Планы этих церквей почти стандартны, отличаясь лишь размерами и деталями. Так, церковь Ильи Пророка представляла собой небольшую круглую постройку, к которой с востока примыкала апсида, а с запада — прямоугольное помещение. Так, в ряде случаев требовалось возводить храмы с очень обширными хорами, что не было характерно для византийских церквей того времени. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг.
Северные русские храмы весьма разнообразны по стилям и формам (см.
Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Русское средневековое зодчество — одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Наружный облик собора Елецкого монастыря лаконичный и четкий. И все же, несмотря на явные признаки работы византийских зодчих, в памятниках Переяславля имеются черты, свидетельствующие о том, что здесь учитывали уже и опыт киевских строителей (например, в применении красного шифера). Она маленькая, бесстолпная, с одной апсидой и с полуколоннами на наружных пилястрах.
На переходах к Важскому и Мезенскому секторам стоят часовенки, как бы приглашая посетителя задуматься о душе, сбросив физическую усталость дороги. Вдоль острога, ниже его стен, удачно расположилась улица, сбегающая к Ангаре.
Вскоре после Никольского собора был возведен Рождественский собор Антониева монастыря (1117 г. ), а еще через несколько лет — Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г. ). Русская архитектура вступала в новый этап своего развития. Насколько самостоятельным было зодчество Древней Руси. Вместе с классовым обществом происходило становление государства. Конек защищал дом и хозяев от злых духов, болезней, неурожаев.
С конца 50-х гг. Центром любой усадьбы на Севере был дом.
Очевидно, киевские мастера строили в это время и в Чернигове. Бревна разделялись берестяными и моховыми прокладками. По каким-то причинам эта церковь не была достроена: заложен лишь фундамент и возведена на очень небольшую высоту южная стена. В стране, относительно недавно принявшей христианство, значительно большую роль, чем в Византии, должны были играть помещения крещален.
Возможно, под влиянием новых декоративных форм, появившихся к этому времени в Киеве, барабан глав венчает не ряд арочек, а аркатурный пояс с горизонтальным завершением.
Храм имел с трех сторон притворы.
В 90-х гг. Влага почти не поступала в сруб, чему способствовали различные приемы обработки бревен. Но как различен их облик.
Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811). Стены храма и снаружи и внутри были расчленены плоскими лопатками. Заказчиком храма был новгородский епископ Нифонт.
Легкая, утонченная и поразительно стройная церковь Покрова уступила место спокойно-уравновешенному и пышно-декоративному Дмитриевскому собору. К числу его лучших произведений относят Спасо-Преображенский собор (1829), Нарвские триумфальные ворота (1827—1834), Троице-Измайловский собор (1828—1835). Вблизи церкви Рождества Богородицы стоит ветряная мельница. Работы вели как местные краеведы (например, М. П. Полесский-Щепилло в Смоленске, А. В. Селиванов в Старой Рязани), так и специалисты-ученые (А.
Неоднократно высказывавшиеся утверждения, что композиция собора отражает влияние форм деревянного зодчества, оказались ошибочными. Во всяком случае после 70-х гг. Даже наружная обработка стен хорошо заметна внутри боковых членений более позднего собора.
Храмподвергался неоднократным ремонтам. Конструктивизм стал одним из лидирующих архитектурных стилей 1920-х годов.
После одного из них, в 1770 г., он был вновь освящен. В 1918—1923 годах он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. В это же время получает развитие гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий— палат, самой известной из которых является Грановитая палата (1487—1496). К концу X в. древнерусское государство — Киевская Русь — приобрело уже законченные формы.
Зодчие, построившие эти соборы, несомненно были присланы из Киева или Переяславля. Византийские зодчие, возводившие Печерский собор, по-видимому, вынуждены были считаться с требованиями заказчиков, желавших, чтобы здание отвечало тем композиционным формам, которые уже сложились в киевской архитектуре. После революции востребованным оказался и Алексей Щусев. Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века.
XII в., когда княжеской столицей стал Звенигород, в нем была построена церковь, полностью совпадающая с перемышльской по технике и плановой схеме, но значительно меньшая по величине. Известны они по результатам раскопок.
XII в. был построен главный храм Галича — Успенский собор. Через 10 лет вышла в свет первая тетрадь работы Мартынова Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества с его рисунками и текстом Н. М. Снегирева. Стиль модерн проникает в Россию из Запада и быстро находит своих сторонников. Скорее наоборот.
Однако раскопки фундаментов южной части церкви Георгия, проведенные в недавнее время, показали, что фундаменты южного нефа здесь явно менее мощные, чем центральной части здания и, следовательно, южное крыло являлось галереей, а не нефом.
Смоленские и волынские князья считали себя потенциально киевскими великими князьями, они всегда ориентировались как политически, так и в культурном отношении на Киев. На вымощенной каменными плитами площади перед собором стоял киворий — сень над водосвятной чашей.
Ни пилы не знали они, ни дорогих тогда железных гвоздей. Такова, например, монография С. Строганова Дмитриевский собор во Владимире. В IX — X вв. В данный период развивается тип бесстолпного храма. Обаяние киевских традиций было настолько большим, что продолжало сказываться даже и тогда, когда сам Киев практически потерял значение руководящего политического центра.
У киевского собора пять апсид и две лестничные башни, у новгородского и полоцкого — по три апсиды по одной башне. либо разделилась на две части, либо стала настолько мощной, что могла вести строительство двух объектов одновременно. Более того, в Софийском соборе этого камня даже больше, чем в постройках начала XII в. Однако, как бы широко ни использовали мастера начала XII в. местную плиту, все наиболее ответственные в конструктивном отношении участки (своды, арочные перемычки) делались в основном из плинфы в технике кладки со скрытым рядом, т. е. вполне по-киевски. Таким образом, в середине XII в. в Галиче сложилась строительная артель, ведущую роль в которой играли венгры, хотя участвовали и польские мастера, как работавшие здесь ранее, так и вновь прибывшие. Однако изменение и упрощение архитектурных форм собора ни в коем случае нельзя объяснять лишь неумелостью мастеров, так как ясно, что здесь перед зодчими была поставлена иная задача, определявшаяся, видимо, волей заказчика.
во Владимире-Волынском построен центральный городской храм — Успенский собор. Следующая по времени новгородская постройка — Никольский собор на Ярославовом дворище (обычно его называют Николо-Дворищенским собором) — возведена в 1113 г. Храм этот очень близок по схеме плана таким киевским памятникам, как соборы Печерского и Михайловского Златоверхого монастырей (последний, кстати, был сооружен всего за несколько лет до новгородского). Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. Туристы посещают крестьянские дома, где столярная работа также выполнена с помощью топора, но ее нельзя назвать «топорной».
Терем, видимо, входил в комплекс зданий княжеского двора. Центральный храм Переяславля — Михайловская церковь.
Церковь была сравнительно небольшой, по-видимому, четырехстолпной, с одной апсидой. Ополовникова. Так, перед всеми тремя ее порталами находились притворы. С 70-х гг.
В. Прахов во Владимире-Волынском). Дощатой перегородкой в избе был отделен «бабий кут» или чулан, где на полках стояла глиняная берестяная посуда.
По-видимому, жили по принципу – «На Бога надейся, а сам не плошай». Русская резьба делалась «на глаз», «по чувству», отсюда ее свобода.
Для церквей Янчина монастыря, Николы Иорданского и в Кияновском переулке не выяснена даже схема плана. В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Должна была измениться и ведущая идеологическая сила средневековья — религия. Яркими центрами русского классицизма стали Санкт-Петербург и Москва. Такова, например, церковь над Борщовом, вероятно называвшаяся в древности Кирилловской.
Такие кирпичи в древнерусских письменных источниках именовали плинфами. К тому же техника здания явно не имеет на Руси никаких аналогий. На кого был похож. Внимание, уделяемое памятникам древнерусского зодчества, определялось, как и прежде, не только научными интересами, но и практическими нуждами.
Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Известнейшая его работа— особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской (1900)— основан на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. Огромную роль в развитии историко-архитектурной науки сыграли археологические съезды.
Остроги-крепости Европейской России практически не сохранились.
Это центр всего музея, который формировался в основном в 1950-60-е гг. Нижний этаж, – «подызбица» – без окон используется для хозяйственных надобностей. Таким образом общая композиция Спасского собора имела пирамидный характер.
После возведения Смядынского собора в Смоленске развернулась широкая строительная деятельность, явно свидетельствующая о сложении здесь собственной строительной организации. Пятницкая церковь в Звенигороде была прямоугольной с прямоугольной же апсидой. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен. Храмы XVIII-XIX вв., а также часовня строги по силуэтам, но их оживляет резной декор. При этом они посчитали возможным (очевидно, с согласия заказчика) отказаться от уже сложившейся в Киеве традиции и возвести здание по тому типу византийского храма, который не был принят в русском зодчестве.
С 40-х гг. Датировка минского храма вызывает дискуссию. Софийский собор — большой пятинефный храм с крестовокупольной системой сводов (точнее — схема вписанного креста).
Это подтверждается рядом своеобразных особенностей строительной техники (например, характер формовки кирпичей), несвойственных архитектуре Киева. Вторая постройка — церковь Бориса и Глеба в княжеской резиденции близ Суздаля — Кидекше. Как он выглядел. Софийский собор – большой пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов.
Наиболее поздним сохранившимся памятником, в котором еще господствуют старые приемы, является церковь Спаса на Берестове, построенная между 1113 и 1125 гг. Однако некоторые изменения в технике все же есть.
Все указанные черты совпадают с особенностями киевской школы. Письменные источники сообщают о необыкновенной роскоши отделки здания. Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. В этот же период он проектирует дом князя Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21), дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии.
Князь Владимир Святославич даровал церкви «десятину» своих доходов, отчего ее стали называть Богородицей Десятинной. В Списке русских городов отмечено, что Десятинная церковь была о полутретьятцати версех. Вероятно, такой была цель зодчих и при строительстве Кловского собора.
В действительности же он обладает своеобразными особенностями. Тщательно продуманная конструкция полностью отвечает композиционному замыслу. Рост политического значения крупных русских городов, ставших центрами самостоятельных княжеств и укрепление экономики создали необходимые предпосылки для сложения в них кадров собственных мастеров-строителей. Вот таким образом новгородский собор имеет гораздо более стройные пропорции. Типы русских деревянных храмов). Конечно, Спасская церковь — памятник еще очень противоречивый.
Система кирпичной кладки (из плинфы со скрытым рядом и с прослойками необработанных камней) в Переяславле совпадает с киевской, но это ни о чем не говорит, поскольку такая система в это время применялась и в Киеве и в Константинополе. Место для музея под открытым небом выбрал знаток деревянной архитектуры А. В. Подобные храмы были широко распространены на северо-западе.
Сравнение Дмитриевского собора с однотипной ему церковью Покрова на Нерли показывает, как существенно изменился за 30 лет характер архитектуры. Сразу же после завершения строительства пониженные западные углы здания были надстроены, что сблизило Мирожский собор с более привычным на Руси архитектурным типом церквей.
XX столетия. Между тем непрерывные военные столкновения суздальского князя Юрия Долгорукого с Киевом не давали ему возможности получить оттуда строителей. Естественно, что Владимир должен был даже своим обликом, величием архитектуры соответствовать тому политическому значению, которое он приобрел. Судя по тому, что на его хоры можно было попасть только через дверь во втором ярусе наружной стены, здание было непосредственно граничит с княжеским дворцом, соединяясь с ним переходом. Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. В Восточной Сибири выделяется своей представительностью музей деревянного зодчества «Тальцы», расположенный в Иркутской области, на трассе Иркутск – Листвянка.
после возвращения строительной артели из Ладоги в Новгород. От тяжелых ледоходов защищались ряжевыми стенками. Одним из первых храмов такого типа принято считать Малый собор Донского монастыря (1593).
Размер сторон подкупольного пространства около 5. 8 м, а общие размеры здания (без притворов) 33 х 27 м. Почти сразу же по окончании постройки Михайловской церкви к ней пристроили целый комплекс усыпальниц, превративший здание в сложный архитектурный ансамбль. Судя по многочисленным кускам штукатурки с остатками росписи, а также железным гвоздям с крупными шляпками, предназначенным для более прочного соединения штукатурки со сводами, ясно, что в большинстве храмов все стены и своды целиком покрывались фресковой живописью.
После возведения луцкой церкви строители, по-видимому, перешли в Турово-Пинскую землю. XII в., когда они освободились, завершив строительство Георгиевской церкви в Каневе.
Большинство исследователей относят его к началу XII в., хотя есть предположения и о более ранней дате — конце XI в. Несомненно лишь, что он был построен князем Олегом Святославичем или его братом Давидом после того, как Чернигов был закреплен за их родом решением Любечского съезда (1097 г. ). XII в. дробление страны пошло более ускоренными темпами. А был ли он.
Используются традиции строительства из прошлого, в частности, «сталинская архитектура» в Триумф-Палас. Князь установил с Полоцком дружественные отношения, скрепленные династическим браком.
В результате картина расчленения более или менее единой киевской архитектуры на различные архитектурные школы очень близко соответствовала политической обстановке, сложившейся в то время на Руси. XX столетия. До сих пор неясно, какие мастера возводили это здание. В. Столетов).
Возможно, такая башня и послужила прообразом для шатровой колокольни. Вопрос о времен построения этого храма давно уже вызывает споры среди исследователей.
Его можно с полным правом относить к одной архитектурной школе. Другая русская архитектурная школа, сложившаяся в XII в., — полоцкая. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом.
Его относят как к началу XII в., так и к 70 — 80-м гг. Среди работ Старова также известны Троицкий собор Александро-Невской лавры (1778—1786), Князь-Владимирский собор и др. В 996 г. постройка была закончена и торжественно освящена. Ополовников, а главным его устроителем был Новгородский реставратор Л. Е. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех – галереи.
1036). Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. Спасская церковь, к счастью, полностью сохранилась, хотя в сильно перестроенном виде. Несколько позже, в 20 — 30-х гг.
Чуть левее входных ворот посетителя встретит деревянная мельница из деревни Большая Шалга Онежского района, один из наиболее архаичных типов – «столбовка на ряже». За исключением собора Кловского монастыря и надвратной церкви Печерского монастыря, все перечисленные памятники (в тех случаях, когда схему их плана оказалось возможным установить) — трехнефные шестистолпные крестовокупольные храмы с тремя апсидами. Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др. Этот процесс начался еще во второй половине XI в., но на рубеже XI — XII вв.
Как и хрущёвки, брежневские дома выполнялись в стиле функционализма, однако имели более разнообразные архитектурные формы: дома башенного типа («свечки»), длинные многосекционные («китайские стены»), ступенчатые изогнутые и переменной этажности. При сыновьях Всеволода в 1220—1230-е годы созданы последние крупные памятники Владимиро-Суздальской Руси— Рождественский собор суздальского кремля и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. К тому же типу относится и несколько меньшая по размерам Георгиевская церковь в Каневе, заложенная в 1144 г. Обе эти постройки полностью сохранились, хотя в настоящее время не производят впечатления памятников XII в., так как снаружи сильно переделаны. Но параллельно с четырехстолпными храмами в окрестностях Галича в это время строили и сооружения абсолютно другого типа — центрические — ротонды и квадрифолии. Крестчатые в плане столбы заменены шестигранными и круглыми.
В 1899 и 1904 гг. В нескольких случаях во время раскопок удалось выяснить схему плана таких церквей. Весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь.
Конструкция перекрытия этого храма, к сожалению, неизвестна. К этому следует добавить, что они должны были считаться со вкусами заказчиков, воспитанных в традициях и эстетических представлениях деревянного строительства. Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве. В начале XIX в фундаменты церкви раскопали, а в 1828 — 1842 гг.
Композиционным ядром музея являются три близко поставленных храма, которые как бы воссоздают древний погост – общественно-административный центр сельской округи. Башня и крещальня значительно выступали наружу от боковых стен основного корпуса храма. В одном-единственном случае в новгородской летописи упомянуто имя зодчего: строителем Кирилловской церкви назван мастер Коров Яковлевич с Лубяной улицы. Но именно типологическая схема зависит не столько от зодчего, сколько от заказчика.
Но еще оригинальнее строительная техника здания. Исследование памятника позволило дать его графическую реконструкцию. Это была характерная для Польши романская техника. В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». Таким образом, эта деревянная церковь, очевидно, строилась под сильным влиянием каменной архитектуры.
С востока расположена одна большая апсида. XII в. на Волыни вновь началось строительство, на этот раз в Луцке. Им присуще изящество пропорций, сочная пластика форм, стройность силуэта и красивая группировка внешних масс. Гражданская архитектура Владимиро-Суздальской земли сохранилась мало и фрагментарно. Затем был построен собор Кловского монастыря, в 1086 г. — церковь Андрея Янчина монастыря.
Но самым замечательным в Пятницкой церкви является конструкция ее завершения ибо здесь полностью изменена система сводов и арок, поддерживающих барабан главы. Количество изученных памятников зодчества домонгольской поры медленно, но неуклонно возрастало.
В 1127 г. в Новгороде возвели церковь Ивана на Опоках. Был задуман проект Дворца советов.
Перешли к другой технике формовки кирпичей. Оригинальным памятником церквей шатрового типа является Воскресенская церковь в Кевроле Архангельской области (1710). С 20 — 30-х гг. Интерьеры всех ладожских церквей первоначально были полностью расписаны фресками.
деревянные сваи основания были заменены на кирпичные столбы. Раскопки показали что от древнего здания на маленьком участке в юго-западной части храма сохранились нижние ряды кирпичной кладки на остальных участках местами уцелели фундаменты, а большей частью даже фундаменты оказались выбранными на камень и контуры здания удалось проследить только по фундаментным рвам. Отсюда из Владимира, он диктовал свою волю князьям многих других русских земель, в том числе и самого Киева.
Невозможно описать все особенности каждого сектора музея, а тем более, каждого из 120-ти с лишним памятников. Памятники средневекового зодчества оказались особенно важными именно в то время когда архитекторы стремились сбросить узы классицизма и основанную на классицизме эклектику, чтобы создать архитектуру, в которой, по словам В. Даля, наружные части строений и украшения были бы, так сказать, продолжением внутреннего устройства и конструкции здания, а не представляли бы набор прилепленных к стене украшений. Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами.
Однако даже и этого достаточно для уверенного вывода, что в Северо-Восточной Руси существовала своя школа монументальной живописи, значительно отличавшаяся от киевской и новгородской. Обращает на себя внимание чрезвычайно нарядная кирпичная разработка фасадов здания. Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества.
Пилястры сложные, с тонкими полуколонками, но очень мягко профилированные. В большинстве стольных городов этих княжеств началось монументальное строительство. Около 1106 г. возведена надвратная церковь Печерского монастыря, а в 1108 г. заложен собор Михайловского Златоверхого монастыря. В 1156-1160 гг. Тем не менее некоторые основные плановые характеристики здания могут быть установлены.
В эпоху правления Елизаветы Петровны в России получает развитие новое направление в русском барокко— елизаветинское барокко. Церковь рухнула во время штурма Киева монголами в 1240 году.
Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым)3 на правом берегу Москвы-реки. Небольшие церкви, вероятно, сооружали быстрее — за 2 — 3 года.
Вот таким образом польское правительство всячески поддерживало стремление католической церкви вытеснить православную церковь и занять ее место. К числу главнейших его творений принято причислять Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). Большая насыщенность декоративными элементами объясняется самим назначением постройки: она была дворцовой церковью. В 1960-х годах вновь появляются здания, символизирующие будущее и технический прогресс. На хоры поднимались по лестнице, расположенной в толще западной стены.
О пробуждении интереса к древнерусским памятникам можно судить по тому, что в 30-х гг. Здесь в 1153 г. была построена церковь Климента. Ее гладкие белокаменные стены расчленены простыми плоскими лопатками. Так, в Витебске в 40-х гг. Время возведения собора неизвестно.
На выбор месторасположения поселения оказывали влияние следующие факторы: удобство сообщения (реки, озера), особенности речной долины (сужения, расширения, крутые изгибы), другие характеристики рельефа. Дома «двужилые», то есть двухэтажные. здесь заканчивался процесс разложения родоплеменного строя и сложения классового общества. Собор завершался одной главой, а вторая возвышалась над крещальней.
Собор увенчан пятью главами. был восстановлен, при этом значительно расширен. Внешне простые ее двускатные крыши от крыльца к алтарной части ступенчато воздымаются к небу. Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья. Кладка велась на известковом растворе с примесью толченой керамики — цемянки — и была исполнена так, что на фасад здания ряды кирпичей выходили через один — промежуточный ряд был немного отодвинут в глубь кладки и прикрыт снаружи слоем раствора.
Прежде всего это было граничит с полученным ими заданием. Судя по мощным стенам и фундаментам, церковь покрывали своды, но в то же время большая ширина интерьера (более 8 м) не позволяет предполагать обычное купольное завершение. XII в., — церковь Ивана Богослова — сохранилась лишь до половины своей первоначальной высоты. Каноничным мог быть только храм типа вписанного креста в четырех- или шестистолпном варианте.
Своеобразные особенности в зодчестве здесь проявились более явно. Несколько храмов расположены отдельно на территории музея. От главного храмового комплекса идет уличная застройка крестьянскими домами. На некоторых памятниках (черниговские Елецкий и Борисоглебский соборы) отмечено наличие затирки фасадов, по которой произведена разбивка имитирующая квадры белокаменной кладки. Монастырь был назван Богородичным Влахернским — по константинопольскому образцу.
Роскошные резные перспективные порталы, аркатурно-колончатый пояс, проходящий по середине высоты стен, членящие стены сложнопрофилированные пилястры с колонками имеющие базы и резные капители, профилированный цоколь, обходящий вокруг всего здания, — вот основные декоративные элементы храма. Завершает этап псковского строительства собор Мирожского монастыря, сооруженный в конце 40-х-начале 50-х гг.
Планы создания истории древнерусской архитектуры в 80-х гг. Для историков архитектуры дореволюционного времени такой вопрос даже не возникал.
В настоящее время удалось вскрыть раскопками лишь часть его фундаментных рвов. XII в. уже восторжествовала статичная композиция. В послевоенный период перед страной стояла задача скорейшего восстановления городов и архитектура стала приоритетным направлением народного хозяйства. Церкви этой поры по плановым схемам довольно близки друг другу, хотя среди них встречаются и очень крупные (например, церковь Бориса и Глеба в Вышгороде длиной 42 м) и совсем незначительные (церковь на усадьбе Художественного института длиной 20 м).
Очевидно, зодчим было дано твердое задание — не отходить от киевских образцов. Храм должен был вмещать большое количество людей, служить основным городским храмом. Возведение огромных домов столь значительных размеров определялось особым, патриархальным бытом и укладом местного крестьянства, как правило, жившего большими неразделенными семьями.
Под храмом, между сваями, гулял ветер, ускоряя его просушку после наводнения. Наиболее ранним, очевидно, является собор Елецкого монастыря. Обе церкви трехнефные, шестистолпные, с полуколоннами на наружных пилястрах.
Он отличается более небрежной кладкой и отсутствием двухуступчатых ниш на фасадах. Является ли постройка данной церкви сознательной архаизацией, вызванной какими-либо особыми причинами или же церковь была заложена еще в 1146 г. (такая дата тоже есть в летописи), а в 1167 г. только достроена, пока неясно.
Фасады имели очень богатую разработку, поскольку кроме сложнопрофилированных пилястр и порталов в стены были вложены крупные цветные камни со шлифованной наружной поверхностью. Наконец, в начале XIII в. в Чернигове возвели Пятницкую церковь. Анализ декоративного убранства, а частично и технических приемов Успенского собора указывает на то, что эти мастера прибыли в Галич из Венгрии.
Очень вероятно, что для уравновешенности композиции над юго-западным углом храма была возведена третья глава, как это делали позднее в церквах Новгорода. Очень вероятно, что использование цилиндрических сводов с подпружными арками, которые в Константинополе обычно возводили не в храмах, а. в инженерных сооружениях (например, цистернах), было вызвано нехваткой опытных каменщиков. XII в. во Владимире был построен новый дворцовый храм — Дмитриевский собор. При этом во всех русских землях происходило интенсивное сложение новых форм. Еще один памятник, вскрытый раскопками в Полоцкой земле, — церковь в Минске.
Удлиненность здания, а также наличие внутренних аркад в северной и южной сторонах подкупольного пространства напоминают купольную базилику, хотя завершающие части здания имеют четкую крестовокупольную схему сводов. Дом-двор, где находились помещения для скота (хлев), для хранения различных припасов и сена (сарай, кладовые, чуланы), а также для занятия ремеслами образует одно общее здание с различными жилыми комнатами как отапливаемыми, так и холодными летними горницами, светелками. XX в. Судя по чертежам и описаниям, храм сохранял все основные особенности киевских памятников второй половины XI в. Как и в Печерском соборе, здесь к западному членению примыкала (но не с севера, а с юга) маленькая церковь, вероятно крещальня.
Хоры очень обширные: 260 м2 при общей площади основного здания собора около 600 м2. Никаких новых приезжих зодчих не появлялось. XII в. строительная деятельность резко усиливается. Солнечный круг – солярный знак – явный языческий символ.
Перед каждым его порталом, т. е. с трех сторон, некогда имелись небольшие притворы — тамбуры (или, может быть, галереи). В местах перелома кривизны свод этот опирался на деревянные балки. ушедшего века сгорела, но ныне она восстановлена. Внутренние лопатки в них отсутствуют, а столбы в плане не крестчатые, а квадратные.
Мастер Нестер. Празднично красива и сложена по композиции церковь Рождества Богородицы (XVI в. ) на крещатом (в плане) срубе покоится восьмерик, увенчанный большим шатром. Даже о плановой схеме этих храмов существуют различные предположения.
Это видно на примере церкви Иоанна Богослова в Луцком детинце, вскрытой раскопками. В Кирилловской церкви уцелели значительные участки древней фресковой живописи. XII в. В 50-х гг. XIX в. изучение памятников древнерусского зодчества становится более интенсивным.
Конечно, в них имеются уже некоторые новые черты. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Плотничали только топором (в перерубленное бревно вода не пойдет), ударами топора забиты древесные сосуды и поры. В 1836 г. в московском архитектурном училище был заслушан доклад А. Мартынова Речь об архитектуре в России до XVIII столетия. Маленькие главки прирубов подчеркивают величественность центрального шатра.
Обращают на себя внимание чрезвычайная четкость разбивки плана, крупные размеры здания (примерно 35 х 24 м) и очень значительное подкупольное пространство — более 8. 6 м, т. е. больше, чем в Софийском соборе. На этих поселениях обнаружены остатки жилищ, позволяющие судить о типе домов.
Типовая архитектура продолжала своё развитие вплоть до распада СССР. Время ее постройки — 60-е или 70-е гг. Другая смоленская церковь, относящаяся к 60 — 70-м гг. Место для него выбрано характерно возвышенное, открытое к Камскому водохранилищу: лысый склон «солнопек» и затененный елями противоположный склон, характерный для ландшафтов Прикамья.
Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам. Благодаря этому в Северо-Восточной Руси сохранилось относительно большое количество древних памятников, что позволяет достаточно детально изучать развитие владимиро-суздальской архитектуры по этапам. Второй этаж – жилой. Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе.
В начале XIX века в московской архитектуре также начинает преобладать ампир. Очевидно, что построенная в 1131 — 1135 гг. Памятник был очень сильно перестроен, но сохранился во всех своих основных частях.
К окончанию возведения Софийского собора, что, видимо, произошло в начале 40-х гг. Единственная постройка этого времени, которая до Великой Отечественной войны была абсолютно целой и даже имела великолепный ансамбль фресковой живописи, — церковь Спаса-Нередицы (1198 г. ). Лестничная башня не выступала наружу, а размещалась в северном членении нартекса. Откуда появились в Переяславле собственные кадры строителей. Когда же произошла эта смена строительной традиции. И все же самостоятельных черт в этих постройках еще мало.
Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Собор производит впечатление величавой гармоничности и уравновешенности. Важский сектор, вопреки мнению о бесперспективности земледелия на севере, доказывает обратное – староверы и их потомки выращивали там овес и рожь, овощи и этот сектор был одним из «хлебных» областей Архангельской губернии. П. Покрышкин, Д. В. Милеев и др. ).
Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. Широкое распространение получила неглубокая глухая резьба. После распада СССР многие строительные проекты были заморожены или отменены. вновь возвратились в Киев. Заметным памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице (1198).
Там же был возведен каменный княжеский дворец. На европейском Севере сохранялись сельские поселения, где весь набор жилых, хозяйственных и культовых построек поражал на первых порах «диких», а позже организованных туристов умением с помощью топора создать удивительные по красоте и комфортные по сути своей сооружения. Большинство остатков оборонной архитектуры находится в Сибири.
В массовом жилищном строительстве здания сталинской эпохи известны как «сталинки». Вскоре после черниговского Спасского собора бы возведен Софийский собор в Киеве (1037). Наружные лопатки несколько сложнее, чем в Бельчицком соборе. Подъём московской архитектуры принято связывать с политическими и экономическими успехами княжества в конце XV века, во времена правления Ивана III.
Однако на этом развитие полоцкого зодчества оборвалось. За избой, под одной крышей расположен большой хозяйственный двор, отделенный от нее сенями. Западная часть церкви Ильи Пророка, вероятно, поднималась в виде башни. Печи как на юге, так и на севере делали из камней или глины.
Она небольшая, бесстолпная, с одной апсидой и примыкающим с запада нартексом. Ярусной композиции церкви вторит высокая колокольня с шатровым верхом.
Она сохранилась несколько хуже: у нее рухнули своды и искажен верх. Они обусловлены несколькими причинами. Их заменили лаконичные уравновешенные памятники, увенчанные одной массивной главой.
В конце XII в. к собору с трех сторон пристроили галереи.
В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т. е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников константинопольской архитектуры. Раскопками удалось изучить нижние части стен и фундаменты этого здания.
Вот таким образом архитектурные связи различных русских земель оказывались зависимыми от военно-политических или династических союзов княжеских родов. Остатки фундаментов обеих построек вскрыты раскопками. Также известны его работы, выполненные в «неорусском духе», такие как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и московский Ярославский вокзал (1902). Вот таким образом по плану храм носил характер шестистолпного.
Так, очень характерна книга В. И. Бутовского Русское искусство и мнение о нем Е. Виолле-де-Дюка, французского ученого-архитектора и Ф. И. Буслаева, русского ученого-археолога (1879 г. ). Не было, нет и не будет такой". Он же прослеживается в украшении изб крестьян разного достатка, но даже бедняк старался пусть штрихами, глухой резьбой украсить вход и оконце своего дома. Оказалось невозможно однозначно реконструировать план уничтоженной церкви.
Вероятно, просадка фундаментов церкви, вызванная особенностями намывного грунта киевского Подола, произошла довольно скоро, здание разрушилось и было заменено новым. Раскопки показали, что к восточным его углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному (симметрично сохранившейся круглой лестничной башне у северо-западного угла) был пристроена двухэтажная крещальня.
Князь здесь постепенно терял свои прерогативы в пользу совета крупных бояр во главе с епископом и княжеский Никольский собор, очевидно, хотели противопоставить епископскому Софийскому собору. Другим известным произведением Воронихина является здание Горного института (1806—1811). Поднимаясь на вершину холма, где расположены колокольня и храм.
Естественно, что и декоративные элементы новгородских храмов специфичны, поскольку при широком использовании плиты было нелогично применение таких кирпичных форм, как полосы меандра и декоративные выкладки из плинфы.
вся площадь Десятинное церкви была раскопана полностью. При этом в ряде южно-русских и среднерусских политических центров (Киев, Чернигов, Рязань, Волынь, Смоленск) сохранялась единая киевская архитектурная школа, а в других землях уже в первой половине XII в. развитие зодчества пошло иными, вполне самостоятельными путями. М. Штендер). Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. Но в туровском храме есть и такие формы, которые нехарактерны для данной школы.
Возведение такого купола, видимо, было сопряжено с трудностями, поскольку завершение строительства затянулось до 1108 г., когда кончаша верх святые Богородица Влахерны на Клове. Обращает на себя внимание большое количество построек, возведенных в это время в Новгороде: за последние 30 лет XII в. здесь было сооружено не менее 17 каменных храмов (считая как известные по их остаткам, так и не обнаруженные, но упомянутые в летописи). Частично сохранилась церковь Благовещения на Мячине (1179 г. ) в ее апсидах уцелели даже фресковые росписи. Примером подобного строения может служить Преображенская церковь в Турчасово (1786). Абсолютно самостоятельной группой памятников зодчества являются постройки Галицкой земли. Экспозиция столь огромного музея под открытым небом строится на основе ряда этнографическо-архитектурных зон, в которых размещены крестьянские постройки всех видов и типов из различных районов Карелии. В нем говорилось:.
4 ноября 1955 года выходит Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец стилю сталинской архитектуры. Главным среди профессиональных архитекторов был Александр Владимирович Ополовников. Теперь впервые делаются попытки разобраться в закономерностях развития стиля. Новый тип киевского храма — очень простая по объемному решению четырехстолпная церковь.
Успенский собор — самый крупный храм среди всех памятников подобного типа (20. 6 х 34. 5 м). В 1910 г. вышел в свет первый том Истории русского искусства И. Э. Грабаря. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа. Обзорная тропа ведет туриста от сектора к сектору.
Однако композиция новгородских храмов их плановое решение, расположение лестничной башни, характер оформления фасадов с применением плоских лопаток и двухуступчатых ниш — все это приемы киевского зодчества. Сооружения, возведенные во Владимирском княжестве в 90-х гг. В южной части музейной территории находится необычайно интересный по своей композиции храм – церковь Николая Чудотворца (XVIII в. ) из деревни Мякишево, что была перевезена с берега реки Песь.
Остальные помещения дворца, очевидно, были деревянными. Вероятно, в 70-х гг. Вскоре после постройки Елецкой и Борисоглебской церквей эти же мастера возвели два храма в столице Рязанской земли (теперь — городище Старая Рязань), входившей в сферу владения черниговских князей. В начале 40-х гг.
Центром ансамбля являлся собор. В западную наружную галерею вкомпонованы две башни, в которых размещены лестницы для подъема на хоры.
Очевидно, что галицкие храмы имели конструкцию сводов крестовокупольного типа (точнее — вписанного креста) и обладали статичной уравновешенной композицией с одной массивной главой и спокойным ритмом закомар. На настил ставили амбары, ледники. На деревянных столбиках, подпорках и балясинах резались то неглубокие «перехваты» и «пояски», то кругляки из которых появлялись «дыньки», «грибки», «маковицы» и тому подобная прелесть.
XII в. приехавшими в Залесскую землю галицкими мастерами. Основное отличие Успенского собора от ранних галицких памятников не в плановой схеме (хотя и здесь есть очень существенная разница) или технике, а в абсолютно ином стилистическом характере. Однако наибольшую декоративность фасадам сообщает живописная структура кладки со скрытым рядом и полосами необработанного камня. Начиная со второй половины 60-х гг. В действительности это не так.
На башне и на арочном переходе сохранился аркатурно-колончатый пояс. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. Здание полностью сохранилось, а в его интерьере уцелели великолепные фресковые росписи. Она была полностью перестроена в XV в., но схема ее плана выявлена раскопками. О том, что в Новгороде и Полоцке работали в основном киевские мастера, хорошо свидетельствует и тот факт, что после возведение Софийских соборов монументальное строительство здесь надолго прекратилось. В таких условиях князь Володарь, обратился за строителями в соседнюю Польшу.
Трудно сказать, не справлялась ли существовавшая здесь строительная артель с задуманным князем размахом работ или же политическое значение Владимирского княжества и могущество владимирского самовластца сочли необходимым отразить в более пышных архитектурных формах, но в дополнение к работавшим здесь мастерам пригласили новых зодчих. У северного и южного притворов храма есть самостоятельные апсиды. На Дмитриевском соборе полностью сохранился подлинный медный ажурный крест.
В итоге деятельности археологов в Переяславле удалось вскрыть не только все постройки, упомянутые в летописи, но еще два небольших храма, а вне города — следы маленькой церкви на р. Льте (Летская божница). Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). Кроме того, зодчие столкнулись и с непривычными строительными материалами. Такое предположение не может быть принято.
Центральный четвериковый объём покрыт шатром на «крещатой бочке» с пятью декоративными главками и окружён прирубами с трёх сторон. Во всяком случае существенной разницы между памятниками двух названных городов не заметно.
Точно так же и своды первоначальной части хорошо видны сверху, поскольку расположены несколько выше пристроенных позднее сводов. Эти формы Русь могла заимствовать в готовом виде. Одним из самых известных классицистических зданий Москвы считается Дом Пашкова (1774—1776), предположительно построенный по проекту Баженова. Храм имел одну главу, хотя у башни и крещальни, видимо, были самостоятельные главы.
Помимо шатровых храмов в деревянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых идёт от покрытия «кубом», то есть пузатой четырёхскатной кровлей. Стилобат с так и не построенной восьмой сталинской высотки был использован при строительстве гостиницы «Россия». Основой была клеть, в плане имеющая форму прямоугольника иногда – квадрата.
Следовательно, здесь явно прослеживается нарастание остроты форм от низа к верху. Если это так, то Успенская церковь, стоявшая на Подоле до 30-х гг. Такие строения и сегодня можно встретить по нижнему и среднему течению реки Мсты.
Так, в 1836 г. купеческий сын Д. Тихомиров начал раскопки храмов в Старой Рязани. В. Холостенко), Спаса-Нередицы и Пятницкой (нижняя половина) в Новгороде (Г. Мерой была красота и сам человек, его пропорции.
Ему удалось пригласить артель из Малопольши, которая в 10 -20-х гг. В. Моргилевский, Н. Е. Макаренко, Н. И. Брунов, И. М. Хозеров и др. ). Резьба покрывает всю верхнюю часть здания выше аркатурно-колончатого пояса.
Резкие же различия во всех остальных компонентах здания — в строительной технике (особенно в системе кирпичной кладки) и в архитектурных формах — свидетельствуют о смене архитектурно-строительной традиции, т. е. смене мастеров. На его фасадах, кроме западного, отсутствуют декоративные двухуступчатые ниши. Над проездом здесь тоже была расположена церковь. Появились и первые любители-археологи интересовавшиеся историей древнерусского зодчества. строительство в Новгороде ведется уже непрерывно.
Здание церкви— это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. Здесь представлены «курные» и «белые» каргопольские, ошевенские избы – четырехстенки, топившиеся «по-черному» из деревни Гарь, с полутораметровым козырьком, защищающим фасад дома от осадков, а также другие типы изб, в том числе и двухэтажная, летняя изба с неотапливаемой горницей.
В стольном городе Мстислава – Чернигове – был заложен Спасо-Преображенский собор (ок. Проходя по зданию, зритель видит раскрывающиеся перед ним различные панорамы. Хоры расположены только над нартексом, не выдвигаясь к востоку в боковых нефах.
Дело в том, что в 40-х гг. В далёкой северной глуши два с лишним века назад тонко понимал он красоту, знал сокровенные тайны пахучего, свежесрубленного дерева, умел создавать неповторимое (действительно неповторимое) деревянное кружево. Обратимся к другому музею деревянного зодчества «Витославлицы», что расположился в окрестностях Великого Новгорода, недалеко от Юрьева монастыря, на берегу реки Волхов.
Ныне она не существует, но, по данным обследования 1928-1929 гг., храмик, несмотря на очень небольшие размеры (приблизительно 5. 7 х 5. 1 м), был довольно высоким во всяком случае стены его поднимались почти до 7 м. Аналогичная церковь была возведена вместе с комплексом усыпальниц, примыкавших к восточному фасаду Софийского собора и вскрытых раскопками. Пристройка сбоку от избы с большими воротами (передок), служила для хранения телег, саней, конской сбруи. Грабарь отмечает различия ветряков по реке Онеге и Подвинью: первые – короче и приземистее, вторые – выше и стройнее, что граничит с особенностями ветрового режима. Из Жития Евфросиньи Полоцкой известно, что строителем храма был приставник над делатели церковными Иван (в другом варианте — Иоанн). Стены этих жилищ имели столбовую или срубную конструкцию и были снаружи обмазаны глиной. Единственный в мире пятишатровый храм— Троицкая церковь в селе Нёнокса. В Петербурге классицизм сложился как завершённый вариант стиля в 1780-х годах, его мастерами были Иван Егорович Старов и Джакомо Кваренги.
Однако собор Федоровского монастыря, заложенный в 1129 г., также был построен в технике кладки со скрытым рядом. 7) Обычно считалось, что к новому типу храмов относится церковь Успения на Подоле в Киеве (так называемая Пирогоща), начатая строительством в 1131 г. и снесенная в 30-х гг. Следовательно, перелом в киевском зодчестве, очевидно, был связан с переходом строительства в руки другой организации. Очень вероятно, что это произошло в 40-х гг. Судя по летописи, церковь построена в 1167 г., т. е. сразу же., поражаешься простором, открывающимся с вершины. В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой.
Судя по строительной технике, постройка относится к 70- 80-м гг.
на это месте построили новую церковь. Строительная техника и архитектурные формы Софийского собора не оставляют сомнений в том, что строители прибыли из Константинополя и отражают традиции столичной византийской архитектуры.
Очевидно, новгородская артель в 80-90-х гг. Здесь были созданы собственные строительные артели. Таким образом, собор представлял собой сложную живописную композицию. Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими.
Последняя по времени ладожская церковь — Георгиевская — была построена в 60-х гг. В 1484—1490 годах псковскими зодчими был построен Благовещенский собор. В этой обстановке в Киеве развернулось и широкое каменно-кирпичное строительство. Наконец, тоже в Смоленске было раскопано и совсем необычное круглое сооружение (смоленская Ротонда) имевшее наружный диаметр около 18 м, с четырьмя довольно тесно поставленными столбами в середине. Целиком сохранился Спасский собор в Переславле-Залесском. Всего у собора 13 глав, не считая завершений башен.
Весьма вероятно, что эти черты свидетельствуют о желании зодчего создать композицию с высоко поднятой главой. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный.
Пила не давала нужного эффекта, распиленное бревно втягивало воду, подобно сухому грибу. Возрастание темпов развития историко-архитектурной науки сопровождалось заметным ростом научного уровня исследований. «На избушке» второй половины XIX в. – овин традиционный и простой по форме: перед входом имеется помост на консолях и большой свес с крыши для защиты от дождя. Одним из ярких примеров такого рода сооружений является Останкинская телебашня в Москве, созданная по проекту Николая Васильевича Никитина.
Были и общественные инженерные постройки – мосты, ветряные и водяные мельницы. Еще одна церковь, открытая во Владимире-Волынском в результате раскопок, заметно отличалась от остальных: она имела скругленные наружные углы, а столбы ее были не крестообразными в плане, а массивными квадратными, почти такими же, как в переяславльском Михайловском соборе. Сажень, маховая сажень, локоть и другие плотницкие меры, как «золотое сечение» в Средиземноморье, притягивали взор человека. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками.
в качестве дворцовой церкви в вотчине князя Рюрика Ростиславича. В связи с этим в 30-е гг. Но и позже, в XVI-XVII вв., освоение сибирских просторов шло по рекам.
Самым ранним памятником каменной архитектуры стала церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996). Эту фразу обычно понимают как указание на наличие в церкви 25 глав. Влияние киево-черниговского зодчества сказалось и на архитектуре Переяславля. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов.
При разборке здания большая часть мозаик и фресок была снята со стен и перенесена в музеи. Следующий по времени возведения крупный киевский храм — собор Михайловского Златоверхого монастыря (1108 г. ) — продолжал ту линию развития архитектуры, которую представлял Успенский собор Печерского монастыря. Культовое зодчество представлено не так широко, как в музеях Европейской России. Благодаря этому интерьер очень прост и ясен. История зодчества Древней Руси — молодая наука.
В здании явно выделены два аспекта обозрения интерьера. Затем следует ярус звона с колоколами. Все в крестьянском доме было продумано и функционально. Однако все характерные особенности нового архитектурного направления, нового типа храмов выражены здесь с предельной чистотой и отчетливостью. Так началось каменное строительство в Юго-Западной Руси.
Так, Успенский собор Печерского монастыря построен за 3 года (и кончана бысть на третьее лето), хотя фундамент его был заложен еще за год до этого. Это уникальный прием в деревянном шатровом зодчестве. Менее 5 лет строили собор Михайловского Златоверхого монастыря.
Ладожские храмы 50-60-х гг. В Десятинной церкви несомненно существовал княжеский балкон — хоры. Крупнейшим архитектором Петербурга после Захарова был Василий Петрович Стасов.
Такое соединение башни и храма создает очень цельный и в то же время пластичный объем. Так, в 1809 — 1810 гг. Можно долго восхищаться творениями зодчих и плотников, создавших великолепные образцы деревянного зодчества сел и деревень, но следует вспомнить и об оборонном зодчестве, также характерном для средневековой Руси.
Венчает здание купол на необычно широком барабане (подкупольное пространство равно почти 5 м). А. В. Это квадратная в плане четырехстолпная церковь, увенчанная одной массивной главой.
На первых порах князь Владимир Святославич сделал попытку объединить племенные языческие культы и оформить общерусскую языческую религию. Судя по обнаруженному на западной стене основанию крестчатого в плане столба, галереи, во всяком случае на некоторых участках, были открытыми, опиравшимися на отдельные столбы. Вторая церковь, которую предположительно считают Успенской, не имела притворов. Размеры деревьев определяли размер дома, его длину и высоту. Лучшими примерами памятников середины XVII века также принято считать церковь Троицы Живоначальной в Никитниках в Москве (1653), Троицкую церковь в Останкине (1668).
На этом холме, как на пьедестале и была воздвигнута церковь.
По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля.
Автору удалось побывать в Каргополе в конце 70-х гг. Таковы церкви Успения в Аркажах (1188 г. ), Спаса в Хутынском монастыре (1192 г. ), Воскресения на Мячине (1195 г. ), Кирилла (1196 г. ), Ильи на Славне (1198 г. ), Спаса в Старой Руссе (1198 г. ). Крыльцо на два всхода – приглашение войти в храм.
Это сравнительно небольшой шестистолпный храм с одной апсидой. Ивановский собор отличается гораздо более приземистыми пропорциями. Из них северный интересен тем, что он в уменьшенных формах повторяет центральный объём.
Часто сруб ставился на валуны. И. Э.
Эта церковь по плану тоже полностью совпадает с памятниками Киева. Одним из самых распространённых архитектурных типов стал шатровый храм. Близка к киевским памятникам не только строительная техника, но и типологическая схема храма: в плане Бельчицкого собора видно явное сходство с планом киевской церкви Спаса на Берестове — совпадают пропорции плана, форма притворов, хотя здание несколько меньше по величине (длина церкви Спаса около 26 м, а Бельчицкого собора — 23. 5 м). В 1760-х годах на смену барокко в русской архитектуре постепенно приходит классицизм.
Одновременно с церковью в полоцком детинце была сооружена небольшая гражданская постройка, — очевидно, терем княжеского дворца. Откуда же появилось нехарактерное для Византии многоглавие. С восточной стороны он имеет пять апсид, а с остальных трех — галереи. Купол поддерживали четыре очень массивных квадратных в плане столба (со сторонами около 3 м).
Ополовников писал: «Как бы ни велика и тяжела была потеря подлинной среды памятника, она никогда не может быть больше потери самого памятника».
По-видимому, это было граничит с определенной идеологической задачей. Таков, например, план г. Олонец в Карелии. Очень возможно, что под словом верхи составитель Списка имел в виду не главы, а своды. Церковь очень нарядна: помимо аркатурного пояска она имеет на угловых лопатках полосу орнамента (так называемый бегунец) и выложенные из кирпичей рельефные кресты, а на ее барабане размещены полосы арочек и керамических вставок в виде нишек с килевидным завершением.
Это была первая попытка целеустремленного изучения памятников древнего русского зодчества. В настоящее время значительные участки живописи сохранились только в Георгиевской церкви. Раскопки показали, что это было крупное здание с очень своеобразным планом. Помимо известного музея в Кижах существуют также такие музеи как Малые Корелы в Архангельской области, Витославлицы в Новгородской области, деревянная архитектура Сибири представлена в музее Тальцы в Иркутской области, деревянное зодчество Урала— в Нижне-Синячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества и народного искусства.
В начале XIX века в классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. XII в., несомненно прямо продолжают традиции, сложившиеся здесь еще в 60-х гг.
Но общее впечатление стало уже несколько иным, появился оттенок особой торжественности. Так развивалась неповторимо своеобразная владимиро-суздальская архитектурная школа. В ряде музеев подобного типа созданы так называемые «ожившие экспозиции», где мастерицы заняты вышивкой, плетением и прочими радующими женские сердца ремеслами. Феноменом русской православной культуры является резная скульптура, Христа, Богоматери и основных святителей, которые широко представлены в Пермском крае. У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья.
Какой был ее ход, развитие, ее действие и успехи. Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х гг.
У входа в музей расположились крестьянские дома, привезенные из разных районов Предуралья. В ближайших окрестностях Галича возвели церковь Спаса, которая, судя по упоминаниям в письменных источниках, входила в комплекс княжеского пригородного дворца. Но и те и другие ставились на господствующих высотах около сел и деревень и, махая своими крыльями-лопастями издали привлекали путников.
Благодаря их работам история русской архитектуры не только пополнилась новыми памятниками, но и, что еще важнее, раскрылась с подлинно исторических позиций. Кловский собор сохранялся в полуразрушенном состоянии до XVIII в., а затем был разобран.
По его проекту были построены такие здания как Александровский дворец (1792—1796), Здание Смольного института (1806), здание Академии наук (1786—1789) и др. Сильно перестроенное здание Михайловского собора достояло до 30-х гг. Основанием служит приземистый четверик, на который поставлен мощный восьмигранный сруб, завершающийся резными лопатками-полицами".
Такое сходство абсолютно понятно. Вместе с тем архитектурный облик памятников 60-х и 90-х гг. Это главное здание МГУ на Воробьёвых горах, жилой дом на Котельнической набережной, гостиница «Украина», здание Министерства иностранных дел, жилой дом на Кудринской площади, высотное здание на площади Красных Ворот и гостиница «Ленинградская».
Ее высокие прирубы и крытые на два ската завершения с маленькой главкой напоминают кряжистого новгородского воина. Уже начатые стройки были заморожены или закрыты. Произошло это, по-видимому, в конце 40-х гг.
по проекту известного архитектора-реставратора А. В. Очень существенные изменения произошли в зодчестве Киева. Спускаясь с холма по тропе, выходишь к охотничьим заимкам и лабазам. Годы ее постройки не отмечены в летописях, но связь храма с родом Мономаха позволяет считать, что здание возведено в тот период, когда Владимир Мономах был киевским князем, т. е. между 1113 и 1125 гг.
Разнообразие изб, поднятых на высоких подклетах над землей поражает.
Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х годах XI века. Чем же характеризуется X в. в истории восточных славян. В конце 1940-х— начале 1950-х в Москве были построены «сталинские высотки», ставшие классическими образцами сталинской архитектуры. Об этом свидетельствует найденный при раскопках обломок сложнопрофилированного кирпичного столба имеющего точно такую же форму, как столбы аркад княжеских хор в Софийском соборе.
Такие жилища в литературе принято называть полуземлянками, хотя иногда они углублены настолько незначительно, что почти целиком возвышаются над поверхностью. При этом технические и художественные изменения были безусловно тесно взаимосвязаны. Редко их руины можно увидеть на старых фотографиях XIX в. или на планах древних городов.
Ее крестчатые в плане подкупольные столбы имели скругленные углы. В жилищном строительстве на смену хрущёвкам пришли более комфортные «брежневки», названные в честь возглавлявшего СССР Леонида Брежнева. Он был привезен с берега Камы, смонтирован и готов к работе, которую выполнял до 70-х гг. О работе здесь мастеров из Переяславля свидетельствует лишь своеобразная техника формовки кирпичей.
Монументальные здания прошлого века сменились небольшими иногда даже «декоративными» постройками. Финансовые условия позволяли заметно ускорить темпы развития архитектуры.
Соразмерность зданий их декор также создавались с учетом окружающих ландшафтов. Это пятинефные храмы, но если в Киеве к собору примыкают два ряда галерей, то в Новгороде — только один ряд, а в Полоцке вообще нет галерей3). Взаимопроникновение форм, различных по происхождению, но органически слитых воедино, делает данную архитектурную школу особенно яркой и своеобразной.
Это был трехнефный шестистолпный храм. В Константинополе император мог проводить такие церемонии в многочисленных парадных помещениях дворцов, а в случае нужды — и на хорах (эмпорах) Софийского собора, построенного еще в VI в. В Киеве все это нужно было создавать именно теперь. Очень вероятно, что собор Кловского монастыря строили те же мастера, которые до этого возвели Печерский собор.
Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви. Обходная открытая галерея и крыльцо оживляют весьма строгую композицию храма. Очень существенно изменились, вернее — сменились, декоративные элементы фасадов.
с. Боголюбово). 31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О развитии жилищного строительства в СССР», положившее начало массовому строительству домов, получивших название «хрущёвки» по имени Никиты Сергеевича Хрущёва. Зодчество ряда княжеств (Киевское, Черниговское, Рязанское, Смоленское, Волынское) не разделилось на самостоятельные школы. Наиболее известным её примером является загородный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667—1681). Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве.
Близ Галича вскрыт иной вариант квадрифолия — с мягко скругленными контурами (так называемый Полигон). Строителями Софийского собора были константинопольские мастера.
Архивные материалы, записки путешественников XVIII-XX вв., замечательная книга Максимова «Один год» пригодились для правильного расположения объектов.
Большую роль сыграло также применение местных строительных материалов. Вот таким образом зодчий, заложив фундамент, возвел на нем каменный цоколь высотой почти 4 м и засыпал его землей.
И рассуждения некоторых ученых, обремененных научными званиями, о бесперспективности, «черных дырах» огромных территорий России, представляются мягко говоря, неубедительными. И значит, многоглавие киевского Софийского собора имеет прямой функциональный смысл. Раскопки Десятинной церкви показали, что здание было возведено из плоских кирпичей византийского типа (плинфы) способом кладки со скрытым рядом. Д. Барановский), Борисоглебской в Чернигове (Н.
Согласно наиболее убедительной из них, это был крупный храм с галереями центральная его часть завершалась огромным куполом, опиравшимся на восемь опорных столбов. Весьма своеобразный музей деревянного зодчества «Хохловка» вблизи города Пермь. Тем не менее представить первоначальный облик храма не составляет особых затруднений.
Угро-финские племена легко вошли в более молодой славянский этнос. Ее шатровое завершение покоится на приземистом четверике.
Очевидно именно тогда Всеволод отправил в Полоцк киевскую строительную артель. Конечно, предположение о подобном передвижении мастеров-строителей требует более аргументированных доказательств, а если учесть возможность различного сочетания основного ядра артели (каменщики) с изготовителями кирпича (плинфотворителями), то картина может оказаться и более сложной.
В 1101 г. здесь по распоряжению Мономаха был построен собор. В конце 40-х или начале 50-х гг. Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитектуре. Комплекс реставрационных и исследовательских работ середины XX века позволил сохранить двухъярусную галерею-переход и нижнюю часть древней башни княжеского дворца.
За период с 60-х гг. Внутри сохранился замечательный резной иконостас. Следовательно, динамичность композиции, характерная для киевских памятников конца XI — начала XII в., здесь была еще усилена, в то время как в черниговских памятниках начала XII в. и в киевских памятниках 40-х гг. Карнизные плиты, парапеты хор и полы, которые в Византии делали из мрамора, начали исполнять из местного сланца (так называемый красный шифер) имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур. Пожалуй, главная его достопримечательность – башни и прясла стен деревянного Усть-Илимского острога.
Стали широко использовать не применявшиеся ранее крестовые своды. Таким образом, собор стал пятинефным и пятиглавым. С трех сторон основной объем опоясывает галерея-гульбище, устроенная на кронштейнах, которая придает храму нарядность. В книге «Стиль и эпоха» он размышлял, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Михайловская церковь, заложенная в 1174 г., оказалась небольшой четырехстолпной постройкой.
Дом был как бы частью окружающей природы. Торжественные и пышные многоглавые композиции отошли в прошлое. К этому следует добавить стройные пропорции и крупные размеры (27. 5 х 17. 6 м), делающие собор величественным и торжественным. Весьма вероятно, что побелка стен вызывалась как эстетическими представлениями той эпохи, так и практическими нуждами — служила защитой кирпичной кладки от разрушения (выветривания). В старину на подступах к древнему городу или селу стояли сторожевые башни.
Венчает колокольню шатер строгих пропорций, на который, минуя барабан, насажена миниатюрная главка, крытая лемехом. Колокольня является одной из самых древних колоколен башенного типа на семнадцати столбах. Большая толщина западной стены свидетельствует, что в ней размещалась лестница на хоры.
XII в. (предположительно 1119 г. ) возвела в Перемышле церковь Иоанна Крестителя.
В 1938 — 1939 гг. На смену сталинской пришла функциональная типовая архитектура. Красноречьев.
Одним из крупных центров монументального строительства в XII в. стал Смоленск. Прототипом бесстолпных храмов XVII века является Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (1626). Церковь имела (по фундаментам) в длину 27. 2 м, в ширину — 18. 2 м длина подкупольного пространства 6. 5 м, ширина — 7. 2 м. С трех сторон к церкви примыкали галереи, очень усложненные и расширенные в западной части, где, вероятно, находились лестничная башня и крещальня. Десятинная церковь рухнула во время взятия Киева монголами и долго стояла в руинах.
И князь Юрий обратился за помощью к своему военному союзнику — галицкому князю Владимиру. От других реставрированных памятников кирпичного зодчества XII в. (например, Борисоглебская церковь в Чернигове и Успенский собор во Владимире-Волынском) церковь Петра и Павла отличается тем, что ее фасады освобождены от поздней штукатурки и дают возможность видеть подлинную фактуру равнослойной кирпичной кладки стен.
Прежде всего в итоге работ резко выросло количество известных памятников: в настоящее время мы учитываем около 200 произведений русского зодчества домонгольского времени. 1) Число вводимых в научный оборот объектов за послевоенные годы увеличилось, таким образом, почти втрое. Естественно, что ведущая роль в изучении древнейшего периода истории русской архитектуры перешла к археологам. Башня Якутского острога в 90-е гг. В Полоцке техника кладки стен полностью совпадает с киевской, но если в Киеве тщательная подрезка швов и обработка поверхностей стен имеет место как снаружи, так и изнутри здания, то в Полоцке внутри храма стены оформлены более небрежно: видимо, опытных каменщиков здесь было меньше и зодчий старался экономить их квалифицированный труд. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем).
Из построек, возведенных в 50-х-гг.