А вообще символами плодородия «Весна» Боттичелли пропитана насквозь. Так получилось, что переставляя статьи в сообщество удалила случайно рассказ о картине Боттичелли Весна. Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская. «весну» называют самой загадочной работой Боттичелли.
«весну» называют самой загадочной работой Боттичелли. Но сколько бы ни было споров и трений, это нисколько не умаляет значимости и красоты «Весны» знаменитого Боттичелли. В залах 10-14, посвященных творчеству Боттичелли, Вы можете полюбоваться его шедеврами «Весной» и «Рождением Венеры».
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. От его полета согнулись стволы деревьев. Уходящий безвозвратно.
Она стала богиней в пышном одеянии. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Такие подарки были в то время обычным явлением. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Флоренция. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной.
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции.
Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погруженная в созерцание Меркурия. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст.
У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер.
Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. 1476 – 1477 гг. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры». Зефиром. Флоренция. В «Весне» Боттичелли демонстрирует умение создавать различные по характеру линии. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Всё изменила вечная весна. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Боги здесь не копируют древние скульптуры, но преобразованы по особым художественным канонам. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева).
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Марина Хайкина искусствовед: «Картина создана по законам не драматургическим, а музыкально-ритмическим. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
А май считался не только концом весны, но и началом лета. Она, возможно, была создана по заказу Лоренцо де Медичи в 1477 году или несколько позже Лоренцо или его двоюродным братом Лоренцо Пополано. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли сгуманностью, культурой иобразованием) направлено отлюбви земной, олицетворяемой Флорой, клюбви небесной, которую символизирует Меркурий— проводник кразуму. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что работа флорентийского художника отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии.
Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия).
Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой.
В фантастическом, почти райском саду фигуры или их группы размещены независимо друг от друга. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Франкфурт-на-Майне. Но есть ещё одна, не явная, тайная история.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. А с правого края художник изобразил и себя.
Лувр. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Да, есть. 1480 г. Национальная галерея искусства. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна». Сандро Боттичелли. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Вашингтон. Сандро Боттичелли.
В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. 130 – 100 гг.
На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо.
Каково же содержание картины. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. обе выполнены с грацией и выразительностью».
Фигуры расположены волнообразно. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Сандро Боттичелли. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
В 1815-м она попала в галерею Уффици. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. Лоренцо Медичи. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду.
Меркурий (слева) нарциссически красив. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Искусство – это всегда воплощённое чувство. Сандро Боттичелли. Миг. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
Это произведение готического искусства объединяет в себе аллегорические и мифологические сюжеты, а также содержит многочисленные отсылки на классические и современные тексты, которые до сих пор интерпретируются учеными и историками искусства, зачастую по-разному. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать.
Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Движение в картине устремлено справа налево. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Фрагмент с автопортретом Сандро Боттичелли. Такие подарки были в то время обычным явлением. Долгое время ее не выставляли и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции. Раскаявшись затем в своём насилии, он превратил нимфу Хлориду в богиню Флору и подарил ей прекрасный сад, где царит вечная весна. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику.
Вней есть ирадость, полнота жизни ипечаль знания, страдание. И как поэтично показано превращение. Сколь приятна для любования. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Месяц считался концом весны и началом лета. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту.
Если Венера – это линии спокойные, сдержанные, то линеарный узор трёх Граций явно другой. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу.
Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы.
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. В линиях контуров и складок преобладают диагонали, поднимающиеся влево и почти нет горизонталей. Но давайте попробуем. Над богиней парит Амур. Жест Венеры в сторону от Зефира к Грациям и Меркурию, наряду со скромностью ее одежд можно понять и как предпочтение в человеке материального — духовному. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Весна, которая привычно ассоциируется с радостью, обновлением, энергией свежести и молодости, вдруг неожиданно предстаёт абсолютно в ином эмоциональном пространстве. Спадающие линии волос, медленно стекающая линия овала. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Исследователи предложили несколько толкований. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики.
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Композиционно полотно делится на три части. Уффици. А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы.
Уффици. 1480-1485 гг. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Весна. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Весна. А образы – это чувства и эмоции, а уже потом и только потом, мысли. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Боттичелли был прекрасным рисовальщиком, одним из лучших во Флоренции. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи.
Линия в структуре художественной формы. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Но искусство – это ОБРАЗЫ. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Факты истории культуры и факты истории искусства.
Но, это неединственноеповторение в картине. Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Портрет Симонетты Веспуччи (. ). Мадонна делла Мизерикордия (портрет семьи Веспуччи). В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Боттичелли воплотил диалектику через композицию. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
В своем полотне художник зашифровал философию неоплатоников идеи которых активно поддерживал. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. В центре картины Боттичелли помещает богиню садов и любви Венеру изображение которой, согласно принятой тогда иконографии, скорее напоминает Мадонну. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт.
Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Меркурий пытается освободить пространство от движения ветра и жизни, от сексуального влечения мужчины к женщине.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Портрет Джулиано Медичи (1453-1478). В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Андреа Верроккьо. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.
Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Фрагмент. Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой.
Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. А просвет среди деревьев, волнообразной полосой проходящий через всю картину, в правой части ее показывает небо там, где ожидалось бы увидеть продолжение поверхности луга. Это история Линии, создающей образы. Как войти в мир Линий.
Она показана простой, тихой и скромной. до н. э. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Картина висела над софой, называемой летуччо. Это – гимн и природе и человечеству.
«Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Но это не единственное повторение в картине.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. И линии, как и цвет и характер поверхности и ритмы воплощают именно ЧУВСТВА, ЭМОЦИИ. Искусство – не наука, которая строится на логике, на мысли. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Картина висела над софой, называемой летуччо. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Уффици.
Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано, с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Жест заботливый, опекающий. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.
«Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. 1477-1478. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля.
В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола. И есть ли путь в этот мир. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Любовь, согласно ихпредставлениям, — это путь отземной природы чувства кбожественной.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Можно заметить, что фигуры немного удлинённые, а у женщин несколько куполообразные животы, что в принципе отвечает нормам красоты того времени. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. О том, как весной расцветает природа. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Движение в картине устремлено справа – налево. Очень вероятно, что Боттичелли проиллюстрировал здесь неоплатоновскую диалектику любви – путь от любви земной к любви божественной.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий).
Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Она не просто богиня любви и красоты.
Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. От его полета согнулись стволы деревьев.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. И, конечно, это породило особое искусство. На самом деле это несколько противоречит истине. 1477-1478.
Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Фрагмент. Но красота Симонетты запечатлилась в памяти Боттичелли и послужила ему при написании Граций и других женских образов картины. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. И вдруг осознаёшь – увядание.