По книге он сам бывал и жил в этом Саду наслаждений, он сам был адамитом, считая такую жизнь – свободой тела, духа, творчества. Лестницы, которыми изобилует триптих «Сад земных наслаждений», символизируют путь к познанию, а познание, как известно, чревато грехопадением. Прошлый пост был посвящёнобщей концепции одной из самых фантастических картин средневековья Сад земных наслаждений Босха.
Кто-то считает, что картина Босха «Сад земных наслаждений» – работа ранняя, кто-то – поздняя. Босх из книги Сад наслаждений Вермёлена – абсолютно противоположен тому, что вы пишете о его творчестве. Bторой план занят пёстрой кавалькадой многочисленных обнаженных всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах — не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений.
Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии. Сад земных наслаждений является триптихом, а этоозначает, что он состоит из трех частей — центральной панели, к которой прикрепленыпо одному крылу на шарнире с обеих сторон. Для меня «Сад наслаждений» стал совершенно «иным» в сфере кино. В день у вас есть три попытки прохождения для получения дополнительных понадобится свиток Садов наслаждений, доступный у торговца мелочами за 50 золотых. Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге.
Но картина Сад земных наслаждений все равно не даёт покоя и так хочется хотя бы частично приблизиться кее пониманию. Символически это начало конца, ведь именно женщина нарушила табу, соблазнила мужчину, за что вместе они отправились на землю, где, как оказалось их ждут не только испытания, но и сад наслаждений. Оптимальный состав для прохождения «Садов наслаждений»: лекарь, бард, танк и два бойца (или три, если они хорошо одеты, тогда танк не понадобится). Это «Сад земных наслаждений», он показывает массырезвящихсяголых мужчин и женщин.
Однако за все приходится рано или поздно платить, о чем говорит правая створка, которую еще называют музыкальным адом: под звуки многочисленных инструментов чудовища запускают пыточные машины, где страдают те, кто еще недавно беззаботно фланировали по саду наслаждений. Что-то противоположное в триптихе Сад земных наслаждений Иеронима Босха: окончательное человеконенавистничество. Сад земных наслаждений -это триптих. Он должен был служить для украшения алтаря. Прежде, чем приступить к детальной характеристике картины, несколько слов о художнике. Хотя формаСада земных наслажденийхарактерна для алтарей 16-го века, считается, что триптихбыл приобретендля частной коллекции, вероятно, по заказу богатого покровителя. «сад наслаждений» – первый представитель немого кино в моей жизни без Чаплина.
Все оружие, добытое в Садах наслаждений, можно улучшить в иферийском тигеле стихий, находящемся рядом со входом в инстанс. «сад земных наслаждений» – картина, которая не показывает развитые половые органы мужчин и женщин. Название ему дали искусствоведы, предположив, что на центральной части изображен сад земных наслаждений.
В 1857 году появляется ее нынешнее название – «Сад земных наслаждений». Впрочем, не все с этим согласны. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. «Веселые певички» начинают играть заметную роль в культуре, сильно отличающуюся от того, что мы можем наблюдать в других традициях. Пусть и проповеднически страстный. И средневековая жестокость и несвобода, в частности, вызывала ереси. Мертвое дерево, полое яйцо — символы смерти и греха, которые изобличают в данном случае конкретный порок — пьянство.
С того времени все женские роли стали достоянием мужчин, даже возникло своеобразное «женское» амплуа – он-нагата или ояама. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что художник принадлежал к секте адамитов. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному.
Третий же персонаж на этом фрагменте, к сожалению, не участвует в поедании снотворных плодов и вместо этого осуществляет над гигантской земляникой то, что на молодёжном сленге называется «обнимашки». Обусловлено это тем, что задница была едва ли не главной героиней средневекового нидерландского фольклора. Такими они считаются и сегодня. И т. д.
(Все-таки в названии апельсин есть apple, яблоко, плод с библейского запретного древа). – У Босха не так. Босх, который из этого мира вышел, явно в него не укладывается и целиком к нему не сводим. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов.
Становится очевидным, что «в битвах на полях из атласных подушек» самурай остается могучим и безжалостным воином даже наедине с прекрасной дамой. Там и другое, негативно символизировавшее в Средние века сладострастие, есть – ежевика. Босх, как возражают критики Диксон, мог заимствовать образы колб, печей и алхимических влюбленных, не прославляя, а критикуя ученую псевдомудрость (если рай все-таки ложный и дьявольский) или используя алхимические символы как строительный материал для своих визуальных фантазий, которые служили совсем другим целям: бичевали животные страсти или воспевали утерянную чистоту человека. Разве может быть что-то важнее любви к Богу. ) И вот один из скачущих держится за свой член, другой заходится в смехе, третий пробует сбросить соседа с его животного, пятый выкаблучивается позой сидения (на кабане), шестой в театральном отчаянии хватается за голову, седьмой мало, что стал на спину своего коня только одной ногой, но еще другую задрал и смотрит из-под колена.
Пользуясь недостатком у того художественного вкуса. Женщины срывающие яблоки и поедающие фрукты – символ греха и страсти. Босх по своим моральным принципам ну никак не мог опускаться до натурализма голых тел. Тогдашние супермены, адамиты (секта возникла в 13-м веке) имевшие часовню, – пишет Роуландс, – в церкви, которую украшал витражами Босх исповедовали вседозволенность.
Причины, почему в аду много музыкальных инструментов, ясны. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Ему УЖЕ все известно. В Японии это находило оправдание в традициях синтоизма, который был связан с культом плодородия и фаллического начала как символики глобального «осеменения» земли Небом. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см.
В мадридском Музее Прадо продается паззл из 9000 элементов. В верхнем левом углу есть образ Бога с тиарой и Библией на коленях. Выгравированная на лезвии буква «М» обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо— слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Это – третий день творения. Последней версии придерживаются немногие, так как если присмотреться к фигурам на центральной части картины, то можно увидеть, что Босх в аллегорической форме изобразил губительные последствия земных удовольствий.
Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений. На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию. Либо страдает от физического и душевного дискомфорта, либо страдает фигнёй. Биография Босха, кроме нескольких зафиксированных в документах административных вех (женитьба, тяжба, смерть), – это сплошное белое пятно.
«Сад земных наслаждений»— самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия— Luxuria. Для нидерландского мастера XV – XVI века, писавшего в основном на христианские темы (а Босх все-таки прежде всего моралист, автор евангельских сцен и образов святых-аскетов), – это средневековая церковная иконография с ее традициями латинская церковная премудрость (от богословских трактатов до сборников проповедей) литература на народных языках (от рыцарских романов до скабрезных стишков) научные тексты и иллюстрации (от космологий и бестиариев до трактатов по астрологии и алхимии) и так далее. 10). Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. В чем оно. Босх – воистину великий комбинатор. Антония».
Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. В описи 1700 года она названа «Сотворением мира». Неужели ты погубишь праведного с нечестивым.
Единственный, кто мог по-настоящему наслаждаться всем этим, вероятно, сам Босх. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, второго Адама, с Евой в качестве Экклесии (Церкви) и их соединение служит прообразом сочетания Солнца и Луны в зодиакальном созвездии Рака. Никто не присутствовал при заказе. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. А до него Эрнст Гомбрих, комментируя одну из таких «труб», предполагал (правда, не слишком убедительно), что это вовсе не алхимическое приспособление, а колонна, на которой, по одному из средневековых преданий, люди, жившие до потопа и знавшие, что мир вскоре погибнет, записали свои познания.
Кроме того изображена только что появившаяся растительность. Картина вызвала много толкований и споров среди исследователей. Дерево, масло. Ее адепты, как считается, мечтали вернуться к состоянию невинности, в котором Адам пребывал до грехопадения (отсюда их название – адамиты) и полагали, что смогут его достичь через любовные упражнения, в которых видели не распутство, а молитву, прославляющую Творца.
Возрождение. 6. Недавно проведённые исследования независимых экспертов в составе всех личностей одного современного искусствоведа, единогласно установили, что название «Сад земных наслаждений» ошибочно. А иллюстратор известной идеи.
Она увенчана полумесяцем – знаком планеты Луна. В японской культуре закрепилось отношение к сексуальным связям как к некоей «космической игре», где противоположные начала должны быть четко и недвусмысленно определены: мужчина должен быть мужественным до грубости, женщина предельно слаба и податлива, «как низина, принимающая в себя все водные потоки». Но от этого он художником не становится. Гертогенбош. Это вообще был тренд в то время.
Вот таким образом вокруг его образов десятилетиями кипят споры историков и контрастным толкованиям несть числа. Эрвин Панофский, один из крупнейших искусствоведов XX века, писал о работах Босха: «Мы просверлили несколько отверстий в двери закрытой комнаты, но ключа к ней, кажется, так и не подобрали». (А как же иначе. В левой части изображено сотворение Адама и Евы. Число 3 считалось полным и совершенным, так как содержит в себе и начало и конец. В «Искушении святого Антония», еще одном триптихе Босха, который сейчас хранится в Лиссабоне, по небу парит белая кораблептица – создание, спереди похожее на цаплю, а сзади – на судно с птичьими лапами. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными).
Когда мы сталкиваемся с непонятным, переглядеть иногда так же вредно, как и недоглядеть. Например, в книге «Эхон Такара-гура», проиллюстрированной знаменитым представителем укиё-э Утамаро, мы можем встретить забавную иллюстрацию из жизни ниндзя. И она, по-моему, натуралистична. За последние сто лет появилось множество интерпретаций Босха.
Все же это были люди другой психологии. На правой створке «Сада» как раз изображена пылающая преисподняя с десятками различных пыток. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Оригинальное название этой работы Босха доподлинно неизвестно. Это будет один из переходов от Рая к греху. А оно есть. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Босх явно любит этот мотив – в «Саду земных наслаждений» черные птицы, словно из адского пекла, появляются из зада грешника, которого пожирает птицеголовый дьявол – хозяин преисподней.
Потому такое умолчание позволило многим считать, что у женщины души нет вообще.
На правой створке изображён ад. Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище – это безжалостное время.
Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33. 12. – спрашивает он. И тот, что под ногой человека на правой башне и тот (с зеленой кожурой), что на его голове, может, действительно натуралистичны.
Но я готов предположить, что он рассматривал апельсины с центральной панели. – В общей бледости тел при общей пестроте всего остального. И двустворчатая раковина, символ супружеской неверности, – тоже.
Последнее утверждение (а в нем заметно решающее влияние сексуальных методик китайского даосизма) как нельзя лучше подходило сознанию самураев. Работа описывается как роспись по дереву с двумя створками. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Огромную картину написал Босх – «Сад земных наслаждений».
В глубине «Искушения святого Антония» рыбина, «одетая» в красный «футляр», напоминающий заднюю часть кузнечика, саранчи или скорпиона, пожирает другую рыбку, помельче. Это следование в лоб второго из первого. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Не случайно именно сексуальные методики становятся самыми ранними способами «достижения просветления» и «бессмертия», причем, намеки на них мы можем встретить уже в текстах IV–III веков до н. э., т. е. Сколько людей – столько и мнений.
По мере того как цветные пятна складываются в фигуры, появляются нагие возлюбленные в прозрачной сфере скалы, напоминающие побеги колючих растений люди, вгрызающиеся в циклопические плоды два «плясуна», чьи торсы и головы скрыты внутри красного фрукта, на котором сидит сова человек испражняющийся жемчугом, лежа в огромной ракушке и т. д. Все они – персонажи «Сада земных наслаждений», который нидерландский художник Йерун (Иероним) ван Акен, взявший прозвище Босх (по названию родного города – Хертонгебоса), написал вскоре после 1500 года. Все это вполне возможно и в Средневековье можно встретить мириады примеров символических толкований, где общий смысл целого (скажем, архитектуры храма) складывается из суммы десятков элементов, каждый из которых что-нибудь да символизирует.
Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец. Внутри корабля пылает огонь из которого в дыму вылетают крошечные птички. И тогда весь его триптих есть в лоб проповедь христианского фанатика. Проблема лишь донести до нас, зрителей, в столь же накаленном виде. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением.
Эти три фигуры напоминают Бытие 18. 2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Самурай побеждает женщину, «берет с боем» даже при ее согласии – ведь он воин, а настоящему воину не нужен слабый противник. Другие интерпретации представляют нам Землю после потопа. и т. п. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ». Блажен народ, у которого Господь есть Бог. В культуре укиё (на большинстве рисунков), на подмостках театра Кабуки самурай предстает перед нами как благородный воин, преисполненный изящества.
Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Нередко на подмостках разыгрывались чувственные любовные сцены между героем и героиней, где обе роли исполнялись мужчинами. От чего тот испражняется галками, улетающими вверх. Если фигура собрана из множества элементов, надо выяснить, как они использовались и как толковались в средневековой иконографии.
Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха. Никто не опровергнет, что даже и заказчику художник может исподтишка напакостить. Еще до начала рисования. Позже здесь сформировалась и теория энергетического обмена во время сексуального акта, что при соблюдении всех канонов наполняло мужчину невероятной энергией, продлевало его годы и позволяло соприкоснуться с космическими силами. Внутри человека-дерева – души в обществе ведьм и демонов.
Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».
Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Ибо художественность и противоречивость очень уж близки. Оно сидит на стульчаке и испражняется синим пузырем, в котором проглоченные было им люди.
сиваре начинают подражать, это уже не столько квартал, сколько стилистика жизни самураев XVII–XVIII веков свои «кварталы красных фонарей» появляются в Киото (Симабара) и Осаке (Симати). Речь о такой детали правой панели изображающей время прихода Антихриста, где самым крупным злым актором (не считая древа смерти в центре), может, этим самым Антихристом является синее существо с уродливым человеческим телом (руки-ноги у него тоненькие и безрельефные, кисти – с двумя пальцами, а ноги вставлены в кувшины), с птичьей головой. Однако это не значит, что у Босха каждая деталь обязательно была визуальным ребусом и уж тем более, что всякий его современник, сканируя взглядом сотни фигур, населяющих «Сад земных наслаждений» или «Искушение святого Антония», был способен все эти смыслы считать. Испанский богослов Хосе де Сигуенса дал ее подробное описание и толкование. В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая.
Возьмем один случай. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Круглое отверстие в основании – знак Солнца. Перечисляется в составе коллекции, отправленной Филиппу II Испанскому в 1593 году. Она смотрит прямо на зрителя. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Сорванных.
Для средневековой морали половой акт, который в XXв. В Прадо хранится картина Босха «Сад земных наслаждений». Нагие люди кажутся столь радостными и беспечными, так как не ведают, что творят. В связи с этим было предложено новое, более актуальное название — «Босх накажет всех». Босх-моралист, сатирически изобличавший пороки, присущие человеку и неискоренимую греховность мира, конкурирует с Босхом-скептиком, который скорее насмехался над глупостью и легковерием человечества (как писал один испанский поэт XVI века, Босх преуспел в карикатурах на чертей, хотя сам в них не верил).
Но что. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Из глубокой древности приходит сознание некоей символичности, условности человеческого соития, поскольку «истинное» соединение происходит не на земле, а где-то в пространстве Небес. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени избранного Богом.
Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь – как они недолговечны. ». Доселе эфемерный мир укиё получил свое реальное воплощение в этом квартале Эдо, не случайно прозванного Фулаё – «город, где не бывает ночей».
И, по идее, должна не ведать стыда. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами. 2.
Центральная часть – вскрытая яичная скорлупа с человеческой головой. Оно символизирует одну из фаз алхимического процесса, когда при повышенной температуре происходит соединение элементов с противоположными свойствами. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Также на картине в иллюстративной форме продемонстрированы различные пословицы.
Чудесную так как Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Это произведение имеет невероятное количество трактовок у искусствоведов. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Ойран (так именовались обитательницы мира наслаждений) быстро превратились едва ли не в лучших знатоков всех дзэнских искусств, которые долгое время считались привилегией самураев: они обслуживали чайную церемонию, мастерски владели икэбаной, неплохо слагали стихи, прекрасно разбирались в литературе.
Самурай милосерден к женщинам и слабым, готов простить проигравшего противника. К таким символическим аллегориям наказания могут относится: раковина, которая захлопывает любовников (раковина – женское начало), алоэ, которое впивается в человеческую плоть и так далее. Раковина же, плоды и ягоды – другое дело.
Однако нам точно известно, что он был членом процветавшего в городе католического Братства Богоматери, получал заказы от церкви, а в XVI веке несколько его работ, в том числе и фривольный «Сад земных наслаждений», приобрел испанский король Филипп II, который был фанатично благочестив и вряд ли бы стерпел у себя в Эскориале алтарь еретиков-адамитов. И мне лично это даже импонирует. Проблема в другом: сходство деталей еще не означает, что весь «Сад земных наслаждений» – это огромная алхимическая метафора. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Многие находки Диксон подкупают своей наглядностью.
Особенным умением приносить «сладкую смерть» отличались женщины-ниндзя (куноити), которые соблазняли самураев и убивали их в постели, пронзив им горло заколкой для волос либо удушив простынями. Любой художник и созданный им образ существует в каком-то контексте. На голове у Дявола – горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие.
В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным. Прозрачная сфераЧасто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих.
Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Приписывается Босху. Если художественно только то, что выражено не в лоб, т. е. И он – не художник. Вплоть до гигантских – относительно человеческих фигур.
Таков основной сюжет левой створки «Сада», где мы видим брак первых людей: Господь вручает Еву Адаму и благословляет первую пару плодиться и размножаться. 59 x 51 см. Если б он нарисовал глаза живыми, другие б слова (а не с негативной аурой похоть) приходили б на ум зрителю.
Раз так, то любовные утехи, занимающие персонажей «Сада земных наслаждений», по мысли Френгера, это вовсе не обличение грешного человечества, а визуальная ода плотской любви и чуть ли не реалистическое изображение ритуалов секты. Когда створки закрыты, то это – единица, то есть совершенное совершенство. Он умен, утончен в манерах и речах.
«Извлечение камня глупости»). Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.
На голове – диск с танцующими грешными душами под волынку. Конец этой истории выдержан в духе самурайской истины о том, что «за высшим наслаждением следует только смерть». Собрание Ф. ван Ланшота. Именно такими и считались работы Босха при его жизни.
В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. А может только так и оставить – в виде противоречивых элементов. В 1939 году для реставрации полотно перевели в Прадо. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.
Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Перед нами не столько изображение того, как ниндзя выбирает удобный момент для атаки (на рисунке он явно заинтересован другим), но и иллюстрация уже известной нам тяги к «любованию», типологически схожей с «любованием» цветами, листьями клена, луной или «сухими пейзажами» из камней в состоянии аварэ (очарования вещами). Эта креативная картина начинается с Адама и Евы, а заканчивается очень образным, сугубо личностным представлением художника об аде. Как предполагает Лоринда Диксон, эту сцену следует толковать алхимически.
Эрнст Гомбрих, конкретизируя эту идею, предполагал, что Босх изобразил не вневременную аллегорию, а допотопное человечество – грешных потомков Адама и Евы, которые так прогневили Бога, что он уничтожил их, не считая Ноя с семейством, водами Всемирного потопа (согласно распространенному представлению, до потопа земля была необычайно плодородна – отсюда, по мысли Гомбриха, плоды гигантских размеров). Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника. Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Существо глотает – головой вперед – очередного человека.
Для средневековой морали половой акт, который в XXв. Всем ясно, что за спиной святого Антония (монах, который смотрит на нас) творится что-то нехорошее. В 1516 году его сестра Маргарита Австрийская – «Искушение св. Следует отметить, что эти двое сделали неплохой выбор. Перед вами – фрагмент картины Босха «Сад земных наслаждений». Впрочем, косвенное доказательство есть косвенное.
На нем нет ни людей, ни животных. Там их полно. По бокам находятся другие сюжеты. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. По второй, конкурирующей, версии, мы видим не ложный, дьявольский, а самый что ни на есть подлинный рай или золотой век, который либо утопически устремлен в будущее (в идеальное состояние человека), либо, как предполагали Жан Вирт и Ханс Бельтинг, вообще лежит вне времени, так как никогда не существовал и уже никогда не возникнет. Особый тип эротического вуайеризма пронизывает воинскую культуру наслаждений. Все эти лики Йеруна ван Акена – некоторые из них фантастичные (как Босх-еретик), а другие (как Босх-моралист или церковный Босх) скорее близкие к правде, – не всегда исключают друг друга и легко сочетаются в разных пропорциях.
Это своего рода виртуальный рай: изображение идеального мира, в котором потомки Адама и Евы могли бы жить, если бы их прародители не согрешили и не были изгнаны из Эдема гимн безгрешной любви (так как никакого греха просто не было бы) и природе, которая была бы щедра к человеку. Но что значат оставшиеся детали: насекомые ножки и хвост, синий вогнутый щит, на котором это сооружение может катиться, стоящая у него наверху готическая часовня и, наконец, демон (а может быть, человек), который с помощью веревки заталкивает мелкую рыбину в пасть большой.
Следует еще понять, как она вписывается в новый контекст и как в нем играет. Телесный низ — магистральная тема творчества Босха.
Эта особенность самурайской культуры наиболее ярко проявилась в концепции театра Кабуки. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Но – известной. сивара становится местом сосредоточения всего того, что соприкасалось с «текущим миром» укиё. Размер картины: центральная панель – 220 х 194 см, боковые – 220 х 97, 5 см.
К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла. Кто-то, сравнивая круглый стол с церковным алтарем, считает, что перед нами черная месса или дьявольская пародия на богослужение, где вместо облатки, которая пресуществляется в тело Христово, на подносе стоит жаба – один из традиционных символов дьявола кто-то интерпретирует эту сцену через астрологическую символику и ходившие в то время гравюры с изображением беспокойных «детей Луны» : азартных игроков и разного рода мошенников, столпившихся вокруг стола с костями и картами. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Большинство персонажей картины ничем не наслаждается, а наоборот — страдает.
И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. В XV – XVI веке алхимия была не только эзотерическим знанием, нацеленным на поиск эликсира жизни и искупление мира и человека, но и вполне практическим ремеслом (из него потом вышла химия), которое требовалось, скажем, для приготовления врачебных снадобий. НЕ ограниченное нарисованным (а есть еще нечто, стоящее как бы ЗА нарисованным), то – логически – может ли предложенная выше установка Босха породить художественное в принципе. Тут он может импровизировать по ходу рисования. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное.
Если он и занимается разнообразием, например, эмоций мужчин по поводу женщин (замкнувшаяся в своей ограниченности в кольцо кавалькада скачущих на животных мужчин вокруг круглого же пруда, полного женщин), так чтоб поизгаляться над этими эмоциями. Первая, которой придерживается большинство босховедов, состоит в том, что перед нами вовсе не райский сад, а иллюзорный, обманчивый рай аллегория всевозможных земных пороков (со сластолюбием во главе) слепая радость грешников, которые обрекают себя на погибель, – на правой створке триптиха как раз изображена уготованная им преисподняя. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. Мы уже рассматривали ситуацию, в которой к общению с человеком принуждается мышь.
Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Но если в Италии уже было Высокое Возрождение, то севернее гуманизм только продирался. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Босх вышел из этой ситуации специфически. Если перед нами хвост скорпиона (хотя неизвестно, подразумевал ли Босх именно его), то он в средневековых текстах часто ассоциировался c дьяволом, а в житии святого Антония прямо сказано, что демоны осаждали аскета в образах разных зверей и гадов: львов, леопардов, змей, ехидн, скорпионов.
Например известная средневековая история (наиболее полно изложенная в эротической новелле «Кой-но Яцу Фудзи»), нередко используемая как сюжет порнографических иллюстраций, рассказывает о мужественном самурае, который соблазняет мальчика, плененный его красотой. Можно спасение нежизнью, духом – выразить изображением жизни, плоти. Ханс Бельтинг считал, что алхимические трубки – это скорее насмешка над тщетными попытками алхимиков (или вообще человека) овладеть секретами природы, сымитировать их с помощью технических ухищрений и уподобиться Творцу. Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. «Воинская» символика взаимоотношений с миром и другими людьми перекочевала даже в область интимных и семейных отношений. И для адамитов разврат был не разврат, а возвращением к Адаму, к естественности.
И падает это дерьмо в круглую бездну. «Садом земных наслаждений» триптих назвали исследователи. Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Он повелел и все создано». Богословы того времени жарко спорили на тему, есть ли у женщины душа. – В неприятии этого мировоззрения Босх и применил сплошную наготу людей на триптихе.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. На переднем плане, между Адамом и Евой, стоит Христос. Эта картина впервые была описана в 1517 году итальянским летописцем Антонио де Беатисом, который увидел ее во дворце графов Нассау в Брюсселе. Нидерланды. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений— мир, растленный любострастием.
Некоторые фигуры объедаются ягодами, принимают их от птиц или странных гибридных существ примерно посередине процессия мужчин, езда на различных животных, в сопровождении птиц, вокруг небольшого озера, где купаются женщины. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Например, самурай во время занятий любовью попивает чай, доливая себе воду из изящной чаши (мотив чайной церемонии) другой, явно насилуя женщину, любуется прелестной икэбаной третий очарован пейзажем за окном четвертый устремил свой взгляд на живописный свиток с изображением ветки сакуры, что висит в проеме стены. Его чувство меры в изображении голых мы б и не оценили.
Считается произведением зрелого Босха. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый.
Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. В 1504 году король Кастилии Филипп Красивый заказал ему работу «Суд Бога, восседающего в Раю и Ад». И размеры их в разных местах разные. Это панель из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи.