морали половой акт, который в XXв. В«Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится вЛиссабоне, понебу парит белая кораблептица— создание, спереди похожее нацаплю, асзади— насудно сптичьими лапами. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. Вглубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» вкрасный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица.
Вплоть до гигантских – относительно человеческих фигур. Наконец правая створка триптиха – апогей грехопадения, сама земля превратилась в Ад. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов.
Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Но от этого он художником не становится. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Раз так, толюбовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», помысли Френгера, это вовсе необличение грешного человечества, авизуальная ода плотской любви ичуть ли нереалистическое изображение ритуалов секты.
Кувшины на ногах призваны подчеркнуть хромоту, которой Дьявол обзавелся вследствие низвержения с небес. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Разве может быть что-то важнее любви к Богу. ) И вот один из скачущих держится за свой член, другой заходится в смехе, третий пробует сбросить соседа с его животного, пятый выкаблучивается позой сидения (на кабане), шестой в театральном отчаянии хватается за голову, седьмой мало, что стал на спину своего коня только одной ногой, но еще другую задрал и смотрит из-под колена. Итак, спасибо. Ангел не был бы столь прекрасен. Потом, чтобы выяснить смысл целого – предполагают они, – предстоит сложить значения частей.
Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха. Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах.
Всем ясно, что заспиной святого Антония (монах, который смотрит нанас) творится что-тонехорошее. Сорванных. Во время карнавалов высокие христианские ценности и бытовые (мирские) представления менялись местами. Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму иблагословляет первую пару плодиться иразмножаться.
Лиз тихонько вложила свою руку в мою и мы посмотрели друг на друга, как два подростка. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Блажен народ, у которого Господь есть Бог. Босх вышел из этой ситуации специфически.
Такими они считаются и сегодня. Речь о такой детали правой панели изображающей время прихода Антихриста, где самым крупным злым актором (не считая древа смерти в центре), может, этим самым Антихристом является синее существо с уродливым человеческим телом (руки-ноги у него тоненькие и безрельефные, кисти – с двумя пальцами, а ноги вставлены в кувшины), с птичьей головой. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. На левой створке – земной Рай, сотворение Евы.
К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа.
Она приняла его с улыбкой. Никто не опровергнет, что даже и заказчику художник может исподтишка напакостить. «Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. (А как же иначе.
Оно символически изображено в виде ямы с грязной темной водой из которой выползает черный кот с мышью в зубах (нечистое дьявольское творение). Потом, чтобы выяснить смысл целого— предполагают они, — предстоит сложить значения частей. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости. Триптих Сад земных наслаждений – самое известное и загадочное из произведений Босха.
(Все-таки в названии апельсин есть apple, яблоко, плод с библейского запретного древа). Адонего Эрнст Гомбрих, комментируя одну изтаких «труб», предполагал (правда, неслишком убедительно), что это вовсе неалхимическое приспособление, аколонна, накоторой, поодному изсредневековых преданий, люди, жившие допотопа изнавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания. Птицеголовый монстрПо общепринятому мнению, птицеголовый монстр – это Дьявол, пожирающий души грешников. Но я готов предположить, что он рассматривал апельсины с центральной панели.
И размеры их в разных местах разные. Гигантские уши разделывают не менее гигантским ножом проклятых. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях. На его шляпе бесовское отродье водит хоровод с грешниками.
Это – третий день творения. Оно сидит на стульчаке и испражняется синим пузырем, в котором проглоченные было им люди.
Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом. Ночто.
Это вообще был тренд в то время. Если он и занимается разнообразием, например, эмоций мужчин по поводу женщин (замкнувшаяся в своей ограниченности в кольцо кавалькада скачущих на животных мужчин вокруг круглого же пруда, полного женщин), так чтоб поизгаляться над этими эмоциями. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Большинство теорий о значении картины развиты в XX веке. «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria.
Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа.
Тут он может импровизировать по ходу рисования. И он – не художник. 2.
Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений». Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней. И т. д.
Так как художнику органически нужно выражать духовное противоположным – натуралистически-материальным, соблазнительным. Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Следует еще понять, какона вписывается вновый контекст икаквнем играет.
Босх явно любит этот мотив— в«Саду земных наслаждений» черные птицы, словно изадского пекла, появляются иззада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол— хозяин преисподней. – спрашивает он. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Впрочем, не все с этим согласны. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих.
В центре композиции поднимается Источник Жизни— высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Впрочем, косвенное доказательство есть косвенное. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует.
Даже животные олицетворяют вожделение: птицы – беспокойную похоть, рыбы – томление плоти. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях.
Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Однако это особый случай и он требует особого внимания. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Если б он нарисовал глаза живыми, другие б слова (а не с негативной аурой похоть) приходили б на ум зрителю. И для адамитов разврат был не разврат, а возвращением к Адаму, к естественности. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно.
В центре мы видим некое причудливое сооружение. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор.
Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно. Ему УЖЕ все известно. Я не прислушивался, пытаясь подсчитать в уме, сколько мог весить этот сад на воздушном корабле. Ибо художественность и противоречивость очень уж близки. На заднем фоне можно наблюдать райских животных в окружении полуфантастического пейзажа.
Семь главных триптихов, благодаря которым он получил посмертную славу, сохранены во многих музеях мира. Пестрота скрывает многочисленные людские пороки, аллегорически изображенные посредством народных примет и алхимических символов (пруд роскоши, замок тщеславия и др. ) Процессия всадников верхом на животных на втором плане символизирует круговорот страстей. В народе этой страны был особенно силен религиозный фанатизм. Далее центральная часть, собственно сам «сад земных наслаждений», визуально напоминающий многоцветный яркий ковер, сотканный из сияющих красок.
Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью. Он просто изумленно взирает на нее, находясь на почтительном расстоянии. – У Босха не так. В чем оно.
В центре изображен фонтан жизни – полукоралл, полуготическая постройка с полумесяцем (символом дьявола). Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. От чего тот испражняется галками, улетающими вверх. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Почему.
Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Антропоморфный серый заяц (антипод белого кролика, символизировавшего бессмертную душу) погружает чье-то тело в яму с серой. Все же это были люди другой психологии. Дат у большинства произведений нет и названий им сам художник не давал. Впрочем, невсе сэтим согласны.
Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы.
Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. Кто-то, сравнивая круглый стол сцерковным алтарем, считает, что переднами черная месса или дьявольская пародия набогослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется втело Христово, наподносе стоит жаба— один изтрадиционных символов дьявола кто-тоинтерпретирует эту сцену черезастрологическую символику иходившие втовремя гравюры сизображением беспокойных «детей Луны»: азартных игроков иразного рода мошенников, столпившихся вокруг стола скостями икартами. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит». Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил невневременную аллегорию, адопотопное человечество— грешных потомков Адама иЕвы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, несчитая Ноя ссемейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, допотопа земля была необычайно плодородна— отсюда, помысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). 10).
Поистине, праздник плоти и беспечных утех, жизнь во всей ее языческой полноте. Раковина же, плоды и ягоды – другое дело. ВXV–XVI веке алхимия была нетолько эзотерическим знанием, нацеленным напоиск эликсира жизни иискупление мира ичеловека, ноивполне практическим ремеслом (изнего потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. Но – известной. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы.
А может только так и оставить – в виде противоречивых элементов. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. А иллюстратор известной идеи.
Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца. Чтобы выяснить смысл какой-тодетали, важно проследить ее генеалогию— ноэтого недостаточно. И тогда весь его триптих есть в лоб проповедь христианского фанатика.
Сами ваши обеты и есть необходимая гарантия. Помере того какцветные пятна складываются вфигуры, появляются нагие возлюбленные впрозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся вциклопические плоды два «плясуна», чьи торсы иголовы скрыты внутри красного фрукта, накотором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа вогромной ракушке ит.
На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов. Птицеголовое чудовище в высоком кресле поедает обжор (наказание соразмерное преступлению).
Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Но если в Италии уже было Высокое Возрождение, то севернее гуманизм только продирался. Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят.
Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил). Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Они метафорически уподоблялись мужчине иженщине, Адаму иЕве, аихсоюз— плотскому соитию. Он утверждал, что Иероним ван Акен был членом Братства свободного духа – секты, которая в последний раз упоминалась в Нидерландах в начале XV века. Пусть и проповеднически страстный.
И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. Повторой, конкурирующей, версии, мы видим неложный, дьявольский, асамый что нинаесть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен вбудущее (видеальное состояние человека), либо, какпредполагали Жан Вирт иХанс Бельтинг, вообще лежит вневремени, так как никогда несуществовал иуже никогда невозникнет. Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты.
Чтобы зерно дало плод, оно должно было символически умереть и возродиться. Босх— воистину великий комбинатор. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. – В общей бледости тел при общей пестроте всего остального.
Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу.