В 1891 году художник написал свое первое экзотическое полотно «Буря в джунглях», а в 1903 году скончалась Жозефина Нури и Руссо овдовел во второй раз. Руссо как художника отличала и особая работа с цветом. Руссо писал очень много небольших картин, ведь их легче продать или подарить, если сам художник определял картину в подарок. Гениальный художник, Анри Руссо умер 2 сентября 1910 года в муниципальной парижской больнице Неккер.
Но шедевр оценил только Пикассо, так как владелец продал его всего за пять франков, заметив при этом, что «эту дрянь написал художник по фамилии Руссо, но сам по себе холст вполне хорош и вы смогли бы найти ему достойное применение». Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века. Руссо был художником-дилетантом.
Анри Жюльен Фелис Руссо (фр. Henri Julien Flix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник» 1844—1910)— французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Пьер Этьен Теодор Руссо (1812—1867)-французский художник-пейзажист, основатель Барбизонской школы, объединившей первых художников использовавших в творчестве пленэр.
А до них об этом знал кое-что Бодлер, отчасти проникший в тайну вывески. Живут в своем мире, и, вдруг, это становится интересным другим, именно, своей незашоренностью и несоблюдением правил.
Именно представители неоимпрессионизма, в частности Жорж Сера (1859 – 1891) и Поль Синьяк (1863 – 1935), были первыми, кто уже в 1886 году признал в Руссо гениального и самобытного мастера. Он отвечал, что спящая представлена в окружении своих снов.
Почему необычность должна давать повод для насмешек. На закате жизни (в конце 1907 года) Руссо умудрился угодить в еще один судебный процесс.
Такой стиль отвечал его поверхностному знакомству с живописными возможностями «академическая» видимость достигалась также с помощью сильных светотеневых контрастов и большого количества лазури, выделявшей рельефы фигур. На выставках возле расположенных в дальнем закутке картин Руссо собирались зрители и громко потешались над простодушным неучем, затевая нечто вроде игры: «кто откроет глубину» Руссо. Здесь мы опять вступаем в область догадок. В немалой степени помогла этому Всемирная выставка, состоявшаяся в Париже в 1889 году.
Эта аляповатая, лубочная Венера напоминает персонажей Руссо с картины Счастливый квартет. Саму Клеманс свела в могилу чахотка. Мы их уже видели, эти элементы нового искусства у Пикассо, у Брака, у Гриса. Никакой выгоды от этой операции он не имел.
В сознании Пикассо и его друзей запечатлелись не одни только «проникновенные» женские портреты и Спящая цыганка. Руссо стремился объединить эти понятия. Составлял документы для неграмотных. Благодаря этому Анри Руссо вскоре приобрёл популярность.
Какой кошмар. С этого времени он бросил службу на парижской таможне и целиком отдался живописи. Вряд ли прославленные академики могли предположить в те годы, что сегодня об их аллегориях и пейзажах будут вспоминать в связи с использованием их в работах «простодушного таможенника».
Однажды он увидел полотна Матисса: А почему Матисс не заканчивает свои картины. Еще раз возникнет и персонаж Игроков в мяч Руссо – игрок, сбрасывающий мяч. На самом ли деле Руссо был таким простаком, каким его часто представляют. В небе летит воздушный шар. Однажды Жари заказал живописцу свой портрет. Страшный образ войны явился Руссо во время его снов наяву, о которых он часто рассказывал современникам: «Я всегда вижу картину внутри себя, прежде чем ее начать». Художник упрощает формы, создавая свою неповторимую манеру живописи.
Поскольку он никогда не учился живописи, то работал, следуя аналогиям. Однако меня на картине узнали даже те, кто со мной не знаком». Столь же «иконописна» и трактовка пейзажа-земли с «лещадками» и зияющей чернотой пещеры.
Я очень прошу Вас не уничтожать мою карьеру, для которой я так много работал». Какой это был замечательный парень. Хватало при этом и розыгрышей талантливого чудака. Это просто невероятно.
По каким же образцам мог учиться писать портреты Руссо. В этой автобиографической справке вместо «я» везде стоит слово «он». Сам же Руссо объяснял, что его дар отвергли, так как он изобразил «неправильные цветы», вместо гвоздик нарисовал левкои.
Это делало его счастливым художником. Однако второй том так и не появился. За год до «Карнавального вечер» он выставил в свободном Художественном салоне на Елисейских полях свои копии картин старых мастеров, сделанные в Лувре.
Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки.
– попался на удочку. Обычные слова превратились в признания, открывавшие самые сокровенные мысли Руссо: «. Руссо был постоянным участником двух последних Салонов. Пышность и красочность растительности всегда зависят от цвета. Каменная мостовая уступила место лужайке. Он отталкивался от традиций древних и примитивных народов, которые изобрели маску.
Вся группа тожественно расположилась под деревьями, которые напоминают декорации фотоателье XIX века. И больше всего их, наверное, бесит один художник – Таможенник Руссо. Со временем Руссо добавлял к автопортрету всё больше седины.
Впоследствии он вспоминал: «Какой это был необычный человек. 4 сентября Руссо скончался от сепсиса. Эта деталь вызывает особый интерес, так как обычно символизирует собой смерть. Причудливость и густота растений облегчали Руссо решение проблемы построения пространства.
Пришла посмертная слава. На картине «Встреча в лесу» изображены влюбленные, едущие верхом и смотрящие друг на друга. Если вы помните, там напротив охотника обнаженная женщина. Однако это случилось. Однако все это абсолютно иное, нежели тональный колорит.
Оказавшись в период становления своего искусства вне специальной художественной среды, будучи художником по призванию, но не по профессии, Руссо не получил заданных эстетических установок, для него не существовало признанных авторитетов в живописи, что давало ему абсолютную свободу в выборе собственных «кумиров» по личному вкусу. К счастью, просьба Руссо была удовлетворена после рождественских праздников. что они делают. Однажды январским вечером 1908 года Руссо и Аполлинер появляются в Баго-Лавуар, где в небольшом деревянном домике устроил свою мастерскую художник из Каталонии Пабло Пикассо (1881 – 1973).
Они встретились на какой-то выставке и Дега воскликнул: "А, это вы, господин Руссо. Была у меня такая приятельница, как будто люди с другой планеты-за год сделала 3 или 4 выставки, до того не писавшая лет 20 -25. (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. В 1884 г. он получил разрешение рисовать в национальных музеях, а с 1886 г. принимал участие в ежегодных «Салонах независимых художников».
Когда же Руссо спросили, почему же он изобразил её таким образом, он ответил, что «большому поэту нужна большая муза». В отличие от воинственно настроенных Гогена и Сезанна он считал себя служителем муз в одном строю с увенчанными лаврами академиками, великими мастерами прошлого, картины которых (вопреки заявлениям критиков) видел в Лувре и простодушными малярами-вывесочниками изготовлявшими на заказ «живописные карточки» – портреты. Творчество «Таможенника», как его называли (сначала с насмешкой, а позже с уважением) коллеги-художники, памятуя о должности в таможенном департаменте, занимаемой Руссо с 1869 г., свидетельствовало о том, что искусство и воображение идущие рука об руку, относятся не столько к сфере живописной, сколько общечеловеческой.
Изначально его изображение было лишь композиционной необходимостью. Он черпал их из походов в парижский зоопарк и ботанический сад. Руссо обеспечивал себе своеобразный пропуск в искусство, которого ему недоставало. Ну разве не здорово сказано. Вот как описывал эту картину в начале века восхищенный Альфред Жарри: «Лошадь несет на противоестественно вытянутой шее свою голову танцовщицы, дрожат черные листья, бегут облака, щебень катится, как сосновые шишки, между трупами с полупрозрачным телом, а на них восседают вороны с белыми клювами». Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен. Так получилось, что Жером создал всего один портрет.
Талант --это ведь Дар Божий. Руссо стоял в стороне от художественной полемики. Самый знаменитый такой банкет был дан в 1908 году в мастерской Пикассо. На это обстоятельство впоследствии намекал Жан Кокто, напечатавший в 1926 году «Предисловие к каталогу распродажи коллекции Джона Квинна». В 1871 году Руссо, благодаря протекции кузена жены, удалось поступить на службу в налоговое управление Парижа. Не только вид изменился вся композиция разработана на основе градаций зеленого цвета. Насчет смелости: мне кажется, такие люди ничего не боятся и делают, что хотят.
«Рай» Руссо – чистый плод поэтического воображения, результат одухотворения художником будничной, замкнутой среды обитания и в этом он больше отвечает настроениям людей грядущего XX века. Подобно Таможеннику, Пикассо пародирует их в лубке, снижает их строй. Именно вот таким образом его и принято называть "Таможенником". Принятие Руссо происходило по мере более тесных, личных контактов с ним, когда Аполлинер, Делоне, Пикассо и Брак стали посещать его своеобразные вечера на улице Перрель. Упоминание имен Жерома и Клемана в контексте отношений учитель – ученик содержит удивительный поворот. «Я» или «он» – загадка самоотражения «я», за которой мы последуем, анализируя каждое предложение автобиографической справки Руссо.
Хотя, когда много позже, поэт Гийом Аполлинер (1880 — 1918) пишет поэму о пребывании Руссо в красочной Стране ацтеков, художник ни разу не пытается её опровергнуть, как и ряд других мифов о своей жизни. Позади него мост и дома со множеством печных труб. Его интерес к работам Бонна определялся желанием постичь традиционное.
В 1893 году Руссо вышел на пенсию. А сколько писем я получил со всего мира из Бельгии, Германии, России, отовсюду. Это, пожалуй, представляется неправдоподобным.
Открытие и последующее знакомство Пикассо с Руссо знаменовало для «банды» художников с Монмартра новый этап их поисков. Художник был очарован ими и эхо этого очарования звучит во многих его произведениях. В 1886 году он впервые представил публике оригинальную работу «Карнавальный вечер» на Салоне независимых. «Картина излучает красоту, это неоспоримо, — писал Аполлинер.
они абсолютно другие. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция. Эти маститые салонные художники (к ним еще можно прибавить имена Кабанеля и Бонна, на которых Руссо ссылается в письмах) просто не принимали всерьез его усилий, видя в них лишь забавные ухищрения дилетанта, однако как мыслящий художник Руссо платил им тем же. Да потому, что в это время проходила Гаагская конференция, а я даже об этом не подумал. Возможно, полосатые костюмы играющих на пляже в мяч женщин напомнили Пикассо полюбившуюся многим молодым художникам картину Таможенника с застывшими в нелепых позах «полосатыми» футболистами, как бы захваченными врасплох художником за неким ритуальным действом.
Об этом художник написал в статье «Искусство и народ» в 1946 году. Как и у героев Руссо, у него удивительно живой, гипнотизирующий взгляд на застывшем лице. На протяжении четверти века (с 1886 по 1910 годы) Руссо лишь два раза пропустил выставки этого Салона.
Сама стена украшена флажками, фонариками и большим плакатом с надписью «В честь Руссо». Но агрессивное божество войны продолжает свой путь дальше.
Синьяк очень высоко ценил его талант колориста, а Камиль Писсарро (1831- 1903) громко восторгался работами художника, признавая, что в них именно «чувства на первом месте». Так ли уж необходимо понимать сюжет. Может быть, это выдающееся достижение или абсолютное полотно по мнению многих, оно представляет собой символистские поиски. Когда началась оценка его творчества сразу после смерти, в нем видели «блаженного», юродивого, но не мученика. Дега, судя по воспоминаниям Воллара, возмутился, увидав у него в галерее привезенные для продажи пейзажи Руссо: «Неужели теперь и это считают искусством. » – раздраженно воскликнул он, считая, что современное молодое поколение превращает выстраданное им самим, Э. Мане и Сезанном творчество в забаву. Так Руссо вступил в последний период своей жизни, апогеем которого стала картина Сон.
Выразил это Руссо за несколько месяцев до своей смерти, когда он создал Сон. Спустя год, Руссо вновь потешает зрителей в Салоне Независимых своим произведением «Зарубежные представители прибыли под знаменем мира отдать честь Республике». Руссо сказал как-то В. Уде, что «это не он сам пишет свои картины, только его рука». Как и в «Заклинательнице», женщина окружена теми же причудливыми деревьями с яркой листвой, а на заднем плане – на берегу волшебного озера изображены густые леса из причудливых деревьев.
Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Его полотна завораживают Пикассо смесью дотошного реализма с народной поэзией. "Руссо черпает вдохновение из собственной фантазии, – писал один из них. Неожиданно появляется лев, обнюхивает её, однако не трогает девушку.
Дело доходило даже до того, что художник чуть не поехал в Елисейский дворец, чтобы лично выразить благодарность президенту Французской республики за награждение его главной государственной наградой – Орденом Почетного легиона, о присуждении которого сообщили художнику злые шутники. «Только с 1885 года, после многочисленных разочарований, я смог посвятить себя искусству, учился сам, познавал природу и пользовался советами Жерома и Клемана», — так говорит о себе Анри Руссо. Она познакомила посетителей с удивительными культурами самых экзотических народов. Правда, Руссо относился к этой травле наименее болезненно. Уже в «Карнавальном вечере» присутствуют будущие черты его индивидуального стиля, развитые в поздних работах: чередование планов, размещение фигур на фоне пейзажа и тщательная проработка всех элементов композиции.
На этих вечерах выступал любительский ансамбль (на скрипке в нем играл сам Руссо), читались стихи и показывались другие концертные номера. Слева видна река, а на заднем плане изображен мост. Но, для мира фантазиинет ничего невозможного. Современная улица со всем своим заполнением представляет для меня первосортный материал. Природа растерзана. Но оба элемента имеют, скорее, второстепенное значение.
В руках у Ядвиги – ветвь дерева. Анри Руссо до сорока лет работал таможенником и начал писать, лишь когда вышел в отставку. Его характерная особая примета – окладистая борода. Когда видишь её, на душе становится спокойно – он обязательно выстрелит и спасет женщину от хищника.
Он устремлен навстречу новому искусству. Эти работы хорошо известны – особенно "Карнавальный вечер". Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы.
Сына тоже назвали Жюльеном – он подписывался Анри Жюльен Руссо. Слушая рассказы сослуживцев, он выдумывал собственные героические приключения. Кубистов покоряли чистота стиля Руссо, его способность к упорядоченности композиционного построения картины в соединении с четкостью деталей, ясно читаемым «вещизмом», к которому они стремились в своих портретах и натюрмортах. самоотдача до донышка. – спросил он меня, а затем, рассматривая мой пейзаж, сказал: Почему твои домики не стоят.
Это принципиально отличает композицию «Заклинательницы» Руссо от его «Войны», где горизонтальное построение всего полотна создает эффект распада и символизирует разрушение и уничтожение. Святой Иероним, спящий на льве – названия этих работ напоминают нам о Руссо. Рядом с изображением велосипедистки-чемпионки Большой Жюли (1945) на фоне неба летают огромные синие бабочки, а сама велосипедистка одета в костюм ярмарочной акробатки. И только мужчина, стоящий справа от невесты, отдаленно напоминает самого Руссо. Нам вспоминаются такие картины Руссо, как Спящая цыганка и Сон Ядвиги. Однако отношение Пикассо к Руссо вовсе не было простым.
Вскоре все семейство Руссо переезжает, кто куда. В картине 1886 года «Карнавальный вечер» уже присутствуют будущие черты индивидуального стиля Руссо чередование планов, размен фигур на фоне пейзажа и тщательная проработка элементов композиции. Поразительно, но их движение на полотне ощущается почти физически. Надо быть недобросовестным, чтобы утверждать, что человек, способный внушить нам подобные мысли, не художник». Именно из газет Руссо однажды узнает, что мэрия Парижа присудила ему медаль. Прекрасно воспринимается горизонтально построенная композиция. Помимо этого, художник отдает явное предпочтение содержательной условности, а не скучной конкретике.
Однажды, мать художника Робера Делоне, поддавшись на уговоры своего сына, решилась заказать Руссо картину. Но при более глубоком рассмотрении он представляется чрезвычайно интересным документом. Совсем не случайно. «Наивное» искусство Руссо, шагая в ногу с импрессионизмом, в скором времени отделилось в абсолютно другую школу. С помощью Руссо и кинематографа Леже смог создать свой неповторимый «арго», уничтожающий пропасть между утонченным профессиональным искусством, предназначенным для редких ценителей и современным ремеслом, творимым ежедневно, в мастерских, на заводах и фабриках разрушить стену между музеем и улицей. Переливающиеся оттенки зелени создают ощущение глубины.
«Материал окружает художника повсюду и его нужно брать, не задумываясь. Он ошибся. После серьезных испытаний ему удалось стать известным широкому кругу художников.
Зашло ли оно настолько далеко, чтобы разрешить ему установить мольберт на рабочем месте. Однако это случилось. » – писал художник. Рай Гогена «открыт» в результате путешествия в дальние страны, создан на основе географической реальности.
передать нам. Руссо не раз сталкивался с подобным подходом.
Условный коричнево-серый колорит Герники, фигуры людей и животных, как бы вырезанные из газеты, бесплотные, как в теневом театре, сложный кубистический композиционный ритм снимают физиологическое ощущение катастрофы, превращая этот гигантский «театральный занавес» в эмблему конца мира. Возможно вот таким образом, позже он нарочно отказался от всякой перспективы в своих полотнах. Эта деталь вызывает особый интерес тем, что является традиционным символом смерти.
Как это напоминает приемы автора Счастливого квартета. Анри Руссо, художник, улица Верцингеториг, 15, Париж. Где начинается первое, где кончается второе.
Республика, в красных одеждах и фригийской шапке (головной убор эпохи Французской революции 1789 года) торжественно возвышается над всеми, держа в вытянутой руке оливковую ветвь. В руках Ядвига держит ветвь. В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья. Разрешение на работу в знаменитом музее художник получил благодаря своему другу — Феликсу Клеману (1826 — 1888), бывшему, как и сам Руссо, художником-самоучкой.
Ощущение глубины подчеркнуто переливающимися оттенками зелени. Создается впечатление, что мы где-то в провинции а не в Париже. Специфические черты этого нового «уличного» стиля были подхвачены Леже уже в двадцатых годах. Наконец, в творческом наследии Пикассо есть работы, которые указывают на самое тщательное исследование художником метода Руссо, стремление подражать его «наивности», которую Пикассо, видимо, принимал за сознательный прием.
Когда американский художник Макс Вебер (1881 – 1961), навещая Руссо в его мастерской, рассматривает эту, еще не завершенную картину, он обращает внимание автора на диспропорцию между собаками и остальными изображенными предметами и персонажами. Выразил это Руссо за несколько месяцев до своей смерти, когда он создал Сон. Сын провинциального жестянщика, Руссо служил в 1871—1893 годах в налоговом управлении Парижа из-за чего получил впоследствии прозвище «Таможенник».
Истоки новаторства Пикассо лежали в искусстве музеев, а Руссо никому не наследовал. Какое тягостное впечатление невыносимой печали. А какой прекрасный тон на полотне Руссо. А. С. Эта история вызвала шум среди парижских авангардистов вособенности негодовал Андре Бретон.
Мастер сначала обозначает контуры фигуры ребёнка, напоминающего фарфоровую куклу, оставляя саму её непрописанной, затем работает над фоном картины и вновь возвращается к фигуре. Выражали своё восхищение художнику и Робер Делоне, бывший, вместе со своей женой Соней (1885 – 1979), одним из основоположников абстракционизма. «Художником, который более всего продемонстрировал полное неведение искусства старых мастеров и самое ремесленное и наивное копирование вещей, был А. Руссо известный по предыдущим выставкам своими портретами с плоскими лицами, остекленевшими глазами и короткими руками своими пейзажами, построенными из немыслимого нагромождения топографических планов, подобно тому, как это делают дети».
В нем не было ничего от театрального актера – это просто зрительный образ, фантом. Это она держит весь центр картины. Зрителям они казались пришедшими из тропических лесов. Жюльен покупает дом на окраине и, поскольку не имеет в жизни никаких других желаний, кроме мечты поскорее разбогатеть, оставляет своё ремесло жестянщика и начинает заниматься спекуляцией.
Иногда писал портреты на заказ. Хотя, всего через год, его произведение «Война», выставленная на Салоне Независимых, получает широкий резонанс, в частности, ею восхищается писатель Альфред Жари (1873 – 1907), с легкой руки которого, художник Анри Руссо получает прозвище «Таможенник» (Le Douanier), закрепившееся за ним на всю жизнь. В 1907 году Руссо пишет большое полотно "Представители иностранных держав прибывают, чтобы присягнуть республике в знак мира".
На полотне Адам и Ева, созданном в конце тридцатых годов, на правой руке Адама, как татуировка, «приклеен» лист с яблоком в форме сердечка, пронзенного стрелой. В цветистый пейзаж «примитивного» искусства прорвался мотив, заимствованный из репертуара официальных Салонов — обнаженная на ложе и художническая интуиция Руссо отреагировала на неожиданность этой встречи сюжетом переполоха в девственном лесу. Своим «Сном» художник осветил грядущему поколению дорогу в сюрреалистическое искусство, опередив своё время. Они одеты в типичные костюмы XVIII века.
Все мертвы или умирают. Ядвига и цыганка Руссо для художников двадцатых годов становятся знаком овеществления, опредмечивания человека. На ветвях деревьев расположились экзотические птицы. После двухлетнего перерыва в 1901 году он выставил в Салоне Независимых картину "Неприятный сюрприз", вызвавшую восхищение Ренуара. Чтобы заполнить его, Руссо начал рисовать – для собственного удовольствия. Леже сознательно пришел к тому, что в «наивном» сознании Руссо рождалось спонтанно.
Ярким элементом картины является фигура рыбака на переднем плане. Это она держит весь центр картины. Эта многоцветная феерия, расцвеченная иностранными флагами, проходит под лозунгом, написанном на трех чёрных тумбах, стоящих на переднем плане полотна: «Работа, свобода, равенство».
Например, выразительно использован черный цвет. Прежде всего, это касалось выбора сюжетов и манеры письма. Маленькие фигурки пешеходов сливаются с домами, оттеняемыми рыжей листвой.
Вот пример одной из историй, связанных с жизнью Руссо и его друзьями. Оставаясь преданным Независимым, он был преисполнен пиетета к Жерому. Этот короткий текст, на первый взгляд, лишенный значительного смысла, – все, что осталось от этого замысла (с самого начала, вряд ли предполагавшего участие Руссо). Известно, каким едким остроумием обладал Дега. Бретона завораживали картины Руссо, особенно его «экзотические» пейзажи.
Среди приятелей Руссо был и Альфред Жари (1873 — 1907), художник познакомился с ним в то время, когда произведение последнего – «Король Убу» (1896 год), сделавшее его знаменитым основоположником театра абсурда, ещё не было написано. Для Руссо Пикассо был не дикарем и варваром, а испанцем, погрузившимся в наследие прошлого, «дальше» Древнего Египта и открывшим там для себя кумиров. А в 1947 году его останки были торжественно перезахоронены на родине художника, в Лавале.
Сверху висел транспарант: "Честь и слава Руссо. Аполлинер, впоследствии издавший письма и стихотворения Руссо и воспевший его на страницах «Суаре де Пари», сначала не принял его искусства, заявив, что Руссо «типичный ремесленник» и потом всячески старался забыть об этом своем высказывании. На этой распродаже фигурировали картины Руссо, в частности его знаменитая Спящая цыганка, вокруг истории создания которой «бандой» Пикассо распространялись самые разные слухи.
Иначе говоря, эффекта отдаления он достигал цветом. Живопись Руссо не стоит особняком в русле основных тенденций французского постимпрессионизма, но отличается от изобразительной традиции практически всех его представителей одним существенным признаком. Цыганка одета в восточные одежды. Это выглядит так, как будто часть студии художника перенеслась в джунгли.
Но дело прогорает и в доме Руссо поселяется бедность. Тянула бричку питомица Жуньера — кобыла Роза. Обстоятельства потребовали того, чтобы Руссо говорил о себе в третьем лице.
Просто внутреннее чутьё--они должно этот дар не зарыть --а отдать. Не дышим. ». Отметим, сколь симптоматичен выбор этой картины будущим создателем эмблемы мира.
В правой части картины, сквозь листву, светит полная луна. Она играет на трубе, традиционно являющейся символом прославления. После этого Руссо отделался условным наказанием.
И в этом он действительно уникален. Работая над «Свадьбой», художник, скорее всего, черпал вдохновение из какой-нибудь фотографии, но причины обращения к данной теме, как и личности прототипов персонажей, не известны. Природа растерзана. Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. Жертва тигра находится за пределами картины и автор даёт зрителю возможность самому решать исход охоты, однако название «Сюрприз. » позволяет предположить, что охота была удачной для тигра. Лишь чернокожий музыкант стоит в густой траве и играет на своей флейте, будто не замечая ничего вокруг.
Вороны с белыми клювами выклевывают алые нитки внутренностей. Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые. «Сон», одно из последних полотен Руссо, считается завещанием художника. Господин Руссо разделил судьбу многих новаторов.
К Руссо неоднократно обращался теоретик сюрреализма Андре Бретон: «Когда имеют в виду высшее наслаждение, то ничто не может вызвать во мне такой трепет, какой я испытываю при встрече с творчеством Руссо». Нищего живописца похоронили на кладбище для бедняков. Перед тем, как явиться в часть, Руссо пришлось отсидеть месяц в тюрьме.
Разумеется, в этом представлении тоже был элемент иронической игры. Очень скоро Руссо стал своего рода знаменитостью, вернее, знаменитым чудаком. Картина вызвала насмешки публики, но настоящие знатоки. Однако традиция семейного ремесла на нем и закончилась. В 1907 году Руссо пишет большое полотно «Представители иностранных держав прибывают, чтобы присягнуть республике в знак мира». Их произведения поставили искусство конца XIX века в пограничную ситуацию, разделили зрителей и критиков на друзей и врагов, открыли путь «независимым» художникам.
Высказывание Пикассо симптоматично: он поражен непосредственностью персонажей на портретах Руссо их кажущейся «застылостью», знаковостью, сближающей образы Руссо с доренессансным искусством. Они представлены в неких райских кущах, Поэт — с его традиционными атрибутами: свитком и гусиным пером, Муза — в «античных» одеяниях и венке, с благословляющим жестом поднятой руки. Год спустя, в 1886, художник Поль Синьяк (1863 — 1935), заинтересовавшись работами Анри Руссо, приглашает его участвовать в новой выставке.
Мартышки резвятся в ветвях причудливой формы, где повсюду виднеются яркие экзотические птицы, а внизу, под ними, в траве рыщут хищники. Аполинер обиделся и не принял подарок. Постепенно критики стали относиться к странному художнику более серьезно.
В конце жизни он добавил к этому списку имя Бонна. Художник очень дорожил этой дружбой. Жуньер всегда помогал художнику, которому часто не хватает на продукты денег. У Бонна он обнаружил эффектное использование черного и белого – эти крайности цвета всегда завораживали Руссо и он широко применял их, особенно в портретах: к черному он обращался, чтобы придать образам большую значимость (вот таким образом почти все изображенные на его портретах одеты в черное). В 1903 году он вновь участвует в двух художественных салонах – Независимых художников (в марте) и в первом Осеннем Салоне, открывшемся в октябре. Какая одержимость.
Ужас достиг апогея у тех, кто еще дышит. В намерении придать Музе особую значительность художник сильно увеличил объем ее фигуры, но при этом «небесное вдохновенье» уподобилось толстушке из простонародья. Так Руссо вступил в последний период своей жизни, апогеем которого стала картина Сон. Вот как об этом вспоминал сам Леже: «Аполлинер повел меня смотреть фильмы Чаплина во время отпуска с фронта Я был шокирован: этот маленький человечек на экране превращался из человека в движущийся объект, бесплотный, легкий, черно-белый.
Руссо, подобно Эмилю Бернару (1868 — 1941) и Полю Гогену, полностью игнорирует принципы классической перспективы. Он даже заключает договор с фирмой «Аргус», согласно которому, ему присылались все журнальные статьи и газетные вырезки, в которых содержались рецензии и отклики о его творчестве. Его «Муза, вдохновляющая поэта» (1909, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Анри Руссо (Henri Rousseau, 1844-1910) — французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма.
Возможно, что, работая над «Свадьбой», художник черпал вдохновение в какой-нибудь фотографии, но о причинах его обращения к данной теме, также как и о личностях прототипов персонажей, ничего не известно. Ощутимо воздействие и натюрмортов Руссо, в особенности его корзин с цветами, которые и сорванные продолжают жить, хищно тянуться в разные стороны. Огромное впечатление на Леже произвела сама личность Руссо.
Субъективно или объективно. Вот таким образом он и был принят как близкий и понятный художественный язык, хотя и не сразу. Теперь не следует иметь дело с особо искусно исполненными деталями. Опередив время, своим «Сном» он осветил грядущему поколению дорогу в искусство сюрреализма. Нет, у них просто были иные понятия о пропорциях, так же как у японских художников было иное представление о перспективе». Они встретились на какой-то выставке и Дега воскликнул «А, это вы, господин Руссо. Создавалось впечатление, что «примитивизм» Руссо контрастировал не только с официальным академическим искусством «школы», но и с «левыми», «экстремистскими» направлениями.
Когда один из друзей подвел Писсарро к полотнам Руссо, думая позабавить, он удивил своего спутника тем, что пришел в восторг от этого искусства, точности валеров, богатства тонов, а затем он принялся нахваливать творчество Таможенника своим знакомым. На другой картине этого же периода — «Крестьянская свадьба», мы видим невесту, которая смотрит на нас со смиренным почтением. Пикассо несчастный Таможенник представлялся опасным соперником, творившим новое искусство без предшественников и как бы вне культурного наследия – искусство «балаганное», грубое, являющее собой антипод интеллектуальным экспериментам кубизма. К концу 1880-х годов определяются главнейшие темы живописи Руссо. Его коллеги и друзья единогласно утверждают, что картина достойна наилучших отзывов. Но, в отличие от Таможенника, Клеман был признан и обласкан властями.
Говорил же Руссо о своем методе работы над картиной: «Я всегда вижу свою картину внутри себя, прежде чем ее начать Только в процессе работы я нахожу мотивы, которые останавливают мое внимание и доставляют мне массу удовольствия». Герой картины «Бричка отца Жюньета» (1908 год) – реальный персонаж – продавец овощей, бывший приятелем Руссо (правда, его настоящее имя было Клод Жюньер). Творчество Руссо высмеивалось критиками вплоть до его смерти, но такие современники, как Пикассо, Матисс и Тулуз-Лотрек его высоко ценили. Руссо приписал его в год свадьбы. Между тем, в Мексике он точно не бывал.
Все проведенные в армии годы (1864-68) Руссо прослужил кларнетистом духового оркестра 52-го пехотного полка. А как математически точно он изображал фигуру человека. При взгляде на картину, сразу бросается в глаза небо, с причудливыми облаками на нем. На одной из дверей табличка — «Уроки риторики, музыки, рисования, сольфеджио».
При ее составлении Руссо рисовалась абсолютно определенная картина: издатель Жирар-Кутанс уже выпустил в свет жизнеописания писателей того времени под претенциозным название Портреты следующего столетия и объявил о намерении издать второй том, который был бы посвящен художникам и скульпторам. Нет правил, есть желание-люди другой породы. Особенно часто в этих полотнах с женскими персонажами, возлежащими на фоне окна с урбанистическим пейзажем за ним и подозрительно активными комнатными цветами, вспоминается «тип Ядвиги» с ее застывшими округлыми чертами лица и характерной, переброшенной на одну сторону прядью распущенных длинных волос. Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием. И они правы».
Известно, каким едким остроумием обладал Дега. Вскоре, Руссо отходит от импрессионистов, хотя по-прежнему разделяет их неприязнь к традиционным канонам изобразительного искусства. Земля устлана телами погибших: толстые и худые, нагие и одетые.
Произведение «Неприятный сюрприз» чем-то близко к «Заклинательнице змей». Его картина «Ребенок с марионеткой», производит какое-то странное впечатление, заставляющее содрогнуться. Трагическим фарсом выглядели и последние его дни. Руссо явился своеобразным связующим звеном между рождающейся живописью XX века и старым «неиспорченным» французским искусством.
Все это делает сцену очень условной, почти сюрреалистической. Имя Руссо в связи с сюрреализмом всплывало неоднократно. Механик Леже бесспорно разговаривает на «арго», сплевывает на пол и хвастается наколкой, но картина поражает не вульгарностью, а монументальной силой воплощения образа. Ее круглые бедра чуть прикрыты ниспадающими до колен волосами. Всё утопает в лунном свете, царит поэтичная атмосфера.
Отчего все это. – попался на удочку. Жером — звезда официального искусства — принадлежал к группе художников — помпьеров, названных так за присущую их полотнам помпезную роскошь и вычурную пышность и за характерные головные уборы их античных героев, напоминающие каски пожарников (pompiers). () Я не двигался, с восхищением наблюдая, как трепетно он относился к работе своего воображения, ничему и никому не позволяя вмешиваться в процесс творчества, чтобы не нарушить гармонию рисунка.
Несчастный Таможенник свободно изъяснялся на «арго», каждодневно слыша его в своем парижском квартале, на улице Перрель. Меняющиеся оттенки причудливых растений создавали ощущение зрительной удаленности. Семья Руссо разбогатела в годы Революции на распродаже общественного имущества.
На заднем плане, почти сливаясь с лесной чащей, стоит человек играющий на флейте. На этой картине мы видим женщину, напуганную медведем. Так «странные» для современников полотна чудака Таможенника, созданные в последние двадцать лет его жизни, оказали существенное влияние на творчество двух крупнейших мастеров современного изобразительного искусства. Изобразительная система Руссо не затронута опытом французского импрессионизма.
В своем, если воспользоваться термином Голдуотера, «романтическом примитивизме» Гоген, находясь в те годы под сильным воздействием литературного символизма и клуазонистской стилизации, не смог понять близости собственных поисков с кажущейся лубочностью Руссо. После смерти жены Руссо озабочен поиском средств для достойного содержания детей и покупки красок.
По поводу картины «Сон» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства) Руссо теребили насмешливым вопросом: каким образом красавица на красном канапе оказалась среди джунглей. В то время только он осмеливался верить в это. До зрелых лет дожила лишь одна дочь. В роли музы поэта на полотне изображена художница и близкая подруга Аполлинера — Мари Лоренсен (1883 – 1956). Звоним и входим: нас встречает Руссо». " Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения". Совершенное приятие наследия Руссо сюрреалистами подводит итог тесных творческих контактов Руссо с «бандой» Пикассо.
Вино льется рекой, Руссо берет скрипку и играет когда-то написанный им для Клеманс вальс. Однако его новаторство осталось непонятым крупнейшими мастерами постимпрессионизма. Руссо такой же учитель и невольный соперник, как древние черные скульпторы. Я знаю вашу живопись» и, как рассказывает Серюзье, «выдержал паузу, подыскивая словцо покрепче, никак не приходившее ему на ум.
Картина «Сон», ставшая одной из последних произведений Руссо, считается завещанием художника. К этому восхищению молодежи работами Таможенника примешивалась и некоторая подозрительность, что дало повод ряду исследователей предположить, что банкет, организованный в ателье Пикассо в честь Руссо, до некоторой степени был актом «экзорцизма». Невольно нарушая их, сам Руссо вряд ли сознавал, чего он достиг. Под копытами лошади на картине Руссо раскинулся обнаженный до пояса мертвец с лицом самого Руссо (этот прием у Руссо повторяется в Портрете ребенка с Полишинелем, где он придает деревянной кукле портретные черты)– он удивительно похож на распростертого, запрокинутого в том же ракурсе всадника из Герники.
И вот настало время жить. Любовь диких животных в клетке. Странствующая цыганка исполнительница песен под мандолину спит глубоким сном, сломленная усталостью, рядом с ней изображён лежащий кувшин (внутри него питьевая вода). Меняющиеся оттенки причудливых растений создавали ощущение зрительной удаленности. Что касается выбора сюжетов, то достаточно вспомнить, что Жером охотно писал диких животных: Львица, нападающая на ягуара.
И тот и другой мастер передают образ одухотворенного мира, но если Гоген конструирует свой собственный мир, то Руссо предлагает зрителю «зашифрованную реальность», непосредственно обращаясь к подсознанию, как в Сне Ядвиги или Заклинательнице змей. На нем, молодая женщина лежит на диване среди густой зеленой листвы, трав и цветов. Действие происходит в иссушенной пустыне.
Сам художник гордился работой. Эта работа явилась еще одной формой проявления фантазии художника. Думаю, что именно отсюда такая внутренняя сила. Не дышим. ».
Потом подходит к Пикассо и тихо говорит ему на ухо: «Мы — два самых великих художника эпохи». Пышность и красочность растительности всегда зависят от цвета. Даже не смотря на тщательно выстроенные буквой «V» деревья и какого-то несуразного пса, расположившегося на переднем плане, которые теоретически должны были композиционно обозначить перспективу, впечатление коллажности, производимое этой картиной им стереть не удалось.
Вот таким образом он не мог отличить исторического от устаревшего. Последний был тесно связан с семьей Вильгельма Уде, обожавшей Руссо. Из зарослей, прямо на зрителя, смотрит лев. По мнению Руссо, участие в Салоне Независимых давало ему право называть себя художником.
Репертуар Руссо был весьма разнообразен. На картине Руссо «Сон», последней из его работ с изображением джунглей изображена нетронутая дикая природа. Разве это не есть яркая самобытность. Ничто не сможет сдержать ее безумный бег. Львица же, с почти мечтательным выражением, рассматривает лежащую обнаженную.
А. С. Леже познакомился с Руссо в 1909 году благодаря инициативе Робера Делоне. Этот рассказ никак не подтверждается официальными документами.
Все мертвы или умирают. Пушкина) по замыслу — аллегорический портрет Аполлинера и его возлюбленной Мари Лорансен. " – писал художник. Сон Ядвиги. И он добавил: «Ты воображаешь, что папаша Руссо никогда не видел классиков.
Его магазин на Монпарнасе располагался всего в нескольких метрах от мастерской живописца. " Кончилось все веселой попойкой.
Жарри, увидев и полюбив работы стареющего Руссо, занялся их "рекламой". «Мебельная фабрика в Альфортвигле» была написана на десять лет раньше, чем «Вид с моста Севри». В руках художник держит кисть и палитру, где написаны два имени – Клеманс и Жозефина. Эту композицию молодые друзья Руссо могли видеть у него в мастерской на улице Перрель.
Но Руссо вдруг спросил: "А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы. Кроме того, Руссо открыл собственную "школу" (именно так он называл частные уроки в своей крохотной мастерской), предлагая всем желающим пройти у него "курс декламации, музыки и рисования". Клеман знакомит Таможенника с Леоном Жеромом (1824 – 1904), работавшим в то время над художественным воплощением возвышенных сцен античной мифологии и древневосточных сюжетов. Хотя «Нападение в джунглях» принесло известность Анри Руссо и он продолжал ежегодно выставляться на Салоне независимых, к теме джунглей он вернулся лишь спустя несколько лет. Случай, рассказанный А. Перрюшо, заставляет в этом усомниться.
Оно упивается кровью. «Мое начальство постаралось назначить меня на спокойную должность и работа не была для меня тяжким бременем». Художников и критиков рубежа XIX и XX веков поражала откровенная «лубочность» формальных приемов Таможенника Руссо даже на фоне позднего импрессионизма, дивизионизма, фовизма – течений, регулярно заявлявших о себе на специальных групповых выставках, в Осеннем Салоне и Салоне Независимых. В 1869 году Руссо женился на Клеманс Буатар, дочери торговца мебелью. Возможно именно страсть к эпатажу и провокациям сближает Руссо и Жари.
Жером, к которому, если верить Руссо, он ходил в молодости брать уроки живописи и Бугро, рекомендовавший его в Салон отверженных в 1885 году, а несколько ранее давший ему разрешение на право копирования в Лувре, без сомнения, делали это из жалости к «несчастному таможеннику» ибо надо поощрять стремление простых людей заниматься искусством: оно облагораживает душу. При этом автор твердо верил, что следует правилам академической живописи. Вместе с тем в эти годы в кафе Вольпини выставлялись его «экзотические Евы», в которых откровенно народная лубочность сочеталась с тоской по иным берегам и «земле обетованной», где зачарованный путник прислушивался к таинственным и прекрасным звукам первых дней творения, к устрашающим шорохам земли, заселенной демонами, преследующими человечество после Грехопадения. Хотя мужчина, стоящий справа от невесты, чем-то отдаленно напоминает самого художника.
Из-за непреодолимых для него технических трудностей в его картинах сохранялся неразрешимый контраст содержательной условности (линейная перспектива) и эмоционального понимания (воздушная перспектива), соединяющихся в изобразительном искусстве со времен Ренессанса. Эта работа явилась еще одной формой проявления фантазии художника. да. Он даже разработал собственный метод изображения хлещущих струй дождя тонкими «нитками» серебряной краски, наносимой по диагонали полотна.
Руссо не нужно было отправляться за тридевять земель, чтобы «набраться» экзотических впечатлений. На первой картине лес густой и непроходимый, на второй — светлый и прозрачный. Чтобы избежать скандала, связанного с мелкой кражей, Руссо (тогда еще младший клерк в юридической конторе) в 1863 г. ушел в армию, однако сам в боевых действиях никогда не участвовал. Таможенник Руссо выставляет «Сон» на 26-м аукционе Независимых в 1910 году.
Мотивы находятся повсюду все дело в выборе». Клеманс Бутар была первой женой Руссо. Что за бессмысленная ирония судьбы. ». По мнению молодого писателя, наивное искусство Таможенника, откровенное и бескомпромиссное, шокирует обывателя.
Это полотно Пикассо купил в галерее Воллара уже после смерти Руссо. Если можно найти параллель визионерским мифологемам Гогена таитянского периода в современной ему не только французской, но и всей европейской живописи, то это не что иное, как «экзотические» пейзажи Руссо 1890-х годов с яростными битвами диких зверей, вызывающие в памяти, как это ни парадоксально, фантастический рай с алтарных створок Босха, где также изображены пожирающие друг друга животные. Клерком Руссо работал недолго вскоре его выгнали на улицу, уличив в воровстве марок и мелочи из кассы (сумма, надо сказать, была мизерной). И, хотя на первый взгляд это может показаться неправдоподобным.
А в глубине едва заметна фигура притаившегося охотника. Работа оставляла много свободного времени. Их также окружают немногочисленные, но чрезвычайно активные, как бы «ожившие» вещи. Даже обнаженные трупы как бы светятся изнутри вопреки всем признакам плоти. Многие художники, желавшие сделать Руссо приятное, устраивали в его честь приемы и банкеты. Общество перестало безразлично относиться к живописи оно почувствовало себя задетым, втянутым в дискуссию о границах поэтического вымысла или, если воспользоваться определением Бодлера, «дерзновенного воображения». Позднее Руссо утверждал, что тигр на картине готовился напасть на группу исследователей.
Надо думать, к этому восхищению примешивалась и толика зависти. Но Руссо вдруг спросил «А вы, мсье Дега, где выставляетесь вы» Это настолько ошеломило Дега, что беседа не получила продолжения». При этом сам Руссо был уверен в том, что не совершает ничего противозаконного. Разрубленные тела персонажей Герники напоминают дерево с «отрубленной рукой» и как бы «вспоротым животом» на картине Руссо. Он уверенно пишет с натуры, непосредственно на холсте, лишь время от времени делая наброски.
Но однажды он сам – кто бы мог подумать. Соффиччи был потрясен живописной манерой Руссо. Руссо женился в Париже в 18б9 году, когда ему было 25 лет. Имени Жозефины на картине не было во время первого показа. Это не единственная правка картины после 1890 года.
Он устремлен навстречу новому искусству. После демобилизации он вновь стал клерком – на этот раз в конторе судебного исполнителя. На разных этапах этой борьбы, отделенных друг от друга не столько во времени, сколько по смыслу разнонаправленных идейных установок, при всем их отличии друг от друга, выносился приговор развлекательному, услаждающему обывателя и «просвещающему» его искусству. Творческая манера самого художника отнесена к примитивизму, благодаря его самобытному стилю и из-за его любви к итальянским художникам – примитивистам, таким как Фра Анджелико (ок. 1400 — 1455) и Джотто (1267 – 1337), творившим в XIV и XV веках, когда ещё не были открыты законы классической перспективы именно отсутствие которой и станет настоящей визитной карточкой всего творчества Руссо. Достаточно вспомнить такие полотна, как Три женщины или Мать и дитя, механистичные персонажи которых решены схематично, «по-руссоистски».
Пейзаж Руссо, как и пейзаж Гогена, обладает рядом особых признаков: это мифологическая природа, рай, в котором пребывает «туземная Ева» и где растут странные деревья-цветы, «которых не открыл бы никакой Кювье и ни один ботаник». — Спросите у художников, они все единодушны в своем восхищении». Надо сказать, его карьера художника, наконец-то начала стремительно набирать обороты. Очень скоро и навсегда со всем будет покончено. Приехавший врач поставил лежавшему в бреду художнику ошибочный диагноз ("белая горячка") и отправил его в лечебницу для алкоголиков.
Причудливость и густота растений облегчали Руссо решение проблемы построения пространства. Картины художника Руссо весьма разнообразны по жанрам и тематике. Художник фиксировал на «Портрете-пейзаже» изменения, которые происходили с ним с годами.
Отныне Леже захотел воспеть новый поэтический язык – «арго» и создать нечто адекватное «арго» в монументальной живописи, предназначенной для украшения улиц, заводов и фабричных предместий. Кажется, что Руссо изображает подлинный сюрреалистический кошмар. Однако Таможеннику так и не удается завоевать ни того, ни другого.
К счастью, Руссо оказался очень стойким к сарказму и критике публики. Работа получает широкий резонанс, в частности, ее замечает писатель Атьфред Жари (1873 –), с чьей легкой руки художник Анри Руссо и получил прозвище «Таможенник» (Le Douanier). Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра.
Руссо представил автопортрет на Салоне независимых в марте 1890 года. Зрителям они казались пришедшими из тропических лесов. А Гоген после знакомства с картинами Руссо в Салоне Независимых в конце 1880-х годов иронически заметил, что это «не более дико, чем у Бугро».
На стене висит произведение художника-самоучки «Портрет госпожи М» (та самая таинственная «Ядвига»). Наделённые им чувствуют это и знают своё предназначение в этой жизни. Старательный имитатор салонного искусства, Руссо излагает риторические обороты «высокого стиля» языком уличного просторечья и его косноязычье выдает некую правду об обветшалости аллегорического жанра.
Это было время борьбы изобразительного искусства за независимость от потребительских вкусов заказчиков, за право не только исследовать природу и видеть ее непредвзято (что завоевали импрессионисты), но воссоздать на полотне собственную философскую доктрину вселенной. Импрессионизм предполагал творческую свободу, которая была так необходима Руссо. На полотне мы узнаем стоящих на трибуне шестерых президентов Французской Республики (одетых в черное), Российского императора (в желто — голубом мундире), короля Англии (с левой стороны), а также справа: Франца Иосифа из Австрии, Петра I из Сербии, Вильгельма II из Германии, Леопольда II из Бельгии, Георгия I из Греции, персидского шаха и царя Эфиопии. Он очень часто бродил по Лувру, но ему хотелось сделать нечто абсолютно иное». Красные и серо-зеленые крыши прекрасно соответствуют гамме осеннего пейзажа.
Ему, счастливому обладателю Римского Гран-при Французской республики, было оплачено проживание и обучение в Италии. Но связав свое ученичество с именами Жерома и Клемана. Пылающий вдали огонь довершит жестокость, причиненную оружием.
Явно субъективное замечание выявляет намеренную объективность слов Руссо. Картины твои — из Мексики родом, Где жгучее солнце и буйство природы». На что Руссо отвечает: «Все должно оставаться так, как есть».
Однако уже в следующем году он выставляет на Салоне Независимых свою картину «Война». Иначе говоря, он почтительно заявляет: «Я этого не понимаю, следовательно, это -- идиотизм». Фигура сидящего отдельно от основной группы старика со спрятанными в траве ногами навевает мысли о связи между жизнью и смертью, современностью и вечностью, землей и небом.
У Леже в процессе работы над Механиком был еще один источник вдохновения – фильм с участием Чаплина, знаменитая «Чаплиниада». Земля густо покрыта ужасными руинами, на ней не осталось ни зелени, ни травы.
Руссо пытался подражать Жерому. Но художник по-прежнему крайне нуждается. «Двадцать два зеленых оттенка. » — гордо сообщил художник известному итальянскому критику Арджендо Соффиччи, пришедшему к нему посмотреть на новую работу.
Но, скажите, разве нельзя наслаждаться только сочетаниями цветов на холсте. Жена умерла в 1888 году. Он снова влюблен, но Леония, вдова 59 лет, отказывается стать его женой.
Таможенник Руссо часто использовал фотографии и почтовые открытки. То же желание стало источником большого разочарования, на этот раз связанного с портретом. Сегодня они забыты так прочно, что с трудом можно припомнить их работы.
Он выбросил индивидуальность с экрана Чарли подобен механизму, вещи». до капельки. Есть повод выпить и мы будем пить и ликовать: «Да здравствует Руссо. » Вокруг стола собрались: художники Жорж Брак (1882 – 1963), Мари Лоренсен и Андре Дерен (1880 – 1954), писатель Андре Саломон, поэт Макс Якоб (1876 — 1944) и две американки – известный литератор Гертруда Стайн (1874 — 1946) и Алисия Токлас. Это одна из ранних картин Руссо, хотя он написал её в 42-летнем возрасте. Жари был в восторге.
и уверенность в том. Например, выразительно использован черный цвет. Фигура женщины снова напоминает мифическую богиню или ветхозаветную Еву, потерявшуюся в райском саду. Повсюду деревья.